Пилюгина Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук,
Кубанский социально-экономический институт
(е-таП: [email protected])
Петров Владимир Иванович
кандидат исторических наук, Кубанский государственный университет (e-mail: [email protected])
Взаимодействие правоохранительных органов города Краснодара и Краснодарского края с гражданским обществом
В статье рассматриваются формы взаимодействия правоохранительных органов с гражданами и общественными организациями г. Краснодара и Краснодарского края. Анализируются виды мошенничеств, распространенных в Краснодарском крае, и способы борьбы с ними. Отмечается, что на снижение уровня криминогенности положительно влияет правильно организованное взаимодействие органов внутренних дел с общественностью.
Ключевые слова: полезные инициативы, обеспечение безопасности, раскрытие преступлений, взаимодействие с гражданами, микрофинансовые организации.
T.V. Pilyugina, Candidate of Law, Kuban Social and Economic Institute; e-mail: [email protected];
V.I. Petrov, Candidate of History, Kuban State University; e-mail: [email protected]
Interaction of law-enforcement bodies of the city of Krasnodar and Krasnodar region with civil society
In the article forms of interaction of law enforcement agencies with citizens and public organizations of Krasnodar and Krasnodar region are considered. Types of the frauds widespread in Krasnodar region and ways of fight against them are analyzed. It is noted that decrease of level of criminality is positively influenced by correctly organized interaction of law-enforcement bodies with the public.
Key words: useful initiatives, safety provision, disclosure of crimes, interaction with citizens, microfinancial organizations.
Современная методология криминологического исследования преступности напрямую связана с анализом состояния противодействия преступлениям, взаимодействия правоохранительных органов с гражданским обществом, т.е. с общественными организациями, движениями, ассоциациями [1, с. 314]. Краснодар занимает лидирующие позиции не только в крае, но и в Южном федеральном округе по развитости диалога власти и общественности. Существует множество общественных советов, в том числе по развитию гражданского общества при главе города, муниципальная программа. Развитие гражданского общества является эффективным инструментом для реализации полезных инициатив общественных организаций, а главное - для контроля за соблюдением правопорядка на улицах города. Через развитую систему территориального общественного самоуправления жители доводят до сведения муниципалитета свои требования к власти. В г. Краснодаре между администрацией города и Общественной палатой края заключен договор о взаимодействии. Однако Общественная палата
пока постоянно не функционирует, требуется помощь в получении помещения. Конечно, администрация города и края не отказывает общественным активистам при необходимости обсуждения различных вопросов, в том числе и вопросов соблюдения правопорядка (вспомним борьбу с курением в общественных местах, борьбу за соблюдение «детского закона»). Общественные палаты, местные и региональные, как мы выясняем, давно уже не новость. Например, еще три года назад в Московской области была объявлена программа обновления муниципальных общественных палат, а претендовать на членство в них предложили каждому желающему общественнику. Да и общественные политические организации и партии могли бы активнее создавать Общественные народные фронты (как у Единой России) для помощи общественности во взаимодействии с властью, особенно органами правопорядка.
В Краснодарском крае с 2015 г. полноценно функционирует координационное совещание по обеспечению правопорядка, которое осуществляет согласованные действия территориальных органов исполнительной власти,
84
расположенных в Краснодарском крае, и органов местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению правопорядка в пределах края [2]. В настоящее время большое значение придается именно совместной работе, взаимодействию государственных структур с общественными организациями и некоммерческими объединениями в разрезе проблем поддержания порядка на территории края. В утвержденном «Положении о Совете Безопасности Российской Федерации» определен широкий спектр функций и возможностей координационного совещания. Совет может осуществлять контроль за деятельностью правоохранительных органов [3, с. 64]. Особое внимание в 2017 г. будет уделяться эффективной информационно-аналитической деятельности как координационного совещания, так и всех правоохранительных органов.
На сегодняшний день очень важно правильно оценить эффективность совокупности мероприятий по предупреждению криминальных ситуаций. Эти мероприятия проходили и проходят в крае на высоком уровне как в плане обеспечения безопасности, так и в организационном отношении. Так, по итогам 2016 г координационное совещание по обеспечению правопорядка в Краснодарском крае зарегистрировало в краевой столице 13754 преступления, что на 5% ниже, чем в 2015 г. Основную часть составляют преступления небольшой и средней тяжести, из которых почти 54% -кражи чужого имущества, около 12% - мошенничества. В целом в Краснодарском крае почти на 10% сократилось количество совершенных тяжких и особо тяжких преступлений (убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью и грабежей). Уменьшилось число разбойных нападений, вымогательств, угонов транспортных средств. На конец 2016 г. раскрываемость составила 45,5% [4, с. 3].
В Краснодарском крае количество преступлений, совершенных в общественных местах, в текущем году уменьшилось на 8,9%. Добиться снижения преступности в общественных местах удалось за счет активизации работы нарядов патрульно-постовой службы и ОГИБДД [4, с. 3]. Кроме того, каждую неделю на территории края проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Правопорядок», «Улица», «Ночь», в которых задействованы все силы городской полиции, общественность и казаки. В целом на сегодня, т.е. на начало 2017 г., криминогенная ситуация в населенных пунктах Краснодарского края остается достаточно стабильной и прогнозируемой.
Кризисные явления в экономике страны и региона не могли не отразиться на уровне жизни населения. Как известно, чем труднее гражданам заработать средства к существованию законным способом, тем больше искушение нарушить закон. За последний год отмечает-
ся рост числа мошенничеств, а также разнообразие способов их совершения. Так, только за 10 месяцев 2016 г. в Краснодаре было зарегистрировано 1706 таких преступлений, а рост по сравнению с 2015 г. составил 18%. Следует отметить, что самый существенный материальный ущерб пострадавшим наносят аферы, связанные с долевым строительством. И в этом нет ничего удивительного, т.к. дольщики фактически вкладывают деньги в воздух, а вернее - в бумаги, которые далеко не всегда гарантируют получение реальной квартиры.
В последние полтора года активно работают лица, делающие гражданам рискованные коммерческие предложения. В первую очередь это недобросовестные микрофинансовые организации, которые дают населению деньги под весьма высокие проценты (так называемые финансовые пирамиды). Государственная Дума взяла этот вопрос под контроль и предлагает ограничить процент по таким кредитам, установив верхний предел - 750% в год. Кроме того, в 2016 г. участились случаи сбыта поддельных денежных купюр. Среди причин можно назвать научно-технический прогресс, широкие возможности для приобретения необходимых материалов и компонентов, совершенствование полиграфического оборудования. В Краснодар фальшивые купюры чаще всего поступают из Северо-Кавказского региона, иногда - из центральной полосы. Рост фальшивомонетничества опасен тем, что провоцирует инфляционные явления, обогащение криминальных элементов, развитие таких видов преступности, как торговля оружием и наркотическими средствами. За преиод 2016 г. в Краснодарском крае снизилось количество грабежей в офисах «Быстроденьги» (микрофинансовых кредитных учреждениях). Это связано с тем, что участники преступных групп, осуществлявших свою деятельность в 2015 г., к началу 2016 г. уже были осуждены. Недавно были задержаны члены межрегиональной группировки, совершившие пять разбойных нападений в г. Краснодаре и г. Ростове-на-Дону на букмекерские конторы, принимавшие ставки на спортивные соревнования и футбольные матчи. Необходимо подчеркнуть, что в связи с вхождением в состав МВД России сотрудников ФСКН России и ФМС России улучшилось качество работы и возросла оперативность.
В штат Управления МВД России по г. Краснодару был введен отдел по контролю за оборотом наркотиков (83 должности, из них 61 аттестованный сотрудник и 22 эксперта) [4, с. 3]. Участковые, оперативники, сотрудники ДПС и ППС и раньше занимались борьбой с распространением наркотиков, но сейчас совместно с бывшими сотрудниками ФСКН России сформирован единый блок противодействия, что по-
85
зволит нанести сильный удар по распространению наркотиков.
В отделах по вопросам миграции городской полиции сегодня 106 должностей, но то, что бывшие сотрудники ФМС России «влились» в полицию, не скажется на гражданах, они, как и прежде, будут получать все необходимые услуги.
Учитывая, что численность населения г. Краснодара превысила 1 млн, возникает вопрос: хватает ли в краснодарском гарнизоне сотрудников, в частности участковых? В штате отдела участковых по г. Краснодару числится 341 сотрудник, некомплект составляет чуть более 20 человек, планируется увеличение штатной численности еще на 10 единиц. В связи с этим взаимодействие с гражданами имеет очень важное значение. Своевременное информирование со стороны населения города и края всегда помогает органам внутренних дел, особенно при розыске особо опасных преступников, пропавших граждан и т.д. Ведь контролировать поток въезжающих в г. Краснодар (ежедневно около 150 тыс. человек только на автотранспорте) сложно. А еще необходимо учитывать железную дорогу и аэропорт. С начала года удалось задержать 559 преступников, из них 74 находились в розыске более года, а 22 - ранее судимы. Установлено местонахождение 60 человек, пропавших без вести. Уже несколько лет в каждом округе города
1. Петров В.И., Пилюгина Т.В. Современные аспекты административно-правового регулирования отношений общества с государственным аппаратом // Общество и право. 2016. № 2(56). С. 313-315.
2. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 5 дек. 2005 г. № 725. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Петров В. И. К вопросу о национальной безопасности, политико-экономической интеграции России в мировом пространстве // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально значимых интересов: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (ч. I), 25 мая 2013 г. /отв. ред. М.Л. Прохорова. Краснодар, 2013.
4. Королева Л. Когда нет жалоб на полицию // Краснодарские известия. 2016. 10 нояб.
5. Петров В.И. Особенности развития гражданского общества в России (на примере Краснодарского края) // Вестн. Акад. знаний. 2014. № 1(8). С. 18-22.
действуют добровольные народные дружины, в которые входят сотрудники районных администраций. Общая численность членов дружин составляет более 200 человек, они активно участвуют в профилактических мероприятиях полиции, рейдах, патрулируют улицы совместно с участковыми. Еще около 300 человек входят в Добровольную народную автомобильную дружину и содействуют сотрудникам отделов пропаганды ГИБДД в обеспечении безопасности дорожного движения, проводят занятия по соблюдению правил дорожного движения для школьников [4, с. 3]. На помощь полиции также пришли студенческие отряды правоохранительной направленности, в них числится более 200 юношей и девушек. Таким образом, на устойчивую стабильность и даже снижение криминогенности в г. Краснодаре и Краснодарском крае влияет правильное отношение правоохранительных органов к активному взаимодействию с гражданами и организациями. Работу полиции Краснодарского края отличает внимание к запросам граждан. Правоохранительные органы через тесные контакты с общественниками, квартальными и рядовыми гражданами г. Краснодара и Краснодарского края могут и впредь успешно охранять общественный порядок и предупреждать различного рода ситуации, безусловно, на основе качественной оперативно-розыскной деятельности [5, с. 21].
1. Petrov V.I., Pilyugina T.V. Modern aspects of administrative and legal regulation of the relations of society with state machinery // Society and law. 2016. № 2(56). P. 313-315.
2. About interaction and coordination of activity of executive authorities of subjects of the Russian Federation and territorial authorities of federal organs of the executive authority: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 5, 2005. № 725. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. Petrov V.I. To a question of a homeland security, political and economic integration of Russia in world space // Criminal policy in the sphere of safety of health of the population, public morality and other socially important interests: proc. of II Intern. sci.-pract. conf. (pt. I), May 25, 2013 / resp. ed. M.L. Prokhorova. Krasnodar, 2013.
4. Koroleva L. When there is no complaints to police // Krasnodar news. 2016. Nov. 10.
5. Petrov V.I. Features of development of civil society in Russia (on the example of Krasnodar region) // Bull. of Academy of knowledge. 2014. № 1(8). P. 18-22.
86