УДК 339.97
Сердюк Е.Ю.
студент 6 курса, специальность «Таможенное дело»
Короткое Д.И.
студент 6 курса, специальность «Таможенное дело» Брянский государственный университет им. ак. И.Г.Петровского
Шуклина З.Н., д.э.н., профессор кафедры таможенного дела и маркетинга Брянский государственный университет им. ак. И.Г.Петровского
Россия, Брянск СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТЕКЦИОНИЗМА
НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА Аннотация: статья посвящена проблемам протекционизма, особенно актуальным ввиду того, что мировые кризисы, скрытая ресурсно-технологическая и явная информационная война, попытки глобального доминирования в политике некоторых стран снижают ценность международной интеграции, усложняют связи и отношения, обостряют риски включения государств в глобальную систему динамичного развития мировой экономики.
Ключевые слова: протекционизм, внешнеэкономическая деятельность, таможня, глобализация, санкции
Усиливающаяся HYPERLINK
"http://www.grandars.ru/college/sociologiya/globalizaciya.html" глобализация выделяет задачи по выработке адекватной политики протекционизма в целях сохранения экономической безопасности и повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Использование протекционизма вступает в противоречие со свободой торговли, неустойчивость глобального рынка разворачивает вспять процесс интеграции и специализации, акцентируя внутристрановые проблемы и задачи как первоочередные.
Среди ученых высказываются разные мнения о протекционизме. Протекционизм определяется как внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства однородных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей[1]. Соколова Ю.А. считает, что активизация государственной политики протекционизма позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.[12] Крупорницкая И.А. отмечает,
что подъем отечественного производства, усиление роди национальных компаний невозможны без широкого применения протекционистских мер.[6 ] Цедилин Л.И. подчеркивает, что предубеждения относительно фритредерства, как экономической политики, выгодной только развитым в технико-технологическом отношении странам, как известно, оставались на протяжении большей части двадцатого веса одним из основных доводов в защиту протекционизма. [13]
С 1 января 2017 года в России вступает в силу постановление Правительства о приоритете российских товаров и услуг при госзакупках, Постановлением устанавливается приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемы российскими лицами, при закупках товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и других способов закупки, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Гольдштейн Р. подчеркивает, что задача государства заключается, прежде всего, в развитии и стимулировании производства в своей стран, поэтому решение установить приоритет для отечественных товаров и услуг становится абсолютно правильной и своевременной мерой [3] .
В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, однако никогда не принимала экстремальных форм. При этом абсолютно открытая экономика не используется государствами, так как довольно сложно правительству регулировать международный оборот ресурсов, соблюдать приоритет национальных экономических интересов и узко специализироваться в международном разделения труда и производства. [3] Ретроспективный анализ механизма реализации протекционистской политики позволяет определить основные методы, формы, инструменты, используемые правительствами стран для реализации национальных интересов, среди которых действительно доминирующее положение занимает таможенная пошлина.[5]
Таблица 1- Цели политики протекционизма
Цели Сущность
Защита отраслей-постоянная постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба страна может быть уязвимой в условиях войны, потерять экономическую безопасность
Защита новых отраслей-временная временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут и смогут конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
Ответные меры, реакция принятие ответных мер при проведении политики санкций,
на негативное влияния и действия
протекционизма торговыми партнерами.
В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция, когда страны стали отгораживаться друг от друга изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.[14] В 1990 годы в России в условиях формирования рыночных условий страна открылась для внешнего мира и включилась в процесс разделения труда и специализации по производству товаров, услуг. Однако сложные международные процессы, политическая конкуренция, турбулентная внешняя среда создали условия определенной изоляции России, но санкционное давление не помешало выстраивать и активно развивать собственную экономику, даже опираясь на политику импортозамещения.
Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. В этой связи таможенное дело, складывающееся в системе внешнеэкономических отношений, одно из важнейших звеньев в международных отношениях на мировом региональном и национальном уровне. Таможенные отношения характеризуются, прежде всего, таможенной политикой, международными правилами, внешнеторговыми соглашениями, порядком и условиями перемещения через таможенные границы товарных, транспортных, финансовых и информационных потоков, а также общепринятыми мерами тарифного и нетарифного регулирования, экспортного контроля и т. д [1, 6,13]
Уровень защиты национальной экономики в итоге является основным показателем для оценки этого вида государственной деятельности. Таможенная деятельность выступает как один из государственных механизмов, при помощи которого осуществляется государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и обеспечивается взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством [3, 4]. Барамзин С.В. характеризует таможенно-тарифный механизм как инструмент регулирования внешней торговли создается с целью установления
конкретных правил и условий импорта или экспорта тех или иных товаров и услуг. В назначении подчеркивается реализации государственной таможенной политики на основе использования комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений,
вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства —
международных соглашений, а также норм, требований и правил Всемирной торговой организации и рекомендаций Всемирной таможенной
организации.[4]
Как инструмент таможенного дела протекционизм может
содействовать развитию национального производства, так и тормозить его, способствуя усилению позиций отечественных монополистов на внутреннем рынке. Протекционистская политика позволяет приобрести значительно больше выгод по сравнению с издержками от ведения и поддержания ограничительных мер[3]: поддержка начинающей отрасли или продукта в ранней стадии жизненного цикла товара, получения передышки в период модернизации отрасли, обеспечение национальной безопасности: сохранение отраслей, связанных с национальной обороной (Военно-промышленный комплекс), обеспечение экономической безопасности страны в форме самообеспеченности экономики страны и её устойчивости, диверсификация производства ради стабильности, укрепляя политическую и экономическую независимость страны, увеличение и защита уровня занятости населения страны, защита со стороны более дешевой иностранной рабочей силы, защита от демпинга: от стран, сбрасывающих товары в чужой стране ниже себестоимости с целью уничтожения конкурента или установки монопольного положения, улучшения платежного баланса, сокращение внешнеторгового дефицита из-за сокращения объема импорта, увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг, пополнение дохода государственного бюджета страны за счет таможенный платежей, пополнение дохода местного бюджета в связи с дополнительной прибылью местных производителей, снижение потерь от несовершенной конкуренции со стороны иностранных производителей, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан за счет продажи продукции подконтрольного производства государственными органами. [3]
В качестве примера приведем страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), которые стали 7-й по величине экономикой в мире и 2-й в Азии (после Китая). Эти страны ориентированы на укрепление своей экономики и государственности. При этом, имея обширные связи с другими государствами и активное сотрудничество в области торговли, страны АСЕАН проводят политику протекционизма и экономического суверенитета. В этом плане интересна японскую тарифную систему. Импортным тарифом Японии разрешен беспошлинный ввоз примерно трети товаров (в основном сырьевых). «22,7% товаров облагаются импортными товарами в размере 5%, 22,7% - от 5 до 10%, 7,7% - от 10 до 15%, 6% - от 15 до 20%, 3,8% - от 20 до 30% и только 2,1% - свыше 30%.» [16]
К национальным интересам относят необходимость обеспечения экономического суверенитета страны и ее максимальной самодостаточности и независимости в долгосрочном плане; защиты и сохранения рабочих мест, уровня совокупного спроса и, как следствие, совокупного предложения; поддержки депрессивных отраслей и стимулировании структурных и технологических преобразований национального воспроизводства; сохранения баланса между динамичностью и устойчивостью экономического развития.[7]
Цедилин Л.А. выделяет эффекты свободной торговли, которые распределяются неравномерно как между странами, так и между различными группами населения. К тому же в одной и той же стране баланс сил выигрывающих и проигрывающих как от протекционизма, так и от политики открытости со временем, как правило, меняется. [13 ]
Таблица 2-Виды протекционизма
Виды Значение
Селективный протекционизм защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
Отраслевой протекционизм защита конкретной отрасли;
Коллективный протекционизм взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран
Скрытый протекционизм протекционизм при помощи нетаможенных методов, технические барьеры, госзакупки, внутренние налоги сборы
Зеленый основанная на установлении экологических стандартов и применении иных норм национального природоохранного законодательства, отделения рынков со строгими экологическими регламентациями от рынков с менее строгими
Черный Противоречивая, либеральная концепция, преклонение перед национальным государством и демонстрация его посредством неолиберальной идеологии крестоносцев свободного мирового рынка, консервативное мышление и поведение
Красный ориентированный на коммунистические взгляды, коллективизм, государственное влияние и социальную защиту, превалирование социального компромисса и социальной ответственности без мировой торговли
Региональный Предлагается и используется в рамках интересов региона, государственные региональные (муниципальные) закупки и розничная торговля, локализованная на территории региона
Во внешней торговле экономические интересы России определяются следующими факторами: интересами субъекта экономического интереса -
предприятие/отрасль; объектом экономического интереса - непосредственно конкурирующий или аналогичный товар; субъектно-объектным отношением -существенный ущерб или реальная угроза существенного ущерба предприятию/отрасли национальной экономики.[10]
Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны могут применять и меры экономической политики. Под мерами экономической политики в таможенном деле понимаются разнообразные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами. Действие запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства связано с государственной безопасностью; защитой общественного порядка, комфорта населения, жизни и здоровья. Перечень оснований для запрещения ввоза и вывода в РФ товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.[6]
Наряду с полным запретом в отношении ввоза и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение ограничительных мер экономической политики: товарные ограничения - ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени - ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование - количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения - ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран. [4]
Выделяя квотирование в качестве меры экономической политики, Соколова Ю.А. поясняет, что введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ.
Такая мера может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.[12}
Таким образом, в условиях острой конкурентной борьбы в глобализированной мировой экономике при дисбалансе интересов стран рациональное сочетание протекционистских и фритредерских элементов во внешнеторговой политике постоянно нарушается, возникают торговые противоречия, в связи с чем остро стоит вопрос выбора инструментов оптимизации и рационального применения для защиты государства, национальной экономики и поддержания конкурентной среды. Поэтому в рамках государственной и таможенной политики решаются вопросы продолжительности и динамики использования протекционизма, оценки эффективности мер, степени влияния на перспективы международного сотрудничества.
Использованные источники:
1.Барамзин С.В. О сущности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии, 2013, №3
2.Буваева Н.Э. Международное таможенное право. -М.:ЮРАЙТ, 2015.-322с.
3.Гольдштейн Р. Российский протекционизм против экономической агрессии Запада// Империя: информационно аналитический портал, 2016.-http: //wwwлmperiyanews .ru/detail s/
4.Демичев А.А Основы таможенного дела: учебник // А.А. Демичев, А.С. Логинова. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. - 188 с.
5.Ерешко Е.В. Протекционизм и фритредерство в таможенной политике Российской империи // Историческая и социально-образовательная мысль, 2009, №1
6. Крупорницкая И. А. Протекционизм и сободная торговля в международных экономических отношениях // Вестник Мурманского государственного технического университета , 2003, т.6, № 2
7.Кочергина Т.Е. Механизм реализации «принудительного» протекционизма// Наука и образование: хозяйство и экономика, 2012, №5
8.Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. - Берлин: Директ-Медиа, 2015.-401 с.
9.Погудаева М.Ю., Жукова И.М. Современная политика протекционизма// Экономический журнал, 2010, №9
10.Сафар-заде Р.О. Состояние и перспективы формирования международных таможенных отношений России с государствами-партнерами в рамках осуществления протекционизма во внешней торговле/ автореферат диссертации , 2010, 26с.
11.Самнер У., Новиков Я.А. Заблуждения протекционизма.- М.: ООО «Социум», ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.-254с.
12.Соколова Ю.А. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-3.
13.Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 208 с.
14.Шорохов М. С. Протекционизм и свободная торговля: уроки истории и современный выбор для России// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2009, №2
15.Шуклина З.Н. Управление экономической безопасностью предприятия в условиях нестабильных международных отношений// Экономика и предпринимательство, 2016, №1, ч.1,с. 554-561
16.Джим Пауэлл. Торговые барьеры и протекционизм // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/321-torgovye-barery-inbspprotekcionizm
УДК 338
Середин П.В. студент магистратуры l курс, Институт Управления Научный руководитель: доцент Слинков A.M. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)
Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационной деятельности в России, проводится анализ доли инновационной продукции, а также предлагается ряд стратегий для дальнейшего развития экономики страны
Ключевые слова: инфраструктура, инновации, анализ, стратегия, развитие.
Seredin P. V. magistracy
lst year, Institute of Management Supervisor: Associate Professor Slinkov A.M. Belgorod state National Research University
Russia. Belgorod
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES TO RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR DECISION