Научная статья на тему 'Внешнеторговая политика государства: значение, цели и принципы'

Внешнеторговая политика государства: значение, цели и принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16899
1815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / REGULATORY MECHANISM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ / THE PRINCIPLES OF FOREIGN POLICY / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / PROTECTIONISM / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / САНКЦИИ / SANCTIONS / ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩАЯ ПОЛИТИКА / IMPORT SUBSTITUTION POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламов Г.Д.

Статья посвящена теоретическим аспектам осуществления внешнеторговой политики государства. Рассмотрены роль, значение, цели и принципы формирования и реализации государственной политики в сфере внешней торговли. Рассмотрены различные направления внешнеторговой политики, применяемые государствами на практике, показаны преимущества и недостатки как протекционистской политики, так и либеральной. Автор исследует задачи Правительства РФ по формированию адекватной внешнеторговой политики, в условиях проводимой некоторыми государствами санкционной политики в отношении Российской Федерации. В этой связи приводятся принципы регулирования внешнеторговой деятельности, которые соответствуют международным нормам, общепризнанны и являются базовыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY OF THE STATE: THE IMPORTANCE, AIMS AND PRINCIPLES

The article is devoted to the theoretical aspects of the foreign policy of the state. We consider the role, significance, purpose and principles of the formation and implementation of state policy in the sphere of foreign trade. The different directions of foreign policy, applied by States in practice, the advantages and disadvantages of both protectionist policies and a liberal. The author examines the problem of the Russian Government on the formation of an adequate trade policy, in terms pursued by some States sanctions policy in relation to the Russian Federation. principles for the regulation of foreign trade activity is given in this connection, that meet international standards are generally accepted and are basic.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговая политика государства: значение, цели и принципы»

ИСЛАМОВ Г.Д.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам осуществления внешнеторговой политики государства. Рассмотрены роль, значение, цели и принципы формирования и реализации государственной политики в сфере внешней торговли. Рассмотрены различные направления внешнеторговой политики, применяемые государствами на практике, показаны преимущества и недостатки как протекционистской политики, так и либеральной. Автор исследует задачи Правительства РФ по формированию адекватной внешнеторговой политики, в условиях проводимой некоторыми государствами санкционной политики в отношении Российской Федерации. В этой связи приводятся принципы регулирования внешнеторговой деятельности, которые соответствуют международным нормам, общепризнанны и являются базовыми. Ключевые слова. Внешняя торговля, механизм правового регулирования, государственное регулирование, принципы внешнеторговой политики, протекционизм, либерализм, санкции, импортозамещающая политика.

ISLAMOV G.D.

FOREIGN POLICY OF THE STATE: THE IMPORTANCE, AI MS AND PRINCIPLES

Abstract. The article is devoted to the theoretical aspects of the foreign policy of the state. We consider the role, significance, purpose and principles of the formation and implementation of state policy in the sphere of foreign trade. The different directions of foreign policy, applied by States in practice, the advantages and disadvantages of both protectionist policies and a liberal. The author examines the problem of the Russian Government on the formation of an adequate trade policy, in terms pursued by some States sanctions policy in relation to the Russian Federation. principles for the regulation of foreign trade activity is given in this connection, that meet international standards are generally accepted and are basic.

Keywords. Foreign trade, regulatory mechanism, government regulation, the principles of foreign policy, protectionism, liberalism, sanctions, import substitution policies.

Государственная политика в сфере внешнеэкономической деятельности в мировой практике нацелена на разработку системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями, наделенные соответствующими полномочиями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта страны, поощрения притока иностранного капитала.

Для формирования и осуществлениягосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России

Под государственным регулированием внешнеторговой политики обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны [1].

Государственная внешнеторговая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеторговых связей и оптимизация участия страны в международном разделении труда. Она призвана способствовать решению важных задач по географической сбалансированности внешнеторговых операций с отдельными государствами и регионами в целях обеспечения экономической безопасности страны. В частности, в России многое зависит от правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации внешнеторговой политики между центральными и местными властями при безусловном единстве и целостности этой политики Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших

услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области внешнеэкономических связей.

Внешнеторговая политика (ВТП) - это общий курс политики государства в международных экономических отношениях. Внешнеторговая политика государства определяет его экономические отношения с иностранными государствами. Главная цель внешнеторговой политики -создание благоприятных внешних и внутренних условий для развития национальной экономики страны. В число основных задач внешнеторговой политики входят: защита торгово-политическими методами национальной экономики, обеспечение благоприятных условий для вывоза товаров и услуг данной страны на мировой рынок, а также создание благоприятных условий для выхода на мировой рынок национальных поставщиков товаров и услуг, развитие общей правовой базы взаимоотношений внешнеторговых операторов страны с их иностранными контрагентами.

Сфера внешнеторговой политики в современных условиях расширяется. Она включает наряду с внешней торговлей товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности более широкие области международных экономических отношений, в частности, валютную политику, политику в области движения капитала и рабочей силы, условия обмена технологией и некоторые другие направления.

Таким образом, в более широком или общем плане торговая политика определяет условия взаимодействия национальной экономики страны с мировым хозяйством. В этом качестве торговая политика страны может рассматриваться как составная часть ее внешней политики, в той мере, в которой внешняя политика определяет общую линию взаимоотношений страны с иностранными государствами. С другой стороны, внешнеторговая политика страны самым тесным образом связана с внутренней экономической политикой государства и может рассматриваться как продолжение во вненациональной экономической политике.

Внешнеторговая политика осуществляется с помощью комплекса взаимосвязанных мер внутренней и внешней экономической политики. В число этих мер входят экономические, административные, правовые, технические средства, которые используются для осуществления внешнеторговой политики.

С развитием многосторонних межгосударственных организаций, учреждений и соглашений и ведение в этой связи многосторонних переговоров растущее значение приобретает многосторонняя экономическая дипломатия.

Многосторонняя экономическая или коммерческая дипломатия связана, прежде всего, с работой международных межправительственных организаций, с проведением дипломатических конференций по проблемам международных экономических взаимоотношений, с участием в международных экономических переговорах. Многосторонняя экономическая дипломатия - это растущее и перспективное направление в сфере методов осуществления внешнеторговой политики любой страны.

Одним из результатов внешнеторговой политики является большее или меньшее вовлечение экономики страны в мировое хозяйство. При этом участие страны в мировом хозяйстве может содействовать ее экономическому развитию и созданию более эффективной и динамичной экономики путем углубления участия страны в международном разделении труда. Такой курс внешнеторговой политики предполагает постепенное открытие экономики страны, т.е. создание таких условий, при которых взаимодействие национальной и мировой экономик становится более свободным. Но с другой стороны, интеграция страны в мировую экономику открывает дверь для иностранной конкуренции на внутреннем рынке страны. Образующаяся таким образом экономическая взаимозависимость может носить симметричный (сбалансированный) характер, что отвечает интересам страны. Задача внешнеторговой политики - создать условия для интеграции страны в мировую экономику по первому пути и защитить от односторонней экономической зависимости.

Внешнеторговая политика может быть протекционистской или либеральной. Либеральную политику часто называют политикой свободной торговли или фритредерство. Иногда приходится встречать оценки внешнеторговой политики отдельных стран как чисто протекционистской торговой политики или чисто либеральной. Неограниченная конкуренция со стороны сильных стран может сделать экономику менее развитых стран застоявшейся и сформировать неэффективную экономическую структуру. Однако в реальной жизни внешнеторговая политика любой страны - это сочетание в различной степени протекционизма и либерализма. Например, в США примерно 40 % товарных позиций имеют нулевую ставку пошлины. В Евросоюзе число товарных позиций, не облагаемых пошлинами - 27 %, в Японии - 47 %, в Канаде - 35 %, в Норвегии - 46 %. Эти цифры, казалось бы, говорят о либеральном характере внешнеторговой политики этих стран. Но, в то же время, целый ряд импортных товаров облагается ставками пошлин, размер которых превышает 10 %, т.е. носит протекционистский характер.

Некоторые современные исследователи допускают оправдание протекционизма как возможной меры на субсидирование иностранными правительствами экспорта. Мы согласны с мнением Цедилина Л.И., что это может обернуться поощрением «рентоориентированного» поведения [5]. Как бы то ни было, при принятии решений о выделении субсидий для каких-либо отраслей, следует считаться с возникающими трудностями в случае экспорта соответствующей продукции, поскольку приходится принимать во внимание упомянутые ответные меры. На практике в качестве довода часто в пользу протекционистских мер приводится защита от демпинга, потому что учитывается необходимость противодействии недобросовестной конкуренции.

Во второй половине XX столетия в ряде развивающихся стран получили развитие концепции так называемой импортозамещающей и экспортоориентированной политики. Обычно первое направление торговой политики предшествует второму. Импортозамещающая и экс-портоориентированная политика получили практическое применение в странах Латинской Америки и в странах Юго-Восточной Азии. Например, Бразилия в течение 60-70-х годов прошлого века с помощью импортозамещающей политики значительно развила свой промышленный потенциал и постепенно стала переходить к экспортоориентированной политике. Страны Юго-Восточной Азии сделали акцент на экспортоориентированную политику и существенно укрепили по ряду направлений свои позиции на мировом рынке.

Импортозамещающая политика включает два направления действий правительства. Первое - это введение импортных протекционистских барьеров в отношении тех отраслей национальной экономики, которые предполагается защитить от иностранной конкуренции и создать им благоприятные условия для развития. Второе - это использование прямых и косвенных субсидий для отраслей национального производства, производящих конкурирующую с импортом продукцию, с тем, чтобы повысить конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке и сократить импорт. Обычно эти направления сочетаются. Например, правительство повышает пошлины на иностранные автомашины, а также за последние годы ввело утилизационный сбор на ввоз иностранных машин на территорию РФ, чтобы уменьшить импорт иностранных автомашин и одновременно устанавливает внутреннее льготное налогообложение или льготные тарифы на электроэнергию для национальных предприятий, производящих автомобили. Это сокращает издержки национальных товаропроизводителей и позволяет им успешно бороться с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. Обычно импортозамещающая политика сворачивается по мере роста внутреннего производства. В этой связи следует отметить проводимую Правительством РФ особую стратегическую политику, направленную на рост промышленного производства для обеспечения импортозамещения в связи с введенными в 2014-2015 годах странами Евросоюза, США, Канады и Австралии санкциями. Для этого правительство в том числе осуществляет меры, облегчающие вывоз товаров, создает финансовые льготы для тех отраслей.

Обычно экспортоориентированная политика включает в себя снижение импортных торговых барьеров, поскольку этот путь ведет к удешевлению импортных товаров, к снижению общего уровня цен в стране и поэтому к снижению издержек экспортоориентированных отраслей производства.

Главная задача нашего государства в современных условиях - выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство, а также проводимой в последнее время отдельными странами и группой стран (ЕС) в отношении Российской Федерации санкционной политики.

В принципиальном плане выбор в России модели «открытой» экономики и либерализации ВЭД явился, безусловно, правильным. Однако в толковании самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой «шоковой» либерализации ВЭД и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной, преобразующей роли государства.

В реальной политике российского руководства эти два подхода постоянно смешивались и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Нескоординированными были действия в области ценовой, валютной и экспортно-импортной политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, оказались кардинально ослаблены их конкурентные возможности на внешних рынках, что негативно сказалось на объеме российского экспорта.

Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель ВТП. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открыло ей путь во Всемирную торговую организацию (ВТО), тем самым существенно расширив каналы для перенесения через ВЭД рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики

Следовательно, в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта, подготовить необходимые законодательные акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность России.

Принципы внешнеторговой политики.

Стровский Л.Е., Казанцева С.К. и Каршина Е.А. выделяют следующие принципы регулирования внешнеторговой деятельности:

- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

- единство таможенной территории страны;

- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность [4].

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливаются принципы регулирования внешнеторговой деятельности, из которых основными являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным дого-

ворам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Все эти принципы вполне соответствуют международным нормам и общепризнанны, как базовые.

Рассмотрим несколько из перечисленных принципов, которые являются наиболее актуальными.

Принцип защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. Россия может в соответствии с международными договорами, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом вводить специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры для защиты экономических интересов российских производителей товаров. (в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)

Принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил, участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. На внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в Гражданском кодексе: равенство участников внешнеторговых операций, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

В целом в России сформирована качественно новая система регулирования и организации внешней торговли, которая по своим параметрам в основном соответствует международным критериям открытой рыночной экономики.

Литература

1. Авшаров А.Г. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации: учебник для вуза //СПб.: Питер. — 2012. — С. 105. — ISBN978-5-459-01111-1.

2. Исламов Г.Д. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности /Экономика XXIвека, № 11, 2007. С.19-25

3. Исламов Г.Д. Совершенствование системы регулирования внешнеторговой деятельности в России / Экономика XXI века, № 2, 2008. С.108-117

4. Стровский Л.Е., Казанцева С.К., Каршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. — М.: Юнити, 1999. - C. 63.

5. Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт//М.: Институт экономики РАН. — 2014. — С. 7.

References:

1. Avsharov A.G. State foreign policy of the Russian Federation: the textbook for high school // SPb .: Peter. -2012. - S. 105. - ISBN978-5-459-01111-1.

2. Islamov G.D. Organizational bases of state regulation of foreign trade / economy of the XXIcentury, number 11, 2007. S.19-25

3. Islamov G.D. Improving the system of regulation of foreign trade activities in Russia / Economics of the XXI century, number 2, 2008. S.108-117

4. Strovsky L.E., Kazantseva S.K., Karshin E.A. Foreign economic activity of the enterprise. -M .: Unity, 1999. - C. 63.

5. Tsedilin L.I. Protectionism in Russian economic policy is: institutional historical experience // M .: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences. - 2014. - S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.