Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование ВЭД КНР в условиях глобализации'

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД КНР в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4623
1326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД КНР в условиях глобализации»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Процесс интеграции в мировую экономику для России начался сравнительно недавно, около полутора десятков лет. Фактически государство находится на начальном этапе овладения инструментами торговой политики в условиях рынка, зачастую медленного и неумелого, что негативно отражается на состоянии отечественной экономики. Отсутствие необходимого опыта по защите национальных интересов настоятельно требует изучения практики в торгово-политической сфере внешнеэкономической деятельности зарубежных стран. Для Дальневосточного региона, прежде всего, важен опыт развития внешнеэкономической деятельности сопредельных государств - КНР, Японии, Республики Корея и др. Актуальность этой темы особенно возрастает в свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии подготовлен к изданию курс лекций доктора исторических наук, профессора В.Ф.Печерицы «Таможенно-тарифное регулирование в странах АТР», где подробно рассмотрены тенденции, проблемы и специфические особенности таможенно-тарифной политики государств этого региона, основные средства защиты национальных торгово-экономических интересов, уделено внимание институциональной системе защиты внутреннего рынка и содействия экпорту.

Эта книга - одна из первых попыток обобщения опыта использования странами АТР механизмов ВТО по регулированию внешней торговли, изучение и применение которого поможет России грамотно пользоваться механизмами ВТО для защиты интересов отечественных производителей и потребителей в целях эффективного интегрирования в мировое хозяйство.

Этот номер открывает ряд публикаций, подготовленных на основе материалов указанного курса лекций.

В.Ф. ПЕЧЕРИЦА

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД КНР в условиях глобализации

Законодательная основа ВЭД КНР

Главным документом таможенного законодательства КНР является таможенный кодекс, принятый парламентом Китая и утвержденный председателем КНР 23.01.1987 г., вступил в силу 01.07.1987 г.

Таможенный кодекс включает в себя следующие разделы: 1) общее положение; 2) ввоз и вывоз транспортных средств; 3) ввоз и вывоз багажа, вещей;

ПЕЧЕРИЦА Владимир Федорович - д-р ист. наук, профессор, Владивостокский филиал Российской таможенной академии.

4) таможенные пошлины; 5) ответственность за нарушение таможенных правил; 6) дополнительные статьи.

Таможенный кодекс призван обеспечить суверенитет, экономические интересы государства, способствовать экономике, торговле, научному развитию, культурному и технологическому обмену. В нем определены функции таможенных органов, ответственность за осуществление надзора и контроля над всеми ввозимыми на территорию Китая товарами.

К функциям таможенных органов КНР относятся:

- осуществление контроля над ввозом на территорию Китая и вывозом товаров, вещей, багажа, почтовых отправлений, валюты и других объектов;

- взимание таможенных пошлин и других налогов и платежей;

- предотвращение и пресечение действий, связанных с контрабандой;

- ведение таможенной статистики;

- валютный контроль;

- охранительная функция.

Структура таможенных органов подразделяется на три уровня:

1-й уровень - главный руководящий орган таможенной службы КНР -Главное таможенное управление (ГТУ), которое формируется Государственным Советом. Основной задачей ГТУ является общее управление таможенными учреждениями на всей территории КНР;

2-й уровень - зональные таможенные управления;

3-й уровень - таможни и таможенные посты (внутренние и внешние, морские и воздушные). В Китае работает 132 таможни и более 200 таможенных постов.

Основной принцип отношений в таможенных органах - единоначалие и субординация. Таможенные органы выполняют свои задачи и функции в соответствии с таможенным законом. Важнейшим документом, регулирующим ВЭД Китая, является Закон КНР о внешней торговле, принятый 12.05.1994 г. на VII сессии ПК ВСНП 8-го созыва и вступивший в силу с 01.07.1994 г. Он предусматривает введение единого порядка внешней торговли на территории всей страны, что соответствует требованиям ВТО, а также возможность принятия ответных мер в отношении государств, тем или иным способом ограничивающих свою торговлю с КНР.

Сохраняется разрешительный порядок участия во внешней торговле товарами и технологиями при условии наличия: собственного наименования и организационной структуры, четко определенной сферы внешнеторговой деятельности, помещения, капитала и квалифицированного персонала, поручения от других лиц на выполнение внешнеэкономических операций или собственных товарных ресурсов, прочих условий, установленных законом или нормативными актами. Порядок определения соответствий этим условиям устанавливается Госсоветом КНР.

Предприятия с участием иностранного капитала имеют право внешнеторговой деятельности в следующих пределах: импорт товаров непроизводственного назначения для непроизводственных нужд, импорт оборудования и других материальных ресурсов, используемых для производства, экспорт продукции собственного производства.

Закон предусматривает обязанность участника внешнеторговой деятельности соблюдать контракт, его ответственность за качество экспортно-импортных товаров и организацию послепродажного сервиса. Не имеющие права осуществления внешнеэкономической деятельности компании и физические лица могут поручить выполнение внешнеэкономических операций компаниям, имеющим такие полномочия.

Закон предусматривает свободный экспорт и импорт товаров и технологий за некоторыми исключениями. Так, государство вправе ограничить экспорт и импорт товаров в случаях:

- касающихся обеспечения госбезопасности и общественного порядка;

- при экспорте дефицитных, охраняемых и невосполняемых природных ресурсов;

- при количественных ограничениях страной-импортером;

- в порядке протекционизма в отношении отраслей национальной промышленности;

- в отношении продукции сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, для которых необходимо ограничение импорта;

- в целях поддержания платежного баланса;

- вытекающих из международных обязательств.

Запрещается экспорт и импорт товаров и технологий в случае, если это нарушает безопасность государства и общественные интересы; наносит вред жизни и здоровью людей; противоречит экологическим требованиям и международным обязательствам КНР.

Экспорт и импорт ограничиваемых товаров осуществляется в соответствии с квотами и по лицензиям. Распределение квот осуществляется органами госуправления внешнеэкономической деятельности на принципах эффективности, объективности, открытости и равной конкуренции.

Ограничения и запрещения по торговле услугами вводятся по тем же мотивам, что и в торговле товарами и технологиями. Запрещены:

- подделка, внесение исправлений в свидетельства страны происхождения и лицензии, а также их купля-продажа;

- продажа защищаемой законом интеллектуальной собственности;

- недобросовестная конкуренция;

- получение обманным путем возвращаемой части ранее уплаченных налогов при экспорте продукции;

- нарушение законов, административных актов и других норм.

Государство может применять протекционистские меры, когда импорт наносит ущерб или возникает угроза ущерба национальным производителям. Аналогичные меры могут предприниматься в отношении демпинга и субсидируемого экспорта.

В целях стимулирования внешней торговли государство создает соответствующие финансовые органы, фонды развития внешней торговли и рисковые фонды. Основными формами государственного поощрения внешней торговли являются экспортно-импортные кредиты и возврат налогов.

В случае нарушений положений по запретам и ограничениям в сфере ВЭД, в которых есть состав преступления, нарушители подлежат уголовной ответственности и восполнению убытков, если состава преступлений нет - подвергаются штрафу, налагаемому таможней. У нарушителей может быть изъято разрешение на осуществление ВЭД.

В последнее время получили развитие такие формы привлечения иностранного капитала, как: передача технологий, компенсационная торговля, производство и сборка. Последние являются формами инвестиций, которые требуют лишь передачи финансовых средств и технологий Китаю и не влекут за собой создания отдельных новых структур в рамках действующего законодательства страны.

Помимо Кодекса и Закона о внешней торговле, важнейшими документами торгово-таможенного законодательства КНР являются:

- Положение о надзоре и контроле за качеством импортных и экспортных товаров (принято Госуправлением по контролю за экспортно-импортными товарами и Государственным торгово-промышленным управлением);

- Положения о таможенном контроле за свободными зонами (одобрены Госсоветом 10 июня 1997 г., обнародованы Главным таможенным управлением 01.08.1999 г.);

- Закон КНР о договорах (вступил в силу с 01.10.1999 г.), после чего потеряли свое значение ранее действовавшие законы: «О хоздоговоре», «О внешнеэкономическом договоре», «О техдоговоре». Закон соответствует общепринятым нормам международного права и гарантирует защиту интересов иностранным партнером.

Тарифная политика КНР

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. определяющее влияние на таможенный режим и защиту внутреннего рынка КНР оказала подготовка Китая к вступлению в ВТО. До самого вступления в ВТО (декабрь 2001 г.) осуществлялись меры по приведению торгового режима страны в соответствие с требованиями этой организации. С 1992 по 1999 г. в Китае пять раз снижались импортные таможенные тарифы. Если в 1992 г., до первого сокращения, их средняя ставка составляла 43,2 %, то в 1999 г. она не превышала 17 %. В абсолютной величине уменьшение тарифов составило свыше 60 %. К 2000 г. Китай довел среднюю импортную ставку импортных тарифов до 15 %, а к 2005 г. - до 10 %.

Классификация таможенных импортно-экспортных тарифов КНР основывается на классификации товаров в каталоге Совета по таможенному сотрудничеству, используемой в общепринятой международной практике. Тарифы делятся на 21 раздел и 99 подразделов, включающих в себя 1011 статей и 1091 подстатью.

Тарифная политика КНР осуществляется в соответствии с государственной политикой открытости внешнему миру, стимулирования экспорта, увеличения импорта необходимых товаров, защиты и содействия развитию национальной экономики и обеспечения доходов от таможенного обложения. Отсюда значительная дифференциация ставок на основе следующих ключевых принципов:

- беспошлинный ввоз или взимание низких пошлин при импорте товаров, которые, будучи необходимыми для развития национальной экономики и поддержания жизненного уровня населения, не могут быть произведены в КНР либо производятся в недостаточном количестве (передовое технологическое оборудование, некоторые виды промышленного сырья, зерновые, химические удобрения и т.д.);

- взимание более низких пошлин при импорте сборочных деталей и узлов для производства машин, оборудования, приборов и инструментов, чем при ввозе соответствующей готовой продукции;

- взимание высоких импортных пошлин при ввозе товаров, которые могут быть произведены внутри страны или не являются жизненно необходимыми для развития национальной экономики и поддержания жизненного уровня населения;

- применение протекционистских пошлин при импорте товаров, производство которых внутри страны нуждается в защите от иностранной конкуренции;

- беспошлинный вывоз практически всех экспортных товаров за исключением некоторых видов сырья и полуфабрикатов, цены на которые значительно различаются в Китае и за его пределами, и товаров, экспорт которых ограничен ввиду острого дефицита на внутреннем рынке страны.

В Китае действует сложный импортный тариф, предусматривающий две шкалы импортных пошлин - минимальную и общую. Минимальная шкала применяется к товарам, ввозимым из более 90 стран, с которыми КНР имеет торговые соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, а также из Гонконга и Макао. Общая шкала применяется к товарам, ввозимым из примерно 80 стран и территорий, не имеющих подобных соглашений с КНР. Исключая товары, подлежащие беспошлинному ввозу (55 товарных позиций), как минимальная, так и общая шкала импортных пошлин предполагает применение 17 ставок таможенного обложения, варьирующихся соответственно: от 3 до 150 % иот, от 8 до 180 %.

Облагаемая стоимость импортных товаров определяется на основе цен СИФ. В целом, средневзвешенная ставка импортных пошлин КНР (по минимальной шкале) к сумме облагаемого товарного ввоза составляет 17,4 %, в т. ч. для сельскохозяйственного сырья, химических продуктов, черных и цветных металлов - 11,3 %; для машин, оборудования и иных товаров инвестиционного назначения - 19,29 %; для потребительских товаров, включая продовольствие - 19,44 %. Более высокий уровень защиты предусмотрен для сельскохозяйственной продукции - 14-15 % (31 % в 2001 г.).

В последнее время занчительное снижение импортного тарифа произошло на автомобили. С уровня 80-100 % (2001 г.), до 25-30 % в 2006 г. снизилась импортная пошлина и на информационную технику. Если в 2001 г. она составляла 13 %, то в 2006 г. по ряду позиций она достигла нулевой отметки. До 5-7 % уменьшена ставка тарифа на импортируемую бумагу и бумажные изделия. Существенно снижена импортная пошлина на химические товары, сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. По химическому сырью ставка импортного тарифа к 2005 г. была доведена до 2 %. В среднем же по химическим товарам к 2008 г. импортная пошлина составит 7 %.

Значительные изменения претерпела экспортная политика КНР. Экспортный тариф является простым (одноколонным) и предусматривает применение единых ставок к товарам, вывозимым из КНР, независимо от страны-покупателя. Экспортными пошлинами облагаются 35 товаров (в т. ч. земляные орехи, вольфрамовая руда, сурьма, шелк-сырец и т. д.). Система экспортных лицензий охватывает 58 видов товаров (396 товарных позиций). Осуществляется практика квотных акционеров в целях стимулирования экспортных возможностей государственных предприятий. Аукционы позволяют повысить экспортные контрактные цены, уменьшить беспорядочную внутреннюю конкуренцию между китайскими предприятиями-экспортерами.

Одной из мер по стимулированию экспорта является повышение ставки возврата НДС экспортерам. В последнее время увеличены ставки возврата НДС при экспорте 4 видов электротехнической продукции до 17 %, сельхозтехники, текстиля, часов, обуви, стали, цемента, керамики и фарфора -до 13 %, химического сырья, красок и красителей, резины, игрушек, изделий из пластмассы, спорттоваров и чемоданов - до 11 %, с/х продуктов - до 5 %, всех товаров, ранее имевших 6 % ставку возврата, - до 9 %.

В целях стимулирования экспорта, осуществляемого собственно предприятиями-экспортерами, а также внешнеторговыми компаниями-посредниками, применяются следующие меры: при составлении государственного плана экспортное производство в приоритетном порядке обеспечивается сырьем, материалами, электроэнергией, топливом, упаковочными материалами, транспортом.

Местные власти, внешнеторговые компании, экспортные предприятия имеют право оставлять у себя часть (как правило, 225 %) валютной выручки от экспорта товаров, которая поровну распределяется между непосредственным производителем экспортной продукции и местными органами власти. В отдельных случаях степень участия местных властей и предприятий-экспортеров в валютной выручке может быть и выше, что определяется следующими факторами:

- степень переработки экспортных товаров (вывоз готовых изделий поощряется сверхнормативными валютными отчислениями);

- в рамках плана или сверх плана осуществляется экспорт продукции (80 % сверхплановой валютной выручки остается на местах);

- состояние спроса на международном рынке (чем сложнее продвижение товара на внешний рынок, тем выше доля валютных отчислений по сравнению со средним уровнем). Однако для реального использования оставляемой им валюты экспортерам необходимо получить специальное разрешение Главного управления валютного контроля КНР;

- сырье, материалы и образцы, ввозимые в КНР для производства экспортной продукции, а также сырье, материалы и оборудование для нужд средних и малых экспортных компаний не облагаются таможенными пошлинами;

- экспортная продукция предприятий ряда отраслей освобождается от налогообложения;

- экспортные предприятия имеют возможность получать льготные кредиты государственных банков КНР на закупку за рубежом оборудования, сырья материалов в целях расширения экспортного производства, повышения качества и расширения ассортимента экспортной продукции. Банк Китая выдает такие кредиты в иностранной валюте (на срок от 1 года до 3 лет по ставке в 7-9 % годовых) и в отечественных юанях. Торгово-промышленный банк Китая также предоставляет кредиты на расширение экспортной деятельности в юанях КНР на срок от 1 года до 7 лет из расчета 5,2-6,7 % годовых.

Нетарифное регулирование ВЭД КНР

Наряду со снижением таможенных пошлин правительство КНР широко применяет нетарифное регулирование внешней торговли.

В 2006 г. прямые ограничения по импорту товаров и услуг в виде квотирования и лицензирования импорта сохранялись примерно на 460 видов товаров. Официальный список товаров, подлежащих одновременно квотированию и лицензированию, охватывает 28 товарных групп (274 тарифные позиции). Только лицензированию подлежат еще 7 товарных групп (130 тарифных позиций). Однако фактически импорт ряда товаров, официально не являясь предметом квотирования и лицензирования, подвергается и тому

и другому. Власти КНР используют при этом следующие способы. Формально список товаров, подлежащих лицензированию и квотированию, сокращен, но фактически он не претерпел изменений. Решения о квотах и выдаче лицензий на импорт ряда товаров принимаются региональными властями на основе прогнозных объемов регионального спроса на эти товары. Практика «регионализации» квотирования и лицензирования импорта делает систему квот и лицензий еще менее прозрачной и предсказуемой.

Импорт ряда товаров осуществляется государственными торговыми корпорациями и Уполномоченными компаниями, список которых ежегодно определяется министерством торговли. Под давлением ВТО Китай вынужден устранить оставшиеся нетарифные барьеры при импорте. Пекин планирует большинство из них устранить лишь к 2010 г., а к 2020 г. - полностью соответствовать требованиям ВТО в этой сфере, включая снятие ограничений на сельскохозяйственный импорт.

Нетарифные меры регулирования импорта широко применяются и при экспорте китайской продукции. Министерство торговли КНР ежегодно утверждает квоты на экспорт 11 видов товаров (рис, кукуруза, уголь, сырая нефть, нефтепродукты, вольфрам, сурьма, цинк, олово, пиломатериалы, шелк) и распределяет их между приграничными провинциями и автономными районами, а также уполномочивает внешнеторговые организации этих провинций и районов выдавать экспортные лицензии. В настоящее время сфера охвата экспортных лицензий составляет 54 вида товаров (9 343 тарифные позиции).

В целях регулирования экспорта и стимулирования возможности госпредприятий в КНР проводятся квотные аукционы, которые имеют отдачу в виде повышения экспортных контрактных цен и уменьшения конкурентоспособности между китайскими экспортерами. КНР проводит активную политику государственной поддержки экспорта, главным инструментом которой является частичный возврат НДС. Ставка возврата НДС для экспортеров поднималась с 2000 г. и в 2006 г. составила 17 % - для четырех видов электротехнической продукции, электроприборов и электроники, транспортных средств, измерительных приборов и одежды; 15 % - для сельхозтехники, сырья для текстильного производства, часов, обуви, стали, цемента, керамики и фарфора, химического сырья, красок и красителей, резины, игрушек, изделий из пластмассы, туристических товаров; 5 % - для сельскохозяйственной продукции. На остальные виды продукции ставка возврата равна 13 %.

Для ограничения импорта и защиты внутреннего рынка в КНР широко применяются технические барьеры, антидемпинговые и компенсационные меры. Для защиты внутреннего рынка Китай широко использует технические стандарты и условия. Хотя определенный прогресс в переходе на международные стандарты есть, но его никак не назовешь стремительным: в течение последних 20 лет сфера использования международных стандартов

расширилась с 12 до 40 %. По соглашению с ВТО КНР обязалась расширять сферу действия международных стандартов на 10 % каждые 5 лет.

Большую роль в защите внутреннего рынка играют ветеринарные и фи-тосанитарные правила, многочисленные стандарты безопасности, процедуры оценки соответствия и т. п. Китай является членом большинства международных соглашений в этой области. Нередко вводятся новые правила, к примеру, получение сертификата безопасности зарубежным экспортерам по ряду позиций может включать оплату поездок китайских экспертов на предприятие-изготовитель.

Китайские экспортеры чаще других сталкиваются на внешних рынках с антидемпинговыми расследованиями. Сегодня КНР возглавляет список стран, против которых проводятся антидемпинговые расследования. В документах о вступлении Китая в ВТО зафиксированы достаточно четкие обязательства участников антидемпинговых расследований или введения компенсационных пошлин, в т. ч. в разъяснении их методов в целях повышения прозрачности антидемпинговых процедур.

Вместе с тем, демпинговая политика КНР продолжается, т. к. она выгодна для страны. И мощнейшая экономика Китая с демпинговыми ценами на товары продолжает «втягивать» в себя экономики многих стран и прежде всего соседей.

Пути реформирования системы регулирования ВЭД

Несмотря на определенные успехи в регулировании внешней торговли в последние годы, по признанию руководства Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР, система регулирования ВЭД Китая нуждается в серьезном реформировании. Целью данной реформы должна стать обновленная система, базирующаяся на таких формах, как тарифы, налоги и кредиты. Система должна строиться на основе лицензионного механизма импорта и экспорта, разумного и ясного квотирования и немногочисленных нетарифных барьеров. Важной задачей реформы является увеличение китайского экспорта. МВТЭС продолжит работу по снижению количества экспортных позиций, подлежащих квотированию и лицензированию. Одним из ключевых моментов реформы объявляется увеличение числа китайских производителей, обладающих правом ведения ВЭД.

Общей тенденцией торгово-таможенной политики КНР последних лет стал постепенный переход от преимущественно протекционистской доктрины, послужившей основой подъема хозяйства в годы реформ, и глубоко эшелонированной системы защиты внутреннего рынка - к более «изощренной» внешнеэкономической политике. Защита рынка все чаще мыслится диалектично - как заполнение его конкурентоспособной продукцией, в т. ч. путем расширения ассортимента за счет импорта, но непременно в дозированном количестве.

Протекционизм в Китае сегодня приобретает более тонкие формы, либеральная риторика облегчает, помимо прочего, выборную и весьма активную товарную и инвестиционную экспансию на перспективных внешних рынках, базирующуюся главным образом на экономической и политической мощи государства, его информационных и координирующих функциях, упрощающемся инструментарии регулирования хозяйства. Все это служит интересам защиты внутреннего рынка, стабильному социальному развитию. При этом в целом сохраняется утилитарный подход к мирохозяйственным связям: они в первую очередь должны служить развитию экономики Китая.

Наряду с успехами ВЭД Китай сталкивается с рядом трудностей, связанных прежде всего с качеством китайских товаров. В последнее время несколько упал имидж Китая, который многие страны упрекают в том, что он никак не борется с производителями контрафактной продукции. Только в США, по данным социального опроса, до 75 % населения требуют бороться с китайской контрафактной продукцией. 82 % американцев беспокоит качество товаров из Китая. 51 % респондентов сообщили, что сомневаются в том, что Китай последует своему обещанию ужесточить стандарты качества и безопасности пищевых продуктов. К примеру, такие товары китайского экспорта, как: зубная паста, корм для животных, морепродукты и детские игрушки - были неправильно маркированы, содержали опасные для жизни вещества, чем поставили под удар бренд «Сделано в Китае» и вызвали негативную реакцию мировой общественности.

Кроме того, Китай по-прежнему подвергается критике за применение квот тарифных ставок (ТИ^). В ответ на эту критику правительство КНР обещает ВТО:

1) отменить ТИ^ на ряд видов продукции (например, ячмень, рис, арахисовое масло и др.), отменить количественные ограничения на импорт некоторых видов продукции (например, сахар и хлопок);

2) администрирование ТИ^ на основе принципов прозрачности, предсказуемости, единообразия, справедливости и недискриминации с использованием ясно очерченных временных рамок, административных процедур и требований для предоставления эффективных шансов для импорта; применение ТИ^ в строгом соответствии с правилами и принципами ВТО;

3) право заниматься внешней торговлей определенными товарами будет предоставлено негосударственным внешнеторговым компаниям, с предоставлением импортных квот тарифных ставок, которые раньше распространялись только на государственные внешнеторговые компании;

4) проводить единую общегосударственную политику импортных ТИ^ централизованно через один орган.

В процессе либерализации ВЭД в Китае была проделана огромная исследовательская и организационно-просветительская работа. Проведена широкая ревизия и систематизация правовых и административных норм

во многих областях. Выпущено колоссальное количество информационных и популяризаторских материалов, продолжается массовая кампания подготовки кадров. В этой области Китай намного превзошел Россию. Поучителен и полезен для РФ опыт участия КНР в ВТО. Взаимоотношения Китая и ВТО дают ценнейший материал для анализа наших собственных перспектив и разработки стратегии переговоров с ВТО. Первый вывод, который напрашивается из представленных выше наблюдений, заключается в том, что прямолинейное следование нынешним нормативам и правилам ВТО и достижение реальных внешнеэкономических успехов могут зачастую лежать в совершенно разных плоскостях.

Результат глубокого реформирования внешнеэкономического законодательства КНР очевиден и со стороны российского правительства достоин пристального внимания, особенно в свете приграничного сотрудничества обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.