Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ "RADIOMPIE" МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)'

СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ "RADIOMPIE" МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ / "RADIOMPIE"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марсавина Елизавета Андреевна, Журавлева Анна Аркадьевна

В данной статье раскрывается специфика функционирования студенческого радио как медиаобразовательного радиопроекта. Приводится методика анализа студенческой радиостанции, а именно вузовской радиостанции Московского энергетического института «RadioMPIE» как медиаобразовательного радиопроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Марсавина Елизавета Андреевна, Журавлева Анна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ "RADIOMPIE" МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)»

Е. А. Марсавина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия) А. А. Журавлева Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ «RADЮMPm» МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА)

В данной статье раскрывается специфика функционирования студенческого радио как медиаобразовательногорадиопроекта. Приводится методика анализа студенческой радиостанции, а именно вузовской радиостанции Московского энергетического института«RadioMPIE» как медиаобразовательного радиопроекта.

Ключевые слова: отечественное радиовещание, студенческое радио, медиаобразование, медиаобразовательный радиопроект, «RadюMPIE».

Студенческое радио можно точно признать новым типом радиовещания, как в России, так и за рубежом, а его медиаобразовательный потенциал сложно не оценить [2. С. 64]. Учебные радиостанции несомненно способствуют социальному и профессиональному становлению учащихся вузов, а также их нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию, позволяют понять свою значимость в окружающем мире, но вместе с этим прививают молодёжи чувства гражданской ответственности -все эти возможности студенческого радио позволяют реализовывать важнейшие задачи медиаобразования [3. С. 169].

Хотелось бы отметить, что студенческие радиостанции нисколько не уступают профессиональным радиостанциям: передачи выходят регулярно, ведущие работают с полной отдачей и энтузиазмом, затрагивая актуальные и важные в данный момент темы [6. С. 169]. Как тип радиовещания студенческое радио имеет присущие только ему образовательную и медиаобразовательную функции [1. С. 171-180].

В настоящее время в России насчитывается большое количество студенческих радиостанций. Среди них можно выделить такие, как «Планета радио» (АлГУ), «RadюCactus» (НГУ), «Elevate»(ЮурГУ), «RadioMPIE» (МЭИ) и «Дикум» (ЧелГу). Все из перечисленных радиостанций создают передачи не только развлекательной, но и образовательно-познавательной тематики, при создании которых студенты активно включены в медиаобразовательный процесс.

В данной исследовательской работе мы рассмотрели студенческую радиостанцию Московского энергетического института «RadioMPIE».

Данный радиопроект можно считать успешным в связи с высоким качеством представленного в эфире контента, разнообразием тематических блоков и их выходом на новые уровни вещания, наивысшим из которых на данный момент можно считать онлайн-трансляцию учебных программ.

Для того чтобы доказать успешность выбранного радиопроекта с точки зрения медиаобразовательной деятельности, нами был проведён анализ его функционирования. Существует три группы факторов, на которые мы опирались при рассмотрении студенческой радиостанции, - корпоративность, педагогичность, медийность [7. С. 367-369]. Корпоративность и педагогичность вместе представляют собой цельную

и неделимую систему, включающую в себя характерные свойства учебных радиостанций, которые в свою очередь определяют тематические и жанровые параметры контента [7. С. 367].

Медийные факторы раскрывают другие категории, не менее важные при рассмотрении университетских радиостанций. В них входят тип вещания, формат вещания, жанровая политика, тематическая направленность, целевое назначение контента, объём и периодичность вещания, звуковое, техническое оформление, манера ведения эфира (образ ведущего) и др.

Студенческое интернет-радио Московского энергетического института «RadюMPIE» можно рассматривать как медиаобразовательный радиопроект. Радиостанция стала работать с 2011-го года, её создателями стали студенты МЭИ, а именно Юрий Щепетков, Роман Соломатин и Марина Позднякова. На данный момент руководитель радиостанции - Фёдор Морозов. По его словам, главной задачей руководителя такой станции является «создание условий для эффективной творческой активности как ведущих, так и звукооператоров», а также мотивации коллектива для плодотворной деятельности, которая приведёт к процветанию учебного СМИ.

Девиз «RadioMPIE»: «Первым делом, мы - это радио!». Данное студенческое радио имеет определённые целевые ориентиры, которые указывают на основные направления его деятельности, в том числе медиаобразовательные.

Во-первых, данный радиопроект функционирует для улучшения оповещения студентов, преподавателей и сотрудников вуза о событиях и новостях в учебно-производственной, общественной, культурной, спортивной и других сферах деятельности университета, а также о мероприятиях, проводимых администрацией и общественными организациями университета, и, конечно, о главных событиях страны и мира [6. С. 7]. Информационные выпуски и радиопрограммы можно услышать по вторникам и четвергам в обеденное время в главном корпусе института.

Во-вторых, радиостанция «RadioMPIE» - образовательно-воспитательная площадка, позволяющая увеличить возможности проведения воспитательной работы со студентами, реализует их творческие и профессиональные инициативы, повышает авторитет вуза.

Что касается формата данной радиостанции, то мы его определили как информационно-музыкальный. Соотношение информационного и музыкального контента при таком формате составляет 70 % информации и 30 % музыки. Студенты при создании выпусков и рубрик обращаются и к информационным (радиосообщение, репортаж, интервью, отчёт, опросы), и аналитическим (радиобеседа, радиокомментарий), и документально-художественным жанрам (радиоочерк, радиорассказ).

По способу существования данный медиаобразовательный радиопроект можно отнести к онлайн-радиостанциям, функционирующим в сети Интернет. Выпуски «RadioMPIE» можно прослушать в официальной группе «ВКонтакте» (в открытом доступе), радиостанция создала уже 331 выпуск, хронометраж каждого - 40-45 минут.

Тематическая составляющая радиопроекта характеризуется большим разнообразием программ, каждая из которых посвящена определённой области образования, науки, культуры, развлечений [5. С. 96]. Редакция не выводит в эфир передачи по отдельности, а создаёт полноценные выпуски, которые состоят из ряда авторских программ (состав и количество которых постоянно меняются).

На протяжении всего выпуска (хронометраж: 40-45 минут) звучат популярные и любимые всеми музыкальные композиции. Музыкальный формат студенческой радиостанции «RadioMPIE» можно отнести к широконаправленному, так как музыкальные композиции подобраны на самые разнообразные вкусовые предпочтения.

Каждый выпуск начинается с информационной рубрики. Это могут быть новости из жизни университета (события, которые проходят в вузе, ожидаемые мероприятия и др.),

новости спорта (итоги соревнований по женскому и мужскому баскетболу, волейболу, информация о наборах в разные спортивные секции, освещение чемпионатов и конкурсов, например, по фитнес аэробике) и др.

После новостных рубрик следуют познавательно-развлекательные программы. Рубрика «Вскрытие показало», автор которой Дарья Суворова, исследует общественное мнение внутри университета по вопросам, затрагивающим разнообразные стороны студенческой жизни (как планируют провести летние каникулы студенты университета, какой вид транспорта учащиеся предпочитают больше всего, как правильно сделать выбор будущей профессии и др.). Не менее интересная рубрика - «Радиовидение на Радио МЭИ» («Прокатная рубрика»), ведущая данной программы Анна-Мария Франк информирует слушателей о новых фильмах, которые скоро выйдут на экраны кинотеатров. Помимо киноновинок, она сообщает интересные факты о старых фильмах советского и зарубежного кинематографа. Например, в выпуске № 110 ведущая программы рассказывает о фильме «Чтец» режиссёра Стивена Долдри, лента снята по мотивам романа немецкого писателя Бернхарда Шлинка «Чтец». Кроме того, Анна-Мария Франк регулярно разыгрывает билеты в кино.

Алиса Соболева и Елизавета Елисеева в музыкальных рубриках «MusicNew» и «TopSingles» знакомят слушателей с новинками музыкальной индустрии, со шлягерами разных эпох и раскрывают секреты известных музыкальных исполнителей. Послушать легендарные песни студенты смогут в рубрике «ПроЛегенды», а также узнать историю той или иной музыкальной композиции, при каких обстоятельствах она была написана, кому посвящена и т. д. Рубрика «MuzPro» представляет собой интервью с творческими личностями - студентами и преподавателями вуза, а также разными московскими представителями мира музыки, кино, искусства.

Еженедельная рубрика «Пятница», ведущие которой Светлана Есенина и Борис Стрелков, предложат ряд идей, где и как недорого или совсем бесплатно, но интересно слушатели смогут провести выходные дни (маркеты интересных вещей, ночные кинопоказы, необычные мастер-классы, концерты местных музыкантов и многое др.). В рубрике «Студ-Фуд» студенты узнают о местах, где можно недорого поесть и хорошо провести свободное от учёбы время.

Помимо развлекательных рубрик есть научно-образовательные, например, «Новости науки и технологий» и «Без границ». Первая передача рассказывает о самых актуальных новостях из мира науки и техники («учёные рассказали о пользе сахара», «астрономы доказали наличие льда на поверхности Луны», «создано покрытие, не подверженное оледенению», «открыт метод печати при помощи звуковых волн» и многое другое). Вторая передача - «Без границ» - рассказывает о самых интересных путешествиях и необычных традициях разных стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что тематика программ различна. Большинство передач посвящены студенческой жизни, образованию, развлечениям, музыке, кино, путешествиям и др. Как уже было отмечено ранее, информационные рубрики сменяют музыкальные композиции, чтобы слушатель не уставал от избытка информации. Вследствие широкоформатности музыкального контента в эфире можно услышать поп-и рок-музыку, композиции в стиле джаза, блюза, рэпа, хип-хопа и др.

Манера речевого поведения начинающих радиоведущих у микрофона простая и непринужденная, а стиль речи максимально приближен к разговорному, однако он находится в рамках кодифицированного литературного языка. Образ ведущего - студент с активной жизненной позицией, по отношению к слушателю - друг, товарищ. Манера его подачи ориентирована на беседу и понимание [6. С. 7].

Каждая программа начинается с заставки, в которой фигурирует название передачи и рубрики. Джинглы, перебивки, вся музыкальная одежда эфира придуманы и записаны

таким образом, что являются узнаваемыми для слушателей и вызывают положительные эмоции. Во время радиопрограмм выходят анонсы последующих передач, которые также сопровождаются оригинальным звуковым оформлением. Во многие программы приглашаются интересные гости или эксперты, специалисты из определённой области -образования и медиаобразования, науки, искусства, кино, музыки и т. д.

Необходимо отметить, что аудиомонтаж, как и весь творческий процесс создания выпусков радиостанции, отличается большой степенью самостоятельности: студенты «RadioMPIE» без вмешательства и помощи профессионалов в сфере радиовещания выполняют монтаж радиопрограмм. Студенты используют последовательный монтаж, то есть звуковые эпизоды выстраиваются в хронологическом порядке. Безусловно, студенты, работающие на радио, стараются, чтобы монтаж был качественный и звучание передачи было гармоничным, однако в каждом выпуске (рубриках) есть фрагменты, где голос ведущего заглушается фоновой музыкой. Музыкальные заставки в рубриках заменяют вербальные подводки; звуковые контрасты (тихо/громко) разделяют сюжеты; используется открытая рубрикация: вводятся названия рубрик и оригинальные музыкальные логотипы; музыкально-тематический параллелизм: музыкальные композиции усиливают вербальную составляющую и тематическую направленность, а также подчёркивают речевую манеру радиоведущего.

Таким образом, студенческая радиостанция «RadioMPIE» представляет собой успешный медиаобразовательный радиопроект, где студенты:

1. работают в коллективе (редакции), где существует свой официальный или неофициальный устав (нормы и правила); распределяют обязанности (кто-то пишет текст, кто-то его озвучивает, кто-то занимается монтажом); пробуют себя в роли редакторов, корреспондентов, ведущих, звукорежиссёров и т. д. [8. С. 335];

2. осваивают этические нормы и правила поведения журналистов при создании радиопрограмм;

3. максимально участвуют в создании контента и формировании содержательно-тематической составляющей радиопроекта:

а) самостоятельный выбор тем, проблем, вопросов, раскрывающихся в программах радиостанции;

б) самостоятельный поиск информации, её отбор;

в) самостоятельное написание текстов: литературное редактирование текста каждым студентом; обсуждение каждого авторского текста рубрики всем составом учебной редакции; контроль автора за соблюдением его авторских прав после правки текста;

г) работа в специальном помещении для звукозаписи;

д) музыкальное и техническое оформление передач (монтаж).

4. занимаются тематическим планированием выпуска радиопередачи в соответствии с разработанной концепцией радиостанции и ее информационной политикой.

В высших учебных заведениях, где существуют факультеты журналистики, освоение приведённых выше медиаобразовательных компетенций проходит в учебном режиме, в рамках учебного процесса, встречаются университеты и институты, в которых подобный процесс проходит в рамках внеучебной деятельности и творческой самореализации [8. С. 338].

Полный комплекс выполненной студентами работы позволяет им отрабатывать всю совокупность профессиональных навыков, необходимых для выпуска радиопередачи.

Список литературы

1. Быкова, М. В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации [Текст] / М. В. Быкова // Научные ведомости БелГУ - Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - № 13 (156). - Вып. 18. - С. 171-180.

2. Жилавская, И. В. О современной концепции медиаобразования [Текст] / И. В. Жилавская// Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 8. - С. 62-72.

3. Колесникова, А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. В. Колесникова. - СПб, 2011. - 196 с.

4. Куприянова, А. В. Студенческое радиовещание в современном медиапространстве: типология и перспективы развития [Электронный ресурс] / А. В. Куприянова. - URL: http://ksu.edu.kz/images/news/slider/2016/portfolio_2/sbornik_konferencii_ok_aprel_13. pdf#page=367, свободный (дата обращения: 24. 02. 2018).

5. Марсавина, Е. А. Медиаобразовательный потенциал современного отечественного студенческого радио (на примере работы студенческой радиостанции Алтайского государственного университета «Планета радио») [Текст] / Е. А. Марсавина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. -№ 4 (26) - С. 166-170.

6. Морозова, А. А. Особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм [Текст] / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 8 (223). - Филология. Искусствоведение. - Вып. 51. - С. 94-99.

7. Морозова, А. А. Региональные медиаобразовательные проекты в сфере радиовещания: особенности контента (на примере Челябинской области): автореферат дис. ... кандид. филол. наук [Текст] / А. А. Морозова. - Екатеринбург, 2012. - 178 с.

8. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний [Текст] / А. В. Федоров // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. - М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. - С. 329-339.

Марсавина Елизавета Андреевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: liza.marsavina@yandex.ru

Журавлева Анна Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: anettazhuravleva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.