Научная статья на тему 'Современное социальноэкономическое положение аграрных предприятий региона'

Современное социальноэкономическое положение аграрных предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / PRODUCTION ASSETS / REGIONAL ECONOMY / THE AGRICULTURAL ENTERPRISES / TECHNICAL EQUIPMENT / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупина И. П.

В статье рассматривается социально-экономическое положение аграрных предприятий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY SOCIO -ECONOMIC SITUATION IN THE REGION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The article deals with socio-economic situation of agricultural enterprises in the region.

Текст научной работы на тему «Современное социальноэкономическое положение аграрных предприятий региона»

^^^Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011

Экономика

МТС выгодны в союзе, т. к. взаиморасчеты в ней ведутся в счет будущего урожая (долевое участие в урожае).

Еще одна инновация — поставка сельскохозяйственной техники и племенных животных по агролизингу. Так называемый областной лизинг позволяет в первый год эксплуатации сельскохозяйственной техники погасить первый лизинговый взнос за счет технических субсидий, выделяемых областью. Другой подход — перерабатывающее предприятие приобретает сельскохозяйственную технику по лизингу и передает ее в сублизинг хозяйствующему субъекту, который рассчитывается не в денежной форме, а поставками продукции.

Еще одно преимущество агропромышленного объединения союзного типа — это развитие собственной фирменной торговли. Выстраивание всей продуктовой цепочки «от поля до прилавка» позволяет уменьшить налогооблагаемую базу и обеспечить объективное и рациональное распределение выручки от реализации конечного продукта отраслевого союза с учетом затрат по переделам работ, доведенных дирекцией до партнеров по научно обоснованным нормативам.

Соблюдение ценовых пропорций достигается в процессе договорных отношений, а

также в результате совместно разработанного ценового механизма, позволяющего учитывать вклад каждого партнера отраслевого союза в конечные результаты работы.

Те отраслевые союзы, в которых не созданы информационные центры, в которых не издается отраслевой журнал или газета, должны создать свой информационный сайт в глобальной сети Интернет и заключить необходимый договор с соответствующим органом управления АПК, в котором созданы службы рекламы и пропаганды или специальные информационные службы. Такая рекомендация, на наш взгляд, будет способствовать, в первую очередь, повышению информированности хозяйствующих субъектов АПК, а во-вторых, расширению членства в отраслевом союзе за счет привлечения новых партнеров к работе в агропромышленном формировании союзного типа.

Наши исследования показывают, что в отдельных случаях эффективность внутрисоюзной деятельности снижается из-за отсутствия гласности о принимаемых решениях председателем и исполнительной дирекцией союза, а также из-за недостаточной информированности членов союза о смете отраслевого союза по статьям затрат, включая затраты на содержание аппарата

Союза, о принятых решениях о финансовой поддержке тех или иных партнеров. Для исполнения всего или основного спектра многогранных функций Союза, конечно же, требуются более значительные суммы. Речь идет, например, о разработке стратегии развития того или иного продуктового подкомплекса. Такая задача только на стадии разработки требует значительных финансовых ресурсов. При вышеуказанном ограниченном финансировании сложно будет даже обозначить свой политический курс, реализовать свои защитные функции. Если в дальнейшем, согласно разработанным сценариям развития отраслевых союзов, дополнительные функции будут передаваться от органов управления АПК, то отраслевым союзам рекомендуем открывать фонды поддержки, создавать кредитные кооперативы, а также дополнительные организационные структуры по типу агро-консалтинговых, маркетинговых служб и служб мониторинга.

Прорывным серьезным шагом вперед могло бы стать создание в каждом из подкомплексов с участием отраслевых союзов агротехнопарков и научно-образовательных центров.

Литература

1. Сёмин А. Н., Тверитинов Г. В., Чемезов А. С., Лысенко Ю. В., Визнер В. В. Отраслевые союзы АПК. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 288 с.

2. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. 960 с.

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛьНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ положение аграрных предприятий региона

и. П. чупина,

кандидат экономических наук, доцент, уральская ГСХА_

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: производственные фонды, региональная экономика, сельскохозяйственные предприятия, техническая оснащенность, финансовая поддержка.

Keywords: production assets, regional economy, the agricultural enterprises, technical equipment, financial support.

Агропромышленный комплекс Свердловской области традиционно является одним из важнейших секторов региональной экономики, от устойчивой и сбалансированной работы которого зависит продовольственная безопасность региона, состояние экономики и уровень жизни населения в целом.

Агропром Среднего Урала производит 42 % мяса, 40 % молока, 113 % яиц, 100 % картофеля, 25 % зерна к общему объему потребления продуктов питания в области. По итогам 2010 года сельское хозяйство стало единственной отраслью региона, где сохранился рост всех основных показателей.

В настоящее время в Свердловской области в основном сформировалась система товародвижения продовольственных товаров, которую представляют более

800 предприятий оптовой и более 7 тыс. розничной торговли. На территории 50 муниципальных образований области действуют 125 рынков и рыночных комплексов. В 10 муниципальных образованиях работают 17 специализированных продовольственных рынков, в 38 муниципальных образованиях — 68 смешанных рынков.

С 1996 года в регион увеличился импорт мясных, овощных и фруктово-ягодных консервов, уменьшился импорт мяса и птицы, рыбной продукции, масла животного, сахара.

Цель и методика исследований. Целью исследования является изучение хозяйственно-экономического положения аграрных предприятий Свердловской области. Если мы рассмотрим динамику производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях, то увидим следующее (табл. 1).

За 2004-2010 гг. в сельскохозяйственных предприятиях сложность и противоречивость в аграрном секторе привели к спаду производства животноводческой продукции, снижению численности скота.

Основными причинами создавшегося положения в животноводстве являются крайне слабая государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, низкие закупочные цены, несвоевременные расчеты за реализованную продукцию, высокие цены на корма, энергоресурсы, монополизм перерабатывающих, заготовительных и обслуживающих предприятий и организаций.

Период с 1990 года характеризуется изменением организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности предприятий, предоставлением им финансово-хозяйственной

553^»— Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г

Экономика

Таблица 1

амика производства, урожайность и посевные площади в Свердловской области (все

категории хозяйств, в среднем за год, тыс. т)

Производство, тыс. т

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

> (в весе после доработки)

603

791

665

631

490

670

720

Картофель

974

1013

1064

1005

1042

883

1106

ощи открытого грунта

287

262

247

279

283

294

358

Урожайность, ц с га

> (в весе после доработки)

12,1

16,3

16,6

15,4

12,4

13,8

15,1

Картофель

127

133

141

135

142

129

137

ощи открытого грунта

185

198

186

216

203

172

186

евные площади, тыс. га

Зерновые культуры

506

500

442

413

397

490

542

Картофель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

92

91

90

90

89

64

77

ощи открытого грунта

18

16

14

14

16

17

26

Таблица 2

Организации АПК Свердловской области, находящиеся в процедуре банкротства (по

состоянию на 2010 год)

Таблица 1

Динамика производства, урожайность и посевные площади в Свердловской области (все

категории хозяйств, в среднем за год, тыс. т)

Производство, тыс. т 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Зерно (в весе после доработки) 603 791 665 631 490 670 720

Картофель 974 1013 1064 1005 1042 883 1106

Овощи открытого грунта 287 262 247 279 283 294 358

Урожайность, ц с га

Зерно (в весе после доработки) 12,1 16,3 16,6 15,4 12,4 13,8 15,1

Картофель 127 133 141 135 142 129 137

Овощи открытого грунта 185 198 186 216 203 172 186

Посевные площади, тыс. га

Зерновые культуры 506 500 442 413 397 490 542

Картофель 92 91 90 90 89 64 77

Овощи открытого грунта 18 16 14 14 16 17 26

Районы Наименование организации

Алапаевское УСХиП СХПК «Махневский», СХПК «Нива», СХПК «Кировский»

Артинское УСХиП ЗАО «Поташкинское»

Ачитское УСХиП СПК «Афанасьевский», СПК «Русскокашинский»

Байкаловское УСХиП СПК «Урожай», СПК «Ницца», МУП «МТС Надежда», СПК «Байкаловский»

Камышловское УСХиП ГУСП птицесовхоз «Камышловский», КХ «Пономарев»

Красноуфимское УСХиП Колхоз «Юва», ГУП «ОПХ Красноуфимская селекционная станция», ЗАО «Агрофирма «Иргина», ОАО «Новосельское»

Пригородное УСХиП ОАО СП совхоз «Петрокаменский», ООО СП «Виктория»

Пышминское УСХиП ГУП ОПХ «Пышминское», ОПХ «Трифоновское»

Сл - Туринское УСХиП Коллективное хозяйство «Путь Ленина»

Талицкое УСХиП СПК «Катарачи»

Туринское УСХиП СПК «Коркинское»

Шалинское УСХиП КСП «Новая жизнь»

самостоятельности и наличием конкуренции на продовольственном рынке области.

Некоторые сельскохозяйственные предприятия создают свои цеха для переработки сырья и реализации готовой продукции (например, ГУСП «Сосновское»).

На базе отдельных промышленных предприятий («Уралвагонзавод», «Богословский алюминиевый завод») сформированы агропромышленные комплексы.

Вместе с тем, высоким остается показатель изношенности основных производственных фондов пищевых предприятий. Средний износ основных производственных фондов по отрасли превышает 50 % (на мукомольных предприятиях он составляет 64,7 %).

На многих предприятиях мощности по выработке продукции загружены лишь частично.

Снижение объемов производства продукции, высокие налоги, дороговизна энергоносителей, транспортных услуг не позволяют вышеуказанным предприятиям иметь прибыль, необходимую для создания фонда накопления с целью ведения расширенного воспроизводства основных фондов, их модернизации и технического перевооружения. Износ основных фондов в среднем по отрасли составляет более 50 %.

Свердловская область принадлежит к числу наиболее крупных индустриально развитых регионов России. Особенностью ее экономического развития на протяжении многих десятилетий являлось и продолжает оставаться приоритетное развитие отраслей промышленного производства. Об этом свидетельствует удельный вес сельского населения в общей численности населения Уральского региона: в Свердловской области он самый низкий (12 %); в Челябинской — более 18 %; в Курганской области — 45,2 %. В среднем по Уралу — 25,5 %, а по РФ — 27 %.

Правительство области ежегодно оказывает сельхозпроизводителям из средств областного бюджета финансовую поддержку в размере 400-500 млн руб. Сельхозпроизводители получают энергоресурсы по самым низким ценам в Уральском регионе, имеют льготы по платежам в областной бюджет.

Из 376 сельскохозяйственных предприятий более 200 нуждаются в финансовом оздоровлении; 48 % сельскохозяйственных предприятий работают с убытками, и большинству из них угрожает банкротство. Сумма кредиторской задолженности составляет более 50 % от денежной выручки сельскохозяйственных предприятий. Огромная кредиторская задолженность является одной из главных причин неплатежеспособности предприятий.

Средняя заработная плата работников отрасли — одна из самых низких среди отраслей экономики области; в 2010 году она составила 6236 руб. в месяц.

За прошедшие 7 лет уровень государственной поддержки сельского хозяйства области из средств областного бюджета постоянно снижается (с 7 % расходной части областного

бюджета в 1996 г. до 2,4 % в 2010 г.).

Животноводство Свердловской области является базовой отраслью сельскохозяйственного производства. В настоящее время производством животноводческой продукции занимается 350 сельскохозяйственных предприятий. В структуре товарной продукции на долю отрасли животноводства приходится 61,9 % [1].

Животноводческие хозяйства области с трудом выживают в современной экономической ситуации. Поголовье молочного стада стремительно сокращается. Переработчики молока продолжают ставить жесткие условия закупок производителям. Технический регламент, четко определяющий требования к молочной продукции, на деле оказался бездейственным. Переработчики продолжают изготавливать свою продукцию с использованием сухого, а не натурального молока. Средняя себестоимость одного литра молока составляет 11 руб. Компенсировать убытки

животноводческим хозяйствам раньше удавалось за счет субсидий из областного бюджета — три рубля на каждый литр молока. Но субсидии или поступают с большими задержками, или прекращают поступать полностью в некоторые предприятия. Субсидии на техническое оснащение хозяйств, определенные на 2010 год в сумме 593 млн рублей, почти никто из животноводческих хозяйств не получил. На технику в этом году за счет погашения долга по субсидии за 2009 г. было выделено 20 миллионов рублей, из квоты на 2010 г. — только 5 млн. Хозяйства, рассчитывавшие за счет субсидий погасить кредиты на приобретенную технику, оказались на грани разорения. Так, колхоз «Чапаево», где содержится 1950 коров, рассматривает вопрос о введении процедуры банкротства. Проблемы возникли и у таких крупных хозяйств, как СПК «Килачевский» и ферма «Патруши».

В настоящее время в процедуре

Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г.—-

Экономика ^т!

банкротства по состоянию на 2010 год находятся следующие предприятия (табл. 2).

В таблице 2 просматривается, что в процедуре банкротства находятся предприятия АПК 12 районов области, хотя эта картина далеко не полная.

В рейтинг наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий России «Агро-300» вошло 6 сельскохозяйственных организаций Свердловской области: ГУП СО «Птицефабрика

«Рефтинская», ГУП СО «Птицефабрика «Свердловская», ГУП СО «Птицефабрика «Кировградская», ГУП СО «Птицефабрика «Первоуральская», ГУП СО «Птицефабрика «Среднеуральская», колхоз «Россия» Ирбитского муниципального образования.

В молочной отрасли удалось сохранить генетически ценный черно-пестрый скот, разведением которого занимаются 35 племенных хозяйств. В них сосредоточено 25 тыс. голов маточного поголовья.

Важнейшей подотраслью животноводства является свиноводство. Одним из нерешенных вопросов в свиноводстве остается обеспеченность поголовья полноценными кормами. Потребность в зерне для нужд свиноводства составляет 98,2 тыс. т, или 25 % от общей потребности животноводства (без птицы).

На фоне сложного положения в животноводстве отрасль птицеводства выглядит предпочтительнее. Область полностью обеспечена собственным производством яйца при сложившемся потребительском спросе, и, производя более 1,2 млрд штук яиц, предприятия птицеводства реализуют яйцо на Уральском региональном рынке.

Производство мяса птицы в Свердловской области составляет 72,5 тыс. т и возросло за период с 2000 по 2009 гг. на 27 %, в то время как по России уменьшилось на 60 %. Прирост живой массы бройлеров в мясном производстве достиг уровня 40 г/сут. Наращивают производство мяса птицы предприятия-птицефабрики «Рефтинская», «Первоуральская», «Кировградская», «Среднеуральская» и «Красноуральская».

Птицеводческими предприятиями проводится большая работа по снижению удельных издержек кормов, энергоресурсов, затрат живого труда на производимую продукцию, по уменьшению отхода и падежа птицы.

Положительные тенденции в развитии отрасли птицеводства стали возможными благодаря значительным капиталовложениям за счет средств предприятий и поддержки из областного бюджета. Это позволило в последние годы провести мероприятия по модернизации технологического оборудования, внедрить высокоэффективные

технологии содержания и кормления птицы на большинстве предприятий [4].

В области растениеводства с 1998 по 2009 гг. ежегодное производство зерна не превышало 787 тыс. т при средней урожайности около 13 ц/га в амбарном весе. Одной из причин снижения объемов производства зерна является сокращение посевных площадей из-за отсутствия реальных оборотных средств и большого износа основных фондов сельскохозяйственных предприятий.

Объем производства картофеля во всех категориях хозяйств Свердловской области стабилизировался в соответствии с запросами рынка и в последние 6 лет не превышал 1-1,2 млн т при средней урожайности 124-142 ц /га.

Низкая материально-техническая оснащенность сельскохозяйственных предприятий становится одной из главных проблем на пути совершенствования деятельности агропромышленного комплекса. Основным источником пополнения машиннотракторного парка являются областной и федеральный бюджеты. За период с 2003 по 2009 гг. сельским товаропроизводителям поставлено 1376 тракторов, 492 зерноуборочных и 242 кормоуборочных комбайна. Только за последние 5 лет количество тракторов в области сократилось на 26 %, комбайнов зерноуборочных — на 21 %, кормоуборочных — на 28 %.

Сложная обстановка сохраняется со средствами механизации в животноводстве. В этой отрасли за пределами сроков амортизации находится 85 % имеющегося оборудования. В настоящее время выбытие активных основных фондов значительно превышает их ввод. Коэффициент выбытия по указанным фондам составляет до 10 %.

Продолжение этих негативных тенденций может уже в ближайшие годы привести к потере в большинстве хозяйств технической базы для механизированного производства [3].

Основными причинами сложившегося положения являются диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, недостаток финансовых средств у сельскохозяйственных предприятий, а также недостаточное субсидирование за счет федерального и областного бюджетов.

Выводы. Анализ.

В 2010 году фактическое финансирование мероприятий государственной программы развития агропромышленного комплекса из средств областного и федерального бюджетов составило 2431,4 млн руб., или 61,5 % к уровню 2009 года. Безусловно, это сказалось на планах модернизации

аграрных предприятий области. Некоторые предприятия отказываются от строительства, замены оборудования, закупок техники в связи с ухудшением финансового положения.

Определяющей тенденцией на селе должен стать не отказ от планов, а продолжение курса на техническое и технологическое перевооружение производства. На 2011-2012 гг. во многих сельскохозяйственных предприятиях запланировано завершить масштабные стройки (например, в селе Некрасово Белоярского городского округа ожидается ввод в эксплуатацию молочной фермы ООО «Некрасово», в ОАО «Патруши» Сысертского городского округа подходит к завершению строительство молочного комплекса, в котором количество коров планируется довести до 1800).

Единственный путь, который позволит повысить конкурентоспособность предприятий, — это инновационный. Только так можно раскрыть значительные резервы повышения качества продукции, добиться экономии материальных и трудовых затрат, роста производительности труда и повышение эффективности производства [2].

Говоря о сельском производстве, нельзя упускать из внимания кадровую проблему. Именно недостаток стабильных квалифицированных кадров все больше тормозит развитие производства на селе. Молодые специалисты будут жить в деревне только при наличии благоустроенного современного жилья, а также при возможности дать детям достойное образование. В 2010 г. за счет средств, выделенных на улучшение жилищных условий сельских граждан, было приобретено или построено в области 16,5 тыс. квадратных метров жилья. А это значит, что десятки молодых семей и специалистов останутся работать на селе.

На 2011-2012 гг. и среднесрочный период определены следующие приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Свердловской области:

1) кадровая политика, повышение привлекательности сельского труда;

2) строительство и модернизация объектов молочного животноводства;

3) развитие кормопроизводства, обновление сельскохозяйственной техники;

4) развитие рыбоводства;

5) развитие личных подсобных хозяйств граждан.

Осуществление задуманного позволит выполнить основную задачу государственной аграрной политики на предстоящий период — сохранить устойчивость и положительную динамику развития агропромышленного комплекса Свердловской области.

Литература

1. Борисенко А. Современные условия хозяйствования и обеспечение продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 2. С. 45-46.

2. Гордеев А. В. Качественно изменить жизнь сельчан // Economies of agriculture of Russia. 2007. № 6. С. 32-36.

3. Кудратов Р. Роль экономически активного населения в продовольственном обеспечении страны // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 2. С. 46.

4. Назаренко В. И. Эффективное агропроизводство — центральное звено продовольственной безопасности государства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 2. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.