Экономика
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МНОГОСЕКТОРНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Д.С. БОБЫЛЕВ,
старший научный сотрудник Уральского регионального центра мониторинга социально-трудовой сферы села Уральской ГСХА, аспирант ВНИЭТУСХ
Основу стратегии продовольственного обеспечения населения Среднего Урала составляют: ориентация, преимущественно, на собственные ресурсы; реструктуризация агропромышленного комплекса с учетом сложившихся диспропорций в сферах АПК; инновационное обновление производства продуктов питания; улучшение питания и здоровья жителей региона.
Главной составляющей в агро-продовольственной политике Свердловской области является ее направленность на создание устойчивой сельскохозяйственной сырьевой базы; дальнейшее развитие пищевой и перерабатывающей промышленности; формирование эффективного продовольственного рынка, позволяющего обеспечить население высококачественными продуктами питания и создающего предпосылки для расширенного воспроизводства всех участников технологической цепочки.
Цель и методика исследования
Основные параметры продовольственного обеспечения населения заложены в «Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г.», утвержденной в декабре 2002 года совместным постановлением Правительства Свердловской области, Союза местных органов власти, Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области.
Указанной схемой предусматривается, что минимальный прожиточный уровень среднестатистической семьи к 2015 году вырастет в 4 раза (с 50,6 тыс. руб. в 2000 году до 219,6 тыс. руб. в 2015 году); минимальный потребительский бюджет среднестатистической семьи увеличится со 110,4 тыс. руб. до 413,6 тыс. руб.
Рост покупательной способности населения региона, естественно, будет стимулировать агропромышленное производство. Валовая продукция сельского хозяйства (без учета
личных подсобных хозяйств) в 2015 году вырастает в полтора раза, продукция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности - вдвое.
Свердловская область специализируется на производстве фуражного зерна, картофеля, овощей открытого грунта, молока и цельномолочной продукции, мяса и яиц. Одно из приоритетных направлений сельского хозяйства области - птицеводство, доля которого в структуре товарной продукции аграрного сектора составляет 40%.
Предполагается увеличить производство зерна во всех категориях хозяйств к 2015 году до 1 млн 375 тыс. т, в том числе продовольственного -до 100 тыс.т, обеспеченность зерном на душу населения достигнет 300 кг в год.
В производстве зерна основным направлением остается производство фуражного зерна для развития кормовой базы молочного и мясного животноводства и птицеводства. Объемы производства фуражного зерна возрастут почти в 1,5 раза.
Рост производства картофеля планируется довести до 1200 тыс. т (обеспеченность населения к 2015 году составит 210%), что позволит ежегодно экспортировать за пределы области до 50 тыс. т картофеля.
Производство мяса увеличится со 180 до 230 тыс. т, в том числе мяса птицы - до 95 тыс. т; обеспеченность населения мясом возрастет с 52 до 80% к рациональной норме питания; производство яиц увеличится до 1,5 млрд шт.
При увеличении производства
молока к 2015 году до 860 тыс. т, среднедушевая обеспеченность населения молокопродуктами собственного производства достигнет 200 кг
Основные показатели развития сельского хозяйства на период до 2015 года представлены в табл. 1.
Рост производства сельскохозяйственной продукции произойдет не столько за счет экстенсивных факторов (расширение посевных площадей, увеличение поголовья скота и птицы), сколько за счет интенсивных (увеличение урожайности полей и продуктивности скота и птицы).
Дальнейшее развитие предприятий пищевой промышленности намечается за счет укрепления их сырьевой базы, совершенствования технологических процессов, технического перевооружения отрасли, создания собственного тароупаковочного производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, лучшего использования сельскохозяйственного сырья.
Разумеется, осуществить запланированные объемы возможно лишь за счет роста инвестиционных ресурсов и улучшения их структуры, что отражено в таблице 2.
Объем инвестиций (в основной
Basis of strategy of food maintenance of the population of Average Urals Mountains make: orientation, mainly, on own resources; restructuring of agriculture in view of the developed disproportions in spheres of agrarian and industrial complex; innovative updating of manufacture of food stuffs as a basis of increase of competitiveness of economy of agroindustrial sector; improvement of a feed and health of inhabitants of region.
капитал) за счет всех источников финансирования составит в 2015 году по сельхозпредприятиям не менее 1 млрд руб., а по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности не менее 650 млн руб.
Существенно изменится структура источников инвестиционных ресурсов (табл. 3 и 4).
Таким образом, основными источниками финансирования инвестиционных проектов в аграрном секторе будут собственные средства предприятий, а также бюджетные средства и инвестиционные банковские кредиты с государственными субсидиями по процентным ставкам.
Планируемая структура источников инвестиционных ресурсов в пищевой промышленности ориентирована на более широкое использование привлеченных средств, открытый доступ на рынки фондового и заемного капитала, широкое использование оборотных векселей, акций, активов, пакетов дебиторской задолженности, собственной прибыли, внутрикорпоративных займов, уставного капитала, приобретение инвестором части акций, инвестирование с нуля, стратегических альянсов, слияние и поглощение, эмиссию акций и облигаций, привлечение венчурного капитала, внешних займов, выпуск и размещение инвестиционных эмиссионных бумаг.
В 2015 году предполагается выйти на оптимальную структуру собственных и привлеченных источников инвестиционных ресурсов в АПК: в перерабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве -соответственно 40 и 60%. При этом предполагается рост доли прочих собственных источников, полученных в результате стратегического партнерства. Структурное регулирование спроса и предложения в отрасли позволит за счет стимулирования интеграционных процессов (вертикальной интеграции и горизонтальной кооперации) снизить финансовые риски АПК. В итоге высвободится 2040% прибыли под самофинансирование. К тому же появится возможность привлечь дополнительные внешние источники.
Следует отметить, что в этом случае повысится ответственность перерабатывающей промышленности за финансирование инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, представится возможность шире использовать бюджетные средства на развитие социальной базы АПК в рам-
Экономика
Таблица 1
Основные показатели развития сельского хозяйства Свердловской области на период до 2015 года
Показатель Годы
2003 2005 2010 2015
Посевные площади во всех категориях хозяйств, включая личное подворье, в том числе по культурам, тыс. га
Зерновые 413 426 530 550
Картофель 75 78 80 80
Овощи открытого грунта 15 15 16 18
Урожайность основных сельскохозяйственных культур, и/га
Зерновые 15,4 17 20 25
Картофель 135 138 145 150
Овощи открытого грунта 216 218 210 215
Поголовье скота и птииы по видам, тыс. гол.
Крупный рогатый скот 403 314 430 450
В том числе коров 192 150 197 200
Свиньи 176 155,7 200 210
Птица, млн гол. 10,7 10,8 11,5 12,0
Производство продукиии растениеводства и животноводства по видам, тыс. т
Зерновые 631 724 1060 1375
Картофель 1005 991 1160 1200
Овощи открытого грунта 319 354 340 352
Скот и птица (живой вес) 181 178 200 220
Молоко 666 612 755 860
Яйцо, млн шт. 1371 1443 1400 1450
Продуктивность скота и птииы
Удой на одну корову, кг в год 3475 3651 4250 5000
Яйценоскость одной курицы, шт. в год 312 321 320 325
Таблица 2
Размещение инвестиционных ресурсов по отраслям агропромышленного комплекса Свердловской области на период до
2015 года
Отрасли хозяйства Объемы инвестиций, %
Сельское хозяйство 45
Мясомолочная промышленность 5
Птицеводство 7
Пищевкусовая промышленность 18
Комбикормовая промышленность 13
Тепличное хозяйство 11
Переработка овощей 1
Таблица 3
Структура источников инвестиционных ресурсов в сельском хозяйстве Свердловской области на период до 2015 года, %
Возможные источники инвестирования Прогноз
2005 2010 2015
Собственные средства: 80 70 60
В т.ч.: амортизационные отчисления 8 7 12
отчисления от прибыли 64 49 36
прочие источники, полученные в результате стратегического партнерства на основе кластерного подхода 8 14 12
Привлеченные средства: 20 30 40
В т.ч.: средства бюджетов 14 15 8
Кредиты банков 6 15 32
Иностранные инвестиции - - -
Экономика
Табл. 4
Структура источников инвестиционных ресурсов в перерабатывающей промышленности на период до 2015 года, %
Возможные источники инвестирования 2005 Про пноз 2010 2015
Собственные средства: 60 50 40
Амортизационные опчислечия 18 15 12
н т.ч.: отчисления от прибыли 30 25 16
прочие источнику полученные в результате стратегического партнерства на основе кластерного подхода 12 10 12
Привлеченные средства. 40 50 60
а т.ч.: средства бюджетов - - -
кредиты бачков зе 40 45
Иностранные инвестиции 4 10 15
Таблица 5
Производство и потребление основных продуктов питания на душу населения Среднего Урала на период до 2015 года (инерционный и стратегический сценарии), кг*
Н аиилемо eawie Р ациональ- Произведено на территории Обеспечивается
продуктов ная норма Среднего Урала за счет
питания гмтанил (кг на при при реализации собстгенного
душу инерционном отратеми произьодства, %
населения в развитии продозольственнэй
год) ¿Л К безопасности
временной лаг С поды)
201# 2015 2010 2015 2010 2015
Мясо и 81,0 57,8 60,8 61,9 65,2 76,4 80,5
мясопродукты
Цельномэлочна 300,0 144,1 1 56,9 157,7 166,0 52.6 55,3
я г:ро дукци я Яйца, ш т. 298 276 290 292 307 97,8 100
Картофель 129,0 214,0 225,3 227,0 239,0 100 100
Овощи и бахчевые 124,0 69,4 73,1 74,3 78,2 59,9 63,0
*Составлено и рассчитано по данным Минсельхозпрода Свердловской области с учетом Концепции обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства (№289-ПП от 20.04.2004 г.).
ках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в частности, строительство жилья и других социальных объектов для специалистов АПК, создание информационной инфраструктуры, развитие малых форм хозяйствования, повышение занятости, роста доходов сельского населения.
Заметим, что существующие темпы роста инвестиционных ресурсов не способны обеспечить данный объем инвестиций. Низкая рентабельность производства и снижение прибыли хозяйствующих субъектов АПК свидетельствует о неэффективности структуры затрат. Поэтому в данный период предстоит создать условия для роста прибыли и повышения рентабельности в отрасли, которые являются необходимыми факторами роста собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов.
На основе формирования региональной подсистемы продовольственной безопасности и Программы развития производительных сил Свердловской области на период до 2015 года предполагается разработать конкретные планы улучшения питания населения, товародвижения, деятельности предприятий АПК Свердловской области. Активная работа по реализации стратегических мероприятий уже проводится в Западном управленческом округе Свердловской области. Силами специалистов и ученых здесь воплощается в практику «Окружная система здорового питания», создается агротехнопарк «Михайловский», организуется Областной центр пропаганды здорового питания и потребления продуктов с лечебно-профилактическим эффектом. В соответствии с Законом РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» принято решение о создании опытного экспериментального производства упаковочных материалов.
Реализация указанных мероприятий позволит заложить фундамент управляемости подсистемы «государство - институциональная сфера - АПК»; укрепить внутренние финансово-экономические связи всех участников производства, увеличить производство и потребление основных продуктов пи-
тания на душу населения, (см. табл. 5).
Все это улучшит индикативные параметры качества жизни и благосостояния населения Среднего Урала: показатель калорийности дневного рациона условного потребителя превысит 3250 ккал/сут.; уровень среднедушевых доходов в месяц, позволяющий приобрести один и более наборов из 37 товаров первой необходимости, включая 19 основных продуктов питания, превысит восемь наборов в месяц; показатель степени душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами пи-
тания достигнет 100%; показатель степени обеспеченности основными продуктами питания собственного производства составит 87,5%.
Выводы. Анализ Таким образом, реализация настоящей стратегии позволит добиться региону конкурентных преимуществ в сфере массового питания, на продовольственном рынке, в пищевой и перерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, увеличить валовой региональный продукт, повысить уровень жизни населения за счет создания дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест.
Литература
1. Сёмин А.Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. - 960 с.
2. Милосердов В.В. Экономические интересы и отношения. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. - 92 с.
3. Продовольственная безопасность населения Свердловской области в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Материалы к семинару. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ 2004. - 49 с.