Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ЗАКОН ОБ ОРУЖИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньшиков М.Д.

В статье рассматривается современное состояние законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ»

УДК 1

Меньшиков М.Д.

Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при

президенте Российской Федерации Северо-Западный Институт Управления

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Аннотация: в статье рассматривается современное состояние законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Ключевые слова: оружие, закон об оружии, ответственность.

Оборот оружия во все века являлся предметом особого внимания общества и государства, в особенности, учитывая то, что история цивилизации — это, во многом, история войн. В современном обществе оружие так же не перестаёт быть предметом дискуссий, особого законодательного регулирования и преступлений.

Понятие оборота оружия содержится в ст. 1 Федерального закона РФ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее ФЗ «Об оружии»), согласно которому оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия — производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации. Таким образом, законодатель идёт по пути перечисления перечня действий, осуществляемых с оружием и формирующих его оборот. Под незаконным же оборотом оружия понимается перечень действий, осуществляемых с оружием, прямо запрещённый содержанием конкретных статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Совершенствование Федерального Закона «Об оружии» не прекращается и

происходит как в результате деятельности законодательных органов , так и усилий судебной практики. Собственное мнение на проблемы, связанные с состоянием законодательства об оружии, высказывает научно-экспертное сообщество. Так, к настоящему времени в действующий ФЗ «Об оружии» законодателем за последние годы было внесено более 40 изменений, имеющих комплексный характер и затрагивающих не только ФЗ «Об оружии», но и иные нормативно-правовые акты в этой сфере.

ФЗ «Об оружии» является элементом отечественной законодательной системы в исследуемой нами сфере и достигает своих целей во взаимодействии со всеми её элементами. Правовое регулирование в сфере оборота оружия осуществляется на основе соответствия законодательства об оружии другим нормативным актам и создания условий для принятия необходимых подзаконных актов. В этой связи, возможно выделить три уровня законодательной системы, во взаимодействии с которыми осуществляется правовое регулирование:

1. Конституция РФ. Имеет высшую юридическую силу относительно ФЗ «Об оружии», её нормы выступают критериями оценки его норм и складывающейся на их основе правоприменительной практики. Сам Федеральный закон не ссылается на Конституцию РФ, однако определённые в преамбуле ФЗ «Об оружии» такие цели регулирования, как защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, определяют участие конституционно-правовых норм. Кроме того, наличие двух постановлений Конституционного Суда РФ позволяет выделить именно те положения Конституции РФ, которые и выступают конституционной основой оборота оружия. При этом три статьи Конституции РФ применены в обоих постановлениях:

- ст. 19 часть 1. «Все равны перед законом и судом»;

- ст. 35 часть 1: «Право частной собственности охраняется законом»;

- ст. 35 часть 2: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами»;

- ст. 55 часть 3: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

2. Иные законы. Необходимым условием эффективности ФЗ «Об оружии» является его гармонизация с другими законами в случае пересечения предметов их регулирования. В ряде случаев в самом его тексте содержатся ссылки на конкретные законы, или указание происходит просто на закон, как вид нормативно-правового акта.

Существует целый ряд законов, которые в ФЗ «Об оружии» не упоминаются, однако без их участия невозможно осуществить должный оборот оружия. К таким относятся, например, Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушение оборота оружия.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение оборота оружия в следующих случаях:

- статья 189 УК РФ. «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;

- статья 222 УК РФ. «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»;

- статья 222.1 УК РФ. «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств»; статья 223. «Незаконное изготовление оружия»;

- статья 223.1 УК РФ. «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств»;

- статья 225 УК РФ. «Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;

- статья 226 УК РФ. «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;

- статья 226.1 УК РФ. «Контрабанда ... огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его

доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники»;

- статья 349 УК РФ. «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих»;

- статья 355 УК РФ. «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения».

Кроме указанных статей, те или иные действия с оружием составляют диспозицию отдельной статьи либо выступают квалифицирующим признаком состава преступления. Например, часть 2 ст. 344 УК РФ, устанавливает ответственность за «Нарушение уставных правил несения внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), если это деяние повлекло утрату, уничтожение или повреждение находящихся под охраной наряда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо предметов военной техники, а равно иные тяжкие последствия, - ...».

Уголовный кодекс РФ указывает не только на огнестрельное, газовое и холодное оружие, но и упоминает химическое, ядерное и другие виды оружия массового поражения. Оборот этих видов оружия не регламентирован ФЗ «Об оружии», о чём упоминается в его первой статье.

3. Подзаконные акты. Самой многочисленной группой нормативных актов, регламентирующих оборот оружия, являются подзаконные акты. В эту группу входят официальные документы, начиная от постановлений Правительства РФ до актов министерств и ведомств.

Несмотря на то, что ФЗ «Об оружии» указывает на международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и незаконным распространением оружия и распространяет свое действие на иностранных граждан, до настоящего времени каких-либо международных соглашений по предмету регулирования данного закона не принято. Действует только Европейская рамочная конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами ETS № 101 (Страсбург, 28 июня 1978 г.). Россия Конвенцию подписала, но не ратифицировала.

Определённую роль в регулировании оборота оружия играет судебная практика, значение которой явно недооценено. Из систематизированных постановлений судебных инстанций можно назвать только Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г. Тем не менее, данный нормативный акт играет существенную роль в решении многих важных вопросов, касающихся квалификации деяний, связанных с незаконным оборотом оружия. Особо ценная информация содержится в постановлении относительно определения предмета и объективной стороны преступления.

Также немаловажным аспектом исследования является анализ статистики МВД, связанный с незаконным оборотом оружия. Затрагивая данный вопрос стоит отметить, что преступность, особенно организованная, в настоящее время является реальной угрозой Российской Федерации. Актуальность анализа данного вопроса характеризуется негативными тенденциями в области оборота оружия на территории Российской Федерации. Решение проблем о противодействии в данных видах преступлений усложнилось в условиях многочисленных вооруженных конфликтов между населением, а также увеличивающейся социальной напряженности и отсутствия действенных систем контроля сосредоточенных на раскрытие фактов незаконного оборота оружия.

Так, по данным МВД РФ, в 2011 году было совершено 28,1 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, а также было совершено с использованием оружия 6,8 тысячи преступлений. В 2012 году эти показатели составили уже 26,5 тысячи и 7,5 тысячи преступлений соответственно.

В 2013 году было совершено 27 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, при этом было выявлено 1,6 тысячи фактов совершения хищения боеприпасов и взрывных устройств. В сравнении с показателями данного вида преступления за 2012 год произошло увеличение количества совершаемых преступлений на 1,8 %.

Кроме того, в этот же период времени с использованием оружия было совершено 7,6 тыс. преступлений, что на 0,5% больше по сравнению с показателями 2012 года. При

этом в основном данные преступления были совершены в следующих регионах Российской Федерации: Республика Дагестан (718 преступлений), Свердловская область (452 преступления), Московская область (370 преступлений), г. Санкт-Петербург (365 преступлений), г. Москва (321 преступление).

В 2014 году количество таких преступлений составило 26,2 тысячи, что на 2,8 % меньше, чем в предыдущем году, количество же преступлений, совершенных с использованием оружия, составило 7,2 тысячи преступлений, что свидетельствует об их уменьшении на 4,6%.

Однако уже в 2015 году в стране было совершено 26,9 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, что по сравнению с показателями 2014 года больше на 2,4%. В то же время случаев хищения и вымогательства оружия, боеприпасов также увеличилось и составило 1,6 тысячи, что на 9,1 % больше, чем в 2014 году.

В целом по стране в 2015 году было совершено 6,9 тысячи преступлений с использованием оружия.

В январе - декабре 2015 года с использованием оружия совершено 6,9 тыс. преступлений (4,9%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (357), Свердловской области (298), г. Москве (266), Московской области (235), Краснодарском крае (231). При этом в 2015 году судами было осуждено по ч. 1 ст. 222 УК РФ - 5 203, по ч. 2 ст. 222 УК РФ - 179, по ч. 3 ст. 222 УК РФ - 18, по ч. 4 ст. 222 УК РФ - 402.

Генеральной прокуратурой РФ на специально созданном сайте - crimestat.ru, размещена информация, касающаяся уровня преступности в целом по стране и содержащая в себе сведения о незаконном обороте оружия. Согласно общим сведениям о состоянии преступности динамика роста незаконного оборота оружия в 2016 году составила 4,9 %, а в целом количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия) к общему количеству преступлений в 2016 году составил - 1,40 %.

Согласно размещенным там данным в январе 2016 года на территории России снизилось на 3,3% количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В ряде регионов динамика данного показателя не соответствует общероссийской тенденции к ее снижению. Рост выявляемости таких

преступлений характерен для в Еврейской автономной области (с 2 до 14; +600%), Самарской области (с 19 до 64; +236,8%), Республики Мордовия (с 9 до 27; +200%), Архангельской (с 3 до 8; +166,7%), Нижегородской (с 19 до 38; +100%) областей, Республики Дагестан (со 113 до 178; +57,5%).

Однако данная информация несколько не соответствует сведениям, которые размещены на сайте МВД РФ, что скорее всего объясняется тем, что в прокуратуру представлены еще не все актуальные сведения из регионов Российской Федерации.

В феврале 2016 года уже выявлено преступлений в области незаконного оборота оружия - 5198, что свидетельствует о высокой тенденции роста данного вида преступлений. Из них выявлено следственными органами Следственного комитета РФ - 83, органами внутренних дел - 4909, таможенными органами - 4.

Таким образом, если сравнивать количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, за 2012 (28,1 тыс.), за 2013 (26,5 тыс.), за 2014 (27 тыс.), за 2015 (26,2 тыс.) и за 2016 (26,9 тыс.) годы, то можно сказать, что уровень преступности крайне неравномерен, колеблется то в сторону уменьшения, то снова увеличивается. Учитывая то обстоятельство, что за периодом увеличения (подъема) уровня незаконного оборота оружия следует период уменьшения (падения) уровня преступности, что подтверждается диаграммой динамики уровня незаконного оборота оружия и преступлений с применением оружия за 2011-2016 годы, то есть основания считать, что в 2017 году будет уменьшение уровня незаконного оборота оружия, но уменьшение будет незначительным.

К легальным же владельцам оружия у МВД меньше всего претензий - за год только 0,2 процента этих людей подвергаются уголовному преследованию.

На территории России зарегистрировано 1053 юридических лица, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием. У более 5 миллионов граждан в пользовании находится почти 6,2 миллиона ружей, карабинов, травматических пистолетов. То есть, в России на каждые 100 жителей фиксируется до 9 единиц огнестрельного оружия, что является достаточно низким показателем, ставящим Россию на 68 место в мире среди тех стран, где есть соответствующие данные. Так, в странах центральной и южной Африки аналогичный на каждые 100 человек - один

ствол, в развитых странах этот показатель повышается до 30 единиц оружия и более. Так, в Швейцарии, он находится на уровне 60 единиц, в Финляндии - 45 единиц, в Норвегии - 31, в Германии - 30, во Франции - 31 единица. Однако объемы «черного рынка» - совсем иные и оцениваются у нас в размере от 1,5 до 14 миллионов нелегальных стволов. Что важно, в основных источниках поступления оружия на «черный рынок» гражданские его владельцы не числятся. Так, половина случаев поступлений оружия отечественного производства в нелегальный оборот приходится на упущения должностных лиц, контролирующих этот оборот. То есть, речь идет о воровстве из арсеналов силовых структур. Еще 17 процентов приходит из вооруженных конфликтов, 14 процентов поступает с оборонных предприятий, а 5 процентов дают так называемые «черные копатели».

Кроме того, профилактические методы в условиях ситуации, которая сложилась в настоящее время, являются весьма неутешительными и достигают критического уровня относительно административно-правовой науки. Очевидно, что, если не сформировать эффективную политику, способную уменьшить незаконный оборот предметов вооружения, обстановка может выйти из-под контроля. Уголовное законодательство на протяжении многих лет уделяло существенное внимание вооруженной преступности и противоправным деяниям, связанным с оборотом оружия, однако административное законодательство исследование и совершенствование данной категории правонарушений обходило вниманием.

И только вступивший в законную силу десять лет назад Кодекс РФ об административных правонарушениях внес значительные изменения в регулирование административных правонарушений в области рассматриваемых деяний. Например, ст. 20.8 (нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием), 20.9 (установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения), 20.10 (незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия), 20.11

(нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет), 20.12 (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему), 20.13 (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах), 20.14 (нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему) КоАП РФ отвечают современным требованиям. Однако, не малое количество положений далеки от совершенства: неоднозначное толкование ряда статей, причиной чего является недостаточность раскрытия понятийных категорий. Первенствующее значение в данной сфере, безусловно, занимает обеспечение безопасности. В современный период в России вопросам безопасности посвящен Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010 г., согласно которому государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Совокупность факторов, оказывающих влияние на нелегальные действия в области оборота оружия, как главенствующего элемента безопасности достаточно очевиден: качество нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения в рассматриваемой сфере, и ее практическая эффективность на конкретный исторический момент; уровень подготовки граждан, владеющих оружием; уровень правосознания данных лиц, их культура поведения; состояние лицензионно-разрешительных и иных служб МВД, позволяющее эффективно решать возложенные на них задачи по обеспечению безопасности гражданского оборота оружия, и прочие. Кроме того, работа по повышению эффективности Российской системы безопасности гражданского оборота оружия и боеприпасов, является процессом, который прошел определенную эволюцию от элементарных правовых предписаний и правил до сложных законодательных нормативно-правовых актов в наши дни.

Также стоит отметить, что в настоящее время в условиях социальной, политической и экономической нестабильности совершение преступлений в области незаконного оборота оружия в России приобретает особое значение. Отрицательные

тенденции вооруженной преступности, которую мы сегодня наблюдаем, позволяет говорить о том, что изучение данной области имеет важное детерминационное значение. Поэтому, исходя из постоянного прогрессирующего характера незаконных действий с предметами оружия, возрастает не только уголовная, но и административная регламентация данных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Закон РФ от 20 мая 1993 г. N0 4992-1 «Об оружии» // Ведомости СНД и ВС РФ. 17.06.1993. N 24. С. 860

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N0 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина»; Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N018-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии"в связи с жалобой гражданки Н.В.Урюпиной».

СургутсковВ.И., ЗайцеваЕ.В. Комментарий к Федеральному закону от 13декабря 1996г. №150-ФЗ «Об оружии». -Система ГАРАНТ, 2012г.; Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N0 150-ФЗ «Об оружии» (постатейный). -М.: ЮРКОМПАНИ, 2010.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина»; Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N018-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной»

Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и др.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и др. КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.