Научная статья на тему 'Современное состояние уголовного законодательства Российской Федерации в области миграционной политики'

Современное состояние уголовного законодательства Российской Федерации в области миграционной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СRIMINAL CODE / MIGRATION / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаев Г. А., Зорина Е. А.

Статья посвящается вопросам современного состояния уголовного законодательства Российской Федерации в области миграционной политики. Обращается внимание на то, что действующее законодательство в рассматриваемой сфере общественных отношений имеет ряд недостатков, в частности высокий уровень бланкетности, что зачастую затрудняет квалификацию преступлений. Вносятся авторские предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF MIGRATION POLICY

The article is dedicated to the questions of the current state of the criminal legislation of the Russian Federation in the field of migration policy. The attention that the current legislation in the considered sphere of the public relations has a number of shortcomings, in particular high level of referential characteristics that often complicates qualification of crimes is paid. Concrete authors' suggestions for improvement of the existing criminal legislation are made.

Текст научной работы на тему «Современное состояние уголовного законодательства Российской Федерации в области миграционной политики»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Г.А. Агаев, доктор юридических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Е.А. Зорина, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Статья посвящается вопросам современного состояния уголовного законодательства Российской Федерации в области миграционной политики. Обращается внимание на то, что действующее законодательство в рассматриваемой сфере общественных отношений имеет ряд недостатков, в частности высокий уровень бланкетности, что зачастую затрудняет квалификацию преступлений. Вносятся авторские предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, миграция, миграционная политика, фиктивная регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

CURRENT STATE OF THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF MIGRATION POLICY

G.A. Agaev. Saint-Petersburg university of internal affairs of Russia.

E.A. Zorina. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article is dedicated to the questions of the current state of the criminal legislation of the Russian Federation in the field of migration policy. The attention that the current legislation in the considered sphere of the public relations has a number of shortcomings, in particular high level of referential characteristics that often complicates qualification of crimes is paid. Concrete authors' suggestions for improvement of the existing criminal legislation are made.

Keywords: ^mina! code, migration, migration policy, fictitious registration of the citizen of the Russian Federation in a place of stay or in a residence in premises in the Russian Federation, fictitious registration of the foreign citizen or the stateless person in a residence in premises in the Russian Federation, fictitious registration of the foreign citizen or the stateless person in a place of stay in premises in the Russian Federation

Миграция представляет собой столь же древнее явление, как и сам человек. Принято считать, что одно из первых научных определений миграции было дано в 1885-1889 гг. английским ученым Е. Равенштейном, который понимал под ней постоянное или временное изменение местожительства человека [1].

Дефиниция «миграция» (от лат. ш1§га1;ю) имеет широкое и узкое значение слова. В широком смысле миграция - это территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. В узком значении слова миграция - законченный вид территориального перемещения, то есть переселение. Переселение должно отвечать двум условиям: во-первых, население перемещается между населенными пунктами (внутри поселенные передвижения населения не относятся к миграции населения (согласно общему правилу, сложившемуся в науке и учете миграции); во-вторых, перемещения должны обязательно сопровождаться сменой постоянного места жительства.

Миграция - это не простое механическое передвижение людей, а сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Так, принимая в расчет основные направления миграционных потоков, миграцию можно классифицировать по следующим видам:

- по причинам (добровольная, вынужденная и принужденная);

- по типу (внешняя и внутренняя);

- по временным критериям (возвратная или безвозвратная).

Кроме того, различают индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции следует выделить экономическую и, прежде всего, трудовую миграцию. Последняя представляет собой вид миграции физических лиц из одной страны в другую, а также внутри одной страны с целью найма на работу. Как правило, экономический мигрант покидает свою страну добровольно, при этом, в случае принятия решения вернуться на родину, он продолжает пользоваться защитой со стороны своего государства. Наиболее тяжкие как для личности, так и для общества, государства последствия несет вынужденная миграция. Она имеет различные характеристики: бывает внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные переселенцы).

Следует также отметить, что миграция имеет неоднозначные социально-экономические и культурные последствия как для государств и регионов, отдающих мигрантов, так и для территорий, их принимающих. Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства - Союза Советских Социалистических Республик, этот вопрос является особенно актуальными, так как миграция, особенно «нелегальная» влияет на многие стороны жизнедеятельности общества - на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие, а также на национальную безопасность Российской Федерации.

Увеличение масштабов миграции в пределах Российской Федерации имеет как положительные, так и негативные тенденции. Положительным является то, что оно представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического благосостояния общества. Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы, с более высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями.

По примерным оценкам в различные формы миграции в мире ежегодно вовлечено около 2-3 % населения [2]. Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованному 11 сентября 2013 г., численность мигрантов в мире составила 232 млн человек или 3,2 % населения Земли. Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика-США с 13 млн мигрировавших (за январь-август 2013 г.), Россия-Украина с 3,5 млн, Украина-Россия с 2,9 млн, а также Казахстан-

Россия с 2,5 млн. Так, Россия занимает второе место среди стран мира по числу проживающих на ее территории мигрантов из других государств [3].

Негативная сторона этого явления заключается в том, что мигранты, особенно «нелегальные», зачастую злоупотребляют своим правом на осуществление трудовой деятельности, тем самым, нарушая установленный порядок реализации этого права и выводя получаемые доходы от государственного контроля и налогообложения. Ежегодно в нашей стране от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации [4].

Так, по данным Федеральной миграционной службы, в Российской Федерации за 2013 г. привлечено к административной ответственности (составлено протоколов) 2 530 443, наложено административных штрафов - 6 449 665,5 тыс. руб., направлено представлений о закрытии въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства 459 337, из них закрыт въезд иностранным гражданам и лицам без гражданства 449 581, выдворено и депортировано 82 413, выдано разрешений на работу 1 273 984, выдано видов на жительство и разрешений на временное проживание 21 362. Для сравнения, за 2012 г. в Российской Федерации привлечено к административной ответственности (составлено протоколов) 2 520 378, наложено административных штрафов 6 141 669,10 тыс. руб., направлено представлений о закрытии въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства 88 748, выдворено и депортировано 35 134, выдано разрешений на работу 1 340 056, выдано видов на жительство и разрешений на временное проживание 346 830 [5].

С другой стороны, имеют место ситуации, когда лица, намеренные честно и добросовестно заниматься трудовой деятельностью, далеко не всегда имеют возможность реализовать свои права из-за неправомерного противодействия как государственных и муниципальных чиновников, так и реальных или потенциальных конкурентов, а в ряде случаев - и преступных элементов.

Вместе с тем общественная опасность этого явления велика и в социальном плане. К примеру, в Москве в прошлом году произошел резкий рост преступлений, совершенных мигрантами. По данным Главного управления внутренних дел Москвы в 2013 г. в столице иностранцами совершено свыше десяти тысяч преступлений, тогда как в 2012 г. чуть менее семи с половиной тысяч. Только официально в 2013 г. на миграционный учет поставлено полтора миллиона граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Эта цифра сопоставима с населением крупных российских регионов. На их долю приходится каждое пятое убийство, почти каждое второе изнасилование, более половины фактов незаконного лишения свободы, каждый третий грабеж и 40 % всех разбоев. Это примерные цифры, так как статистический учет ведется только по числу раскрытых преступлений [6].

Кроме того, в последнее время с целью легализации пребывания иностранных граждан в Российской Федерации во многих крупных городах успешно процветает «прописочный» бизнес, которым занимаются не только физические лица - собственники жилья, но и юридически лица, чаще всего, - агентства недвижимости. Например, когда в одной квартире площадью 40 м2 было прописано более 1 тыс. человек [7].

Следует особо подчеркнуть, что обе эти тенденции нуждаются в должном правовом регулировании.

Справедливости ради, следует констатировать, что сегодня в Российской Федерации сложилась обширная правовая база, регулирующая миграционный процесс. Так, за последние десять лет законодатель, отвечая на современные угрозы и возрастающие риски, связанные с миграцией, создал соответствующую Федеральную миграционную службу, передав ей правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации [8, 9].

Была принята и действует Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Президентом Российской Федерации [4], в которой указаны следующие цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Сегодня нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:

- на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты - указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);

- на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

- на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);

- на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции) [10-16]. В настоящее время Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права. Законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области миграции, помимо конституционного, административного, административно-процессуального права, также содержатся и в трудовом, и в жилищном, и семейном праве, в нормах, подпадающих под совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной от миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде, к примеру, роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств! В самом общем виде миграционная политика - это комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы). Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

В силу специфических особенностей миграционных процессов, зависимости от всего комплекса социально-экономических и природных факторов, миграционная политика не может не находиться во взаимодействии с:

1. Социальной политикой в целом и всеми ее составляющими, так как миграционные процессы являются только следствием социальных факторов.

2. Демографической политикой. Являясь важной составляющей демографического процесса, миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию. В одних случаях они способствуют снижению «демографического давления», в других позволяют компенсировать естественные потери населения.

3. Геополитикой, так как выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны.

4. Национальной политикой. В связи с тем, что одной из важнейших групп факторов субъективного, психологического характера, воздействующих на миграционные процессы, является сложившийся жизненный стереотип, или жизненный стандарт, зависящий в первую очередь от этнических особенностей и обычаев, миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами.

5. Экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других.

6. Уголовной политикой, под которой понимают систему политико-правовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в направлениях, формах и способах деятельности её субъектов по предупреждению и устранению преступности в конкретный исторический период развития общества (государства). Уголовная политика, тесно соприкасаясь с миграционной политикой, способствуя ее осуществлению, постоянно следит за реализацией одной из ее приоритетных задач - за соблюдением требований законодательных актов и отсутствием правонарушений, а именно преступлений в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Показательным в этом отношении является сравнительно новый и, безусловно, актуальный Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17]. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) был дополнен нормами (помимо уже имеющегося состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ), направленными на улучшение миграционной ситуации в стране, в частности на предотвращение фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также на предотвращение фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ).

Статьи 322.2, 322.3 УК РФ расположены в гл. 32 «Преступления против порядка управления» раздела Х «Преступления против государственной власти» УК РФ [18]. За совершение рассматриваемых общественно опасных противоправных деяний предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Родовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения

в сфере осуществления государственной власти, являющейся одной из главных составляющих конституционного строя Российской Федерации, видовым объектом выступает нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства.

Факультативные объекты - безопасность граждан Российской Федерации, экономические и прочие внутригосударственные отношения.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, в законе определена как фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства [19].

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [20].

Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства [21].

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, лицо без гражданства, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы [22].

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, а также фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации понимается регистрация гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации либо их регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц [19].

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, в законе определена как фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без

гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства. Его осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные отделения. Миграционному учету подлежат все иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их статуса. В их числе и иностранные работники, имеющие статус временно пребывающих.

Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания [21].

Иностранные граждане, лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания [22].

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации, согласно ч. 1 Примечания к рассматриваемой статье УК РФ, понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Составы преступления, описанные в комментируемых статьях, имеют формальную законодательную конструкцию. Преступления окончены в момент совершения отмеченных в диспозиции статьи действий независимо от наступления общественно опасных последствий. Содеянное относится к преступлениям небольшой тяжести.

Субъективная сторона составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.

Правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо осознает общественную опасность нарушения порядка регистрации и учета и, тем не менее, желает ее совершать.

Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, то есть субъект общий.

Хотелось бы также обратить внимание на наличие поощрительных норм, указанных в примечаниях к рассматриваемым составам преступлений. Законодателем предусмотрено освобождение от уголовной ответственности виновного лица, совершившего преступление, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Возвращаясь к основному вопросу статьи, а именно к современному состоянию уголовного законодательства Российской Федерации в области миграционной политики, следует отметить, что принятие вышеназванного закона, который сравнительно недавно внес дополнения в УК РФ в виде новых составов преступлений в рассматриваемой сфере общественных отношений, можно считать шагом вперед в формировании законодательной базы по борьбе с незаконной, неучтенной миграцией. Вместе с тем на сегодняшний день в российском законодательстве насчитывается достаточно большое количество нормативных актов различной юридической силы и уровня в области миграции. Отсюда высокий уровень бланкетности ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, что существенно затрудняет деятельность суда, следствия, прокурора или органа предварительного следствия и дознания по квалификации содеянного. Это связано с вынужденной необходимостью обращения к нормативным актам самых разных отраслей права, которые, в отличие от УК РФ, издаются самыми различными органами в огромном количестве. Поэтому при квалификации подобных преступлений далеко не всегда удается найти правильное решение. Об этом, в частности, свидетельствуют данные, приводимые Н.И. Пикуровым. У 22 % опрошенных им следователей никогда

не возникал вопрос о необходимости проверки юридической силы подзаконных нормативных актов, на которые они ссылаются при квалификации преступления, 20 % считали, что такую проверку производить необходимо, но практически это ими обычно не выполняется, 47 % заявили, что они обычно пользуются изданиями правил, инструкций и т.п. актами пяти, а то и десятилетней давности [23].

Следует согласиться, что практика использования в законодательстве бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенност произвола в правовом регулировании. Несмотря на все негативные моменты, присущие бланкетным диспозициям уголовного закона, полностью избежать их применения по объективным причинам не удастся, так как с помощью бланкетизации обеспечиваются системные связи между нормативными актами. Таким образом, можно сделать вывод, что такое многообразие выдвигает на первый план только задачу создания миграционного права и выделения его в самостоятельную отрасль права.

Литература

1. Ravenstein E.G. The laws of migration. London, 1876.

2. Практическая демография / под ред. Л. Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005.

3. Организация объединенных наций. URL: http: //www.un.org/russian/news/story.asp? NewsID=20179#.VC50I_l_v85 (дата обращения: 11.09.2014).

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // ФМС России. URL: http://www.fms.gov.ru /documentation/868/details/53252/ (дата обращения: 15.08.2014).

5. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2012 и 2013 гг. // ФМС России. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data (дата обращения: 15.08.2014).

6. Интервью руководителя Главного следственного управления по г. Москве В.В. Яковенко «Российской газете» // Главное следственное управление Следственного комитета РФ по г. Москве. URL: http://moscow.sledcom.ru/smi/detail.php?ID=13058&print=Y (дата обращения: 15.08.2014).

7. Лейба А. Нет «резиновым» квартирам // ЭЖ-Юрист. 2014. № 8. С. 1-3.

8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 15 марта 2004 г. № 11. Ст. 945.

9. О вопросах Федеральной миграционной службы: Постановление Правительства Рос. Федерации от 13 июля 2012 г. № 711 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 23 июля 2012 г. № 30. Ст. 4276.

10. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 7 янв. 2002 г. № 1. Ч. 1. Ст. 1.

11. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федер. закон Рос. Федерации от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 19 авг. 1996 г. № 34. Ст. 4029.

12. Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 28 июля 1997 г. № 30. Ст. 3601.

13. О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке: Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 июля 2014 г. № 690 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 28 июля 2014 г. № 30. Ч. II. Ст. 4326.

14. О создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Учет лиц без определенного места жительства, прибывающих в Санкт-Петербург из других регионов Российской Федерации и иностранных государств»: Постановление Правительства

Санкт-Петербурга от 11 нояб. 2011 г. № 1583. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Положение о порядке осуществления поддержки деятельности граждан, общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования муниципального округа Урицк: Приложение № 2 к Решению Муниципального совета от 21 дек. 2007 г. № 32/8. URL: http: //urizk.spb.ru/ standart-law_act/statute_item/polozheniya/o_podderzhke_organizatcij_po_ohrane_poryadka/ (дата обращения: 23.09.2014).

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о реадмиссии (Бишкек, 11 окт. 2012 г.). URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/e63/kirgizia_sogl.pdf (дата обращения: 23.09.2014).

17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 2013 г. № 376-ФЗ // Рос. газ. 2013. 25 дек. № 291.

18. Уголовный кодекс Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

19. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 1993 г. № 5242-1 // Рос. газ. 1993. 10 авг. № 152.

20. Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 24 июля 1995 г. № 30. Ст. 2939.

21. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 24 июля 2006 г. № 30. Ст. 3285.

22. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 янв. 2007 г. № 9 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 29 янв. 2007 г. № 5. Ст. 653.

23. Пикуров Н.И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями. М.: Изд-во «Юрайт», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.