Научная статья на тему 'Современное состояние рынка образовательных услуг среднего профессионального образования в г. Челябинске'

Современное состояние рынка образовательных услуг среднего профессионального образования в г. Челябинске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1074
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туршатова Т. В.

В статье анализируется современные состояние образовательных услуг среднего профессионального образования на территории г. Челябинска, его специфика. Приводятся основные данные о состоянии рынка образовательных услуг среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка образовательных услуг среднего профессионального образования в г. Челябинске»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ

Туршатова Т.В. - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

В статье анализируется современные состояние образовательных услуг среднего профессионального образования на территории г. Челябинска, его специфика. Приводятся основные данные о состоянии рынка образовательных услуг среднего профессионального образования.

Сегодня рынок образовательных услуг борется за привлечение абитуриентов, так как с каждым годом возрастает число образовательных организаций, которые конкурируют между собой. Особенно остро данная проблема стоит для негосударственных образовательных организаций среднего профессионального образования (далее СПО), так как они конкурируют не только с местными организациями СПО, но и со школами, в которых обучается немалая часть потенциальных потребителей образовательных услуг.

В связи с многочисленными переменами в экономике России понятие «бесплатного среднего профессионального образования» теряет свою актуальность. Запросы потребителей привели к появлению платного обучения рассчитанного на различные уровни требований слушателей, дохода. Соответствуют ли требованиям потребителей предполагаемые образовательные услуги? Ответ на поставленный вопрос определяет спрос на них, следовательно, и финансовый успех негосударственных учебных заведений.

Рынок образовательных услуг Челябинской области представлен совокупностью государственных и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество организаций СПО Челябинской области на 2012 г. составляло 78 учреждений, на сегодня за счет объединения и укрупнения учебных заведений их количество уменьшилось только в Челябинске с 28 до 22 единиц. Наиболее крупные средние профессиональные учебные заведения г. Челябинска и количество специальностей, по которым они ведут обучение представлены на рисунках 1, 2. В анализе участие принимали: Южно-Уральский многопрофильный колледж (далее ЮУМК), Колледж права и экономики (далее КПиЭ), Челябинский

156

государственный колледж индустрии питания и торговли ( далее ЧГ КИПиТ), Колледж Русско-Британского института управления (далее Колледж РБИУ), Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности (далее ЧТТиЛП), Челябинский юридический колледж (далее ЧЮК), Педагогический колледж №1 (далее пед. колледж 1),Челябинский колледж информационнопромышленных технологий и художественных промыслов (далее ЧКИПТиХП), Челябинский автотранспортный техникум (далее ЧАТТ), Челябинский радиотехнический техникум (далее ЧРТ), Златоустовский торгово-экономический техникум (далее ЗГЭТ), Южно-Уральский государственный технический колледж (далее ЮУрГТК), Челябинский энергетический колледж (далее ЧЭнК), Челябинский механикотехнологический техникум (далее ЧМТТ), Челябинский педагогический колледж №2 (далее пед. колледж 2), Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж ( далее ЧГППК), Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум ( далее ЧГПГТ), Челябинский профессиональный колледж (далее ЧелПК), Челябинский базовый медицинский колледж (далее мед. колледж), колледж Комитент (далее Комитент), Челябинское художественное училище (далее ЧХУ), Челябинский дорожно-строительный техникум (далее ЧДСТ).

35

30

25

20

15

10

32 ЧЮК

27 ЧКИПТиХП

19 ЮУМК__________________________________________________

^ 7"ЧТТйЖ^И

-------------12 Колледж-РБНУ-^И------------------------

9 ЧАТТ.

---В----------И=Г8чрт-----------

1 I—^ЗГЭТ

Металлургический район Калининский

Центральный район

5

0

Рисунок 1 Учебные заведения СПО г. Челябинска и количество специальностей, по которым ведется обучение в этих учебных заведениях

157

25

20ЧЭнК

20 -17

15 -10 -5 0

Тракторозаводский район Ленинский район

7ЧелПК

5 медколледж

—^----------------1

Советский район

Рисунок 2 Учебные заведения СПО г. Челябинска и количество специальностей, по которым ведется обучение в этих учебных заведениях

Вследствие того, что месторасположение не играет своей роли, учебные заведения территориально охватывают все районы г. Челябинска, на сегодняшний день для покупателя образовательной услуги актуальной становится проблема самого ее выбора.

Потенциальный спрос на образовательные услуги в Челябинской области составляет в 2014 г. 47635 человек [1]. Динамика приема обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Челябинской области представлена на рисунке 3.

Несмотря на явно положительную динамику после демографического спада количество потребителей в сфере образовательных услуг СПО в 2013 г. было ниже прогноза поступления в образовательные организации.

Анализ образовательных услуг рынка Челябинской области показал, что наиболее востребованными специальностями среднего звена будут в ближайшие 5-10 лет специалисты в области информационных технологий, юристы, младшие медицинские сотрудники, визажисты и стилисты, представители ряда строительных специальностей [2].

158

□ Всего выпускников 9-х классов □ Всего (прогноз поступления в ОУ ПО)

□ Всего выпускников 11-х классов шВсего (прогноз поступления в ОУ ПО)

Рисунок 3 Прием обучающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования Челябинской области

На современном рынке с его разнообразием предложений образовательных услуг сделать выбор потенциальному покупателю сложно. В таблице 1 представлен ряд наиболее популярных специальностей образовательных услуг г. Челябинска,

Таблица 1 - Наиболее популярные специальности среди учебных заведений, по которым ведется обучение в г. Челябинске

№ Специальности

п/п

1. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

2. «Программирование в

компьютерных системах», «Информационные сети»

3. «Дизайн» (по отраслям), «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»

4. «Банковское дело»

Количество Среднее профессиональные организаций учебные заведения

СПО

12 ЧГПГТ, КПиЭ, ЧКИППиХП,

колледж РБИУ, ЧЮК, ЗТЭТ, ЧГППК, Комитент, ЮУМК,

ЧЭнК, ЮУрГТК, ЧАТТ

12 Колледж РБИУ, КПиЭ,

Коммитент, ЧКИПТиХП, ЧМТТ, ЧГПГТ, ЮУМК, ЧЮК, ЧЭнК, Пед. колледж 1, ЧГППК,

ЮУрГТК

8 КПиЭ, колледж РБИУ, ЧЮК,

Пед.колледж 1, Комитент, ЧКИПТиХП, ЧХУ, ЧГППК

6 ЧЮК, КПиЭ, колледж РБИУ,

ЧКИПТиХП, Комитент, ЗТЭТ

159

Продолжение таблица 1

5. «Коммерция» 6 РБИУ, КПиЭ, ЧЮК, ЗТЭТ, ЧТТиЛП, ЧКИПТиХП

6. «Земельно-имущественные отношения» 6 ЧКИПТиХП, ЮУМК, ЧЮК, Комитент, ЧЭнК, ЮУрГТК

7. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 6 ЧДСТ, ЧГППК,ЧАТТ, ЮУрГТК, ЧЭнК, ЮУМК

8. «Право и организация социального обеспечения» 5 Комитент, КПиЭ, ЧЮК, ЮУМК, ЧКИПТиХП

9. «Туризм» 5 Пед. колледж 1, колледж РБИУ, ЧЮК, Комитент, ЧКИПТиХП

10. «Товароведение» 5 ЧГ КИПиТ, ЧКИПТиХП, ЗТЭТ, Комитент, ЧТТиЛП

11. «Стилист-визажист», «Парикмахерское искусство», «Парикмахер» 4 Комитент, колледж РБИУ, ЧГПГТ, ЧМТТ

12. «Гостиничный сервис» 4 Колледж РБИУ, ЧГППК, ЧЮК, Комитент

13. «Технология машиностроения» 4 ЧКИПТиХП, ЮУрГТК, ЧМТТ, ЧГППК

14. «Строительное и техническое направления» 11 ЧЭнК, ЮУрГТК, КПиЭ,ЧЮК, ЧелПК, ЧМТТ, ЮУМК, ЧГПГТ, ЧДСТ, ЧГППК

15. «Младшие медицинские сотрудники» 1 Челябинский базовый медицинский колледж

Наиболее часто реализуемыми современными специальностями в Челябинске можно считать специальности экономического направления, а также специальности, связанные с информационными технологиями. Средние учебные заведения готовы предоставлять образовательные услуги и по будущим востребованным специальностям.

По этой причине необходимо при позиционировании не забывать определять место образовательных услуг в структуре потребительских предпочтений абитуриентов и в соотношении с потребительскими свойствами образовательных услуг конкурентов. При показе уникальных свойств, позволяющих использовать образовательные услуги на более высоком потребительском уровне, и цена не покажется им неприемлемой.

Продвижение образовательных услуг отличается от продвижения товаров материальной формы. Основное их отличие заключается в том, что они

160

являются неосязаемыми, их нельзя увидеть, почувствовать, попробовать, услышать или уловить запах, пока они не будут приобретены, и конечный итог предполагает определенный промежуток времени.

В связи с этим при позиционировании образовательных услуг необходимо подчеркивать их значимость, демонстрировать пользу и выгоду, которую получит потребитель при их использовании. Взаимосвязь продавца и потребителя является важнейшим условием в случае недолговечности самой услуги, её качества, и особенно важна такая характеристика образовательной услуги, как интеллектуальная собственность [3].

Не менее значимой характеристикой образовательной услуги как товара является ее цена. При формировании определенной ценовой политики образовательного учреждения необходимо помнить о соответствии затрат на предоставление образовательной услуги и способности покупателя приобрести данную услугу. На рынке образовательных услуг среднего профессионального образования необходимо выделить три категории учебных заведений:

1) государственные, имеющие только лишь бюджетные места;

2) государственные, имеющие бюджетные места и обучающие на платной основе;

3) негосударственные, обучающие только на платной основе.

На рисунке 4 представлена стоимость обучения в средних профессиональных заведениях в 2013-2014 учебном году.

При сравнении этих данных значительной разницы между государственными и негосударственными учебными заведениями нет, однако просматривается тенденция увеличения стоимости обучения в государственной организации СПО ЮУМК по отношению к негосударственному КПиЭ.

35000

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33000

КПиЭ ЧЮТ Комитент ЮУМК Колледж ЧКИПТиХП ЮУрГТУ

РБИУ

Рисунок 4 Стоимость обучения в средних профессиональных заведениях

в 2013-2014 учебном году

161

Рассматривая образовательную услугу как товар, необходимо учитывать существование не только покупателя, но и потребителя. Специфика заключатся в их взаимосвязи и непосредственном влиянии друг на друга. На выбор учебного заведения они смотрят по-разному. При определении сегментов покупателя и потребителя необходимо выделить типы их поведения.

1) при эмоциональном поведении основным для принятия решения является случайная ситуация, выбор ориентирован на эмоции, поддается влиянию;

2) при рациональном поведении происходит сопоставление выгод и неудач, важно множество факторов (месторасположение среднего учебного профессионального заведения, трудоустройство), прогнозируется, влияние оказать сложно.

3) в стереотипном поведении главным при принятии является привычка, постепенное формирование в необходимости выбора учебного заведения, решающим фактором является престиж учебного заведения, атмосфера в процессе обучения и цена [4].

На примере ЧОУ СПО «Колледжа права и экономики» рассмотрим главные факторы при выборе образовательной услуги в 2012-2013 гг., которые представлены на рисунках 5, 6.

■ Мнение друзей студентов ■Другое

■ Месторасположение

■ Совет родителей

Рисунок 5 Факторы, влияющие на выбор специальности в 2012 г. абитуриентов, поступивших в КПиЭ

162

4%

21%

45%

5%

25%

■ Мнение друзей студентов ■Другое

■ Месторасположение

■ Совет родителей

■ Цена за обучение

Рисунок 6 Факторы, влияющие на выбор специальности в 2013 г. абитуриентов, поступивших в КПиЭ

Больших изменений при выборе у потребителей не замечается, основным критерием остается авторитет родителей, что еще раз подчеркивает взаимосвязь покупателя и потребителя образовательной услуги. Константа категории «мнение друзей студентов» подтверждает престиж учебного заведения. Наличие двух обучающих площадок и их месторасположение подтверждает роль в принятии решения категории «месторасположение», а фактор «цена» в 2013 г. совершенно не является решающим.

Таким образом, на основании проведенных исследований было выделено два типа потребительского поведения образовательных услуг «КПиЭ»: рациональное и стереотипное. Потребители образовательной услуги - молодые люди 16-18 лет, покупатели - их родители 36-45 лет. Группы потребителей и покупателей одинаково реагируют на методы маркетингового воздействия: цену, качество услуги, рекламу, поэтому для каждого из них необходима разработка комплекса соответствующих политик учебного заведения.

Рынок образовательных услуг среднего профессионального образования представлен широким спектром специальностей. Главным при выборе специальности и учебного заведения является расчет, сопоставление собственных возможностей и запросов рынка. Факторы, влияющие на принятие решений различны: экономические (цена за обучение), демографические (пол, возраст, состав семьи) и маркетинговые (бренд учебной организации, престиж специальностей, качество предоставляемых образовательных услуг, трудоустройство и перспектива карьерного роста потребителей).

Востребованность учебных образовательных услуг учебного заведения во многом определяется пониманием того, каким образом осуществляется процесс

163

выбора образовательной услуги в условиях жесткой конкурентной среды на данном рынке. Факторы и покупательского, и потребительского поведения должны являться основой для разработки стратегического плана развития организации среднего профессионального образования принятия управленческих решений.

Список литературы:

1. Публичный доклад, Результаты деятельности системы образования Челябинской области в 2012 г. Министерство образования и науки и Челябинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. minobr74.ru/ru/ofitsialnaya-informatsiya/publichnyj-doklad-moin.

2. Востребованные профессии в 2014 г. Новости бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki-work.ru/novosti-biznesa/vostrebovannye-professii-v-2014-godu.html.

3. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. -М., 2009. - 384 с.

4. Прядко, С.Н. Оценка факторов поведения потребителей на рынке

образовательных услуг в маркетинговом планировании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-faktorov-povedeniya-

potrebiteley-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug-v-marketingovom-planirovanii-vuza.

ТРУДНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Футерман А.Л. - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

В статье рассмотрены актуальные вопросы разработки эффективных методов мотивации персонала ввиду сложившейся неблагоприятной финансовой ситуации в России, ограничившей возможности материального стимулирования сотрудников предприятий.

Мировой кризис значительным образом повлиял на экономику многих стран, в том числе и России, особенно на сферу малого бизнеса. К перечню факторов оказывающих негативное влияние на деятельность предприятий, относятся:

1) низкая инвестиционная активность,

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.