Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования'

Педагогические условия эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / COMPETENCE ORIENTED TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КОРПОРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР / CORPORATE-PRODUCTIVE CENTRE / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиновская Т.С.

В статье проведен анализ педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования. Выделение педагогических условий осуществлялось с учетом содержания и особенностей разработанной технологии, специфики среднего профессионального образования, социального заказа общества, научных достижений в области реализации компетентностно ориентированных технологий обучения, авторского опыта деятельности в исследуемом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиновская Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE COMPETENCE ORIENTED EDUCATION TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL TRAINING

The article analyses the pedagogical conditions necessary for the effective functioning of the competence oriented education technology in the system of secondary vocational training. The pedagogical conditions were determined taking into account the technology content and its characteristics, specific features of the secondary vocational training, social demand, scientific achievements in competence oriented education technologies, author's experience in this field.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования»

7) работа по наполнению содержательным контентом своего раздела в АСУ РгоСо1^е;

8) апробация на учебных занятиях новых электронных учебных пособий и разработанных электронных образовательных ресурсов;

9) апробация на учебных занятиях новых контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в современных условиях успешное формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональных образовательных организаций невозможно без развития их информационно-коммуникационных компетенций и системного использования информационно-коммуникационных технологий.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru.

2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / авт.-сост. : В. И. Блинов и др. — Вып. 1. — М. : ФИРО, 2014.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

4. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия» : сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8-14.

5. Педагогические чтения в Миасском строительном техникуме [Текст] / сост. И. Е. Медвец-кий. — Миасс : МСТ, 2016. — 52 с.

6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М. : Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.

УДК 377 Т. С. Калиновская, зам директора по УР

Южно-Уральского государственного колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: grozdevat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведен анализ педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования. Выделение педагогических условий осуществлялось с учетом содержания и особенностей разработанной технологии, специфики среднего профессионального образования, социального заказа общества, научных достижений в области реализации компетентностно ориентированных технологий обучения, авторского опыта деятельности в исследуемом направлении.

Ключевые слова: компетентностно ориентированная технология, педагогические условия, корпоративно-производственный центр, е-Leaming.

При разработке компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования на основе системного, деятельностного и модульно-ком-петентностного подхода необходимо выделить

основные педагогические условия ее эффективного функционирования.

Ю. К. Бабанский, Н. М. Яковлева и др. под педагогическими условиями понимают совокупность мер в учебно-воспитательном процессе,

обеспечивающих достижение студентом высшего уровня деятельности [1]. В. И. Андреев справедливо замечает, что педагогические условия представляют собой результат «...целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [2, с. 124]. Эти условия относятся к деятельности преподавателя и по отношению к студенту являются внешними (объективными).

Соглашаясь с данным мнением, также отметим, что система обучения может функционировать при определенной совокупности условий, поскольку случайные и разрозненные условия, как справедливо отмечает Н. М. Яковлева, не могут решить эту проблему эффективно. Поэтому из всей совокупности объектов, составляющих среду изучаемого педагогического явления, важно выбрать те, что оказывают позитивное влияние.

При выявлении педагогических условий учитывались методологические и теоретические основы педагогического исследования, которые можно представить в виде следующих требований:

1) условия должны обеспечивать системность реализации компетентностно ориентированной технологии обучения, реализацию системного подхода;

2) условия должны обеспечивать поэтапность реализации компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования;

3) необходимо, чтобы условия способствовали активизации учебной деятельности студентов СПО;

4) условия должны соответствовать индивидуальным особенностям будущего специалиста среднего уровня квалификации (потребности, мотивы, профессионально значимые качества).

Выявление педагогических условий осуществлялось с учетом содержания и особенностей разработанной технологии, специфики среднего профессионального образования, социального заказа общества, научных достижений в области реализации компетентностно ориентированных технологий обучения, авторского опыта деятельности в исследуемом направлении. В результате нами были выявлены следующие педагогические условия:

а) практическое обучение на рабочем месте в корпоративном учебно-производственном центре;

б) организация образовательного процесса на основе системы е-1еагш^;

в) непрерывный мониторинг качества профессиональной подготовки студентов организаций среднего профессионального образования.

Рассмотрим первое педагогическое условие: практическое обучение на рабочем месте в корпоративном учебно-производственном центре.

Социальный заказ системы образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, программой развития образования, ориентирует образовательные организации на повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, компетентных в современных технологиях, способных к новаторству и творчеству на своем рабочем месте.

Запросы общества, предъявляемые к качеству среднего профессионального образования, реализуются в целях осуществления преобразований системы среднего профессионального образования, направленных на компетентност-но ориентированную подготовку специалиста.

Возникла объективная необходимость в реорганизации учебного процесса, позволяющей наряду с изучением дисциплин осуществлять формирование профессиональных компетенций по профилю будущей специальности.

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании представляет в качестве цели обучения совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения — модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Реализовать данную цель целесообразно в корпоративном учебно-производственном центре, в котором учебный процесс состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретической и практической. Целью теоретического обучения является поэтапное изучение содержания выполняемых функциональных обязанностей, осознание их необходимости и логической целесообразности. Теоретическая часть представляет собой самостоятельную работу студента-стажера с использованием системы электронного обучения (в качестве такой системы может использоваться программная оболочка МооШе) под руководством преподавателя-методиста. Для этого разрабатывается и внедряется в образовательный процесс междисциплинарный электронный учебно-методический комплекс по компетенциям. Основой ком-

плекса являются электронные учебные пособия по компетенциям. Практическая часть обучения осуществляется непосредственно на рабочем месте студента-стажера, где он выполняет свои функциональные обязанности под руководством наставника.

Перейдем к описанию второго педагогического условия: организация образовательного процесса на основе системы е-learning.

Современному учебному заведению необходимо своевременно адаптироваться к глобальным изменениям, происходящим в мировом сообществе, отвечать международным критериям качества образования, требованиям работодателей и новым технологиям.

Преподаватели должны отвечать требованиям новой аудитории, в которую они вносят знания. Современный студент является участником сетевого сообщества прогрессивной молодежи, в совершенстве владеющий информационными технологиями, пригодными для общения, работы, обучения в любом месте, в любое время, в любом формате. Обучающиеся лучше воспринимают информацию в близких им высокотехнологичных парадигмах. Преподаватель должен не только владеть технологиями, но и понимать концепцию, превратиться из источника информации в проводника в глобальном мире знаний. Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешевых способов генерации и передачи знаний. Электронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности. Согласно одному из основных определений е-Learning, электронное обучение (англ. е-learning, сокр. от англ. Electronic Learning) — это система электронного обучения, обучение на основе информационных технологий.

Опыт достаточно интенсивного развития и практического осуществления методов е-Learning в последнее время убедительно доказывает, что они обеспечивают значительный рост качества учебного процесса и повышение уровня знаний обучающихся. Но этот эффект достигается только в условиях комплексного, системного применения информационных технологий, при максимальном использовании их возможностей, в результате чего радикально меняется технология организации учебного процесса.

При его проектировании для каждой учебной дисциплины неизменно ставятся цели усиления творческих элементов обучения, расширения возможностей контроля за ходом освоения

обучающимися теоретических и практических основ изучаемого предмета, уменьшения субъективизма и большей объективности оценки результатов обучения. В полной мере, однако, эти цели могут быть достигнуты только в том случае, когда технология организации учебного процесса обеспечит минимальную его трудоемкость, когда она будет ориентирована на, так сказать, рост производительности труда как преподавателей, так и студентов. Следует при этом отметить, что данной стороне учебной технологии пока уделяется недостаточно внимания в конкретных разработках е-Learшng.

Если по подготовке лекционных материалов сказано уже много, то способы реализации практикума представляют собой недостаточно разработанную сферу, требующую особых подходов. И можно сказать, что именно уровень технических решений в практикуме будет определять в целом уровень эффективности применения методов е-Learning в учебном процессе в условиях реализации федеральных государственных стандартов третьего поколения, когда основными результатами обучения должны стать приобретенный практический опыт, сформированные профессиональные компетенции.

Третье педагогическое условие: непрерывный мониторинг качества профессиональной подготовки студентов организаций среднего профессионального образования.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что среднее профессиональное образование невозможно без постоянной диагностики соответствия фактических результатов деятельности данной педагогической системы ее промежуточным и конечным целям. Конечные цели не всегда соответствуют заданным, планируемым, но такая ситуация редко учитывается практическими работниками. Однако упущения и недостатки на любом этапе работы могут стать невосполнимыми педагогическими потерями, которые практически невозможно исправить на последующих ступенях образования, так как нарушается его непрерывность.

Главное условие социальной эффективности профессионального обучения — включение в него мощного диагностического блока, предоставляющего студентам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития. Таким образом, проявляется личностно ориентированная направленность обучения.

Инновационные процессы, поиски резервных возможностей повышения качества подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования требуют принципиально нового подхода к диагностике развития и саморазвития образовательных систем. Мы солидарны с В. И. Андреевым в том, что этому в большей степени соответствует педагогический мониторинг [2]. Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о необходимости разработки непрерывного мониторинга качества профессиональной подготовки студентов организаций среднего профессионального образования, включающего несколько этапов.

Организационно-подготовительная работа предполагает определение критериев и показателей изучаемого явления. Для того чтобы сделать цели полностью диагностированными, т. е. проверяемыми, а процесс среднего профессионального образования — воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерии их достижения.

В теории педагогического мониторинга подробно описаны критерии обратной связи, необходимые для управления процессом среднего профессионального образования:

- точность (совпадение результата и его оценки с соответствующей конвенциальной нормой);

- полнота (усвоение максимально возможного количества элементов знаний, связей и отношений их элементов, обобщение их содержания, выполнение студентами деятельности различными способами);

- адекватность (соответствие вида решаемых задач типу мышления);

- наличие или отсутствие познавательных, эмоциональных и поведенческих отношений, их позитивная или негативная направленность [3].

При разработке критериев и показателей мы исходили из внутренних (структурно-логических) и внешних (соответствие намеченной цели) показателей. Критериями уровня сформи-рованности профессиональной компетентности будущего специалиста среднего уровня квалификации являются профессиональные знания, профессиональные умения и профессиональная направленность личности; каждый из этих критериев представляет определенный компонент содержания среднего профессионального образования. Подробное описание критериально-уровневой шкалы представлено ниже (табл. 1).

Таблица 1

Критериально-уровневая шкала оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста среднего уровня квалификации

Уровень Критерии Показатели

Низкий Профессиональные знания и умения Поверхностное усвоение профессиональных знаний; отсутствие стремления к исследовательской работе. Эмпирико-бытовая стадия развития мышления; отсутствие умения решать качественные межпредметные задачи повышенной сложности; поверхностное усвоение связей и отношений профессиональных знаний

Профессиональная направленность Познавательная инертность; отсутствие интереса к профессиональной деятельности

Средний Профессиональные знания и умения Понимание сути содержания профессиональных знаний; стремление к выполнению исследовательской работы. Эмпирико-научная или дифференциально-синтетическая стадия мышления; умение решать некоторые профессиональные задачи повышенной сложности

Профессиональная направленность Неустойчивый интерес к профессиональной деятельности

Высокий Профессиональные знания и умения Усвоение содержания профессиональных знаний; выполнение исследовательской работы. Синтетическая стадия развития мышления; умение решать профессиональные задачи повышенной сложности; умение устанавливать связи и отношения между профессиональными знаниями, обобщать и систематизировать

Профессиональная направленность Устойчивый интерес к профессиональной деятельности

Педагогическая диагностика предполага- методик в зависимости от возрастных и инди-ет сбор информации с помощью подобранных видуальных особенностей студентов, уровня их

подготовленности; количественную и качественную обработку полученных результатов с ориентацией на критериально-уровневый подход; постановку педагогического диагноза посредством следующих аналитических действий: сравнение результатов, полученных при обработке данных, установление и анализ причинно-следственных зависимостей, которые определили состояние среднего профессионального образования.

Для определения уровня качества подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования нами разработана педагогическая диагностика на основе методик С. А. Стар-ченко, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой [4].

Критериями, позволяющими судить о качестве среднего профессионального образования, являются профессиональные знания и умения и профессиональная направленность личности студента.

Анализ результатов диагностики связан с процедурой поиска и определения причин сложившегося положения. Коррекция содержания образования предполагает проведение кор-рекционной работы. Коррекция внешних условий

Библиографический список

предполагает устранение причин или преодоление факторов, тормозящих процесс среднего профессионального образования, процессуально-технологическое обеспечение данной процедуры формами, методами и средствами образования.

Следует указать, что разработанный нами непрерывный мониторинг позволяет не только получить достоверную и достаточно полную информацию об изменении уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности будущего специалиста среднего уровня квалификации, но и выявить пути достижения более эффективных результатов, обнаружить неучтенное и ввести его в логику содержания технологии.

Таким образом, исследование сущности проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов организаций СПО, разработка и научное обоснование компетент-ностно ориентированной технологии в системе среднего профессионального образования позволили выделить и обосновать необходимые педагогические условия эффективного функционирования данной технологии.

1. Яковлева, Н. М. Теория и практика педагогического творчества [Текст] / Н. М. Яковлева. — Челябинск : Изд-во ЧПИ, 2007. — 68 с.

2. Андреев В. И. Педагогика [Текст] : учеб. курс для творч. саморазвития / В. И. Андреев. — Казань : Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.

3. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Пед. об-во России, 2001. — 128 с.

4. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Талызина. — М. : Академия, 2001. — 288 с.

5. Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема [Текст] / И. Ара-новская // Высш. образование в России. — 2002. — № 4. — С. 115-121.

6. Новиков, А. Е. Сетевые информационные технологии в образовании [Текст] / А. Е. Новиков // Методист. — 2008. — № 9. — С. 2-9.

7. Сериков, В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе [Текст] / В. В. Сериков, В. А. Болотов // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-14.

УДК 377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по НМР

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: lenas-77@inbox.ru А. М. Бочарова, преподаватель ЮУМК, г. Челябинск, e-mail: 17nastya91@mail.ru

УЧАСТИЕ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ПИЛОТНОМ ПРОЕКТЕ КОМПАНИИ BOSCH

Учитывая тенденции к быстрому развитию в сфере техники и технологий, профессиональные образовательные организации должны готовить конкурентоспособных специалистов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.