Научная статья на тему 'Компетентностный подход в реализации оценки качества подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования'

Компетентностный подход в реализации оценки качества подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА / COMPETENCY / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL IDENTITY / MONITORING OF TRAINING OF GRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голяева Наталья Владимировна

Освещаются педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного мониторинга образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based Approach to Assessment of Quality of Graduate Students in the System of Secondary Vocational Education

The article describes pedagogic conditions pertaining to competence-oriented monitoring of educational process in the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в реализации оценки качества подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования»

КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Голяева (Саранский кооперативный институт)

Освещаются педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного мониторинга образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевыге слова: компетентность; компетентностный подход; профессиональный стандарт; профессиональная идентичность; мониторинг подготовки выпускника.

Перспективы развития современной экономики России связаны с политикой, обозначенной в Стратегии инновационного развития России «Стратегия 2020». Как отметил Президент России Д. А. Медведев на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, состоявшемся 31 августа 2010 г., без радикального изменения системы профессионального образования никакая модернизация у нас не получится. Поэтому сегодня подготовка компетентного специалиста становится одной из приоритетных целей и, как никогда ранее, востребована обществом и экономикой.

В последние годы в системе профессионального образования произошли существенные изменения, связанные с принятием федеральных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на формирование компетенций у выпускников. Эти изменения были инициированы вхождением нашей страны в Болонский процесс и в основном затронули высшую школу [2]. Однако в связи с введением уровневого образования, формированием университетских комплексов, имеющих в своем составе учреждения среднего, высшего и дополнительного образования, компетентност-ный подход как новая парадигма всей профессиональной подготовки студентов требует выработки общих позиций к различным аспектам его реализации в работе названных образовательных учреждений.

Проводимые по данной проблеме исследования касаются в основном систе-

мы высшего профессионального образования, при этом для системы среднего профессионального образования, традиционно являющейся практико-ориентиро-ванной, переход на компетентностно-ори-ентированные стандарты нового поколения представляется менее трудным.

С позиций системного подхода системообразующим фактором в построении образовательного процесса выступает результат процесса обучения, выраженный в сформированной у выпускника компетентности. Новое понимание качества профессионального образования, традиционно оцениваемого по уровню сформированных знаний и умений выпускников, привнесло в педагогическую практику учреждений среднего профессионального образования ряд противоречий, и в частности:

— между сложившейся системой профессионального образования и необходимостью качественной профессиональной подготовки студентов в аспекте формирования профессиональных компетенций;

— необходимостью постоянного контроля процесса формирования компетенций в учебном процессе и недостаточностью научно обоснованного методического обеспечения преподавателя;

— потребностью использовать инновационные технологии оценивания уровня подготовки студентов и ограниченными возможностями традиционных методов контроля в профессиональном образовании.

Принципиальные изменения в экономике современного периода, обусловленные возрастающей ролью знаний, рево© Голяева Н. В., 2011

111!111Й1И1!Ш № 4,

люцией в информационных и коммуникационных технологиях, формирующимся глобальным рынком труда, диктуют новые требования к выпускникам учреждений среднего профессионального образования — специалистам для инновационной экономики. Вместе с тем нельзя не заметить, что качество среднего профессионального образования, содержание, формы, методы обучения, состояние учебно-материальной базы еще не в полной мере соответствуют современному уровню.

Динамично изменяющийся рынок труда формирует свои потребности в квалифицированных кадрах, которые влекут за собой оперативную перенастройку системы среднего профессионального образования, однако «мир труда» сам по себе неспособен четко определить надежные ориентиры для системы образования. Как один из важнейших путей разрешения возникшего противоречия рассматривается переход на стандарты нового поколения, основой для которых стали выраженные в компетенциях представления, общие для работодателей и образования. Эти согласованные представления должны найти отражение при разработке профессиональных и реализации образовательных стандартов, а также в системе оценки уровня подготовки выпускников.

Очевидно, что оценка подготовленности выпускника учреждения среднего профессионального образования может быть объективной только в том случае, если она опирается на профессиональный стандарт и соотносится с содержанием обучения, предусмотренным принятыми образовательными стандартами. В отличие от ФГОС методология создания и внедрения профессиональных стандартов практически не разработана.

Согласно общепринятому определению профессиональный стандарт — это обобщенное описание рабочих заданий, которые должны быть выполнены в рамках конкретной профессиональной деятельности с определенными показателями качества, а также соответствующих им компетенций.

Профессиональный стандарт базируется на профессионально-ориентированных умениях, которые имеют комплексный, целостный характер и переносятся из различных областей в профессиональную деятельность. Поэтому ключевым направлением диалога образования и бизнеса становится компетентностный подход, при котором возникает реальная возможность формирования общих представлений о постановке задач подготовки и оценки качества специалистов— выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Как отмечает В. И. Байденко, «компетенция выступает новым типом целеполагания... по существу, знаменует сдвиг от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость)» [1, с. 13]. Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что образование поворачивается лицом к трудовой деятельности. При этом важно, что компетенции жестко не связаны с конкретной профессией и могут быть использованы в ряде профессий. Подобно способностям, они определяют успех во многих областях деятельности.

Цель профессионального образования состоит в том, чтобы отказаться от формирования у студентов только академических и энциклопедических знаний в пользу их практичности (владение информацией не есть умение вдумчиво и целесообразно использовать ее в практической деятельности, речь идет о «живом знании» — функциональной ценности человека, имеющей жизненный и личностный смысл). Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, в качестве которого рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. При этом,

что особенно важно, результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы.

Важно подчеркнуть, что российская система среднего профессионального образования всегда была компетентно-стной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Однако если раньше ее задачей была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация совершенно иная: меняются технологии, производство становится гибким. Сложившая ситуация требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях.

Актуальность обращения к компе-тентностному подходу, охватывающему наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к решению профессиональных задач, качества личности и др., сегодня не вызывает сомнения, поскольку указанный подход позволяет оперативно формировать не только содержание образования, но и систему диагностики, отвечающую запросам рынка труда.

Большое внимание проблеме компе-тентностного подхода в подготовке специалиста было уделено отечественными учеными, и в частности В. А. Болотовым, В. В. Сериковым, А. Г. Шмелевым [3; 8]. Однако если теоретические основы формирования компетенций студентов разработаны достаточно полно, то вопрос оценки сформированности компетенций до сих пор остается недостаточно изученным. С учетом небольших сроков обучения в условиях учреждений среднего профессионального образования и меньшего по сравнению с вузами объема содержания обучения поиск решения данной проблемы и его апробация именно на этом образовательном уровне позволили бы определить общие пути и средства мониторинга сформированно-сти профессиональных компетенций студентов. В зарубежных источниках распространено понимание компетенции как «способности и готовности к выполне-

нию определенной деятельности», где категории «готовность» и «способность» достаточно трудно оценить, особенно в практике работы преподавателя (Г. Влу-менштейн, У. Клемент и др.).

Понятие «компетенция», представленное в работах различных исследователей, как педагогов, так и психологов, не всегда может быть отправной точкой в построении технологии оценивания подготовки специалистов. С позиций формирования объективной оценки уровня подготовки выпускника среднего профессионального заведения весьма перспективным представляется такой критерий, как профессиональная идентичность. Она предполагает принятие человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения, принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы (или профессионального сообщества). Профессиональная идентичность может оцениваться на основе ряда показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.

Представляется, что в современных условиях реализации компетентностного подхода при переходе учреждений среднего профессионального образования к новым образовательным стандартам компетентностно-ориентированный мониторинг дает возможность отразить уровень профессиональной идентичности выпускника.

При определении сущности компетен-тностно-ориентированного мониторинга процесса подготовки выпускника учреждения среднего профессионального образования мы исходим из теоретических основ профессионализма, сформулированных в исследованиях отечественных ученых С. А. Дружилова, Н. Б. Крылова, В. А. Цвыка и др. [5; 7; 10], развивающих идеи культурологического подхода Л. С. Выготского [4]. Именно культура, выступающая связующим звеном между личностью и выполняемой ею деятельностью, на наш взгляд, должна сыграть ключевую роль в понимании сущности компетентности. Анализ трудов В. И. Байденко, И. А. Зимней, А. В. Хуторского [1; 6; 9] позволил рассматривать

111!111Й1И1!Ш № 4,

компетентность как совокупность знаний и умений, сформированных в процессе учебной деятельности, а также профессионально важных качеств личности и отношения к деятельности, формируемых в ходе освоения практического опыта.

Компетентностно-ориентированный мониторинг, являясь важным средством реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, представляет собой систему сбора, хранения, систематизации информации о процессе формирования компетенций с целью прогнозирования и своевременной коррекции учебного процесса, обеспечивающих качественное профессиональное образование.

Обобщенные характеристики мониторинга подготовки выпускника учреждения среднего профессионального образования должны отражать:

— представления о цели и задачах деятельности специалиста, о тех функциях, к выполнению которых он должен быть подготовлен; о компетентности специалиста и его индивидуальных качествах, которые должны быть сформированы как профессионально важные; о нормативных условиях, в которых эта деятельность должна протекать;

— навыки принятия решений, связанных с деятельностью; работы с информацией, обеспечивающей успешность деятельности;

— представления о личностном смысле деятельности.

Реализация компетентностно-ориен-тированного мониторинга требует создания ряда педагогических условий, среди них — согласование результативно-целевых основ всех этапов организации учебного процесса; сотрудничество всех педагогов с целью получения объективных результатов; реализация мотивационной направленности студентов в процессе обучения на овладение компетенциями; применение традиционных методов контроля и критериально-ориентированного тестирования для оценки результатов учебной деятельности и профессиональ-

ных достижений студентов; использование информационных технологий.

Нами была разработана модель мониторинга формирования компетентности студентов, включающая в себя три основных блока: содержательный (или когнитивный), технологический (или деятельностный), личностно-психологический.

Содержательный блок составляют определение требований, предъявляемых к специалисту (требования ГОС и требования работодателей); требований к содержанию знаний, умений и навыков для компетентного выполнения профессиональной деятельности; отбор и структурирование контрольно-измерительных материалов для эксперимента (производятся исходя из анализа видов профессиональной деятельности, каждый из которых конкретизируется посредством действий и операций специалиста).

Технологический блок ориентирован на осуществление оценки сформирован-ности профессиональных компетенций в процессе текущего и итогового контроля учебной деятельности студентов, а также критериально-ориентированного тестирования в соответствии с требуемыми компетенциями.

Личностно-психологический блок представляет вопросы формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов и реализуется в основном в процессе практической деятельности (практик, стажировок).

Таким образом, исходя из представленной модели компетентностно-ориен-тированный мониторинг предназначен для оценки качества подготовки специалистов и позволяет выявить у будущих специалистов уровень сформированности компетентности. В отличие от традиционного учета успеваемости, психологической и социально-педагогической диагностики он осуществляется планомерно и систематически. Результаты мониторинговых экспертиз не просто фиксируются, а используются для постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

2. Болонский процесс. Национальный доклад: 2005—2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portal.ntf.rU/portal/pls/portal/docs/1/ 37175.DOC.

3. Болотов, В. А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста/

В. А. Болотов, А. Г. Шмелев // Высш. образование сегодня. — 2005. — № 4. — С. 16—21.

4. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб. : СОЮЗ, 1997. — 144 с.

5. Дружилов, С. А. Психология профессионализма человека : интегративный подход /

С. А. Дружилов // Жури. прикладной психологии. — 2003. — № 4/5. — С. 35—42.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.

7. Крылов, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылов. — М. : Высш. шк., 1990. — 142 с.

8. Сериков, В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. В. Сериков,

B. А. Болотов // Педагогика. — 2003. — № 10. —

C. 8—14.

9. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эй-дос». — 2002. — 23 апр. — Режим доступа: http: //eido s .ru/j oumal/2002/04 3 .html.

10. Цвыгк, В. А. Профессионализация как социальный процесс / В. А. Цвык // Вестн. РУДН. Сер. Социология. — 2003. — № 1. — С. 258— 269.

Поступила 25.10.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.