Научная статья на тему 'Деятельностно-компетентностный подход в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников профиля «Проектирование зданий»'

Деятельностно-компетентностный подход в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников профиля «Проектирование зданий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПАРТНЕРСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / MULTILEVEL SYSTEM OF THE PREPARATION / A COMPETENT EXPERT / COMPETENTIVNESS THE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCES / A COMPETENCE / IS PROFESSIONAL-PRACTICAL PREPARATION / PARTNERSHIP WITH EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакмарова Лариса Алексеевна

Рассмотрена актуальность проблемы повышения качества подготовки выпускников профиля «Проектирование зданий» в соответствии потребностям общества и рынка труда в условиях модернизации высшего образования. Проанализирована роль профессионально-практической подготовки в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников на примере студентов строительного факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сакмарова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY-COMPETENTIVNESS APPROACH IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO MULTILEVEL SYSTEM OF PREPARATION OF GRADUATES OF THE PROFILE «DESIGNING OF BUILDINGS»1

In article deals with the actual problem of the improvement of the quality of preparation of graduates of the profile «Designing of buildings» in accordance with requirements of a society and our society and a labour market in the conditions of the modernisation of higher education. The role of the professional-practical preparation in the conditions of the transition to multilevel system of preparation of graduates is analyzed on the example of the students of the Civil Engineering faculty of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov.

Текст научной работы на тему «Деятельностно-компетентностный подход в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников профиля «Проектирование зданий»»

ПЕДАГОГИКА

УДК 721:378

Л .А. САКМАРОВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МНОГОУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФИЛЯ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ»

Ключевые слова: многоуровневая система подготовки, компетентный специалист, компетентност-ный подход, профессиональнье компетенции, компетенция, профессионально-практическая подготовка, партнерство с работодателями

Рассмотрена актуальность проблемы повышения качества подготовки выпускников профиля «Проектирование зданий» в соответствии потребностям общества и рынка труда в условиях модернизации высшего образования. Проанализирована роль профессионально-практической подготовки в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников на примере студентов строительного факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

L.A. SAKMAROVA

ACTIVITY-COMPETENTIVNESS APPROACH IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO MULTILEVEL SYSTEM OF PREPARATION OF GRADUATES OF THE PROFILE «DESIGNING OF BUILDINGS»

Key words: multilevel system of the preparation, a competent expert, competentlvness the approach, professional competences, a competence, Is professional-practical preparation, partnership with employers.

In article deals with the actual problem of the Improvement of the quality of preparation of graduates of the profile «Designing of buildings» In accordance with requirements of a society and our society and a labour market In the conditions of the modernisation of higher education. The role of the professional-practical preparation In the conditions of the transition to multilevel system of preparation of graduates Is analyzed on the example of the students of the Civil Engineering faculty of the Chuvash State University named after IN. Ulyanov.

В строительстве, как одной из базовых отраслей экономики, происходят серьезные структурные изменения. Реализация программ строительства жилья, дорог, создания новых энергетических объектов, реконструкции зданий, сооружений, городских микрорайонов, обеспечения экологической и инженерной безопасности существующих объектов и территорий требует серьезного кадрового обеспечения на основе развития системы подготовки современных и компетентных кадров - специалистов-строителей всех уровней. В наше время без архитектора не строится ни одно сооружение. Архитектурная профессия принципиально поменяла свой статус; она стала общегражданской. Уход от типичных, унифицированных проектных решений порождает огромный спрос на специалистов-архитекторов.

По оценкам Ассоциации строительных высших учебных заведений России, потребность в ежегодном выпуске инженерных кадров для строительных организаций страны к 2010 г. составит 32-35 тыс. специалистов. В настоящее время подготовка специалистов строительного профиля в России ведется в 136 вузах, факультетах и филиалах, из которых 15 - специализированные строительные и архитектурно-строительные университеты, более 100 - технические и технологические университеты. За последние 15 лет число вузов со строительными специальностями выросло почти в два раза. Это связано как со значительным развитием строительной отрасли, так и с тем, что практически во всех субъектах РФ стараются обеспечить отрасль собственными кадрами. В Чувашии специалистов-архитекторов никогда не готовили. Из крупных городов со сложившейся архитектурной школой - таких, как Казань, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург -в силу ряда причин приток выпускников почти иссяк. Вопрос старения кадров вышел на первый план. Поэтому решением ученого совета Чувашского государст-

венного университета имени И.Н Ульянова в 2003 г. была образована кафедра «Архитектура», которая в настоящее время готовит инженеров-архитекторов.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах технической квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру инженерного образования» [3].

Концепцией предусмотрено создание механизма устойчивого повышения качества подготовки специалистов. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Модернизированное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, дальнейшем развитии на ее основе прикладных технических наук, необходимых для динамичного развития российского общества [1].

В настоящее время приоритетным направлением развития системы образования нашего государства является переход к новой парадигме - компе-тентностный подход, который выступает одним из ценностных ориентиров национальной системы образования многих развитых стран мира. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность) выступает ведущим направлением модернизации национальной системы многоуровневого образования в России на период до 2010 г. [2].

Для отечественного образования переход к системной модели (квалификационной и компетентностной в их единстве) представляется крайне актуальным. Если ранее задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового стабильного производства с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация изменилась: меняются технологии, производство становится более гибким. Меняющиеся условия требуют реализации творческих идей, замыслов индивидуальных проектов, отступления от обезличенного проектирования, порождая огромный спрос на высококвалифицированных творческих выпускников инженеров-архитекторов.

Одним из ярких примеров этого изменения могут служить научно-исследовательские и конструкторские организации, архитектурные мастерские, строительные предприятия, работающие в альянсе. Подготовка компетентных специалистов для этих предприятий и организаций - весьма важная задача для современной высшей школы. Компетентный специалист должен обладать профессиональными квалификациями и компетенциями, выбранного им направления дальнейшей профессиональной деятельности.

Сравнивая традиционную и многоуровневую системы подготовки инженеров, можно заметить, что положительными сторонами традиционной подготовки инженерных специалистов являются: сохранение привычной схемы подготовки и контроля обучающихся, обеспечение унифицированного среднего качества образования, удовлетворение потребностей части общества к получению образования в более длительные сроки. Отрицательными сторонами являются: экономическая нецелесообразность подготовки специалистов по единой программе и усложнение подготовки. Что касается многоуровневой подготовки специалистов, положительными моментами является то, что на каждой ступени возможна подготовка специалистов, способных решать разные задачи (массовые и элитные инженеры), удовлетворение потребностей части общества к получению образования в более короткие сроки. Однако отрицательной стороной данного вида образования является то, что рынок труда не готов к использованию специалистов с 4-летним

образованием [2]. Большинство работодателей полагают, что при обучении по программе бакалавриата выпускники снижают свои шансы на рынке труда, считают их «недоучками», не имеющими никакой практической подготовки («знают понемногу обо всем, а толком ничего не умеют»).

Проектные организации, нуждаясь в квалифицированных кадрах, достаточно редко напрямую обращались к учреждениям профессионального образования, которые в результате интеграции ресурсов смогут готовить рабочих и специалистов по отдельным отраслям промышленности (машиностроение, строительство и др.). Это не только активизирует участие работодателей в процессе подготовки специалистов (корректировка учебных программ, аттестация выпускников), но и будет способствовать развитию взаимодействия между работодателями и учреждениями инженерного образования, и в перспективе приведет к их объединению в комплексы по кластерным группам [4].

В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового образца в качестве результата подготовки специалистов выступают профессиональные компетенции. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. Соответственно в проекте выделяется два типа компетенций: специальные (пред-метно-специфические, предметно-специализированные) и общие (универсальные, надпредметные), описывающие качества и умения, необходимые современному специалисту, независимо от области его специализации.

В последние годы в условиях модернизации образования многие ученые связывают проблему формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе с понятием профессиональной компетентности. «Профессиональная готовность специалиста, - отмечает В.А. Сласте-нин, - предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующий условиях».

Понятие компетентности в данной работе принимается согласно определению Дж. Равена: компетентность - это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Профессиональная компетентность является интегративной характеристикой специалиста, и решение проблемы развития (или формирования) его компетентности детерминируется содержанием его производственной деятельности.

Деятельностно-компетентностный подход с элементами профессиональ-но-практической подготовки реализует «инновационное обучение», которое стимулирует крупные изменения в существующей культуре, социальной среде, и означает, помимо овладения обучающимся некой суммой знаний, формирование его активного отклика и способностей разрешать проблемные ситуации как в обыденной жизни, так и в производственной сфере [5].

Возможности образовательной ситуации связаны с актуализирующей составляющей учебного плана - раздела «Учебная и производственная практика», представляющей собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Задачей профессионально-практической подготовки является перенос полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной практики.

Инженер-архитектор - это уникальная профессия. Это специалист, с одной стороны, должен знать теорию архитектуры, базовые элементы, архитектурные приемы. А с другой стороны, он очень тесно связан с профессиями конструктора, строителя - чисто техническими специальностями. Это очень важно. Поэтому в процессе постоянного совершенствования должны находиться и сеть архитектурных учебных заведений, и состав и содержание архитектурных дисциплин, и типология образовательных программ, включая создание условий для построения личностных образовательных траекторий самими студентами.

Деятельностно-компетентностный подход будет реализоваться за счет выполнения обучающимися реальных практических задач во время прохождения производственных практик в ведущих проектных организациях и творческих мастерских города Чебоксары, таких как ГУП «Чувашгражданпроект», ООО «Архитектурная фирма “Сфера”», ОАО «Промстройпроект», ООО «Чу-вашпроект», ООО «Мой город», ООО «Классика», с помощью теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий.

Основной задачей практик является введение в практику процесса, организованного как знакомство с профессионалами и учреждениями, различными видами деятельности, рабочей документации и др. Активность студента в освоении программы практик связана, как правило, с наблюдением за профессиональными действиями специалиста, выполнением ситуативных заданий.

Задачей студента становится обнаружение способов и принципов соединения материала в блоки, а блоков в определенную целостную структуру, являющуюся базой для компетентных действий при встрече с реальной профессиональной ситуацией.

Предполагается, что степень самостоятельности и активности обучающегося профессии расширяется на протяжении следующего после ознакомительной практики периода обучения. Поэтому задачей студента, осваивающего содержание производственных практик на старших курсах, становится приспособление технологии решения актуальных для строительной профессиональной области задач к реалиям современного строительства. Отметим, что данный вариант организации производственной практики, безусловно, перспективный, так как он позволяет строго следовать современным требованиям не только строительной отрасли, но и конкретного предприятия, для которого готовится «штучный» специалист.

Однако этот потенциал оказывается реализованным только в том случае, если каждый из участников проекта (работодатель, преподаватель образовательного учреждения, студент, специалист принимающей организации) проявляет себя не только как носитель замысла (подготовки высококвалифицированного специалиста), но и как профессионал, способный осуществить ориентировку в конкретной ситуации и выявить ее проблемные характеристики, внести при необходимости коррективы в спектр актуальных задач и организовать процесс их решения. Необходимыми составляющими деятельности, связанной с реализацией практик, должны стать понимание своей роли в процессе решения профессиональной задачи и предполагаемых результатов работы, анализ результатов деятельности и построение на этой основе прогноза дальнейшего развития ситуации.

Профессионально-личностное становление выпускников профиля «Проектирование зданий» формируется в результате проведения учебных практик «Обмерная», «Рисунок» со студентами I и II курсов специальности «Проектирование зданий»; производственных практик «Технологическая» (III курс), «Проектная» (IV курс); заключения двухсторонних договоров с проектными организациями, архитектурных фирм и творческими мастерскими (между образовательным учреждением и предприятием); разделом учебной практики могут являться научно-исследовательская работа студента, результаты которой докладываются на науч-но-практических конференциях, участие в учебном процессе ведущих специали-

стов организаций, фирм, таких как ООО «Архитектурная фирма “Сфера”», ООО «Мой город»; освоение компьютерных программ, используемых в творческих мастерских и проектно-конструкторских организациях; выбор тем дипломных проектов по актуальным вопросам развития архитектуры зданий, жилых объектов, реконструкции зданий, городских микрорайонов; обеспечение экологической и инженерной безопасности существующих объектов и современных инновационных технологий; раскрытие творческого потенциала выпускников профиля «Проектирование зданий» перед работодателями.

Введение профессионально-практической подготовки обучающихся позволит решить основные задачи развития взаимодействия с работодателями: 1) усиление практической направленности образовательных программ на основе интеграции научной и образовательной деятельности и стратегического партнерства; 2) создание системы взаимодействия с работодателями; 3) обеспечение деятельности регионального совета по вопросам взаимодействия вузов и предприятий строительства; 4) участие в создании и работе совместных ассоциативных структур с профессиональным бизнес-сообществом и органами власти.

Участие работодателей предполагается в следующих направлениях совместной деятельности: 1) мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование регионально-отраслевого заказа на специалистов; 2) совместная разработка образовательных программ и профессиональных требований к выпускникам; 3) совместная реализация образовательных программ (финансовое, материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение); 4) обществен-но-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ; 5) оценка качества и сертификация выпускников, оценка качества образовательной среды вуза, включая научные исследования и подготовку кадров высшей квалификации.

В этой связи потребуется серьезная проработка и создание правовой базы зарождающейся системы корпоративного обучения и подготовки профильных специалистов для проектных организаций, архитектурных фирм, творческих мастерских, строительных компаний и бизнес-структур. Развитие системы подготовки кадров для строительного комплекса потребует отраслевой интеграции образовательных учреждений, направленной на обеспечение непрерывного профессионального образования, где важную роль будет играть профессионально-практическая подготовка, так как она способствует социальной и трудовой адаптации молодежи, определению работодателями потенциала будущих сотрудников.

Литература

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод, пособие /В.И. Байденко. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2005.114 с.

2. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опыт,-эксперим. работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р] // Официальные документы в образовании. 2002. № 9. С. 3-31.

4. О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: указ президента Чувашской Республики от 21.03.2008 № 25 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2008. № 3. С. 149.

5. Теличенко В.И. Как наполнить уровни высшего строительного образования инновационным содержанием / В.И. Теличенко // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. Информационный журнал. 2008. № 5(112). С. 70-73.

CAKMAPOBA ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sakmarov70@mail.ru).

SAKMAROVA LARISA ALEKSEEVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Architecture Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.