Научная статья на тему 'Современное состояние развития заготовительной отрасли потребительской кооперации Нижегородской области'

Современное состояние развития заготовительной отрасли потребительской кооперации Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКУПКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / СONSUMERS'' COOPERATIVE SOCIETY / PROCURING ACTIVITY / PURCHASES AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Шамин Анатолий Евгеньевич

В статье рассмотрен анализ современного состояния заготовительной отрасли потребительской кооперации Нижегородской области. Также проанализировано состояние отрасли на уровне муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Шамин Анатолий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF PROGRESS OF PROCURING BRANCH OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA

In article the analysis modern from procuring branch consumer cooperative society of the Nizhniy Novgorod area is considered. Also it is analysed from branch at a level of municipal area.

Текст научной работы на тему «Современное состояние развития заготовительной отрасли потребительской кооперации Нижегородской области»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

И. В. Шавандина, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ;

А. Е. Шамин, д.э.н., профессор кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрен анализ современного состояния заготовительной отрасли потребительской кооперации Нижегородской области. Также проанализировано состояние отрасли на уровне муниципального района.

Ключевые слова: потребительская кооперация, заготовительная деятельность, закупки сельскохозяйственной продукции.

Особую значимость в современных условиях приобрела заготовительная деятельность потребительской кооперации - это важнейшая форма реализации функций потребительской кооперации как компонента развития интеграционных связей, в первую очередь, с личными подсобными хозяйствами сельского населения и крестьянскими фермерскими хозяйствами. Заготовительная деятельность предоставляет жителям села услуги по реализации, выращенной на приусадебном участке сельскохозяйственной продукции и обеспечивающая дополнительными товарными ресурсами розничную торговлю и предприятия общественного питания, а сырьевыми ресурсами -кооперативную промышленность.

Проблема максимального удовлетворения потребностей населения в продуктах питания на основе мобилизации существующих ресурсов становится одной из основных целей деятельности потребительской кооперации. Достижение главной цели предполагает решение ряда задач, и важнейшая из них - увеличение закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья.

За последние годы (начиная с 1995 года) Нижегородская область сохранила ресурсный потенциал заготовок сельскохозяйственной продукции, а потребительская кооперация, используя благоприятную ситуацию, улучшает свои позиции в заготовках основных сельскохозяйственных продуктов. По заготовкам мяса, молока и картофеля Нижегородская область в 2008 г. занимала 8, 11 и 10-е место, а в 1990 г. - 6, 13 и 3-е место соответственно (табл. 1).

Таблица 1

Закупки сельскохозяйственных продуктов в Приволжском Федеральном округе, тыс. т

Потребсоюз Мясо Молоко Картофель

2008 Рейтинг (место) 2008 Рейтинг (место) 2008 Рейтинг (место)

1990 2008 1990 2008 1990 2008

Башкирский 3,5 1 4 11 7 5 2,9 1 8

Марийский 0,5 14 48 7,2 9 7 0,5 14 44

Мордовский 0,6 13 43 0,9 5 29 0,3 7 54

Т атарский 4,7 5 2 62,6 12 1 15,5 2 1

Удмурдский 5,6 10 1 17 8 3 7,2 10 2

Чувашский 3,0 11 6 30,1 3 2 2,9 5 7

Кировский 1,6 9 22 1,4 10 25 1,3 9 22

Нижегородский 2,4 6 8 3,4 13 11 2,7 3 10

Оренбургский 1,6 3 21 1,9 1 19 1,1 13 25

Пензенский 1,8 7 17 0,8 6 31 0,4 6 49

Пермский 0,9 12 37 0,2 11 48 2,6 4 11

Самарский 0,4 4 50 6,4 2 8 0,2 12 57

Саратовский 2,1 2 12 1,9 4 18 1,1 11 24

Ульяновский 0,2 7 55 0,6 13 56 0,1 8 61

Динамика закупок сельскохозяйственной продукции за 2001-2008 гг. свидетельствует об устойчивом росте закупочной деятельности потребительской кооперации Нижегородской области, заготовительный оборот увеличился в 2,5 раза при росте совокупного объема деятельности в 3 раза. Однако доля заготовок сельскохозяйственной продукции в общем объеме деятельности за этот же период снизилась (табл. 2).

Это снижение на фоне роста объемов заготовительного оборота объясняется снижением в 2008 г. закупок основных видов сельскохозяйственной продукции относительно 1990 г. Причем почти по всем потребсоюзам Приволжского федерального округа (табл. 3).

Заготовительный оборот организаций

пот ребительской кооперации Нижегородской области

Год Заготовительный оборот, млн. руб. Совокупный объем деятельности, млн. руб. Доля заготовительного оборота в совокупном объеме деятельности, %

2001 238 3602 6,6

2002 304 4540 6,7

2003 390 5431 7,2

2004 416 6362 6,5

2005 410 6555 6,3

2006 411 7555 5,4

2007 468 8964 5,2

2008 572 10815 5,3

Таблица 3

Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции

потребсоюзами Приволжского Федерального округа, тыс. т.

Потребсоюз Мясо Молоко Картофель

1990 2008 % 1990 2008 % 1990 2008 %

Башкирский 23,8 3,5 14,7 2,8 11,03 393,9 84,8 2,9 3,4

Марийский 2,5 0,5 20,0 1,6 7,2 450,0 4,5 0,5 11,1

Мордовский 3,0 0,6 20,0 3,3 0,9 27,3 16,0 0,3 1,9

Татарский 15,2 4,7 30,9 0,7 62,6 894,3 49,6 15,5 31,3

Удмурдский 5,5 5,6 101,8 2,1 17,04 811,4 9,6 7,2 75,0

Чувашский 5,2 3,0 57,7 4,8 30,1 627,1 23,0 2,9 12,6

Кировский 7,5 1,6 21,3 1,0 1,4 140,0 10,7 1,3 12,1

Нижегородский 11,6 2,4 20,7 0,5 3,4 680,0 28,0 2,7 9,6

Оренбургский 16,9 1,6 9,5 11,8 1,9 16,1 6,6 1,1 16,7

Пензенский 10,1 1,8 17,8 3,0 0,8 26,7 21,8 0,4 1,8

Пермский 4,2 0,9 21,4 0,8 0,2 25,0 25,3 2,6 10,3

Самарский 15,7 0,4 2,5 6,5 6,4 98,5 7,5 0,2 2,7

Саратовский 18,5 2,1 11,4 4,1 1,9 46,3 7,6 1,1 14,5

Ульяновский 7,7 0,2 2,6 0,5 0,6 120,0 14,8 0,1 0,7

Всего 147,4 28,9 19,6 43,5 145,5 334,4 309,8 38,8 12,5

Закупки мяса организациями потребительской кооперации по Приволжскому федеральному округу сократились на 80,4 %. Это произошло из-за снижения объемов закупок по всем потребсоюзам округа, кроме Удмурдского потребсоюза, где произошло увеличение

объемов закупок в 2008 году по сравнению с 1990 годом на 1,8 % или

0,1 тыс.т.

Почти в 3,5 раза увеличились по Приволжскому федеральному округу закупки молока за анализируемый период времени. Наибольшее увеличение произошло в Республике Татарстан - в 9 раз, наименьшее в Ульяновской области - на 20 %. Существуют потребсоюзы, где объемы закупок молока сократились. В Нижегородской области, как и большинстве других областей, произошло увеличения объемов закупок молока в 6,8 раза или на 2,98 тыс.т.

Закупки картофеля в целом по Приволжскому федеральному округу сократились на 87,5 %. Наибольшее сокращение произошло в Ульяновской области - на 99,3 %. В Нижегородской области сокращение составило 90,4 % или 25,3 тыс. т.

Сокращение объемов закупок сельскохозяйственной продукции и их малое количество в последние годы характерны для Нижегородского облпотребсоюза (табл. 4).

Таблица 4

Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции Нижегородским облпотребсоюзом, тыс. т___________

Продукция 1990 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Мясо Молоко Картофель Овощи 11,6 0,5 28,0 48,1 2,3 2,2 5.0 2.0 2,7 3,1 3,4 3,6 2.7 5,1 3,9 3.7 3,1 6,8 3.8 3.9 3.5 8.6 4.4 5.5 3,3 11,0 3,9 5,1 2,5 7,0 14.6 5.6 2,2 5,0 4.4 5.4 2,4 4,3 3,0 4,8 2.4 3.4 2,7 5,2

Так в 2008 году по сравнению с 1990 годом объем закупок мяса, картофеля и овощей снизился на 79,3 %, 90,4 % и 89,2 % соответственно. Объем закупок молока в тот же период, наоборот, увеличился почти в 7 раз. Сравнивая объем закупок по основным видам сельскохозяйственной продукции 2008 года с 1999 годом, следует отметить, что наблюдается увеличение по всем видам продукции, кроме объема закупок картофеля, который снизился на 46 % или на 2,3 тыс. т.

Несмотря на трудности глубокого спада сельскохозяйственного производства в 90-е годы, свою жизнеспособность показали личные подсобные хозяйства, продавшие потребительской кооперации от трети мясо-молочной продукции до половины выращенного картофеля (табл. 5).

Объем закупок организациями потребительской кооперации основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения Нижегородской области за 2008 год, т

Наименование продукции Закуплено Доля закупок в ЛПХ в общем объеме закупок, %

всего в т.ч. в ЛПХ

Мясо и мясопродукты 2446 763 31,2

Молоко и молокопродукты 3448 1050 30,5

Картофель 2734 1444 52,8

Овощи 5205 2051 39,4

Однако потребительская кооперация не в полном объеме использовала этот ресурс (табл. 6), закупив у сельскохозяйственных товаропроизводителей от 1,1 молокопродуктов до 24,4 % овощей.

Таблица 6

Степень освоения сельскохозяйственной продукции организациями потребительской кооперации

Нижегородской области в хозяйствах населения, 2008 год, тыс. т.

Продукция Реализовано личными подсобными хозяйствами, всего Закуплено потребительской кооперацией в личных подсобных хозяйствах

в натуральном выражении в % к общему объему

Мясо и мясопродукты 27,4 0,8 2,9

Молоко и

молокопродукты 103,7 1,1 1,1

Картофель 12,1 1,4 11,6

Овощи 8,6 2,1 24,4

Низкий уровень освоения потребсоюзами ресурсов личных подсобных хозяйств обусловлен не только и не столько начавшимися экономическим кризисом и несовершенством налоговой базы, сколько значительно большой мобильностью заготовителей-частников и низким уровнем организационной работы самой потребительской кооперации. Начать хотя бы с того, что закупкой молока в личных хозяйствах населения потребительская кооперация начала заниматься лишь с 1998 г., когда данный потребительский рынок был основательно освоен конкурентами. Организации потребительской кооперации не смогли преодолеть инерцию и, мало того, осваивали ресурс слабо, но и с отрицательной тенденцией ежегодного снижения.

Особое место в деятельности организаций потребительской

кооперации занимают закупки картофеля, который является одним из продуктов, экспортируемых в другие регионы страны.

В настоящее время картофель закупается исключительно в личных хозяйствах населения, занимающих в области свыше 80 % посевных площадей. Количество продаваемых излишков картофеля зависит от природно-климатических условий, урожайности, качества продукции, складывающихся закупочных цен и цен реализации. А в последние годы на заготовку картофеля повлиял еще и кризис, отметившийся снижением производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств. Кроме того, на уменьшение объема заготовок и реализации заготовляемой продукции повлияло снижение уровня жизни основной части населения России, и, как следствие, снижение его платежеспособности. В этот же период времени произошло усиление конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции. Закупкой стали заниматься предпринимательские структуры, что явилось следствием открытой конкуренции на рынке с множеством продавцов и покупателей. К такому развитию экономических отношений не была готова потребительская кооперация.

В 1990 г. потребительская кооперация Нижегородской области имела более 40 специализированных пунктов по приемке и централизованной отгрузке картофеля и овощей, 128 овощехранилищ, 23 пункта по забою скота, около 40 пунктов по приемке и хранению животноводческого и вторичного сырья. Закупку продукции осуществляли 350 штатных заготовителей. Такая мощная материально-техническая база позволяла вести заготовку более 30 видов продукции.

Насколько изменилась материально-техническая база потребительской кооперации Нижегородской области, видно из табл. 7.

Таблица 7

Материально-техническая база _____потребительской кооперации Нижегородской области__________

Заготовительные объекты Количество единиц Темп роста, %

2002 2005 2008

Приемозаготовительные пункты 56 51 46 82,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магазины - заготовительные пункты 938 944 919 97,9

Овощекартофелехранилища 27 32 33 122,2

Фруктохранилища 4 6 6 150,0

Склады вторичного сырья 15 16 16 106,7

Склады животноводческого сырья 17 14 14 82,4

Холодильники 10 15 9 90,0

Сушильные установки лек.тех. сырья 20 18 18 90,0

Положительным моментом в деятельности организаций потребительской кооперации является повышение производительности труда. Так, в 2008 г. по сравнению с 2000 г. производительность труда в стоимостном выражении возросла в 6 раз. Растет и среднемесячная заработная плата (табл. 8).

Таблица 8

Производительность труда и заработная плата в организациях

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Темп роста, %

Производительность труда в месяц, тыс. руб. 95,0 130,0 179,5 251,9 258,6 319,9 332,8 560,9 591,3 622,4

Среднемесячная зарплата, руб. 820 1150 1498 1980 2517 2957 3711 4020 4505 549,4

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что за период 2001-2008 годов, заготовительный оборот организаций потребительской кооперации области увеличился в 2,5 раза, несмотря на значительное сокращение объемов закупок основных видов сельскохозяйственных культур. Следствием снижения объемов закупок является низкое освоение ресурсов в хозяйствах населения, которое не превышает 20 %. Все это привело к снижению материальнотехнической базы организаций потребительской кооперации области и получаемой прибыли.

Накопившиеся проблемы говорят о необходимости перевода заготовительной отрасли с экстенсивного на интенсивный путь развития, предусматривающий внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, повышение качества обслуживания населения и рентабельности заготовительных работ.

В рыночных условиях особое значение приобретает изучение экономических процессов на уровне отдельных субъектов. Это могут быть экономические зоны или отдельные предприятия.

Под экономической микрозоной понимается территория малого муниципального района, в границах которого действует одно из изучаемых нами субъектов предпринимательской деятельности - районное потребительское общество, которое оказывает гражданам определенные услуги.

Выбор приоритетов развития муниципальных образований основывается на тщательном анализе существующего

социально-экономического положения территории. Для более детального изучения заготовительной деятельности потребительской кооперации возьмем Княгининское райпо в сравнении с ближайшими районами с численностью жителей от 12 до 43 тыс. чел.

Объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения по Княгининскому району составляет 39,5 тыс. руб., или 38,2 % от среднеобластного показателя. По сравнению с близлежащими районами доля данного показателя варьирует от 5,2 до 31,6 руб. Это говорит о том, что данный показатель в Княгининском районе наиболее высокий.

Производство продукции сельского хозяйства на одного работника в Княгининском районе составляет 59,1 руб., а это 45,3 % от среднеобластного уровня. Наиболее высокие результаты по производству сельскохозяйственной продукции из рассматриваемой совокупности районов приходятся на Бутурлинский район - 128,4 руб. Наименьший объем производства сельскохозяйственной продукции в Сер-гачском и Спасском районах - 48,8 и 44,5 руб. соответственно.

Наиболее высокий объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Княгининском районе - 2 206,9 руб., на последнем месте в исследуемой совокупности находится Сергачский район -

393,7 руб.

Балансовая прибыль на рубль оборота крупных и средних организаций в Княгининском районе составляет 2,3 коп., или 46,9 % по отношению к среднеобластному показателю. Наибольшую балансовую прибыль получают предприятия Б.Мурашкинского района - 33,3 коп., или в 7 раз больше среднеобластной балансовой прибыли, убытки получают только организации Сергачского района в размере 22,6 коп.

Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций в Княгининском районе составляет 20 %, наибольшее количество убыточных организаций в Сергачском районе - 43,5 %, наименьшее - в Б.Мурашкинском районе - 1,0 %.

В Княгининском районе собственные доходы бюджета на душу населения составляют 3 534,8 руб., наибольшее доходы получает Лысковский район - 3 919,8 руб., наименьшее - Сергачский район -2 49,8 руб.

Соотношение среднемесячной заработной платы одного работающего в Княгининском районе со среднемесячной заработной платой по области составляет 61,7 %, наибольшее соотношение в Б.Мурашкинском районе - 64,4 %, наименьшее в Спасском районе -55,8 %.

Соотношение средней заработной платы в Княгининском районе по крупным и средним предприятиям на одного работающего и прожиточного минимума составляет 226,1 %, по данному показателю район находится на первом месте среди ближайших районов, наименьшее значение данного показателя приходится на Сергаческий район - 168,7 %.

Уровень регистрируемой безработицы в Княгининском районе составляет 1,5 %, что выше среднеобластного показателя на

84,7 %, в Спасском и Б.Мурашкинском районах данный показатель наименьший - 1,1 %, а наибольший в Сергачском районе - 2,3 %.

Коэффициент естественной убыли населения в расчете на одну тыс. чел. населения в Княгининском районе составляет 5,8 чел. -это наименьший показатель среди исследуемой совокупности, наибольший коэффициент приходится на Спасский район - 17,3 чел.

Таким образом, Княгининский район представляет собой один из типичных средних районов правобережной части Нижегородской области.

По роду хозяйственной деятельности Княгининский район -сельскохозяйственный, не имеет ярко выраженной специализации. Продукция животноводства и растениеводства в валовом объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 49 и 51 % соответственно.

Княгининский филиал НОПО по своей деятельности является многоотраслевым, с преобладанием розничной торговли (83,7 %). Общественное питание и заготовки занимают 12,1 и 4,2 % соответственно.

Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции Княгининским филиалом НОПО в 2002-2008 гг. (табл. 9), дают основание утверждать, что потребительская кооперация в районе не удовлетворяет запросам жителей и развивается слабыми темпами. Мяса закуплено на 80 % меньше, закупка молока практически почти отсутствует.

Объем закупок в 2008 году по сравнению с 2002 годом по мясу снизился на 79,9 %, молока - 98,6 %, по картофелю и овощам на 76,5 % и 18,2 % соответственно.

В основном сельскохозяйственная продукция, заготовляемая райпотребсоюзами, продается сторонним организациям, предприятиям общественного питания, розничной торговли и в социальную сферу (табл. 10).

Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции в Княгининском филиале НОПО, т._______________

Продукция 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Темп роста, %

Мясо Молоко Картофель Овощи 41.8 34.9 89.9 37,3 19,2 0,02 12,6 12,5 26,0 0,6 37,1 25,8 7,4 9,7 27.5 27.5 9.6 1.6 125.5 49.5 12,6 0,3 78,06 53,5 8,4 0,5 21,1 30,5 20,1 1,4 23,5 81,8

Таблица 10

Каналы реализации основных видов сельскохозяйственной

продукции в Княгининском филиале НОПО в 2008 году, т

Продукция Реализовано

Сторонним организа- циям Через розничную торговлю Через общественное питание Организациям социальной сферы

Мясо 2,5 2,2 2,8 0,9

Молоко - - 0,5 -

Картофель 9,9 2,0 5,2 3,9

Овощи 21,5 4,1 2,9 1,9

Эффективность заготовительной деятельности (при стабильных ценах) отражается показателем прибыли - барометра финансового положения, стрелка которого бесстрастно фиксирует качественную разность между выручкой от реализации продукции (услуг) и суммой затрат на заготовительную деятельность.

Если второе превышает первое, то потребительская кооперация работает в убытке. Данные таблицы 11 показывают, как деятельность Княгининского филиала НОПО в течение 2002-2008 гг. из убыточной переходит в прибыльную.

Это произошло вследствие снижения затрат на покупку сельскохозяйственной продукции на 41,6. Но при этом выросли затраты на реализацию продукции на 2,2 %. Переломным стал 2005 год, когда началось снижение данных затрат. Валовой доход в 2006 г., по сравнению с 2002 г., увеличился в 2,5 раза, было бы больше, если бы заготовительный оборот не снизился на 40,6 %.

Таблица 11

Финансовые результаты заготовительной деятельности

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Темп роста, %

Прибыль (убыток) -119 -152 -50 -46 +14 +17 +21 Х

Валовой доход Затраты на покупку 149 249 292 361 317 348 401 269,1

сельскохозяйственной про- 3603 4434 3085 2985 2324 2243 2103 58,4

дукции

Затраты на реализацию 268 401 342 407 303 286 274 102,2

Заготовительный оборот 3871 4835 3427 3392 2627 2476 2298 59,4

Социальная эффективность в Княгининском филиале НОПО представлена в таблице 12.

Таблица 12

Социальная эффективность Княгининского филиала НОПО

Показатель 2008

Доля услуг на рынке, % 2,0

Объем услуг на душу населения, руб. 43,8

Заготовительный объем на душу населения, тыс.руб. 0,23

Охват розничным товарооборотам доходов населения, % 14,0

Из вышесказанного можно сделать вывод, что заготовительная деятельность Княгининского филиала НОПО ухудшается. Об этом говорит снижение заготовительного оборота и объемов закупки основных видов сельскохозяйственной продукции. Несмотря на это, заготовительная деятельность Княгининского филиала НОПО является рентабельной, убыток в период 2002-2005 гг. сокращался, а в 2008 г. получена прибыль.

Таким образом, заготовительная деятельность в районе имеет все предпосылки для дальнейшего развития, но для этого необходимы определенные усилия. Одним из резервов повышения экономической эффективности работы заготовительных организаций является поиск безубыточных форм и методов работы, повышение качества предоставляемых услуг и наращивание объемов закупок сельскохозяйственной продукции с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Повышение эффективности заготовок в большей степени служит источником роста товарооборота и обеспечения устойчивой работы кооперативных организаций и, как следствие, повышение уровня оказания услуг сельскому населению. Эффективное взаи-

модействие сельскохозяйственного производства, заготовительной сферы, перерабатывающих и торговых предприятий служат одним из факторов повышения экономической эффективности потребительской кооперации в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдукаримов, И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. пере-раб. М.: Экономика, 1989. - 312с.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Обпотребсоюза за 2001-2008 г. - Н.Новгород.

3. Вахитов, К. И. Кооперация. Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, материалы, комментарии. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 560 с.

4. Капелюк, З.А. Оценка финансового состояния потребительского общества: Методические рекомендации / З. А. Капелюк (и др.). - Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 1999. - 60 с.

5. Николаев, В. Н. Развитие потребительской кооперации в регионе в условиях реформирования экономических отношений: Практическое пособие, - Чебоксары: ЧКИ МУПК, 1999 - с. 79.

6. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. Ежегодный ведомственный бюллетень. М.: Центросоюз, 2002-2008 г.

7. Потребительская кооперация: Учебное пособие / О. А. Родионова (и др) / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 292 с.

STATE OF PROGRESS OF PROCURING BRANCH OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA

I. V. Shavandi^, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Economics and statistics»;

А. Е. Shamin, the doctor of economic science, the professor of the chair «Economics and statistics»

Annotation. In article the analysis modem from procuring branch consumer cooperative society of the Nizhniy Novgorod area is considered. Also it is analysed from branch at a level of municipal area.

The keywords: TOnsumers' cooperative society, procuring activity, purchases agricultural production.

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Ю. В. Ушкаренко, д. э. н., Херсонский государственный аграрный университет, Украина

Аннотация: В статье представлены результаты исследования места и роли сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов в структуре сельскохозяйственных формирований Южного региона Украины. Рассмотрены теоретико-методологические основы по эффективному развитию кооперативных отношений в рыночном хозяйстве исследуемого региона, выявлены причины, которые сдерживают их функционирование и широкое распространение.

Ключевые слова: аграрный сектор, агробизнес, товаропроизводитель, сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный обслуживающий кооператив.

Постановка проблемы. Обеспечение экономического роста и социального развития Украины в значительной мере зависит от состояния и условий функционирования аграрного сектора экономики, в котором за последние десятилетия произошли коренные сдвиги, связанные с рыночной трансформацией национальной экономики. Ключевой задачей проведенной аграрной реформы было возвращение в частную собственность земли и других средств производства тем, кто с ними работает, и создание на этой основе новых форм организации агропромышленного производства, адекватных условиям рыночной экономической системы с целью реализации огромного отечественного аграрного потенциала. Характерными особенностями этого процесса стало признание плюрализма всех организационно-правовых типов предприятий, свободы выбора форм и методов хозяйствования, либерализация и демократизация производственных отношений.

При всех политических и экономических неурядицах переходного периода не вызывает сомнения мысль о возрастающей объективной необходимости взаимодействия и взаимопомощи сельскохозяйственных товаропроизводителей по защите своих экономических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.