сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1995. - № 10.
5. Современный маркетинг /В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Финансы и статистика, 1991.
- 256 с.
6. Всё о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - 1992. - 368 с.
7. Современный рынок: природа и развитие /Под ред. Э.П. Дунаева, И.Е. Рудаковой. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 133 с.
8. Основы маркетинга / Н.Т. Савруков, С.Г. Крапчан. - Л.: Политехника, 1991. - 196 с.
9. Дипсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Машиностроение, 1992. - 80 с.
10. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
11. Долинская М.Г., Соловьёв И А Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 128 с.
12. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели //Вопросы статистики. - 1999. - № 12. - С. 15-21.
13. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний //Маркетинг. - 2000.
- № 3. - С. 64-67.
14. Захарченко В.И. Конкурентоспособность экономики страны //Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 4. - С. 140-142.
15. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Мировая экономика и международные отношения. -2000. -№ 3. -С. 47.
16. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 464 с.
17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "ГНОМ-ПРЕСС”, 1998. - 384 с.
18. Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и её количественное представление //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2.
- С. 17-25.
19. Печёикин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. - 2000. - № 2, - С. 23-26.
20. Семенов А.К. Совершенствование структуры управления потребительской кооперации в соответствии с законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". - М.: Центросоюз, 1999. - С. 3.
ЕЛАГИН Владимир Исакович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.
ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА» ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ И СЫРЬЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В.Г. Федоров, Н.В. Федорова
В аграрном секторе России созданы и функционируют предприятия различных форм собственности и хозяйствования. К началу 2006 г. в сельском хозяйстве действовали 19 тыс. крупных и средних предприятий. На долю акционерных обществ приходилось
17,6 %, обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью и товариществ на вере
— 21, 8, сельскохозяйственных кооперативов - 44,9 %, ассоциаций крестьянских хозяйств ~ 0,2, государственных и других (муниципальных, семеноводческих станций и др.) - 15,5 %. Одновременно сельскохозяйственным производством занимаются 16,0 млн. семей, имеющих личные хозяйства, 257,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Удельный вес сельскохозяйственных предприятий в структуре сельскохозяйственных угодий, по состоянию на начало 2006 г., составил 71,9 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 10,2, хозяйств населения
- 3,4, прочих предпринимателей и организаций — 14,5 %.
В результате проведенных реформ существенно изменилась структура поголовья скота по категориям хозяйств страны. Если в конце 1990 г. в сельхозпредприятиях было
82,7 % поголовья крупного рогатого скота, то в 2006 г. (оценка) — 51,0 %. За указанный период доля скота в хозяйствах населения возросла с 17,3 % до 44,9 %, в фермерских хозяйствах — с 0,0 % до 4,1 %. На конец 2006
г. в сел ьхоз предпр иятиях имелось 44,6 % коров, в хозяйствах населения — 53,3 %, фермерских хозяйствах — 4,1 %. Свиней, соответственно, было 55,8 %, 40,4 % и 3,8 %. Овец и коз в сельскохозяйственных предприятиях — 25,1 %, в хозяйствах населения —
53.1 % и в фермерских хозяйствах — 21,8 %.
В результате проведенных реформ существенно изменилась структура производимой в разных категориях хозяйств продукции. В сельскохозяйственных предприятиях России в 2004-2006 г. производилось 78,6-81,2 % зерна, 86,6-88,6 % сахарной свеклы, 70-74,4 % семян подсолнечника, 6,2-7 % картофеля, 14-15 % овощей, 44,7-46,7 % скота и птицы, 44-45 % молока, 73-74,4 % яиц.
Одновременно возросли масштабы производимой в хозяйствах населения продукции. Так, 2001-2006 гг. в хозяйствах этой категории производилось 90,1-93 % картофеля, 78,4-80 % овощей, 50,7-57 % скота и птицы на убой, 51-52 % молока, 25-28 % яиц, 56-58 % шерсти и много другой продукции.
Примерно аналогичное положение имеет место и в хозяйствах Приволжского федерального округа. В 2001-2005 гг. в хозяйствах населения Чувашии, например, производилось 76,5-85,4 % картофеля, 82-88 % овощей, 63,6-66,3 % мяса скота и птицы, 66-72,8 % молока, 32,3-48,8 % яиц. Однако следует заметить, что главной целью производства продукции в личном подворье является удовлетворение потребностей домохозяйств в этих продуктах. Имея характер мелкотоварного, мелкосерийного, а иногда и индивидуального производства, они (мелкие хозяйства) проигрывают из-за недостаточного уровня концентрации производства, его механизации, перехода на новые технологии, но быстрее могут переключиться на производство продукции, диктуемой спросом рынка. Отсюда следует, что хозяйства населения, как органическая часть агропромышленного производства, располагают значительными резервами пополнения продовольственных ресурсов страны, имея примерно 15 %-ный уровень товарности продукции.
По данным (оценка) Отделения экономики и земельных отношений Россельхоза-кадемии, в 2006 г. в хозяйствах населения страны произведено 34,6 млн. т картофеля,
12.1 млн. т овощей, 4 млн. т скота и птицы на убой (живая масса), 13,6 млн. т молока и 9,5 млрд. шт. яиц.
Предварительные расчеты показывают, что при 15%-ном уровне товарности хозяйства населения страны могли бы поставить
на внутренний рынок России около 5,2 млн. т картофеля (34,6 млн. т х 15 % товарности: 100 %), 1,8 млн. т овощей, 0,6 млн. т скота и птицы (в живой массе), 2 млн. т молока и
1,4 млрд. шт. яиц. Это есть своеобразный второй фронт, направленный на защиту продовольственной независимости страны.
Следовательно, должен бьггь сделан акцент на максимальное использование возможностей заготовительных организаций системы Центросоюза РФ по освоению товарных ресурсов этих продуктов, получаемых в личных подсобных хозяйствах населения. Это предполагает увеличение доли закупок по ценам договоренности. Это направление заготовительного оборота в области закупок сельскохозяйственной продукции ныне является превалирующим.
Возможности выбора каналов реализации излишков продукции на местах пока не очень богаты. В этих условиях повышение роли потребительской кооперации как универсальной заготовительно-производственной системы совершенно очевидно.
В заготовительных организациях потребительской кооперации преобладают закупки сырья и сельхозпродукции мелкими партиями у населения или фермеров. В итоге это повышает затраты труда и средств в расчете на единицу заготавливаемой продукции. Несмотря на эти трудности заготовительными организациями Центросоюза РФ за 2001-2006 гг. было освоено 2,6 % товарных ресурсов картофеля в хозяйствах населения, 5-5,5 % - овощей, 3,9 % — молока, 5,9 % товарных ресурсов мяса скота и птицы, произведенных в хозяйствах населения (табл. 1). При этом наиболее полно вовлечены в заготовительный оборот товарные ресурсы овощей, мяса, молока, полученные в хозяйствах населения Республики Марий Эл, Удмуртии и Чувашии, Кировской и Нижегородской областей.
При анализе эффективности деятельности предприятий, как указывалось выше, широко используется оценка производства валовой сельхозпродукции в натуральном выражении на 100 га сельскохозяйственных угодий. Наши исследования показали, что использование аналогичного подхода позволяет определить и масштабы формирования товарных ресурсов продукции растениеводства и животноводства в расчете на 1 (100) га земельных угодий. Это создает возможность оценить и сравнивать уровень организации закупочной деятельности как применительно к отдельно взятому субъекту, так и феде-
Таблица 1
Закупки основных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья по системе Центросоюза Российской Федерации
Субъекты (потребсоюзы) Г оды Уровень освоения товарных ресурсов в хозяйствах населения в 2006 г., %
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Картофель
Центросоюз РФ, тыс. т 109,2 97,6 121,7 103,4 105,9 116,8 2,6
Овощи
Центросоюз РФ, тыс. т 72,0 76,3 84,2 85,0 89,4 98,0 5,5
в том числе, т: Марийский 431 313 359 704 776 859 5,8
Удмуртский 2008 2038 2201 2209 2867 3017 10,8
Чувашский 2105 2570 3245 2238 2283 2321 14,8
Кировский 957 1037 1181 1244 1427 1464 2,1
Нижегородский 3725 3965 5422 5135 5558 5367 9,1
Мясо и мясопродукты
Центросоюз РФ, тыс. т 81,5 90,6 94,6 93,0 86,0 84,6 5,9
в том числе, т: Марийский 486 455 417 504 442 411 4,6
Удмуртский 3415 4016 5009 5120 5403 5511 38,8
Чувашский 2556 3168 3617 3625 2436 2632 9,6
Кировский 1638 1641 1783 1828 1466 1530 11,4
Нижегородский 2740 3072 3518 3352 2517 2196 7,4
М олоко и молочные продукты
Центросоюз РФ, тыс. т 145,3 163,0 157,9 172,1 166,1 170,9 3,9
в том числе, т: Марийский 534 577 728 1573 5421 6346 23,4
Удмуртский 3921 4636 6731 11016 14010 15892 35,7
Чувашский 7068 9852 14227 19180 23088 24506 33,7
Кировский 1978 1402 1511 1573 1587 1500 2,8
Нижегородский 5116 6829 8578 11001 6965 4983 4,8
Яйца*
Центросоюз РФ, тыс.шт. 241385 309494 329872 344937 353772 373236
в том числе: . Марийский 1926 2101 2174 2282 2258 2252
Удмуртский 2492 3700 4755 5567 6450 6641
Чувашский 4262 5429 6006 6745 6929 7855
Кировский 11301 15594 17290 15455 16634 20581
Нижегородский 15376 18528 19763 17701 17825 19189
* Примечание ... — данные отсутствуют.
ральному округу в целом. Наглядным свидетельством тому могут послужить данные, приведенные в таблице 2. Они показывают, что динамика объема реализации скота и птицы на убой (в живой массе) в расчете на
100 га сельхозугодий неустойчива. По отношению к уровню 1991-1994 гг. ее современный объем составляет по России только 61,3 %, а по Приволжскому округу — всего 58,2 %. Исключение составляет только Удмуртская
Республика, где в 2005 г. производство мяса возросло в сравнении с 1991-1994 гг. на 5,3 %. Закупки мяса в 2005 г. в сравнении предыдущим годом несколько расширились, однако существенных позитивных изменений в этой области не произошло.
Положительное решение продовольственной проблемы предполагает увеличение реализации выращенной и произведенной продукции не только сельскохозяйственными предприятиями, но и хозяйствами населения и фермерскими хозяйствами. Сельскохозяйственные предприятия при реализации агропродукции используют более 20 каналов, а при сбыте скота и молока — 15.
В условиях ухода государства от заготовительной деятельности не уменьшилось значение функции реализации сельхозпродукции как формы экономических связей между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней. Значительную роль в осуществлении этих связей, как указывалось выше, играют кооператоры. А это предполагает использование и дополнительных методов оценок работы заготовительных предприятий системы потребительской кооперации. Обобщение многолетних данных показало, что при оценке результативности их работы в качестве дополнительного показателя целесообразно использо-
Таблица 2
Реализация скота и птицы сельскохозяйственными организациями Приволжского федерального округа в расчете на 100 га сельскохозяйственных
угодий (ц в живом весе)
Субъекты В среднем за год 2005 г. в % к
1991- 1994 2000 2001 2002 2003 2004 2005 1991-1994 гг. 2004 г.
Российская Федерация 31,5 15,7 15,8 17,5 18,6 19,2 19,3 61,3 100,5
Приволжский округ 31,6 16,6 16,1 17,8 18,6 18,8 18,4 58,2 98,9
Республика Башкортостан 29,3 16,3 14,5 15,7 14,6 13,8 13,7 46,7 99,3
Республика Марий Эл 74,1 42,1 42,5 47,3 52,2 44,0 44,6 60,2 101,3
Республика Мордовия 35,7 21,8 21,6 24,4 27,8 29,3 31,0 86,8 105,8
Республика Татарстан 45,9 30,3 30,9 35,5 34,5 38,0 38,3 83,4 100,8
Удмуртская Республика 46,8 36,4 36,1 39,2 43,1 44,5 49,3 105,3 110,8
Чувашская Республика 77,9 38,5 32,4 35,8 39,6 37,9 36,9 47,4 97,4
Пермский край 40,0 36,0 35,0 37,9 39,4 35,8 35,9 89,7 100,3
Кировская область 33,7 22,9 22,4 22,6 24,2 26,9 22,4 66,5 83,3
Нижегородская область 45,3 25,6 25,8 29,9 33,4 30,1 30,4 67,1 101,0
Оренбургская область 13,0 5,2 6,0 6,6 6,8 8,2 7,6 58,5 92,7
Пензенская область 34,0 11,2 12,2 15,0 17,2 18,1 17,7 52,0 97,8
Самарская область 39,5 12,7 12,6 13,8 15,4 16,2 17,0 43,0 104,9
Саратовская область 17,9 7,3 6,1 6,3 6,1 5,9 5,0 27,9 84,7
Ульяновская область 47,8 14,0 12,2 12,7 14,6 12,5 9,5 19,9 76,0
вать, по мнению авторов этой работы, объем закупок молока и мяса, например, в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий. Использование укрупненного подхода к определению масштабов заготовок применительно к району, области, республике позволяет установить уровень освоения молочных, мясных ресурсов в хозяйствах населения, состояние развития тех или иных отраслей животноводства в личных подсобных хозяйствах сельских жителей. Результаты исследований отражены в таблице 3.
Анализ данных показывает, что в 2005 г. в расчете на каждый центнер молока, реализованный сельхозпредприятиями, в хозяйствах населения кооператорами Удмуртии закуплено дополнительно по 4 кг молока, в Республике Марий Эл — по 5 кг, Чувашии
- по 23 кг молока (23,47 ц : 105,9 ц), вместо 3 кг в целом по Приволжскому округу (1,54 ц : 69,4 ц).
Вместе с тем широкая практика кооператоров показывает, что интенсификация заготовительной деятельности определяется состоянием обеспечения предприятий такими важнейшими составляющими материально-технической базы, как транспортные средства, машины и оборудование для переработки и хранения товарных запасов и т.д. Опыт работы марийских, удмуртских и чувашских заготовителей свидетельствует, что существует тесно повторяющаяся взаимосвязь между материально-технической базой заготовок и результатами закупочной деятельности. Так, если в 2002 г. в Республике Марий Эл функционировало 18 пунктов по приему молока, то в 2006 г. — 230, в Удмуртии соответственно 153 и 435, в Чувашии — 304 и 633. Сбором молока в 2006 г. занимались в Республике Марий Эл — 13, в Удмуртии - 23, в Чувашии — 52 молоковоза.
Результаты показывают, что МТБ является фундаментом успешной работы сферы заготовок, условием рационального использования производственного потенциала II и III сфер АПК. Без этого экономический подъем и рентабельное ведение закупочной деятельности невозможны.
Важной особенностью сельского хозяйства является сезонность производства и закупок продукции сельского хозяйства. Стратегия развития заготовительной деятельности предприятий Чувашского союза потребительских обществ направлена на организацию равномерного по месяцам и декадам хозяйственного (календарного) года закупа продукции сельского хозяйства. Сглаживание
сезонности в закупке и на этой основе улучшение использования рабочего времени снижает потребность предприятий в основых фондах и повышает их производительность. Примером организации ритмичного, равномерного закупа сельхозпродукции, в частности молока, может послужить опыт работы Аликовского райпо. Так, в зоне своей деятельности Аликовским райпо в 2006 г. закуплено 46 412 ц молока, в том числе в течение первого квартала — 6 154,5 ц, второго 14 581, третьего — 14 839,5 и четвертого — 10 837 ц. Как и ожидалось, пик закупа молока приходился на весенне-летние и летне-осенние месяцы.
Заготовительный оборот в 2006 г. в стоимостном выражении составил 39 295 тыс. руб. Это на 10,5 млн. руб. больше, чем в 2005 г. В том числе закуплено у населения продукции и сырья всего на сумму 36 млн. руб., из них мяса — на 7 млн. руб., молока — свыше 24 млн. руб. На сборе молока занято шесть молоковозов. Наращивание закупок молока тесно связано с организацией переработки, реализации и расширения сбыта этой продукции. В связи с этим в июле 2006 г. введен в действие приемо-охладительный пункт в деревне Ефремкасы, где установлены два шведских охладителя-шеститонника. При охладительном пункте функционирует лаборатория, где определяют кислотность, плотность и жирность молока. Закупленное молоко отгружается в молокоперерабатывающие заводы городов Чебоксары, Шумер-ли, Канаша, Ядрина.
Важной особенностью закупочной деятельности является приближение заготовительных предприятий к источникам сырья и производителям сельскохозяйственной продукции, а кооперативных перерабатывающих предприятий — к местам потребления их продукции, чтобы свести к минимуму затраты труда и средств по доставке. Переложение функций закупок сельскохозяйственной продукции на магазины потребительской кооперации и интеграция аграрного производства с заготовительными и перерабатывающими предприятиями на местах подтверждает необходимость и эффективность осуществления рациональной взаимосвязи между второй и третьей сферами (отраслями) АПК.
Выполняя решения 121-го общего Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации (27 июля 2000 г.) о том., что "Каждый из 90 тысяч сельских кооперативных магазинов должен быть магазином -
Таблица З
и)
оо
Производство и реализация молока сельскохозяйственными организациями Приволжского федерального округа и закупка молока у населения предприятиями потребительской кооперации
в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц
Произведено в хозяйствах всех категорий в среднем за год Реализовано сельхозпредприятиями в среднем за год Закуплено излишков молока у населения предприятиями Центросоюза в среднем за год
Субъекты I 1991-1995 2001-2005 2006 2006 в % к 2001-2005 гг. 1991-1994 о о о 04 2004 2005 2005 г. в % к 2004 г. 1990 о о о 04 2004 [ ! 2005 2005 г. в % к 2004 г.
Российская Федерация 215 190 163 85,8 122,5 67,0 64,9 65,2 100,5 1,21 0,61 0,90 0,87 96,6
Приволжский округ 329 196 208 106,1 128,1 67,7 69,1 69,4 100,4 1,17 0,80 1,34 1,54 131,6
Республики: Башкортостан 249 276 299 108,3 116,6 70,4 60,6 62,0 102,3 0,49 1,21 0,81 0,84 103,7
Марий Эл 482 348 352 101,1 280,9 117,8 136,5 147,0 107,7 2,10 1,20 2,13 7,32 343,6
Мордовия 309 266 259 97,4 150,9 79,9 102.9 105,6 102,6 3,85 0,24 1,10 0,57 51,8
Татарстан 365 331 347 104,8 238,6 131,1 155,8 163,1 104,7 0,70 2.51 2,19 3,07 140,2
Удмуртская 357 345 377 109,3 212,7 160,6 213,7 227,2 106.3 1,79 1,59 6,32 8,03 127,0
Чувашская 585 476 469 98,5 246,4 127,0 116,5 105,9 90,9 5,38 3.94 19,49 23,47 120,4
Пермский край 272 261 226 86,6 139,5 99,0 120,4 122,4 101,6 0,37 0.13 0,15 0,11 73,3
Области: Кировская 268 225 206 91,5 170,7 116,2 136,2 130,6 95,9 1,01 0,61 0,56 0,57 101,8
Нижегородская 392 261 216 82,7 211,2 123,8 128,5 128,5 100,0 1,27 1,07 3.83 2,43 63,4
Оренбургская 102 75 74 98,7 50,4 22,2 17,8 18,2 102,2 1,21 0,09 0,17 0,18 105,9
Пензенская 288 168 181 107,7 122,9 46,2 47,2 47,0 99,0 1,61 1,16 0,61 0,37 60,6
Самарская 245 145 128 88,3 129,0 51,2 42,2 37,9 89,8 1,99 0,12 0,38 0,72 189,5
Саратовская 134 105 113 107,6 62,7 25,8 14,2 12,5 88,0 0,49 0,17 0,26 0,27 103.8
Ульяновская 286 154 138 89,6 178,3 60,2 38,4 34,8 90,6 1,16 1.27 0,27 0,09 33,3
&
Вестник Чебоксарского коопертивного института. 2008.
заготовительным пунктом, а продавец -продавцом-заготовителем" — сельские кооперативные магазины ныне осуществляют значительную работу по закупкам сельхозпродукции, произведенной в малых формах хозяйствования на селе. В итоге, это, как отмечалось на 131-м общем Собрании представителей потребительских обществ РФ (23 марта 2007 г.), способствует реализации приоритетных национальных проектов, прежде всего проекта "Развитие агропромышленного комплекса (АПК)".
Достаточно отметить, что в 2005 г. в расчете на каждый магазин-заготпункт Чувашского потребительского союза было закуплено по 2668 кг мяса, в том числе у населения
- по 1210 кг, молока соответственно по 25 288 и 24 282 кг, картофеля — ЗОЮ и 2157 кг, овощей - 2501 и 1881 кг и много другой продукции. Другими словами, в расчете на один товарный двор в 2005 г. было закуплено по
11,7 кг мяса, 110,5 кг молока, 13,1 кг картофеля, по 10,9 кг овощей. За 2006 г. эти показатели по мясу составили 12,5 кг, по молоку
— 116,3, картофелю — 13,6, по овощам — 11 кг, по яйцам - 37 шт.
Важным показателем, влияющим позитивно на эффективность работы заготовительных организаций системы Центросоюза, может послужить стратегия диверсификации (многообразия) деятельности. Диверсификация в области заготовок связана с таким преимуществом кооперативных предприятий как эффект многообразия. Потребительская кооперация на местах является единственной системой, заготовительные организации которой осуществляют закупки широкого ассортимента сельскохозяйственных продуктов и сырья: их номенклатура превышает более 70 наименований. Они выступают также как основные заготовители дикорастущих плодов и ягод, орехов и грибов (около 20 ви-
дов), водоплавающей и боровой дичи, меда. Число закупаемых потребительской кооперацией Российской Федерации лекарственных растений составляет более 50 видов.
Существенна роль потребкооперации в заготовках растительного технического (дубильного корья и т.д.), мехового, кожевенного, пухо-перьевого, кишечного сырья, вторичного сырья (макулатуры, тряпья, бытового металлического лома).
Отсюда следует: роль и место потребительской кооперации в экономике страны определяется тем, что она, являясь одним из основных заготовителей продукции сельского хозяйства и сырья, способствует повышению жизненного уровня как городского, так и сельского населения. Проводя закупки излишков сельскохозяйственных продуктов по ценам договоренности у населения и сельскохозяйственных предприятий, организации потребительской кооперации насыщают продовольственный рынок дополнительной продукцией отечественного производства, налаживают розничную торговлю этими продуктами через сеть кооперативных магазинов в городах, промышленных центрах, поселках, в сельских населенных пунктах.
Значимость увеличения заготовок сельхозпродукции и сырья в народном хозяйстве страны определяется и тем, что рост закупок на 1 % обеспечивает на 1,5-2 % рост экономики всей страны.
Таким образом, интеграция сельского хозяйства и заготовительной деятельности предприятий системы потребительской кооперации позволяет повысить эффективность использования потенциала аграрного сектора региона, уменьшить зависимость отечественного рынка от импорта продовольствия, улучшить качество питания населения экологически чистой продукцией растительного и животного происхождения.
ФЕДОРОВ Валентин Герасимович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, зав кафедрой коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.
ФЕДОРОВА Наталья Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.