Трудно определить «правильный» уровень налогообложения автотранспорта. Рекомендуется применять указанные выше инструменты сначала на низком уровне, постепенно увеличивая налоговые ставки. Не следует рассматривать предложенные инструменты как чисто фискальные, поскольку эффективная система налогообложения автотранспорта (т.е. реализующая поставленную цель - снижение спроса) уменьшит налоговые поступления (в идеале до 0).
Литература
1. Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975.
2. Ховавко И.Ю. Административно-правовые и экономические методы регулирования воздействия на окружающую среду. М., 2009.
3. Coase R.H. The Problem of Social Cost// Journal of Law and Economics. 1960. № 3.
4. Goodin R.E. Selling Environmental Indulgences // Kyklos. 1994. № 47(4).
5. Knight, Frank N. Some Fallacies in the Interpretation of Social Costs // Journal of Economics. 1924. № 38. P. 582-606.
6. PigouA. The Economics of Welfare. 4th ed. London: Macmillan and Co, 1932.
7. Samuelson P. A. Diagrammatic Exposition of a Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics. 1955. Vol. 37. P. 35-56.
8. www.vtpi.org. - Todd Litman. Transportation Cost Analysis: Techniques, Estimates and Implications. Executive Summary, Victoria Transport Policy Institute. 2002. June.
9. www.colby.edu/personal/thieten - Tietenberg T. The Evolution of Emission Trading: Theoretical Foundations and Design Considerations.
10. www.gtz.de - Economic Instruments for Sustainable Road Transport. An Overview for Policy Makers in Developing Countries, GTZ GmbH. P. 27.
ХОВАВКО ИРИНА ЮРЬЕВНА - старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики природопользования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва ([email protected]).
KHOVAVKO IRINA YUREVNA - senior scientific worker, candidate of economics sciences, assistant professor of Nature Management Economy Department, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow.
УДК 334.735
И.В. ШАВАНДИНА, А.Е. ШАМИН
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере Нижегородской области)
Ключевые слова: потребительская кооперация, заготовительная деятельность системы потребительской кооперации, заготовки основных видов сельскохозяйственной продукции, объем закупок, заготовительный оборот.
Дана оценка современного состояния заготовительной отрасли системы потребительской кооперации Нижегородской области. Рассмотрены тенденции развития отрасли на микроуровне на примере Княгининского филиала Нижегородского областного потребительского общества (НОПО).
I.V. SHAVANDINA, А.Е. SHAMIN CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY IN AREA OF PROCURING ACTIVITY (ON AN EXAMPLE OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA)
Key words: consumers' cooperative society, procuring activity of system of consumers' cooperative society, preparation of the basic types of agricultural production, volume of purchases, a procuring turn.
In article the assessment of a state of the art of procuring branch of system of consumers' cooperative society of the Nizhniy Novgorod area, and as tendencies of progress of branch on микро a level, on example of Knyagininsky branch NOPO is considered.
В период осуществления социально-экономических реформ 90-х годов прошлого столетия в агропромышленном комплексе России коренным образом изменились условия всех сторон жизни. Вместе с переходом от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике произошло формирование многоукладного сельского хозяйства.
В структуре агропромышленного комплекса большая роль отводится потребительской кооперации, которая исторически специализировалась на обеспечении населения продуктами питания. В сферу ее деятельности входили также заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, торговое обслуживание сельского населения. В целом все социально-экономические преобразования в сельской местности непосредственно связаны с ее хозяйственной деятельностью.
Потребительская кооперация является одним из важнейших достижений человеческой цивилизации. Выдержавшая разрушительные последствия первых реформаторских преобразований, сохранившая в большинстве случаев материально-техническую базу, кадры потребительская кооперация вышла на новый виток развития и в настоящее время занимает ведущее место в кооперативном движении России. Осуществляя закупки у сельских жителей выращенной ими продукции, потребительская кооперация способствует повышению их доходов.
Заготовка сельскохозяйственной продукции, как одна из функций потребительской кооперации, не является самоцелью, а выступает в качестве одного из ресурсных источников эффективного функционирования розничной торговой сети и предприятий кооперативной промышленности. Заготовительная деятельность позволяет не только перейти к более высоким организационным формам взаимосвязей заготовительной отрасли, но и повысить эффективность потребительской кооперации в целом, насыщая потребительский рынок отечественными продуктами питания, непродовольственными товарами, в конечном счете внося свой вклад в реализацию сельскохозяйственного национального проекта.
Участие потребительской кооперации в заготовительной деятельности обусловлено максимальным приближением ее разветвленной сети непосредственно к производителям и переработчикам. Роль ее в организации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, в формировании товарных ресурсов продовольственного рынка основывается на учете потенциальных возможностей кооперативной системы. В настоящее время эти возможности далеки от реализации: заготовительная деятельность потребительской кооперации в основном концентрируется в личных хозяйствах населения, но и на этом локальном поле деятельности с потребительской кооперацией конкурируют частные предприниматели, которые отбирают потенциальных клиентов, осуществляя в основном разовые закупки сельскохозяйственной продукции по более высоким закупочным ценам. Заготовители-частники при этом скупают эту продукцию (яйца, картофель, овощи и фрукты), которая продается в большинстве случаев в непереработанном виде, а значит, лучше всего подходит для прямого сбыта потребителю, не требуя наличия складских помещений. Другие продукты (сахарная свекла или зерновые), потребитель, как правило, покупает в переработанном виде, что и объясняет тесные связи заготовителей - кооператоров с предприятиями переработки.
В настоящее время рыночные условия диктуют острую необходимость расширения ассортимента закупаемой продукции, повышения качества заготовительных работ, чтобы уверенно удерживать конкурентоспособные позиции как одно из условий эффективного использования ресурсного потенциала и решения социальных задач.
Эффективность производства является важным экономическим показателем, характеризующим рентабельность. В общем виде её можно определить как уровень использования производственных ресурсов. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех производственных ресурсов, то принято говорить, что оно работает эффективно,
т.е. рентабельно. Другими словами, чем меньше затрат и чем весомее конечный результат хозяйствования, тем выше эффективность.
Повышение эффективности функционирования организаций в сфере заготовительной деятельности является ключевой задачей потребительской кооперации в условиях рыночных отношений. В связи с этим деятельность организаций потребительской кооперации должна быть направлена на: улучшение качества предоставляемых услуг населению; повышение занятости сельского населения; уменьшение влияния сезонности на сельскохозяйственное производство; увеличение загрузки производственных мощностей, расширение ассортимента, объема производства перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию хозяйствующих субъектов; обеспечение стабильности поставок населению сельскохозяйственных продуктов, необходимого количества, качества и ассортимента.
Из этого следует, что социально-экономическая эффективность в широком смысле проявляется посредством увеличения объема производства, изменения важнейших экономических показателей, уровня жизни и окружающей среды и т.д.
Максимальное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания на основе мобилизации существующих ресурсов становится одной из основных целей деятельности потребительской кооперации. Достижение главной цели предполагает решение ряда задач, важнейшая из них - увеличение закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья.
За последние годы (начиная с 1995 г.) Нижегородская область сохранила ресурсный потенциал заготовок сельскохозяйственной продукции, а потребительская кооперация, используя благоприятную ситуацию, улучшает свои позиции в заготовках основных сельскохозяйственных продуктов (табл. 1).
Таблица 1
Закупки сельскохозяйственных продуктов в Приволжском федеральном округе, тыс. т
Потребсоюз Мясо Молоко Картофель
2008 рейтинг (место) 2008 рейтинг (место) 2008 рейтинг (место)
1990 2008 1990 2008 1990 2008
Башкирский 3,5 1 4 11 7 5 2,9 1 8
Марийский 0,5 14 48 7,2 9 7 0,5 14 44
Мордовский 0,6 13 43 0,9 5 29 0,3 7 54
Татарский 4,7 5 2 62,6 12 1 15,5 2 1
Удмуртский 5,6 10 1 17 8 3 7,2 10 2
Чувашский 3,0 11 6 30,1 3 2 2,9 5 7
Кировский 1,6 9 22 1,4 10 25 1,3 9 22
Нижегородский 2,4 6 8 3,4 13 11 2,7 3 10
Оренбургский 1,6 3 21 1,9 1 19 1,1 13 25
Пензенский 1,8 7 17 0,8 6 31 0,4 6 49
Пермский 0,9 12 37 0,2 11 48 2,6 4 11
Самарский 0,4 4 50 6,4 2 8 0,2 12 57
Саратовский 2,1 2 12 1,9 4 18 1,1 11 24
Ульяновский 0,2 7 55 0,6 13 56 0,1 8 61
По заготовкам мяса, молока и картофеля Нижегородская область в 2008 г. занимала 8-, 11- и 10-е место, а в 1990 г. - 6-, 13- и 3-е место соответственно. Динамика закупок сельскохозяйственной продукции за 2001-2008 гг. свидетельствует об устойчивом росте закупочной деятельности потребительской кооперации Нижегородской области, заготовительный оборот увеличился в 2,5 раза при росте совокупного объема деятельности в 3 раза, или на 7 213 млн руб. Однако доля заготовок сельскохозяйственной продукции в общем объеме деятельности за этот же период снизилась (рисунок).
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
10815
7555 8964
6362 6555
4540
416 572
238 ♦
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
“Заготовительнй оборот
“Совокупный объем деятельности
Заготовительный оборот организаций потребительской кооперации Нижегородской области, млн руб.
Это снижение на фоне роста объемов заготовительного оборота объясняется снижением в 2008 г. относительно 1990 г. закупок основных видов сельскохозяйственной продукции, причем почти по всем потребсоюзам Приволжского федерального округа (табл. 2).
Таблица 2
Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции потребсоюзами Приволжского федерального округа, тыс. т.
Потребсоюз Мясо Молоко Картофелі
1990 2008 % 1990 2008 % 1990 2008 %
Башкирский 23,8 3,5 14,7 2,8 11,03 393,9 84,8 2,9 3,4
Марийский 2,5 0,5 20,0 1,6 7,2 450,0 4,5 0,5 11,1
Мордовский 3,0 0,6 20,0 3,3 0,9 27,3 16,0 0,3 1,9
Татарский 15,2 4,7 30,9 0,7 62,6 894,3 49,6 15,5 31,3
Удмуртский 5,5 5,6 101,8 2,1 17,04 811,4 9,6 7,2 75,0
Чувашский 5,2 3,0 57,7 4,8 30,1 627,1 23,0 2,9 12,6
Кировский 7,5 1,6 21,3 1,0 1,4 140,0 10,7 1,3 12,1
Нижегородский 11,6 2,4 20,7 0,5 3,4 680,0 28,0 2,7 9,6
Оренбургский 16,9 1,6 9,5 11,8 1,9 16,1 6,6 1,1 16,7
Пензенский 10,1 1,8 17,8 3,0 0,8 26,7 21,8 0,4 1,8
Пермский 4,2 0,9 21,4 0,8 0,2 25,0 25,3 2,6 10,3
Самарский 15,7 0,4 2,5 6,5 6,4 98,5 7,5 0,2 2,7
Саратовский 18,5 2,1 11,4 4,1 1,9 46,3 7,6 1,1 14,5
Ульяновский 7,7 0,2 2,6 0,5 0,6 120,0 14,8 0,1 0,7
Всего 147,4 28,9 19,6 43,5 145,5 334,4 309,8 38,8 12,5
За анализируемый период закупки мяса организациями потребительской кооперации по Приволжскому федеральному округу сократились на 80,4%, почти в 3,5 раза увеличились закупки молока, закупки картофеля сократились на 87,5%.
Сокращение объемов закупок сельскохозяйственной продукции и их малое количество в последние годы характерны для Нижегородского облпотребсоюза (табл. 3).
Таблица 3
Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции Нижегородским облпотребсоюзом, тыс. т.
Продукция 1990 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Мясо 11,6 2,3 2,7 2,7 3,1 3,5 3,3 2,5 2,2 2,4 2,4
Молоко 0,5 2,2 3,1 5,1 6,8 8,6 11,0 7,0 5,0 4,3 3,4
Картофель 28,0 5,0 3,4 3,9 3,8 4,4 3,9 14,6 4,4 3,0 2,7
Овощи 48,1 2,0 3,6 3,7 3,9 5,5 5,1 5,6 5,4 4,8 5,2
Так, в 2008 г. по сравнению с 1990 г. объемы закупок мяса, картофеля и овощей снизились на 79,3%, 90,4% и 89,2% соответственно. Объем закупок молока в тот же период, наоборот, увеличился почти в 7 раз. Сравнивая объем закупок по основным видам сельскохозяйственной продукции за 2008 г. с аналогичным показателем за 1999 г., следует отметить что, наблюдается увеличение по всем видам продукции, кроме объема закупок картофеля, который снизился на 46%, или на 2,3 тыс. т.
Несмотря на трудности глубокого спада сельскохозяйственного производства в 1990-е годы, свою жизнеспособность показали личные подсобные хозяйства, продавшие потребительской кооперации треть мясомолочной продукции, половину выращенного урожая картофеля.
Однако потребительская кооперация не в полном объеме использовала этот ресурс (табл. 4), закупив у сельскохозяйственных товаропроизводителей от 1,1% молокопродуктов до 24,4% овощей.
Таблица 4
Степень освоения сельскохозяйственной продукции организациями потребительской кооперации Нижегородской области в хозяйствах населения, 2008 г., тыс. т.
Продукция Реализовано личными подсобными хозяйствами, всего Закуплено потребительской кооперацией в личных подсобных хозяйствах
в натуральном выражении % к общему объему
Мясо и мясопродукты 27,4 0,8 2,9
Молоко и молокопродукты 103,7 1,1 1,1
Картофель 12,1 1,4 11,6
Овощи 8,6 2,1 24,4
Низкий уровень освоения потребсоюзами ресурсов личных подсобных хозяйств обусловлен не только и не столько экономическим кризисом и несовершенством налоговой базы, сколько значительно большой мобильностью загото-вителей-частников и низким уровнем организационной работы самой потребительской кооперации. Взять хотя бы то, что закупкой молока в личных хозяйствах населения потребительская кооперация начала заниматься лишь с 1998 г., когда данный потребительский рынок был основательно освоен конкурентами. Организации потребительской кооперации не смогли преодолеть инерцию и осваивали ресурс слабо, но и с отрицательной тенденцией ежегодного снижения.
В 1990 г. потребительская кооперация Нижегородской области имела более 40 специализированных пунктов по приемке и централизованной отгрузке картофеля и овощей, 128 овощехранилищ, 23 пункта по забою скота, около 40 пунктов по приемке и хранению животноводческого и вторичного сырья. Закупку продукции осуществляли 350 штатных заготовителей. Такая мощная материально-техническая база позволяла вести заготовку более 30 видов продукции. Материально-техническая база потребительской кооперации Нижегородской области представлена в табл.5.
Таблица 5
Материально-техническая база потребительской кооперации Нижегородской области
Заготовительные объекты Количество единиц Темп роста,%
2002 2005 2008
Приемозаготовительные пункты 56 51 46 82,1
Магазины - заготовительные пункты 938 944 919 97,9
Овощекартофелехранилища 27 32 33 122,2
Фруктохранилища 4 6 6 150,0
Склады вторичного сырья 15 16 16 106,7
Склады животноводческого сырья 17 14 14 82,4
Холодильники 10 15 9 90,0
Сушильные установки лекарственно-технического сырья 20 18 18 90,0
Из вышесказанного можно сделать вывод, что за период 2001-2008 гг. заготовительный оборот организаций потребительской кооперации области увеличился в 2,5 раза, несмотря на значительное сокращение объемов закупок основных видов сельскохозяйственных культур. Следствием снижения объемов закупок является низкое освоение ресурсов в хозяйствах населения, которое не превышает 20%. Все это привело к снижению материально-технической базы организаций потребительской кооперации области и получаемой прибыли.
Накопившиеся проблемы говорят о необходимости перевода заготовительной отрасли с экстенсивного на интенсивный путь развития, предусматривающий внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, повышение качества обслуживания населения и рентабельности заготовительных работ.
В рыночных условиях особое значение приобретает изучение экономических процессов на уровне отдельных субъектов. Это могут быть экономические зоны или отдельные предприятия.
Выбор приоритетов развития муниципальных образований основывается на тщательном анализе существующего социально-экономического положения территории. Для более детального изучения заготовительной деятельности потребительской кооперации сравним показатели Княгининского филиала НОПО с аналогичными показателями ближайших районов с численностью жителей от 12 до 43 тыс. человек (табл. 6).
Княгининский район представляет собой один из типичных средних районов правобережной части Нижегородской области.
По роду хозяйственной деятельности Княгининский район - сельскохозяйственный, не имеет ярко выраженной специализации. Продукция животноводства и растениеводства в валовом объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 49% и 51% соответственно.
Таблица 6
Основные показатели социально-экономического развития Княгининского и ближайших к нему районов Нижегородской области в 2009 г.
Районы
Показатели Княгининский Б. Мурашки не кий Бутурлинский Лысковский Сергачский Спасский В среднем по области
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности по крупным и средним организациям в расчете на душу населения, тыс. руб. 39,5 31,6 20,0 22,4 8,9 5,2 103,4
Производительность труда по сельскому хозяйству: производство продукции сельского хозяйства сельхо-зорганизациями в ценах предыдущего года в расчете на одного работающего в сельскохозяйственных организациях, тыс. руб. 59,1 65,9 128,4 78,0 48,8 44,5 130,4
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в расчете на душу населения, руб. 2206,9 1235,5 2158,7 1050,1 393,7 1467,2 14039
Окончание табл. 6
Показатели Районы
Княгининский Б. Мурашки не кий Бутурлинский Лысковский Сергачский Спасский В среднем по области
Прибыль (убыток) до налогообло-
жения на рубль оборота крупных и
средних организации, коп. 2,3 33,3 10,5 2,0 -22,6 4,7 4,9
Удельный вес убыточных организа- 20,0 1,0 10,5 42,9 43,5 28,6 36,6
ций в общем числе организаций, %
Налоговые и неналоговые доходы,
собираемые на территории муници-
пального района (городского округа)
в консолидированный бюджет об-
ласти, в расчете на душу населе-
ния, руб. 3534,8 2948,6 3063,6 3919,8 3724,4 2749,8 9402,7
Соотношение среднемесячной за-
работной платы одного работающе-
го со среднемесячной заработной
платой по области (по крупным и
средним организациям), % 61,7 64,4 60,8 62,5 57,5 55,8 100,0
Соотношение среднемесячной за-
работной платы одного работающе-
го по крупным и средним организа-
циям и прожиточного минимума для
трудоспособного населения,% 226,1 225,2 179,0 201,4 168,7 179,7 278,5
Уровень регистрируемой безрабо-
тицы, % 1,5 1,1 1,6 1,8 2,3 1,1 1,77
Коэффициент естественного при-
роста (убыли) населения, чел. -5,8 -12,2 -8,8 -10,7 -10,4 -17,3 -7,6
Княгининский филиал НОПО по своей деятельности является многоотраслевым с преобладанием розничной торговли (83,7%). Общественное питание и заготовки занимают 12,1 и 4,2% соответственно.
Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции Княгининским филиалом НОПО в 2002-2008 гг. (табл. 7), дают основание утверждать, что потребительская кооперация в районе не удовлетворяет запросам жителей и развивается слабыми темпами. Закуплено на 80% меньше мяса, закупка молока практически почти отсутствует.
Таблица 7
Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции в Княгининском филиале НОПО, т
Продукция 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Темп роста, %
Мясо 41,8 19,2 26,0 7,4 9,6 12,6 8,4 20,1
Молоко 34,9 0,02 0,6 9,7 1,6 0,3 0,5 1,4
Картофель 89,9 12,6 37,1 27,5 125,5 78,06 21,1 23,5
Овощи 37,3 12,5 25,8 27,5 49,5 53,5 30,5 81,8
В основном сельскохозяйственная продукция, заготовляемая райпотребсоюзами, продается сторонним организациям, предприятиям общественного питания, розничной торговли и в социальную сферу (табл. 8).
Эффективность заготовительной деятельности (при стабильных ценах) отражается показателем прибыли - барометра финансового положения, стрелка которого бесстрастно фиксирует качественную разность между выручкой от реа-
лизации продукции (услуг) и суммой затрат на заготовительную деятельность. Если второе превышает первое, потребительская кооперация работает в убытке. Данные табл. 9 показывают, как деятельность Княгининского филиала НОПО в течение 2002-2008 гг. из убыточной переходит в прибыльную.
Таблица 8
Каналы реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в Княгининском филиале НОПО в 2008 г., т
Продукция Реализовано
сторонним организациям через розничную торговлю через общественное питание организациям социальной сферы
Мясо 2,5 2,2 2,8 0,9
Молоко - - 0,5 -
Картофель 9,9 2,0 5,2 3,9
Овощи 21,5 4,1 2,9 1,9
Таблица 9
Финансовые результаты заготовительной деятельности Княгининского райпо, тыс. руб.
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Темп роста, %
Прибыль (убыток) -119 -152 -50 -46 +14 +17 +21 X
Валовой доход Затраты на покупку сельскохозяйст- 149 249 292 361 317 348 401 269,1
венной продукции 3603 4434 3085 2985 2324 2243 2103 58,4
Затраты на реализацию 268 401 342 407 303 286 274 102,2
Заготовительный оборот 3871 4835 3427 3392 2627 2476 2298 59,4
Это произошло вследствие снижения затрат на покупку сельскохозяйственной продукции на 41,6%, но при этом выросли затраты на реализацию продукции на 2,2%. 2005 год стал переломным, началось снижение данных затрат. Валовой доход в 2006 г. по сравнению с 2002 г. увеличился в 2,5 раза, было бы больше, если бы заготовительный оборот не снизился на 40,6%.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что заготовительная деятельность Княгининского филиала НОПО ухудшается. Об этом говорит снижение заготовительного оборота и объемов закупки основных видов сельскохозяйственной продукции. Несмотря на это, заготовительная деятельность Княгининского филиала НОПО является рентабельной, убыток в период 2002-2005 гг. сокращался, а в 2008 г. получена прибыль.
Литература
1. Гпебов И., Телегин В. Развивать сельскохозяйственную потребительскую кооперацию // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 8. С. 5.
2. Ильин Ю.А. Отечественная кооперация / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1994. 472 с.
3. Климов А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. М.: Экономика, 1980. 208 с.
4. Отмахов Г.Ф. Нижегородская потребительская кооперация 1868-2000 гг. / Чебоксарский кооперативный ин-т. Чебоксары, 2000. 272 с.
5. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1989.
ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино ([email protected]).
SHAVANDINA IRINA VALEREVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economics and Statistics Chair, Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute, Russia, Knyaginino.
ШАМИН АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ. См. с. 339.