Научная статья на тему 'Основные направления развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области'

Основные направления развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / ЗАКУПКИ / CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / PROCURING ACTIVITY OF SYSTEM OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / PURCHASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Шамин Анатолий Евгеньевич

Предложен комплекс мер, направленных на улучшение обслуживания пайщиков и сельского населения, повышение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также на финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавандина Ирина Валерьевна, Шамин Анатолий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PROCURING ORGANIZATION'S ACTIVITY OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY IN NIZHNIY NOVGOROD REGION

In article the series of measures, directed on improvement of service of shareholders and agricultural population, increase of manufacture of agricultural production in personal part-time farms, collective farms, and also financial improvement of the organizations of consumers' cooperative society of Nizhniy Novgorod region are offered.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области»

УДК 334.735

И.В. ШАВАНДИНА, А.Е. ШАМИН

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: потребительская кооперация, заготовительная деятельность системы потребительской кооперации, закупки.

Предложен комплекс мер, направленных на улучшение обслуживания пайщиков и сельского населения, повышение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также на финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации Нижегородской области.

I.V. SHAVANDINA, А.Е. SHAMIN THE BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PROCURING ORGANIZATION’S ACTIVITY OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY IN NIZHNIY NOVGOROD REGION

Key words: consumers' cooperative society, procuring activity of system of consumers' cooperative society, purchase.

In article the series of measures, directed on improvement of service of shareholders and agricultural population, increase of manufacture of agricultural production in personal part-time farms, collective farms, and also financial improvement of the organizations of consumers' cooperative society ofNizhniy Novgorod region are offered.

Потребительская кооперация в современных условиях является тем необходимым звеном, которое должно обеспечивать своевременную закупку сельхозпродукции у населения по выгодным для обеих сторон ценам, что способствует расширению сбыта продукции и развитию сельскохозяйственного производства. В настоящее время заготовки потребительской кооперации осуществляются почти в каждом сельском районе и выступают связующим звеном между сельскохозяйственным производством и потреблением, что в некоторой степени определяет экономическое положение муниципальных районов, и особенно уровень жизни сельского населения. Закупая продукцию, произведенную в личных подсобных хозяйствах граждан, кооперация тем самым предоставляет им определенный гарантированный доход. При нынешнем состоянии аграрного сектора именно этот доход для многих сельских жителей служит главным, а иногда и единственным, источником проживания.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся по заготовкам сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе, требует дополнительных мер по совершенствованию заготовительной деятельности потребительской кооперации.

Нами предложен комплекс мер, направленных на улучшение обслуживания пайщиков и сельского населения, повышение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также на финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации Нижегородской области.

Для укрепления социально-экономического положения потребительской кооперации в области необходимо развитие местных рынков за счет увеличения совокупного объема деятельности, объемов закупок и производства, торговли, расширения масштабов оказания платных услуг.

Основой модернизации кооперативной промышленности должна стать работа по концентрации и ассортиментной специализации производственных предприятий, выпуску конкурентоспособной продукции за счет:

- концентрации производства на предприятиях с высокопроизводительным, энергосберегающим оборудованием и прогрессивными технологиями, перепрофилированием или закрытием убыточных, малонагруженных производств с устаревшим и изношенным оборудованием;

- создания новых высокотехнологичных, безотходных и энергосберегающих производств по выпуску продукции, не вырабатываемой в области или вырабатываемой в недостаточном количестве;

- освоения производства новых видов пищевых продуктов профилактического и лечебного воздействия на организм человека;

- проведения активной и целенаправленной маркетинговой политики, обеспечивающей постоянное изучение потребностей рынка, четкое отслеживание спроса населения путем максимального использования средств и возможностей современных информационных технологий.

Главными направлениями развития торговли в потребительской кооперации являются:

1. Обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения на уровне не ниже установленного социального стандарта (260 кв. м на одну тыс. чел.). В этих целях планируется расширить торговую сеть за счет магазинов из легкосборных конструкций, перепрофилировать неэксплуатируемые или малозагруженные объекты и возобновить работу ранее закрытых магазинов.

2. Смена специализации торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего в них населения, национальных традиций и природно-климатических условий. С этой целью открыть:

- магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров;

-специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

- в населенных пунктах, где отсутствуют стационарные магазины и строительство капиталоемких сооружений нецелесообразно, необходимо установление полустационарных объектов, в том числе автомагазинов, привлечение к обслуживанию в малых населенных пунктов магазинов из близлежащих более крупных населенных пунктов, организация разъездных заготовителей.

3. Расширение ассортимента товара, совершенствование технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции.

4. Установление оптимальных режимов работы торговых точек и заготовительных пунктов.

5. Пропаганда отечественной сельскохозяйственной продукции.

6. Строительство гипермаркетов с размещением в них специализированных объектов по торговле сельскохозяйственной продукцией, закупленной у населения, а также расширение собственной торговли на городских рынках.

7. Модернизация магазинов с переводом на новые технологии обслуживания - самообслуживание, обслуживание потребителей через банковские пластиковые карты, обслуживание пайщиков потребительской кооперации и сдатчиков сельскохозяйственной продукции по пластиковым картам на льготных условиях во всех магазинах Нижегородского облпотребсоюза.

8. Стимулирование спроса, в первую очередь через механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье.

9. Организация специального обслуживания хозяйств населения, участвующих в программах национальных проектов.

10. Развитие торгово-заготовительной сети потребительской кооперации в дачных кооперативах, в том числе через обмен на плодоовощную продукцию.

11. Расширение форм розничной торговли (посредством ярмарок, базаров, выносной и развозной торговли, доставки товаров на дом и т.д.) и методов увеличения объемов продаж (торговля с предоставлением скидок, сезонные распродажи, продажа в кредит, льготирование членов, пайщиков и т.д.).

12. Расширение торговли по заказам сельского населения с бесплатной доставкой товаров на дом одиноко проживающим, престарелым гражданам путем наличных и безналичных расчетов самих граждан или их родственников, проведение подворных обходов жителей села с целью выявления необходимых им товаров.

13. Расширение спектра платных услуг (включая бытовые услуги), оказываемых населению в сельской местности.

Приоритетными направлениями развития сети предприятий общественного питания потребительской кооперации должны быть:

1. Организация общественного питания на автомобильных магистралях с предоставлением полного комплекса услуг.

2. Использование сети ресторанов в качестве поставщиков продукции собственного производства для других объектов общественного питания.

3. Перевод столовых, кафе, закусочных и других объектов общественного питания на работу с полуфабрикатами высокой степени готовности и готовыми охлажденными блюдами производства заготовочных организаций, что позволит достичь однородности в качестве приготавливаемых блюд.

4. Расширение сети предприятий быстрого обслуживания, работающих на полуфабрикатах, в том числе узкоспециализированных объектов общественного питания с реализацией в них одного или нескольких наименований блюд (бутербродные, чайные, пирожковые, омлетные, котлетные, блинные, пельменные и др.).

5. Организация доставки продукции общественного питания (полуфабрикатов, кондитерских и кулинарных изделий) на предприятия торговли, расположенные в сельской местности, реализация ее через автомагазины.

6. Расширение в весенне-летний период сети мелкой розницы, организация работы круглосуточных мини-кафе, павильонов, ларьков, палаток, летних площадок, выносной торговли, более широкое использование в торговле пивом установок и ручных насосов, мороженым - низкотемпературного холодильного оборудования.

7. Создание в каждом районе центра досуга населения на базе современного ресторана или кафе (организация бильярдных залов, дискотек, выступлений профессиональных и любительских оркестров, певцов, актеров, клоунов и др.).

Основой развития заготовительной отрасли должны стать:

-участие организаций потребительской кооперации в развитии личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием механизма их товарного кредитования, что даст возможность оказать помощь в выборе специализации конкретных поселений для производства одного-двух видов сельскохозяйственной продукции;

-собственный производственный потенциал за счет повышения качества производимой продукции.

В связи с этим предлагается:

- развитие материально-технической базы заготовок за счет расширения и восстановления закрытой сети стационарных и передвижных комплексных приемозаготовительных пунктов;

-обеспечение организации закупок каждым сельским магазином продукции, выращенной населением;

- переход повсеместно на систему заказов на производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах на основе типовых договоров;

-стимулирование владельцев сельских подворий с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции (сырья) и реализации ее потребительской кооперации путем организации конкурсов на лучшего сдатчика сельскохозяйственной продукции; материальное поощрение активных сдатчиков в виде выдачи денежных премий, ценных подарков; предоставление ски-

док на приобретение товаров, бесплатных транспортных услуг, связанных с доставкой сельскохозяйственной продукции, а также услуг по механизированной обработке приусадебных участков;

- предоставление товарных кредитов владельцам личных подсобных хозяйств под сдаваемую сельскохозяйственную продукцию (сырье);

-более широкое использование средств массовой информации (радио, пресса, телевидение) для информирования населения о проводимой потребительской кооперацией работе по закупке сельскохозяйственной продукции (сырья), о предъявляемых требованиях к ее качеству и т.д.;

-создание новых перспективных направлений в производственной деятельности по предторговой подготовке и переработке сельскохозяйственной продукции (сырья).

В целях увеличения закупок и реализации мяса планируется:

- реконструкция скотобойных цехов в Пильнинском и Ковернинском райпо;

- расширение номенклатуры продукции, выпускаемой в действующих цехах по производству мясных полуфабрикатов, за счет установки нового высокотехнологического оборудования, в том числе пельменных, котлетных аппаратов и др. в цехах Б.-Болдинского, Городецкого райпо, Д.-Константиновского филиала НОПО, открытие новых цехов по переработке сельскохозяйственной продукции в Тонкинском райпо, Княгининском филиале НОПО;

-расширение ассортимента и улучшение качества мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, расширение розничной торговли свежим и парным мясом;

- приобретение нового холодильного оборудования для колбасных цехов в Б.-Болдинском, Семеновском, Городецком, Бутурлинском райпо, Д.-Констан-тиновском филиале НОПО.

Для стабильной работы по закупкам молока планируется:

-организация малой переработки молока (пастеризация и фасовка) в Га-гинском филиале НОПО;

-приобретение специализированного автотранспорта (молоковозы) организациями потребительской кооперации, занимающимися переработкой молока;

-установка современного оборудования по первичной обработке охлажденного молока в организациях потребительской кооперации, занимающихся закупкой молока.

Увеличение объемов закупок и реализации растениеводческой продукции предполагается за счет:

-более полного освоения внутреннего потребительского рынка;

-участия в тендерах по снабжению продукцией собственной переработки предприятий муниципальной сферы города и области;

-снабжения магазинов самообслуживания, сетевых магазинов растениеводческой продукцией с применением мелкой фасовки и штрих-кодов;

-увеличения поставок продукции за пределы Нижегородской области, для чего необходимо создать пункты отгрузки этой продукции железнодорожным транспортом на базе Починковского, Шатковского, Лукояновского райпо, «Д.-Константиновское райпо» филиала НОПО, Арзамасского техникума потребительской кооперации;

-увеличения выработки и расширения ассортимента плодоовощной консервной продукции;

-строительства овощекартофелехранилища емкостью 500 т на базе Нижегородского пищекомбината облпотребсоюза;

- реконструкции существующих овощехранилищ;

- приобретения сушильных шкафов и ремонта складских помещений в Ветлужском, Лукояновском, Кр.-Ваковском, Спасском, Шарангском, Дивеев-

ском, Уренском, филиалах НОПО «Княгининский» «Д.-Константиновский», «Га-гинское райпо», «Вознесенское райпо», «Чкаловское райпо».

Выполнение социальных программ потребительской кооперации связано с сохранением и расширением рабочих мест на действующих предприятиях. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников, привлекая население на временную и сезонную работу на условиях неполного рабочего дня. Также ведется работа по возрождению надомного труда и народных промыслов. Эту деятельность населения следует продолжать. Потребительские общества и союзы должны отслеживать людей с ограниченными возможностями, помогая им в трудоустройстве.

Необходима работа по вовлечению в деятельность потребительской кооперации молодежи. Именно с молодежью система потребительской кооперации должна связывать свои планы по реструктуризации производства, техническому перевооружению и внедрению новых отраслей, информатизации процесса управления.

Поэтому потребительская кооперация значительное внимание должна уделять подготовке кадров. Для этого необходимо вести работу по следующим направлениям:

-сохранение и развитие системы кооперативного образования;

-создание единой системы нормативно-правового, информационного и учебно-методического обеспечения;

- совершенствование механизма закрепления в организациях потребительской кооперации молодых специалистов из таких учебных заведений области, как Арзамасский техникум потребительской кооперации, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижегородский коммерческий институт, Арзамасский филиал Российского университета кооперации, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт.

У потребительской кооперации значительные возможности в обеспечении занятости населения за счет организации новых производств, привлечения надомников к выпечке хлеба, организации в райпо подсобных сельских хозяйств, пасек, расширения сферы услуг на селе, открытия магазинов на дому, палаток, ларьков, киосков.

По созданию новых рабочих мест потребительская кооперация может использовать следующие возможности:

- восстановление на селе сферы услуг (столярные мастерские, пункты по ремонту бытовой техники, транспортных средств, часов, одежды, обуви; парикмахерские, фотоателье, служба ритуальных услуг, организации по строительству и ремонту жилья, хозяйственных построек и т.д.);

-обеспечение населения производственными услугами (выработка из сырья населения колбасных изделий и копченостей, муки, крупы и т.д.), ветеринарными и сельскохозяйственными услугами (обработка приусадебных участков, обеспечение удобрениями, семенами и т.д.).

Реализация предлагаемых мероприятий предусматривает: увеличение объема закупок сельскохозяйственной продукции; расширение ассортимента реализуемой продукции, произведенной на перерабатывающих предприятиях потребительской кооперации, и, соответственно, розничного товарооборота торговой сети; наполнение рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией; повышение качества предоставляемых услуг сельскому населению; снятие социальной напряженности, связанной с недостатком рабочих мест.

Литература

1. Адрушкив В.М., Иващенко НА. Экономика, организация и планирование отраслей деятельности потребительской кооперации: учебник для техникумов. М.: Экономика, 1981. 384 с.

2. Глебов И., Телегин В. Развивать сельскохозяйственную потребительскую кооперацию // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 8. С. 5.

3. Ермаков В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации: учеб. пособие. М.: Наука и кооперативное образование, 2003. 406 с.

4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз РФ, 2001,112 с.

ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино ([email protected]).

SHAVANDINA IRINA VALEREVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economics and Statistics Chair, Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute, Russia, Knyaginino.

ШАМИН АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино ([email protected]).

SHAMIN ANATOLIY EVGENYEVICH - doctor of economics sciences, professor of Economics and Statistics Chair, Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute, Russia, Knyaginino.

УДК 330.3

M.A. ШИГИЛЬЧЕВ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: государственное стимулирование инноваций, государственная поддержка инноваций, законодательство, регион.

Исследованы вопросы государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности в Чувашской Республике и их значимость для формирования региональной инновационной системы. Выявлены проблемные ситуации и определены стратегические направления развития системы государственного стимулирования инноваций в регионе.

М.А. SHIGILCHEV

THE STATE STIMULATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CHUVASH REPUBLIC

Keywords: the state stimulation of innovations, the State support, legislation, region.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Questions of the state stimulation and support of innovative activity of the Chuvash Republic are investigated and their importance for formation of regional innovative system. Problem situations are revealed and strategic directions of development of system of the state stimulation in region are defined.

Уровень развития науки, технологий и техники является определяющим фактором конкурентоспособности экономики страны и отдельных регионов. В последние годы переход к экономике инновационного типа наблюдается практически во всех развивающихся странах мира. Всемирным банком рассчитывается индекс развитости экономики знаний по отдельным странам. В таблице представлены показатели сводного индекса и его составляющих, характеризующих уровень инновационности (потенциала НИОКР), экономического стимулирования, образования и информационной инфраструктуры за 2009 г. [1].

Сопоставив показатели России и Дании - лидера данного процесса, можно отметить отставание России по сводному индексу на 41,7%, при этом отставание по индексу инновационности составило 27,5%, по образованию -26,5%, по индексу информационной инфраструктуры - 30,7%, а по экономическому стимулированию - 81,7%.

Государственная поддержка инвесторов, вкладывающих ресурсы в наукоемкую, высокотехнологичную производственную деятельность, становится одной из основных задач и методов государственного воздействия на формирование как национальной, так и региональной экономики инновационного типа.

К мерам стимулирующего характера в наиболее общем виде относят государственные кредиты и гарантии, налоговые льготы и кредиты, субсидирование уровня процентных ставок, поощрительные гранты, а также контроль цен на инвестиционные ресурсы (товары), формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата, федеральные и региональные бюдже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.