СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ _МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА_
Галимова Альманзора Михайловна
учитель английского языка, магистр управления Сургутского государственного университета, аспирантка Сургутского государственного университета, г. Сургут
Аннотация
This article is devoted to the professional formation of the future teacher-linguist and methodical preparation. Key words: methodological approaches, approaches, research, education. Abstract
Статья посвящена исследованию профессионального становления будущего учителя-лингвиста и его методической подготовки.
Ключевые слова: методологические подходы, подходы, исследование, сфера образования.
Федеральный государственный образовательный стандар ВПО разработан на позициях компе-тентностного подхода. Именно он стал началом нового этапа развития высшего профессионального образования. В этих документах речь идет о междисциплинарной координации/интеграции, которая рассматривается в науке как «согласование научного содержания учебных дисциплин, как их консолидация; о признании полифонизма, открывающего простор для подлинного диалога; об открытости исторического познания и освобождении его от догматизма. Задачей развития научного знания должна стать выработка путей и средств налаживания продуктивного междисциплинарного диалога, направленного на взаимообогащение и взаиморазвитие, а не признания «всеобщего равенства» [1;123].
На современном этапе модернизации системы образования особую актуальность приобретает проблема развития и повышения профессиональной компетентности учителей в системе дипломного и последипломного образования, подготовки новой генерации педагогических кадров, повышения их профессионализма и общекультурного уровня [1].
Перспективными в процессе модернизации форм и методов совершенствования методической компетенции учителей-лингвистов становятся активные методы обучения (суггестивные, информационные, коммуникативные и деятельностные).
Учитывая современные требования к процессу получения новых знаний в учреждениях образования, которые направлены на развитие самостоятельности, самоконтроля и самооценки учителей, следует широко внедрять в учебный процесс метод моделирования методических ситуаций [2;27].
Моделирование методических ситуаций (в отличие от других видов мысленного моделирования) - это создание таких ситуаций-моделей, где реальные объекты заменяются символами, и взаимоотношения между участниками деятельности складываются не естественно, а организованно специально под руководством преподавателя (т.е. искусственно).
Целью моделирования методических ситуаций является совершенствование готовности учителей к проведению уроков языка разных типов, в классах с различным профилем обучения, в учебных заве-
дениях какого-либо типа обучения, реализуя инвариантную и вариативную составляющие школьного курса по русскому или иностранному языку.
В последнее время увеличивается удельный вес проектных технологий. Педагогическая технология проектирования во время специального обучения в высшем учебном заведении, а также на курсах повышения квалификации словесников осуществляется через применение метода проек-тов[3;27].
В системе образования активно используются следующие типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
Проектная технология ориентирована на активную самостоятельную деятельность, на развитие творческого мышления, формирование умений прогнозировать результаты, интеграцию знаний из смежных дисциплин.
Эффективной организационной формой совершенствования методической компетентности педагогов-словесников является тренинг, который, опираясь на опыт и знания участников, обеспечивает эффективное использование различных педагогических методов за счет создания положительной эмоциональной атмосферы. Используя тренинго-вые технологии, тренер в первую очередь способствует рефлексии участниками полученных знаний, которые должны трансформироваться через интеллект, опыт, эмоциональное переживание субъекта деятельности, что в значительной мере обеспечивает адекватную обратную связь. В процессе тренинга участники, благодаря обратной связи, проявляют недостаток умений и навыков, а также неадекватность имеющихся установок и стереотипов. Это способствует коррекции неэффективных моделей поведения и их замены на новые, более эффективные[4;27].
С целью совершенствования методической компетенции педагогов-словесников во время обучения на курсах повышения квалификации либо же в период специального обучения в высших учебных заведениях целесообразно реализовывать пар-тисипаторной подход к проведению тренингов (основанный на вере в то, что люди эффективнее
учатся, когда ценят их собственные знания и способности, а также, когда они способны проанализировать собственный опыт и поделиться им в комфортных обстоятельствах).
Перспективными с этой точки зрения становятся такие виды тренингов:
- тренинг креативности - служит для совершенствования
- у педагогов творческого воображения и мышления) и тренинг решения различных педагогических ситуаций (совершенствует навыки педагогов к более эффективного взаимодействия с учениками) [5;27].
Сегодня большинство ученых сходится на том, что, поскольку требованием общества является принцип непрерывного образования, то методическую компетентность следует развивать с учетом этого подхода. Таким образом, практическая реализация методологического принципа полипарадиг-мальности обучения, как в условиях вуза, так и на курсах повышения квалификации учителей-лингвистов позволяет определить ведущие подходы к практической подготовке словесников не только общепрофессиональной, но и методической частности.
Список литературы
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В.А. Адольф. - Красноярск: М-фо общ. и проф. образования РФ; Красноярский государственный университет, 2012. - 309 с.
2. Андриевский Б.М. Реализация концепции непрерывного педагогического образования -
требование времени // Актуальные прроблемы развития нацюнального образования: Сб. научно-методических трудов. - М.: МГУ, 2012. - С. 14-17.
3. Бигич О.Б. Действующие отечественные учебно-методические комплексы и учебные пособия по английскому языку для начальной школы [Текст] / // Иностранные языки. - 2007. -№3. - С. 44-48.
4. Биляковская О.О. Профессиональная компетенция учителя как составная эффективной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / О. О. Биляковская // Научный вестник Мелитопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика.
- С. 229-234. - Режим доступа : http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc Gum/Nvmdpu/ 2012 7Z7Z37.pdf - С 231.
5. Вербицкий А.А. Педагогические технологии в контекстном обучении / А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011.
- № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-v-kontekstnom-obuchenii
6. Дейкина А.Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя / А.Д. Дейкина // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) : материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2012 г.). - М. : МПГУ, Ярославль : РЕМДЕР, 2012. - С. 3-7.
_ЭЖИНИЯЗ Х.ЭМ К.АРАКДЛПАК, ЖАЗБА ЭДЕБИЙ ТИЛИ_
Царлыбаева Гулмира Ермекбаевна
Ф.и.к., Бердац атындагы ЦМУ Царацалпац тил билими кафедрасы Yлкен илимий хызметкер изле-
ниушиси, Некие [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрена роль в каракалпакского литературного языка каракалпакского классического поэта Аджинияза.
Ключевые слова: развитие каракалпаксого языка, стиль Аджинияза, мастерства поэта. Abstract
The article considered the role in karakalpak of the literary language great karakalpak poet Adzhiniyaza. Keywords: development karakalpak language, style Adzhiniyaza, skill of the poet.
Халкымыздыц езлигин ацлауга умтылыуы, миллеттиц сана-сезиминде бэркулла дауам ететугын миллий мэнауий тиклениу процеси ата-бабаларымыздыц жазба мийраслары, ауызеки халык деретпелери, жокары мэденияты, дуньяга кез-карасы, дини, эдебият тарийхы ^эм ана тилимиздиц кэлиплесиу ^эм рауажланыу баскышларын терец Yйрениуди талап етеди.
Кайсы миллий тилди алып карасац да, оныц тийкарын салыуга, рауажландырыуга себепши болатугын тулгалар сыпатында сол эдебий тилдиц кэлиплесиу, рауажланыу тарийхында ез шыгармалары аркалы Yлкен хызмет ащарган сез шеберлери тилге алынады. Мэселен, езбек эдебий
тили тарийхында Науайыныц, туркмен эдебий тилине байланыслы Мактымкулыныц, казак эдебий тили тарийхында Абайдыц атлары аталады. Ал каракалпак эдебий тилиниц кэлиплесиуинде, элбетте, Эжинияздыц орнын айрыкша атап етиуге болады. Ол жасаган дэуирде Орта Азиядагы кепшилик туркий тиллес халыклар турмысында хэрекет еткен ески езбек эдебий тилиниц дэстурлериниц тэсири болганлыгы белгили. Улыума халыклык тил тийкарында каракалпак миллий эдебий тилиниц кэлиплесиуинде сол дэстYрлерден эдебий тил талапларына сэйкес пайдаланыу аркалы каракалпак эдебий тилиниц улыума халыклык нормаларыныц туракласыуында