Способы словообразования в каракалпакском языке Нажимов П. А.
Нажимов Пердебай Айманович /Nazhmov РеЫеЬау Aymanoviсh - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник-исследователь, Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакское отделение Академии наук, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена вопросам анализа некоторых способов словообразования в каракалпакском языке. По мнению автора, аббревиатура не является способом словообразования в каракалпакском языке. Сокращенные слова являются эквивалентом слов или словосочетаний. Автор считает, что в каракалпакском языке не существует способа словосложение+аффиксация, так как в явлении словообразования два способа не могут действовать одновременно. Ключевые слова: словообразование, способы словообразования, словообразовательный формант, лексико-семантический способ, словосложение, аббревиатура, фонетический способ.
Способы словообразования с давних времен являются объектом изучения русских и тюркоязычных ученых. Несмотря на наличие трудов, до сих пор по рассматриваемой теме нет единого мнения.
Производные слова образуются не только по одной модели, они основываются на определенных закономерностях, образуются через различные способы словообразования. Эти способы не одинаковы по своей форме, содержанию и продуктивности, каждый способ словообразования имеет своеобразные особенности.
Словообразующий формант - основной признак способа словообразования. Производные слова, образованные одним формантом, относятся к одному способу словообразования.
В современных тюркологических работах название, содержание и количество способов словообразования указываются по-разному. В большинстве трудах широко анализировались лишь основные и продуктивные способы. В грамматиках тюркских языков, в основном, указывается аффиксация и сложные слова, только в некоторых из них дается лексико-семантический вид словообразования, который именуется по-разному: лексический способ, семантический способ, лексико-семантический способ.
Фонетический способ рассматривается вместе с основными способами (аффиксация, словосложение, лексико-семантический).
А. Н. Кононов указывает способы аффиксации, субстантивации, словосложения и калькирования [5, с. 83], а К. М. Мусаев на примере караимского языка указывает на следующие способы словообразования: 1) аффиксация или морфологический и 2) словосложение или синтаксический [8, с. 103].
В казахском языке различают синтетический (морфологический), аналитический (синтаксический) и лексико-семантические способы словообразования и они, в свою очередь, делятся на виды [6, с. 64].
Ф. А. Ганиев в своем труде, посвященном словообразованию в татарском языке, считает целесообразным рассматривать способы словообразования, разделяя на следующие виды:
1) суффиксальный;
2) словосложение;
3) переход словосочетания в сложное слово;
4) переход словосочетания в сложное слово при его суффиксации;
5) фонетический;
6) лексико-грамматический;
7) лексико-семантический;
8) способ аббревиации [3, с. 34].
В определении способов словообразования в каракалпакском языке до сих пор нет единого мнения. Н. А. Баскаков выделяет в каракалпакском языке основные три способа: лексический, морфологический и синтаксический [1, с. 170], а А. Кыдырбаев только два способа [7, с. 17]. Начиная с 70-х годов ХХ века способам словообразования в каракалпакском языке стало уделяться больше внимания, и начали издаваться труды, посвященные данному вопросу. Появились статьи и монографии по рассматриваемой теме. Таким образом, в каракалпакском языке определены нижеследующие способы словообразования:
1) морфологический;
2) лексико-синтаксический;
3) морфолого-синтаксический;
4) лексико-семантический [2], а фонетический даже не рассматривается как способ словообразования.
В другом учебнике по морфологии каракалпакского языка, указаны следующие способы словообразования:
1) морфологический;
2) морфолого-синтаксический;
3) лексико-семантический;
4) фонетико-семантический [9, с. 21].
Здесь, хотя и дается общая характеристика фонетико-семантическому способу, в образовании частей речи о данном способе не идет речи. В труде «Грамматика современного каракалпакского литературного языка» (на каракалпакском языке) различают два способа словообразования каракалпакского языка: морфемный и неморфемный. Они, в свою очередь, делятся на следующие виды: морфемный способ: 1) аффиксация, 2) словосложение, 3) словосложение +аффиксация и 4) аббревиация; а неморфемный: 1) лексико-семантический, 2) лексико-синтаксический способ [10, с. 20].
В трудах, посвященных словообразованию в каракалпакском языке, морфемный способ рассматривается со следующей точки зрения: «...при образовании производных слов с новым значением объединяются и сочетаются основа и вспомогательная морфема, морфема-основа и морфема-основа. Данный способ в каракалпакском языке считается очень продуктивным. По виду морфем, по характеру примыкания делится на следующие виды:
1) аффиксация;
2) словосложение;
3) словосложение и аффиксация;
4) аббревиация.
При образовании слов способом словосложение+аффиксация некоторые словосочетания переходят в сложные слова посредством словообразовательных морфем. Словообразовательная морфема играет важную роль при переходе в сложные слова» [10, с. 26]. В некоторых источниках этот способ называют «морфолого-синтаксическим способом». По-нашему мнению, при подобном образовании применены два способа. В явлении словообразования два способа не могут действовать одновременно. Например, в слове Yш-мYЙеш-лик (треугольник) для указания чисел углов сначала образовано слово "YшмYЙеш". Данный способ считается словосложением или композиционным. Поскольку эти слова обозначают название одного понятия, они считаются одной целой единицей, их невозможно снова разъединить. Присоединяясь к слову «YшмYЙеш» словообразовательный аффикс -лик образуется другая единица, не имеющая отношение к словосложению. В противном случае, нам бы пришлось выбирать отдельные термины словам типа тэртип-ли-лик (дисциплинированность), бил-им-паз (ученый). Поэтому подобные слова уместно было бы отнести к словам, образованным способом аффиксации.
В языке встречается множество сокращенных слов. Они, в большинстве случаев, образуются от сокращения различными способами составных сложных слов.
29
Например, велик-велосипед, БМШ (ООН) - Бирлескен миллетлер шелкеми (организация объединенных наций), Токе-Толеген и др. Слова подобного типа и в русском языке, и в большинстве тюркских языков, в том числе, и в каракалпакском языке, называются сокращенными словами, образованными способом аббревиатуры. По нашему мнению, в появлении подобных слов нет явления словообразования. Появление слов подобным путем наблюдается не во всех частях речи, встречается лишь в некоторых типах имен существительных. Во-вторых, сокращенные слова являются эквивалентом слов или словосочетаний. Если так, то подобным способом не образуется новая лексическая единица, потому что для этого она должна отличаться по значению от предыдущей. Здесь уместно сделать вывод о том, что образуется вариант существующего слова или словосочетания в языке. Следовательно, в каракалпакском языке аббревиатура не является словообразовательным способом.
Фонетический способ считается одним из непродуктивных способов не только в каракалпакском языке, но и вообще в тюркских языках. Только в последнее время стало больше уделяться внимания данному способу. А. Н. Кононов указывает на два вида фонетического словообразования: а) перемещение звуков: кур-куз, ака-ука; б) способ акцентуации: тутма -ту гма. акадеГмик-академиГк [4, с. 104].
H. А. Баскаков переход слова на новое значение в связи с изменением ударения рассматривает как фонетический способ: жазба - жазба" [1, с. 170]. В последнее время, особенно, переход слова на новое значение перемещением звуков в слове, стал рассматриваться как определенный вид словообразования. Например: кун (день) -тун (ночь), кез (глаза)-кер (смотреть) и др. Конечно, подобные фонетические изменения в слове можно выявить только на основе историко-этимологических исследований. Поэтому, ряд исследователей считают, что фонетического способа словообразования в тюркских языках не существует. Действительно, в современных языках, в результате фонетических изменений в слове не образуются слова с новым значением, но существуют примеры, которые полностью доказывают, что, в определенный исторический период данные слова образованы именно через этот способ.
Таким образом, в каракалпакском языке существуют следующие основные способы словообразования: 1) аффиксация; 2) словосложение; 3) лексико -синтаксический; 4) лексико-семантический; 5) фонетический. Среди них в современном каракалпакском языке аффиксация и словосложение считаются очень продуктивными, а фонетический способ относится к непродуктивным.
Литература
I. Баскаков Н. А. Каракалпакский язык // II. Фонетика и морфология. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 544 с.
2. Бекбергенов А. Каракалпак тилинде тийкаргы сез жасау усыллары // Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР, 1976. № 1. С. 68-73.
3. Ганиев Ф. А. Словообразование в татарском языке. Казань, 2010. 728 с.
4. Кононов А. Н. Грамматика современного узбекского литературного языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 446 с.
5. Кононов А. Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников УП-1Х вв. Л.: Наука, 1980. 256 с.
6. Каз1рп казак тшнщ сезжасам жуйес1. Алматы: Fылым, 1989. 368 с.
7. К,ыдырбаев А. Х,эзирги каракалпак тили, I. Морфология. Некис, 1974. 300 с.
8. Мусаев К. М. Грамматика караимского языка. М.: Наука, 1964. 344 с.
9. Х,эзирги каракалпак тили. Морфология. Некис, 1981. 264 с.
10. Х,эзирги каракалпак эдебий тилиниц грамматикасы. Морфология ^эм сез жасалыу. Некис, 1994. 452 с.