Научная статья на тему 'Современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов в условиях высшей школы'

Современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Ирина Витальевна

Статья отражает современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов. Выделены типы задач, которые студенту (как будущему специалисту) придется решать, приступив к профессиональной деятельности. Обобщены цели высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE OF VOCATIONAL EDUCATION AND PROBLEMS OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE HIGHER SCHOOL

Article reflect the current state of vocational education and problems of training of specialists. Allocated types of problems that the student (as a future specialist) will have to address, and came to the professional activity. Summarizes the objectives of higher education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов в условиях высшей школы»

УДК 378(470.344)

ББК Ч484(2Рос)

И.В. ГАВРИЛОВА

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность.

Статья отражает современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов. Выделены типы задач, которые студенту (как будущему специалисту) придется решать, приступив к профессиональной деятельности. Обобщены цели высшего образования.

I.V. GAVRILOVA MODERN STATE OF VOCATIONAL EDUCATION AND PROBLEMS OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE HIGHER SCHOOL

Key words: professional education, professional training, professional competence.

Article reflect the current state of vocational education and problems of training of specialists. Allocated types of problems that the student (as a future specialist) will have to address, and came to the professional activity. Summarizes the objectives of higher education.

Изменения в российском образовании, введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения принципиально меняют характер образовательного процесса и его результаты, делая актуальной проблему готовности студентов как педагогических, так и непедагогических кадров к решению задач, стоящих перед системой образования.

Анализ ряда исследований по проблемам развития образования [1, 5] показал, что в современных условиях актуальность и значимость модернизации системы высшего образования связаны с переосмыслением роли образования в современном мире и изменением его классической функции. Классическая образовательная функция, или функция воспроизводства, как известно, направлена на передачу и получение подрастающим поколениям социокультурного опыта, подготовку молодежи к самостоятельной жизни, труду в обществе. Однако в изменяющихся социально-экономических условиях процесс обновления всех сфер общественной жизни становится неотъемлемой характеристикой общественного развития, которое осуществляется не только на основе традиций, но и за счет интеллектуального приращения нации, создания новых форм культуры, разработки и внедрения инноваций во все сферы общества.

При сохранении функции воспроизводства на первый план выдвигается функция развития, реализация которой нацелена на подготовку личности к постоянному самообразованию, овладению методологией инновационного развития, новым содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы личностного, сознательного самоопределения и саморазвития людей. Эти процессы позволяют обеспечивать адаптацию личности к динамично изменяющемуся социуму, формировать у нее готовность жить и работать по-новому, преобразовывать окружающий мир путем создания новой культуры. Поэтому система образования должна не только готовить молодежь к овладению новыми способами и методами познания, мышления и деятельности, но и задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, участвовать в разработке новой общественной идеологии, основанной на идеях гуманизма, демократии, гражданственности и патриотизма, способствовать духовно-

нравственному воспитанию людей, формированию готовности жить и работать в глобализирующемся мире. В этом смысле образование выступает важнейшим средством развития личности и общественного сознания (Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, Н.И. Латыш, В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко и др.) [2. С. 17-23].

С другой стороны, научно-технический прогресс, переход к информационному обществу, динамизм его развития предъявляют новые требования к личностному и профессиональному становлению человека, уровню его образованности и культуры, тем самым повышая значимость образования и превращая его в наивысшую общечеловеческую ценность.

В условиях динамичных экономических и социальных преобразований в стране, расширения рыночных отношений, сферы труда и предлагаемых населению услуг, образование в обществе рассматривается как сфера образовательных услуг. Такой подход обусловлен тем, что именно образовательная система в современных условиях удовлетворяет потребности и заказы общества и государства, производства и бизнеса, самой личности в получении образования соответствующего качества.

Особенно актуальной становится проблема повышения качества высшего образования, обоснования новых требований к профессиональной компетентности специалиста и его конкурентоспособности, что в решающей степени определяет эффективность образования на всех его ступенях и успешность решения социально-экономических задач.

Выдвигаются новые требования к профессиональной компетентности самого специалиста, которая определяется качеством его общего профессионального образования, опытом творческой деятельности, готовностью к освоению инноваций, мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию [3]. Профессиональные характеристики специалиста - мобильность, осведомленность, способность ориентироваться в возможных вариантах развития складывающейся ситуации, умение гибко и творчески подходить к ее разрешению, самостоятельно и ответственно принимать адекватные решения - определяют новый социальный заказ на подготовку кадров в системе высшего образования.

Профессиональное знание как основа профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении представлено, прежде всего, общественными, технологическими дисциплинами и дисциплинами, определяющими профиль факультета. Это знание, включенное в познавательную деятельность будущего специалиста, составляет ее предмет.

Преобразование объекта в предмет и дальнейшее его изучение реализуются в познавательном цикле. Благодаря данному циклу происходит изменение (приобретение новых способностей) студента как субъекта учебно-познавательной деятельности, т.е. появляются новые способы работы с научными понятиями и реальными объектами. Тем самым студент (будущий специалист) меняет себя и свое мышление.

От выбора целей профессионального образования зависят содержание, методы и средства обучения студентов.

Результатом построения системы педагогических целей, к которым традиционно относятся нормативные государственные (определяющиеся в государственных образовательных стандартах), общественные (потребности и запросы общества), инициативные (разрабатываются преподавателями), будет создание модели (профиля) специалиста. В основе ее содержания лежит, в основном, квалификационная характеристика, в которой изложена система требований (знания, умения, личные качества) к специалисту, занимающему данное рабочее место в системе производства. На основе этой модели строится план подготовки будущего специалиста в вузе.

В своей работе Н.Ф. Талызина с соавт. предлагают «перейти от модели специалиста к модели его подготовки» [6]. Первым шагом в таком переходе будут выделение и описание типовых задач, которые студенту, будущему специалисту, придется решать, приступив к своей профессиональной деятельности. Иерархия типовых задач также является иерархией целей высшего образования:

1. Верхнюю ступень занимают задачи, решать которые должны уметь все специалисты, независимо от рода деятельности, страны проживания, по-другому их можно назвать «задачами века»: задачи непрерывного послевузовского образования (эффективный поиск, анализ и хранение информации и т.д.); экологические задачи (сведение к минимуму негативных воздействий на природу производственной и другой деятельности людей и т.д.); задачи, вытекающие из коллективного характера большинства видов современной деятельности (планирование и организация совместной деятельности, налаживание контактов с другими членами коллектива и т.д.).

2. Этот уровень образуют задачи, специфичные для конкретной страны, республики: задачи, связанные с развитием рыночных отношений (проведение маркетинга, поиск партнеров, реклама услуг и товаров и т.д.); задачи, связанные с производством, управлением и экономикой; задачи, связанные с проблемами межнациональных отношений (учет национальных традиций, лабильность в отношениях с лицами разных национальностей и т.д.).

3. Собственно профессиональные задачи, которые можно разделить на три типа: исследовательские (умение планировать и проводить исследования в собственной сфере деятельности); практические (получение конкретного результата - создание информационной системы и т.п.); педагогические (преподавание соответствующих дисциплин в вузе). Каждый из этих типов задач требует специфических профессиональных знаний.

На основе анализа этих типов задач и с учетом изменения их характера во время обучения студентов строят модель деятельности специалиста.

Целью профессиональной подготовки в вузе является формирование у студентов готовности выполнять целостную профессиональную деятельность, которая, кроме знаниевого компонента, объединяется единством интеллектуального, ценностно-ориентационного и эмоционального развития личности. Целостность профессиональной деятельности связана с разрешением в процессе профессиональной подготовки поэлементного, дискретного изучения учебного материала и целостного, интегративного, системного их использования; отдельных учебных ситуаций и целостных качеств личности профессионала, которые должны сформироваться в процессе обучения в вузе.

Подготовка кадров в вузе, как правило, сосредоточена на вооружении их знаниями. Современный подход больше направлен на творческую работу со знанием, т.е. студент должен овладеть знанием и работать с ним. Для того чтобы будущий специалист был адаптирован к работе со сложными системами, он должен владеть рядом интеллектуальных операций, которые будут помогать ему создавать собственные модели творческого поиска [4].

Необходимо учить студентов таким видам сложной мыслительной деятельности, как, например, организация знаний, целеполагание, проблемати-зация, систематизация и др. (Г.П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко).

Таким образом, система профессионального образования в высшей школе должна соответствовать современным требованиям общества, а будущий специалист должен иметь высокую методологическую культуру, когда сфор-мированность профессионального мышления является значимым показателем его компетентности и конкурентоспособности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С. 184-185.

2. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швие-са, 1984. 169 с.

3. Куони Е.Ю., Ахметвалиева М.Г. Исследование творческих педагогических способностей у студентов биологических специальностей // Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2009. С. 226-233.

4. Лукьянова М.И. Формирование педагогического мышления у студентов классического университета. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 282 с.

5. Соколова М.В. Образование - одна из главных функций воспроизводства социальных институтов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2007. № 2(7). С. 86-89.

6. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987. 231 с.

ГАВРИЛОВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА. См. с. 119.

УДК 37.011.31 - 051 - 021.412:811.512.111] - 021.412 ББК Ч426.819=635.1

А.П. ИГНАТЬЕВА

ТВОРЧЕСКАЯ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: компетентность, традиции, личность учителя, народная педагогика. Творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка рассмотрена во взаимосвязи с возрождением национальной культуры, сохранением самобытности и духовности родного народа, использованием этнопедагогических идей в социализации детей и подростков.

A.P. IGNATYEVA

CREATIVE ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE AS A SYSTEM PERSONAL GUALITY

OF A CHUVASH TEACHER

Key words: competence, tradition, teacher's personality, folk pedagogic.

In the given article creative and ethnopedagogical competence of the Chuvash language teacher is considered to be in the interrelation with the regeneration of the national culture to preserve the unigueness and spiritual nature of the native people and with the application of the ethnopedagogical ideas in the socialization of children and teenagers.

В период глубокого духовного кризиса современное общество пытается найти выход в возрождении забытого народного опыта, народных знаний, в попытке отыскать их истоки. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно», - пишет Г.Н. Волков, - без наших корней, без этнической духовности -пустота, вакуум, пустыня в душе» [1. С. 68]. Обращение к национально-культурным корням - путь формирования позитивной идентичности своей национальной общности, национального достоинства и самоуважения.

В связи с этим возникает необходимость возрождения в школах народного опыта на основе творческой и этнопедагогической подготовки педагогических кадров. В освоении подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и в воспитании национального достоинства, уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей особое значение имеет творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка.

«Воспитание национального достоинства составляет фундамент нравственного совершенствования личности», - указывал Г.Н. Волков [2. С. 26]. Это достоинство формируется через народную сказку, песню, танец, которые не только повторяются и передаются из поколения в поколение, но и создаются в тради-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.