Научная статья на тему 'Этнопедагогическая подготовка в системе высшего медицинского образования'

Этнопедагогическая подготовка в системе высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ETHNOPEDAGOGICAL PREPARATION / ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE / ETHNOPEDAGOGICAL KNOWLEDGE / FOLK PEDAGOGY / ETHNOPEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Анатольевна

Изучение народной педагогики предполагает существенное расширение и углубление знаний будущих медицинских работников в области медико-профилактичес­кой и коммуникативной деятельности с населением. Широкая и прочная научная база этнопедагогического образования важна для формирования самостоятельно мыслящего, свободно действующего человека с развитым чувством национального и человеческого достоинства, для становления и развития этнопедагогической культуры специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL PREPARATION IN HIGHER MEDICAL EDUCATION

The study of folk pedagogy supposes a considerable extension and broadening future health professionals’ knowledge in preventive healthcare activities and communicating with the public. Broad and sound scientific base of ethnopedagogical education is important for the formation of self-thinking, freely acting person with a strong sense of national and human dignity, in general, for the establishment and development of ethnopedagogical culture of a specialist.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая подготовка в системе высшего медицинского образования»

УДК 378:61]:39

ББК Р11 (2)р30(2)-052.4

Л .А. ПЕТРОВА

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: этнопедагогическая подготовка, этнопедагогическая культура, этнопедагогические знания, народная педагогика, этнопедагогика, этнопедагоги-ческое сознание.

Изучение народной педагогики предполагает существенное расширение и углубление знаний будущих медицинских работников в области медико-профилактической и коммуникативной деятельности с населением. Широкая и прочная научная база этнопедагогического образования важна для формирования самостоятельно мыслящего, свободно действующего человека с развитым чувством национального и человеческого достоинства, для становления и развития этнопедагогической культуры специалиста.

L.A. PETROVA

ETHNOPEDAGOGICAL PREPARATION IN HIGHER MEDICAL EDUCATION

Key words: ethnopedagogical preparation, ethnopedagogical culture, ethnopedagogical knowledge, folk pedagogy, ethnopedagogics, ethnopedagogical consciousness.

The study of folk pedagogy supposes a considerable extension and broadening future health professionals’ knowledge in preventive healthcare activities and communicating with the public. Broad and sound scientific base of ethnopedagogical education is important for the formation of self-thinking, freely acting person with a strong sense of national and human dignity, in general, for the establishment and development of ethnopedagogical culture of a specialist.

Переход медицинской теории и практики на новые принципы организации системы здравоохранения, основанного на предупреждении болезней и активном включении самого пациента в профилактическую деятельность и процесс формирования здоровьесохраняющей культуры поведения, вызвали необходимость подготовки медицинских работников, обладающих широкими профессиональными качествами, причем не только собственно медицинскими и психологическими [3], но и педагогическими знаниями [5].

В деятельности медицинских работников сегодня на первый план выдвигаются задачи формирования здорового образа жизни, что немыслимо без владения навыками психологического взаимодействия [4]. При этом содержание и формы такого взаимодействия во многом определяются социальнокультурными особенностями народов, населяющих данную территорию, которые отличается своими традициями и обычаями [1]. В этих условиях в профессиональной деятельности медицинских работников актуализируются эт-нопедагогические аспекты взаимодействия с населением [2]. Этнопедагогическая подготовка, а именно формирование этнопедагогической культуры, направлена на профессиональное развитие медицинских работников новой формации, владеющих не только узкопрофессиональными качествами, но и новыми этнопедагогическими подходами и технологиями взаимодействия с населением на основе традиционной педагогической культуры [8]. Более того, формирование культуральной компетентности также способствует формированию более адаптивных навыков совладания со стрессовыми ситуациями [7, 9].

Данная проблема медицинского образования актуальна не только для России. Культуральный и этнопедагогический компонент также включается в систему образовательной подготовки врачей и медицинских работников многих зарубежных стран [10, 11, 12].

Целью данного исследования стали создание и апробирование модели этнопедагогической подготовки студентов медицинских специальностей. Ба-

зой исследования послужил Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Исследованием было охвачено 120 испытуемых (студенты I курса медицинского факультета специальностей «Стоматология» и «Лечебное дело»). В данной работе предложена четырехэтапная логика процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников.

На первом этапе формирования этнопедагогической культуры решались задачи: а) знакомства с особенностями национального менталитета, развития интереса к народной культуре; б) расширения представлений о нравах, традициях, истории и т.д.; в) развития потребности освоения опыта народного воспитания; г) создания установки на овладение системой этнопедагогических знаний.

Как показали результаты исследования, первый этап имеет исключительно большое значение для преодоления имеющего место негативного отношения части студентов к национальной культуре, развития мотивации изучения народной педагогики. На первом этапе для изучения отношения студентов к народной педагогике применялись методы опроса и собеседования. Параллельно студенты изучали материал, призванный возбудить у них интерес к прошлому своего народа, его истории, культуре.

На втором этапе решались следующие задачи: а) углубленное знакомство с основными источниками народного воспитания; б) осознание возможностей их практического применения в процессе врачевания и профилактической деятельности; в) формирование потребности в реализации этнопедагогических знаний в работе с пациентами.

Здесь изучались теория и практика народного воспитания, раскрывались воспитательные возможности различных источников народной педагогики, их традиционное применение и варианты современного использования в воспитании здорового образа жизнедеятельности. В ходе изучения основных пси-холого-педагогических дисциплин актуализировались этнопедагогические знания, что позволяло приблизить теоретические положения к практической реальности. Студенты выполняли практические задания, предполагающие использование различных средств народного воспитания, способствующих свободной коммуникации с обслуживаемым населением.

На третьем этапе решались следующие задачи: а) уточнение и конкретизация этнопедагогической теории; б) формирование этнопедагогической мотивации студентов к педагогической деятельности, обучение умению ставить и решать воспитательно-профилактические задачи с помощью этнопедагогических средств; в) освоение воспитательной сущности различных источников народной педагогики; г) развитие этнопедагогического мышления; д) мотивация самостоятельного поиска применения традиционных средств воспитательного взаимодействия с населением.

На третьем этапе углублялись и конкретизировались этнопедагогические знания. Демонстрировались возможности применения средств народной педагогики в процессе воспитания разновозрастного населения, их в приобщении к нормам и правилам здорового образа жизни, механизмам укрепления здоровья традиционными средствами. Опора на общеобразовательные и профессиональные дисциплины в ходе изучения народной педагогики и этно-педагогики помогала студентам осваивать многовековой опыт народов в современной практике врачевания. Будущие медицинские работники приобщались к научному поиску, осмыслению источников народного педагогического опыта, самостоятельному объяснению их воспитательного смысла.

На четвертом этапе решались следующие задачи: а) превращение этно-педагогики в область научного поиска студента, систематизация его этнопедагогических знаний; б) формирование опыта практического применения

средств народного воспитания в различных ситуациях врачебной деятельности; в) развитие творческих возможностей студентов в сфере применения эт-нопедагогики в процессе взаимодействия с населением.

На этом этапе стимулировалось интенсивное развитие национального самосознания будущих медицинских работников. Учебно-воспитательная деятельность в вузе ориентируется на формирование устойчивой мотивации к освоению этнопедагогической культуры. Происходят активное приобщение к практическому использованию этнопедагогических знаний и выработка опыта систематического применения в медицинской практике. Осваиваются варианты творческого использования обобщенного опыта народного воспитания в процессе врачебно-профилактической деятельности.

Сформулированные задачи и характеристика основных этапов формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников предполагают определение рациональных путей реализации этого многоэтапного процесса. В ходе исследования была апробирована следующая логика процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников:

- обеспечение направленности социально-философских, психолого-пе-дагогических, общепрофессиональных и других учебных курсов на раскрытие потенциала традиционной культуры;

- ориентация учебной и воспитательной работы вуза на развитие у студентов национального самосознания и уважения к историческому опыту народов;

- включение в учебный процесс теоретических учебных курсов, ориентированных на реализацию составляющих этнопедагогической культуры (целевой, содержательной, процессуальной);

- стимулирование деятельности студентов по углублению и расширению этнопедагогических знаний и творческого их применения в рамках спецкурсов, спецсеминаров, научно-исследовательской работы, медицинской практики.

Эффективность разработанной модели этнопедагогической подготовки будущих медицинских работников проверялась в ходе эксперимента с помощью определения соответствующих критериев оценки уровня личностного и профессионального развития. Они представлены в табл. 1.

Таблица 1

Критерии оценки уровня личностного и профессионального развития

Структурные составляющие Уровни проявления Индикаторы (критерии) Критериальные уровни

Этнопедагоги- ческое сознание Знания Отношения Мотивы Самосознание Объем знаний Усвоение Осознание Осмысление Оперирование

Познавательный интерес Безразличное отношение Осознанный интерес Устойчивый интерес

Этнопедагоги- ческое мышление Теоретический Технологический Рефлексивный Теоретическое мышление Технологическое мышление Рефлексивное мышление Поверхностный Сущностный Системный

Этнопедагоги- ческая деятельность (умения) Познавательный Ценностно- ориентационный Практический Умения Интуитивный Репродуктивный Репродуктивно-творческий Творческий

В результате исследования получили данные, характеризующие изменения в уровне этнопедагогической культуры студентов медицинского факультета. Динамика сравнения знаний до и после исследования видна из приведенной ниже табл. 2.

Таблица 2

Уровень знаний о народной педагогике и этнопедагогике у студентов I курса медицинского факультета

Уровни Количественный показатель % показатель

до после до после

Высокий 30 50 25 42

Средний 40 65 33 54

Низкий 50 5 42 4

Общее количество 120 120 100% 100%

Данные показывают, что у студентов повысился интерес к народной педагогике. Особый интерес проявился к народной медицине. У них сложился достаточно устойчивый стиль этнопедагогического сознания и мышления. Они более эффективно использовали этнопедагогический потенциал из различных источников народного воспитания, точнее выявляли их воспитательный и медико-профилактический смысл.

Таким образом, этнопедагогическая подготовка в высшей медицинской школе включает: сообщение системы обобщенных этнопедагогических знаний, развитие мотивов их освоения и углубления; воспитание национального самосознания и усвоение основных черт национального менталитета; создание установки на практическое использование этнопедагогических знаний и обучение их творческому применению.

Литература

1. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 488 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования. 1997. № 2. С. 64-71.

3. Николаев Е.Л. О психологическом подходе к оценке психического здоровья населения // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 16, № 3. С. 38-45.

4. Николаев Е.Л., Орлов Ф.В., Трясугина М.А., Голенков А.В. Медицинская психология в системе вузовской подготовки менеджеров здравоохранения // Медицинская сестра. 2010. № 7. С. 44-47.

5. Петрова Л.А. Становление и развитие этнопедагогической культуры у будущих врачей общей практики в условиях медицинского вуза: метод. указания. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 40 с.

6. Петрова Л.А. Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006.

7. Суслова Е.С., Николаев Е.Л. Психологические механизмы совладания при дезадаптации личности: культуральный аспект // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 366-372.

8. Харитонов М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. Чебоксары: Народная педагогика, 1996. 128 с.

9. Betancourt J.R., Green A.R. Commentary: linking cultural competence training to improved health outcomes: perspectives from the field // Acad. Med. 2010. Vol. 85, № 4, Apr. P. 583-585.

10. Cannon A.J. Delivering culturally competent care in clinical practice: a call to action // J. Natl. Med. Assoc. 2012. Vol. 104, № 1-2, Jan-Feb. Р. 104-107.

11. Dogra N., Reitmanova S., Carter-Pokras O. Teaching cultural diversity: current status in U.K., U.S., and Canadian medical schools // J. Gen. Intern. Med. 2010. Vol. 25, May. Suppl. 2. P. 164-168.

12. Wear D., Zarconi J., Garden R., Jones T. Reflection in/and writing: pedagogy and practice in medical education // Acad. Med. 2012. Vol. 87, № 5, May. P. 603-609.

ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (spla80@yandex.ru).

PETROVA LYUDMILA ANATOLYEVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.