Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущего военного специалиста'

Формирование профессиональной компетентности будущего военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCE / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / THE INTEGRATIVE-DEVELOPMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховский Дмитрий Владимирович

В данной статье рассматривается теоретическое решение проблемы формирования профессиональной компетентности будущего военного специалиста в зависимости от раскрытия базовых понятий с позиций различных наук и реализации принципов, направленных на инновационное развитие системы управления учреждением профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the professional competence of future military specialists

Тheoretical solution to the problem of formation of professional competence of future military specialist is dependent on the disclosure of the basic concepts from the standpoint of various sciences and the principles directed on innovative development management system institution of vocational education is discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущего военного специалиста»

References

1. Bondarev P.B. Development of social competence of students of different ethnic backgrounds in the implementation of conditions educational model of multicultural school. Practicheskaia ethnopsykhologia: actualnye problem i perspectivy razvitia. M .: Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2011. P. 17-18. [in Russian].

2. Zimnya I.A. Key competencies as effectively-targeted basis of the competence approach in education. M., Issledovatelkii tsentrproblemkachestvapodgotovki spetsialistov, 2004. P. 40. [in Russian].

3. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Research: Contents and Presentation of Results. - Chelyabinsk: Izd-vo RBIU, 2010. [in Russian]

4. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for "Intelligence". American Psychologist, 1973. Vol. 28 1. P. 1-14.

Сведения об авторе: Моисеева Елена Викторовна,

ст. преподаватель, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, факультет социального образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. Ктай: mev64@inbox.ru

Information about the authors: Moiseeva Elena Viktorovna,

Senior Lecturer

Department of Social Work, Pedagogy

and Psychology,

Faculty of Social Education

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: mev64@inbox.ru

УДК 378 ББК 74.480

Д.В. Ольховский

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В данной статье рассматривается теоретическое решение проблемы формирования профессиональной компетентности будущего военного специалиста в зависимости от раскрытия базовых понятий с позиций различных наук и реализации принципов, направленных на инновационное развитие системы управления учреждением профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее учебное заведение, интегративно-развивающий подход.

D. V. Olkhovsky

FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS

Theoretical solution to the problem of formation of professional competence of future military specialist is dependent on the disclosure of the basic concepts from the standpoint of various sciences and the principles directed on innovative development management system institution of vocational education is discussed.

Key words:professional competence, institution of higher education, the integrative-developmental approach.

Переход системы высшего профессионального образования в России на компетентностью модель выявил ряд специфических для нашей страны проблем. Одной из таких проблем является необходимость встраивания отечественной системы профессионального образования в международное информационное поле без потери собственных достижений в этой области. Эта длительная и кропотливая работа охватывает широкий спектр вопросов - от проектирования систем управления образованием до управления формированием и развитием профессиональных компетенций будущих специалистов. В связи с этим есть четкая необходимость определиться с терминологическими понятиями.

Как верно отмечает Е.В. Короче-ва, современный процесс обучения будущих специалистов не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания субъекта [2]. Выпускники вуза слабо владеют основами педагогической теории и методикой преподавания, не являются трансляторами инновационных педагогических идей, накопленных в сфере профессионального образования. Это существенно ограничивает перенос полученных знаний и практических умений в профессиональную деятельность специалиста.

Сложившееся положение требует разрешения ряда основных противоречий, которые характеризуются: объективной потребностью современного общества в специалистах-инструкторах с высоким уровнем управленческой компетентности и недостаточной разработанностью профессионально значимых качеств, формируемых у выпускников военных учебных заведений; устоявшейся системой подготовки выпускников военных учреждений, ориентированной на значительный объем знаниевой компоненты и необходимым переходом к компе-тентностному подходу, позиционирующему личностное развитие специалиста в управленческой деятельности.

Основным фактором, необходимым для эффективных преобразований является переход на компетентностную модель образования, в процессе которого социальное управление перестает быть вмешательством в исторический процесс методом проб и ошибок или организованным насилием на основе «коллективных решений». Вместе с тем внедрение новых образовательных стандартов требует таких организационных форм, которые гармонизируют богатейший спектр инноваций, позволяющих не только планировать процесс формирования компетенций у будущего специалиста, но и переосмыслить статус руководителя как познающего и действующего субъекта [3].

Базовые понятия, обсуждаемые в данной статье, «формирование» и «компетентность» изучаются нами в широком философском, социологическом, педагогическом, психологическом и деятельностном контексте. Так, например, на основании разных критериев выделяются и характеризуются такие виды деятельности, как индивидуальная и коллективная, трудовая и инновационная, мотивационная и ценностно-ориентированная, а также - управленческая, творческая и продуктивная. При этом проблемная область, изучаемого нами явления, характеризуется противоречием между темпами инновационного развития образования и темпами развития профессиональной компетентности значительной части обучающихся как неадекватными динамике инновационного развития образования и социальным ожиданиям общества.

Для решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-инструктора, с точки зрения педагогической теории, необходимо делать опору на ряд принципов [1].

Мотивационный принцип - это потребность и готовность специалиста встать на путь инновационного развития

го

Ь

га ф

с

о

о

X

X

ф

о ш

ф л

ь

о

X IX

ф

I-

ф

с

о

о

X .0

с; го

X

о ^

о

о ф

-&

о ^

с

X

го ей о

о 0

а о ш о

X .0 с; О

Ш

образовательного процесса не только в отдельно взятой группе.

Концептуальный принцип - прежде всего развитие должно начинаться с изменения исходных принципов, задающих стиль и определяющих характер управления. Применительно к системе высшего военного образования это означает отказ от техноцентристских и эко-номоцентристских концепций в пользу личностно ориентированной концепции, то есть в пользу человекоцентрист-ской концепции.

Системный принцип, реализация которого связана с развитием профессиональной компетентности специалиста-инструктора, а также логикой и содержанием процессов инновационного развития образования как целого, а не усовершенствованием отдельных его сторон.

На наш взгляд, наиболее плодотворным в реализации данных принципов является интегративно-развивающий подход, в котором соблюдается диалектика преобразования уровня «обученности» в уровень «профессиональной культуры». В русле такой логики уровень «обучен-ности» будет соответствовать эмпирическому эталону профессиональной компетентности специалиста-инструктора, а уровень «профессиональной культуры» - теоретическому эталону, в котором «надситуативная» профессиональная активность выходит на уровень самореализации или уровень механизма «самоменеджмента» (самодеятельности, самоорганизации, управления самим собой).

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста-инструктора в нашем исследовании осуществляется с опорой на Концепцию развития вооруженных сил России и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. При этом возможность перехода от одного уровня профессиональной компетентности к другому обеспечивается механизмами, которые идентифицируются с базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, обусловленными введением в действие данной Концепции: механизм проектирования содер-

жания профессионального образования; аттестационный механизм, согласно которому исследовательская деятельность будущего специалиста становится профессионально значимой, механизмами стандартизации профессиональных качеств специалиста-инструктора [4].

Для реализации технологии формирования профессиональной компетентности в качестве «условий эффективности» необходимо выделить четыре группы ключевых условий:

а) установка на освоение профессиональной компетентности;

б) организация деятельности;

в) погружение в «поток информации» инновационного развития образовательного процесса;

г) контроль, диагностика достижений и ограничений развития.

Для подтверждения достоверности и корректности педагогической технологии управления процессом формирования профессиональной компетентности используют, как правило, традиционный способ сравнения и последующей проверки результатов, полученных как минимум по двум независимым методикам измерения: эталонной и экспериментальной. При этом нами в качестве независимой переменной был выбран содержательный уровень направленности педагогической технологии управления процессом формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, а в качестве зависимой - достигнутый уровень профессиональной компетентности в результате реализации программ педагогического управления [4].

Полученные результаты проверки с использованием безмашинных опросников в сочетании с интервью свидетельствуют о возможности интерпретации стартового уровня профессиональных качеств личности, или (в нашей терминологии) «эмпирического эталона» профессиональной компетентности, характеризующего среднестатистический уровень фактической подготовленности к профессиональной деятельности. Суждения экспертов распределились следующим образом (табл. 1).

№ Критерии оценки профессиональной Оценочный

компетентности признак, %

1 Позволяет себе не перенапрягаться на работе 42

2 Ему очень не нравится, когда он не популярен 39

3 Люди видят, что он небрежно относится к себе 61

4 Похоже, он не получает удовольствия от преодоления трудностей на работе 78

5 Несистемно подходит к решению проблем 62

6 Выработка идей часто дается с трудом 39

7 Не прибегает к помощи других при решении проблем 54

8 Сделав ошибку, становится явно раздраженным и огорченным 76

9 Придерживается взглядов, которые коллеги не принимают

во внимание 41

10 Часто не проявляет должной настойчивости 43

11 Плохо показывает себя на заседаниях 40

12 Не умеет слушать 41

13 По-видимому, не пользуется полной поддержкой подчиненных 62

14 Не умеет делегировать полномочия 53

15 Действует так, как будто за обучение подчиненных отвечает

кто-то другой 47

16 Придерживается точки зрения, что руководитель

должен быть лидером для подчиненных во всех случаях жизни 48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное исследование показало, что формирование профессиональной компетентности протекает эффективно и процесс становится управляемым, если это формирование осуществляется в соответствии с программой развития знаний и видов деятельности, сформированной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Для проведения дальнейшего исследования большой интерес представляет анализ данных самооценки управленческой компетентности специалистов-инструкторов. На основе критериально-оценочной матрицы и достаточно большого перечня профессионально значимых качеств, необходимых для успешной реализации педагогической деятельности, экспертами были выделены следующие наиболее приоритетные качества (табл. 2).

Материалы табл. 2 показывают, что наиболее значимыми респонденты называют такие качества, как трудолюбие

(74,9 % определяют его значимость высоким баллом и только 9,6 % низким). При этом отметим, что большая часть специалистов-инструкторов, прошедших собеседование, считают именно это качество приоритетным. Рядом с трудолюбием занимает место общительность (70,8 % респондентов считают ее профессиональную значимость высокой и только 11,3 % - низкой). Далее следуют такие качества, как выдержка (68,7 %), самообладание (69,1 %), наблюдательность (66,9 %). Невысокий уровень значимости у качества «находчивость» (37,2 % опрашиваемых оценивают ее значимость высоким баллом, а 42,4 % -низким). Низко котируется искренность: только 38,8 % респондентов придают ей высокую значимость в достижении положительного эффекта управления образовательным процессом, а 46,1 % опрашиваемых не придают ей существенного значения в достижении положительного эффекта в формировании управленческой культуры.

га

Ь

га ф

с

о

о

X

X

ф

о ш

Табл. 2. Самооценка профессионально значимых качеств для эффективного управления образовательным процессом учреждения высшего профессионального образования

№ Профессионально значимые качества специалиста-инструктора Уровень значимости профессиональных качеств для эффективного управления образовательным процессом

высокий (4-5 баллов) низкий (2-3 балла)

1 Волевая активность 62,0 18,6

2 Общительность 70,8 11,3

3 Тактичность 61,8 23,4

4 Выдержка 68,7 16,0

5 Эмоциональность 55,9 30,1

6 Находчивость 37,2 42,4

7 Наблюдательность 66,9 27,1

8 Трудолюбие 74,9 9,6

9 Самообладание 69,1 13,9

10 Искренность 38,8 46,1

Приоритетными признаками формирования управленческой компетентности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки являются способности: обеспечивать ценностное целеполагание, опережающее планирование, прогнозирование результатов

деятельности, корпоративное принятие решений и рефлексия управленческой деятельности. В совокупности эти профессионально значимые качества личности являются важным фактором формирования управленческой компетентности будущего специалиста.

Библиографический список

1. Величкин, Г.И. Педагогические условия воспитания профком-петентности: системный подход [Текст] / Г.И. Величкин // Методические рекомендации. - Челябинск: УралГУФК, 2006. - 34 с.

2. Корочева, Е.В. Развитие управленческой компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Корочева. - Екатеринбург, 2008. - 26 с.

3. Николаев, Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры [Текст] / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры, 2007. - № 10. - С. 59-64.

4. Виноградов, С.А. Развитие профессиональной компетентности руководителя учреждения физкультурного образования [Текст] / С.А. Виноградов, А.А. Найн, С.И. Селещук // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2012. - № 1. -(22). - С. 93-96.

Referencеs

1. Velichkin, I. G. Pedagogical conditions of education of the professional competence: a systematic approach. Chelyabinsk: UralGUFK, 2006. P. 34. [in Russian]

2. Koricheva, E. V. The Development of managerial competence of the teacher of further education : Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Ekaterinburg, 2008. P. 26. [in Russian]

3. Nikolaev, Yu. M. On the change of paradigms of theoretical knowledge in the sphere of physical culture. Teoria ipractika fizicheskoi kultury, 2007. No. 10. P. 59-64. [in Russian]

4. Vinogradov, S.A., Nein A.A., Salesuk S.I. Development of professional competence of head of the institution physical education. Pedagogiko-psykhologicheskie i medico-biologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta, 2012. № 1. (22). P. 93-96.

Сведения об авторе:

Ольховский Дмитрий Владимирович,

преподаватель 23 кафедры боевого применения автоматизированных систем управления,

ФКГО УВПО Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны

Российской Федерации (филиал г. Челябинск). Ктай: dimon_od_kpv@mail.ru

Iformation about the author: Olkhovsky Dmitry Vladimirovich,

Lecturer of the 23 Department of Combat Use of Automated Control Systems, FKGS, UITO Military Air Force educational scientific center 'Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin"

the Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk branch) Chelyabinsk, Russia. E-mail: dimon_od_kpv@mail.ru

УДК 378:371 ББК 74.480:74.65

Е.В. Попова

ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Статья посвящена проблеме формирования этнопедагогической компетентности будущих психологов; представляет теоретическое обоснование и экспериментальное исследование детерминант этнопедагогической компетентности будущих психологов образования.

Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, профессиональная подготовка психологов образования, детерминанты этнопедагогической компетентности, толерантность, этническая идентичность.

E.V. Popova

DETERMINANTS OF PSYCHOLOGISTS' THNOPEDAGOGICAL COMPETENCE

The problem forming the psychologists' ethnopedagogical competence is discussed. Theoretical ground and experimental research of prospective education psychologists' ethnopedagogical competence determinants are presented.

Key words: ethnopedagogical competence, professional training of education psychologists, determinants of ethnopedagogical competence, tolerance, ethnic identity.

Одна из острейших проблем современного общества - межнациональные противостояния, масштаб которых различен: от войн между государствами до конфликтов на этнической почве в детских и молодежных коллективах. Образование, являясь важнейшим социальным институтом, не может оставаться в

стороне от решения данных вопросов.

Отечественная педагогическая наука за последние два десятилетия накопила значительный теоретический и практический опыт в решении проблем, связанных с обучением и воспитанием в поликультурной образовательной среде. В числе основных направлений

ей о

о ^

о

X S

о с

г

ю

ф

I-

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.