Научная статья на тему 'Детерминанты этнопедагогической компетентности будущих психологов'

Детерминанты этнопедагогической компетентности будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING OF EDUCATION PSYCHOLOGISTS / DETERMINANTS OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / TOLERANCE / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Евгения Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования этнопедагогической компетентности будущих психологов; представляет теоретическое обоснование и экспериментальное исследование детерминант этнопедагогической компетентности будущих психологов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of psychologists’ thnopedagogical competence

The problem forming the psychologists’ ethnopedagogical competence is discussed. Theoretical ground and experimental research of prospective education psychologists’ ethnopedagogical competence determinants are presented.

Текст научной работы на тему «Детерминанты этнопедагогической компетентности будущих психологов»

Сведения об авторе:

Ольховский Дмитрий Владимирович,

преподаватель 23 кафедры боевого применения автоматизированных систем управления,

ФКГО УВПО Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны

Российской Федерации (филиал г. Челябинск). &mail: dimon_od_kpv@mail.ru

Iformation about the author: Olkhovsky Dmitry Vladimirovich,

Lecturer of the 23 Department of Combat Use of Automated Control Systems, FKGS, UITO Military Air Force educational scientific center 'Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin"

the Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk branch) Chelyabinsk, Russia. E-mail: dimon_od_kpv@mail.ru

УДК 378:371 ББК 74.480:74.65

Е.В. Попова

детерминанты этыопедагогическои компетентности будущих психологов

Статья посвящена проблеме формирования этнопедагогической компетентности будущих психологов; представляет теоретическое обоснование и экспериментальное исследование детерминант этнопедагогической компетентности будущих психологов образования.

Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, профессиональная подготовка психологов образования, детерминанты этнопедагогической компетентности, толерантность, этническая идентичность.

E.V. Popova

determinants of psychologists' thnopedagogical competence

The problem forming the psychologists' ethnopedagogical competence is discussed. Theoretical ground and experimental research of prospective education psychologists' ethnopedagogical competence determinants are presented.

Key words: ethnopedagogical competence, professional training of education psychologists, determinants of ethnopedagogical competence, tolerance, ethnic identity.

Одна из острейших проблем современного общества - межнациональные противостояния, масштаб которых различен: от войн между государствами до конфликтов на этнической почве в детских и молодежных коллективах. Образование, являясь важнейшим социальным институтом, не может оставаться в

стороне от решения данных вопросов.

Отечественная педагогическая наука за последние два десятилетия накопила значительный теоретический и практический опыт в решении проблем, связанных с обучением и воспитанием в поликультурной образовательной среде. В числе основных направлений

ей о

о ^

о

X S

о с

г

ю

ф

I-

ф

го ш о с о 1=

т и]

научно-педагогических исследований можно назвать следующие: поликультурное образование и воспитание (С.Г. Ай-вазова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.И. Матис и др.); этнокультурный подход в профессиональном образовании (Г.Н. Волков, Е.Л. Жирков, В.К. Шаповалов и др.); этнопедагогическая подготовка учителей (Д.И. Латышина, В.А. Николаев, М.Г. Харитонов и др.); этнопсихологический аспект межличностных отношений (И.И. Афанасьев, В.Г. Крысь-ко, Л.Д. Кузмицкайте, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.); этническая культура в системе образования (У.Л. Матназаров, Э.Л. Сокольникова, Г.Ф. Хасанова, З.Б. Цаллагова и др.).

Но множество проблем, возникающих сегодня в поликультурной образовательной среде, невозможно решить без участия специалистов-психологов, обладающих глубокой теоретической подготовкой, широкой гуманитарной эрудицией и свободно владеющих практическими умениями и навыками. Именно психолог образования, обладающий соответствующими компетенциями, может и должен оказывать помощь педагогам в решении проблем межэтнического взаимодействия всех субъектов образования.

Исследование, целью которого являлись теоретическое обоснование и экспериментальная проверка детерминант этнопедагогической компетентности будущих психологов образования, проводилось нами на базе факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В исследовании принимали участие студенты 3-4 курсов факультета психологии в количестве 64 человек.

Мы разделяем мнение исследователей (Г.Н. Волков [2], В.Н. Гуров [3], А.Н. Джуринский [4], С.Н. Федорова [9] и др.), которые считают, что этнопедагогическую компетентность необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это этнокультурная компетентность, то есть совокупность знаний, представлений о других народах. Во-вторых, это собствен-

но этнопедагогическая компетентность, включающая в себя знание педагогом национально-психологических особенностей детей и специфики их воспитания в этнической семье, умение организовать педагогический процесс и педагогическое общение с учетом этих особенностей и конкретного этнокультурного контекста развития ребенка.

В решении задач, связанных с учетом национальной психологии ребенка, этнических особенностей семейного воспитания, межнациональных взаимоотношений в детском коллективе, значительную помощь и поддержку педагогу может и должен оказывать психолог. В связи с этим мы считаем необходимым определить понятие «этнопедагогическая компетентность психолога».

При разработке проблемы формирования этнопедагогической компетентности психолога мы опирались на понимание профессиональной компетентности, выработанное в научной школе В.А. Сластенина [7], где профессиональная компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность.

На основе теоретического изучения научных исследований в области этнопе-дагогической компетентности, а также работ, связанных с профессиональной подготовкой психологов образования [5; 6 и др.], считаем возможным так определить понятие этнопедагогической компетентности будущего психолога: это инте-гративное качество личности, включающее в себя когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты и определяющее готовность будущего психолога к осуществлению профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной среде.

В таблице 1 представлена характеристика основных компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, дея-тельностного) этнопедагогической компетентности психологов образования.

Табл. 1. Содержание компонентов этнопедагогической компетентности

психолога образования

Компонент Содержание компонента

Когнитивный Знание содержательной характеристики понятия «этнопедагогическая компетентность», знание этнопсихологических особенностей различных этнических групп, знание закономерностей формирования этнической идентичности ребенка на разных возрастных этапах, знание этнических особенностей семейного воспитания, знание психолого-педагогических условий формирования этнической толерантности детей и педагогов

Мотивационно-ценностный Готовность к усвоению и использованию этнопедагогических знаний и опыта, ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности и желание, готовность ее реализовывать в профессиональной деятельности

Деятельностный Умение диагностировать этнопедагогическую проблему и определять стратегию ее решения, умения межкультурной коммуникации, умение аргументировать и осуществлять психолого-педагогический анализ процесса обучения с позиций этнопедагогического подхода, умение видеть проявление этнических особенностей и факторов развития личности, умение учитывать их при организации воспитания и обучения, умение осуществлять профилактику конфликтов на межнациональной почве в детской и подростковой среде

Исследуя проблему становления этнопедагогической компетентности будущего психолога, изучая научную литературу и проводя собственные наблюдения, мы пришли к следующим выводам: с одной стороны, данное качество (особенно его мотивационно-ценностный компонент) более успешно формируется при наличии у человека определенных личностных свойств, а с другой, не может быть сформировано на достаточном уровне без соответствующей организации педагогического процесса в вузе (это, прежде всего, относится к когнитивному и деятельностному компонентам этнопе-дагогической компетентности). Данные выводы нацелили нас на выявление детерминант этнопедагогической компетентности будущих психологов.

Внутренними детерминантами эт-нопедагогической компетентности будущего психолога мы считаем те качества личности, которые формируются у человека на ранних возрастных этапах, до его вступления в юношеский возраст (и соответственно до начала получения профессионального образования), и при этом обуславливают более высокий уровень сформированности этнопедаго-гической компетентности. К таким качествам относятся, прежде всего, этни-

ческая идентичность и толерантность личности.

Под этнической идентичностью принято понимать осознание, понимание, оценивание, переживание личностью своей принадлежности к этнической общности [8]. Можно выделить два вида этнической идентичности: позитивный и негативный. При позитивной этнической идентичности человек удовлетворен своей принадлежностью к данной этнической общности, гордится своим народом, принимает его ценностные установки. Негативная этническая идентичность, напротив, предполагает отрицание собственной принадлежности к этносу, чувство стыда, предпочтение других групп и народов в качестве референтных.

Позитивная этническая идентичность, характеризующаяся балансом когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, осознанностью и высокой оценкой своей этнической принадлежности, на наш взгляд, способствует формированию этнопедагогической компетентности будущего психолога, являясь одной из внутренних детерминант этого процесса.

Толерантность в рамках основных психологических школ рассматривается

о о о

X s о с

ю

ф

H ф

го m о с о 1=

od Ш

с различных сторон. Так, психоаналитический подход позволяет интерпретировать проявления толерантности-интолерантности в аспекте функционирования психологических защит и копинг-стратегий поведения (З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Когнитивная психология дает основу для понимания таких механизмов формирования и проявления толерантности-интолерантности, как социальная категоризация, социальные установки, социальные стереотипы и атрибуции (Дж. Тернер, Л. Фестин-гер, и др.). Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно-ориентационную и личностно-смысло-вую стороны толерантности (К. Роджерс и др.). Особое внимание уделяется вопросам толерантности в кросс-культурной и этнической психологии (Дж. Берри, Т. Накаяма, Д. Мацумото, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.).

Педагогическая толерантность - одно из важнейших условий безопасности поликультурной образовательной среды, так как, только обладая данным личностным и профессиональным качеством, педагог сможет воспитать его у своих учеников и создать благоприятную психологическую атмосферу для всех участников образовательного процесса независимо от их этнической, половой, религиозной принадлежности, состояния здоровья, внешних особенностей и т.д.

Не менее важна толерантность для психолога. Высокий уровень сформиро-ванности этнической толерантности как одной из важнейших профессиональных характеристик студентов-психологов предполагает единство когнитивного и эмоционально-волевого восприятия полиэтнической среды; осознанность и принятие собственной этнической принадлежности; способность воспринимать и грамотно интерпретировать необходимую этнокультурную информацию; отношение к другому человеку как к ценности; способность осуществлять выбор линий поведения в поликультурном пространстве.

По причине того, что формирование толерантности как качества личности и этнической толерантности - в частно-

сти - начинается в раннем детстве [1], и к моменту получения человеком профессионального образования толерантность уже находится на определенном уровне сформированности, мы считаем возможным рассматривать этническую толерантность в качестве еще одной внутренней детерминанты этнопедагогической компетентности будущего психолога.

С учетом сложности и многокомпо-нентности исследуемого качества, внутренних детерминант оказывается недостаточно для того чтобы на их основе сформировалась этнопедагогическая компетентность. Ее формирование становится возможным только при условии целенаправленной этнопедагогической подготовки будущего психолога в педагогическом вузе. Именно это условие мы считаем внешней детерминантой этнопедагогической компетентности будущего психолога. Для того чтобы подтвердить (или опровергнуть) данное предположение, нами была разработана программа формирования исследуемой компетентности.

Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было определение исходного уровня внутренних детерминант этнопедагогической компетентности будущих психологов (этнической идентичности и толерантности), а также изучение уровня сформированности изучаемой компетентности. Для достижения цели мы использовали эмпирические методы: наблюдение, метод экспертных оценок, метод незаконченных предложений; психодиагностические методики: «Диагностика типов этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); метод математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

С помощью методики «Диагностика типов этнической идентичности» мы получили следующие результаты: этно-нигилизм отмечается у 4 чел. (6,25 %), этническая индифферентность - 22 чел. (34,4 %), норма (позитивная этническая идентичность) - 24 чел. (37,5 %). У семи испытуемых обнаружились смешанные

типы идентичности (количество баллов по разным шкалам было одинаково или с разницей в 1 балл): этнонигилизм / этническая индифферентность - 4 чел. (6,25 %), позитивная этническая идентичность / этническая индифферентность - 10 чел. (15,6 %). С помощью методики «Индекс толерантности» мы получили следующие результаты: низкий уровень толерантности имеют 10 чел. (15,6 %), средний уровень толерантности - 32 чел. (50 %), высокий уровень толерантности - 22 чел. (34,4 %).

Затем мы приступили к диагностике уровня сформированности этнопе-дагогической компетентности испытуемых. Каждый компонент оценивался отдельно с помощью соответствующих методов: когнитивный - при помощи тестирования знаний по этнопедагогике, мотивационно-ценностный - при помощи метода незаконченных положений и метода ранжирования, деятельност-ный - при помощи решения психолого-педагогических ситуаций и задач с эт-нопедагогическим содержанием. Кроме того, для оценки всех компонентов мы использовали метод экспертной оценки.

Мы получили следующие результаты: наиболее сформированным у испытуемых являетсямотивационно-ценностный компонент, что свидетельствует о достаточно высоком уровне готовности будущих психологов к формированию этно-педагогической компетентности; в меньшей степени сформирован когнитивный компонент; самый низкий уровень имеет деятельностный компонент.

Далее перед нами стояла задача выявления взаимосвязи между уровнями сформированности этнопедагогиче-ской компетентности у респондентов и сформированностью предполагаемых внутренних детерминант - этнической идентичности и этнической толерантности. Для этого мы использовали метод математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В итоге мы получили следующие результаты. Между уровнем этнической идентичности и мотивационно-ценностным компонентом этнопедагогической компетентности существует значимая кор-

реляционная связь (г = 0,473 при пороговом значении 0,36). Также значима корреляция между уровнем этнической идентичности и когнитивным компонентом (rs = 0,453). Между уровнем этнической идентичности и деятельностным компонентом этнопедагогической компетентности корреляционная связь отсутствует (rs = 0,265).

Уровень сформированности толерантности коррелирует только с одним из трех компонентов этнопедагогиче-ской компетентности - мотивационным (rs= 0.681). С когнитивным и деятель-ностным компонентами корреляционная связь не подтвердилась (rs = 0.344 и rs = 0.235 соответственно).

Таким образом, констатирующий этап экспериментальной работы частично подтвердил нашу гипотезу о том, что внутренними детерминантами этнопе-дагогической компетентности будущих психологов являются этническая идентичность и толерантность личности.

На следующем - формирующем - этапе экспериментального исследования нами была реализована (в экспериментальной группе студентов) программа целенаправленной этнопедагогической подготовки будущих психологов (внешняя детерминанта). За основу данной программы мы взяли авторский курс «Этно-педагогика», разработанный специально для бакалавров факультета психологии. Цель курса - сформировать у студентов этнопедагогическую компетентность. Основными задачами курса являются:

• формирование знаний об этнопе-дагогике как отдельной отрасли педагогической науки, об особенностях воспитательных традиций разных народов;

• формирование познавательной мотивации в области этнопедагогики, готовности к получению и применению в профессиональной деятельности этно-педагогических знаний;

• формирование умений, необходимых будущему психологу для профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде.

Программа курса рассчитана на 54 часа и включает следующие формы и методы обучения: лекционные и

о о о

X s о с

ю

ф

H ф

d

семинарские занятия; коллективная, групповая и индивидуальная работа студентов; аудиторная и самостоятельная работа; проблемные дискуссии, ролевые игры, решение психолого-педагогических задач, выполнение творческих работ.

По окончании формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности этнопедагогической компетентности в экспериментальной и контрольной группах, результаты которой позволили подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу (для подтверждения

достоверности результатов применялся метод математической статистики -Т-критерий Вилкоксона). Действительно, этническая идентичность и толерантность личности являются внутренними детерминантами этнопедагогической компетентности будущих психологов, оказывая, прежде всего, влияние на ее мотивационно-ценностный компонент. А целенаправленная этнопедагогическая подготовка студентов является внешней детерминантой этнопедагогической компетентности будущих психологов, формируя ее деятельностный и когнитивный компоненты.

Библиографический список

1. Бондырева, С.К. Толерантность [Текст]: (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Коле-сов. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2011. - 239 с.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.

3. Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 240 с.

4. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире [Текст] / А.Н. Джурин-ский. - М.: Прометей, 2009. - 72 с.

5. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция [Текст]: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 184 с.

6. Долгова, В.И. Инновационные технологии деятельности педагога-психолога [Текст]: учебник / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - М.: КДУ, 2009. - 96 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст]: учебник / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

9. Федорова, С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов [Текст]: дис. ...д-ра пед. наук / С.Н. Федорова. - М., 2006. - 528 с.

References

1. Bondyreva S.K. Tolerance. M.; Voronezh: MPSI: MODEK, 2011. [in Russian].

2. Volkov G.N. Ethnopedagogization of integral educational process M.: State. Institute of family and education, 2001. [in Russian].

3. Gurov V.N. The formation of a tolerant personality in a multi-ethnic educational environment. M.: Pedagog-icheskoie obshchestvo Rossii, 2004. [in Russian].

4. Dgurinskiy A.N. Multicultural education in the modern world M.: Prometey, 2009. P.72 [in Russian].

5. Dolgova V.I., Golyeva G.Y. Emotional stability as a key competence. Chelyabinsk: ATOKSO, 2010. [in Russian].

6. Dolgova V.I., Shumakova O.A. Innovative technology of educator-psychologist activity. M.: KDU, 2009. [in Russian].

7. Slastenin V.A Pedagogy. M.: Izdatelskii tsentr 'Akademiya", 2008. [in Russian]

8. Stefanenko T.G. Ethnopsychology. M.: Aspect Press, 2009. [in Russian].

9. Fedorova S.N. The formation of ethno-cultural competence ofprospective teachers: Dis. ... doc of sciences (Pedagogy) M., 2006. [in Russian].

Сведения об авторе: Попова Евгения Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теоретической и прикладной психологии

Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск. &maik zhenez-75@mail.ru

Information about the author: Popova Evgenia Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor

Chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: zhenez-75@mail.ru

УДК 372:371.9 ББК 74.1:74.53

Л.А. Ремезова

мониторинг индивидуальной динамики развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрываются современные подходы к мониторингу индивидуальной динамики развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, мониторинг, развитие, динамика, индивидуализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения зрения, конструктивная деятельность, парциальная программа.

L.A. Remezova

monitoring the dynamics of individual œnstructive activities of preschool children with visual impairments

The current approaches to the monitoring of the individual dynamics of the constructive activity of preschool children with visual impairment in the context of the requirements of the federal state educational standards of preschool education are described.

Key words: federal state educational standard, preschool education, monitoring, development, dynamics, individualization, children with disabilities, visual impairment, constructive activity, partial program.

Сегодня индивидуализация становится глобальным вызовом современному образованию, определяющим необходимость создания организационно-правовых и психолого-педагогических условий для развития каждого ребёнка путём активного использования индивидуальных образовательных моделей. Так в федеральном государственном образовательном стандарте (далее по

тексту - ФГОС) дошкольного образования индивидуализация является одним из основных принципов построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, когда сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образо-

н о о

X .0

H

к ф

ч >s о

X

H

о

X

о

m го

ГО ф х Q. s n ^ s

>s S p

1 та

s x

4 о

i m

s о

1- Ü

X s

s X

2 ^ t о

5 ü p

S 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.