УДК 378:37.014(470.4)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ*
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNOPEDAGOGICAL
COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF THE NATIONAL CUULTURE OF THE MIDDLE VOLGA
В. А. Комелина1, В. К. Кузьмин1, Н. В. Кузьмин1, П. А. Апакаев1, Т. Н. Петрова2
V. A. Komelina1, V. K. Kuzmin1, N. V. Kuzmin1, P. A. Apakaev, T. N. Petrova2
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
2ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье на основе анализа сущности этнопедагогической компетентности будущих педагогов обосновываются педагогические условия ее формирования у студентов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования. Дается краткая характеристика выделенных педагогических условий, особое внимание уделяется вопросам межпредметной интеграции в процессе формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов и описанию интегрированного спецкурса «Основы национальной культуры народов Среднего Поволжья».
Abstract. On the basis of the analysis of the essence of ethnopedagogical competence of future teachers the authors substantiate the pedagogical conditions of its formation among the students of institutions of higher education. The authors also give a brief description of the selected teaching conditions, pay special attention to the interdisciplinary integration in the process of ethnopedagogical competence of future teachers and integrated description of the special course «Fundamentals of the national culture of the peoples of the Middle Volga».
Ключевые слова: компетентность, этнопедагогическая компетентность, педагогические условия.
Keywords: competence, ethnopedagogical competence, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях современной образовательной парадигмы, сформулированной в документах Болонского соглашения, и повсеместного перехода высшего профессионального образования на многоуровневую систему этнопе-дагогика и этнопедагогическое знание должны занять подобающее место в образовательных программах подготовки специалистов на каждом уровне [2].
Современная система образования в обществах с полиэтническим составом населения, которыми издавна были и в результате миграционных процессов становятся многие страны мира, нуждается, по мнению ученых, в грамотных специалистах, носителях собственной национальной культуры, воспринятой во взаимодействии с другими культурами. В связи с этим в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании актуализи-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-16-12006
руется проблема формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога. Поэтому постоянно возрастает значимость этнопедагогической составляющей в профессиональной подготовке современного педагога, ибо образованию принадлежит особая роль в формировании духовно суверенной и социально ответственной личности гражданина поликультурной, полиэтнической страны, опирающейся в своем развитии на духовные традиции предков. Этнопедагогическая компетентность должна рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, что связано с современной социокультурной ситуацией и с особенностями и противоречиями развития многонационального и поликультурного российского гражданского общества [3].
На основе анализа теории и практики профессиональной подготовки будущих педагогов нами выделены противоречия, подтверждающие актуальность проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов:
- между объективной потребностью общества и самих педагогов в повышении качества этнопедагогической подготовки в условиях быстрого развития современной социокультурной среды и существующими традиционными и недостаточно эффективными подходами к осуществлению этой подготовки;
- между значимостью формирования этнопедагогической компетентности как необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.
Решение указанных противоречий мы видим в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса педагогических условий, реализация которых позволит существенно повысить уровень сформированности этнопедагогической компетентности будущих педагогов.
Материал и методика исследований. Нами был использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической, специальной литературы по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение опыта ведущих педагогов страны; анализ учебных программ; анализ результатов учебно-практической деятельности преподавателей и студентов; сравнение; наблюдение; анкетирование.
Материалами исследования послужили целостный педагогический процесс профессиональной подготовки студентов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего профессионального образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки, использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблему профессиональной компетентности педагога, определения ее структурных компонентов изучали А. А. Деркач, И. А. Зимняя, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин; специфику профессионального становления личности педагога, формирования разных видов его профессиональной компетентности исследовали в своих трудах В. П. Бездухов, О. Б. Бигич, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, А. И. Гура, Я. В. Кичук, И. А. Колесникова, В. В. Радул, С. А. Раков, Л. Л. Хоружа и другие ученые. Разные аспекты этнопедагогики освещали
Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, В. С. Кукушин, Н. В. Лысенко, М. Г. Стельмахович, Е. И. Сявавко, А. М. Фролова, М. А. Хайруддинов. На важность этнопедагогической подготовки педагога, формирования у него этнопедагогической культуры обращали внимание М. Г. Харитонов, Г. Н. Волков, Е. П. Жирков, В. А. Иванов, А. В. Кайсарова, М. Б. Кожанова, Л. В. Кузнецова, А. Б. Панькин и др.
Анализ внутренней структуры и внешних системообразующих связей позволяет охарактеризовать этнопедагогическую компетентность будущих педагогов как выражение интегрированности, зрелости и развитости всей системы социально и профессионально значимых личностных качеств и дать ей определение. Этнопедагогическая компетентность педагога - это интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности. Сущность предметной компетентности включает в себя совокупность мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного компонентов, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций [7].
Необходимо отметить, что формирование этнопедагогической компетентности субъекта будет эффективным только в соответствующей образовательной среде, обеспечение которой требует применения особых подходов, создания специальных педагогических условий ввиду специфики педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.
Под педагогическими условиями мы понимаем объективно существующие внешние обстоятельства организации педагогической деятельности, реализующие сознательную активность личности с учетом ее внутренних потребностей и закономерностей развития. При этом необходимо учитывать, что педагогические условия в совокупности должны представлять собой целостную систему диалектически взаимосвязанных научно-педагогических факторов, наличие которых обеспечит позитивную среду для получения самых высоких результатов от использования в учебном процессе тех или иных форм, методов и средств обучения, установления единства обучения и воспитания, интеграции учебной и практической работы обучающихся в рамках целостного педагогического процесса. Одновременно комплексный характер этих условий выступает и как способ оптимизации всего образовательного процесса, и как основа для формирования этнопедагогической компетентности будущих квалифицированных кадров. Оптимизация как выбор системы мер позволяет в свою очередь более эффективно использовать выделенный комплекс педагогических условий.
Анализ различных подходов к определению педагогических условий и их классификаций, нашедших свое отражение в научной литературе, а также результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили теоретически и экспериментально обосновать следующий комплекс педагогических условий эффективного формирования этнопедагогической компетентности студентов, обучающихся по направлению «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение» в условиях высшего профессионального образования:
- обеспечение межпредметной интеграции в процессе формирования этнопедаго-гической компетентности будущих педагогов;
- внедрение в учебный процесс интегрированного спецкурса «Основы национальной культуры народов Среднего Поволжья»;
- применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения;
- осуществление регулярной диагностики уровня сформированности этнопедагоги-ческой компетентности будущих педагогов.
Выделенный комплекс педагогических условий, представляющих собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, позволяет создать позитивную среду для достижения достаточно высокого уровня сформированности этнопедагогиче-ской компетентности будущих педагогов средствами национальной культуры народов Среднего Поволжья.
Рассмотрим их с позиций влияния на результативность формирования этнопедаго-гической компетентности будущих педагогов.
Первое педагогическое условие - обеспечение межпредметной интеграции в процессе формирования этнопедагогической компетентности педагога - подразумевает интеграцию специальных и общепрофессиональных дисциплин в этнопедагогической подготовке педагогов, в процессе которой усваиваются формы, методы и приемы организации данной деятельности.
Нами был проведен анализ учебно-методических программ различных дисциплин профессиональной подготовки педагогов, который позволил выделить некоторые вопросы, касающиеся формирования этнопедагогической компетентности в течение всего периода обучения в университете. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту студенты специальности 050100.62 «Педагогическое образование» изучают следующие дисциплины, в рамках которых может осуществляться подготовка будущего педагога к формированию этнопедагогической компетентности: «Педагогика», «Этнопедагоги-ка», «Психология» (общая, возрастная, педагогическая, этнопедагогическая), «Методика обучения технологии», «Проектные технологии в обучении», «Национальные блюда», «Народные промыслы», «Рукоделие» и др. В результате данного анализа были определены основные векторы межпредметной интеграции (табл. 1).
Таблица 1
Возможности отдельных учебных дисциплин по формированию этнопедагогической компетентности
Наименование дисциплины Элементы, значимые для формирования этнопедагогической компетентности
Педагогические технологии Технология организации проектной деятельности, технология проблемного обучения, технология творческого развития личности
Теория обучения Проблемное обучение, развивающая функция обучения
Общая психология Творчество, воображение, способности и т. д.
Возрастная психология Особенности творческих возможностей детей разных возрастов
Педагогическая психология Психологические основы проблемного обучения, проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Этнопедагогика Особенности средств воспитания и обучения, педагогических приемов и навыков, применяемых с учетом народных традиций и национальной культуры
Методика обучения технологии Особенности методики преподавания предмета «Технологии», общие вопросы методики преподавания различных направлений трудовой подготовки школьников
Проектные технологии в обучении Содержание и функции творческих проектов, методика организации проектной деятельности школьников в образовательной области «Технология»
Основы предпринимательской деятельности и методика обучения основам предпринимательства Особенности методики преподавания предмета, общие вопросы методики преподавания предпринимательской деятельности школьникам
Национальные блюда Представление о национальной кухне народов Поволжья, кухонной утвари, освоение кулинарного наследия предков на лабораторных, практических занятиях
Народные промыслы Представление о народных ремеслах (художественная обработка древесины, металла, ткани и др.)
Рукоделие Особенности национальной вышивки, вязания и др., представление о национальных костюмах народов Поволжья
В процессе преподавания любой учебной дисциплины, раздела, конкретной темы всегда есть возможность привлечения материала из этнопедагогики. Интегративный подход обеспечивает совмещение, взаимоадаптацию и взаимообогащение этих дисциплин, объединенных единой целевой направленностью на формирование этнопедагогической компетентности будущих педагогов [8].
Процесс профессиональной подготовки был также ориентирован на формирование у студентов следующих качеств: осознания своей национальной принадлежности, знания этнопсихологических особенностей народа (менталитета), умения работать в многонациональном ученическом коллективе, понимания значимости возрождения национальной школы, убежденности в необходимости сохранения и передачи этнического наследия подрастающим поколениям.
Выдвигая второе педагогическое условие - внедрение в учебный процесс интегрированного спецкурса «Основы национальной культуры народов Среднего Поволжья», обеспечивающего системообразующую функцию для различных источников формирования этнопедагогической компетентности студентов, - мы исходили из того, что данный спецкурс ориентирован на реализацию междисциплинарного подхода к подготовке будущих педагогов и носит интегрированный характер, что в целом позволяет целенаправленно формировать и совершенствовать этнопедагогическую компетентность будущих специалистов.
К достижению поставленных целей могут вести различные средства, причем как традиционные, так и новые. Одним из главных при этом является национальная культура народов Среднего Поволжья. В национальной культуре любого народа отражаются особенные черты характера и мышления, менталитет, мировоззренческие взгляды, жизненная философия. Эти отличительные черты народа воплощены в его традициях, обычаях, обрядах, устном народном творчестве, а также созданных материальных ценностях [4].
Наука о народной педагогике обогащает опыт этносов по воспитанию подрастающего поколения. Г. Н. Волков в этнопедагогическом осмыслении процесса современного воспитания исходит из непреложной истины: «Все народы - великие педагоги, все великие педагоги - народны». Во многих этнопедагогических исследованиях отмечается, что этнопедагогика является элементом национальной культуры [1].
Современные концепции развития личности педагога, а также региональные подходы к образовательному процессу в учреждениях образования предполагают включение народной культуры в процесс развития студента. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию обучающегося к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.
Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России еще в прошлом столетии. Это не утратило своей значимости и в настоящее время [4].
Народная культура обладает высоким воспитательным потенциалом, открывает обучающимся нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле и др. Это целостная открытая система, ядро которой - идеал нравственного человека [5]. Она воплощена в доступных для учащейся молодежи формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, вышивке, национальных блюдах, кухонной утвари и др. Этот мир очень яркий и поэтому интересен для учащейся молодежи [9].
Опыт народного воспитания подсказывает учителю методы, приемы, принципы воспитания: природосообразность, общественный характер обучения и воспитания, лич-ностно-деятельностный подход, что является основным и в научной педагогике.
Предмет изучения спецкурса позволяет студентам стать активным участником образовательного процесса. Готовить, мастерить, вышивать, играть, участвовать в обрядовых эпизодах - все эти возможности предоставляет изучение национальной культуры. Если массовая культура (телевидение, видео, Интернет) создает человека-потребителя, то национальная культура - человека-творца. Познание культуры дает колоссальный толчок для самоопределения и саморазвития [10].
Спецкурс «Национальная культура народов Среднего Поволжья» повышает научный, технологический кругозор, вооружает специальными технологическими умениями и навыками, способствует осмыслению функций профессиональной деятельности педагога в многокультурной среде, устанавливает межпредметные связи между дисциплинами и внутрипредметные - внутри самого спецкурса. Результатом внедрения данного спецкурса является повышение уровня сформированности этнопедагогической компетентности будущих педагогов.
Необходимость введения третьего педагогического условия - применения в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения по формированию этнопедагогической компетентности будущих педагогов -обусловлено тем, что оно повышает их мотивацию к обучению, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и интерес к ней [6]. При этом мы исходили из того, что одна из задач профессиональной подготовки будущих педагогов состоит в том, чтобы создать каждому студенту условия, при которых развитие этнопедаго-гической компетентности станет не только возможностью, но и потребностью самой личности в творческом саморазвитии. Формирование этнопедагогической компетентности студентов станет возможным в том числе и при реализации данного педагогического условия, способствующего активизации творческой деятельности.
Главными особенностями активных методов обучения при формировании этнопе-дагогической компетентности будущих педагогов являются:
- принудительная активизация мыслительной деятельности, при которой будущий специалист вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет;
- необходимость и возможность самостоятельной творческой выработки решений студентами;
- повышение степени мотивации студентов к обучению.
В процессе проводимой опытно-экспериментальной работы нами использовались такие формы и методы обучения, как лекции проблемного содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги, деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод кейсов, метод мозгового штурма и т. д. [7].
Так, были разработаны и успешно апробированы лекции проблемного содержания, основным отличием которых от традиционной лекции является изложение теоретического материала в форме проблемных задач.
При организации семинарских занятий использовался такой метод обучения, как метод дискуссий, представляющий собой групповое целенаправленное обсуждение студентами проблем этнопедагогики, что задает устремленность к поиску нового задания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Цели проведения дискуссии для повышения предметной компетентности будущих педагогов могут быть разнообраз-
ные: овладение знаниями и представлениями о различных компетенциях, необходимых будущему учителю в его профессиональной деятельности; тренинги; диагностика уровня сформированности этнопедагогической компетентности и ее компонентов и др.
Дискуссия способствует высокой вовлеченности будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется не только как средство активизации познавательной деятельности, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций.
В процессе формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов успешно использовался интерактивный метод «кейс-стадии» - метод активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. В процессе использования кейс-метода при формировании этнопедагогической компетентности студентов создавались проблемные ситуации прикладного характера, которые будущие педагоги не могли объяснить при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми способами. Они должны были найти новый способ действия для решения проблемы.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что при проведении практических занятий с использованием метода кейс-стадий в виде игрового имитационного моделирования ситуаций будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели [6].
Создание и реализация четвертого педагогического условия - осуществления диагностики уровня сформированности этнопедагогической компетентности будущих педагогов и соответствующей его корректировки - обусловлено тем, что своевременная диагностика (в рамках нашего исследования - контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ и др.) способствует выявлению динамики и тенденций, делает возможным прогнозирование дальнейшего развития процесса формирования этнопедагогиче-ской компетентности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе [1].
Целями диагностики уровня сформированности этнопедагогической компетентности студентов в условиях высшей школы являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения процесса становления и самореализации этнопедагогической компетентности будущих педагогов. Объективность проведения диагностики заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, объективном отношении преподавателя ко всем обучаемым, правильно подобранных критериях и показателях уровня сформированности этнопедагогической компетентности студентов [9].
В основе принципа систематичности лежит необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах процесса формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов, а также комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания уровня сформированности этнопедагогической компетентности используются в тесной взаимосвязи и единстве.
В процессе проведения диагностики уровня сформированности этнопедагогической компетентности студентов необходимо решать следующие задачи:
- наблюдение за динамикой профессионального роста студентов;
- выявление негативных факторов, влияющих на процесс формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов, и своевременное проведение мероприятий по их устранению;
- разработка педагогической модели совершенствования формирования этнопеда-гогической компетентности педагогов;
- анализ алгоритмов и процедур принятия решений на всех этапах и по результатам педагогической диагностики формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов;
- подготовка соответствующих методических рекомендаций для предположительных пользователей диагностических средств;
- совершенствование имеющихся и разработка новых методов и средств педагогической диагностики.
Процесс диагностики и коррекции отклонений в формировании этнопедагогиче-ской компетентности будущих педагогов прежде всего должен быть сфокусирован, по нашему мнению, на формировании у студентов вуза умения самоанализа, самокоррекции и самосовершенствования [2].
Резюме. Выявленные педагогические условия: обеспечение межпредметной интеграции в процессе формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов, внедрение в учебный процесс интегрированного спецкурса «Основы национальной культуры народов Среднего Поволжья», применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения, осуществление регулярной диагностики уровня сформированности этнопедагогической компетентности будущих педагогов - включают основные компоненты этнопедагогической компетентности, учитывают особенности образовательного процесса вуза и профессиональной подготовки будущих педагогов. Реализация данных условий, по нашему мнению, обеспечивает эффективное формирование у обучающихся высокого уровня этнопедагогической компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи : учеб. пособие / Г. Н. Волков. - Алматы, 2001. - 230 с.
2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М. : МПСИ, 2005. - 216 с.
3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. - 208 с.
4. Кайсарова, А. В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в вузе : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Кайсарова. - Чебоксары, 2006. - 22 с.
5. Крысько, В. Г. Этническая психология : учебное пособие / В. Г. Крысько. - М. : Педагогика, 2002. - 157 с.
6. Лаврентьев, С. Ю. Педагогические условия эффективного формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства / С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72). Ч 2. - С. 76-81.
7. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
8. Панькин, А. Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / А. Б. Панькин. - Волгоград, 2002. - 55 с.
9. Харитонов, М. Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии / М. Г. Харитонов. - Чебоксары : Форд-диалог, 1996. - 128 с.
10. Шарипов, Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 72-77.