Научная статья на тему 'Творческая и этнопедагогическая компетентность как системное качество личности учителя чувашского языка'

Творческая и этнопедагогическая компетентность как системное качество личности учителя чувашского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / TEACHER`S PERSONALITY / COMPETENCE / TRADITION / FOLK PEDAGOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Анисия Павловна

Творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка рассмотрена во взаимосвязи с возрождением национальной культуры, сохранением самобытности и духовности родного народа, использованием этнопедагогических идей в социализации детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE AS A SYSTEM PERSONAL GUALITY OF A CHUVASH TEACHER

In the given article creative and ethnopedagogical competence of the Chuvash language teacher is considered to be in the interrelation with the regeneration of the national culture to preserve the unigueness and spiritual nature of the native people and with the application of the ethnopedagogical ideas in the socialization of children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Творческая и этнопедагогическая компетентность как системное качество личности учителя чувашского языка»

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С. 184-185.

2. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швие-са, 1984. 169 с.

3. Куони Е.Ю., Ахметвалиева М.Г. Исследование творческих педагогических способностей у студентов биологических специальностей // Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2009. С. 226-233.

4. Лукьянова М.И. Формирование педагогического мышления у студентов классического университета. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 282 с.

5. Соколова М.В. Образование - одна из главных функций воспроизводства социальных институтов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2007. № 2(7). С. 86-89.

6. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987. 231 с.

ГАВРИЛОВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА. См. с. 119.

УДК 37.011.31 - 051 - 021.412:811.512.111] - 021.412 ББК Ч426.819=635.1

А.П. ИГНАТЬЕВА

ТВОРЧЕСКАЯ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: компетентность, традиции, личность учителя, народная педагогика. Творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка рассмотрена во взаимосвязи с возрождением национальной культуры, сохранением самобытности и духовности родного народа, использованием этнопедагогических идей в социализации детей и подростков.

A.P. IGNATYEVA

CREATIVE ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE AS A SYSTEM PERSONAL GUALITY

OF A CHUVASH TEACHER

Key words: competence, tradition, teacher's personality, folk pedagogic.

In the given article creative and ethnopedagogical competence of the Chuvash language teacher is considered to be in the interrelation with the regeneration of the national culture to preserve the unigueness and spiritual nature of the native people and with the application of the ethnopedagogical ideas in the socialization of children and teenagers.

В период глубокого духовного кризиса современное общество пытается найти выход в возрождении забытого народного опыта, народных знаний, в попытке отыскать их истоки. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно», - пишет Г.Н. Волков, - без наших корней, без этнической духовности -пустота, вакуум, пустыня в душе» [1. С. 68]. Обращение к национально-культурным корням - путь формирования позитивной идентичности своей национальной общности, национального достоинства и самоуважения.

В связи с этим возникает необходимость возрождения в школах народного опыта на основе творческой и этнопедагогической подготовки педагогических кадров. В освоении подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и в воспитании национального достоинства, уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей особое значение имеет творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка.

«Воспитание национального достоинства составляет фундамент нравственного совершенствования личности», - указывал Г.Н. Волков [2. С. 26]. Это достоинство формируется через народную сказку, песню, танец, которые не только повторяются и передаются из поколения в поколение, но и создаются в тради-

ционных мотивах при креативном мышлении. Созданные в школе спектакли и танцы, стихи и загадки - всё это воплощение национального мышления личности, отражение общей национальной культуры и личностного взгляда на действительность. В творческом продукте национальной культуры сохраняется традиционность. Анализируя поставленные в школах спектакли, танцы, литературные произведения, можно отметить, что все они создаются с опорой на традицию: авторы пользуются готовым арсеналом национальных решений, идей, образов, поэтических приёмов. Это та основа, которая позволяет создавать новое с использованием богатства традиционной культуры.

Национальное образование является универсальным способом передачи культурных норм, основ толерантного поведения. Воспитание толерантности, прежде всего направлено на осознание творческого подхода к решению проблем, на поиск этических и практических решений, на предвидение последствий любых действий. Вот почему считается, что национальная школа способствует развитию самосознания и идентичности личности, толерантности мышления.

Ключевым фактором здесь выступает способность к развитию творческого педагогического мышления, инновационной педагогической деятельности, творческому педагогическому труду. Всё это существенно влияет на активное формирование культуры межнационального общения, установление диалога культур.

К делу воспитания подрастающего поколения педагогу необходимо подходить творчески. Организуя воспитательную работу с детьми, учитель должен учитывать традиции, обычаи родного народа. В то же время учитель чувашского языка призван формировать у школьников такие ценности, как воспитание чувства гражданина многонациональной республики в составе Российской Федерации; приобщить учащихся к восприятию духовных ценностей, обычаев, обрядов народов России, их истории, языков, а также чувства носителей и творческих продолжателей этнокультурных традиций. Для этого учителю чувашского языка нужно быть компетентным в области народной педагогики.

Исходными требованиями к педагогической профессионализации учителя чувашского языка были и остаются знание, образованность, творческая и этнопедагогическая компетентность.

Личностно-творческий фактор включает ряд взаимосвязанных качеств для учителя чувашского языка:

- эмпатийность: способность чувствовать настроение ученика, класса;

- рефлексивность: способность анализировать проблемы деятельности;

- креативность: способность актуализировать свои потенциальные возможности;

- коммуникативность: потребность в общении и совместной деятельности с учащимися.

Для учителя чувашского языка приоритет родного языка в обучении и воспитании признаётся безоговорочно. Это прямо вытекает из естественного характера народного воспитания. Влияние родного языка на развитие личности ребёнка универсально, всеобъемлюще. Это - вопрос не лозунгов и пропаганды; это нормальное состояние дел, и любое ущемление родного языка -социальная, психологическая, педагогическая аномалия. Школа, игнорирующая родной язык, не является национальной, а по сути она - антинациональна и антидемократична. Материнский язык неотъемлем от материнской нежности и имеет решающее значение в судьбе личности, её бытии и развитии, ибо он связан с таким психологическим феноменом, как «память детства»

[3. С. 40]. Материнский язык генетически запрограммирован в человеческом мозгу. Игнорирование его парализует интеллект и другие психические свойства, и человеку не суждено в полной мере реализовать себя. Естественным, истинно материнским является общение с детьми на родном языке.

Немаловажное значение для творческой и этнопедагогической компетентности учителя имеют духовная культура, уважение народных обычаев и традиций, социально-этнических норм, которые выступают важными факторами воспитания подрастающего поколения и оказывают огромное воздействие на формирование личности. Они аккумулируют такие нравственные категории, как толерантность, эмпатийность, милосердное отношение, сопереживание к ближнему, ответственность к созидательной и добротворческой деятельности.

Творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка предусматривает последовательную этнопедагогизацию учебно-воспитательной работы. Учитель должен отобрать то основное зерно, которое содержится в народной культуре, педагогике, и попытаться интегрировать это содержание этнопедагогики в современный учебно-воспитательный процесс. В итоге этнопедагогизация как процесс интеграции современной учебновоспитательной деятельности во всех её компонентах с содержанием, методами, факторами народной педагогики даст тот импульс, который поможет сформировать этнопедагогическое образовательное пространство.

Литература

1. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование. 1994. № 4. С. 68-71.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 159 с.

ИГНАТЬЕВА АНИСИЯ ПАВЛОВНА - соискатель учёной степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и развития образования, Россия, Чувашский государственный университет, Чебоксары (chap-anisiya@yandex.ru).

IGNATYEVA ANISIYA PAVLOVNA - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate of Pedagogy and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.6 : 629.7 ББК 39.5р31 (2)6г(2)6

Ю.В. КУЗНЕЦОВ

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ

Ключевые слова: русская авиация; этапы авиационного образования; авиационные школы; профессиональная подготовка авиационных кадров.

Отечественный опыт организации обучения и подготовки офицерских авиационных кадров бесценен, несомненно, богат, интересен и полезен в современных условиях, опирается на историческую преемственность российской авиационной школы.

Yu.V. KUZNETSOV HISTORIOGRAPHIC STAGES OF PREPARATION OF THE CIVIL AND MILITARY AVIATION EXPERTS IN RUSSIA

Key words: Russian aviation, the stages of aviation education, aviation establishments, vocational training of aviation staff.

Russian organization and training experience of the aviation staff is valuable, interesting and useful nowadays and uses historical continuity of Russian aviation establishment.

В отечественной системе профессионального образования специалистов Военно-воздушных сил (ВВС) к настоящему времени сложилось противоречие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.