УДК 371.48
Народные традиции воспитания
в этнопедагогическом наследии г.н. волкова
З.Б. ЦАЛЛАГОВА,
д-p пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Институт этнологии и антропологии РАН
(Россия, 119991, Москва, Ленинский проспект, 32а) Р.З. ХАЙРУЛЛИН,
д-p пед. наук, проф. кафедры социальной и семейной педагогики Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр.1)
E-mail: [email protected]
Статья посвящена основателю этно-педагогического направления Г.Н. Волкову, рассматривается его научный путь от разработки проблем этнопеда-гогики родного (чувашского) народа до создания «Этнопедагогической пансофии», труда широкого обобщающего значения. Этнопедагогическое наследие Г.Н. Волкова представлено как система, показана глобальность и масштабность видения ученым педагогического процесса.
Ключевые слова: этнопедагогика, народные традиции, народная педагогика, народное воспитание, национальное самосознание, гармонизация межнациональных отношений.
Геннадий Никандрович Волков (1927 - 2010)
Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) родился в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР. Окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева по специальности «учитель физики». Свою трудовую деятельность начал в 1948 г. учителем математики. В 1952 г. закончил аспирантуру Казанского государственного педагогического института. Работал старшим преподавателем, доцентом, проректором по науке в Чувашском педагогическом институте им. И.Я. Яковлева. С 1975 по 1993 гг. работал заведующим лабораторией педагогики Института национальных школ РСФСР. С 1993 по 2003 гг. он являлся заведующим лабораторией этнопедагогики Института развития личности Российской академии образования, Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. С 2003 года Г.Н. Волков замещал должность директора Научно-исследовательского института этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Г.Н. Волков — основатель этнопедагогической школы, создатель лучшего учебника для третьего класса чувашской школы, автор произведений, которые включены в хрестоматии и книги для чтения во многих национальных регионах. Он внес большой вклад в духовное развитие чувашского народа. В Российской Федерации и за рубежом известны его многочисленные труды и выступления по истории и культуре чувашского края. По его инициативе в Чувашском государственном педагогическом университете был создан музей И.Я. Яковлева, открыта аспирантура по теории и истории педагогики.
Вся жизнь Геннадия Никандровича была направлена на укрепление гражданского согласия, межэтнического диалога, мира и дружбы между народами. Им были налажены тесные связи с учебными заведениями Германии, под его руководством читались лекции по этно-педагогике чувашского народа в зарубежных университетах городов Цюрих, Берлин, Регесбург, Эрфурт, Йена, София, Бишкек. Большое внимание он уделял подготовке научно-педагогических кадров. Г.Н. Волков воспитал целую плеяду талантливых учеников, ставших впоследствии крупными учеными и прекрасными педагогами. Среди них более 80 докторов и кандидатов наук из представителей 22 национальностей.
За многолетнюю плодотворную работу он был награжден орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой», удостоен почетного звания «Заслуженный учитель Чувашской АССР», звания лауреата Государственной премии Чувашской Республики. Высокую оценку народов Татарстана, Калмыкии, Тывы, Якутии, Киргизии получили его труды в области научной педагогики. За выдающиеся заслуги в распространении русского языка и культуры в духе германо-советской дружбы был удостоен золотой медали И. Гердера. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, удостоен звания «Отличник просвещения РСФСР». Г.Н. Волков — доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии образования, почетный доктор Эрфуртского университета (Германия), заслуженный работник народного образования Республики Саха (Якутия).
Идеи его этнопедагогической гуманистической концепции во многом предопределены духовным наследием просветителя, патриарха чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева. Общим для
И.Я. Яковлева и Г.Н. Волкова является духовное наставление: вбирать в себя не только мудрость, духовные сокровища народа, его опыт и традиции, но и видеть в них общечеловеческий смысл и предназначение, опираться на достижения мировой культуры, на всё то, что было достигнуто человечеством в области воспитания и обучения детей. Исторический опыт Симбирской чувашской гимназии, школы-семьи, созданной И.Я. Яковлевым в 1868 году, где обучались не только чуваши, но и представители многих народов России, во многом сродни тому духу Содружества учеников и последователей Г.Н. Волкова, которое образовалось вокруг этого Ученого, Педагога и Человека в конце двадцатого века.
Г.Н. Волков успешно трудился на ниве просвещения и педагогической науки более 60 лет. Широкую популярность получили такие его работы, как «Этнопедагогика чувашского народа», «Педагогика жизни», «Педагогика любви», «Этнопедагогическая пансофия» и др.
В его этнопедагогических трудах обобщающего характера можно выделить десять взаимосвязанных фундаментальных проблем:
1. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение).
2. Ребенок как объект и субъект воспитания.
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).
4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).
5. Методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, запрет, угроза, проклятие, брань, побои).
6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.).
7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.
8. Организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
9. Педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности людей (семья и род, община, племя, народ, человечество).
10. Народные воспитатели (родители, старшие дети, общественные педагоги, безымянные, малоизвестные педагоги, их деятельность и мысли).
Кроме основной темы народной педагогики большое, внимание Г.Н. Волков уделял разработке актуальных вопросов теории и практики отечественной педагогики: семейному, нравственному, эстетическому воспитанию, развитию педагогического наследия русских и советских, педагогов (К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева, А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинского) и т.д.
Но ведущей темой его исследования является народная педагогика. В народной педагогике отражаются
мысли, думы, чаяния трудового человека, она является художественной летописью и хроникой строительства новой жизни. Г.Н. Волков утверждает: нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педагогической культуре своего народа.
Многие народные традиции уходят корнями в глубокую древность, а прогрессивные положения народной педагогики являются тем источником, откуда на протяжении веков люди черпали идеи, формировавшие сознание подрастающего поколения. И сегодня большое внимание уделяется народной педагогике в школе: устному народному творчеству (народным сказкам, песням, пословицам, загадкам, легендам), в котором прослеживаются идеи трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.
Народная педагогика учит, подчеркивает ученый-исследователь, что воспитывать младенца следует начинать еще с колыбели. В раннем возрасте одним из действенных средств воспитания детей была колыбельная песня, которая, как обычно, исполнялась матерью, бабушкой или старшей сестрой (но наибольшее предпочтение отдавалось матери). В ней мать словом и голосом показывала всю силу, все душевное богатство своей любви. Эти мысли перекликаются со словами Расула Гамзатова: «Песня матери — главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии». Постепенно кругозор ребенка расширяется, колыбельная сменяется сказкой. Сказки постоянно сопровождают его: они освещены светом народной души, светом веры в жизнь, в справедливость, разум, светом надежды. В них всегда побеждает правда, а несправедливость терпит поражение.
Опыт народной педагогики подтверждает, что родители всегда стремились начать воспитание детей с раннего возраста. Они стимулировали их любознательность, поддерживали и развивали возникающие интересы; пробуждали в детях стремление и настойчивость к преодолению трудностей, связанные с успешным овладением данным видом деятельности. Ученый-педагог показывает в своих публикациях роль родителей, старших в воспитании детей. «Семья — ключ к счастью», — говорится в азербайджанской пословице.
Многовековой опыт целых поколений убедительно показывает, отмечает ученый, какое огромное значение имеет трудовое воспитание (как физическое, так и умственное) с раннего возраста. Развить в детях элементарные трудовые навыки, научить уважению к труду старших возможно, по его мнению, только благодаря раннему включению детей в различные виды трудовой деятельности. При этом особая ответственность по трудовому воспитанию учащихся, подчеркивает Г.Н. Волков, лежит и на школе.
Особое место в исследованиях ученого занимает умственное воспитание. В глубине сознания народных масс, всегда таилось огромное стремление к знанию, образованию, науке. Не случайно великие педагоги всех народов (Коменский, Ушинский, Дистервег, Л. Тол-
стой) в определении содержания умственного воспитания исходили из народной педагогики, интересов народа. Умственное воспитание рассматривается в тесной связи с нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Обычаи — это те же законы, их создавали люди по договоренности друг с другом, выбирая наиболее прогрессивные. Чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей. И далее: чем больше в человеке от человеческой истории, тем богаче человеческая личность.
В народной педагогике суммарно выражен народный идеал совершенного человека, в ней отразились представления народа об общественно одобряемых нормах и моделях поведения и в образной форме сформулирован его нравственный кодекс.
Народные традиции, отмечает Г.Н. Волков в своих трудах, являются голосом сердца и совести, голосом правды и надежды.
В педагогическом творчестве Г.Н. Волкова находит глубокое развитие ставшая педагогической аксиомой общая закономерность воспитания, согласно которой ребенок развивается как личность и гармонично входит в культуру, только будучи уверенным в доброжелательности и любви к нему. Эта закономерность воспитательного процесса в этнопедагогике приобретает характер всеобщности и универсальности. Идея добра и любви в ней — одна из главенствующих. Здесь под словом «любовь» понимаются не только и не столько сентиментальные чувства, не только привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения, расположения, являющиеся источником доброго отношения ко всем людям, природе. Наполненность такой любовью — основа духовного роста, гармонизации чувств, профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряженных с ними психосоматических болезней.
Не декларируя всех своих соображений на эту глубокую и важную тему, Г.Н. Волков всего одним тезисом предотвращает упрощенческое ее развитие: «Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, — вот что превыше всего ценится в крестьянской среде. Формированию такого отношения к проявлению чувств надо бы оказывать специальное внимание и в школе. Представляется весьма перспективной методика приучения детей к деловому, доброжелательному общению друг с другом. При этом надо бы усилить в общении эт-нопедагогический компонент». И тут же приводит пример: «Слово «любовь» — в двух вариантах: «юрату», «саву» — чувашами произносится крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушалась детям» [1, 139].
Проповедуемая Г.Н. Волковым педагогика — «педагогика любви», где слова, обращенные к ученикам — «я вас всех люблю», — не только и не столько признание им в любви и уважении, а прежде всего наставление, указ, просьба строить, выверять свою судьбу, свою деятельность, свою дорогу в жизни по законам Любви, Добра и Справедливости. Особая эффективность наказа
в том, что он латентен, глубоко скрыт, отвечая одной из главных закономерностей воспитательного процесса, сформулированной академической педагогикой.
«Педагогика — это пример и любовь» — это еще од но неформальное определение педагогики, даваемое Г.Н. Волковым, которое он реализует его не только в научно-педагогической, но и практической профессорско-преподавательской деятельности, как руководитель более сотни соискателей, аспирантов и докторантов. Призывы подставить вторую щеку, если ударили по первой, излучать любовь и незлобие, не расходятся у Геннадия Никандровича с делом. Кто-то, видя явно неадекватную реакцию на его доброту, спросил, стоит ли таким подставлять щеку? Волков ответил фразой-афоризмом своей матери: «Если все будут подставлять щеку, то рук (чтоб ударить) не будет хватать».
По мнению Г.Н. Волкова, основанное им крупное научное направление в педагогике — этнопедагогика является «педагогикой национального развития, подъема, возрождения. Одновременно — это и педагогика этнического самовоспитания, созидающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства» [1, C.166]. Подчеркивая диалектическое единство, нерасторжимую связь этнического и общечеловеческого, ученый отмечает, что при наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.
Научные положения, фактический материал, примеры, иллюстрирующие генеральные тезисы этно-педагогической концепции Г.Н. Волкова, принадлежат самым разным народам мира. Представленные в ней народно-воспитательные традиции охватывают самые разные регионы земного шара: это Россия, Чувашия, Китай, Япония, Бразилия, Чехия, Германия, Швеция, Куба, Уругвай, Голландия, Кавказ, Литва, Средняя Азия и т.д.
Этнопедагогическое учение Г.Н. Волкова пронизано диалогами. Это научные диалоги автора и классиков, но самый главный диалог ведут сами культурно-воспитательные традиции представляемых автором народов. Этот этнопедагогический диалог подчеркивает, что в народных культурах нет материала для межнациональной розни, наоборот, в народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений [1, С.154].
Глобальность виденья материала, умение выбрать самые яркие, информативные, ареально и хронологически характерные этнопедагогические явления позволяют ученому строить не только диалоги народно-педагогических культур синхронно существующих цивилизаций, но и показать диахроническую эстафету этих культур, когда духовно-нравственные ценности, воспитательные традиции передаются из века в век, от древних этносов к более молодым, генетически им родственным: «Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только
M 53
одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже, казалось, исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, алан, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах, абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье» [1, С. 33].
Г.Н. Волков, как представитель чувашского народа, начинал с исследования проблем этнопедагогики родного народа, чтобы в дальнейшем, обобщив воспитательный опыт других народов, создать, подобно ЯА. Ко-менскому, «Этнопедагогическую пансофию», труд широкого обобщающего значения. Г.Н. Волков писал: «Этнопедагогическая культура любого и каждого из народов является пансофическим феноменом мировой, общечеловеческой цивилизации» [2, С. 9].
В списках авторов, к которым Г.Н. Волков обращается с целью аргументации, поиска аналогий, примеров, доказательств, не только классики педагогики, культурологии, этнологии, психологии, современные этнопе-дагоги, публицисты, писатели, учителя-новаторы, но и «Живая этика» Рерихов, труды академика медицины Н.М. Амосова, работы К.Э. Циолковского, А. Швейцера, «Учение Будды», Евангелие.
При таком глобально-ориентированном подходе, нацеленном на решение образовательных задач современности и расстановку главных педагогических акцентов, актуализируются воспитательные цели и перспективы этнопедагогического образования и основные концептуальные положения этнопедагогики: «...близость общечеловеческих духовных сокровищ народной педагогики к метапедагогике, к той сфере педагогических знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ, переходящую из века в век, из страны в страну; педагогическая сверхинформация в общей структуре человекознания и обществозна-ния; конкретные национальные педагогики всех времен как частные случаи общечеловеческой вечной общей науки, развивающейся в ноосфере, в этносфере» [1, С.5].
Педагогические традиции и традиционность воспитания Г.Н. Волков рассматривает в аспектах, сопря-
женных со спецификой функционирования народной педагогической культуры, ее полем (территорией) и пространством. «Территория»... связана с современным функционированием народной педагогики, это своего рода географическая горизонталь конкретной эпохи, а пространство — это историческая вертикаль, которая складывается от эпохи к эпохе, вбирая в себя ценнейший народный, этнический педагогический опыт, превращая его в межнациональный, а затем — во вневременное, общечеловеческое достояние, что подтверждает общий, вечный характер воспитания. Однако «поле» и «пространство» друг с другом тесно связаны, ибо опыт многих поколений, эпох может быть концентрированно представлен в тот или иной исторический период, и в результате поле (территория) может оказаться просто проекцией «пространства» или его части» [1, C.86].
Практическая направленность народной педагогики состоит в том, что одним из ключевых моментов, актуальных в условиях многонационального общества, «является формирование у людей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре. Однако прежде этого у обучаемого должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства» [3, C.90], чему также немалое место отводится в системе народного воспитания, разработанной Г.Н. Волковым.
В процессе анализа этнопедагогического наследия Г.Н. Волкова становится очевидной вся глубина, логичность и стройность созданной им системы. Особенно продуктивной является идея этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, предполагающая, что традиции народного воспитания должны принизывать всю систему подготовки молодого поколения к жизни в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для пед. учебных заведений. М.: Academia, 1999.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Элиста, 2009.
3. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде. // Мир психологии, 2009, С. 85-93.
FOLK TRADITIONS OF REARING IN G.N. VOLKOV'S ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE
Tsallagova Z.B., Doctor of Ped. Sci., Prof., Institute of Ethnology and Anthropology (32a, Leninsky Prospekt, Moscow, 119991, Russian Federation)
Khairullin R.Z., Doctor of Ped. Sci., Prof., Russian State Social University (4, st. Wilhelm Pieck, Moscow, 129226, Russian Federation)
E-mail: lioubov.pouchina @ gmail.com
ABSTRACT
In the article G.N. Volkov is presented as the founder of the ethnopedagogical direction in pedagogy; his scientific way from development of problems of ethnopedagogics of his native (Chuvash) people towards creation of «The Ethnopedagogical pansophy», the work that has wide generalizing meaning, is shown. G.N. Volkov's ethnopedagogical heritage is viewed as a system; globality and wideness of vision by the scientist of pedagogical process is shown.
Keywords: ethnopedagogics, folk traditions, folk pedagogics, folk rearing, ethnic and national consciousness, harmonization of the interethnic relations.
REFERENCES
1. Volkov G.N. Etnopedagogika: Uchebnik dljaped. uchebnyh zavedenij [Ethnopedagogy: a Textbook for ped. educational institutions]. Moscow: Academia, 1999.
2. Volkov G.N. Jetnopedagogicheskajapansofija [Ethnic pedagogical of pansofia]. Elista, 2009.
3. Khairullin R.Z. Mir psihologii — The world of psychology, 2009, pp. 85-93.
54 m-