Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя профориентация / младший школьник / организация ранней профориентации с детьми младшего школьного возраста / основные форматы ранней профориентации в образовательном процессе начальной школы / ошибки детей при выборе профессий / early career guidance / junior high school student / organization of early career guidance with primary school age children / the main formats of early career guidance in the educational process of primary school / mistakes of children in choosing professions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайкова Татьяна Петровна, Каримова Алина Ринатовна, Пелевина Ульяна Витальевна

В современном мире становится актуальным вопрос о новых подходах к раннему профориентированию учащихся общеобразовательной школы уже на этапе получения начального общего образования. В статье авторы обратились к уточнению понятия и рассмотрения принципов ранней профориентации в контексте её осуществления в младшем школьном возрасте. Представили материалы, характеризующие основные направления и форматы профориентационной деятельности применительно к начальной школе. Так, в рамках урочной деятельности представлена характеристика мероприятий, среди которых: изучение паспортов профессий; написание мини-сочинений о профессиях родителей; рисование на тему «Моя будущая профессия»; подготовка проектов по исследованию мира профессий; встречи с представителями различных профессий в реальном режиме и т.д. В рамках внеурочной деятельности рассматриваются такие форматы ранней профориентации младших школьников, как чемпионаты «KidSkills», привлечение детей к общественно-полезному труду и т.д. Важным аспектом исследования является выделение ошибок, традиционно допускаемых детьми при выборе профессии. Материалы представленного исследования будут полезны не только ученым, занимающимся исследованием вопросов ранней профориентации, но и педагогам, непосредственно осуществляющим данную работу в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайкова Татьяна Петровна, Каримова Алина Ринатовна, Пелевина Ульяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the modern world, the issue of new approaches to early career guidance of secondary school students is becoming relevant already at the stage of obtaining primary general education. In the article, the authors addressed the clarification of the concept and consideration of the principles of early career guidance in the context of its implementation at primary school age. Presented materials characterizing the main directions and formats of career guidance activities in relation to primary school. So, within the framework of the term activity, the characteristics of the activities are presented, among which: the study of passports of professions; writing mini-essays about the professions of parents; creating drawings "my future profession"; preparing projects to explore the world of professions; meetings with representatives of various professions in real mode, etc. As part of extracurricular activities, such formats of early career guidance for younger schoolchildren as KidSkills championships, involvement of children in socially useful work, etc. are considered. An important aspect of the study is the identification of mistakes traditionally made by children when choosing a profession. The materials of the presented research will be useful not only for scientists engaged in the study of early career guidance, but also for teachers directly engaged in this work in primary school.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 373.3.035.3

кандидат педагогических наук, доцент Гайкова Татьяна Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); студентка Каримова Алина Ринатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); студентка Пелевина Ульяна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В современном мире становится актуальным вопрос о новых подходах к раннему профориентированию учащихся общеобразовательной школы уже на этапе получения начального общего образования. В статье авторы обратились к уточнению понятия и рассмотрения принципов ранней профориентации в контексте её осуществления в младшем школьном возрасте. Представили материалы, характеризующие основные направления и форматы профориентационной деятельности применительно к начальной школе. Так, в рамках урочной деятельности представлена характеристика мероприятий, среди которых: изучение паспортов профессий; написание мини-сочинений о профессиях родителей; рисование на тему «Моя будущая профессия»; подготовка проектов по исследованию мира профессий; встречи с представителями различных профессий в реальном режиме и т.д. В рамках внеурочной деятельности рассматриваются такие форматы ранней профориентации младших школьников, как чемпионаты «KidSkills», привлечение детей к общественно-полезному труду и т.д. Важным аспектом исследования является выделение ошибок, традиционно допускаемых детьми при выборе профессии. Материалы представленного исследования будут полезны не только ученым, занимающимся исследованием вопросов ранней профориентации, но и педагогам, непосредственно осуществляющим данную работу в начальной школе.

Ключевые слова: ранняя профориентация, младший школьник, организация ранней профориентации с детьми младшего школьного возраста, основные форматы ранней профориентации в образовательном процессе начальной школы, ошибки детей при выборе профессий.

Annotation. In the modern world, the issue of new approaches to early career guidance of secondary school students is becoming relevant already at the stage of obtaining primary general education. In the article, the authors addressed the clarification of the concept and consideration of the principles of early career guidance in the context of its implementation at primary school age. Presented materials characterizing the main directions and formats of career guidance activities in relation to primary school. So, within the framework of the term activity, the characteristics of the activities are presented, among which: the study of passports of professions; writing mini-essays about the professions of parents; creating drawings "my future profession"; preparing projects to explore the world of professions; meetings with representatives of various professions in real mode, etc. As part of extracurricular activities, such formats of early career guidance for younger schoolchildren as KidSkills championships, involvement of children in socially useful work, etc. are considered. An important aspect of the study is the identification of mistakes traditionally made by children when choosing a profession. The materials of the presented research will be useful not only for scientists engaged in the study of early career guidance, but also for teachers directly engaged in this work in primary school.

Key words: early career guidance, junior high school student, organization of early career guidance with primary school age children, the main formats of early career guidance in the educational process of primary school, mistakes of children in choosing professions.

Введение. Современному обществу необходимы люди со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, умеющие уже в раннем возрасте осознанно отдавать предпочтение той или иной профессии, тем самым обеспечивая себе успешность социализации [9]. Решающим фактором на начальных этапах социализации является ранняя профориентация, осуществляемая школой уже в период получения начального общего образования, когда данный вид работы включается в формирование у младших школьников системных знаний о профессиях [12]. Как правило, запрос на раннюю профориентацию ребенка исходит от родителей, стремящихся раскрыть таланты своих детей и опасающихся, что не успеют поделиться рецептом успеха собственной жизни [3].

В современных научных публикациях (Э.Ф. Зеера, В.Г. Степанова, Д.В. Татьянченко и др.) начали транслироваться идеи о том, что в первые десятилетия XXI столетия изменился не только ментальный мир ребенка, но и его интеллектуальные способности и умения добывать информацию, пользуясь Интернет-ресурсами. В связи с этим становится важной идея о том, что к выбору профессии школьника нужно обращаться как можно раньше [4]. К настоящему времени в теории и практике накоплен существенный научно-педагогический опыт профориентационной работы, являющийся результатом успешного взаимодействия ученых с педагогами-практиками, производственными предприятиями и т.д. [5]. Целевой аппарат профориентации в начальной школе предполагает включение ряда задач: формировании базовых навыков общественного труда и развитие его культуры; расширение знаний о производстве, результатах научно-технического прогресса; формирование понимания значения труда человека и т.д. [5].

В то же время к определению понятия «профессиональная ориентация» в науке имеется множество подходов. В таблице 1 представлены различные вариации формулировок данного понятия, найденные в разных источниках.

Различные подходы к определению понятия «профессиональная ориентация»

№ Автор (источник) Трактовка понятия «профессиональная ориентация»

1 А.И. Воротникова и ДР- - процесс оказания помощи обучающимся разных категорий в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынкам труда [2].

2 Э.Ф. Зеер и др. - система научно обоснованных мероприятий психолого-педагогического и медицинского характера, нацеленных на развитие у учащейся молодежи готовности к выбору профессии с учетом двух факторов - индивидуально-психологических особенностей обучающихся и потребностей общества [6].

3 Д.В. Татьянченко - система сопровождения человека на разных этапах профессионального самоопределения: в ходе выбора, перемены профессии, а также распределения в различные отрасли и регионы страны [11].

4 В.Г. Степанов - система мероприятий, в основе которых лежит ознакомление молодежи и взрослых с миром профессий [10].

Рассматривая понятия профориентациоиной работы, представленные в таблице 1, можно уточнить, что их суть сводится к тому, что, в основе данного вида работы лежит психолого-педагогическое, а порой и медицинское сопровождение различных категорий обучающейся молодёжи на разных этапах профессионального самоопределения. В то же время, в рассмотренных формулировках данного понятия делаются акценты на различные нюансы: учет способностей, либо склонностей обучающихся; системный характер мероприятий, лежащих в основе профориентации; особенности помощи на разных этапах профсамоопределения и так далее. Все зависит от подхода, который автор использует к определению данного понятия: социологического, согласно которому общество определяет задачи профориентации человека; социально-психологического, согласно которому профориентационные решения принимаются индивидуально, а затем стыкуются с потребностями общества; дифференцированно-психологического, кладущего в основу профориентации индивидуальную структуру жизни) и т.д. [7].

Изложение основного материала статьи. Профориентация, будучи неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, реализуется посредством соответствующей профориентациоиной деятельности, включающей в себя следующие направления её реализации: 1) профпросвещение; профдиагностику; 3) профконсультацию; 4) профвоспитание [13]. В ходе данной деятельности взаимодействуют разные стороны и участники: обучающиеся и образовательная организация; обучающиеся и родители с представителями общества; обучающиеся и социум в его многообразии. Именно взаимодействие разных сторон и участников является главным в ходе профориентациоиной деятельности [13].

Грамотное осуществление профориентациоиной деятельности базируется на основе ряда научных принципов, обеспечивающих как учет психических характеристик учащихся, так и гармоничное соотношение воплощенных предрасположенностей к конкретному типу профессий, а также выработку качеств личности, являющихся общепринятыми в международных стандартах (способность применения алгоритмов задач профсамоопределения, ориентация на индивидуально-личностные потребности при выборе профессии и т.д.). Перечень данных принципов составляют: принцип сознательности, заключающийся в осознанном выборе профессии, выстроенном не только на личном комфорте от выбираемой профессии, но и общественном интересе; принцип соответствия выбираемой профессии, состоящий в единстве личностного и социального, когда личность профессионально самовыражается, считая себя полноценно реализуемой, при этом полностью учтен её интерес к профессии; принцип профессионального развития заключается в развитии навыков личности, являющихся полезными в профессиональном росте и увеличению дохода в любой сфере профессиональной деятельности [7; 13].

Профориентация в жизни не является спонтанной, она производится уже с самого раннего возраста, беря свое начало из детских игр о профессиях. Через игровую деятельность у маленького ребенка формируется социальный статус работающего человека. Через беседы, разговоры с взрослыми, посещение различных предприятий развиваются самые разные представление о профессиях [13]. В начальной школе интерес к профессиям у детей только усиливается, поскольку возрастные особенности младших школьников уже с 1-го класса позволяют проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с историей профессий (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.); наиболее популярными профессиями в промышленности и сельском хозяйстве; важными профессиональными качествами; сфере обслуживания и т.д. с помощью разнообразных наглядных материалов: фотографий, рисунков, компьютерных презентаций [5].

Для освоения младшими школьниками содержания ранней профориентации целесообразна организация различных мероприятий, представленных в таблице 2.

Мероприятия профориентациоиной направленности

№ Название мероприятия ранней профориентации Краткая характеристика мероприятия ранней профориентации

1 Изучение паспортов профессий Педагог составляет паспорт профессии, куда вносит данные об истории профессии, принадлежности к определенной сфере деятельности, необходимых для нее профессионально важных качествах личности, фото известных представителей профессии и т.д. С такими паспортами можно работать как на уроках, так и во внеурочное время.

2 Написание мини-сочинений, либо синквейнов «Профессия моих родителей» Тематика подобных работ может быть задана на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и т.д. для подготовки к выполнению данного вида письменных работ может быть проведена персональная экскурсия на работу к родителям, которые в доступной форме освещают опыт своей профессиональной деятельности в данной сфере труда.

3 Рисование на тему «Моя будущая профессия» Данный вид интеллектуально-творческой деятельности можно организовать для младших школьников либо на уроке, либо во время внеурочного мероприятия. Детям предлагается нарисовать себя в той профессии, в которой они мечтают себя реализовать, когда вырастут. По окончании работы в классе можно оформить выставку.

4 Заполнение анкет и результатов самооценки Данный вид работы можно организовать либо на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, либо в ход работы с психологом во внеурочное время. Тест выдаётся каждому обучающемуся. После обработки его результаты подсчитываются и объявляются каждому учащемуся персонально. Анкеты самооценки помогают младшим школьникам лучше разобраться с их способностями и наклонностями.

5 Создание учащимися проектов по профессиям Данный вид деятельности также дает положительные результаты. Погружаясь в исследование мира профессий, ребенок приобретает устойчивый интерес к той или иной сфере деятельности, стремясь впоследствии больше узнать или получить элементарный опыт в данной сфере труда.

6 Встречи с представителями различных профессий в реальном режиме На урок или внеурочное мероприятие может быть приглашён родитель обучающегося, который расскажет о своей профессии и ответит на все интересующие вопросы. «Живое» освещение различных интересных историй из профессиональной жизни различных людей способствует возникновению у детей не только интересов, но и желания познакомиться с данной профессией в реальных условиях [5].

Из таблицы 2 видно, что освоение младшими школьниками содержания ранней профориентации можно осуществлять в разных формах. Все они нацелены на получение младшим школьником соответствующих представлений о мире профессий, выявление его профессиональных интересов и склонностей. Важным будет заметить, что знакомство учащихся младших классов с профессиями может осуществляться в любое урочное и внеурочное время. При планировании мероприятий профориентации учитель начальных классов должен внимательно продумывать ознакомление детей с определённой профессий, чтобы не только расширять их знания о мире профессий, но и исследовать их способности, склонности и индивидуально-профессиональные интересы.

В начальной школе в рамках изучения предмета «Окружающий мир» дети занимаются посадкой растений в горшки, из чего узнают о профессиях садовода, флориста и цветовода. На уроках математики дети знакомятся с приборами для измерения массы и, соответственно, узнают о специфике профессий кассира и продавца.

В свою очередь, на литературном чтении учащиеся могут знакомиться с произведениями о профессиях по книгам, принесенным из дома. На таких уроках они обмениваются своим опытом и представлениями о профессиях со своими одноклассниками. Коме того, дети могут обмениваться принесенными книгами, как в библиотеке, формируя умения выдачи и своевременного возвращения книг читателями. В дополнение ко всему, на русском языке младшие школьники могут написать сочинение о том, какие питомцы живут у них дома, знакомясь с профессией писателя.

Идея «примерки профессий на себя» не является в современной школе чем-то новым. Напротив, такие мероприятия в обучении и воспитании школьников стали привычными. С расширением спектра профессий, появились и различные соревновательные мероприятия по профессиональному мастерству для возрастных категорий 1-2 классов и 3-4 классов [8].

Так, для младших школьников стали часто проводиться различные чемпионаты профессионального мастерства, где проверяются и формируются актуальные знания и умения юных участников. Примером чемпионатов подобного типа может стать чемпионат «КлёБкЛЬ», проводимый с 2020 года, впоследствии трансформированный в соревнования «Мастерята». В рамках данного чемпионата школьники погружаются в одну из рабочих специальностей, получая для себя ценный опыт. Указанное мероприятие ориентировано на формирование необходимых предпосылок ранней профориентации и предпрофессиональных навыков учащихся данного возраста на основе совместной деятельности детей, родителей и наставников [1].

Кроме того, с помощью общественно-полезного труда учителя начальных классов формируют у младших школьников представление о специфике определенных профессий.

Труд детям позволяет чувствовать себя нужными и полезными, вдохновляет их и стимулирует продолжать данную деятельность самостоятельно. Важным также в ходе формирования предпочтений и интересов ребенка к той иной профессии является избежание характерных, часто встречающихся ошибок.

Систематизировав результаты изучения ряда исследований [2; 4; 6; 11], мы составили таблицу 3, в которой показали наиболее часто допускаемые ошибки данного плана.

Ошибки, часто допускаемые детьми при выборе профессии

№ Формулировка ошибки Краткая характеристика сути ошибки

1 Проявление предпочтения, интереса или осуществление выбора профессии с опорой на недостоверную (неполную) информацию. - суть данной ошибки заключается в том, что зачастую основным источником информации для детей являются только лишь интернет-ресурсы. Как правило, материалы такие источников никем не проверяются, либо уже устарели, либо вообще не являются достоверными.

2 Меркантильная мотивация при выборе профессии. - суть данной ошибки заключается в том, что основным стимулом получения той или иной профессии у ребят является определенный уровень высокого дохода (и только высокого). Однако высокая зарплата не гарантирует учета личных интересов и способностей выбирающего профессию.

3 Выбор профессии «за компанию». - подобный выбор зачастую сигнализирует о намерении учащегося избежать личной ответственности за принятое решение.

4 Игнорирование при выборе своих предпочтений и способностей. - приводит к определённым проблемам психологического плана (разочарованию, отсутствию удовлетворённости профессией, депрессии и т.д.).

5 Выбор профессии на основе учета мнения других людей. - самая распространённая ошибка среди учащейся молодежи, особенно учащихся, зависящих от мнения родителей. Данная ошибка впоследствии приводит к поиску новых возможностей обучения, либо переквалификации [13].

Учитывая представленные в таблице 3 ошибки, учитель начальных классов уже на этапе начального образования ставит задачу формирования у детей адекватной мотивации профессионального самоопределения.

Выводы. Таким образом, ранняя профориентация - начальный этап профориентационной деятельности, осуществляемой в начальной школе. Суть данного вида деятельности на указанном этапе состоит в психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования у младших школьников представлений о мире профессий, а также формирования уважительного отношения к труду и людям, занимающимся трудом.

Содержание ранней профориентации представляется нам как совокупность мероприятий, ориентированных, в первую очередь, на формирование адекватной мотивации и широкого спектра представлений детей о различных видах профессиональной деятельности, которые в настоящее время имеют актуальный статус (вымирающих, современных, будущих). Кроме того, мероприятия профориентационной деятельности способствуют изучению профессионально-личностных интересов, способностей и предпочтений младшего школьника.

Литература:

1. Буркалова, С.Б. Специфика профориентации учащихся начальной школы / С.Б. Буркалова // Образование в сельской школе: интеллектуализация и профориентированность на деятельность в аграрной сфере: сб. науч.-метод. ст. / под ред. B.C. Данюшенкова, О.В. Коршуновой. - Киров, 2015. - С. 116-120. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25487319 (дата обращения: 07.09.2023)

2. Воротникова, А.И. Педагогический словарь-справочник: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / А.И. Воротникова, Т.Л. Кремнева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - Часть 1. - 73 с. -Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483514 (дата обращения: 23.08.2023)

3. Гриднева, K.M. Педагогические условия ранней профориентации младших школьников / K.M. Гриднева // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования. - Челябинск, 2022. -С. 109-112,-URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48962382 (дата обращения: 07.02.2023)

4. Гребнева, А.Е. Информирование детей о современном профессиональном мире как фактор подготовки их к жизни / А.Е. Гребнева, О.Ю. Елькина // Платформанавигатор: развитие карьеры: научно-методический журнал. - 2019. - № 2. -С. 25-30

5. Журавлёва, Е.В. Социальная значимость профориентационной работы в начальной школе / Е.В. Журавлёва, H.A. Лис // Вестник ТОГИРРО. - 2014. - №3 (30). - С. 305-307. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24041591 (дата обращения: 07.02.2023)

6. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика: рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н.О. Садовникова. - Москва: Академический Проект, 2006. - 189 с.

7. Каткова, М.В. Выбор будущей профессии: психолого-педагогический аспект / М.В. Каткова // E-Scio. - 2020. - № 9 (48). - С. 620-627. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44120245 (дата обращения: 07.02.2023)

8. Козлова, C.B. Ранняя профориентация как основа для дальнейшего развития профессионального самоопределения / C.B. Козлова, С.Ю. Голянд // Образование. Карьера. Общество. - 2020. - № 1 (64). - С. 33-35. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44384119 (дата обращения: 07.02.2023)

9. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. - 1991 - № 10. -С. 29-38

10. Степанов, В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии : учеб. пособие для вузов / В.Г. Степанов. - Москва: Академический Проект, 2008. - 447 с.

11. Татьянченко, Д.В. Профориентация: основы, проблемы, тенденции, ресурсы: метод, пособие для руководителей образовательных организаций / Д.В. Татьянченко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск, 2016. - 55 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36537406 (дата обращения: 23.05.2022)

12. Черкасова, A.M. Профориентация младших школьников / A.M. Черкасова // Начальная школа. - 2016. - №10. -С. 41-43

13. Чичулина, Е.В. Ранняя профориентация в контексте жизненного самоопределения обучающихся / Е.В. Чичулина, O.A. Степанчук // Учебный год. - 2019. - № 5 (58). - С. 31-33. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41538871 (дата обращения: 07.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.