УДК 371 373.3
РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Бесштанникова Анна Викторовна
студент Томского государственного педагогического университета,
Томск, Россия E-mail: annamastihina@mail. ru Научный руководитель: Шварева Ольга Васильевна доцент кафедры педагогики и методики начального образования, заместитель директора института детства и артпедагогики факультета дошкольного и
начального образования, Томский государственный педагогический университет,
Томск, Россия E-mail: schwarewa. olga@yandex. ru
EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIENS USIG CASE-TECHNOLOGY
Besshtannikova Anna Viktorovna
student, Tomsk State Pedagogical University,
Tomsk, Russia E-mail: annamastihina@mail. ru Scientific supervisor: Shvareva Olga Vasilyevna docent of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Deputy Director of the Institute of Childhood and Art Pedagogy of the Faculty of Preschool
and Primary Education,
Tomsk State Pedagogical University,
Tomsk, Russia E-mail: schwarewa. olga@yandex. ru
Аннотация. Актуальность ранней профессиональной ориентации связана с необходимостью развития успешной личности с младшего школьного возраста. В материалах статьи представлена связь профориентационной работы и внеурочной деятельности в начальной школе. Комплекс профориентационных внеурочных мероприятий разработан с учетом интересов и увлечений детей младшего школьного возраста, позволяющий проявить им субъектную позицию во взаимодействии со всеми субъектами образования (одноклассниками, учителями, родителями). Применяемые разнообразные формы и методы деятельности (дискуссия, лекция, беседа, мастер-класс, творческий конкурс, тренинг, круглый стол, классный час, игра, экскурсия, онлайн-викторина) ориентированы на формирование у младших школьников понимания основ профессиональной сферы, способствуют их успешной социализации и будущему профессиональному самоопределению.
Abstract. The relevance of early professional orientation is associated with the need to develop a successful personality from primary school age. The article presents the relationship between career guidance and extracurricular activities in primary school. The complex of career guidance extracurricular activities has been developed taking into account the interests and hobbies of primary school children, allowing them to show a subjective position in interaction with all subjects of education (classmates, teachers, parents). The various forms and methods of activity used (discussion, lecture, conversation, master class, creative competition, training, round table, class hour, game, excursion, online quiz) are aimed at forming younger students' understanding of the basics of the professional sphere, contributes to their successful socialization and future professional self-determination.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, профессиональная
ориентация, ранняя профориентация, младший школьник, кейс -технология.
Keywords: extracurricular activities, vocational guidance, early career guidance, junior schoolboy, case-technology.
Выбор профессии - ответственный этап в жизни каждого человека, в процессе которого важную роль имеет ранняя профессиональная ориентация. Ранняя профессиональная ориентация - первоначальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, нацеленный на знакомство с различными видами труда и профессиями для дальнейшего самостоятельного выбора [3].
Н.Н. Захаров утверждает, что целью ранней профессиональной ориентации является формирование у ребенка эмоционального отклика к профессиональному миру, предоставление ему возможности пробовать себя и свои силы в деятельности, относящийся к разным профессиям [2]. Профессиональная ориентация в школе - это мероприятия, организуемые для выявления у младших школьников интересов, склонностей и способностей к определенным видам профессиональной деятельности, обогащение представлений о профессиях и формирование позитивного и добросовестного отношения к труду. Считаем, что реализация данного аспекта целесообразна во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью понимаем образовательную деятельность, ведущую обучающихся к получению предметных, метапредметных, личностных результатов, реализующую воспитательную функцию. Внеурочная деятельность выполняет важную роль в становлении и развитии личности ребенка через различные формы, методы, средства, технологии, отличные от урочных. Это дает, с нашей точки зрения, уникальные возможности реализации профориентации младших школьников во внеурочной деятельности.
Однако в результате беседы с педагогами об организации профессиональной ориентации младших школьников в условиях внеурочной деятельности, выявили затруднения в реализации данного компонента образовательной среды со стороны педагогов и обучающихся.
Педагогам не хватает мотивации на реализацию программы внеурочной деятельности; возникают затруднения в подборе методов, приемов, технологий, которые были бы эффективны и отличались от классно-урочных; не хватает времени на проведение занятий, поскольку большее внимание уделяется реализации учебных задач. По поводу обучающихся педагоги высказывают мнение о том, что они не проявляют интерес, затрудняются соотнести свои потребности в изучении с реальной жизнью, не желают посещать внеурочные занятия. На наш взгляд, одна из причин обозначенного, заключается в непонимании целей внеурочной деятельности, в связи с чем, отведенный 1 час по ФГОС НОО [5] на профориентационную работу в начальной школе используется зачастую не по назначению. Отсюда следует противоречие между необходимостью реализации ранней профессиональной ориентации и недостаточным обращением внимания на данный аспект при работе с детьми младшего школьного возраста.
Исходя из этого, заинтересовались вопросом реализации программ внеурочной деятельности по профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста в разных образовательных учреждениях. Нами был проанализирован Всероссийский и региональный педагогический опыт проведения профориентации в начальных классах во внеурочное время с целью выявления используемых форм, методов, технологий. В результате сделали вывод о том, что аспекту профессиональной ориентации детей начального звена уделяется мало внимания. В большинстве случаев реализуется программа «Тропинка в профессию», которая, по нашему мнению, не учитывает важные аспекты для эффективности профессиональной работы с обучающимися: участие принимают не все субъекты образовательного процесса, не акцентируется внимание на субъектной позиции школьников, используются типичные формы, методы, средства при реализации данной программы.
Логика рассуждения приводит к необходимости описания проведения опытно-экспериментальной работы в рамках собственного исследования. Данная работа проводилась на базе МАОУ «Малиновская СОШ» Томского
района. В исследовании принимали участие обучающиеся 2 «А» класса в количестве 13 человек, включая детей ОВЗ. Целью опроса являлось выявление уровня сформированности некоторых показателей профессиональной ориентации - когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного критериев. Проанализировав все полученные результаты и обобщив их, сделали вывод о том, что дети владеют поверхностными знаниями о профессиях, мало осведомлены о качествах личности для различных специальностей, а также сведениями о выполняемых трудовых действиях. Свои же желания и предпочтения не соотносят с профессиональным путем.
По результатам анализа реализации профориентации в разных школах, представленной выше, основываясь на результаты опроса, приняли решение о разработке комплекса внеурочных мероприятий по профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста «Призвание. Профессии. Пути» по социальному направлению внеурочной деятельности.
Помня о том, что сущность ранней профориентационной работы с младшими школьниками состоит не в профессиональном выборе, а только в формировании у обучающихся понимания основ профессиональной сферы, которое обеспечит им успешную социализацию и прямо или косвенно повлияет на их дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования, разработали комплекс внеурочных мероприятий «Призвание. Профессии. Пути» с учетом следующих принципов:
- принцип учета потребностей обучающихся и их родителей (соотнесение запроса с кадровыми ресурсами учреждения);
- принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности заключается в том, что программа внеурочной деятельности образовательного учреждения должна включать кружки, студии, клубы, секции и др.;
- принцип преемственности (выбор хотя бы одного направления внеурочной деятельности, которое бы имело продолжение в среднем звене) [3].
Данные принципы имеют отражение при реализации профориентации с младшими школьниками вне урока, т. к. правильно организованная система
внеурочной работы способствует развитию интереса к различным областям знаний, помогает раскрыть уникальные способности, способствует формированию навыков самостоятельности, ответственности, коммуникации и коллективной работы, чего важно добиваться при погружении обучающихся в мир профессий.
Цель комплекса внеурочных мероприятий «Призвание. Профессии. Пути» - формирование базовых знаний о профессиональном мире у детей младшего школьного возраста, развитие навыков самоопределения и самоанализа с активизацией субъектной позиции во взаимодействии со всеми субъектами образования (одноклассниками, родителями, учителями).
Задачи комплекса внеурочных мероприятий «Призвание. Профессии. Пути»:
1. сформировать представления о профессиях и их отличительных характеристиках;
2. вызвать интерес к разным видам труда, к самоопределению и саморазвитию;
3. развивать творческие способности, кругозор, коммуникативные навыки, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
4. создать условия для проявления субъектной позиции школьниками;
5. содействовать развитию профессиональных качеств личности.
Особенностью нашего комплекса внеурочных мероприятий «Призвание.
Профессии. Пути» является применение кейс-технологии, ориентированной на связь практической деятельности с теоретическими сведениями, что соответствует высокой результативности при работе с младшими школьниками и удовлетворяет наши интересы по отношению к построению процесса взаимодействия с ними.
Согласно утверждению Д.В. Сычевой, О.В. Хотулёвой, И.Е. Зыкова, кейс-технология - это технология, основанная на комплектовании событий, учебно-
методического материала, побуждающая к самостоятельному решению обучающимися [4].
Организация внеурочной деятельности с применением кейс-технологии на каждом внеурочном занятии способствует: достижению межпредметных результатов (за счет обращения к знаниям из разных областей); формированию коммуникативных универсальных учебных действий (навыков общения в группе, принятию коллективного решения с учетом своей точки зрения); побуждению обучающихся к самостоятельной деятельности и повышению интереса к предложенному материалу; пониманию, критическому рассмотрению и решению проблемы, представленной в кейсе (ситуации).
Разработанный нами комплекс внеурочных мероприятий «Призвание. Профессии. Пути» по профессиональной ориентации рассчитан на обучающихся 2 класса, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Содержание каждого занятия строится с включением кейса на разных его этапах: в начале - для того, чтобы настроить обучающихся на работу; в середине - кейс как ключевой момент занятия; в конце - как рефлексивный момент. Отметим, что выбранные занятия учитывают субъектную позицию школьников.
Представим тематическое содержание комплекса внеурочных мероприятий «Призвание. Профессии. Пути» по ранней профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Тематическое содержание комплекса внеурочных мероприятий «Призвание. Профессии. Пути» по ранней профессиональной ориентации
детей младшего школьного возраста
№ Тема внеурочного занятия Форма проведения внеурочного занятия Название кейса Количество часов
1. «Важный шаг» Дискуссия «История профессии» 1
2. «Профессиональное портфолио ученика» Мастер-класс «Я буду знать себя» 1
3. «Моя профессия мечты» Конкурс «Была профессия мечты» 1
4. «Моя будущая профессия» Тренинг «Карьерный рост» 1
5. «Какие мне интересны профессии» Круглый стол «Что же выбрать?» 1
6. «В нашей школе не только учителя» Классный час «Мое признание» 2
7. «Профессиональная лотерея» Интерактивная игра «Работа работой!» 1
8. «Я археолог» Экскурсия, мастер-класс «Будем ли мы копать?» 2
9. «Работа на производстве» Экскурсия «Причина увольнения» 2
10. «Откроем книгу» Экскурсия, мастер-класс «Трудности дня» 2
11. «Мастерство всех времен» Онлайн-викторина «Временные изменения» 1
12. «Кинозрители» Классный час «Камера! Мотор!» 1
13. «Профессиональный марафон» Игра «Путь вперед» 1
Из содержания таблицы следует разнообразная тематика внеурочных занятий с логически разработанными кейсами к каждому из них, реализованная через многообразные формы.
В связи с ограниченным объемом статьи приведем пример реализации одного внеурочного занятия по теме «Важный шаг».
Цель занятия - формирование представлений об истории появления профессий, раскрытие значимости профессии в современности.
Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи занятия:
1. Актуализировать знания об историческом аспекте появления профессии с применением кейс-технологии.
2. Показать важность профессий.
3. Формировать интерес к выбору профессий.
Внеурочное занятие начинали с организованного обсуждения термина «профессия» и выяснения его понимания с использованием приема «мозговой штурм». Данный момент послужил и мотивацией для последующей работы. В середине внеурочного занятия происходило деление на подгруппы, для дальнейшей работы над кейсом «История профессии», содержание которого представлено ниже.
Кейс «История профессии»
Описание ситуации: Жил первобытный человек и всегда трудился. Но жил каждый себе и не умел общаться с другими людьми. Самые главные человеческие потребности занимали все время, ведь надо было успеть добыть еду, соорудить жилье и заботиться о нем. Стал уставать от такой жизни первобытный человек, задумался, как же изменить свою жизнь. И пошел он, куда глаза глядели.
Увидел такого же человека как он, подошел и стал наблюдать за его работой. А оказалось, что он делает то же самое, только добычи с охоты у него больше, жилье совсем непригодное для укрытия. Посмотрел и пошел дальше.
Встретил еще одного человека, у которого совсем не было жилья, не было орудия для охоты, но питался он травами различными, такими, которые наш древний человек и не видел.
Стал возвращаться человек к своему месту, думал всю дорогу, что все по-разному живут, но захотелось ему помочь построить жилье для тех, кого он встретил. Так и уснул с такими мыслями.
Задания и вопросы:
1. Почему все люди выживали по-разному?
2. Почему человек решил помочь другим? Подумай, как это могло сказаться на труде людей?
3. Как люди могли жить, чтобы упростить свою жизнь и развивать свои умения?
Вот и стали люди жить целыми поселениями. Был среди них старейший человек, самый мудрый и грамотный. Сказал он однажды: «Скоро могут полезть на наши границы чужие и устроить бунт. Уберечь надо нам все!» Народ быстро придумал, что же нужно делать.
Но время шло, все больше появлялось нужд у людей, работы тоже. Так и делили они обязанности между собой.
Задания и вопросы:
1. Что могли предпринять люди по защите от чужаков?
2. Вообрази, как менялись потребности у людей и как они становились профессионалами своего дела?
3. Какие профессии могли появиться тогда?
Шли века, менялись не только люди. Появлялось все больше и больше возможностей трудиться. А главное, обучаться и развиваться.
Задания и вопросы (по кейсу):
1. Что происходило с профессией за промежуток жизни?
2. Важна ли профессия в современном мире и почему?
3. Нарисуйте, какая с вашей точки зрения, самая главная профессия в современном обществе. Объясните свой выбор.
4. Как вы считаете, какая главная мысль данного кейса?
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста
целесообразно использовать кейсы маленького объема. Работа над кейсом была организована в соответствии с необходимыми этапами до достижения результата: анализ ситуации; вариантов решения в подгруппах; выбор лучшего варианта решения; проработка в подгруппах оптимального варианта; представление каждой подгруппой своего варианта решения, фронтальное обсуждение [6].
Поскольку в рамках нашего комплекса внеурочных мероприятий это была первая работа с кейсом, приняли решение проводить некоторые этапы совместно со всеми участниками. Так, нами читалась ситуация, а работа над заданиями и вопросами обсуждалась внутри подгрупп, затем представлялось решение и анализировалось другими участниками.
В результате решения кейса ребята пришли к заключению, что «каждый осваивает какую-то профессию и потом приносит пользу другим». Нами была организована дискуссия на тему «Важность профессии и ее выбора». Основными вопросами были: зачем людям нужно выбирать профессию? Какие профессии вы знаете? Какие из них кажутся самыми важными? Почему важно учиться хорошо в школе, как это влияет на выбор профессии? Как ты думаешь,
что нужно уметь и знать, чтобы работать в интересной профессии? Обучающиеся отвечали на вопросы, выражали свое мнение. В обобщении всего сказанного на внеурочном занятии, выявили интересующие направления в исследовании профессиональной сферы.
В завершении внеурочного занятия «Важный шаг» была организована рефлексия. На данном этапе обучающиеся высказали свою позицию по отношению к интересу профессиональной ориентации и актуальности для них, делились впечатлениями о выполняемой работе во время внеурочной деятельности. Кейс-технология вызвала интерес у обучающихся, и мы получили положительные отклики об организованной работе. Практическое задание позволило рассмотреть профессиональный мир в наше время и вызвать интерес к ознакомлению других важных специальностей, актуальных на рынке труда сейчас. Дискуссия показалась детям очень интересной, информативной и познавательной. Также они отмечали, что было любопытно послушать мнения одноклассников. Поэтому в конце мы предложили обсудить дома с родителями вопрос о важности для них профессии и ее выбора.
Реализуемое занятие способствовало проявлению субъектной позиции самих школьников, которая проявлялась в занятой активной позиции, планировании своих действий по достижению цели, способности инициировать свою познавательную позицию на основе внутренней мотивации. Выбранные методы и формы взаимодействия побуждали к саморегуляции, самоанализу, самооценке.
Подводя итог, отметим, что решение проблемы реализации ранней профессиональной ориентации младших школьников во внеурочной деятельности мы видим в подборе актуальных и эффективных методов, приемов и кейс-технологии, которые способствуют лучшему усвоению знаний и мотивируют на дальнейшую самостоятельную работу над интересующими аспектами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 2006. - 233 с.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. - М.: Инфра-М, 2016 - 146 с.
4. Сычева Д.В., Хотулёва О.В., Зыков И.Е. Структура кейс-технологии и ее преимущества как технологии обучения в современной школе / Д.В. Сычева, О.В. Хотулёва, И.Е. Зыков // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 196-199.
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Просвещение. - Москва. - 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/.
6. Шварева О.В. Кейс-метод и его ресурсы в формировании педагогической компетентности социальных педагогов / О.В. Шварева // Вестник ТГПУ - 2012. - № 11. - С. 185-191.