УДК 376
ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПРОФЕССИИ: РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2020 М. В. Кудрявцева1, Ю. Р. Труфанова2
1канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: mvk2501@yandex. ru 2обучающаяся 2 курса магистратуры, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассматривается проблема ранней профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Раскрываются основные направления профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью младшего школьного возраста, описываются некоторые эффективные формы работы с детьми данной категории во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, обучающиеся младшего школьного возраста, профессиональная ориентация, внеурочная деятельность, трудовая деятельность, профессия.
THE FIRST STEPS TO THE PROFESSION: EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
© 2020 M. V. Kudryavtseva1, Y. R. Trufanova2
1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech
Therapy, Oligophrenopedagogy and the Basics of Special Education e-mail: [email protected] 2 2nd year master's student, direction of training 44.04.03 Special (defectological) education,
orientation (profile) Oligophrenopedagogics e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article deals with the problem of early professional orientation of students with intellectual disabilities. The main directions of career guidance work with students with mental retardation of primary school age are revealed, some effective forms of work with children of this category in extracurricular activities are described.
Keywords: intellectual disabilities, students of primary school age, professional orientation, extracurricular activities, work activity, profession.
В настоящее время освоение обучающимися с умственной отсталостью профилей трудовой подготовки в условиях обучения в образовательной организации
во многом определяет их успешную социализацию, обеспечивает полноценное участие в жизни общества и эффективную самореализацию в разнообразных сферах профессиональной деятельности. Крайне актуальной на современном этапе развития специального образования является проблема выбора профессии, адекватная оценка обучающимися собственных возможностей в ее освоении.
Опираясь на результаты исследований В.В. Коркунова, С.Л. Мирского, A.M. Щербаковой и др., собственный опыт практической деятельности, мы пришли к выводу о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями нет ярко выраженных профессиональных интересов и склонностей, их интересы неопределенны и расплывчаты. У детей отсутствуют представления о приоритетных направлениях своей профессиональной деятельности в соответствии с собственными возможностями [6; 8; 9].
У них отмечается несформированная мотивация к профессиональному самоопределению, недостаточно четкая, а в ряде случаев неправильная ориентированность в современном рынке труда, отсутствие раннего, осознанного выбора профессии [4; 7].
Кроме того, обучающихся с интеллектуальными нарушениями окружают социальные неблагоприятные ситуации: безработица, наличие криминогенных структур, пропаганда и распространение алкоголизма, наркомании и других вредных веществ, нежелание работодателей принимать лиц с умственной отсталостью на работу. Данные обстоятельства затрудняют профессиональную самореализацию и положительные жизненные перспективы [1].
Кроме того, у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдается неадекватный уровень притязаний в отношении предполагаемой профессии, который не соответствует их интеллектуальному потенциалу, уровню развития и образованию: многие дети хотят работать учителями, врачами, телеведущими, пожарными, сотрудниками полиции и т.д. О доступных им профессиях (столяра, слесаря, швеи, озеленителя, цветовода, горничной, маляра-штукатура и др.) некоторые обучающиеся даже не имеют представления.
В связи с этим проблема ранней профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является актуальной. Ее осуществление, по мнению Р.А. Афанасьевой и Е.А. Климова, способствует формированию предпосылок профессионального самоопределения, обеспечивающего адекватный выбор профессии [2; 5].
Б.В. Белявский отмечает, что профессиональная ориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями - это индивидуальный, специфический процесс, зависящий от характера отклонений в структуре дефекта, сохранности анализаторов, возможностей познавательной деятельности, соматического здоровья, желания и возможностей семьи участвовать в процессе образования; от готовности окружающего социума, системы образования, уровня профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей [3].
Коррекционно-педагогическая работа, направленная на ориентацию в профессиональной деятельности, адекватной способностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью, должна, на наш взгляд, начинаться как можно раньше, уже в младшем школьном возрасте. Прежде всего необходимо раннее изучение сформированности представлений обучающихся о профессиях и профилях трудовой подготовки, выявление сферы профессиональных предпочтений и способностей детей. Последующая ранняя профориентационная работа, построенная на результатах диагностики и включающая систему вариативных мероприятий, позволит создать адекватные представления о доступных детям профессиях, лучше понять, к какой
Кудрявцева М. В., Труфанова Ю. Р. Первые шаги к профессии: ранняя профессиональная ориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности
из профессий у них обнаруживается предрасположенность, сформировать интерес к освоению данной профессии, а также знания и качества личности, которые в дальнейшем станут основой профессиональной успешности каждого обучающегося.
Для достижения положительных результатов в данном направлении целесообразно вести работу в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Работа должна осуществляться комплексно по следующим основным направлениям (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления работы по ранней профессиональной ориентации _обучающихся с интеллектуальными нарушениями_
№ п/п Направление Описание Реализаторы
1. Диагностическое Изучение профессиональных способностей и предпочтений обучающихся Классный руководитель, педагог-психолог
2. Информационное Расширение представлений о круге современных профессий, в том числе тех, которые соответствуют возможностям обучающихся, и их важности в жизни (формирование представлений о труде взрослых, о профессиях) Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель
3. Образовательное Трудовое обучение детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: достижение личностных и предметных результатов Классный руководитель
4. Социально-психологическое Профессиональное самоопределение личности обучающегося средствами психолого-педагогической коррекции; развитие способностей у обучающихся к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях Социальный педагог, педагог-психолог
5. Рефлексивное Оценивание промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы Классный руководитель
В процессе урочной деятельности необходимо реализовывать диагностическое, образовательное, социально-психологическое и рефлексивное направления. В поурочное планирование различных учебных предметов целесообразно включать задания, содержание которых связано с профилями трудового обучения, которые могут быть освоены обучающимися. Такие задания следует предлагать на этапе закрепления изученной темы. На наш взгляд, наиболее целесообразно использовать данные задания на уроках математики, русского языка, мира природы и человека, ручного труда (технологии), изобразительного искусства. Для наглядности приведем несколько примеров (табл. 2).
Таблица 2
П Примеры заданий, связанных с профилями трудовой подготовки_
Предмет Содержание обучения Форма реализации
Математика Арифметические задачи Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись швее, столяру, слесарю и т. д.)
Русский язык Части речи Работа по карточкам с названиями профессий. Запись нескольких названий предметов труда, характерных для определенной профессии, определение частей речи (например, для швеи: ножницы, игла, наперсток, швейная машинка, утюг, нитки и т. д.)
Изучение словарных слов Запись под диктовку словарных слов (например: растение, семена, аллея, береза, земледелие, заповедник, озеленитель и т. д.)
Мир природы и человека Занятия людей весной, осенью Беседа о деятельности представителей «сельскохозяйственных» профессий (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и др.)
Ручной труд (технология) Темы, посвященные профессиям Моделирование ситуаций, в которых обучающиеся играют роли представителей различных профессий: швеи, столяра, слесаря, машиниста и др.
Изобразительное искусство Темы, посвященные оформительскому искусству Практические задания, позволяющие каждому обучающемуся попробовать себя в роли облицовщика-плиточника, повара-кондитера, сборщика обуви и др.
В процессе внеурочной деятельности целесообразно реализовывать информационное направление. Оно предполагает ознакомление обучающихся с умственной отсталостью с современными и доступными им профессиями, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми к представителю конкретной профессии, видами производства и условиями труда, состоянием и перспективами развития рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
На наш взгляд, в рамках осуществления ранней профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями следует проводить внеурочные мероприятия в рамках различных видов деятельности: игровой, познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, досугово-развлекательной, туристско-краеведческой, в процессе проблемно-ценностного общения, художественного и социального творчества.
Наиболее эффективными формами работы с обучающимися младшего школьного возраста, по нашему мнению, являются классные часы, беседы, оформление стендов (например, стенда «Профессии») в пространстве класса, экскурсии, игры, беседы с приглашенными специалистами, конкурсы, просмотр и обсуждение фильмов, профессиональные пробы. В ходе из проведения целесообразно использовать в сочетании словесные, наглядные и практические методы.
Приведем примеры отдельных внеурочных мероприятий, способствующих осуществлению ранней профессиональной ориентации детей с интеллектуальными нарушениями.
Так, в процессе внеурочного занятия с элементами игры «У кого мастерок, у кого молоток» происходит расширение знаний обучающихся об инструментах и орудиях труда, которыми пользуются представители различных профессий. На оргмоменте создается рабочая атмосфера и происходит подготовка обучающихся к занятию. Далее учитель дает краткую историческую справку об истории происхождения орудия труда / инструмента и уточняет содержание данных понятий. В ходе беседы закрепляются знания детей о назначении отдельных инструментов и их связи с определенным видом профессиональной деятельности (например, повару на кухне нужны чайник, кастрюля, сковорода и др.). В процессе игры «Ремонт» детям предлагается подобрать инструменты для ремонта деревянных изделий: стула, стола, скамейки (молоток, плоскогубцы, отвертка). В игре «Черный ящик» каждый обучающийся опускает руку в черный ящик, на ощупь находит инструмент, называет его, а затем проверяет себя, достав орудие труда из ящика. Соотнести инструмент с определенной профессией позволяет проведение дидактической игры «Кому нужны эти инструменты?»: необходимо подобрать нужный инструмент к профессии
Кудрявцева М. В., Труфанова Ю. Р. Первые шаги к профессии: ранняя профессиональная ориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности
(строителя, маляра, столяра, слесаря). Обобщение и систематизация знаний обучающихся об инструментах осуществляется в ходе игры «Третий лишний» (например, игла, наперсток, молоток; лишний - молоток).
Далее, в процессе занятия-путешествия «Путешествие в город мастеров» осуществляется уточнение и обобщение знаний обучающихся о профессиях. Учитель рассказывает о том, что сегодня они отправятся в путешествие по 5 районам, которые соответствуют профессиональным сферам (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). После этого обучающимся дается задание, в котором им необходимо составить план района, придумать название улиц, заселить в дома сказочных героев (например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек). Далее, с помощью задания «Должность» дети рассказывают про обязанности, которые выполняют сказочные жители в каждом районе. В конце занятия учитель проводит игру «Дополни предложение о профессиях», которая позволяет обобщить и закрепить знания обучающихся о профессиях. Например, булки нам и калачи каждый день пекут... (пекари, а не врачи); складки, карманы и розовый бант, платье красивое сшил... (портной, а не музыкант).
На экскурсии в мастерскую «Столярное дело», происходит закрепление полученных знаний обучающихся о профессии «Столяр». Для сообщения темы экскурсии учитель дает задание собрать разрезанную пословицу «Труд человека кормит, а лень - портит», проводится беседа по данной пословице. После этого обучающиеся прослушивают стихотворение о профессии «Столяр», определяя круг обязанностей, соответствующих данной профессии. Для ознакомления обучающихся с инструментами, которыми пользуется столяр в своей работе (пила, молоток и гвозди, рубанок, сверло, шуруп и отвертка, клещи), используются загадки. После отгадывания слова педагог демонстрирует отгадку - натуральный предмет. Далее происходит показ станков, краткий доступный для детей младшего школьного возраста рассказ об их назначении. В конце экскурсии осуществляется показ готовых изделий (журнальный столик, табурет, полочка для книг, кухонные принадлежности) с целью формирования мотивации у обучающихся к освоению профессии «Столяр».
Таким образом, организация и реализация в образовательной организации работы по ранней профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями будет способствовать формированию у детей знаний о различных профессиях, их роли в жизни общества и каждого человека, позволит раскрыть преимущества доступных обучающимся профессий, повысить мотивацию к их освоению, заложить основы профессионального самоопределения. Такая работа должна охватывать все основные направления: диагностическое, информационное, образовательное, социально-психологическое, рефлексивное; предусматривать варьирование форм, методов и средств; проводиться как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности.
Библиографический список
1. Антропова Т. С. Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 265-268.
2. Афанасьева Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. 2015. № 6. С. 148-154.
3. Белявский Б. В. Вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной образовательной организации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 8. С. 10-17.
4. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1969. 215 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
6. Коркунов В. В. Организация и содержание трудового воспитания во вспомогательной школе: метод. рекомендации. Свердловск: Свердлов, гос. пед. ин-т, 1986. 133 с.
7. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002. 192 с.
8. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы // Дефектология, 1989. № 3. С. 4-5.
9. Щербакова A. Ы. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 315 с.