Научная статья на тему 'О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности'

О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / AFTER-HOUR ACTIVITY / PEDAGOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова О. И.

В статье представлены результаты исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности; рассмотрен педагогический потенциал внеурочной деятельности в рамках профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF RESEARCHING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GRADUATES IN SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS OF VIII KIND IN AFTER-HOUR ACTIVITY

In the article the results of researching professional self-determination of graduatesin special (correctional) schools of VIII kind in after-hour activity are presented; the pedagogical potential of after-hour activity within the limits of professional self-determination is considered.

Текст научной работы на тему «О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности»

УДК 373.6+376.048.45

О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА г. ОРЕНБУРГА

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© О. И. Акимова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»

Россия, 460000 г. Оренбург, ул. Советская, д. 19.

Тел. +7 (3532) 77 98 40.

E-mail: akimovaolga_72@mail.ru

В статье представлены результаты исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности; рассмотрен педагогический потенциал внеурочной деятельности в рамках профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, внеурочная деятельность, педагогический потенциал.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) VIII вида связана с необходимостью оказания помощи учащимся, страдающим легкой степенью умственной отсталости в их профессиональном самоопределении для своевременной успешной социализации, и обусловлена необходимостью уточнения теоретических подходов к решению обозначенной проблемы, теоретического обоснования содержания педагогической работы по профессиональному самоопределению средствами внеурочной деятельности и отсутствием научно обоснованных исследований в данном направлении.

Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) VIII вида привлекали внимание ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью в деле адаптации и социализации учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни (А. А. Г натюк [1], Г. М. Дульнев [2], В. В. Коркунов [3], В. А. Шинкаренко [4] и др.).

Данные исследований О. К. Агавеляна [5], Н. И. Букун [6], Н. Л. Коломинского [7] и других свидетельствуют о том, что большинство выпускников специальных (коррекционных) школ для детей с умственной отсталостью способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. Процесс их профессионального самоопределения происходит часто стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. В настоящее время, с переходом к рыночной экономике, предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной умелости работников производственного и обслуживающего труда. Невозможно плодотворно работать, если профессия не приносит морального удовлетворения, не радует результатами.

В современной науке и практике олигофренопедагогики внимание исследователей сосредоточено, главным образом, на организационных вопросах, а не на содержательной стороне работы по формированию профессионального самоопределе-

ния выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности.

Проведенное нами исследование позволяет решить актуальные значимые теоретические и практические задачи, связанные с проблемой профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности [8].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида является актуальной для современной педагогической науки и школьной практики [9]. В результате было уточнено понятие «профессиональное самоопределение», под которым мы понимаем сложную систему, составную частью целостного жизненного самоопределения, выражающую отношение личности к профессионально-трудовой среде [10]. Нами отмечено, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, то есть профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Исходя из этого важность процесса профессионального самоопределения невозможно недооценивать.

В ходе исследования нами определены следующие критерии сформированности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида: рефлексивный, личностно-деятельностный и информационнодеятельностный.

Рефлексивный критерий характеризует степень знания учащимися своих психофизиологических особенностей и соотносится с психофизиологическим компонентом профессионального самоопределения. Показателями рефлексивного критерия являются: сформированность интереса к избираемой сфере труда, характер мотивов выбора профессии, соответствие здоровья требованиям избираемой профессии.

Личностно-деятельностный критерий характеризует степень понимания личностной и социальной значимости правильного выбора профессии и соотносится с нравственным компонентом профессионального самоопределения. Показателями личностно-деятельностного критерия являются: осознание смысла и цели своей жизни, трудолюбие, понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала, сформированность профессионально важных личностных качеств, стремление к профессиональному самовоспитанию.

Информационно-деятельностный критерий

характеризует наличие первоначальных профессиональных знаний и умений и соотносится с практическим компонентом профессионального самоопределения. Показателями информационно-деятельностного критерия являются: сформированность твердого профессионального намерения; знание содержания, условий труда и формулы предпочитаемой профессии, а также требований профессии к человеку; наличие трудового опыта по избираемой профессии; наличие первоначальных профессиональных знаний и умений; знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста; согласованность профессионального намерения с родителями.

Определены и учтены факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида: объективные (состояние здоровья учащихся, социально-экономические условия жизни людей, духовная культура общества, средства массовой информации, сеть учреждений начально -го и среднего профессионального образования, учебно-производственных комбинатов и др.) и субъективные (желание выпускников получить профессиональное образование, их мотивы выбора профессии, интерес к профессии, внутреннее побуждение учащихся к самореализации и определению жизненных перспектив, направленность личности на будущую профессию и др.) [8].

Мы выявили особенности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества. У учащихся диапазон интересующих их профессий охватывает известные им профессии

или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Умственно отсталые учащиеся выпускных классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы; практические занятия им нравятся больше на производстве, чем в школе. У многих учащихся обнаруживается значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель, учитель и т.д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и др.). Для учащихся с нарушением интеллекта характерным является нарушение ориентировки в сложной жизненной ситуации, тем более при выборе будущей профессии [11].

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ современной ситуации в специальных (коррекционных) школ VIII вида позволил выявить причины, затрудняющие выбор профессиональных намерений учащихся: недостаточное знание учащимися мира профессий; низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность их (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях; отсутствие знаний о профессиональной пригодности.

Нами выявлен и обоснован педагогический потенциал внеурочной деятельности в решении проблемы профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Внеурочная деятельность представляет собой пространство освоения социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей и выступает предпосылкой порождения мотивированного целе-полагания и целереализации задач профессионального самоопределения. Внеурочная деятельность старшеклассников является самостоятельным источником их внутренней удовлетворенности, социальной интеграции, самовыражения. Внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с учащимися. Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая

обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, составляющая предмет нашего исследования, отличается тем, что выступает основным родом занятий, то есть трудом. Это происходит потому, что учеба превращается для данной категории учащихся во внешнюю, кем-то заданную необходимость и перестает быть средством саморазвития личности и ее самореализации. Во внеурочной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида потенциально заложены условия для их профессионального самоопределения. Педагогическая ценность внеурочной деятельности для решения вопросов профессионального самоопределения заключается в многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенциала человека. Педагогический потенциал внеурочной деятельности заключается в совокупности использования педагогических средств, форм, методов и педагогических условий ее организации, способствующих эффективному профессиональному самоопределению выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Нами выявлен исходный уровень профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Методы диагностики, применяемые для учащихся старших классов общеобразовательных школ, не могут быть использованы для той же возрастной группы подростков с умственной отсталостью. Это объясняется наличием психофизиологических особенностей интеллектуальной, познавательной, эмоциональноволевой сфер умственно отсталых выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида. В связи с этим был адаптирован имеющийся диагностический инструментарий в соответствии с учетом контингента учащихся с умственной отсталостью: во-первых, нами были сформулированы вопросы анкет таким образом, чтобы они были понятны испытуемым; нами снято жесткое ограничение во времени при выполнении заданий.

Опираясь на результаты исследования, мы заключили, что формирование профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности не может протекать одинаково для всех школьников, следовательно, возникла необходимость выделения групп школьников с умственной отсталостью с разными уровнями сформированно-сти профессионального самоопределения: высокого, уровня выше среднего, среднего уровня, уровня ниже среднего и низкого.

Проведенный констатирующий эксперимент показал, что для обеих групп участников эксперимента результаты были примерно идентичны и характеризовались следующим образом:

- интерес к избираемой сфере труда сформирован частично, характер мотива выбора профессии не всегда связан со знанием содержания труда и своих возможностей, здоровье не полностью соответствует требованиям избираемой профессии;

- осознание смысла и цели своей жизни недостаточно ясное, отношение к труду положительное, профессиональный идеал определен, при этом наблюдается недостаточно ясное понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, стремление к профессиональному самовоспитанию частично сформировано;

- у большинства участников эксперимента профессиональные намерения не сформированы; объем знаний содержания, условий труда предпочитаемой профессии и требований профессии к человеку недостаточный; немногие учащиеся имеют личный трудовой опыт по избираемой профессии и частичные первоначальные профессиональные знания и умения; около половины учащихся обладают достоверными знаниями способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста, родители с профнамерениями учащихся не согласны ввиду неадекватности принимаемого учащимися решения.

Теоретический анализ литературы и полученные результаты эксперимента позволили разработать содержание программы по формированию профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности.

В ходе реализации разработанной нами программы профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности (утверждена Министерством образования Оренбургской области) на первом этапе экспериментальной работы у учащихся формировались представления о себе и мире профессий. В дальнейшей экспериментальной работе школьниками приобретались знания, способствовавшие овладению будущей профессией посредством включения во внеурочную деятельность. На заключительном этапе реализации программы профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида были организованы профессиональные пробы, в процессе прохождения которых учащиеся могли соотнести себя с требованиями, предъявляемыми профессией.

Выбираемые формы внеурочной деятельности, в которую включались учащиеся, зависели от психофизиологических особенностей школьников и уровня сформированности их профессионального самоопределения. С этой целью использовались адаптированные наборы методик изучения лично-

сти школьника с нарушением интеллекта, факультативные курсы, видеофильмы и кинолектории о профессиях, профессиональные пробы. Особое место отводилось организации работы кружков.

Внеурочная деятельность включала организацию и проведение факультативных занятий, предоставление информации о профессиях (классные часы, экскурсии, беседы с представителями профессий, доступных школьникам с легкой степенью умственной отсталости, изучение психофизиологических особенностей учащихся, их интересов, склонностей и способностей; консультации по выбору профессии, профессиональные пробы в рамках занятий кружков в процессе профориентационных игр и общешкольных мероприятий. Помощь педагогам школы оказывали библиотекарь, специальный психолог, педагоги дополнительного образования областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко, работники театра кукол «Пьеро», областного кукольного театра, Ордена милосердия и центра «Прикосновение» г. Оренбурга.

Осуществление педагогической работы по формированию и повышению эффективности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида улучшило состояние их профессионального самоопределения, что отразилось в следующем: повысился уровень сформированности интереса к избираемой сфере труда, так как выросло количество учащихся, имеющих средний уровень и выше среднего; отмечается связь характера мотивов выбора профессии со знанием содержания труда и своих возможностей; повысился уровень знаний учащихся о состоянии здоровья. В экспериментальной группе отмечена динамика в формировании психофизиологического компонента профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Улучшилось осознание смысла и цели своей жизни, увеличилось количество учащихся с положительным отношением к труду, четким пониманием личностной и социальной значимости правильного выбора профессии. Отмечается увеличение количества учащихся, у которых имеется профессиональный идеал. Улучшилось качество сфор-мированности профессионально важных личностных качеств. Таким образом, в экспериментальной группе отмечена динамика в формировании нравственного компонента профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Повысились показатели сформированности твердого профессионального намерения; улучшилось качество знаний учащихся о содержании, условиях труда. Увеличилось количество учащихся, имеющих личный трудовой опыт по избираемой профессии; улучшились показатели первоначальных профессиональных знаний и умений. Возросло количество учащихся, знающих способы приобретения профессии и перспектив профессионального

роста. В экспериментальной группе отмечена динамика в формировании практического компонента профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Сопоставление результатов экспериментальной работы показало, что существенно изменилось в положительную сторону соотношение групп школьников по уровню и содержательному наполнению их профессионального самоопределения. Особенно это проявилось у школьников, имевших ранее низкий уровень профессионального самоопределения.

Внеурочная деятельность, организованная с целью формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ для VIII вида, стала приносить им удовлетворение, в результате чего школьники делали обоснованный выбор профессии, учитывающий индивидуальные психологические особенности личности, овладение набором комплексных знаний об особенностях выбранной профессии и умений, востребованности на рынке труда.

В связи с этим можно говорить об эффективности проведенной нами педагогической работы в рамках реализации программы профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности, которая подразумевает профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьников, знакомство с конкретными специальностями); пропаганду профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной школы) VIII вида; изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом).

Для статистического доказательства достоверности изменений в уровне показателей профессионального самоопределения экспериментальной группы на начальном и заключительном этапах эксперимента исследуемым параметрам был использован О-критерий знаков. Нами была сформулирована гипотеза: преобладание сдвига в сторону повышения уровня профессионального самоопределения является значимым. Оэмп. < 00,01. Преобладание типичного сдвига достоверно.

Для оценки различий между двумя выборками по уровню профессионального самоопределения на контрольном этапе экспериментального исследования использован непараметрический Q-критерия Розенбаума. Нами была сформулирована гипотеза: учащиеся экспериментальной группы превосходят учащихся контрольной группы по обобщенному показателю уровня сформированности профессионального самоопределения. Qэмп. > Q 0,01, следовательно гипотеза подтверждена.

Это подтверждает эффективность проведенной работы по формированию профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности.

Таким образом, реализация предложенной нами программы по формированию профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ для VIII вида во внеурочной деятельности позволяет повысить уровень профессионального самоопределения участников экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольной группы, которые обучаются в условиях традиционного профессионального самоопределения. У учащихся экспериментальной группы выявлены повышенные показатели сформированности твердого профессионального намерения, качества знаний о содержании, условиях труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнатюк А. А. Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательной школы [Текст]: 13.00.03: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Моск. пед. гос. ин-т им. В. И. Ленина. М. [б. и.], 1987. 23 с.

2. Дульнев Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы и процесс трудового обучения // Кор-

рекционная роль обучения во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева М., 1971. С. 56-82.

3. Коркунов В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1998. 124 с.

4. Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. Минск [б.и.], 1990. 235 с.

5. Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы // Дефектология. 1974. №>1. С. 3-5.

6. Букун Н. И. Совершенствование процессов социальнотрудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ / Н. И. Букун, А. И. Даний, А. И. Иваницкий. Кишинев [б. и.], 1990. 157 с.

7. Коломинский Н. Л. О формировании самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы [Текст] // Дефектология. 1972. №6. С. 30-34.

8. Григорьев Д. М. Внеурочная деятельность школьников / Д. М. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 173 с.

9. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2010. 319 с.

10. Профессиональное самоопределение: выбор профиля

обучения и профессии: учебное пособие для учащихся 9 класса / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. М.: Академия: Московский учебник, 2010. 175 с.

11. Николаева Е. П. Профориентация выпускников с нарушением интеллекта // Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики: мат-лы науч.-практ. конф. / сост. И. С. Линькова [и др.]. Екатеринбург [б.и], 2007. С. 156-161.

Поступила в редакцию 27.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.