Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ'

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ»

Весь процесс работы сопровождается мастер-классами студентов техникума. Мастер-классы подобраны в соответствии с рассматриваемой тематикой, например, при изучении основных цветовых моделей учащимся предлагается посетить мастер-класс по подбору и конвертированию цветов из одной цветовой модели в другую. Перед началом работы по созданию фирменного стиля учащиеся принимают участие в мастер-классе по разработке фирменных стилей и знакомятся с основными особенностями работы. В начале третьего этапа учащимся предлагается посетить мастер-класс по построению и конструированию сайтов с использованием конструкторов. По итогу работу каждый участник профессиональных проб имеет собственные наработки по выбранной теме, методические рекомендации по выполнению задания и дальнейшей работы в данном направлении.

Как уже было сказано, профессиональные пробы — это один из методов профориентаци-онной работы, который применяется в основном при работе с учащимися среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений, но ведь профессиональное становление человека начинается с более раннего возраста. В связи с этим в рамках школы юного программиста нами были организованы и проведены занятия для учащихся начальной школы. На теоретических занятиях дети познакомились с профессиями в области информационных технологий. На практических — школьники получили пер-

вые навыки работы на персональных компьютерах, в частности в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop. Закрепление полученных знаний происходило в форме выполнения интерактивных заданий. Итогом работы школы юного программиста стал коллаж из работ, выполненных учащимися за период обучения.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью говорить о том, что благодаря активному взаимодействию со школьниками в рамках профессиональных проб мы готовим абитуриентов к самостоятельному выбору специальности. Студенты, которые посещали профессиональные пробы, имеют хорошие результаты в учебной деятельности, принимают активное участие в профессиональных пробах, но уже в качестве наставников, и с удовольствием делятся своим опытом, а также помогают педагогам техникума в разработке электронного контента, электронных учебно-методических комплексов, обучающих стендов.

Можно сделать следующие выводы:

• участие в профессиональных пробах позволяет учащимся раскрыть свои способности в выбранном направлении и почувствовать себя специалистом;

• участники профессиональных проб делают осознанный выбор будущей профессии;

• в процессе обучения студенты, которым профессиональные пробы помогли определиться с выбором профессии, показывают высокие результаты.

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

О. Н. Залашкова, заместитель директора МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями составляют особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы, дети данной категории могут получать общее образование в отдельных организациях. Такие организации, наряду с функцией реализации программ общего образования, коррекции, компенсации умственного и физического разви-

тия детей с интеллектуальными нарушениями, призваны обеспечить также общесоциальную задачу: трудовую подготовку учащихся. Качественное решение школой этой задачи может позволить выпускнику быть готовым к получению профессиональ-

(

ЛГ- fit*.

ной подготовки и полноценному включению его в производительный труд.

Однако в сложившейся практике жизнеустройства выпускников с интеллектуальными нарушениями наблюдаются серьезные затруднения, препятствующие их профессиональной интеграции в общество. Такие затруднения обусловлены несколькими факторами:

• социальная незащищенность выпускников в условиях современной экономики;

• неадекватная оценка своих возможностей и способностей при определении специальности, рабочей профессии;

• отсутствие поддержки семьи;

• неумение выстраивать отношения с окружающими людьми;

• бедность жизненного опыта;

• потребительское начало в основе жизненных планов.

Следует также отметить неустроенность выпускников и после получения специальности в системе начального профессионального образования. Работодатели чаще всего отказывают в приеме на работу таких детей по причине отсутствия у них практики, опыта работы по специальности. В итоге чаще всего выпускники выполняют низкооплачиваемую, тяжелую, неквалифицированную работу. Это в свою очередь, влияет на их дальнейшую жизнь — правонарушения, алкоголизм, социальная неустроенность.

Опыт работы педагогического коллектива МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» города Меж-дуреченска представляет собой систему реабилитации и социально-трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основе профориен-тационной работы лежит программа по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 1-9-х классов «Путь к профессии».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие» создано в 1962 году и осуществляет образовательную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показатели отклонений в здоровье у учащихся чрезвычайно неоднородны: это нарушения интеллекта, расстройства аутического спектра, множественные нарушения развития. Дети в силу своих психических особенностей имеют низкие показатели общего состояния здоровья. Учреждение функционирует в режиме полного дня, поэтому значительную часть дня дети проводят в стенах школы.

Общеобразовательное учреждение может эффективно воздействовать на процессы социальной адаптации своих выпускников.

Убеждение в том, что школа может существенно влиять на уровень подготовленности выпускников к взрослой жизни, послужило причиной формирования системы трудовой подготовки учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Система трудовой подготовки включает направления:

• Создание среды для образовательной деятельности, в том числе:

— внедрение инновационных программ и технологий, интегрирующих образовательные и внеурочные компоненты, направленные на улучшение качества трудовой подготовки, расширение возможностей выбора рабочей специальности, развитие коммуникативных способностей;

— приоритет трудового воспитания учащихся 1-9-х классов как необходимое условие профессионального самоопределения выпускников;

— привлекательность уроков трудового обучения, социально-бытовой ориентировки.

• Построение учебного процесса на принципах взаимоуважения педагогов и учащихся, развитие коммуникативных связей и партнерства.

• Совершенствование социального партнерства в системе «педагог — выпускник — родитель».

• Активизация работы педагогов по сопровождению выпускников после окончания школы.

Реализация заявленных направлений осуществляется в соответствии с долгосрочным комплексом мероприятий по организации социально-психолого-педагогической деятельности, направленных на улучшение качества подготовки обучающихся к жизни, их социальной адаптации.

Подготовка обучающихся к жизни рассматривается педагогами школы как единый процесс трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Формирование ценностных ориентиров — понимание необходимости труда, желание трудиться — начинается в начальных классах через овладение навыками самообслуживания, общепрактическими трудовыми навыками на уроках ручного труда, ремесла, во внеурочное время в рамках творческих занятий.

Продолжается работа в 5-7-х классах на уроках социально-бытовой ориентировки, трудового обучения, в кружках «Хозяюшка», «Мастерица», «Цветовод-декоратор», «Делаем своими руками», «Народные промыслы», «Парикмахерское дело», «Ландшафтный дизайн». На этом

этапе организована работа по профессиональному просвещению, происходит знакомство с рабочими профессиями, закрепление навыков самообслуживания, общих трудовых умений, формируется мотивация к общественно полезному труду, формируются качества, необходимые человеку в процессе трудовой деятельности — умение взаимодействовать, оказывать помощь, принимать помощь, быть полезным обществу. Этим целям служат реализуемые в школе проекты и акции «Мы там, где нужна наша помощь», «Мелочные фантазии, или чья-то жизнь уже не мелочь», «Школьный двор», «В чистом городе — чистые улицы».

Учащиеся 8-9-х классов более детально знакомятся с рабочими специальностями,востребо-ванными на рынке труда города, их общественной значимостью. Много внимания уделяется вопросам понимания собственных интересов, возможностей и способностей. Информационные беседы сочетаются с экскурсиями на предприятия, в организации потребительского рынка, городского хозяйства. Особое место в проф-ориентационной работе занимают следующие мероприятия: встречи со специалистами разных профессий, пропаганда профессий родителей, встречи с успешными выпускниками школы, специалистами центра занятости населения.

В практику профориентационной работы активно внедряются новые формы: например, череда традиционных экскурсий на предприятия и в учреждения города завершается для девятиклассников производственной практикой в муниципальном управлении по благоустройству, транспорту и связи с выполнением трудовых обязанностей дворника, озеленителя, уборщика служебных помещений, рабочих по обслуживанию городских дорог.

Для достижения результата в трудовом воспитании учащихся, их успешной профориентации в учреждении созданы благоприятные условия. Профессионально-трудовое обучение реализуется через профили в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд, цветоводство. Во внеурочной деятельности реализуется модуль «Парикмахерское дело». Имеются современные, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами, материалами трудовые мастерские: столярная, швейная, кабинет ремесла, кабинет социально-бытовой ориентировки. В школе реализуется программа «Моя будущая профессия», старшеклассники участвуют в муниципальной программе «Профессиональное будущее».

Целенаправленная работа по профориентации учащихся дает положительные результаты. За последние три года отмечается положительная динамика показателей, характеризующих состояние самоопределения выпускников школы: увеличилось на 11 % число продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях, на 5 % — число тех, кто выбрал путь получения специальности через курсовую подготовку, организуемую центром занятости населения.

В целях решения затруднений, возникающих у выпускников в вопросах их жизненного устройства, школа взяла на себя функцию постшкольного сопровождения как части профориентаци-онной работы.

Для выпускников школы трудным этапом является первый год обучения в профессиональной образовательной организации: новые правила проживания в общежитии, новый коллектив учащихся, взаимоотношения с которыми не всегда дружелюбные. Организовано шефство «сильных над слабыми». Ребята-шефы оказывают помощь тем, кто в ней нуждается, в обустройстве быта, в адаптации к системе обучения. Шефы оберегают «слабых» от посягательств агрессивных, асоциальных учащихся, также взаимодействуют с классными руководителями школы для принятия оперативных мер по разрешению конфликтных ситуаций.

На базе школьных мастерских проводится производственная практика по специальности (столяр, плотник, швея, озеленитель, штукатур-маляр). Как правило, практика проходит на втором году обучения в течение трех последних месяцев учебного года. Третий год подряд практикуется прием на работу по гражданско-правовым договорам выпускников школы, учащихся училища, осваивающих специальность штукатура-маляра, для выполнения общестроительных работ при ремонте помещений школы. Выпускники имеют возможность освоить процесс организации трудовых отношений, приобрести профессиональный опыт, получить материальное вознаграждение.

Школа реализует программу создания современной школьной инфраструктуры. Так, силами выпускников произведены современные ремонты учебных и административных кабинетов, кабинетов специального назначения. На сегодняшний день обновлено 86 % помещений школы, из них в 70 % — работы выполнены выпускниками.

Педагоги школы, проводя профориентаци-онные мероприятия, демонстрируют ученикам

результаты качественного труда выпускников, показывают образцы профессионального самоопределения, востребованность рабочих специальностей.

Проблема самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями, их адаптация к обществу является одной из наиболее сложных и актуальных проблем в педагогике. Педагогическая практика МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» г. Междуреченска — это попытка найти педагогические пути, обеспечивающие повышение возможности успешного самостоятельного жизнеустройства таких детей.

На сегодняшний день можно отметить результаты профориентационной работы и работы по постшкольному сопровождению выпускников:

• в общеобразовательном учреждении, реализующем адаптивные образовательные программы, созданы специальные условия, необходимые для подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к самоопределению: наличие

образовательных программ трудовой подготовки учащихся, программы внеурочной деятельности по профориентации, наличие материально-технической, учебно-методической базы для организации учебного процесса, внеурочной деятельности, производственной практики;

• повышение готовности у учащихся к самостоятельной жизни: за последние три года увеличилось на 21 % число 9-классников, ориентированных на получение рабочей специальности (76 % от общего числа учащихся);

• разработан механизм взаимодействия общеобразовательной организации с заинтересованными организациями, предприятиями по вопросам профориентации школьников и производственной практики.

Описанный опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по вопросам профориентации и постшкольного сопровождения выпускников может быть использован в педагогической практике коррекционных школ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Е. А. Калина, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 34, г. Кемерово

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. От правильного выбора профессии зависит удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, также успешность его профессиональной карьеры, возможность самореализации в жизни.

Проблема профессионального самоопределения учащихся занимает особое место в системе современного образования. В п. 2 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и твор-

ческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1].

Средняя общеобразовательная школа № 34 с 2018 года является пилотной площадкой по реализации регионального проекта по ранней профориентации учащихся «Сто дорог — одна моя».

Основной целью профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым. Проф-ориентационная работа в этот период заключается в основном в профессиональном просвещении детей и пробуждении у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.