количество опрошенных применяют прописи как средство развития мышц кисти у детей на этапе предшкольного образования. Существуют различные виды прописей, в которых представлены упражнения в виде обведения рисунков по контуру, элементов фигур, письменных букв, цифр, выполнение которых оказывает положительное влияние на подготовку руки к обучению письму в начальной школе. Однако родители в силу собственной некомпетентности недооценивают значение этого средства на этапе подготовки к школе, считая, что оно может быть использовано только в рамках школьного обучения.
Незначительно используются респондентами (2,4%) работа с разрезными картинками и средства декоративно-прикладного творчества (бисероплетение, шитье), изготовление поделок из крупы, соленого теста. Эти виды деятельности детей возможны только при активном участии взрослых, у которых должны быть сформированы соответствующие компетенции.
Наименьшей популярностью (отметили 1% респондентов) пользуются сенсорные коврики и упражнения для сенсорной интеграции. Применение этих средств требует специального оборудования и подготовки. В настоящее время они только набирают популярность и, в отличие от Монтессори-материалов, родители еще не имеют достаточной информации об эффективности данных техник в развитии мелкой моторики у будущих первоклассников.
Выводы. Таким образом, наше экспериментальное исследование выявило необходимость методического сопровождения формирования компетентности родителей в развитии мелкой моторики кисти у детей в процессе подготовки к школе. Эта работа должна основываться на учете следующих принципов, указанных в исследовании Г.Г. Зак, А.В. Кубасова, Н.В. Сергеевой:
- совместное с ребенком определение цели предстоящей деятельности;
- пошаговое планирование действий ребенка с подобранными материалами;
- стимулирование к многократному повторению ребенком действий с целью формирования навыка, в сочетании с поощрением его достижений;
- поэтапный контроль деятельности ребенка со стороны родителя в процессе освоения новых средств развития моторики мышц кисти с предоставлением моментальной обратной связи [3].
Необходимо совершенствовать информационно-просветительскую деятельность педагогов с родителями о значении средств художественного и технического моделирования, работы с прописями, сенсорных ковриков и упражнений по развитию сенсорной интеграции в решении данной проблемы. Эта деятельность может осуществляться как в очном формате, так и в форме сетевых сообществ - форумов, чатов, родительских групп. Они могут содержать практикумы, вебинары, мастер-классы, творческие мастерские для родителей по овладению компетенциями в развитии мелкой моторики кисти у будущих первоклассников.
Литература:
1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
2. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение: кн. для учителя / Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, О.А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
3. Зак, Г.Г. Система работы по коррекции мелкой моторики у детей с синдромом Дауна («театр движений») / Г.Г Зак, А.В. Кубасов, Н.В. Сергеева // Специальное образование. - 2013. - № 3(31). - С. 63-72
4. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
6. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе / Т.Л. Павлова. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.
7. Храмцова, Н.В. Практические аспекты формирования познавательных УУД у младших школьников / Н.В. Храмцова, Д.С. Переломова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspekty-formirovaniya-poznavatelnyh-uud-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения 16.01.2023)
8. Профессиональный стандарт педагога. - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 16.01.2023)
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.01.2023)
10. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.
11. Чердынцева, Е.В. Технологии формирования психологопедагогической компетентности у родителей младших школьников / Е.В. Чердынцева // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 24-26
12. Якубенко, О.В. Нейрофизиологические основы педагогического сопровождения развития речи детей раннего возраста / О.В. Якубенко, О.А. Зайко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 89-94
Педагогика
УДК 37.047
кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются возможности работы по ранней профориентации детей дошкольного и младшего возраста. Проанализированы нормативные документы, касающиеся данной проблемы. Приведены основные понятия и точки зрения разных авторов. Описывается опыт работы в данном направлении. Рассмотрены варианты организации работы по ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Основной акцент делается на проведение совместных мероприятий с родителями и ознакомление с произведениями изобразительного искусства, просмотр видеоматериалов. В статье приведены примеры создания видеороликов студентами педагогического вуза. Видеоматериалы, представленные студентами, знакомят с музеями основных предприятий города и основными профессиями. Рассмотрена возможность ознакомления дошкольников с профессиями на примере произведений изобразительного искусства. Уделяется внимание проблеме преемственности детского сада и школы в ранней профориентации детей. Дан краткий анализ программ для начальной школы, возможностей уроков изобразительного искусства и технологии в ознакомлении с профессиями.
Описан опыт работы по созданию студентами рабочей тетради для младших школьников. В рабочей тетради содержится информация о природе, полезных ископаемых, объектах исторического и культурного наследия города .Одним из разделов является ознакомление младших школьников с профессиями градообразующих предприятий. Разнообразие форм и методов проведения занятий по данному направлению способствует получению первоначальных сведений о профессиях, воспитанию уважительного отношения к человеку труда.
Ключевые слова: профориентация; дошкольный возраст; младший школьный возраст, изобразительное искусство; видеоролик, рабочая тетрадь.
Annotation. The article discusses the possibilities of early career guidance for preschool and younger children. The normative documents concerning this problem are analyzed. The basic concepts and points of view of different authors are given. The experience of working in this direction is described. The variants of the organization of work on early career guidance in a preschool educational organization are considered. The main emphasis is on holding joint events with parents and getting acquainted with works of fine art, watching videos. The article provides examples of creating videos by students of a pedagogical university. The video materials presented by the students introduce the museums of the main enterprises of the city and the main professions. The possibility of familiarizing preschoolers with professions on the example of works of fine art is considered. Attention is paid to the problem of continuity of kindergarten and school in the early career guidance of children. A brief analysis of primary school programs, opportunities for fine arts and technology lessons in familiarization with professions is given. The experience of work on the creation of a workbook by students for younger schoolchildren is described. The workbook contains information about nature, minerals, objects of historical and cultural heritage of the city.One of the sections is to familiarize younger schoolchildren with the professions of city-forming enterprises. A variety of forms and methods of conducting classes in this area contributes to obtaining initial information about professions, fostering a respectful attitude towards a person of work.
Key words: career guidance; preschool age; primary school age, fine arts; video clip, workbook.
Введение. Необходимость работы по ранней профориентации возникает в связи с нехваткой рабочих кадров на предприятиях, оттоком в большие города и нежеланием молодежи получать рабочие профессии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста [1]. Перед дошкольным образованием поставлены такие задачи, как формирование первичного представления о мире профессий, развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности, эмоционального отношения к трудовой деятельности, возможность попробовать себя в доступных видах деятельности.
Изложение основного материала статьи. В связи с поставленными задачами современными авторами предлагается два подхода к их реализации. Первый - ребенка необходимо знакомить с трудовым процессом и получении продукта трудовой деятельности, вторая - знакомить детей с человеком-тружеником, отношением к труду, давать информацию о появлении новых профессий. Работа по ранней профориентации, с точки зрения современных авторов, заключается в ознакомлении ребенка с разнообразными профессиями, воспитании уважения к труду и подготовке к выбору профессии в будущем [3, 4, 6].
Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности [9].
Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в последние годы активно рассматривается отечественными педагогами. У детей формируются знания о трудовой деятельности людей, понимание значимости труда в жизни человека, ребенку важно видеть живой пример трудовой деятельности человека и результат этой деятельности.
В дошкольной образовательной организации с этой целью могут проводиться праздники профессий, беседы о профессиях родителей, о профессиях сотрудников детского сада (повар, медсестра, воспитатель). Помимо вышеперечисленного, на занятиях рекомендуется рассматривать произведения искусства, изображающие людей разных профессий, знакомить детей с отрывками литературных произведений, отображать свои впечатления от увиденного в художественно-творческой деятельности. Большое значение имеет акцент на профессиях рабочих градообразующих предприятий родного города или поселка, ознакомление с профессиями родителей и членов семьи.
В образовательную деятельность дошкольной образовательной организации возможно включить проект «Моя будущая профессия», дающий первоначальные представления о профессиях; создать развивающую предметно-пространственную среду (Центр профессий), которая включает в себя помимо интерактивного оборудования игры, костюмы, атрибуты профессий и так далее, организовать просмотры слайд-шоу, фильмов о профессиях; проводить виртуальные экскурсии.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи будет способствовать успешной ранней профориентации детей дошкольного возраста, поскольку будут использоваться нетрадиционные формы общения с родителями такие как: праздники профессий, экскурсии, мастер-классы, викторины, открытые занятия, квесты.
Успех ранней профориентации средствами изобразительной и конструктивно-модельной деятельности во многом зависит от методов и приемов, которые использует педагог в процессе организации непрерывно-образовательной деятельности.
К традиционно используемым методам организации изобразительной деятельности детей 6-7 лет относят: показ, беседы, рассказы (в том числе, коллективные), различного вида наблюдения, игры и практические работы, работа с литературой (чтение и прослушивание произведений, рассматривание иллюстраций и их серий, рассматривание картин.
В парциальных программах по изобразительному искусству упоминаются произведения, рекомендуемые для проведения бесед с детьми. Так, в программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки» это картины А.А. Дейнеки «Тракторист», О.Л. Ломакина «Портрет экскаваторщика Н. Мокина», А.А. Пластова «Ужин трактористов», М.В. Нестерова «Портрет скульптора В.И. Мухиной» [5].
Детей можно знакомить с картинами советской художницы И.В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», «На приеме у врача», Е.А. Галунова «Новый район Ленинграда» (профессия строитель), В.В. и Н.П. Родионовых «Красные ситцы» (ткачи), произведениями А.А. Леонова (космонавт) [10].
Немаловажным представляется также проведение работы по ранней профориентации на примере родного города. На занятиях по изобразительному искусству педагог может предложить детям рассмотреть виды родного города - Нижнего Тагила и ознакомиться с трудом рабочих на демидовских заводах в произведениях П.Ф. Худоярова «Листобойный цех», В.П. Худоярова «Меднорудянский рудник», с бытом горнозаводского населения на примере картины И.Ф. Худоярова «Гуляние на Лисьей горе».
Образ современного трудового города создан в произведении Е.В. Седухина «Огни трудового Тагила», живописных и графических работах М.В. Дистергефта, Е.И. Вагина. Отдельного разговора заслуживает картина П.С. Бортнова «Смена», на которой изображены рабочий-металлург и дети, пришедшие в цех на экскурсию. Образ человека труда создают местные скульпторы И.Я. Боголюбов, В.И. Стеканов, О.И. Подольский и другие.
Получая представление о том, как выглядел наш город двести, сто, пятьдесят лет назад, рассматривая картины, изображающие труд людей в разные исторические эпохи дошкольники получают представление о жизни города-труженика, которому присвоено звание «Город трудовой доблести», первоначальные представления о трудовых профессиях.
Помимо бесед по произведениям изобразительного искусства, с детьми проводятся виртуальные экскурсии, экскурсии на производство с целью получения представлений о профессиях, экскурсии в музеи. Большие возможности в профориентационной работе имеют видеоматериалы, созданные самими педагогами. Видеоролики можно рассматривать как часть видеоматериалов, демонстрируемых в учебных целях.
Использование видеоматериала способствует за короткий период времени передать в сжатом виде большое количество информации, помогает рассмотреть сущность явлений и процессов. Видеоматериал в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание ребенка.
Студентами Нижнетагильского государственного социально-педагогического института был разработан проект «Видео-экскурс по Нижнему Тагилу». Создание и внедрение в практику видеороликов, содержащих информацию об основных исторических и культурных объектах, музейных экспонатах, градообразующих предприятиях, рабочих профессиях, произведениях тагильских художников будет способствовать закреплению имеющихся знаний, повышению информированности о достопримечательностях города, его жителях, основных предприятиях.
Подготовленные студентами видеоматериалы знакомят с музеями на территории города, музеями градообразующих предприятий. Продолжительность данных видеороликов от 3 до 5 минут. При работе над видеороликами студентами использовалась как «живая» съемка объектов, так и монтаж видеофрагментов и фотографий из интернет-источников.
Особо хочется отметить видеоролики, посвященные музею-заводу, музеям Уралвагонзавода и ЕВРАЗа. Ролик, посвященный музею Уралвагонзавода, отснят «вживую», студентка проходит по всем залам музея, рассказывает и показывает экспонаты. Первый раздел музея посвящен строительству и первым годам работы завода, в коллекции представлены инструменты, приборы, чертежи и макеты первых вагонов. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал танки, в экспозиции музея представлена картина тагильского художника И.И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу» (1946 г.) ставшую символом трудового тыла. В послевоенные годы Уралвагонзавод производит грузовые вагоны и цистерны, а также танки, среди которых знаменитая «Армата». Рассказ об экспонатах музея тесно связан с рассказом о рабочих профессиях.
Ролик о музее Нижнетагильского металлургического комбината (ЕВРАЗ) также содержит интересную информацию о производстве металла и рабочих профессиях.
Следует отметить, что необходимо соблюдать преемственность работы по профориентации при переходе детей в начальную школу.
В младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы закладываются основы самоопределения, окончательное становление его происходит в процессе самостоятельной трудовой деятельности, под влиянием комплекса факторов социальной среды.
У школьников младших классов с помощью активных методов профориентационной работы необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности. Работа по ознакомлению с профессиями может проводиться, в том числе, на уроках изобразительного искусства и технологии.
Например, при изучении темы «Ты строишь» в 1 классе, учитель кратко рассказывает о людях причастных к профессиям, связанных со строительством (архитектор, маляр-штукатур, отделочник, инженер-конструктор и т.д.), о том, чем занимаются люди, работающие по этим специальностям, и насколько востребован этот вид деятельности в современном обществе [7].
При изучении темы четверти «Искусство в твоем доме» и «Искусство на улицах твоего города» дети могут получить представление о профессии дизайнера, конструктора, специалиста по рекламе.
В программах по предмету «Технология» предлагается создание афиши и программки спектакля на компьютере, создание книги при помощи ИКТ-технологий, ознакомление с работой заводов (вагоностроительный, автомобильный, фаянсовый), фабрик (швейная, обувная, кондитерская) [8]. Такую работу целесообразно проводить на примере предприятий родного города.
Для проведения занятий в начальной школе студентами факультета психолого-педагогического образования была создана рабочая тетрадь «Нижний Тагил от А до Я», в которой есть разделы, посвященные градообразующим предприятиям города - ЕВРАЗу и Уралвагонзаводу. Представлена краткая история предприятий, предусмотрена работа по поиску значений неизвестных терминов, в доступной для детей форме представлены технологические цепочки производства. Работая с тетрадью, дети получают представление о профессии металлурга (рабочие профессии - сталевар, плавильщик, горновой доменной печи, разливщик, нагревальщик, машинист металлургического крана, инженер-металлург) и шахтера.
Уральский вагоностроительный завод представлен в рабочей тетради такими профессиями, как конструктор, вагоностроитель, электросварщик, фрезеровщик. Младшим школьникам предлагаются такие задания, как «Узнай и напиши о рабочих профессиях членов своей семьи», «Спроектируй и изобрази свой танк», «Придумай и изобрази инструмент, который поможет вагоностроителю в его работе», «Напиши о рабочей профессии, которую ты бы хотел получить», предлагается решить филворд «Профессии Нижнего Тагила».
Выводы. Таким образом, работа по профориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста может проводиться при участии родителей, в организованной предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации, с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (просмотр видеороликов), в начальной школе, в том числе на уроках изобразительного искусства и технологии, с использованием на занятиях рабочей тетради.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bda-expert.com/2013/06/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-ргоеЙ/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. -Балашов: Издательство «Николаев», 2004. - 52 с.
4. Лазаревич, И.К. Вопросы ранней профориентации дошкольников / И.К. Лазаревич. - М.: Эксмо, 2019. - 166 с.
5. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2009. - 144 с.
6. Наумов, П.М. Ранняя профориентация дошкольников / П.М. Наумов. - М.: Велби, 2018. - 256 с.
7. Неменский, Б.М. Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС / Б.М. Неменский. -М.: Просвещение, 2019. - 240 с.
8. Роговцева, Н.И. «Технология». Рабочие программы предметная линия УМК «Перспектива»1-4 классы / Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2012. - 74 с.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.
10. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи / Р.М. Чумичева. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Чикина Татьяна Евгеньевна
Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Коларькова Оксана Геннадьевна
Российский государственный университет правосудия (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВИДЕОСТУДИИ JALINGA ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация. Динамика развития современного общества делает цифровое образование неотвратимым этапом модернизации всего образовательного процесса в высших учебных заведениях, а анализ имеющегося опыта работы посредством цифровых ресурсов показывает основные направления этой модернизации. В данной статье актуализированы проблемы совершенствования качества образовательного процесса в вузе и пути их решения с помощью современных цифровых технологий. Рассмотрены возможности программно-аппаратного комплекса Jalinga для решения задач повышения качества образовательного процесса в вузе в целом и для повышения качества преподавания отдельных учебных дисциплин. В данной работе представлен опыт использования возможностей видеостудии Jalinga при подготовке и проведении занятий по дисциплинам математического цикла в дистанционном формате в Нижегородской академии МВД России.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, вуз, видеостудия Jalinga , дисциплины математического цикла.
An^tat^. The dynamics of modern society development makes digital education the ineluctable stage of updating the whole educational process in high schools while the analysis of existing work experience by means of digital resources shows basic directions of this updating process. The article deals with the problems of improving the quality of educational process in high school and ways of solving them when using modern digital technologies. Apart from, the article considers opportunities of hardware and software complex Jalinga to improve the quality of not only educational process in high school as a whole but teaching individual academic disciplines in particular. This research work shows the experience of using the opportunities of video studio Jalinga when preparing and conducting classes in disciplines of mathematical cycle in a distant form at the Nizhny Novgorod Academy of Russian MIA (Ministry of Internal Affairs).
Key words: distance training, educational process, high school, video studio Jalinga , disciplines of mathematical cycle.
Введение. Актуальность проблемы совершенствования процесса обучения в вузе обусловлена на сегодняшний день многими причинами. Во-первых, включением в образовательный процесс различных инновационных подходов, которые затрагивают как содержание, так и процесс и результат деятельности высшей школы. Во-вторых, актуальность связана с внедрением новых технологий в жизнь высших учебных заведений. В-третьих, социально-экономические изменения, происходящие в обществе, влияют на "ценностные ориентации нового поколения и предъявляют новые требования к выпускникам учебных заведений" [7, C. 310-313].
Образовательный процесс на всех этапах своего развития базируется на фундаментальных принципах, которые, несомненно, являются важными, но с течением времени повышение эффективности этого процесса требует внедрения инновационных технологий [4, С. 182].
В век научно-технического прогресса использование мультимедийных технологий становится неотъемлемой частью жизни каждого человека во многих сферах деятельности, в том числе и в сфере высшего образования. Ведь эффективность образовательной среды напрямую зависит от понимания представленной информации и от того, как она структурирована [2, С. 110].
В наше время сложно представить эффективную работу без использования нового технического оборудования, электронных носителей информации или мультимедийных систем. Их использование в современной системе образования позволяет не только успешно подготавливать необходимый материал к учебным занятиям, но и, что немаловажно, преподносить его обучающимся в наглядном и доступном виде. Справедливо замечено, что «внедрение мультимедиа в учебный процесс способствует мотивации к обучению, и, естественно, хорошим результатам, как в плане усвоения информации, так и развития познавательного интереса обучаемых, стимулирования интеллектуальной активности» [3, С. 65]. Как отмечается в работе И.В. Абдрахмановой [1, С. 119], данная тенденция является основополагающей для обучающихся вузов, пропагандирующая самообразование и личностный рост каждого студента.
Стоит отметить, что внедрение в образовательную среду вуза элементов визуализации является многоуровневым и сложным процессом, что сопряжено с рядом проблем, связанных с освоением новых технологий обучающимися и преподавателями, а также трудностями рационального и эффективного выбора мультимедийного оборудования из многообразия представляемой в наше время соответствующей продукции [5, С. 185].
Целью данной статьи является рассмотрение возможностей программно-аппаратного комплекса и студии видеозаписи Jalinga как одного из эффективных способов, позволяющих комплексно решать задачу повышения качества преподавания учебных дисциплин в вузе, в частности дисциплин математического цикла, при проведении занятий в дистанционном формате обучения.
Изложение основного материала статьи. В связи с тем, что образование рассматривается как процесс и результат деятельности обучающихся, способствующий "становлению, сотворению и развитию его собственной личности и индивидуальности" [6, С. 20], главной задачей высшего учебного заведения является следующее: необходимость создания условий, которые будут по максимуму способствовать самообразованию и саморазвитию личности студентов (курсантов, слушателей), становлению их субъектами образования своей личности. Именно от этого и зависит качество образования на протяжении всей последующей жизни. Согласно данному подходу, итогом образования в широком смысле этого слова