Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЯ В РАННЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЯ В РАННЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна, Николаева Анастасия Вячеславовна

В статье представлены результаты изучения проблемы ранней технической профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством профессиоведения. Авторы на основе анализа нормативных документов, теоретических работ и практического опыта раскрывают актуальность ранней профориентации и необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с технической сферой жизни человека. Интерес к данной сфере обусловлен реализацией важной задачи государства по подготовке высококвалифицированных инженерно-технических кадров для промышленной сферы, интеллектуально развитых, способных к результативной технической деятельности. Результаты беседы с детьми старшего дошкольного возраста о технических профессиях показали, что большинство дошкольников имеют низкий уровень представлений о технических профессиях: дети затрудняются в назывании технических профессий, не могут описать трудовые действия, перечислить инструменты, оборудование и технику, индифферентны к техническим профессиям. Авторы обосновывают необходимость использования в процессе ранней технической профориентации профессиоведческого подхода, позволяющего определить необходимые для освоения детьми старшего дошкольного возраста знания о конкретных технических профессиях, а также подчеркивают важность сочетания методов информирования (рассказ, беседа, просмотр иллюстративных материалов, проектная деятельность и т. п.) и профессионального моделирования (сюжетно-ролевая игра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна, Николаева Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING METHODS OF VOCATIONAL STUDIES IN EARLY TECHNICAL CAREER GUIDANCE AMONG SENIOR PRESCHOOLERS

The article presents the results of studying the problem of early technical career guidance among senior preschoolers through vocational studies. The authors, basing on the analysis of normative documents, theoretical works and practical experience, reveal the relevance of early career guidance and the need to familiarize preschool children with the technical sphere of human life. The interest in this area is due to the implementation of an important task of the state to train highly qualified engineering and technical personnel that are to be intellectually developed, capable of effective technical activities, for the industrial sector. The results of the conversation with senior preschool children about technical professions showed that most preschoolers hardly have any idea about technical professions: children find it difficult to name any technical professions, they cannot name labor actions or list any tools, equipment and machinery, and they are rather indifferent to technical professions. The authors substantiate the need to use a profession-based approach in the process of early technical career guidance. This approach allows us to determine the content of knowledge about specific technical professions necessary for the development of senior preschool children. They note the need for a combination of information methods (story, conversation, viewing illustrative materials, project activities, etc.) and professional modeling (story-role-playing) in the process of early technical career guidance for senior preschool children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЯ В РАННЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2.048.45 DOI 10.37972/chgpu.2021.113.4.021

О. В. Парфенова, А. В. Николаева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЯ В РАННЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты изучения проблемы ранней технической профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством профессиоведения. Авторы на основе анализа нормативных документов, теоретических работ и практического опыта раскрывают актуальность ранней профориентации и необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с технической сферой жизни человека. Интерес к данной сфере обусловлен реализацией важной задачи государства по подготовке высококвалифицированных инженерно-технических кадров для промышленной сферы, интеллектуально развитых, способных к результативной технической деятельности.

Результаты беседы с детьми старшего дошкольного возраста о технических профессиях показали, что большинство дошкольников имеют низкий уровень представлений о технических профессиях: дети затрудняются в назывании технических профессий, не могут описать трудовые действия, перечислить инструменты, оборудование и технику, индифферентны к техническим профессиям.

Авторы обосновывают необходимость использования в процессе ранней технической профориентации профессиоведческого подхода, позволяющего определить необходимые для освоения детьми старшего дошкольного возраста знания о конкретных технических профессиях, а также подчеркивают важность сочетания методов информирования (рассказ, беседа, просмотр иллюстративных материалов, проектная деятельность и т. п.) и профессионального моделирования (сюжетно-ролевая игра).

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиоведение, дети старшего дошкольного возраста, технические профессии, техническая сфера

О. V. Parfenova, А. V. Nikolaeva

USING METHODS OF VOCATIONAL STUDIES IN EARLY TECHNICAL CAREER GUIDANCE AMONG SENIOR PRESCHOOLERS

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the results of studying the problem of early technical career guidance among senior preschoolers through vocational studies. The authors, basing on the analysis of normative documents, theoretical works and practical experience, reveal the relevance of early career guidance and the need to familiarize preschool children with the technical sphere of human life. The interest in this area is due to the implementation of an important task of the state to train highly qualified engineering and technical personnel that are to be intellectually developed, capable of effective technical activities, for the industrial sector.

The results of the conversation with senior preschool children about technical professions showed that most preschoolers hardly have any idea about technical professions: children find it difficult to name any technical professions, they cannot name labor actions or list any tools, equipment and machinery, and they are rather indifferent to technical professions.

The authors substantiate the need to use a profession-based approach in the process of early technical career guidance. This approach allows us to determine the content of knowledge about specific technical professions necessary for the development of senior preschool children. They note the need for a combination of information methods (story, conversation, viewing illustrative materials, project activities, etc.) and professional modeling (story-role-playing) in the process of early technical career guidance for senior preschool children.

Keywords: early career guidance, vocational studies, senior preschool children, technical professions, technical sphere

Введение. Реалии нашей жизни требуют инновационного подхода к содержанию и организации трудового воспитания подрастающего поколения. Современные тренды на технологизацию разных сфер жизни человека, перемены в мире труда и профессий обусловили необходимость расширения содержательного компонента процесса формирования знаний у детей дошкольного возраста о труде взрослых, профессиях. Особый интерес представляет ознакомление детей с техническими профессиями. Это связано с необходимостью сохранения и развития технического потенциала нашей страны.

Раннее ознакомление детей с техническими профессиями не предполагает навязывание ребенку, кем он должен стать: инженером, конструктором, автомехаником и т. п. Широкий спектр профессий, выходящий за рамки ближнего круга (профессии родителей, сотрудников детского сада, магазина и т. п.), с которыми знакомят ребенка дошкольного возраста, позволит ему сделать правильный самостоятельный выбор.

Ранняя детская профориентация имеет огромное значение для включения дошкольников в технический мир, но ее вопросы разработаны недостаточно. В связи с этим авторами была поставлена задача изучить содержание формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о технических профессиях на основе их профессиоведческого анализа.

Проблема данного исследования - выяснить, каково содержание ранней технической профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством профессиове-дения.Решение проблемы составляет цель нашего исследования.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время приоритетной задачей в нашей стране является подготовка высококвалифицированных кадров для технической сферы. Современные специалисты должны обладать высоким интеллектуальным уровнем, техническими умениями, продуктивно-творческим мышлением. Таких специалистов можно подготовить, только если начать эту работу с дошкольного возраста. На этапе дошкольного образования, как отмечается в Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015), создаются условия для начала профессионального самоопределения и развития набора профориен-тационных компетенций [8].

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является следующая социально-нормативная возрастная характеристика возможных достижений ребенка - «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда» [14]. Данный ориентир для педагогов и родителей обозначает направленность воспитательной деятельности взрослых на формирование первичных представлений о профессиях. Эта целевая установка конкретизируется в авторских образовательных программах дошкольного образования. Так, например, программа «От рождения до школы» в старшей группе нацеливает педагогов на расширение и обогащение представлений о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство) и профессиях [10]. В программе «Детство» также стоит задача формирования знаний о многообразии профессий в современном мире, содержании профессионального труда, личностных качествах представителей разных профессий [7].

В связи с вышесказанным ранняя техническая профориентация через профессио-ведение играет большую роль в личностном и профессиональном развитии ребенка-дошкольника.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили работы по проблемам ранней профориентации, трудового воспитания детей дошкольного возраста. Использовались теоретические (анализ педагогической, методической литературы, нормативных документов по изучаемой проблеме) и эмпирические (диагностическая беседа с детьми) методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Дошкольный возраст не предусматривает выбор и овладение какой-либо профессиональной деятельностью, но он предполагает ознакомление детей с трудом взрослых как видом профессиональной деятельности. Этот процесс является компонентом ранней профессиональной ориентации, которая в настоящее время носит непрерывный характер и охватывает все возрастные периоды.

Вопросы определения термина «ранняя профориентация» привлекали пристальное внимание многих исследователей, каждый из которых пытался по-своему объяснить и раскрыть его. Так, О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто, Г. А. Широкова рассматривали раннюю профориентацию как «комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии» [5], Л. И. Сайгушева -как синоним понятия «трудовое воспитание» [12].

Несмотря на различия в понимании данного термина, всеми исследователями было отмечено большое влияние ранней профориентации дошкольников на социализацию личности. Л. И. Сайгушева писала, что ранняя профориентация «будет способствовать развитию уважительного отношения к труду» [12]; Л. Касьянова, ссылаясь на Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, говорила об «осмысленном выборе профессии в будущем» [6], В. И. Логинова - о «регулировании поступков детей, перестраивании их мотивов и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми» [3]. Педагоги и психологи подчеркивают, что знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

На наш взгляд, более точно сущность ранней профессиональной ориентации определили Н. В. Иванова, М. А. Виноградова, обозначив ее как «систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути» [4, с. 44].

В последние годы в российском дошкольном образовании большое внимание уделяется ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с технической сферой. В частности, дошкольные образовательные организации реализуют парциальные образовательные программы, ориентированные на развитие инженерно-технического мышления детей. Программа «От Фребеля до робота» нацелена на техническую пропедевтику детей через вовлечение их в конструктивное творчество с использованием различных конструкторов: игрового набора «Дары Фребеля», Lego, Lego Duplo, полидрон и робототехнический набор LEGO Education WeDo 2.0. и др. [2]. Модульная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» приоритетной целью определяет популяризацию образовательной робототехники и вовлечение детей в научно-техническое творчество [1]. Данные программы, как показывает опыт работы дошкольных образовательных организаций, способствуют развитию у детей основ критического мышления, пространственного моделирования, навыков программирования, интереса к технической сфере деятельности человека. Однако техническое конструирование не дает ребятам полного представления о технических профессиях. Дети этого возраста начинают проявлять активный интерес к профессиям за пределами дошкольного образовательного учреждения.

С целью выявления представлений о технических профессиях была проведена беседа с детьми 5-7 лет. Беседой было охвачено 50 человек. Детям предлагались вопросы, ответы на которые позволили оценить уровень их интереса к технической сфере, знания технических профессий (названия, трудовые действия, орудия труда, материалы, техника и оборудование, значение). Анализ показал, что только 10 % опрошенных проявляют достаточный уровень сформированное™ интереса и знаний о технической сфере. В своих ответах дети отмечали, что любят «быть в игре машинистом поезда, водителем поезда, летчиком», «играть со строительным материалом (строить город, вокзалы)», «делать новые виды игрушек, машины, здания», «собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром». Из технических профессий назвали только профессию строителя. Наши данные в целом совпадают с результатами исследования Е. Е. Роговой, Э. О. Филипской, которые также отмечают низкую осведомленность детей о технических профессиях [11].

В связи с этим мы считаем, что в основу ранней технической профориентации детей старшего дошкольного возраста может быть положен профессиоведческий подход на основе профессиограммы. Суть его заключается в формировании системы знаний о технических профессиях. Профессиограмма технических профессий включает: значение труда, трудовые действия, инструменты, результат труда, необходимые знания, важные качества личности. Данный подход дает возможность сформировать наиболее полные представления о профессиях, в том числе технических. Например, ознакомление детей с профессией автомеханика (автослесаря) предполагает формирование следующей системы знаний: ремонтирует автотранспорт, предотвращает аварии на дорогах; находит причину поломки и устраняет ее; инструменты (набор ключей, молоток, отвертка, домкрат); знает устройство автомобиля; физически сильный, ответственный. Большой интерес у детей могут вызвать строительные профессии. Строители возводят различные здания и сооружения, необходимые людям. В зависимости от их участия в строительстве выделяются разные строительные профессии: инженер-строитель (проектирует здания), бульдозерист (выравнивает территорию под строительство), крановщик (поднимает грузы), каменщик (выкладывает стены), штукатуры-маляры (отделывают стены внутри здания: штукатурят, красят). В работе строителям помогает техника: бульдозер, подъемный кран. Инструментами строителя являются: мастерок, кисть, валик и т. п. Строители должны хорошо разбираться в свойствах материалов, с которыми они работают, уметь читать чертежи, быть физически крепкими, выносливыми, иметь хороший глазомер, цветовосприятие. Подобным образом характеризуются все технические профессии, с которыми знакомят детей дошкольного возраста (инженер-робототехник, электрик, авиадиспетчер, железнодорожник и т. п.).

Ранняя профориентация на основе профессиоведения в дошкольном образовательном учреждении предполагает два направления: профессиональное информирование и профессиональное моделирование.

Современная дошкольная педагогика и методики дошкольного образования предлагают богатый арсенал методических средств и приемов формирования знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста: рассказы педагога, просмотр видео-и фотоматериалов, профориентационных мультфильмов, работа с лэпбуками, метод проектов, дидактические игры, создание альбомов о профессиях, уголков профессий в групповых комнатах и т. д.

Профессиональное моделирование реализуется через участие детей в игровой деятельности. В качестве главной формы ранней профориентации детей дошкольного возраста Ю. С. Кузовкова выделяет профессионально-ролевую игру. Она характеризуется наличием профессиональной темы, определенной производственной ситуации, ролевым моделированием профессионального поведения [9]. Ю. С. Смоляева видит большие возможности в раннем ознакомлении детей с профессиями профориентационных игр [13].

С учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста наиболее приемлемой игровой деятельностью в ранней профориентации детей является творческая сюжетно-ролевая игра. Именно в таком занятии у ребенка есть возможность моделировать, обыгрывать профессиональную деятельность взрослых.

Выводы. Изучение теории вопроса ранней технической профориентации детей дошкольного возраста позволило выявить, что собственно ранняя профориентация в дошкольном возрасте рассматривается как важное направление образовательной работы пропедевтического характера.

Профессиоведческий подход к изучению и описанию профессии помогает воспитателям конкретизировать содержание знаний детей старшего дошкольного возраста о технических специальностях.

Приобщение детей к технической сфере, выходящей за пределы их бытового опыта, возможно через использование комплекса информационных и практических методов и приемов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество : учеб. программа. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. -112 с.

2. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : учеб. пособие. - Самара : Вектор, 2018.-79 с.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. -

270 с.

4. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 38^6.

5. Истратова О. И., Эксакусто Т. В., Широкова Г. А. Большая книга детского психолога. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.-576 с.

6. Касьянова Л. Фестиваль старинных профессий // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 2. - С. 24-29.

7. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Го-гоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-пресс, 2019. - 352 с.

8. Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cposo.ni/rs/cppk/prolmaterial/SPS-2015.v.2.0.pdf (дата обращения : 15.08.2021).

9. Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте // Казанская наука. - 2013. - № 8. - С. 127-129.

10. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. H. Е. Ве-раксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.

11. Рогова Е. Е., Филипская Э. О. Формирование профессиональных представлений у детей дошкольного возраста//Профессиональные представления. -2019. -№ 1 (11). -С. 112-115.

12. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 221 с.

13. Смоляева Ю. С. Развитие интереса старших дошкольников к выбору профессии в процессе профессионального самоопределения // Современные тенденции развития науки и образования : материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. - Нефтекамск, 2020. - С. 443^148.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html 114 (дата обращения : 10.08.2021).

Статья поступила в редакцию 24.09.2021

REFERENCES

1. Volosovec T. V. STEM-obrazovanie detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Parcial'naya modul'naya programma razvitiya intellektual'nyh sposobnostej v processe poznavatel'noj deyatel'nosti i vovlecheniya v nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo : ucheb. programma. - M. : BINOM. Laboratoriya znanij, 2019. - 112 s.

2. Volosovec Т. V., Karpova Yu. V., Timofeeva Т. V. Parcial'naya obrazovatel'naya programma dosh-kol'nogo obrazovaniya «Ot Frebelya do robota: rastim budushchih inzhenerov» : ucheb. posobie. - Samara : Vektor, 2018.-79 s.

3. Doshkol'naya pedagogika / pod red. V. I. Loginovoj, P. G. Samorukovoj. - M. : Prosveshchenie, 1988. -

270 s.

4. Ivanova N. V., Vinogradova M. A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty rannej proforientacii detej dosh-kol'nogo vozrasta // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 3 (108). - S. 38^6.

5. Istratova O. N., Eksakusto Т. V., Shirokova G. A. Bol'shaya kniga detskogo psihologa. - Rostov n/D : Feniks, 2011.-576 s.

6. Kas'yanova L. Festival' starinnyh professij // Doshkol'noe vospitanie. - 2020. - № 2. - S. 24-29.

7. Kompleksnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Detstvo» / Т. I. Babaeva, A. G. Gogo-beridze, О. V. Solnceva i dr. - SPb. : Detstvo-press, 2019. - 352 s.

8. Koncepcii soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepre-ryvnosti obrazovaniya [Elektronnyj resurs], - URL: https://www.cposo.ni/rs/cppk/profmaterial/SPS-2015.v.2.0.pdf (data obrashcheniya: 15.08.2021).

9. Kuzovkova Yu. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie v doshkol'nom vozraste // Kazanskaya nauka.-2013.-№8.-S. 127-129.

10. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya / pod red. N. E. Ve-raksy, T. S. Komarovoj, E. M. Dorofeevoj. - M. : MOZAIKA-SINTEZ, 2019. - 336 s.

11. Rogova E. E., Filipskaya E. O. Formirovanie professional'nyh predstavlenij u detej doshkol'nogo vozrasta // Professional'nyepredstavleniya. -2019. -№ 1 (11). - S. 112-115.

12. Sajgusheva L. I. Tekhnologii priobshcheniya doshkol'nikov к trudu : ucheb. posobie dlya stud, vyssh. ucheb. zavedenij. - Rostov n/D : Feniks, 2013. - 221 s.

13. Smolyaeva Yu. S. Razvitie interesa starshih doshkol'nikov к vyboru professii v processe professional'nogo samoopredeleniya // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya : materialy mezhdunar. (zaoch.) nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. A. I. Vostrecova. - Neftekamsk, 2020. - S. 443^48.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs], -URL: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html 114 (data obrashcheniya : 10.08.2021).

The article was contributed on September 24, 2021

Сведения об авторах

Парфенова Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0679-4468, [email protected]

Николаева Анастасия Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3877-5093, [email protected]

Author information

Parfenova, Olga Vasilyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-0679-4468, [email protected]

Nikolaeva, Anastasia Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-0679-4468, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.