INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.N. Vaseva, 3rd year student, the direction 44.03.03 "Special (defectological) education, profile "Speech Therapy", Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8497-2189.
D.M. Kuznetsova, 3rd year student, the direction 44.03.03 "Special (defectological) education, profile "Speech Therapy", Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9529-7120.
N.A. Rzhanova, 3rd year student, the direction 44.03.03 "Special (defectological) education, profile "Speech Therapy", Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2889-3803.
SCIENTIFIC DIRECTOR:
O.I. Gerasimova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Communication Technologies, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3844-0020.
УДК 373.035.3
Людмила Николаевна Вахрушева, Екатерина Алексеевна Крохина
г. Киров
Развитие представлений о строительных профессиях у старших дошкольников в
процессе проекта
В статье рассматривается эффективность использования проектной деятельности в социальном развитии детей 6-7 лет, необходимость развития представлений о строительных профессиях для осуществления ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и педагогический эксперимент, состоящий из трех последовательных этапов. Исходя из поэтапной работы исследования, основными результатами статьи стало раскрытие представлений детей о строительных профессиях; характеристика проектной деятельности как способа развития у детей 6-7 лет представлений о строительных профессиях; представление проекта «Кирпичик к кирпичику», определение его эффективности в рамках социального развития детей. Именно проектная деятельность была применена в качестве метода развития представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет.
Ключевые слова: социальное развитие, ранняя профориентация, проектная деятельность, старший дошкольный возраст, строительные профессии.
Lyudmila Nikolaevna Vakhrusheva, Ekaterina Alekseevna Krokhina
Kirov
The development of the ideas about the building and construction professions in older
preschoolers in the process project
The article considers the effectiveness of using project activities in the social development of children aged 6-7 years, the necessity to develop the ideas about the building and construction professions for the implementation of early career guidance for older preschool children. The leading methods of studying the problem are the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on this problem and the pedagogical experiment, which consists of three consecutive stages. Based on the step-by-step work of the study, the main results of the article were the disclosure of children's ideas about construction professions; characteristics project activity as a way of developing ideas about construction professions in children aged 6-7 years; presentation of the project "Brick to brick", determining its effectiveness within the social development of children. It was project activity that was used as a method of developing ideas about the building and construction professions in 6-7 years aged children.
Keywords: social development, early career guidance, project activities, senior preschool age, building and construction professions.
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении, по мнению Е.В. Ворониной, - это групповой, а также общеорганизованный процесс работы педагога, детей и родителей [4]. Реализация проекта выражается в комплексе теоретического исследования актуальной проблемы и практико-ориентированных способов и методов работы с целью достижения итогов
деятельности участниками проекта. Решение поставленной проблемы должно обязательно быть в виде практического и материального продукта деятельности, актуального для последующего развития детей в разнообразных видах их деятельности. Вопросами организации проектной деятельности дошкольников занимались Н. Васильева [2], Н.Е. Веракса [3], Л.С. Киселева [7], Л.В. Михайло-
ва-Свирская [8] и др. Успешность реализации всех методических мероприятий в рамках проекта по развитию представлений о строительных профессиях зависит от многих факторов, среди которых подробно нами были рассмотрены условия психолого-педагогического процесса. Опираясь на труды педагогов и методистов, в той или иной мере исследовавших проблему развития представлений о профессиях взрослых, мы выделили данные условия развития представлений дошкольников о людях строительных профессий в процессе проекта:
- при работе с детьми дошкольного возраста по знакомству с людьми строительных профессий обязательно осуществляется мотивация достижений, прежде всего, в игровой деятельности;
- большое внимание уделяется предметно-развивающей среде группы дошкольного учреждения: муляжи строительных инструментов (рулетка, молоток, отвертка, уровень, ключи, каска и др.), строительная одежда, детские тематические плакаты и т.д.;
- формируются определенные представления о труде людей строительных профессий, и на этой основе воспитываются чувства уважения к труду взрослых, понимание важности этих профессий;
- организуются встречи и беседы с представителями строительных профессий, так как психологической особенностью дошкольников является подражание;
- в рамках занятий проводятся беседы с детьми дошкольного возраста об особенностях этих профессий, организуются игровые образовательные ситуации и сюжетно-ролевые игры.
Степень участия детей в проектной деятельности находится в зависимости от возрастных особенностей детей. В старшем дошкольном возрасте воспитанники активно принимают участие во всех этапах работы над проектом, в том числе в разработке и реализации идеи, плана работы, мероприятий в рамках осуществления развития представлений о строительных профессиях и т.д. Благодаря охвату многих видов деятельности в процессе реализации проекта, дети смогут детально рассмотреть профессиональные действия и орудия труда людей строительных профессий в рамках выполнения заданий, получить новую информацию от педагога, представителей данных профессий или сверстников. Как указывает Е.С. Евдокимова, выбор проектной деятельности в качестве основополагающего метода активного обучения и развития дошкольников обуславливается достижением установленных задач: развитие интереса к миру взрослых, формирование у детей представлений о разнообразных современных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых [5].
Представления о строительных профессиях, с точки зрения Е.А. Алябьевой, дают возможность дошкольникам глубже и системно постигнуть мир
профессий взрослых, позволяют гордиться итогами труда работников разнообразных профессий [1]. Вопросами развития у детей дошкольного возраста представлений о строительных профессиях занимались Н.Н. Захаров [6], А.А. Нестерова [9], Т.А Шорыгина [11] и др. При ознакомлении воспитанников 6-7 лет с трудом людей строительных профессий ставится следующая цель: дать представления о конкретных профессиях по схеме: название профессии - место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда. Развитие представлений о строительных профессиях у старших дошкольников дает возможность расширить область знакомых профессий, ознакомление с которыми представляет значимость на раннюю профориентацию детей; повышается уважительное отношение к строительным профессиям и т.д.
Выделенные нами методические условия развития представлений дошкольников о людях строительных профессий, послужили ориентиром в опытно-экспериментальной работе. Экспериментальное исследование уровня развития представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для выявления эффективности развития представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет нами был разработаны и реализованы проект «Кирпичик к кирпичику» по развитию представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет и определена его результативность. Образовательной целью данного проекта выступала потребность расширить представления детей подготовительной группы о строительных профессиях. Работа по реализации проекта осуществлялась в организованной и совместной деятельности.
На подготовительном этапе проекта «Кирпичик к кирпичику» нами было организовано изучение литературы на тему проекта и подбор необходимых дидактических материалов для обогащения предметно-развивающей среды для полного погружения детей в тему проекта. Для введения детей в тему проекта нами были созданы педагогические условия для самостоятельного принятиями дошкольников решения о необходимости реализации проекта: вводная беседа про стройку нового детского сада в городе и заострение внимания на необычную технику и орудия труда без детального объяснения, так как одним из главных условий развития детей по ФГОС ДО является инициативность, самостоятельность дошкольников и принятия детей как полноценных участников образовательного процесса. Можно сделать вывод, что при организации и реализации успешных педагогических условий и предварительной работы, дети самостоятельно выходят на необходимую педагогом тему проекта.
Следующим основным этапом проекта было проведение разнообразных НОД, игр, бесед по теме
проекта в соответствии с перспективным планом реализации проекта «Кирпичик к кирпичику». Начальным пунктом на первой неделе реализации проекта, в рамках которой упор был сделан на социально-познавательном развитии детей, стало обогащение предметно-развивающей среды группы для полного погружения детей в тему проекта на протяжении месяца. На данном этапе была оказана информационная и наглядная помощь родителей в подборе и предоставлении дидактических материалов. Знакомство детей со строительными профессиями началось с общего введения детей в мир профессий, а именно - с прочтения стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть». После прочтения стихотворения с воспитанниками провелась беседа по содержанию произведения. Данное чтение стихотворения плавно перешло в беседу на тему «Кем я хочу стать», в которой дети высказывали свои предположения и мечты о том, кем они хотят стать в будущем и почему. Следующим пунктом плана реализации проекта являлась НОД по социальному развитию детей на тему «Все работы хороши», в рамках которой у дошкольников закрепились представления о понятии «профессия», а также произошел синтез разнообразных видов профессий и выделение строительных профессий. В свободное время детей была организована дидактическая игра-лото «Строительные профессии», в результате которой провелась работа с детьми по развитию представлений об орудиях труда некоторых конкретных профессий, детям необходимо было распределить орудия труда по строительным профессиям. Для закрепления полученных представлений на данной неделе о строительных профессиях была организована экскурсия на стройку нового учебного дошкольного учреждения города с последующим наблюдение за процессом работы, орудий труда и техникой, результатом работы представителей конкретных строительных профессий. После прогулки во время возвращения в детский сад, дети активно высказывали свои впечатления об экскурсии, задавали уточняющие вопросы и делились своим ранний опытом наблюдением за строителями.
Вторая неделя реализации проекта «Кирпичик к кирпичику», в процессе которой упор был сделан на речевое развитие детей, началась с беседы «Какие строительные профессии я знаю» для развития представлений о конкретных строительных профессиях. Следующим пунктом реализации среднесрочного проекта является проведение сюжетно-ролевой игры «Строители» с элементами конструирования из конструктора разного размера и их разного материала. Далее была проведена познавательная беседа на тему «День строителя». Работа по развитию речи в рамках темы проекта продолжилась в процессе чтения пословиц и поговорок о труде взрослых и о профессиях: дети познакомились с некоторыми пословицами и поговорками по теме и была организована работа по объяснению их
смысла и важности использования этих основ в жизни. Тематическая неделя реализации проекта закончилась рассматриванием дошкольниками картинок, связанных со строительными профессиями и составлением описательных рассказов по ним для обогащения словаря по теме проекта и развития представлений о процессе труда строительных профессий. Детьми были использованы профессиональные термины строительных орудий труда, трудовых действий и самих профессий.
Третья неделя реализации проекта, в рамках которой больше внимания было уделено результату труда строительных профессий - постройкам, а именно, разнообразным домам, началась со знакомства детей с двумя художественными произведениями: В. Данько «Кто построил дом» и С. Баруздин «Строим дом». Далее была проведена НОД по познавательному развитию детей на тему «Дома бывают разные...», содержание которой служила информация про разнообразные виды домов, построенные людьми именно строительных профессий. Основным пунктом реализации проекта на данной недели послужило конструирование детьми на тему «Мы построим новый дом», в рамках которого детьми самостоятельно организовывался процессе конструирования из выбранного ими материала. Остаток тематической недели был посвящен организации первого этапа работы над общей стенгазетой группы «Строительные профессии»: совместно с детьми согласовывалось информационное содержание работы, расположение основных объектов и было задано домашнее задание на выходные - вместе с родителями подобрать информацию про интересующие конкретные строительные профессии и изложить на бумаге.
На заключительном этапе реализации проекта, в течение которой упор был сделан на художественно-эстетическом развитии детей, была продолжена и завершена работа над общей стенгазетой «Строительные профессии». Следующим шагом реализации заключительного этапа проекта послужила организация НОД по художественно-эстетическому развитию детей «Дом мечты»: была проведена беседа про строительную профессию -архитектор, затем дети нарисовали дома своей мечты, которые были оформлены для общей выставки. Заключительная неделя реализации проекта «Кирпичик к кирпичику» завершилась подведение итогов и анализом совместной деятельности педагогов, родителей и детей подготовительной группы. Также дети представили все продукты проекта на общей выставке для других детей, педагогов, администрации ДОУ и родителей: рисунки «Дом мечты», поделки домов из бросового материала и стенгазета «Строительные профессии». Данные продукты возможно использовать для самостоятельной познавательной и игровой деятельности дошкольников, представления данных результатов труда в рамках мастер-класса для
старшей или средней групп ДОУ, участия в городских и областных конкурсах.
Данные, полученные с помощью разработанной нами методики на основе методики Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых», позволили определить обобщен-
ные показатели и критерии динамики уровня развития представлений дошкольников о людях строительных профессий [10]. На основе показателей может быть выделено три уровня оценки представлений детей о строительных профессиях: высокий, средний, низкий (см. табл.1).
Таблица 1
Показатели и критерии динамики уровня развития представлений дошкольников о людях строительных профессий
№ п/п Критерии Показатели критериев
Высокий Средний Низкий
1. Наличие представлений о строительных профессиях Знает не менее 5 строительных профессий. Знает, что такое профессия. Понимает особенности строительных профессий, может объяснить различие этих профессий от других. Совершает правильный выбор орудий труда строительных профессий без помощи взрослого: выбирает инструменты работника строительной сферы. Сопровождает свои действия объяснениями. Знает 3-4 строительные профессии. Знает, что такое профессия. Понимает, что есть строительные профессии, но не может объяснить различие этих профессий от других. Составляет недостаточно аргументированные ответы. Ребенок затрудняется в выборе орудий труда работника строительной сферы. Выполнил субтест, но с помощью взрослого. Не сопровождает свои действия объяснением. Знает менее 3 строительных профессий. Не до конца понимает, что такое профессия. Не понимает, чем строительные профессии отличаются от других. Составляет неструктурированные и неаргументированные ответы. Ребенок не смог полностью выполнить субтест на определение орудий труда строительных профессий, обращался за помощью ко взрослому. Не сопровождает свои действия объяснением.
2. Правильность рассказывания небольшого текста по выбранной профессии (какая это профессия, какие орудия труда использует человек, какие трудовые действия совершает человек конкретной строительной профессии) Самостоятельно описывает картинку со строительной профессией без наводящих вопросов. Ребенок имеет осознанные представления о труде выбранной профессии: какими орудиями труда пользуется работник, что он делает, что является результатом трудовых действий конкретной строительной профессии) Ребенок может описать картинку с изображенной строительной профессией при помощи наводящих вопросов. Ребенок имеет неточные представления о труде выбранной профессии: знает некоторые основные орудия труда, не точно определяет функции трудовой деятельности, не понимает конкретные трудовые действия профессии. Ребенок не может рассказать о строительной профессии на картинке. Ребенок не имеет представлений о выбранной профессии, не знает орудия труда и функции представителя конкретной строительной профессии.
3. Правильность отгадывания загаданной профессии по описанию (ребенку предлагается узнать строительную профессию по описанию действий работника, орудия труда, особенностей профессии педагогом). Самостоятельно отгадывает загаданную профессию педагогом по описанию. Не требуются наводящие вопросы для помощи. После ответа дополняет информацию по заданной профессии. Ребенок отгадывает загаданную профессию по ее описанию, но с использованием наводящих вопросов и подсказок со стороны педагога. После ответа не дополняет рассказ педагога другой информацией о заданной профессии. Не может узнать по описанию загаданную педагогом строительную профессию даже после наводящих вопросов и подсказок. Не дополняет рассказ педагогом о профессии после оглашения названия профессии.
По результатам диагностики динамики уровня развития представлений дошкольников о людях строительных профессий, мы сделали вывод о том, что динамика уровня развития имеет достаточно сильно выраженный характер. Для большего доказательства эффективности работы мы использовали математическую обработку полученных данных. С целью определения динамики сформированности представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет в экспериментальной
и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента мы использовали расчет критерия Фишера (см. табл.2).
Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости (Рис.1). НО отвергается. Анализ полученных в ходе контрольного этапа эксперимента результатов показал положительную динамику в процессе развития представлений о строительных профессиях у детей экспериментальной группы.
Таблица 2
Расчет критерия Фишера на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной
и контрольной группах
«Есть эффект»: «Нет эффекта»:
Группы задача решена задача не решена Суммы
Количество испытуемых Количество испытуемых
Контрольная группа 13 (65%) 7 (35%) 20 (100%)
Экспериментальная группа 19 (95%) 1 (5%) 20 (100%)
Ось значимости
1.64 2.31
Ответ: Ф*эмп = 2.58
Рис. 1. Результат эффективности работы по развитию представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет по расчету критерия Фишера
Результаты исследования дали возможность увидеть динамику развития у детей 6-7 лет представлений о строительных профессиях в процессе проекта. Было выявлено, что дети, с которыми проводилась работа, показали хороший результат. Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали, что формирующий эксперимент эффективен.
Результатом нашего проекта стало развитие представлений о строительных профессиях у дошкольников в ходе практико-ориентированной деятельности. Такой социально-творческий проект как «Кирпичик к кирпичику» позволяет обогащать представления детей о профессиях в разнообразных видах деятельности, у детей закрепляются:
- представления о строительных профессиях (крановщик, каменщик, кровельщик, плотник, маляр, монтажник и др.)
- навыки поисково-исследовательской деятельности;
- навыки ранней профориентации;
- умение доводить начатое дело до конца и др.
Ввиду вышеперечисленного, можно говорить
о результативности реализации метода проектов в обогащении представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет, основанного на их интересах и потребностях, при активном участии детей в решении поставленный целей и задач на всех этапах реализации проекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - Москва : ТЦ Сфера, 2014. - 120 с. - Текст : непосредственный.
2. Васильева, Н. Проектная деятельность: участвуем вместе / Н. Васильева. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 8.
3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. - Текст : непосредственный.
4. Воронина, Е.В. Проектный метод в дошкольном образовании / Е. В. Воронина. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II междунар. науч. конф., 12 дек., 2012 г. - Москва : Буки-Веди, 2012. -С. 71-73.
5. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с. -Текст : непосредственный.
6. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. - Москва : Просвещение, 2006. -192 с. - Текст : непосредственный.
7. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практ. работников ДОУ / Л.С. Киселева. - Москва : АРКТИ, 2010. - 94 с. - Текст : непосредственный.
8. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста : пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. - Москва : Просвещение, 2015. - 128 с. - Текст : непосредственный.
9. Нестерова, А.А. Ранняя профориентация как направление социокультурного развития дошкольников / А.А. Нестерова. - Текст : непосредственный // Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 6 октября, 2015 г. - Ульяновск, 2015. - С. 110-113.
10. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника : практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Академия, 1997. - 94 с. - Текст : непосредственный.
11. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? : кн. для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. -Москва : ТЦ Сфера, 2017. - 104 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Aljab'eva E.A. Poigraem v professii. Zanjatija, igry i besedy s det'mi 5-7 let [Let's play the profession. Classes, games and conversations with 5-7 years old children]. Moscow: TC Sfera, 2014. 120 p.
2. Vasil'eva N. Proektnaja dejatel'nost': uchastvuem vmeste [Project activity: we participate together]. Doshkol'noe vospi-tanie [Preschool education], 2011, no. 10, pp. 8.
3. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaja dejatel'nost' doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov [Project activity of preschoolers]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2008. 112 p.
4. Voronina E.V. Proektnyj metod v doshkol'nom obrazovanii [Project method in preschool education]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II mezhdunar. nauch. konf., 12 dek., 2012 g. [Teaching skills]. Moscow: Buki-Vedi, 2012, pp. 71-73.
5. Evdokimova E.S. Tehnologija proektirovanija v DOU [Design technology in a preschool educational institution]. Moscow: TC Sfera, 2006. 64 p.
6. Zaharov N.N. Professional'naja orientacija doshkol'nikov [Professional orientation of preschoolers]. Moskva: Prosves-hhenie, 2006. 192 p.
7. Kiseleva L.S. Proektnyj metod v dejatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdenija: posobie dlja rukovoditelej i prakt. rabot-nikov DOU [The project method in the activities of a preschool institution: a guide for managers and practitioners. workers of preschool educational institutions]. Moscow: ARKTI, 2010. 94 p.
8. Mihajlova-Svirskaja L.V. Individualizacija obrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta: posobie dlja pedagogov DOO [Individualization of education of preschool children]. Moscow: Prosveshhenie, 2015. 128 p.
9. Nesterova A.A. Rannjaja proforientacija kak napravlenie sociokul'turnogo razvitija doshkol'nikov [Early career guidance as a direction of socio-cultural development of preschoolers]. Sovremennye tehnologii v doshkol'nom obrazovanii: realii i perspektivy: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf., 6 oktjabrja, 2015 g. [Modern technologies in preschool education: realities and prospects]. Ul'janovsk, 2015, pp. 110-113.
10. Uruntaeva G.A. Diagnostika psihologicheskih osobennostej doshkol'nika: praktikum dlja sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Diagnostics of the psychological characteristics of a preschooler]. Moscow: Akademija, 1997. 94 p.
11. Shorygina T.A. Professii. Kakie oni?: kn. dlja vospitatelej, guvernerov i roditelej [Professions. What are they?]. Moscow: TC Sfera, 2017. 104 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Л.Н. Вахрушева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3062-1951.
Е.А. Крохина, студент 5 курса факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9681-353Х.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
L.N. Vakhrusheva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3062-1951.
E.A. Krokhina, 5th year undergraduate student of faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9681-353Х.