Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васева Екатерина Николаевна, Кузнецова Дарья Михайловна, Ржанова Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы сенсорного и речевого развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр. Особое внимание авторы уделяют организации коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, делая акцент на том, что данное нарушение не позволяет детям в полной мере познавать окружающий мир в соответствии с возрастом. В статье подробно раскрываются варианты использования сенсорных и дидактических игр, которые помогут развивать у ребёнка речь, мелкую моторику и формировать представления о сенсорных эталонах. В процессе исследования данной темы авторы приходят к выводу о необходимости системной и целенаправленной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития в рамках использования специальных игр, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васева Екатерина Николаевна, Кузнецова Дарья Михайловна, Ржанова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIDACTIC GAMES AND MANUALS IN THE PROCESS OF SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN

The article deals with the issues of sensory and speech development of young children by means of didactic games. The authors pay special attention to the organization of correctional work with speech retardation children, emphasizing that this violation does not allow children to learn the world around them fully, in accordance with their age. The article describes in detail the options for using sensory and didactic games that will help to develop a child's speech, fine motor skills and form ideas about sensory standards. In the course of research on this topic, the authors come to the conclusion that it is necessary to work with speech retardation children systematically and purposefully using special games which in turn contributes to the comprehensive development of the child.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

4. Komeva A.M. Frazeologizmy kak otrazhenie mirovozzrencheskoj i kul'tumoj raznicy mezhdu vostokom i zapadom [Phraseologisms as a reflection of the worldview and cultural difference between east and west]. Gural' S.K. (ed.) Rossija, Zapad, Vostok: dialog kul'tur: sb. st. Pervoj Mezhdunar. molodezh. nauch.-prakt. konf. [Russia, West, East: Dialogue of Cultures]. Tomsk: Izd-vo Tom. Un-ta, 2014.

5. Soboleva Zh.S. K voprosu formirovanija lingvokul'turologicheskoj kompetencii u budushhih uchitelej kitajskogo jazyka [On the issue of the formation of linguocultural competence among future teachers of the Chinese language]. Ak-tual'nye problemy filologii i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov [Urgent problems of philology and methods of teaching foreign languages], 2017, no. 11, pp. 247-250.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Э.И. Банникова, ассистент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: edelweiss28@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4177-7097.

А.Л. Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: tihonovaal@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-3033-9852.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.I. Bannikova, Instructor of the Department of Foreign Language and Methods of Teaching Foreign Languages, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: edelweiss28@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4177-7097.

A.L. Tihonova, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Language and Methods of Teaching Foreign Languages, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: tihonovaal@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-3033-9852.

УДК 376

Екатерина Николаевна Васева, Дарья Михайловна Кузнецова, Наталья Алексеевна Ржанова

г. Пермь

Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития

детей раннего возраста

В статье рассматриваются вопросы сенсорного и речевого развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр. Особое внимание авторы уделяют организации коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, делая акцент на том, что данное нарушение не позволяет детям в полной мере познавать окружающий мир в соответствии с возрастом. В статье подробно раскрываются варианты использования сенсорных и дидактических игр, которые помогут развивать у ребёнка речь, мелкую моторику и формировать представления о сенсорных эталонах. В процессе исследования данной темы авторы приходят к выводу о необходимости системной и целенаправленной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития в рамках использования специальных игр, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка.

Ключевые слова: ранний возраст, задержка речевого развития, сенсорное развитие, сенсорная интеграция, дидактические пособия.

Ekaterina Nikolaevna Vaseva, Daria Mikhailovna Kuznetsova, Natalia Alekseevna Rzhanova Perm

Use of didactic games and manuals in the process of sensory development

of young children

The article deals with the issues of sensory and speech development of young children by means of didactic games. The authors pay special attention to the organization of correctional work with speech retardation children, emphasizing that this violation does not allow children to learn the world around them fully, in accordance with their age. The article describes in detail the options for using sensory and didactic games that will help to develop a child's speech, fine motor skills and form ideas about sensory standards. In the course of research on this topic, the authors come to the conclusion that it is necessary to work with speech retardation children systematically and purposefully using special games which in turn contributes to the comprehensive development of the child.

Keywords: early age, speech retardation, sensory development, sensory integration, didactic games and manuals.

Ранний возраст - это возраст освоения сенсорных эталонов, знакомства с окружающим миром через различные формы действий с предметами. Ребенок в этом возрасте проводит различные исследования - щупает, трогает, гладит, катает, стучит. Данный возраст является сензитивным для освоения, познания окружающего мира, но только через взаимодействие. Именно в раннем возрасте формирование сенсорных эталонов имеет большое значение. Данный период характеризуется интенсивным развитием процессов восприятия. Потому что в сенсорном, чувственном восприятии окружающих предметов и явлений и заключается источник познания окружающего мира. Ведь сенсорное развитие создает предпосылки для формирования психических функций. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям [1, С. 26].

В раннем возрасте значение сенсорного развития и воспитания очень велико. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [5, С. 136]. В раннем возрасте важно совершенствовать деятельность органов чувств через накопление представлений об окружающем мире. Ребенок в этом возрасте сталкивается и знакомится с многообразием форм, красок, величины и других свойств предметов, окружающих его. Надо отметить, что даже без целенаправленного воспитания, каждый ребенок так или иначе воспринимает информацию о предметах и их свойствах. Знакомство малышей с окружающим миром, манипулирование и игры с предметами и игрушками способствуют становлению и развитию речи детей, обогащая пассивный и активный словарь ребенка, мотивируют на проявление речевой активности и формирование коммуникативных умений. Процесс овладения ребенком речью в раннем возрасте является основным и ведущим, ведь позволяет ему быть самостоятельным и независимым.

Отсутствие необходимых для развития ребенка материалов, игр, пособий, общения со взрослым в процессе игровой деятельности может стать причиной задержки речевого развития у детей раннего возраста и в дальнейшем привести к задержке развития основных психических процессов. Именно поэтому взрослым: родителям, педагогам и специалистам очень важно уделять особое внимание сенсорному развитию малышей, насыщая среду, окружающую ребенка разнообразным сенсорным, игровым материалом.

Коррекционная работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Объем и содержание материала должны быть небольшими и доступными, понятными ребенку. Также необходимо многократно повторять изученный материал, не вызывая при этом отрицательную реакцию у ре-

бенка, либо какое-то отвращение или нежелание. Ребенок раннего возраста чувствует себя более комфортно в знакомой ситуации и более уверенно действует в ходе знакомых любимых игр. При работе с ребенком должен быть благоприятный психологический климат, необходимый для формирования чувства безопасности и доверия. Поощрение и похвала любых, даже незначительных успехов, очень важно для ребенка раннего возраста, ведь это повышает положительную мотивацию и побуждает к новым попыткам говорить.

Речевая система ребенка формируется и функционирует в тесном взаимодействии с остальными системами организма ребенка - интеллектуальной, сенсорной, моторной и т.д.

Фундаментом для общего умственного развития ребенка является сенсорное развитие, к тому же оно имеет самостоятельное значение, потому что полноценное восприятие необходимо для успешного обучения [3, С. 92]. Деятельность детей организуется таким образом, чтобы они были заинтересованы в познании, развитии творческих способности и мотивированы к речевому овладению.

С детьми раннего возраста для сенсорного развития и воспитания необходимо работать с использованием разнообразных средств и приемов. Можно использовать различные варианты сенсорных игр, целью которых является: получение ребенком новых чувственных ощущений. Это, например, разнообразные игры с красками (которые включают в себя - рисование ладошками, пальчиками, различными штампами; также можно использовать игры со смешиванием цветов и перетеканием красок друг в друга. Для детей раннего возраста это очень увлекательное и интересное занятие, которое может увлечь их надолго), игры с водой, мыльными пузырями, льдом (различные переливания жидкостей в разные чашки, предметы, наблюдения за замерзанием воды, а также лопать и надувать мыльные пузыри), игры с песком, природным материалом (данные игры включают в себя большое разнообразие игр - это и «дождь» из мелких камушков, бусинок, пуговиц и т.д., хождение босиком по так называемым сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпание сыпучего материала с помощью баночек, формочек, ложек; игры с мокрыми песком, рисовать на нем пальчиками, руками, веточками, карандашами и т.д.), игры с тканями и бумагой (данные игры заключаются в чередовании разных тактильностей по мягкости и по фактуре, на ощупь определять и просто трогать различные виды тканей и бумаги,), игры с сенсорными баночками (под сенсорными баночками подразумеваются различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом; можно из баночек высыпать то, что находится внутри, перебирать каждый предмет, также можно на слух с закрытыми глазами определять, какая баночка звучит), игры со стеклянными шариками (с

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

данными предметами существует множество разнообразных игр - можно устраивать «сухой бассейн» для пальчиков и полностью для «купания» ребенка, перекладывание шариков в различные емкости; перекатывать их между пальцами), а также это игры с массажерами для рук, игры с мячами.

На примере данных игр рассмотрим игру «Поймай киску», цель данной игры - стимуляция тактильной чувствительности, повышение уровня внимания и скорости реакции у ребенка. В ходе игры педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: колючего ежика, мокрую рыбку и др.

Также используются тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности. Данные средства и приемы можно использовать как в условиях общеобразовательной организации, так и родителям в домашних условиях, чтобы комплексно подходить к преодолению нарушений ребенка [2, С. 14].

Все вышеперечисленные игры просты в своем изготовлении и применении при работе с ребенком раннего возраста. Эти игры легко может изготовить и провести как специалист, работающий с ребенком, так и родитель данного ребенка. Но, безусловно, важным условием является цель, для чего игра должна создаваться, также следует учитывать возможности ребенка, и какие задачи следует решить с помощью той или иной игры.

Для развития речевой функции ребенка также используются различные дидактические пособия и сенсорные материалы. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности ребенка. Для ребёнка раннего возраста такой ведущей деятельностью является игра и в -первую очередь разнообразные дидактические игры, способствующие обогащению чувственного и игрового опыта малышей. В каждой группе образовательного учреждения существует многообразие дидактических игр. В дошкольной педагогике дидактические игры всегда считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка [4, С. 33].

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. При работе с дидактическими пособиями и сенсорными материалами ребенок осуществляет ряд мыслительных операций. В этот момент дети описывают предме-

ты, группируют их по различным свойствам и признакам, угадывают предметы, их назначение, могу определить действия по их описанию. Во время игры ребенок, взаимодействуя с педагогом и окружающими объектами, находит и подбирает правильный ответ к вопросам и заданиям, мыслит, строит свои догадки, проводит сравнительный анализ предмета, определяя цвет, размер, форму и фактуру предмета. Делая выводы по проделанной работе, ребенок использует уже полученные знания и опыт. При этом педагог отмечает проявление у детей в процессе игры с дидактическими материалами сообразительности, самостоятельности при решении разного рода задач, способности к волевому усилию при достижении поставленной педагогом определенной образовательной цели. Перед детьми ставятся разного рода задачи, для решения которых необходимо использовать определенные умственные способности, умение слышать и следовать правилам игры, преодолевать различные сложности и трудности, которые встречаются на пути к достижению освоения сенсорных эталонов.

С детьми раннего возраста с целью формирование сенсорных эталонов можно порекомендовать дидактические игры на соотнесение предметов по форме, цвету, величине, сортировке игрушек и картинок по заданному признаку, игры по типу «Волшебный мешочек», «Сенсорные мешочки», «Тактильные дорожки», «Найди похожий», «Какой предмет лишний» и т.д. Эти игры позволяют в интересной и доступной форме познакомить малышей с сенсорным материалом, особенностью предметов, стимулировать речь, познавательную и игровую активность.

Рассмотрим более подробно игры на формирование сенсорных эталонов на примере игры «Волшебный мешочек». Целью игры является -развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу. В ходе игры взрослый предлагает ребенку посмотреть, что находится в волшебном мешочке. И вариантов этой игры может быть несколько: взрослый сам достает, то что находится в мешочке, дает ребенку, задача ребенка - назвать что это, описать этот предмет; другой вариант заключается в том, что ребенок опускает ручку в мешок, трогает там вещи, называет, что трогает и т.д. Вариантов этой игры может быть большое количество, это будет зависеть от цели игры, цели коррек-ционного занятия, возможностей ребенка. Тот же смысл будет и в играх «Сенсорные мешочки», «Найди похожий», «Какой предмет лишний» и т.д.

Все вышеперечисленные игры ребенку дают целый поток самых разнообразных по силе и направлению ощущений. В связи с этим, нервная система стимулируется, сенсорное развитие и восприятие улучшается. Положительная динамика в развитии речи ребенка происходит в сочетании с традиционными

методами развития речи. Дидактические игры и пособия используются в развитии у детей сенсорной культуры, развивают сенсорные способности детей, также они выступают и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка [2, С. 13].

Так как дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу и игровым действиям, они помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку, обеспечивая его всестороннее развитие.

Дидактические игры, несомненно, развивают речь детей: с их помощью активный и пассивный словарь пополняются и активизируются, звуко-

произношение формируется правильно, связная речь активно развивается, формируется умение правильно выражать свои мысли. Развитие мышления и речи в процессе игр осуществляется в неразрывной связи. Если педагог четко и ясно себе представляет, решение каких задач может быть осуществимо в процессе проведения дидактических игр и занятий, в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего развития ребенка, то тогда не нужно сомневаться в том, что дидактические игры и занятия дадут хороший результат. Занятия должны создавать у детей хорошее настроение и установку на позитив.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Айрес, Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес. - Москва, 2009. - 272 с. - URL: https://bookree.org/reader?file=1347744 (дата обращения 10.12.2019). - Текст: электронный.

2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. - Москва : Просвещение, 1988. - 144 с. - URL: https://sheba.spb.ru/za/vospit-sensor-1988.htm (дата обращения: 12.12.2019). - Текст: электронный.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва, 2008. - 144 с. - URL: https://avidreaders.ru/read-book/myshlenie-i-rech.html (дата обращения: 12.12.2019). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный.

4. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И.Ю. Глебова. - Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/ (дата обращения: 06.10.2020).

5. Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, дек. 2014 г. / под общ. ред. Г.А. Кайновой, Е.И. Осяниной. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - 167 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007896559 (дата обращения: 12.12.2019). - Режим доступа: для зареги-стрир. пользователей. - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Ajres Je.Dzh. Rebjonok i sensornaja integracija. Ponimanie skrytyh problem razvitija [Elektronnyi resurs] [Child and sensory integration. Understanding the hidden problems of development]. Moscow, 2009. 272 р. URL: https://bookree.org/reader?file= 1347744 (Accessed 10.12.2019). (In Russ.).

2. Venger L.A., Piljugina Je.G., Venger N.B. Vospitanie sensornoj kul'tury rebenka ot rozhdenija do 6 let: kn. dlja vospi-tatelja det. sada [Elektronnyi resurs] [Education of the child's sensory culture from birth to 6 years]. In L. A. Vengera (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 1988. 144 p. URL: https://sheba.spb.ru/za/vospit-sensor-1988.htm (Accessed 12.12.2019).

3. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' [Elektronnyi resurs] [Thinking and speaking]. Moscow, 2008. 144 p. URL: https://avidreaders.ru/read-book/myshlenie-i-rech.html (Accessed 12.12.2019).

4. Glebova I.Ju. Osobennosti rukovodstva didakticheskimi igrami doshkol'nikov []. Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. [Elektronnyi resurs] [Features of the guidance of didactic games for preschoolers]. Sankt-Peterburg: Zanevskaja ploshhad', 2014. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/ (Accessed 06.10.2020).

5. In G.A. Kajnovoj (eds.) Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf., g. Sankt-Peterburg, dek. 2014 g. [Elektronnyi resurs] [Theory and practice of education in the modern world]. Sankt-Peterburg: Zanevskaja ploshhad', 2014. 167 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007896559 (Accessed 12.12.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.Н. Васева, обучающаяся 3 курса по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия, e-mail: Katyavaseva36@icloud.com, ORCID: 0000-0001-8497-2189.

Д.М. Кузнецова, обучающаяся 3 курса по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия, e-mail: dariam1kha1lovna@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9529-7120.

Н.А. Ржанова, обучающаяся 3 курса по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия, e-mail: rzhan.nat@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2889-3803. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

О.И. Герасимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия, e-mail: kostocka1021@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3844-0020.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2М2-0291

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.N. Vaseva, 3rd year student, the direction 44.03.03 "Special (defectological) education, profile "Speech Therapy", Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: Katyavaseva36@icloud.com, ORCID: 0000-0001-8497-2189.

D.M. Kuznetsova, 3rd year student, the direction 44.03.03 "Special (defectological) education, profile "Speech Therapy", Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: dariam1kha1lovna@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9529-7120.

N.A. Rzhanova, 3rd year student, the direction 44.03.03 "Special (defectological) education, profile "Speech Therapy", Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: rzhan.nat@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2889-3803.

SCIENTIFIC DIRECTOR:

O.I. Gerasimova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Communication Technologies, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: kostocka1021@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3844-0020.

УДК 373.035.3

Людмила Николаевна Вахрушева, Екатерина Алексеевна Крохина

г. Киров

Развитие представлений о строительных профессиях у старших дошкольников в

процессе проекта

В статье рассматривается эффективность использования проектной деятельности в социальном развитии детей 6-7 лет, необходимость развития представлений о строительных профессиях для осуществления ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и педагогический эксперимент, состоящий из трех последовательных этапов. Исходя из поэтапной работы исследования, основными результатами статьи стало раскрытие представлений детей о строительных профессиях; характеристика проектной деятельности как способа развития у детей 6-7 лет представлений о строительных профессиях; представление проекта «Кирпичик к кирпичику», определение его эффективности в рамках социального развития детей. Именно проектная деятельность была применена в качестве метода развития представлений о строительных профессиях у детей 6-7 лет.

Ключевые слова: социальное развитие, ранняя профориентация, проектная деятельность, старший дошкольный возраст, строительные профессии.

Lyudmila Nikolaevna Vakhrusheva, Ekaterina Alekseevna Krokhina

Kirov

The development of the ideas about the building and construction professions in older

preschoolers in the process project

The article considers the effectiveness of using project activities in the social development of children aged 6-7 years, the necessity to develop the ideas about the building and construction professions for the implementation of early career guidance for older preschool children. The leading methods of studying the problem are the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on this problem and the pedagogical experiment, which consists of three consecutive stages. Based on the step-by-step work of the study, the main results of the article were the disclosure of children's ideas about construction professions; characteristics project activity as a way of developing ideas about construction professions in children aged 6-7 years; presentation of the project "Brick to brick", determining its effectiveness within the social development of children. It was project activity that was used as a method of developing ideas about the building and construction professions in 6-7 years aged children.

Keywords: social development, early career guidance, project activities, senior preschool age, building and construction professions.

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении, по мнению Е.В. Ворониной, - это групповой, а также общеорганизованный процесс работы педагога, детей и родителей [4]. Реализация проекта выражается в комплексе теоретического исследования актуальной проблемы и практико-ориентированных способов и методов работы с целью достижения итогов

деятельности участниками проекта. Решение поставленной проблемы должно обязательно быть в виде практического и материального продукта деятельности, актуального для последующего развития детей в разнообразных видах их деятельности. Вопросами организации проектной деятельности дошкольников занимались Н. Васильева [2], Н.Е. Веракса [3], Л.С. Киселева [7], Л.В. Михайло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.