СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MODERN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY
УДК/UDC 37.048.45 Д. В. Траут, Н. А. Серова, М. В. Астахова
D. Trout, N. Serova, M. Astakhova
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Введение. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения обучающихся начальной школы, проблемы ранней профориентации школьников, причины их возникновения и пути решения.
Методология. Исследование сформированно-сти профессионального самоопределения младших школьников проводилось в 2019/20 уч. г. путем сбора информации, наблюдения, анкетирования, тестирования, а также анализа результатов мониторинга по критериям результативности ранней профориентации школьников. При приведении результатов анализа в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных.
Результаты. В статье посредством диагностики целевых групп были выявлены проблемы ранней профориентации школьников в общеобразовательной организации, а также сформулированы предложения по их решению.
Заключение. Мониторинговое исследование позволило выявить проблемы ранней профориентации школьников, что позволит скорректировать
работу специалистов по профессиональному самоопределению обучающихся в начальной школе.
Introduction. The article deals with the issues of professional self-determination of primary school students, the problems of early career guidance of schoolchildren, the causes of their occurrence and solutions.
Methodology. The study of the formation of professional self-determination of younger schoolchildren was conducted in the 2019/20 academic year by collecting information, monitoring, questioning, testing, and analyzing the results of monitoring in accordance with the criteria for the effectiveness of early career guidance for schoolchildren.
Results. In the article, through the diagnosis of target groups, the problems of early career guidance of schoolchildren in a general education organization were identified, as well as proposals for their solution were formulated.
Conclusion. The monitoring study revealed the problems of early career guidance of schoolchildren, which will allow adjusting the directions of professional self-determination of primary school students.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ранняя профориентация школьников, проблемные зоны и критерии результативности ранней профориентации школьников.
Keywords: professional self-determination, early career guidance of schoolchildren, problem areas and Performance criteria for early career guidance of schoolchildren.
Введение
В современной педагогике недостаточно разработано направление ранней профориентации школьников. Это объясняется тем, что, во-первых, нет единого подхода к определению понятия «самоопределение» (личностное, социальное, жизненное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное, бытовое и пр.), во-вторых, образовательные организации недооценивают значение профориентации обучающихся в начальных классах и необходимость определения ее эффективности.
На основе вышесказанного следует, что образовательным организациям необходимо осознать роль ранней профориентации для оказания адресной помощи обучающимся в вопросах профессионального самоопределения с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, а также социально-экономических условий муниципалитетов и региона.
В работах Е. М. Борисовой, М. И. Губановой, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, И. В. Ковалевой, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и других подчеркивается значимость самоопределения, саморазвития и самореализации личности.
Вопросы развития профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций детально рассмотрены в работах О. М. Артюхо-вой, Е. М. Борисовой, М. Г. Тайчинова [5; 6; 8; 9].
О. С. Гребенюк и М. И. Рожкова понимают определение «профессиональное самоопределение» как нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности [1].
Л. П. Крившенко определяет профессиональное самоопределение как процесс воспитания у человека отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение - часть жизненного самоопределения, т. е. присоединение к определенной социальной и профессиональной группе, выбор образа жизни, профессии [7].
Иной подход представлен в проекте концепции организационно-педагогического сопровожде-
ния профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, где профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностного отношения не столько к профессиональной деятельности, сколько к себе как к субъекту профессиональной деятельности с комплексом знаний, умений и компетенций, личностных качеств, способствующих профессиональному росту, что позволяет подготовить обучающегося к адаптации на рынках образовательных услуг и труда в меняющихся социально-экономических условиях [4].
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации») указано, что педагогу необходимо помогать обучающимся в сфере профориентации, получении профессии и социализации в условиях современного общества.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29.12. 2014, 31.12.2015), Стандарт ориентирован на формирование личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Важно подготовить его к осознанному выбору профессии, пониманию значимости профессиональной деятельности для себя и общества. Причем, согласно Стратегии развития российского образования, данную работу необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда закладываются основы самоопределения. Окончательное их формирование происходит уже в процессе самостоятельной трудовой деятельности под влиянием факторов социальной среды.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится для ребенка ведущей. Он добровольно выполняет поручения учителя, стремится к активной деятельности. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться «внутренняя позиция», в связи с чем трудолюбие и самостоятельность становятся основными характеристиками его личности. Таким образом, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный (пропедевтический), закладывающий основы профессионального самоопределения в будущем.
Основная задача педагога при этом заключается в оптимальном использовании возможностей
воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных особенностей ребенка, что позволяет приблизить его к профессиональной деятельности.
Одним из условий успешного формирования профессионального самоопределения обучающихся можно считать реализацию образовательными организациями основных принципов профориентацион-ной работы: системности, поэтапности, комплексности, преемственности, социального партнерства.
Целью статьи является изучение вопросов профессионального самоопределения обучающихся начальной школы, проблем ранней профориентации школьников, причин их возникновения и способов решения.
Новым подходом к решению проблем в системе ранней профориентации школьников явилось активное взаимодействие «детский сад - школа».
Мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения младших школьников проводится на протяжении двух лет и позволяет выявлять проблемы профессионального самоопределения обучающихся начальной школы относительно целевых групп (воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся начальной школы).
Методология
Для проведения мониторинга уровня сформи-рованности профессионального самоопределения младших школьников были подобраны критерии и показатели результативности ранней профориентации школьников, использован диагностический инструментарий (тест «Предметы труда», анкета «Знаешь ли ты профессии», методика М. Р. Гинзбурга, лист наблюдений для родителей по выявлению отношения к труду младших школьников и др.), который позволил определить общий уровень сформирован-ности профессионального самоопределения обучающихся 1-го класса. У 27 первоклассников был определен уровень сформированности профессионального самоопределения по трем критериям: когнитивному, мотивационному, деятельностному. Для диагностики целевых групп использовались методы сбора информации, наблюдения, анкетирования, тестирования. Методы сбора информации и наблюдения позволили провести структурирование информации для обеспечения принятия обоснованных решений. Методы анкетирования и тестирования способствовали комплексному сбору информации для качественного формулирования выводов по результатам исследования.
Для приведения результатов анализа в наглядную форму были применены методы агрегирования и консолидации данных, которые позволили обобщить полученные результаты и выстроить общую тенденцию посредством выполнения следующего порядка действий: группировка первичных данных исследований на основе заданных признаков, выделение основного тренда и формулирование общих выводов.
Результаты
С 2018 г. в Кемеровской области - Кузбассе запущен долгосрочный межведомственный профориен-тационный проект «Сто дорог - одна моя», в рамках которого проводится системная квалифицированная комплексная профориентационная работа с обучающимися 1-11-х классов. Одним из направлений такой работы выступает профориентационная диагностика, цель которой выявить способности и склонности обучающихся, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, необходимых для профессионального самоопределения. В контексте данного направления перед участниками проекта были поставлены следующие задачи:
- изучение уровня развития когнитивной сферы обучающихся;
- изучение мотивационной сферы обучающихся;
- изучение сформированности деятельностной сферы обучающихся [10].
Для выявления эффективности профориентаци-онной работы были определены целевые группы, в одну из которых вошли обучающиеся 1-го класса МБОУ «СОШ № 35» г. Осинники - 27 респондентов.
В рамках когнитивного критерия с целью определения степени ознакомления обучающихся с предметом труда и трудовой деятельностью людей разных профессий была проведена диагностика по следующим методикам: тест «Предметы труда», анкета «Знаешь ли ты профессии?».
По результатам диагностики информированности о мире профессий обучающихся на начало учебного года выявлен высокий уровень - 67 % (рис. 1). При этом особые затруднения вызвали вопросы о профессиях сельскохозяйственной направленности. Например, о таких, как комбайнер, животновод, агроном.
Для определения сферы предпочтений и наличия мотивов учебной деятельности была проведена диагностика по следующим методикам: методика мотива-ционных предпочтений «Три желания» А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, методика исследования мотивации учения у старших дошкольников М. Р. Гинзбурга.
В Низкий уровень □ Средний уровень И Высокий уровень
Рис. 1. Результаты диагностики информированности обучающихся 1-го класса экспериментальной группы о мире профессий (I этап констатирующего эксперимента)
На рисунке 2 показано, что на начало учебного года у 30 % респондентов доминирует учебный мотив, что означает высокий уровень мотивации.
33 % респондентов выбрали игровой мотив. Это свидетельствует о том, что при поступлении в школу им тяжело адаптироваться к учебной деятельности.
Социальный мотив выбрали 5 респондентов, что составило 18,5 % от общего числа опрашиваемых. Для них характерны ответственность, понимание необходимости учиться, стремление принести пользу обществу (для них важно занять определенное место в обществе, получить признание и уважение).
Мотив получения высокой отметки выбрали 5 респондентов (18,5 %). Данный мотив проявляется тогда, когда учебная деятельность осуществляется в силу долга, обязанности получать хорошие отметки, чтобы быть признанным родителями, учителем.
35 -|
Позиционный мотив, связанный со стремлением самоутвердиться, занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, никто из респондентов не выбрал. Чаще всего данный мотив у обучающихся 1-го класса только формируется и проявляется он через желание ребенка получить одобрение учителя.
Внешний мотив также не выбрал никто. Это связано с тем, что для данной группы респондентов не характерно подчинение требованиям взрослых, стремление к достижению определенного положения среди сверстников.
В рамках деятельностного критерия с целью выявления у респондентов их отношения к труду и выполнения трудовых поручений применялся лист наблюдения для педагогов и родителей.
Его результаты представлены на рисунке 3. Преобладает средний уровень - 59,3 % (16 чел.). Такие
111 ll
Учебный Социальный Позиционный Внешний Игровой Отметка Мотивы учебной деятельности
Рис. 2. Результаты диагностики мотивов учебной деятельности обучающихся 1-го класса экспериментальной группы (I этап констатирующего эксперимента)
70
60
к 50
и
ж
1 40
2 га
^ 30 \о о
¡5 20
о
С1
10
Низкий
Средний
Высокий
Уровень положительного отношения к труду, выполнению трудовых поручений
Рис. 3. Результаты листа наблюдения для педагогов и родителей на I этапе констатирующего эксперимента
70
60
50
3 40
2 га
30
о
о С1
20
10
Низкий
Средний
Высокий
Уровень сформированности профессионального самоопределения обучающихся
Рис. 4. Результаты диагностики уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся 1-го класса на I этапе констатирующего эксперимента
обучающиеся проявляют трудовые умения при поддержке взрослого. Положительным является то, что в 1-м классе количество респондентов с высоким уровнем положительного отношения к труду составляет 33,3 % (9 чел.). К ним относятся те обучающиеся, у которых сформированы навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовые навыки. Но также имеются обучающиеся с низким уровнем - 7,4 % (2 чел.), которые затрудняются с выполнением или не выполняют вообще хозяйственно-бытовые задания.
Таким образом, у обучающихся 1-го класса необходимо повышать уровень самостоятельности как в семье, так и в рамках школы, учить их проявлять инициативу, брать ответственность на себя за свои поступки при выполнении каких-либо задач.
Полученные результаты на начало учебного года по трем показателям констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о высоком уровне профессионального самоопределения обучающихся 1-го класса общеобразовательной организации (63 %), что означает наличие у них обширных знаний о мире профессий, понимание значения труда в жизни человека, умение выделять в профессии существенные, главные стороны, наличие самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий. У них в большей степени преобладают познавательные и нравственные желания, а также им характерно преобладание учебных и социальных мотивов. Таким образом, в результате проведенного исследования мы выяснили, что младшие школьники, приходя в школу, уже имеют базу знаний о мире профессий, соответствующую их возрасту, обладают трудовыми умени-
ями и навыками, проявляют активность и инициативу в труде (рис. 4).
Респонденты со средним уровнем (30 %) знают о профессиях ближайшего окружения, называют отдельные предметы, необходимые в определенных видах труда. Преобладают социальные, оценочные мотивы, возможен и игровой мотив. Трудовые умения проявляют при поддержке взрослого, в труде безынициативны.
7 % респондентов имеют низкий уровень профессионального самоопределения. Они знают только об отдельных профессиях, затрудняются назвать предметы труда; у них преобладают игровые, оценочные мотивы, трудовые умения практически отсутствуют, работу выполняют с посторонней помощью, выступают в роли пассивного наблюдателя или дезорганизатора.
С данными диагностического исследования были ознакомлены родители и педагоги. Дальнейшая проф-ориентационная работа в классе строилась с учетом полученных результатов исследования. С этой целью был разработан совместный план мероприятий для педагога, обучающихся и их родителей, целью которого являлось повышение уровня сформированно-сти профессионального самоопределения у младших школьников.
Проведенное исследование помогло не только выявить уровни профессионального самоопределения младших школьников, но и определить формы и методы профориентационной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Данная работа в начальных классах осуществлялась как через урочную, так и внеурочную деятельность.
0
0
В школе разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Я гражданин России», в которую включены темы по профориентации. Среди обучающихся 1-х классов проведены занятия по темам «Знакомство с историей слова "профессия"», «Кто мои родители?» и др.
С учетом того, что в обследуемом классе обучающиеся плохо знакомы с профессиями сельскохозяйственной направленности, была организована экскурсия на малое предприятие ООО «Вишневый город», г. Осинники. Во время экскурсии обучающиеся узнали не только о том, как перерабатывается сельскохозяйственная продукция, но и как выстроена вся цепочка «с поля - в цех переработки». В ходе экскурсии обучающиеся узнали о новых профессиях: мелиоратор, селекционер, механизатор, комбайнер, агроном, технолог, упаковщик продуктов, дегустатор и др.
В работе с младшими школьниками применялись информационные ресурсы (сайт «Навигатум», портал «Профориентир», видеофильмы «Растем вместе» благотворительного фонда «Виктория»), благодаря которым они познакомились с разными профессиями.
Участниками профориентационной работы стали родители обучающихся, которые знакомили со своими профессиями, организовывали мастер-классы, вместе с детьми участвовали в профессиональных конкурсах, викторинах. Участие родителей в данном направлении работы способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
Ежегодно в школе организуются встречи с выпускниками, обучающимися в организациях профессионального и высшего образования Кемеровской области - Кузбасса.
В мае 2020 г. была проведена повторная диагностика на определение уровня профессионального самоопределения обучающихся 1-го класса.
Анализ результатов диагностики показал, что на II этапе констатирующего эксперимента количество респондентов с высоким уровнем профессионального самоопределения увеличилось на 15 % и составило 78 % от общего количества обследуемых.
Доля респондентов со средним уровнем сократилась на 8 % (с 30 до 22 %). Положительным является то, что респонденты с низким уровнем сформирован-ности профессионального самоопределения были выявлены только на начало учебного года. На рисунке 5 представлена положительная динамика результативности работы педагогического коллектива.
В настоящее время образовательная организация работает в режиме экспериментальной площадки «Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (на примере Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Осинни-ковского городских округов Кемеровской области)».
Экспериментальная работа предполагает организацию совместной деятельности общеобразовательной организации и дошкольного образовательного учреждения в рамках ранней профориентации. Необходимо найти и апробировать новые современные формы профориентации воспитанников и обучающихся. Таким образом, актуальность профориента-ционной работы в начальной школе обуславливается тем, что на этой ступени образования продолжают формироваться основы выбора будущей профессии, заложенные еще в детском саду.
3 s
га VO
о
о d
90 80 70 60 50 40 30 20 10
■ сентябрь 2019 г. □ май 2020 г.
Уровни сформированности профессионального самоопределения обучающихся
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся 1-го класса экспериментальной группы (I и II этапы констатирующего эксперимента)
0
Заключение
Результаты мониторинга позволяют сформулировать основные проблемы образовательных организаций, осуществляющих профориентационную работу.
1. Недостаточность разработки научно-, программно- и учебно-методического обеспечения профессионального самоопределения обучающихся начальной школы и воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
2. Отсутствие непрерывности процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования (взаимодействия образовательных организаций: дошкольного и общего образования).
Предложения по устранению проблем ранней профориентации школьников в общеобразовательной организации:
1) разработка механизма взаимодействия образовательных организаций разного типа и социальных партнеров по организации и осуществлению профори-ентационной работы;
2) создание условий, отвечающих требованиям федерального государственного образовательного стандарта, направленного на подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии, пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества.
Необходимо подчеркнуть практическую значимость результатов исследования, которые будут полезны образовательным организациям разного типа (детский сад, школа), осуществляющим раннюю профориентацию воспитанников и обучающихся. Полученные данные могут быть использованы с целью повышения общего уровня сформированно-сти профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся и будут востребованы руководителями и педагогическими работниками с целью повышения качества образования.
Литература
1. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Терминологический словарь. Педагогические технологии. М., 1999.
2. Захаров Н. Н, Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников. М. ; Ростов-на-Дону, 1999. 408 с.
3. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 38 с.
4. Блинов В. И., Сергеев И. С. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М., 2014. 38 с.
5. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут. Кемерово, 2017. 168 с.
6. Иевзоров Б. П., Щербакова H. А. Профессиональная адаптация студентов средних профессиональных учебных заведений. Кемерово, 2003. 172 с.
7. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. M., 2005. 429 с.
8. Чурекова Т. M., Грязнова Г А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Кемерово, 2014. 161 с.
9. Шишлов А. H. Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением [Электронный ресурс]. M., 2002. URL: https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-samoopredelenie-uchashchikhsya-kak-problema-upravleniya-mnogoprofilnym-obraz.
10. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями / И. А. Килина, H. В. Дорен-буш, Е. В. Осипова, Е. В. Понамарева. Кемерово, 2019. 110 с.
References
1. Grebenyuk O. S., Rozhkov M. I. Terminologicheskij slovar'. Pedagogicheskie tekhnologii [Terminological dictionary. Pedagogical technologies]. Moscow, 1999. (In Russian).
2. Zakharov N. N., Chistyakova S. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov [Professional orientation of schoolchildren]. Moscow, Rostov-on-Don, 1999, 408 p. (In Russian).
3. Kasatkina N. E. Teoriya i praktika formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya molodezhi v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [Theory and practice of the formation of professional self-determination of young people in the conditions of continuous education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1995, 38 p. (In Russian).
4. Blinov V. I., Sergeev I. S. Koncepciya organizacionno-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samo-opredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of continuous education]. Moscow, 2014, 38 p. (In Russian).
5. Kilina I. A., Osipova N. V., Ponamareva E. V., Traut D. V. Soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya [Support of professional self-determination of students]. Kemerovo, 2017, 168 p. (In Russian).
6. Nevzorov B. P., Shcherbakova N. A. Professional'naya adaptaciya studentov srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij [Professional adaptation of students of secondary vocational educational institutions]. Kemerovo, 2003, 172 p. (In Russian).
7. Pedagogika [Pedagogy]. Ed. by L. P. Krivshenko. Moscow, 2005, 429 p. (In Russian).
8. Churekova T. M., Gryaznova G. A. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchashchihsya [Self-determination and professional orientation of students]. Kemerovo, 2014, 161 p. (In Russian).
9. Shishlov A. N. Professional'noe samoopredelenie uchashchihsya kak problema upravleniya mnogoprofil'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem [Professional self-determination of students as a problem of management of a multidisciplinary educational institution]. Moscow, 2002. Available at: https://www. dissercat.com/content/professionalnoe-samoopredelenie-uchashchikhsya-kak-problema-upravleniya-mnogoprofilnym-obraz. (In Russian).
10. Kilina I. A., Dorenbush N. V., Osipova E. V., Ponamareva E. V. Organizaciya proforientacionnoj raboty s mladshimi shkol'nikami i ih roditelyami [Organization of career guidance work with younger schoolchildren and their parents]. Kemerovo, 2019, 110 p. (In Russian).