Научная статья на тему 'Современное состояние, проблемы и перспективы стоматологического образования в Республике Казахстан'

Современное состояние, проблемы и перспективы стоматологического образования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее стоматологическое образование / компетентностно-ориентированный подход / образовательная программа / the higher stomatologic formation / competence the focused approach / an educational program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Баскакова

Процесс модернизации системы подготовки стоматологических кадров в РК должен осуществлялся на основе научных подходов и с учетом международной практики. Концептуальное ядро образовательной программы, как и стандарта нового поколения, составляет компетентностно-ориентированный подход к ожидаемым результатам высшего стоматологического образования. Коррекция учебного процесса и методического обеспечения, сопряженная с гармонизацией образовательных программ, должна происходить с учетом особенностей развития стоматологии РК и состояния мировой практической стоматологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF STOMATOLOGIC FORMATION IN REPUBLIC KAZAKHSTAN

Process of modernization of system of preparation of stomatologic shots in RK should was carried out on the basis of scientific approaches and taking into account the international practice. The conceptual kernel of an educational program, as well as the standard of new generation, makes competence the focused approach to expected results of the higher stomatologic formation. Correction of educational process and the methodical maintenance, interfaced to harmonization of educational programs, should occur to the account of features of development of stomatology RК and conditions of world practical stomatology.

Текст научной работы на тему «Современное состояние, проблемы и перспективы стоматологического образования в Республике Казахстан»

освоенных клинических и других навыках, количестве их , о посещении дополнительных образовательных мероприятий различного уровня (семинаров, конференций и др.), отзыв преподавателя.

Переход к кредитной системе оценок компетенции предъявляет требования к

индивидуальной мотивации совершенствования ,т.е. выполнение не только самостоятельной работы (внеаудиторной) , но и стремление к расширению индивидуального кругозора, развитие

профессиональной речи, способности самооценки, самоанализа, самосознания.

Консультации преподавателей по неясным вопросам являются неотъемлемой частью системы самообразования. При самообучении главное значение имеют такие методы, как чтение, разбор случаев из практики и другие.

В ходе занятий активно обсуждаются особенности профессионального и пациент-

ориентированного общения и взаимодействия, этико-деонтологические проблемы, преимущества работы в команде, в том числе и междисциплинарной, существующие способы принятия решений на основе разработанных алгоритмов, протоколов, руководств, доказательных отчетов, установления партнерских отношений с пациентом.

Также формируется правовой компонент, т.е. знания по нормативно-правовой базе организации и врачебной деятельности, защите прав пациентов, разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, реализация образовательной программы должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, способствующих подготовке специалиста соответствующих реалиям времени.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

И.В.Баскакова

Комитет по образовательным программам учебно-клинического департамента стоматологии

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

Резюме Процесс модернизации системы подготовки стоматологических кадров в РК должен осуществлялся на основе научных подходов и с учетом международной практики. Концептуальное ядро образовательной программы, как и стандарта нового поколения, составляет компетентностно-ориентированный подход к ожидаемым результатам высшего стоматологического образования. Коррекция учебного процесса и методического обеспечения, сопряженная с гармонизацией образовательных программ, должна происходить с учетом особенностей развития стоматологии РК и состояния мировой практической стоматологии.

Ключевые слова высшее стоматологическое образование, компетентностно-ориентированный

подход, образовательная программа.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF STOMATOLOGIC FORMATION IN REPUBLIC KAZAKHSTAN I.V.Baskakova

Abstract Process of modernization of system of preparation of stomatologic shots in RK should was carried out on the basis of scientific approaches and taking into account the international practice. The conceptual kernel of an educational program, as well as the standard of new generation, makes competence the focused approach to expected results of the higher stomatologic formation. Correction of educational process and the methodical maintenance, interfaced to harmonization of educational programs, should occur to the account of features of

development of stomatology RK and conditions of world practical stomatology.

Key words the higher stomatologic formation, competence the focused approach, an educational program

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ СТОМАТОЛОГИЯЛЫК Б1Л1М БЕРУДЕГ1 ЗАМАНАУИ ЖАГДАЙЫНДАГЫ

0ЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1 ЖЭНЕ ОНЫН ДАМУ ЖОЛДАРЫ.

И.В.Баскакова

Ty^h Казахстан Республикасы модернизация жYйесi Yрдiстерiн стоматологияльщ кадрлер дайындауда непзп гылыми кез^арас жэне халыщаралыщ практикага сYйене отырып кке асырады. Концептуальд ядро о^у бЫм беру багдарламасыныц жаца буынды бшпрлш-багыттагы стандарттыц непзш ^ураумен ^атар, жогары стоматологиялыщ бЫм берудщ жоспарлы нэтижесш ^урайды. БЫм беру багдарламасымен Yйлестiрiлген о^у YPДiсiн сэйкестендiру жэне оны эдiстемелермен ^амтамасыз ету Казахстан Республикасында

стоматологияныц даму ерекшелiгiмен жэне элемдт денгейдегi стоматология практикасымен байланысты болуы керек.

ТYйiндi сездер Жогары стоматологиялыщ бЫм беру, бiлгiрлiк- багыттагы сэйкестендiру, бЫм беру багдарламасы

Современная стоматология представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль медицины, успешная работа в которой требует как владения современными технологиями, знакомства с современными материалами и знаний последних

достижений стоматологической науки, так и умение использовать достижения новых компьютерных технологий. Особенностью современной стоматологии является то, что наряду с необходимыми знаниями и умением использовать аппаратуру врач-стоматолог должен обладать отработанными мануальными навыками, так как на каждом этапе стоматологического лечения, будь то заболевания твердых тканей зубов или патология пародонта, необходимо точное и качественное выполнение манипуляций на ограниченном операционном поле. Широкое внедрение принципиально новых материалов и инструментов требует освоения качественно новых методик, методов и технологий, с одной стороны, с другой - происходит вытеснение рутинных методов лечения, много лет использовавшихся в практике отечественной стоматологии.

Еще одной особенностью развития стоматологического образования в настоящее время является тенденции к созданию единого образовательного пространства Европейских государств в соответствии с требованиями документов Болонской Декларации. С одной стороны, этот процесс призван обеспечить возможность свободного перемещения специалистов в европейском регионе, в другой стороны - необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ, документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов - стоматологов [1].

В последние годы на страницах печати и на различных форумах о высшем медицинском образовании ведется дискуссия о преимуществах и недостатках высшего медицинского образования прошлых лет. Не отрицая большого прогресса в подготовке врачей в высших медицинских образовательных учреждениях, нельзя не отметить, что она не вполне отвечают сегодняшним требованиям [2]. Ранее в высших учебных заведениях преподаватели учили студентов, а, в соответствии, с современными требованиями, студент сам должен учиться. В этом процессе преподаватель вуза превращается из ментора в помощника, наставника, координатора, а каждый вуз должен обеспечить максимальные условия для осуществления учебного процесса (интеллектуальные, материально-технические, социальные и др.).

В проблеме подготовки специалистов стоматологического профиля первые годы становления суверенного Казахстана были определены 5 основных моментов, которые до сих пор не решены окончательно. Среди них выделяют:

1. оптимальную номенклатуру специалистов;

2. систему подготовки специалистов стоматологического профиля;

3. систему аккредитации специалистов, лицензирования и аттестации;

4. систему последипломного обучения;

5. подготовку специалистов высшей квалификации.

Оптимальная номенклатура специалистов стоматологического профиля должна диктоваться требованиями практики. В большинстве зарубежных стран она представлена специалистами с высшим и средним специальным медицинским образованием [3].

В РК подготовка этих специалистов ведется раздельно: в медицинских колледжах и университетах, причем принцип преемственности в обучении этих специалистов не соблюдается.

Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, его социальным и профессиональным компетенциям, необходимым для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире. Для этого в странах Европейского Союза интенсифицировались интеграционные процессы в области образования, результатом которого является создание Болонского процесса, участником которого также стала Республика Казахстан. Участие в этом процессе должно содействовать интеграции национальных

образовательных программ в единое европейское образовательное пространство.

В Казахстане в области образования сформулирована ответственная задача - достижение качества подготовки специалиста с высшим образованием. Для решения этой задачи были разработаны и внедряются Государственные стандарты образования, в том числе ГОСО РК 3.07- 476-2006. В настоящее время, назрела необходимость приведения образовательных программ в соответствие с международными стандартами обучения, создания оптимизированного, систематизированного и компетентностного подхода в обучении студентов с учетом специфики каждого вуза и будущей его специальности.

Образовательная программа, основанная на компетентностном подходе, предполагает овладение выпускниками стоматологического факультета теоретическими знаниями в определенной академической области, практического и оперативного применения знаний к конкретным ситуациям, ценностями как неотъемлемой частью социального взаимодействия и жизни в обществе. На протяжении многовековой истории развития зубоврачевания и стоматологии подготовка персонала, работающего в этой отрасли медицины, постоянно совершенствовалась. Важно, чтобы начавшийся процесс модернизации системы подготовки стоматологических кадров осуществлялся на основе научных подходов и с учетом международной практики. Основой для организации подготовки врачей-стоматологов является

Государственный общеобязательный образовательный стандарт.

В настоящее время происходит модернизация и совершенствование отечественного медицинского образования, приведение его в соответствие с международными стандартами обучения.

Концептуальное ядро образовательной программы, как и стандарта нового поколения, составляет компетентностно-ориентированный подход к ожидаемым результатам высшего стоматологического образования. Основной акцент делается на:

• качественное образование, востребованное на рынках труда;

• разнообразие подходов и профилей дисциплин;

• гибкость образовательной программы;

• развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки;

• способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально [4].

С учетом важных специфических особенностей высшего медицинского образования на сегодня нет разумных оснований к глобальному изменению общих принципов построения нашей национальной системы, тем более, что сфера медицинского образования не упоминается ни в одном из документов Болонского процесса. Основное отличие нашей системы высшего стоматологического образования - подготовка, прежде всего, врача-стоматолога, а не дантиста, как это имеет место быть в некоторых странах Европы, где студенты до 80% учебного времени занимаются специальными дисциплинами.

Основная цель, стоящая перед высшей стоматологической школой Казахстана - обеспечение практического здравоохранения специалистами, обладающими глубокими теоретическими

общемедицинскими знаниями, владеющими современными материалами и технологиями, конкурентоспособными на современном рынке труда как в Казахстане, так и за рубежом.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

• создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку навыков по всем направлениям стоматологии (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая стоматология, ортодонтия, стоматология детского возраста);

• исключение из программы устаревших и не обеспечивающих качественного лечения технологий, методов и материалов;

• введение в программу современных методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний, материалов и технологий;

• обеспечение доступа к новейшим достижениям стоматологической науки.

В соответствии с рекомендациями Всемирной федерации медицинского образования оценка процесса подготовки будущего специалиста включает:

•механизмы оценки программ;

•обеспечение обратной связи между преподавателями и обучающимися;

•оценку результатов профессиональной

деятельности обучающегося

•мониторинг образовательного учреждения [3].

Учебно-клиническим департаментом

стоматологии КазНМУ намечен перспективный план мероприятий, в числе которых:

• ознакомление с деятельностью Европейской ассоциации стоматологического образования -организации, имеющей высокий международный авторитет;

• установление прямых деловых контактов;

• дальнейшее развитие интеграции, способствующее диалогу и сотрудничеству среди педагогов европейских стран;

• представление международных тенденций, способствующих продвижению высоких стандартов в развитии стоматологического образования;

• анализ актуальных проблем стоматологического образования в РК;

• рассмотрение и аргументация позиций по совершенствованию образовательного процесса;

• ознакомление с принципами построения европейского образовательного пространства и его реализацией, двухуровневой структурой высшего образования (бакалавриат и магистратура);

• формирование понятной системы количественной оценки образования (Европейская система перевода кредитов -ЕСТ^;

• создание системы обеспечения качества подготовки специалистов (аккредитации).

Центральным вопросом деятельности современного врача-стоматолога должно являться не только лечение заболеваний, но и их профилактика. Требуется значительно расширить и углубить разделы программы, ориентированные на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ, трактовка полученных результатов с использованием современного компьютерного программного обеспечения [3].

В настоящее время ощущается дефицит концептуально обоснованных исследований в области правовой и коммуникативной компетентности врача-стоматолога [6, 7] .

Необходимость формирования коммуникативной компетенции у будущих врачей-стоматологов обусловлена целым рядом факторов, таких как:

• работа в интимном личностном пространстве пациента;

• необходимость постоянного контроля и прогнозирования динамики состояния пациента;

• высокая интенсивность переживаний, связанных со стоматологическими проблемами;

• повышенные требования к врачу, в области контроля и регуляции микромоторики;

• необходимость поддержания доверительных интеракций на всем протяжении приема.

Это выдвигает психологическую компетентность в число значимых составляющих профессионального успеха врача-стоматолога и ставит задачу развития коммуникативной компетентности врача на всем протяжении профессиогенеза.

Недостаточным является и психологическая подготовка специалистов данного профиля на этапе вузовского и послевузовского обучения. Необходима разработка конструктивных адресных программ ее развития. В качестве показателей эффективности программы выступают: устойчивая позитивная установка на развитие коммуникативной компетентности; повышение субъектной включенности врача в моделирование собственной профессиональной успешности; повышение уровня коммуникативной компетентности; удовлетворенность собой как успешным субъектом профессионального общения; улучшение объективных показателей качества профессиональной деятельности [7].

Методическую основу самостоятельной работы студента должен составлять деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи. Самостоятельная работа студентов призвана способствовать формированию познавательной активности студентов (компетенции

самосовершенствования, саморазвития).

Требует развития и дальнейшего совершенствования рейтинговая система оценки, которая позволяет интегрировать в единое целое разнообразные виды учебной деятельности, выравнивая возможности студентов, обладающих различными психофизиологическими характеристиками, и создает благоприятные предпосылки для решения насущных проблем высшего профессионального образования по активному освоению студентами современными профессиональными компетентностями [8, 9].

Очень важным является решение вопроса о юридической стороне участия студентов в клинической деятельности.

Международные стандарты базового

медицинского образования имеют конструктивные отличия от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и неравнозначны отечественному понятию

«образовательная программа». Поэтому каждый вуз, стремящийся готовить квалифицированных и добросовестных врачей, обязан обеспечить освоение:

• базовых биомедицинских, поведенческих и социальных наук;

• общих клинических навыков;

• навыков принятия решений;

• коммуникационных особенностей;

• медицинской этики.

Интеграция высшего профессионального образования в Болонский процесс позволит внедрить стандарты транснационального образования,

основанные на концепции «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога» (2004, 2009) -ECTS (European Credit Transfer System), принятой Генеральной ассамблеей Европейской ассоциации стоматологического образования [10, 11].

Обосновывая необходимость коррекции образовательной программы дисциплин специальности «Стоматология» следует выделить следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В сложившихся исторических условиях существует необходимость создания образовательной программы дисциплин специальности, гармоничной по отношению к программам стоматологических факультетов университетов Европы.

2. Установление соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОСО по специальности «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога» предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку и соединение лучших достижений казахстанской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ.

3. Обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создание системы преемственности всех уровней стоматологического образования.

4. Необходима разработка и создание образовательной программы дисциплин специальности, отражающей насущные потребности и особенности практического здравоохранения Казахстана и гармоничной системе стоматологического образования стран Европейского сообщества.

5. Некоторые различия могут быть связаны с определенными региональными особенностями.

6. Анализ основополагающих документов, регламентирующих знания и умения врача-выпускника как в Казахстане, так и в странах Европейского региона, является ключевым моментом в создании концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология».

7. Разработке нового ГОСО-2012 по специальности «Стоматология» должна осуществляться с учетом перевода стоматологического факультета на кредитно-модульную систему обучения.

8. Требуется усиление подготовки научно-педагогических кадров современной формации, в совершенстве владеющих государственным, русским и английским языками (через магистратуру, резидентуру и докторантуру).

В соответствии с DIRECTIVE 2005/36/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications в образовательную программу стоматологических факультетов входят следующие специальные дисциплины:

1. Prosthodontics (ортопедическая стоматология)

2. Dental materials and equipment (стоматологическое материалы и оборудование)

3. Conservative dentistry (консервативная стоматология)

4. Preventive dentistry (профилактика)

5. Anaesthetics and sedation (анестезия и седация)

6. Special surgery (специальная хирургия)

7. Special pathology (специальная патология)

8. Clinical practice (клиническая практика)

9. Paedodontics (детская стоматология)

10. Orthodontics (ортодонтия)

11. Periodontics (пародонтология)

12. Dental radiology (стоматологическая рентгенология)

13. Dental occlusion and function of the jaw (окклюзия и функция челюстей)

14. Professional organisation, ethics and legislation (профессиональная организация, этика и правовые аспекты)

15. Social aspects of dental practice (социальные аспекты стоматологической практики) [12,13].

В европейской программе вопросы окклюзии выделены в отдельную дисциплину, причем с обоснованностью такого подхода согласны большинство преподавателей стоматологических ВУЗов России и Казахстана.

Еще одной важной задачей представляется выделение стоматологического материаловедения в отдельную дисциплину. Это обусловлено рядом факторов:

• современная нормативно-техническая

документация на стоматологические материалы разрабатывается с учетом мировых достижений в области синтеза и анализа

материалов и веществ, используемых на различных стадиях их производства;

• материаловедение органически связано со стоматологической наукой и рассматривается как ее важный раздел;

• в последние годы произошло значительное расширение номенклатуры стоматологических материалов;

• развитие рынка стоматологических материалов ставит стоматолога перед выбором того или иного способа лечения или протезирования для повышения эффективности и качества работы;

• эффективность стоматологического лечения теснейшим образом связана с качеством используемых материалов;

• необходимы знания врача-стоматолога, позволяющие анализировать достоинства и недостатки конкретных стоматологических материалов с учетом требований современной нормативной документации;

• необходимо умение прогнозировать возможные изменения материалов в полости рта пациента, и как следствие, негативное их влияние на органы и ткани полости рта;

• постоянное расширение производства и номенклатуры материалов различных классификационных групп, применяемых в стоматологии, повышение требований к их качеству;

• необходимость оперативного получения результатов контроля;

• использование современных достижений в области химии, физики, математического прогнозирования позволит врачу-стоматологу свободно ориентироваться в квалификационных группах стоматологических материалов, представленных на современном стоматологическом рынке, осуществлять квалифицированный выбор именно того конкретного материала, использование которого окажется наиболее эффективным в лечении данной патологии [1, 4, 5].

В перечне европейских документов и ГОСО РК 3.07-476-2006 отсутствует такая дисциплина, как физиотерапия стоматологических заболеваний, однако в РК и ряде стран СНГ успешно применяются многие методы физиотерапевтического лечения

адаптированные или созданные специально для челюстно-лицевой области. Вероятно, в целях гармонизации образовательных программ следует рассмотреть вопрос о включении частных вопросов физиотерапевтического лечения в программы дисциплин в подразделы, посвященные лечению соответствующих нозологических форм.

Необходимо провести некоторую коррекцию учебного процесса и соответствующего методического обеспечения. Это продиктовано как современным состоянием развития стоматологической науки и практики, так и политико-экономическими процессами, происходящими в Европе в целом и в европейском стоматологическим образованием в частности.

Коррекция учебного процесса, сопряженная с гармонизацией программ обучения, должна происходить с учетом особенностей развития стоматологии РК и состояния мировой практической

стоматологии [13]. Очевидно и то, что процесс коррекции должен затронуть:

• учебный план (переход к модульному построению, кредитной и балльно-рейтинговой системам);

• образовательные программы дисциплин;

• методические подходы к отработке мануальных навыков;

• ГОСО по специальности «Стоматология». Необходимо формировать понимание того, что

гармонизация образовательного процесса, кроме того, потребует:

• создания системы сопоставления ученых званий и научных степеней;

• установление системы соответствия между названиями учебных дисциплин;

• установление соответствия между названиями стоматологических специальностей (номенклатуры специальностей) [ 10 ].

Говоря о проблемах стоматологического образования в РК необходимо подчеркнуть: все вопросы гармонизации и установления соответствия имеют второстепенное значение, так как основным вопросом стоматологического образования является наличие фантомных классов и клинических баз. Без решения этого вопроса невозможно приблизить отечественное образование к мировому, для которого существование отлично оснащенных клинических баз было и остается нормой [1].

Необходимо принятие системы сопоставимых степеней (бакалавр, магистр, доктор PhD), в том числе, через внедрение приложения к диплому. Однако, на сегодняшний день, принятые в ЕС программы подготовки в области стоматологии не совпадают отечественными (бакалавриат, интернатура,

резидентура), а магистратура и докторантура (PhD) по стоматологии еще не открыты.

Обучение студентов на стоматологическом факультете требует высокого уровня материально-технического снабжения, так как приобретение мануальных навыков у студентов с курса на курс усложняется. Для этого каждый студент - будущий стоматолог - должен иметь индивидуальное рабочее место. Каждая кафедра (курс, модуль) должна иметь современные фантомные и компьютерные классы, оснащенные соответствующим оборудованием, а кафедры (курсы, модули) ортопедической стоматологии и ортодонтии - зуботехническим лабораториями.

Требует внедрения европейская кредитная система зачетных единиц для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин.

Необходима разработка и внедрение внутривузовской системы контроля качества образования, сопоставимой с общеевропейскими критериями и методологиями [11], привлечение к внешней оценке деятельности вуза студентов и работодателей.

Не менее важными задачами являются развитие межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения и проведения научных исследований, модернизация учебных планов и практической подготовки, разработка единых стандартов аккредитации учебного процесса в

университетах Европейского Союза и высших учебных заведений Казахстана.

Реализация инновационной политики в системе здравоохранения должна определить и закрепить стратегические принципы совершенствования системы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг, а также разработку и внедрение новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли.

Внедрение позитивных инноваций в высшее стоматологическое образование будет крайне полезным и, в конечном счете, позволит реально улучшить стоматологическое здоровье населения Республики Казахстан - а именно в этом и состоит наша цель.

Литература

1. Алимова М.Я., Макеева И.М. Интеграция медицинского стоматологического образования в единое европейское пространство. Воронеж, 2007. - С.10 - 15.

2. Пашков К.А. Подготовка специалистов стоматологического профиля - зубных врачей и врачей-стоматологов в советский и постсоветский период // Российский стоматологический журнал. - №1. - 2008. -С.142 - 145.

3. Разработка и внедрение модульной технологии обучения в образовательном процессе по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» // под общей редакцией Н.О. Бартоша. Методические рекомендации.- М., Медицина для всех.- 2007. - 44с.

4. Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д.

Ющука // Материалы международной конференции. -М. - 2006. - 143с.

5. Кипиани А.И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности // Дисс. ...канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 214с.

6. К вопросу о медико-правовом статусе врача-стоматолога в рамках первичной профессиональной подготовки/ П. О. Ромодановский, М. Р. Бозров, Д. В. Фролов и др. // http:// journal.forens-lit.ru/node/239

7. Подкорытов Ю.М., Вязьмин А.Я., Клюшников О.В. Балльно-рейтинговая оценка уровня компетентности студентов-стоматологов // Сибирский медицинский журнал. - Т.98. - №7. - 2010. - С.121 - 122.

8. Использование методов конструктивной педагогики в реализации Болонской декларации при обучении будущих врачей / М. Г. Романцов, Т. Б. Гребенюк, Т. В. Сологуб и др. // Здравоохранение Российской Федерации: Двухмесячный научно-практический журнал. - 2011. - № 1. - С. 32 - 35.

9. Пальцев М.А. Образование через всю жизнь. // Аккредитация вобразовании. - № 7. - 2006. - С. 30 - 31.

10. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. et all. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога // Кафедра.- Т.5. - №1.- 2006.- С. 70 - 72.

11. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. et all. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога // Кафедра.- Т. 5.- №2.- 2006.- С. 78 - 80.

12. DIRECTIVE 2005/36/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications (THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION).

13. http://www.adee.org

ОЭК 615:378.147

ФАРМАКОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ФАРМАЦЕВТИКА ФАКУЛЬТЕТШЩ СТУДЕНТТЕР1Н ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СТЕРД1

ПАЙДАЛАНЫП ОКЫТУ

С.Б. Сламжанова, И.И. Ким, Д.М. Кадырова, Г.М. Пичхадзе С.Ж.Асфендияров атындагы Каза^ ¥лтты^ медицина университету фармакология кафедрасы, Алматы

«@з iciинiи 6rnripi haM шеберi атану Yшiн жаксы жумыс ктеп, желк бшуге

умтылу керек.

Кандай эрекет жасап, кандай к ктер болсаиыз да -игшшн керш, рахатына беленудi максат тукан жен»

Эбу Нэар эл-Фараби

ТYйiн Ма^алада компетенцияга-багдарланган кредитпк технология бойынша бЫм алатын фармацевтика факультет студентерш о^ыту барысында фармакология кафедрасында пайдаланылатын интерактивтi о^ыту эдiстерi жвнiнде мэселе квтерiлдi. Аталган эдстер дэрiс о^у барысында, практикальщ саба^та, студенттердщ о^ытушымен бiрге орындайтын жумысында, аральщ ба^ылаудыц барльщ кезецшде ^олданылады. ТYйiндi сездер интерактивтi бiлiм беру эдстерЬ инновация, кредиттiк технология, компетенция

USE OF INTERACTIVE METHODS ON THE DEPARTMENT OF PHARMACOLOGY AT EDUCATING OF STUDENTS OF PHARMACEUTICAL FACULTY

S.B. Slamzhanova, I.I. Kim, D.M. Kadirova, G.M. Pichkhadze Kazakh National Medical University named after S.D.Asfendiyarov, c.Almaty

Abstract Different interactive methods are presented in the article, used on the department of pharmacology at educating of students of pharmaceutical faculty on which

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.