4.Принять системы сопоставимых степеней, принятых в ЕС (бакалавр, магистр, доктор PhD), в том числе, через внедрение приложения к диплому.
5.Расширить и оснастить клиническую базу стоматологического факультета, оснащенную современным оборудованием и техническими средствами, фантомными классами и лабораториями.
6.Разработать и внедрить европейскую кредитно-модульную систему зачетных единиц для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности и обеспечения право выбора студентом изучаемых дисциплин и преподавателя.
7.Разработать и внедрить внутривузовскую систему контроля качества образования, сопоставимой с общеевропейскими критериями и методологиями, привлечение к внешней оценке деятельности вуза студентов и работодателей.
8.Определить бакалавру стоматологу поле деятельности в качестве специалиста с правом оказания неотложной стоматологической помощи (кроме ортодонтии, челюстно-лицевой хирургии, дентальной имплантологии и сложной челюстно-лицевой ортопедии).
9.Усилить подготовку научно-педагогических кадров, в совершенстве владеющих государственным и английским языками через магистратуру, резидентуру и докторантуру.
Таким образом, департаментом стоматологических дисциплин, комитетом образовательных программ и деканатом стоматологического факультета проводится большая работа по внедрению кредитно-модульной системы обучения в учебный процесс. Следует полагать, что научно-педагогическому составу стоматологического факультета по плечу поднять уровень подготовки специалистов-стоматологов в соответствие с международными стандартами и критериями качества специалистов вузовской и послевузовской ступеней обучения.
Стоматология факультетшдеп кредиттш- модульдж жуйе уйымыныц окыту ерекшелМ
(бакалавриат)
Ж.Б.Уразалин, Т.К. Супиев, Л.Я. Зазулевская, С.Р. Рузуддинов, С.С. Жолдыбаев, К.Д.Алтынбеков, Б.Ж.
Нысанова
Бшм беру YДерiсiне кредитпк-модульдж жуйесш енпзу Yшiн,стоматология факультетшщ департаменп,деканаты жэне бшм беру багдарламасыньщ коммитеп бiрiгiп Yлкен ж^мыстар ащаруда.
ТYЙiндi сездер: кредиттiк модульдiк жYЙесi, бiлiм багдарламасы, ^лтаралык; стандарт.
Organization features of credit-modular system at stomatologic faculty (bachelor degree)
Urazalin Z.B., Supiev T.K. Zazulevskaja L.Ya, Ruzuddinov S.R., Zholdybaev S.S., Altynbekov K.D., Nysanova B.Zh
Department of dental discipline, committe of educational programs and dear of stomatologic faculty are realizing important work by introducing credit module system teaching credit module system into educational process. If follows, be of opinion that scientific-educational staff of dental faculty can elevate level of preparation dentist-specialist under with international standarts and criterion of quality specialists of college and after college stage of teaching.
Key words: credit-module system, program of knowledge, international standart.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Баскакова И.В.
Кафедра терапевтической стоматологии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Алматы
Переход на новую модель медицинского образования диктует необходимость постоянной модернизации учебного процесса, широкого внедрения инновационных образовательных технологий, совершенствования системы контроля учебных достижений студентов. На профильных кафедрах учебно-клинического департамента стоматологии проведено анкетирование преподавателей, осуществляется мониторинг внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, разработаны оценочные рубрики для определения уровня сформированности компетенций студентов стоматологического факультета.
Ключевые слова: инновационные методы обучения, новая модель медицинского образования, профессиональные компетенции, система контроля результатов обучения.
Нововведения в медицинском образовании, продиктованные политической волей Болонского процесса, вызваны необходимостью возросших требований к подготовке специалистов с учетом мировых тенденций обучения в организациях медицинского и фармацевтического образования.
Среди основных задач, обозначенных руководством Казахского национального медицинского университета, следует особо выделить постоянное повышение качества образовательных услуг, внедрение и использование инновационных технологий в образовании, постоянную модернизацию учебного процесса [1].
Решением Ученого Совета от 24.11.2009г. в КазНМУ принята модель профессиональной компетентности выпускника, включающая следующие компоненты: когнитивный компонент (знания), операциональный
компонент (навыки), аксиологический компонент (коммуникативные навыки), правовой компонент, непрерывное обучение. Особое внимание акцентировано на переход от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций, обучение через практику, личностно-ориентированное, деятельностное обучение, которое поможет студентам развить компетенции и быть конкурентоспособными на рынке труда, стать активными и ответственными гражданами [2].
Переход на новую модель медицинского образования КазНМУ предполагает внедрение в методический арсенал педагога новых педагогических и информационных технологий, использование инновационных методов обучения, применение оригинальных методических приемов.
С целью определения исходного уровня мотивации и ориентированности преподавателей кафедр стоматологического профиля по вопросам применения инновационных методов обучения в учебном процессе, в сентябре 2010 г. было проведено анонимное анкетирование профессорско-преподавательского состава (III 1С) учебно-клинического департамента стоматологии.
Была разработана собственная анкета, включающая 10 вопросов (форма анкета прилагается).
АНКЕТА
Уважаемый преподаватель!
Вам предстоит в анонимном порядке ответить на вопросы анкеты, разработанной с целью оптимизации обучения ППС учебно-клинического департамента стоматологии инновационным методам преподавания. Нужный ответ необходимо обвести кружком (подчеркнуть, дописать).
Данные анкетирования будут использованы для построения траектории обучения инновационным педагогическим технологиям с учетом Ваших потребностей.
При ответе на вопросы анкеты просим Вас быть максимально искренними!
1. Ваш возраст: 20 - 29 лет, 30 - 39 лет, 40 - 49 лет, 50 - 59 лет, 60 лет и старше.
2. Пол : муж., жен.
3. Стаж педагогической деятельности: до 5 лет, 5 - 9 лет, 10 - 14 лет, 15 - 19 лет, 20 - 24 года, 25 - 29 лет, 30 лет и свыше.
4. Наличие ученой степени - есть, нет.
5. Ваше отношение к инновационным методам обучения:
- резко отрицательное;
- скорее отрицательное;
- индифферентное;
- скорее положительное;
- положительное.
6. Из каких источников Вы преимущественно получаете знания в области инновационных технологий преподавания?
- Учебно-методическая литература;
- занятия на факультете повышения квалификации;
- семинары для ППС в КазНМУ;
- методические конференции на кафедре;
- интернет;
- другое (указать).
7. Применяете ли Вы в учебном процессе инновационные методы обучения?
- Да, постоянно;
- применяю периодически;
- не применяю совсем.
8. Основным мотивом для использования инновационных методов обучения в учебном процессе для Вас является:
- стремление соответствовать духу времени;
- потребность разнообразить и оптимизировать учебный процесс;
- стремление к активизации скрытых возможностей и творческого потенциала студента;
- необходимость успешного проведения открытого практического занятия (лекции, недели взаимопосещаемости);
-другие мотивы (указать).
9. Какие инновационные методы обучения Вы используете в педагогической практике?
- Лекция-презентация;
- проблемная лекция;
- лекция-диалог;
- работа в малых группах;
- деловая игра;
- ролевое занятие;
- анализ клинической ситуации;
- симуляция клинической ситуации;
- кейс - стади;
- блиц - опрос;
- метод «мозгового» штурма;
- тренинги;
- видеотренинги;
- проблемно-ориентированное обучение;
- мультимедийные презентации на практических занятиях;
- работа в фантомном кабинете (симуляционном центре);
- другие методы (указать).
- не использую, поскольку считаю это нецелесообразным
10. О каких инновационных методах обучения Вы хотели бы узнать более подробно?
- лекция-презентация;
- проблемная лекция;
- лекция в диалоговом режиме;
- работа в малых группах;
- деловая игра;
- анализ клинической ситуации;
- симуляция клинической ситуации;
- кейс - стади;
- ролевое занятие;
- метод «мозгового» штурма;
- тренинги (видеотренинги);
- проблемно-ориентированное обучение;
- другие методы (указать).
- не считаю это целесообразным
Учебно-клинический департамент стоматологии благодарит Вас за сотрудничество!
Анкеты ППС кафедр стоматологического профиля были подвергнуты статистической обработке с последующим анализом полученных данных. Результаты анкетирования были доложены и обсуждены на заседаниях департамента и комитета по образовательным программам (КОП) учебно-клинического департамента стоматологии и Совете стоматологического факультета.
В анкетировании приняли участие 57 (67%) преподавателей, из них мужчин - 26 (46%), женщин - 31 (54%). Из общего числа опрошенных ученую степень имели 40 (70,2%) опрошенных, не имели ученой степени - 17 (29,8%) преподавателей.
Распределение анкетируемых по возрасту было следующим: 20 - 29 лет - 2 (8,8%), 30 - 39 лет - 15 (26,3%), 40 - 49 лет - 16 (28%), 50 - 59 лет - 12 (18,4%), 60 лет и старше - 12 (18,5%).
Распределение ППС по стажу педагогической деятельности было следующим: до 5 лет - 8 (14%); 5 - 9 лет - 10 (17,5%); 10 - 14 лет - 9 (15,8%); 15 - 19 лет - 10 (17,5%); 20 - 24 года - 3 (5,25%); 25 - 29 лет -3(5,25%); свыше 30 лет - 14 (24,7%).
По итогам анкетирования резко отрицательное отношение к инновационным методам обучения продемонстрировали - 3 (5,3%) преподавателя, скорее отрицательное - 2 (3,5%), индифферентное - 6 (10,6%), скорее положительное - 20 (35%), положительное - 26 (45,6%) опрошенных.
О периодическом применении инновационных методов обучения в учебном процессе заявили 36 (63%) преподавателей, о постоянном использовании - 20 (35%) опрошенных, полном игнорировании - 1 (2%).
В качестве основных источников информации по вопросам инновационных технологий преподавания были названы:
- занятия на факультете повышения квалификации - 28 (49%);
- источники интернет - 27 (47%);
- семинары для ППС в КазНМУ - 40 (47%);
- учебно-методическая литература - 21 (37%);
- методические конференции на кафедре - 18 (31,6%);
- средства массовой информации (СМИ) - 1 (1,8%);
- межличностный обмен опытом - 1 (1,8%);
- международные конференции - 1 (1,8%)
- обучение в магистратуре - 1 (1,8%)
Из числа основных побудительных мотивов к использованию инновационных методов обучения в учебном процессе названы:
- стремление соответствовать духу времени - 27 (47,4%);
- потребность разнообразить и оптимизировать учебный процесс - 9 (15,8%);
- стремление к активизации скрытых возможностей и творческого потенциала студента - 12 (21%);
- необходимость успешного проведения открытого практического занятия (лекции, недели взаимопосещаемости) - 9 (15,8%).
По итогам анкетирования ППС кафедр стоматологического профиля было установлено, что, наряду с традиционными методами обучения, в учебном процессе преподавателями кафедр стоматологического профиля используются:
- анализ клинической ситуации - 40 (70,2%);
- мультимедийные презентации (на практических занятиях) - 39 (68,4%);
- лекции-презентации - 29 (51%);
- работа в малых группах - 22 (38,5%);
- мозговой штурм - 21 (37%);
- блиц-опрос - 19 (33,3%);
- работа в фантомном кабинете (симуляционном центре) - 15 (26%);
- деловая игра - 14 (24,6%);
- ролевые занятия - 13 (23%);
- тренинги - 9 (16%);
- проблемно-ориентированное обучение - 2 (3,5%).
В тоже время преподавателями было заявлено о необходимости изучения следующих методов обучения:
- кейс-стади - 36 (63%);
- тренингов, видеотренингов - 32 (56%);
- проблемно-ориентированного обучения - 21 (37%);
- мозгового штурма - 16 (28%);
- деловой игры - 8 (14%);
- работы в малых группах - 6 (10,5%);
- симуляции клинических ситуаций - 6 (10,5%);
- ролевых занятий - 4 (7%);
- лекции - диалога - 1 (1,8%).
Резюмируя результаты анкетирования ППС кафедр стоматологического профиля можно отметить, что большинство опрошенных преподавателей (80,6%) позитивно воспринимают необходимость внедрения инновационных методов обучения в учебный процесс. В качестве основных источников получения знания в области инновационных технологий преподавания названы занятия на ФПК, семинарах, проводимых в КазНМУ, интернет. В процессе преподавания дисциплин стоматологического профиля отдавалось предпочтение анализу клинической ситуации (70,2%), использованию мультимедийных презентаций на практических занятиях (68,4%) и лекциях (51%). Среди методов обучения, заявленных для углубленного изучения, были названы метод кейс-стади (63%), тренинги (56%), проблемно-ориентированное обучение (37%).
С октября 2010г. по март 2011 г. руководством учебно-клинического департамента стоматологии, совместно с КОП и деканатом стоматологического факультета, организованы и проведены методические конференции для ППС на темы: «Инновационные подходы к организации учебного процесса в медицинском ВУЗе», «Болонский процесс - путь КазНМУ в единое образовательное пространство», «Вопросы разработки оценочных рубрик по 100-балльной системе и методики оценивания сформированности компетенций», «Адаптация тестовых технологий к новым образовательным программам», «Адаптация методической документации к новой модели медицинского образования КазНМУ», «Мониторинг внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения на стоматологическом факультете в 2010 - 2011 учебном году». Все преподаватели ознакомились с материалами книги «Новая модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова», завучи кафедр и ответственные по методической работе посещали семинары проводимые руководством университета.
Согласно информации, предоставленной завучами кафедр стоматологического профиля, инновационные методы обучения внедрены: по кафедре стоматологии детского возраста - 18 преподавателями, по кафедре терапевтической стоматологии - 17 преподавателями, по кафедре хирургической стоматологии - 14 преподавателями, по кафедре ортопедической стоматологии - 19 преподавателями (всего 68 человек ППС).
Данные об используемых методах обучения представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы 1, в 2010 - 2011 учебном году заявлено о внедрении в учебный процесс ряда методов обучения, ранее не использовавшихся на стоматологическом факультете: групповых дискуссий, методики круглого стола, метода «цепочки», проблемно-ориентированных лекций, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-диалога, кластера клинических ситуаций, метода групповых исследований, метода мини-проектов.
Таблица 1 Методы обучения, используемые в учебном процессе на кафедрах стоматологического факультета _ в 2010 - 2011 учебном году_
№ Используемые Кафедры учебно-клинического департамента
инновационные стоматологии
методы обучения стомато- терапев- хирурги- ортопеди-
логии тической ческой ческой
детского воз- стоматоло-гии, стоматоло- стоматоло-
раста, п=18 п=17 гии, п=14 гии, п=19
1 Анализ клинической ситуации 4 (22,2%). 14 (82,3%) 11 (78,5%) -
2 Мозговой штурм 12 (66,7%) 2 (11.7%) 9 (64,2%) 10 (52,6%).
3 Работа в малых группах 1 (5,6%). 9 (52,9 %) 7 (50%) 3 (15,8%).
4 Ролевое занятие 9 (50%). 2 (11.7%) 7 (50%) 10 (52,6%).
5 Метод группой дискуссии 2 (11,1%). - 6 (42,8%) 13 (68,4%).
6 Лекция-презентация 5 (27,8%) 9 (52,9%) 5 (35,7%) 5 (26,3%)
7 Лекция с заранее запланированными ошибками - - 4 (28,5%) -
8 Лекция-диалог 1 (5,6%) 1 (5,9%) 3 (21,4%) -
9 Лекция-визуализация 1 (5,6%) - 1 (7,1%) -
10 Мультимедийные презентации на практических занятиях - 5 (29,4%) 3 (21,4%) -
11 Метод цепочки 1 (5,6%). - 3 (21,4%) -
12 Деловая игра 4 (22,2%). 2 (11.7%) 3 (21,4%) 1 (5,3%).
13 Кейс-стади 3 (16,7%). - 2 (14, 2%) -
14 Тренинги - 1 (5,9%) 1 (7,1%) 1 (5,3%).
15 Блиц-опрос - 13 (76,4%) 1 (7,4%) 7 (36,8%).
16 Круглый стол 2 (11,1%). 3 (17,6%) - -
17 Проблемно-ориентированное обучение 1 (5,6%). - - -
18 Кластеры клинических ситуаций 1 (5,6%). - - -
19 Групповое исследование 1 (5,6%). - - -
В то же время нельзя не отметить, что в структуре используемых на кафедрах стоматологического профиля инновационных методов обучения отмечается некоторый перекос, в то время как отдельные методы не используются вообще либо используются крайне редко.
Так, на кафедре стоматологии детского возраста отдается предпочтение методу «мозгового» штурма, ролевым занятиям и деловым играм; на кафедре терапевтической стоматологии - анализу клинической ситуации и работе в малых группах; на кафедре хирургической стоматологии - анализу клинической ситуации, работе в малых группах и методу «мозгового» штурма; на кафедре ортопедической стоматологии - методам групповой дискуссии, «мозгового» штурма и ролевым занятиям.
Если говорить о диапазоне используемых методов обучения в сравнительном аспекте, максимальная вариативность отмечена по кафедре хирургической стоматологии, минимальная - по кафедре ортопедической стоматологии.
В целом по учебно-клиническому департаменту стоматологии к числу наиболее освоенных методов обучения можно отнести метод мозгового штурма (47%), анализ клинической ситуации (42,6 %), ролевое занятие (41,2%), лекции-презентации (34,7%), метод групповых дискуссий - 21 (30,8%), работу в малых группах (29,4%).
К числу наименее освоенных методов обучения следует отнести методы: кейс - стадии, «цепочки», лекции с заранее запланированными ошибками, метод круглого стола, тренинги, лекцию-диалог, групповое исследование, кластеры клинических ситуаций, проблемно - ориентированное обучение, лекцию - визуализацию, метод мини-проектов.
В современной концепции образования, ориентированного на результат, цели обучения должны формулироваться как проекция профессиональных требований, предъявляемых рынком труда. Особенно актуальной при таком подходе становится проблема создания комплексной системы контроля результатов обучения, разработка методов и инструментов мониторинга уровня сформированности компетенций, применимых в реальном учебном процессе вуза. В новых условиях необходимо оценивать не некоторый набор предметных знаний, а уровень сформированности профильных компетенций студентов [3]. В настоящее время в КазНМУ идет разработка особых измерителей внутривузовской системы оценки профессиональной компетентности студентов с учетом мирового опыта. Определение ключевых, общих и специальных компетенций позволяет разрабо-
тать систему измерителей уровня профессиональной компетентности будущих специалистов на всех этапах подготовки.
С целью унификации и объективизации системы оценки сформированное™ компетенций студентов и в связи с переходом на 100-балльную систему оценки, на профильных кафедрах стоматологического факультета разработаны и внедрены в учебный процесс оценочные рубрики (чек-листы) по 29 позициям:
1. Оценка результата устного (письменного) опроса.
2. Оценка анализа клинической ситуации.
3. Оценка результата тестирования.
4. Оценка результата блиц-опроса.
5. Оценка сбора анамнеза и объективного обследование пациента.
6. Оценка диагностики зубочелюстных аномалий у детей.
7. Оценка интерпретация результата рентгенограммы.
8. Оценка интерпретация результата анализа капиллярной крови.
9. Оценка составления плана лечения больного.
10. Оценка проведения местного обезболивания.
11. Оценка препарирования кариозной полости.
12. Оценка лечения неосложненного кариеса.
13. Оценка эндодонтического лечения осложненного кариеса.
14. Оценка снятия оттисков с зуба (зубных рядов).
15. Оценка препарирования зуба под несъемный протез.
16. Оценка фиксации несъемного протеза.
17. Оценка выполнения операции удаления зуба.
18. Оценка выполнения периостотомии.
19. Оценка выполнения первичной хирургической обработки раны.
20. Оценка проведения иммобилизации челюстей.
21. Оценка реферата.
22. Оценка презентации в мультимедийном формате
23. Оценка тематического кроссворда.
24. Оценка написания учебной истории болезни.
25. Оценка заполнения дневника (амбулаторной карты).
26. Оценка рисунка.
27. Оценка межличностных и коммуникативных навыков студента.
28. Чек-лист для приема устного экзамена.
29. Чек-лист для приема мини-клинического экзамена.
Кроме того, особое внимание было уделено рациональному планированию домашних заданий для студентов, переходу от контрольных вопросов, не требующих понимания (ориентированных на запоминание и пересказ материала), к обучающим заданиям, требующим размышления, анализа, сравнительной характеристики, критической оценки материала и т.д.
Подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что педагоги современного ВУЗа должны следовать инновационным традициям, постоянно совершенствоваться и развиваться. В учебном процессе желательно комбинировать пассивные, активные и интерактивные методы обучения, при этом выбор методов обучения должен осуществляется педагогом и зависеть от темы (содержания) занятия, цели и основных задач обучения. При этом, применительно к каждой дисциплине и курсу должны быть выработаны собственные подходы к оценке компетенций. Только постоянное совершенствование методов обучения и оценки позволит добиться высокого качества подготовки выпускников медицинских вузов.
Литература
1. Аканов А.А., Мирзабеков О.М., Ахметов В.И. и др. Болонский процесс - путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010.
2. Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Вып.1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова,2010. - Ч.3. Методы и формы обучения. - 72 с.
3. Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Вып.1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова,2010. - Ч.4. Методы оценки компетенций. - 68 с.
Стоматология факультетшде оку процессш ^йымдастыруда окытудьщ инновация. 1ык эдктерш колдану
Баскакова И.В.
Медицинальщ бшмнщ жаца моделыне кэшу оку YPДiсiн теракты тYPде модернизациялануды, инновацияльщ технологияны кещнен ендiрудi, студентердщ оку нэтижесш бакылау жуйеа жетiлдiрудiц кажеттшп ^сынады. Стоматологияныц оку-клиникалык департаментшщ профильдi кафедраларында окытушыларга сауалнама журпзшд^оку YPДiсiне жаца бшм беру технологиясы мониторинг ендiрiлдi,
стоматологияльщ факультетгiн студентгерiнiн компетенциясынын калыптасу денгешн багалау рубрикасы жасалды.
ТYЙiндi сездер: окытудын инновациялык эдiстерi, медициналык бшмнщ жана моделы, профессионалдык компетенция, оку нэтижесш бакылау жYЙесi.
Use of innovative method of training in the organization of educational process at stomatologic faculty
Baskakova I.V.
Transition to new model of medical education dictates necessity of constant modernization of educational process, wide introduction of innovative educational technologies, and perfection of the monitoring system of achievements of students. On profile chairs of study - clinical department of stomatology questioning of teachers is spent, innovation monitoring in educational process of new educational technologies is carried out, estimated heading are developed for level definition knowledge the competence of students stomatology faculty.
Key words: innovative methods of the training, new models of formation, the professional competence, the monitoring system of results of training.
УДК 616.31-022.7:579:615.87
ЭКСПЕРТИЗА КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Г.С. Стабаева
Кафедра стоматологии детского возраста Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Алматы
В рамках внедрения новой модели медицинского образования в КазНМУ им С.Д.Асфендиярова была поставлена задача разработать и внедрить «Модуль междисциплинарной интеграции дисциплин» с целью промежуточной экспертизы компетенции студентов. Междисциплинарный модуль представляет собой матричную структуру управления учебным процессом по дисциплине, где прослеживаются вертикальные и горизонтальные связи с другими дисциплинами.
Кредитная технология обучения является инструментом усиления междисциплинарных и интеграционных процессов. С целью стимулирования интереса студентов к познавательной деятельности и становления компетентного специалиста необходимо формировать и поддерживать взаимосвязь общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин.
Исходя из специфики высшего медицинского образования образовательная вертикаль в медицинском вузе подразделяется на ряд относительно самостоятельных составляющих (субвертикалей), охватывающих собой взаимосвязанные дисциплины разных лет обучения. Наименование каждой субвертикали отражает профиль выпускающей кафедры (хирургия, терапия, стоматология, акушерство, клиническая психология, экология, экономика и управление в здравоохранении и т. п.).
Мониторинг знаний студентов предполагает установление преемственности между кафедрами образовательной вертикали (субвертикали).
В рабочую программу каждой дисциплины должны включаться следующие обязательные разделы: объем требований к студентам, начинающим процесс обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на входе), и объем требований к студенту по окончании процесса обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на выходе). Кафедра, стоящая выше по образовательной вертикали, выполняет функции заказчика, а кафедра, стоящая ниже по образовательной вертикали - функции исполнителя. При этом кафедра может являться заказчиком по отношению к целому ряду нижестоящих кафедр, и эти последние должны согласовывать свои ключевые компетенции на выходе с требованиями заказчика (ключевыми компетенциями на входе у кафедры-заказчика).
Уровень овладения ключевыми компетенциями на входе оценивается посредством входного контроля как элемента педагогической диагностики. Уровень знаний студентов в процессе обучения на кафедре оценивается посредством текущего контроля знаний. Уровень овладения ключевыми компетенциями на выходе обеспечивается посредством рубежного (итогового) контроля. Все варианты, формы (виды) и сроки контроля должны фиксироваться в учебном плане по основной образовательной программе, рабочей программе дисциплины и программе образовательного аудита. Документирование данных мероприятий должно осуществляться в соответствии с установленными требованиями.
Сопоставление данных разных лет является составной частью ежегодной аудиторской проверки деятельности кафедр, осуществляемой отделом контроля качества образования.
Основными задачами мониторинг знаний студентов являются:
• определение степени достижения ключевых компетенций применительно к каждой дисциплине;
• регулярное определение текущего уровня знаний и умений студентов по изучаемым дисциплинам;