Научная статья на тему 'Опыт применения образовательной технологии кейс-стади в преподавании пропедевтики терапевтической стоматологии'

Опыт применения образовательной технологии кейс-стади в преподавании пропедевтики терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель медицинского образования / активные методы обучения / кейс-стади. / model of medical education / active learning methods / case study.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Баяхметова

Компетентностно-ориентированная модель медицинского образования предполагает переход к активным методам обучения с внедрением современных педагогических технологий. Необходимым является внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, способствующих не только приобретению осознанных знаний и профессиональных навыков, но и формированию коммуникативных компетенций и умению работать в команде. В статье приведен опыт внедрения образовательной технологии кейс-стади в преподавание дисциплины «Пропедевтика терапевтической стоматологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А А. Баяхметова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY CASE STUDY IN TEACHING OF PROPEDEUTICS THERAPEUTIC DENTISTRY

Competence-based model of medical education involves a transition to active learning methods with the introduction of modern teaching technologies. Is a necessary introduction to the educational process of educational technologies that promote not only the conscious acquisition of knowledge and skills, but also the formation of communicative skills and ability to work in a team. The paper presents the experience of the implementation of educational technology case studies in teaching " PROPEDEUTICS THERAPEUTIC DENTISTRY ".

Текст научной работы на тему «Опыт применения образовательной технологии кейс-стади в преподавании пропедевтики терапевтической стоматологии»

УДК 616.314:378.147

А.А. БАЯХМЕТОВА

Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС - СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Компетентностно-ориентированная модель медицинского образования предполагает переход к активным методам обучения с внедрением современных педагогических технологий. Необходимым является внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, способствующих не только приобретению осознанных знаний и профессиональных навыков, но и формированию коммуникативных компетенций и умению работать в команде. В статье приведен опыт внедрения образовательной технологии кейс-стади в преподавание дисциплины «Пропедевтика терапевтической стоматологии».

Ключевые слова: модель медицинского образования, активные методы обучения, кейс-стади.

Ориентация системы вузовского образования в нашей стране на международные стандарты предполагает переход к активным методам обучения с внедрением современных педагогических технологий [1,2,3]. Метод кейс-стади, или метод конкретных ситуаций основан на обучении путем решения задач -ситуаций, представляющих собой содержание кейсов. Это метод предполагает совместное творчество студентов и преподавателя над анализом конкретной клинической ситуации (case), результатом которого является приобретение студентами осознанных знаний и практического решения ситуации. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и практических навыков, но и развитие профессиональных позиций и формирование жизненных установок. В методе case-study происходит развитие навыков принятия решения проблем. Развивается критическое мышление, формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цикл практических занятий для студентов IV курса по дисциплине «Пропедевтика терапевтической стоматологии» состоит из 36 занятий с 6 рубежными контролями. Цикл занятий по дисциплине был условно разделен на отдельные модули. Практическое занятие проводилось на тему: «Ошибки и осложнения на этапах эндодонтического лечения», что входило в модуль занятий, посвященных этапам эндодонтического лечения, изучению понятий осложненного кариеса, цели и задачам эндодонтического лечения,

эндодонтическим инструментам, методам инструментальной и медикаментозной обработки и пломбирования корневых каналов. До начала занятий по темам данного модуля студенты были ознакомлены с основами образовательной технологии CBL с демонстрацией мультимедийной презентации, о ,задачами, которые будут перед ними поставлены, а именно провести анализ конкретной клинической ситуации, ответить на поставленные вопросы в задании, найти решение, использовав при этом приобретенные теоретические знания Подготовительный этап. Преподавателем был подготовлен кейс с 18 ситуациями,

соответствующими теме занятия «Ошибки и осложнения на этапах эндодонтического лечения» (прилагается). Каждая ситуация в кейсе представлена в мультимедийном формате в виде рентгенограмм, описаний клинических ситуаций с ключевыми вопросами: Какая ошибка была допущена на этапах эндодонтического лечения? Какие неправильные действия привели к этой ошибке? Как устранить возникшие осложнения? Какова профилактика этих осложнений? Решение ситуации требует от студента комплекса знаний и практических навыков, заложенных в данном модуле, носит проблемный характер, уровень сложности расчитан на более чем средне успевающего студента. Было проведено формирование групп, для формирования групп было проведено тестирование ( тестовые задания прилагаются). Несмотря на то, что при формировании групп учитывались личные пожелания студентов, в итоге сформированные три группы по 2 человека включали, как правило, более и менее успевающего студента. Студенты работали индивидуально по темам данного модуля дисциплины, использовали материал учебников, лекций, пособий и интернет-источники, им был дан список основной и дополнительной литературы, представлен лекционный материал в мультимедийном формате. При обсуждении результатов тестировании проводился разбор допущенных ошибок. Преподаватель отвечал на вопросы, давал рекомендации по дополнительной работе над теми или иными вопросами данного модуля. Работа групп с кейсовыми ситуациями проводилась в форме открытого занятия, на котором присутствовали преподаватели модуля

пропедевтики терапевтической стоматологии. Сформированные группы студентов поочередно получали задания из кейса с ситуациями, которые были подготовлены преподавателем. Полученная ситуация высвечивалась на экране для обзора всем присутствующим (рисунок 1). Выбор заданий из кейса группами проводился случайным методом выбора из предложенного ряда разложенных на столе заданий.

V

Рисунок 1 - Работа групп после получения задания

Рисунок 2 - Работа групп над заданием

На решение полученной ситуации группе отводилось 10 минут (рисунок 2), ответ группы строился в виде минипрезентаций, в которых использовался наработанный студентами при внеаудиторной подготовке информационный материал. К дискуссии были привлечены трое хорошо успевающих студентов другой учебной группы, что придало обсуждению ситуаций более

живой и эмоциональный характер (рисунок 3). Преподаватель при необходимости направляла ход дискуссии, в некоторых ситуациях задавала дополнительные вопросы, при необходимости сообщала дополнительную информацию, что могло бы помочь, или послужить ключом к правильному решению.

Рисунок 3 - Дискуссия

Оценка знаний студента. В итоговой оценке студентов учитывались результаты всех

проведенных этапов, оценивали активность студента при подготовке вне аудитории, о чем судили

по результатам обратной связи, результаты индивидуального тестирования, групповой работы. В оценке студента оценивали уровень подготовки к занятиям, добросовестное отношение к

внеаудиторной работе, умение работать в группе, методические рекомендации для преподавателей по

активность в обсуждении, инициативность, проведению данного занятия, оценочный чек-лист,

коммуникабельность, уважительность и внесены изменения в силлабус.

корректность в ходе дискуссии. Разработаны

ЧЕК-ЛИСТ

Критерии оценки проведенного анализа ситуационной задачи -кейс-стади ( допущенная ошибка и возникшие осложнения на этапах эндодонтического лечения)

№ п/ п Критерии Оценки Уровень

Превосходно Приемлемо Требует коррекции Неприемлемо

1. Ознакомившись с клинической ситуацией, выделил ведущие клинические симптомы осложнения, вызванного допущенной ошибкой на этапах эндодонтического лечения. 10 7,5 5 0

2. Определил этап эндодонтического лечения на котором была допущена ошибка. 10 7,5 5 0

3. Назвал причины, приведшие к осложнению на этапах эндодонтического лечения 10 7,5 5 0

4. Назвал осложнение, вызванное допущенной ошибкой на этапах эндодонтического лечения 10 7,5 5 0

5. Назвал меры профилактики допущенной ошибки и вызванного осложнения 10 7,5 5 0

6. Логично и обосновано представил описанную клиническую ситуацию аудитории. 10 7,5 5 0

7. Умение выслушать оппонента и работать в команде 10 7,5 5 0

8. Аргументировал выбор плана (схемы, тактики) лечения (ведения) больного 10 7,5 5 0

9. Продемонстрировал культуру речи, владение профессиональной терминологией 10 7,5 5 0

10 Сформулировал необходимые для пациента рекомендации. 10 7,5 5 0

Итого баллов_Подпись преподавателя_

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова. Вып.1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010. - Часть 3. Методы и формы обучения. - 72 с.

2 Мынбаева А.К., Садвокасова З.М.. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: учебное пособие. - 4-е изд., доп. - Алматы: 2010. - 344 с.

3 Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х., Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском вузе. Учебное пособие . - Алматы: 2011. - 45 с.

А.А.БАЯХМЕТОВА

С.ЖАсфендияров атындагы К,аз¥МУ терапиялыц стоматология пропедевтикасы модульы

ТЕРАПИЯЛЬЩ СТОМАТОЛОГИЯ ПРОПЕДЕВТИКАСЫН ОЦЫТУДА КЕЙС-СТАДИ Б1Л1МД1К ТЕХНОЛОГИЯСЫН ЦОЛДАНУ ТЭЖ1РИБЕС1

ТYЙiн: Медициналы; бшм берудщ компетенттьбагдарлы моделi заманауи педагогты; технологияны енпзумен о;ытудыц белсендi эдiсiне eтудi болжайды. Бшм беру урд^не саналы бiлiмдi жэне кэсштж дагдыларды игеру гана емес, коммуникативтi компетенцияны калыптастыру жэне командамен жумыс жасауга себеп болатын бiлiм беру технологиясын енпзу ;ажет болып табылады. Ма;алада «Терапиялы; стоматология пропедевтикасы» пэнiн о;ытуда кейс-стади бшмдж технологиясын енгiзу тэжiрибелерi кел^ршген. ТYЙiндi сездер: медициналык бiлiм беру модел^ ок;ытудын, белсендi эдiстерi, кейс-стади.

A.A. BAYAHMETOVA

Propedeutics therapeutic dentistry module, KazNMU

EXPERIENCE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY CASE STUDY IN TEACHING OF PROPEDEUTICS THERAPEUTIC DENTISTRY Resume: Competence-based model of medical education involves a transition to active learning methods with the introduction of modern teaching technologies. Is a necessary introduction to the educational process of educational technologies that promote not only the conscious acquisition of knowledge and skills, but also the formation of communicative skills and ability to work in a team. The paper presents the experience of the implementation of educational technology case studies in teaching " PROPEDEUTICS THERAPEUTIC DENTISTRY ". Keywords: model of medical education, active learning methods, case study.

УДК 61:378.147

У.Т. БЕЙСЕБАЕВА, K.K. МУСТАФИНА, P.T. ДЖУМАШЕВА, E А. СЛАВКО Казахский Национальный медицинский университет им. С.ДАсфендиярова Учебный департамент внутренних болезней № 1,учебный департамент «Life sciences», деканат «Общая медицина», Департамент по академической работе

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРАХ

ФАКУЛЬТЕТА «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»

«Все обучают каждого и каждый обучает всех»

В.С. Дьяченко

В статье дан анализ внедрения инновационных методов обучения на кафедрах факультета «Общая медицина», который свидетельствует о заинтересованности и преподавателей, и студентов КазНМУ во внедрении в учебный процесс инноваций. Одновременно с этим указывается на необходимость обучения преподавателей инновационным методам, постоянного поиска и внедрения новых технологий преподавания с целью наилучшего усвоения студентами учебного материала и формирования профессиональных компетенций. Ключевые слова: образование, инновационные методы, модель выпускника КазНМУ

Государственная программа «0бразование-2020» определена Президентом Республики Казахстан в качестве приоритетной. В настоящее время Казахстан вступил в Европейскую зону высшего образования и осуществил переход к трехуровневой подготовке специалистов: бакалавр - магистр - доктор PhD и внедрил кредитную технологию обучения [1]. Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в высшем учебном заведении. Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения [2,3,4]. В данной связи КазНМУ им. С.ДАсфендиярова разработал и внедрил «Модель медицинского образования» [5], основанную на формировании 5 ключевых компетенций выпускников КазНМУ, такие как знания, практические навыки, коммуникативные способности, правовая компетенция и способность к постоянному самосовершенствованию.

Разработанная модель предполагает, что обучающийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, уметь сопоставлять и применять полученные знания и навыки для решения профессиональных задач. Она направлена на подготовку профессионала-специалиста

обладающего запасом хорошо сформированных знаний, способного клинически мыслить, уметь квалифицированно ставить диагноз, назначать

лечение [6]. Педагог, при этом, выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность студента [7,8].

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "развитие". Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация [9].

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося [10,11].

Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучающегося в процессе решения определённого типа задач [7].

Инновационные методы в преподавании - это новые методы общения с обучающимися, позиция делового сотрудничества с ними, приобщение их к современным социальным и профессиональным проблемам. Это методы, позволяющие самоутвердиться, как студенту, так и преподавателю [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.