Научная статья на тему 'Модель стоматологического образования, принятая в КазНМУ им. С. Д,асфендиярова в рамках Болонского процесса'

Модель стоматологического образования, принятая в КазНМУ им. С. Д,асфендиярова в рамках Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразалин Ж. Б., Супиев Т. К., Алтынбеков К. Д., Нысанова Б. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ҚазҦМУ С.Ж.Асфендияров атындағы қабылданған стоматология білімінің моделі Болон ҥрдісі, оның ендіру жолдары

Қазақстан Республикасында стоматология мамандығын игеру саласында, мамандарды сапалы дайындау жӛнінде жауапты міндеттер алға қойылған. Қазіргі кезеңде оқу бағадарламаларын халықаралық стандарттарға сәйкестендіру қажеттілігі әрбір жоғарғы оқу орындарында, олардың ӛзіндік ерекшеліктері мен студенттердің келешек игеретін мамандықтарының ӛзгешеліктерін ескеретін жүйелі компетенттік талаптарын туындатып отыр.

Текст научной работы на тему «Модель стоматологического образования, принятая в КазНМУ им. С. Д,асфендиярова в рамках Болонского процесса»

СТОМАТОЛОГИЯ

УДК 616.31: 378.4: 681.3

МОДЕЛЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЯТАЯ В КАЗНМУ ИМ. С.Д,АСФЕНДИЯРОВА В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Уразалин Ж.Б., Супиев Т.К.,Алтынбеков К.Д.,Нысанова Б.Ж.

Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д.Асфендиярова

Вступление Казахстана в Болонский процесс является стратегическим шагом и открывает перед системой высшего образования новые горизонты. Цель участия- это расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение качества казахстанского высшего образования, а также мобильности студентов и преподавателей.

Для решения этой задачи были разработаны и внедряются Государственные стандарты образования, в том числе ГОСО РК 3.07- 476-2006. Однако в настоящее время назрела необходимость проведения образовательных программ в соответствие с международными стандартами обучения, создания оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении студентов с учетом специфики каждого вуза и будущей его специальности.

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова впервые в Республике Казахстан разработал модель высшего медицинского образования, в том числе стоматологического, совершенствует и внедряет новые образовательные программы, проекты и концепции. Наш университет стремится к мировым критериям и рейтингам качества подготовки медицинских кадров высшей квалификации на отечественном и мировом уровнях.

В связи с подписанием Болонской деклорации, что определяет необходимость внедрения КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова в единое европейское образовательное пространство (ЕНЕА), ректоратом проделана огромная работа.

Качество высшего медицинского образования - понятие масштабное и многогранное, поэтому проблема повышения качества образования требует кардинальных реформ во всех направлениях деятельности университета, в том числе преобразований его структурных подразделений. С этой целью созданы департаменты, в том числе стоматологических дисциплин. Учебно-клинический департамент стоматологических дисциплин отличается от других как особенностями специальности «Стоматология» и стоматологического образования, так и сложностью задач, определяющих деятельность этого структурного подразделения университета. Председателем учебно-клинического департамента стоматологических дисциплин является д.м.н, проф. Ж.Б.Уразалин.

Согласно профилю европейского выпускника-стоматолога, одобренного Генеральной ассамблеей ЕАСО (2004), современный выпускник-стоматолог должен:

■ получить развернутое академическое образование и быть способным практиковать во всех областях стоматологии;

■ быть достаточно обученным основам стоматологической науки;

■ быть способным работать в системе здравоохранения совместно

с другими специалистами стоматологами и клиницистами; иметь хорошие коммуникативные навыки;

■ быть готовым совершенствоваться и продолжать свой профессиональный рост в течение всей жизни;

■ быть способным работать, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических навыков.

Подготовке именно такого специалиста служит компетентностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и инновационные образовательные технологии, широким фронтом внедряемые в университете. Над этим активно работает профессорско-преподавательский состав стоматологического факультета, насчитывающий 79 человек с большим педагогическим и клиническим опытом, подавляющая часть которых имеет ученую степень доктора (22,8 %) и кандидата (40,6 %) медицинских наук, 1 Р hD (рисунок 1,2).

Возглавляет эту работу Комитет по образовательной программе, созданный при Департаменте с целью интеграции медицинского образования. Председателем Комитета является ведущий специалист по учебно -методической работе, д.м.н., профессор Супиев Т.К.

Основными задачами Комитета на сегодня являются разработка образовательных программ, соответствующих международным стандартам обучения, внедрение систематизированного компетентстного характера обучения с учетом специфики стоматологических дисциплин, внедрение европейской кредитно -модульной системы обучения, обеспечивающей в перспективе развитие межинституционального сотрудничества, разработку совместных программ обучения и проведения научных исследований. С целью реализации перечисленных задач и в свете острой необходимости интеграции в мировое образовательное пространство проведен тщательный анализ стандартов и программ подготовки стоматологов в США, всесторонне изучается опыт высшего образования Европейских стран.

Комитет по образовательной программе стоматологического факультета ведет активную работу по внедрению инновационных методов обучения и формированию индивидуальной траектории обучения студента. Особое

внимание уделяется внедрению интерактивных форм обучения, что повышает профессиональный интерес студентов к обучению и придает учебно-познавательной деяте льности творческий характер.

70-В0 лет

60-70 лет

50-60 лет

40-50 лет

30-40 лет

20-30 лет

I чел ■ %

Рисунок 1. Показатели ППС стоматологического факультета в возрастном аспекте.

Ассистенты, не имеющий ученую степень- 28че л 35,4%

к.м.н., ассистенты 11,4 й

Профсссоры 17

(21,694}

МО, ассистент- 1

(1,2*1

д. м.н.., доцент-1 чел, 1,2%

к.м. и,, доценты ■ 23 чел 29,2%

Рисунок 2. Показатели научной остепененности ППС стоматологического факультета

Рисунок 3.

Образовательная программа, основанная на компетентностном подходе, предполагает овладение выпускниками стоматологического факультета теоретического знания определенной академической области, практического и оперативного применения знаний к конкретным ситуациям, ценностями как неотъемлемой частью социального взаимодействия и жизни в обществе.

спо с о оно сть мо б ил из о в а ть знания, решать проблемы,работать в команден развиваться социально

качественное образование.востребо ванное на рынках труда;разнообразие подходов и профилей дисциплин

Концептуальное ядро образовательной программы ак стандарта нового поколенг .оставляет компетентность подход к ожидаемым результатам высшего стоматологического образования. Основной акцент делается на

развитие межспециализационных навыков п умений, таких как коммуникация и языки

гибкость образовательной программы

Рисунок 4.

Департамент стоматологического факультета проводит мероприятия направленные на выполнение и внедрение образовательных прогамм:

> проведение обучающих семинаров по вопросам внедрения модели медицинского образования Каз-НМУ с заведующими кафедрами, завучами, методистами.

> адаптация УМКД к целям образовательных программ:

> перенос акцента со слов — формировать знания, формировать умения, формировать коммуникативные навыки и т.д.", например : формировать у студентов навыки определения, применения, анализа, оценки, описания,демонстрации, иницирования,обоснования и т.д.

> конкретизация целей и задач каждой темы, занятия, дисциплины, специальности.

> уточнение методов обучения с учетом специфики темы,дисциплины,направления подготовки,курса обучения.

> Разработка системы оценки уровня сформированное™ компетенций по дисциплинам:

> Выбор и апробация методов оценки, позволяющих в полном объеме оценить формируемые компетенции на основе выработанных принципов оценки профессиональной компетентности студентов

> Пересмотр содержания имеющейся базы тестовых заданий в соответствии с целями образовательных программ.

> Разработка базы ситуационных задач, клинических/практических методов оценки для оценки операциональной, коммуникативной, правой, компетенций студентов.

> Мониторинг реализации модели медицинского образования КазНМУ:

> Разработка соответствующих анкет для студентов и III 1С направленных на оценку и мониторинг внедрения инновационных методов обучения, системы оценки профессиональной компетентности студентов, и в целом эффективность внедряемой модели медицинского образования КазНМУ.

> Проведение анкетирования.

> Формирование по результатам анкетирования выводов и рекомендаций по реализации модели медицинского образования КазНМУ.

> Взаимопосещение занятий преподавателей.

На сегодня ГОСО и учебные программы Казахстанских ВУЗов не соответствуют принятым в ЕС программам подготовки специалистов в области стоматологии. Так после 5 -летнего обучения мы выпускаем бакалавра, не имеющего допуска к практической деятельности. Для этого запланирована интернатура по специальности «врач-стоматолог общей практики». Однако это не соответствует концепции, принятой Генеральной ассамблеей Европейской ассоциации стоматологического образования («Профиль и компетентность современного европейского стоматолога», 2004), согласно которой утверждены степени бакалавр, магистр, доктор PhD. В связи с этим, по-видимому, следует четко определить функциональные особенности бакалавра стоматологии, преобразовать интернатуру в магистратуру, имеющую научно-педагогическую направленность с завершением защитой магистерской диссертации, что будет способствовать пополнению научно-педагогический состав кафедры.

КазНМУ

Слабым звеном образовательного процесса на факультете сегодня является отсутствие на профильных кафедрах фантомных кабинетов и недостаточная компьютеризация учебного процесса, а также недостаточно оснащенная учебно-клиническая база современным оборудованием и лечебными средствами.

Имеются и местные проблемы: не все сотрудники департамента в достаточной мере вовлечены в лечебно-диагностическую деятельность, о чём говорят результаты ежемесячного анализа качественных и количественных показателей лечебной работы ППС.

Особенно остро стоит вопрос по внедрению государственного языка и пополнения ППС молодыми сотрудниками, владеющими 3-мя языками. В этом плане мы горячо поддерживаем предложение профессора Аканова А.А о введении должности стажера-преподавателя из числа выпускников факультета.

В этом не большем докладе были затронуты лишь часть проблем, над которыми работают сотрудники департамента, впереди ещё много нерешенных задач.

Разработать новый Государственный стандарт высшего стоматологического образования (ГОСО) РК в соответствие с международными стандартами обучения и с учетом оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении студентов. При этом развивать межинституциональное сотрудничество, схем мобильности, совместных программ обучения и проведения научных исследований, модернизация учебных планов и практической подготовки.

Мы полагаем, что высокий научно-педагогический потенциал стоматологического факультета КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова по мере совершенствования учебно-образовательных программ, улучшения учебно-клинической базы может в ближайшие сроки довести уровень подготовки специалистов-стоматологов до европейского стандарта.

Список литературы:

1. Аканов А.А., Хамзина Н.К.,Ахметов В.И., с соав. Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова: на пути инновационных преобразований.- Алматы, 2010-181 с.

2. Аканов А.А., Мирзабеков О.М.,Ахметов В.И., с соав. Болонский процесс- путь КазНМУ в общевропейское образовательное пространство.- Алматы,2010.

3. Аканов А.А., Хамзина Н.К.,Ахметов В.И., с соав. Медицинское образование основанное на компетенциях: проблемы и перспективы.-Алматы,2010.

4. Государственный общеобязательный стандарт медицинского образования.- Алматы ,2006.

5. Ключевые компетенции 2000 (программа)// Oxford Cambridge and RSA Examinations. / Key Skills^Om,^^^.

^аз¥МУ С.Ж.Асфендияров атындаFы кабы, маш ам стоматология бШмшщ моделi Болон урдю, онын

ендiру жолдары Уразалин Ж.Б., Супиев Т.К.,Алтынбеков К.Д.,Нысанова Б.Ж.

К^азакстан Республикасында стоматология мамандыгын игеру саласында, мамандарды сапалы дайындау жешнде жауапты мвдеттер алга койылган. К^рп кезенде оку багадарламаларын хальщаральщ стандарттарга сэйкестендiру кажеттшп эрбiр жогаргы оку орындарында, олардын езiндiк ерекшелiктерi мен студенттердш келешек игеретш мамандыктарынын езгешелiктерiн ескеретiн жYЙелi компетентпк талаптарын туындатып отыр.

ТYЙiмдi сездер: Болон YPДiсi, бiлiм багдарламасы, концепция, компетенция

Model of dental education, which was passed in KazNMU named after S.D.Asfendiyarov, trends of introduction

Bolon process

Urazalin Zh. B., Supiev T.K., Altynbekov K.D., Nysanova B. Zh.

In the area of dental education of Kazakhstan framed critical task - to achieve quality of teaching specialist with higher education. Ar presnt time became ripe a need about holding educational programms under with international standarts of teaching, creating optimized and organic competent approach in students teaching taking into account specific character of each institute of higher education and his future profession.

Key words: Во!оп^ process, program of education, concept, competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.