Научная статья на тему 'Опыт реализации компетентностно-ориентированного подхода в обучении на модуле пропедевтики ортопедической стоматологии'

Опыт реализации компетентностно-ориентированного подхода в обучении на модуле пропедевтики ортопедической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / компетентностный подход / формирования знаний / практические навыки / оценка знаний. / Competent look at the Bologna process / assessment of professional knowledge and skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж.С.Кузеков, А.А.Есиркепов, А.Сайпудинкызы

Освещена работа модуля по внедрению современных методов обучения студентов и оценки их знаний, операциональных и других компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж.С.Кузеков, А.А.Есиркепов, А.Сайпудинкызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION TO APPROACH COMPETENCE ORIENTED TEACHING IN THE MODULE OF PROPAEDEUTICS OF PROSTHODONTICS

To the module of propaedeutics of Prosthodontics of Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov entrance to the Bologna process has a special place. Using modem teaching methods is a result of assessing student in the five competence.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации компетентностно-ориентированного подхода в обучении на модуле пропедевтики ортопедической стоматологии»

УДК 616.31-001.85:378(574)

Ж.С.КУЗЕКОВ, А.А.ЕСИРКЕПОВ, А.САИПУДИНКЫЗЫ

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Алматы

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ

ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ стоматологии

Освещена работа модуля по внедрению современных методов обучения студентов и оценки их знаний, операциональных и других компетенций.

Ключевые слова: Болонский процесс, компетентностный подход, формирования знаний, практические навыки, оценка знаний.

Казахстан присоединялся к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса. Основной целью Болонского процесса является расширение доступа к европейскому образаванию, дальнейшее повышение качества и привлекательности Казахстанского высшего образавания, расширение мобильности студентов и преподователей, а также обеспечение успешного трудоостройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда [1].

В 2009 г. в КазНМУ им. Асфендиярова принята модель профессиональной компетентности выпускника. Когнитивный компонент (зна ния) Операциональный компонент (навыки) Аксиологический компонент (коммуникативные навыки) Прававой компонент

Непрерывное образование (самосовершенствование). Образовательная программа, основанная на компетентностом подходе предполагает овладение выпускниками стоматологического факультета

теоретических знаний в определенной академической области, практического применения знаний к конкрентной ситуации, ценностями как неотъемлемой части социального взамодействия и жизни в обществе. На модуле пропедевтики ортопедической стоматологии с 1911-1912 учебного года, где проходят обучение студенты 2-го и 4-го курса стоматологического факультета, оцениваются знания, владение практическими, коммуникативными навыками, правовой компетент. Для оценки знаний, и операциональных и коммуникативных навыков используем нами разработанные оценочные листы.

ОЦЕНОЧНЫЙ - ЛИСТ коммуникативных навыков полнецнплнне пропедевтика ортопедической стоматологии» Уровень

.V? Навыки Паевое При»! Требует Непрнем

толно леио Коррекции лемо 1. Навыки «амопрэзвнташш 20 15 10 О

2, Применение спвциалщых (профкСНОЕаПЬНЕИ) ТВ£М£ЕОВ: понятий

3. Точная и конкретная передача 1

4. Выражение свсен точки зрения. 20 своей позиции

5 Навыки решения с пшненга-чи_20

_100

\Ьшстюльный йала -100

::

10 ю 10

Формирование и усвоение теоретических знаний по этиологии, патогенезу, патологии твердых тканей зубов, дефектов зубных рядов, методов обследования, формирование знаний анатомо-физиологических особенностей строения зубов, зубных рядов, слизистой оболочки полости рта, мышц и ВНЧС и владение знаниями клиники, принципов диагностики и лечения вышеперечисленных нозологических форм заболеваний с целью дальнейшего использования этих знаний на практике.

Для оценки знаний мы используем, блиц-опрос по заранее подготовленным вопросам, метод «мозгового штурма», а также разбор клинической ситуации на конкретном больном.

При использовании метода «мозгового штурма» на 1-м этапе студентам задаются вопросы на которые должны отвечать быстро, принимались любые ответы на этапе, ответы не оценивались, не подвергались критике. Целью данного этапа являлось формирование умения концентрировать усилия на решение конкретной задачи. На втором этапе - на листочке пишутся ответы на вопросы, предложения, идеи. Они могут быть плохо сформулированными, фантастичными, но разумными, пра вильными.

На третьем этапе проводится анализ ответов, предложений, идей выдвинутых студентами, т.е. качественный этап работы в малых группах. Четвертый этап - на следующем занятии учитывали результаты анализа ответов студентов, один или два

студента готовили публичное выступление в виде доклада и в мультимедийном формате. Целью последних трех этапов является формирование опыта коллективной мыслительной деятельности, умение работать в малой группе.

Операциональный компонент (практические навыки) развиваются успешно при хорошо сформированном знании каждой конкретной темы. Во-первых, преподаватель, принимая пациента в присутствии студентов, дает возможность им наблюдать последовательность своих действий, а также наглядно демонстрировать все проводимые им манипуляции на любом этапе ортопедического лечения. При этом можно комментировать свои действия, соблюдая принципы этики и деонтологии. Более подробно клинический разбор проводится после приема пациента. Работа с пациентами развивает у студента клинические мышление.

Операциональные навыки студенты 2-курса приобретают (по дисциплине «Технология изготовления зубных протезов») в фантомных классах института стоматологии (рис.1,2), (где установлены 10 фантомов японского производства) и в зуботехнической лаборатории, которая оснащена 10-ю рабочим местами (рис.3). В фантомных классах проводят клинические этапы в зуботехнической лаборатории технологические этапы изготовления ортопедических конструкций.

Рисунок 1

Рисунок 2

Студенты 4-го курса операциональными навыками овладевают в учебно-лечебных комнатах, где под руководством ППС принимают пациентов на различных этапах ортопедического лечения (рис. 4,5,6,7), а также в фантомных классах, где отрабатывают клинические навыки, как препарирование зубов под различные

ортопедические конструкции, получение оттисков зубов, зубных рядов, припасовка коронок, мостовидных протезов, определение центрально - окклюзионного соотношения челюстей и других видов работ.

Рисунок 4

Работа на фантоме формирует у студента практические - Заполняется учетно-отчетная документация форма №

навыки. 37 и форма №39 4/у.

- Вся проделанная работа отражается в дневниках

студентов ежедневно и после проверки подписывается

предподователем.

Рисунок 5

Рисунок 6

- амбулаторная карта стоматологического больного (форма №43) и

фина нсо во й до куме нт за каз- наряд.

- Экзамены на 2-ом и 4-ом курсах проводятся в 2-этапа. 2 этап принимается ППС в фантомном классе и учебно -клинических комнатах.

Коммуникативные навыки оцениваются на каждом рубежном контроле с помощью оценочных-листов разработанных совместно с центром коммуникативных навыков.

Правовая компетенция оценивается в конце цикла, на итоговом занятий. В тестовых заданиях по правовой компетентности отражены вопросы нормативно-правовой базы амбулаторной стоматологической службы РК, по соблюдению прав пациентов при оказании им профессиональной помощи и другие. Мотивация самосовершенствования и развития студента осуществляется формированием навыков

самостоятельной работы с информацией,

соврешенствованием аналитической способности при работе с профессиональной литературой, формированием стремления к непрерывному повышению знаний и практических навыков в течение жизни[2].

Кроме этого на модуле в течении последних двух лет еженедельно проводятся проблемно-ориентированные конференции.

Студенты, по заранее заданной им теме, которые они изучили готовят презентации, где отражается актуальность, цель и методы ортопедического лечения, разбирают наиболее сложные моменты, современные методы ортопедического лечения с использованием новых зубопротезных материалов (рис.8,9). В связи с поэтапным внедрением 3-х язычного обучения на модуле студенты, обучающиеся на государственном языке, готовят свое выступление и докладывают на русском и английском языках, а русско-язычные студенты - на государственном и английском языках.

Рисунок 8

Рисунок 9

В конце выступления проводится дискуссия, задаются вопросы, на которые отвечают выступающие студенты, если ответ не удовлетворяет, то отвечает сам студент, задающий вопрос или предподаватель. Затем в завершение для обратной связи, демонстрируются

вопросы по данной теме, тесты или кроссворды. Группа студентов которая дала наибольшее количество правильных ответов объявляется победителем. Студенты проявляют большой интерес, принимают активное участие, дискуссия проходит оживленно.

Рисунок 10

Заключение: Мы считаем целесообразным и впредь фантомах, а также поэтапное внедрение трехязычного

внедрить новые методы обучения, формировать обучения.

операциональные навыки, широко используя работу на

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аканов А.А, Мирзабеков О.М., Ахметов В.И. и др. Болонский процесс - путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010.

2 Байденко В.И. Компетентностью подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

Ж.С.КУЗЕКОВ, А.А.ЕСИРКЕПОВ, А.САЙПУДИНОВА

ОРТОПЕДИЯЛЫК СТОМАТОЛОГИЯ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ МОДУЛ1НДЕ ^¥З1РЕТТ1-БАЕЫТТАЛЕАН

ОКЫТУ ТЭЖ1РИБЕС1Н ТАРАТУ

ty^h: С.Ж.Асфендияров атындагы К^аз¥МУ стоматология факультет' ортопедиялыщ стоматология пропедевтикасы модулшде Болон урд'с'нц eHyi ерекше орын алды. Студента' 5 ^агида бойынша багалаудыц нэтижеанде турл' замануи ок;ыту эд'стемелер' к;олда нылуда.

ТYйiндiсездер: Болон урд'с', к;уз'ретт кез^арас, 6iл'м'н, тэж'рибел'к дащыларын ^алыптастыру, 6iл'мд' багалау.

ZH.S.KUZEKOV, A.A.ESIRKEPOV, A.SAYPU DI NOVA

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION TO APPROACH COMPETENCE ORIENTED TEACHING IN THE MODULE

OF PROPAEDEUTICS OF PROSTHODONTICS

Resume: To the module of propaedeutics of Prosthodontics of Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov entrance to the Bologna process has a special place. Using modem teaching methods is a result of assessing student in the five competence.

Keywords: Competent look at the Bologna process, assessment of professional knowledge and skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.