Научная статья на тему 'Особенности организации кредитно-модульной системы обучения на сто- матологическом факультете (бакалавриат)'

Особенности организации кредитно-модульной системы обучения на сто- матологическом факультете (бакалавриат) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредиттік модульдік жүйесі / білім бағдарламасы / ұлтаралық стандарт / credit-module system / program of knowledge / international standart

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж. Б. Уразалин, Т. К. Супиев, Л. Я. Зазулевская, С. Р. Рузуддинов, С. С. Жолдыбаев

Білім беру үдерісіне кредиттік-модульдік жүйесін енгізу үшін,стоматология факультетінің департаменті,деканаты және білім беру бағдарламасының коммитеті бірігіп үлкен жұмыстар атқаруда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж. Б. Уразалин, Т. К. Супиев, Л. Я. Зазулевская, С. Р. Рузуддинов, С. С. Жолдыбаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Стоматология факультетіндегі кредиттік- модульдік жҥйе ҧйымының оқыту ерекшелігі (бакалавриат)

Department of dental discipline, committe of educational programs and dear of stomatologic faculty are realizing important work by introducing credit module system teaching credit module system into educational process. If follows, be of opinion that scientific-educational staff of dental faculty can elevate level of preparation dentist-specialist under with international standarts and criterion of quality specialists of college and after college stage of teaching.

Текст научной работы на тему «Особенности организации кредитно-модульной системы обучения на сто- матологическом факультете (бакалавриат)»

УДК 616.25-002-073.43

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ (БАКАЛАВРИАТ)

Ж.Б.Уразалин, Т.К. Супиев, Л.Я. Зазулевская, С.Р. Рузуддинов, С.С. Жолдыбаев, К.Д.Алтынбеков, Б.Ж.

Нысанова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

Вступление Казахстана в Болонский процесс является стратегическим шагом и открывает перед системой высшего образования новые горизонты. Цель участия Казахстана в Болонском процессе - это расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение качества казахстанского высшего образования, а также мобильности студентов и преподавателей.

Как было отмечено в «Долгосрочной программе развития образования до 2020 года» РК, основным лейтмотивом в образовательном процессе должна стать концепция «образование в течение всей жизни». В современных условиях знания и навыки, полученные на каком-то определенном этапе развития (детство, юность) не могут гарантировать успех на всю жизнь. Успешное профессиональное развитие будет подразумевать постоянное обновление навыков и навыков, чтобы соответствовать стремительно растущим профессиональным требованиям, меняющимся привычным моделям образования, работы и жизни в целом. Создание конкурентоспособной в международном масштабе национальную образовательную систему, соответствующую общемировым стандартам, позволит избежать оттока человеческих ресурсов в зарубежные страны.

КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова активно включился в Болонский процесс и начал проводит масштабную деятельность по вхождению в «единое европейское образовательное пространство», которое позволило бы улучшить качество подготовки медицинских кадров высшей квалификации, участвовать в ведущих международных рейтингах. Для этого мы должны отойти от старой системы обучения, когда в высших учебных заведениях преподаватели учили студентов, а сегодняшнее требование - студент сам должен учиться. В этом процессе преподаватель вуза должен стать его помощником, наставником, а каждый вуз должен обеспечить максимальные условия для осуществления учебного процесса (интеллектуальное, материально-техническое, социальные и др.).

Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием; к его социальным и профессиональным компетенциям, необходимым для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире.

Для этого в странах Европейского Союза интенсифицировались интеграционные процессы в области образования, результатом которого является создание Болонского процесса, участником которого также стала Республика Казахстан. Участие в этом процессе должен содействовать интеграции национальных образовательных программ в единое европейское образовательное пространство.

В Казахстане в области образования сформулирована ответственная задача - достижение качества подготовки специалиста с высшим образованием. В настоящее время назрела необходимость приведения образовательных программ в соответствие с международными стандартами обучения, создания оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении студентов с учетом специфики каждого вуза и будущей его специальности. Эти вопросы коснулись и стоматологического факультета университета.

Образовательная программа, основанная на компетентностном подходе, предполагает овладение выпускниками стоматологического факультета теоретического знания определенной академической области, практического и оперативного применения знаний к конкретным ситуациям, ценностями как неотъемлемой частью социального взаимодействия и жизни в обществе.

В настоящее время мы приступили модернизации и совершенствованию отечественного стоматологического образования, приведение его в соответствие с международными стандартами обучения. Для этого ведется подготовительная работа по переходу к кредитно-модульной системе обучения (КСО).

Как было подчеркнуто в Законе РК «Об образовании» (2007) - кредитная технология обучения это обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использование кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

Основная цель реализации КСО:

1. Обеспечение высокого уровня подготовки специалиста, соответствующего международным стандартам и критериям качества.

2. Интеграция в Европейское образовательное пространство через обеспечение признания, академической мобильности, востребованности и др.

Эти цели тесно связаны с внедрением современных инновационных технологий обучения, которые снимут географические, социальные и временные ограничения обучающихся.

Общепринятым в бакалавриате является соответствие 1 кредита 45 академическим часам (1 академический час равен 50 мин). В КазНМУ принято распределение часов 1 кредита на 15 часов аудиторной работы (5

часов лекции и 10 часов практических занятий), 7 часов на СРСП, что на клинических кафедрах приравнивается к практическим занятиям и 23 часа - на СРО (самостоятельная работа обучающегося).

Возникает вопрос: при КСО как должна измениться организация учебного процесса? Внедрение КСО направлено на улучшение практической подготовки молодых специалистов, отвечающего международным стандартам и критериям качества.

Для этого, прежде всего, необходимо создать модули, которые должны состоять не менее чем из 3-х кредитов (можно и больше). КСО подразумевает обязательное присутствие элективных курсов, иначе оно не состоятельное. Создать сильную материально-техническую базу факультета, оснащенную современным стоматологическим оборудованием, фантомными классами и техническим средствами обучения.

Следует изменить психологию, как студентов, так и преподавателей. При этом изменится технология обучения с процесса преподавания на процесс учения. Задачей преподавателя является научить студента учиться самостоятельно и уметь управлять их самостоятельной работой, привитие им коммуникативных навыков работы. Появится конкуренция между преподавателями, что будет стимулировать у них к совершенствованию педагогического мастерства.

У студентов появится возможность свободного выбора траектории обучения (элективных курсов), стремление к самообразованию, академическая мобильность в изучении различных дисциплин. Студенты имеют право выбора преподавателя, составления индивидуальной программы обучения, изучения отдельного курса или модуля в других высших учебных заведениях, в том числе зарубежных и др. Контроль и оценка знаний студентов становится прозрачным. При КСО увеличится доля научно-исследовательского компонента (НИР, все виды практики). Самое основное - это признание дипломов и сертификатов об образовании в разных странах.

Внедрение КСО на стоматологическом факультете имеет следующие трудности и особенности.

При составлении ГОСО-2006 не было предусмотрено внедрение КСО. Поэтому распределение часов между дисциплинами проведено произвольно без учета требований кредитной системы обучения.

Изначально подготовка врача-стоматолога предусматривает подготовку специалиста, владеющего конкретными мануальными навыками, которые студент приобретает на фантомных курсах, зуботехнической лаборатории и в клинике. Однако, перевод стоматологической помощи взрослому населению (кроме неотложной стоматологической помощи и стоматологической помощи беременным) на платные медицинские услуги, резко ограничили обращение взрослых пациентов в стоматологическую клинику университета. Это привело к недостатку тематических больных на практических занятиях со студентами.

Ограниченность учебно-клинической базы, недостаток учебных специализированных комнат, слабое техническое оснащение кафедр резко ограничивает организацию самостоятельной работы студентов во внеурочное время.

Согласно ГОСО-2006 на стоматологическом факультете в бакалавриате студенты обучаются 5 лет. Однако никакими директивными документами не оговорен вопрос: чем будет заниматься бакалавр стоматологии, если он решил на этом уровне прервать свое образование, так как для него нет доступа к практической деятельности.

На стоматологическом факультете не предусмотрены элективные курса по общеобразовательным и базовым дисциплинам, которые могли бы существенно дополнить стоматологическое образование (например: «ценообразование в стоматологии», «менеджмент и маркетинг в стоматологии», «функциональные методы исследований в стоматологии» и др.)

Сложной проблемой стоматологического образования является недостаток специалистов с базовым государственным языком обучения, что отражается на обеспеченности факультета учебно-методической литературой на государственном языке. Слабым местом преподавательского корпуса факультета является недостаточное знание иностранных языков. Однако специалистов, владеющих тремя языками очень мало.

Для достойного внедрения КСО на стоматологическом факультете считаем необходимым:

1.В ближайшие сроки адаптировать ГОСО-2006 к КСО. В переходной период с целью устранения пробелы ГОСО-2006 и углубления освоения специальности:

• переработать учебно-методические комплексы дисциплин, согласно разработанной в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова концепции образовательной программы.

• создать дополнительные программы (элективные курсы) для усиления стоматологического образования.

• с ППС стоматологического факультета проводить регулярные семинары по инновационным методам обучения студентов и внедрения кредитно-модульной системы обучения.

• совершенствовать организацию самостоятельной работы студентов, включая научно -исследовательскую работу.

2.При разработке нового варианта Государственного стандарта высшего стоматологического образования (ГОСО) РК придерживаться принципов Болонского процесса и привести его в соответствие с международными стандартами обучения с учетом оптимизированного и систематизированного с учетом компетентно-стного подхода в обучении студентов.

3.При составлении нового ГОСО следует придерживаться концепции «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога» (2004) - ECTS (European Credit Transfer System), принятой Генеральной ассамблеей Европейской ассоциации стоматологического образования

4.Принять системы сопоставимых степеней, принятых в ЕС (бакалавр, магистр, доктор PhD), в том числе, через внедрение приложения к диплому.

5.Расширить и оснастить клиническую базу стоматологического факультета, оснащенную современным оборудованием и техническими средствами, фантомными классами и лабораториями.

6.Разработать и внедрить европейскую кредитно-модульную систему зачетных единиц для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности и обеспечения право выбора студентом изучаемых дисциплин и преподавателя.

7.Разработать и внедрить внутривузовскую систему контроля качества образования, сопоставимой с общеевропейскими критериями и методологиями, привлечение к внешней оценке деятельности вуза студентов и работодателей.

8.Определить бакалавру стоматологу поле деятельности в качестве специалиста с правом оказания неотложной стоматологической помощи (кроме ортодонтии, челюстно-лицевой хирургии, дентальной имплантологии и сложной челюстно-лицевой ортопедии).

9.Усилить подготовку научно-педагогических кадров, в совершенстве владеющих государственным и английским языками через магистратуру, резидентуру и докторантуру.

Таким образом, департаментом стоматологических дисциплин, комитетом образовательных программ и деканатом стоматологического факультета проводится большая работа по внедрению кредитно-модульной системы обучения в учебный процесс. Следует полагать, что научно-педагогическому составу стоматологического факультета по плечу поднять уровень подготовки специалистов-стоматологов в соответствие с международными стандартами и критериями качества специалистов вузовской и послевузовской ступеней обучения.

Стоматология факультетшдеп кредиттш- модульдж жуйе уйымыныц окыту ерекшелМ

(бакалавриат)

Ж.Б.Уразалин, Т.К. Супиев, Л.Я. Зазулевская, С.Р. Рузуддинов, С.С. Жолдыбаев, К.Д.Алтынбеков, Б.Ж.

Нысанова

Бшм беру YДерiсiне кредитпк-модульдж жуйесш енпзу Yшiн,стоматология факультетшщ департаменп,деканаты жэне бшм беру багдарламасыньщ коммитеп бiрiгiп Yлкен ж^мыстар ащаруда.

Tyra^i сездер: кредиттiк модульдiк жYЙесi, бiлiм багдарламасы, ^лтаралык; стандарт.

Organization features of credit-modular system at stomatologic faculty (bachelor degree)

Urazalin Z.B., Supiev T.K. Zazulevskaja L.Ya, Ruzuddinov S.R., Zholdybaev S.S., Altynbekov K.D., Nysanova B.Zh

Department of dental discipline, committe of educational programs and dear of stomatologic faculty are realizing important work by introducing credit module system teaching credit module system into educational process. If follows, be of opinion that scientific-educational staff of dental faculty can elevate level of preparation dentist-specialist under with international standarts and criterion of quality specialists of college and after college stage of teaching.

Key words: credit-module system, program of knowledge, international standart.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Баскакова И.В.

Кафедра терапевтической стоматологии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Алматы

Переход на новую модель медицинского образования диктует необходимость постоянной модернизации учебного процесса, широкого внедрения инновационных образовательных технологий, совершенствования системы контроля учебных достижений студентов. На профильных кафедрах учебно-клинического департамента стоматологии проведено анкетирование преподавателей, осуществляется мониторинг внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, разработаны оценочные рубрики для определения уровня сформированности компетенций студентов стоматологического факультета.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, новая модель медицинского образования, профессиональные компетенции, система контроля результатов обучения.

Нововведения в медицинском образовании, продиктованные политической волей Болонского процесса, вызваны необходимостью возросших требований к подготовке специалистов с учетом мировых тенденций обучения в организациях медицинского и фармацевтического образования.

Среди основных задач, обозначенных руководством Казахского национального медицинского университета, следует особо выделить постоянное повышение качества образовательных услуг, внедрение и использование инновационных технологий в образовании, постоянную модернизацию учебного процесса [1].

Решением Ученого Совета от 24.11.2009г. в КазНМУ принята модель профессиональной компетентности выпускника, включающая следующие компоненты: когнитивный компонент (знания), операциональный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.