Научная статья на тему 'Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае'

Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2823
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРПОТОК / АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕСПОНДЕНТЫ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / DOMESTIC TOURISM / TOURIST FLOW / SURVEY RESPONDENTS / THE PROBLEMS OF DEVELOPMEN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стрижова О. С., Праздникова Н. Н.

Обозначены основные результаты исследования, посвященного изучению современного состояния, проблем и перспектив развития внутреннего туризма в Алтайском крае путем анализа статистики по турпотокам, программ развития туризма и результатов анкетирования жителей Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DOMESTIC TOURISM IN THE ALTAI REGION

The article outlines the key results of the study, devoted to the study of the current state, problems and prospects of development of domestic tourism in the Altai region by analyzing statistics on the numbers of tourists, tourism development programs and the results of the survey of residents of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае»

УДК 338.48

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Обозначены основные результаты исследования, посвященного изучению современного состояния, проблем и перспектив развития внутреннего туризма в Алтайском крае путем анализа статистики по турпотокам, программ развития туризма и результатов анкетирования жителей Российской Федерации. Ключевые слова: внутренний туризм, турпоток, анкетирование, респонденты, проблемы развития.

The article outlines the key results of the study, devoted to the study of the current state, problems and prospects of development of domestic tourism in the Altai region by analyzing statistics on the numbers of tourists, tourism development programs and the results of the survey of residents of the Russian Federation.

Key words: domestic tourism, tourist flow, survey respondents, the problems of development. уризм в настоящее время является одним из ведущих направлений социально-экономической,

культурной и политической деятельности большинства государств мира. Путешествия пере-

стали быть просто развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением разнообразных потребностей, в том числе восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. Сегодня туризм является одним из самых быстро растущих секторов мировой экономики. Его вклад в глобальный ВВП составляет 10%, он обеспечивает одно из каждых 11 рабочих мест в мире и 6% глобального экспорта [8].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. туризм рассматривается как экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики, существенное звено инновационного развития страны. Для России развитие туризма особенно важно, так как данная отрасль является благоприятной средой для малого бизнеса и перспективна для привлечения иностранных инвестиций. К тому же туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей экономики: строительства, торговли, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. Однако существует ряд проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма в Российской Федерации: недостаточное развитие туристской инфраструктуры, высокая стоимость путешествий внутри страны, недостаточное продвижение турпродукта на рынке внутреннего туризма и др. [5].

Долгое время в России наиболее активно развивался выездной туризм (табл.). В 2011 г. была принята ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая направлена на развитие туристской инфраструктуры, повышение качества оказываемых туристских услуг и их продвижение на международном и внутреннем рынках туризма [1]. Благодаря этой программе заработал механизм государственно-частного партнерства. Средний рост внутренних турпотоков за последние 10 лет составил почти 7%, а за последние 5 лет — 4,6%. В 2014 г. отме-

О. С. Стрижова, Н. Н. Праздникова

Алтайский государственный университет, Барнаул

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DOMESTIC TOURISM IN THE ALTAI REGION

O. S. Strizhova, N. N. Prazdnikova

чен самый значительный темп роста внутреннего турпотока (+30%) за последние 10 лет, что отражено в таблице.

Динамика развития туризма в Российской Федерации за 2005-2014 гг. [7]

Число поездок / Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Выездной туризм

млн поездок 6,8 +3% 7,8 +15 9,4 +21% 11,3 +21% 9,5 -16% 12,6 +32% 14,5 +15% 15,3 +6% 18,3 +19% 17,6 -4%

Въездной туризм

млн поездок 2,39 -16% 2,43 +2% 2,21 -9% 2,3 +4% 2,1 -9% 2,13 +10% 2,34 +10% 2,57 +10% 2,66 +3,5 2,58 -3%

Внутренний туризм

млн поездок 24,8 +11 % 26,6 +7% 28,7 +8% 31,5 +10% 34,5 +10% 32,4 -6% 33,3 +3% 35 +5% 32 -9% 41,5 +30%

Девальвация рубля, запрет на выезд за границу представителям силовых структур, сложная политическая обстановка в мире, террористические акты, запрет на отдых в ряде государств для российских граждан и другие события существенно повлияли на динамику выездного туризма. В первом полугодии 2015 г. почти на 34% сократился выездной турпоток по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. [7]. Непростая экономическая и политическая ситуация, а также заинтересованность и поддержка властей в развитии внутреннего туризма открывают огромные возможности для перераспределения турпотоков с выездного направления на внутренний рынок. В отдельных российских регионах в последние годы туризм развивается достаточно успешно. Одним из перспективных регионов РФ для развития внутреннего и въездного туризма является Алтайский край.

В статье обозначены основные результаты исследования, посвященного изучению современного состояния, проблем и перспектив развития внутреннего туризма в Алтайском крае путем анализа статистики по турпотокам, программ развития туризма и результатов анкетирования жителей Российской Федерации. Подобный мониторинг позволяет оценить эффективность реализуемых на территории края мероприятий в сфере туризма и в случае необходимости произвести их корректировку.

Алтайский край обладает богатыми природными и культурно-историческими ресурсами, с регионом связаны имена многих известных личностей: Н. Рерих, В, Шукшин, Г. Титов, М. Калашников, И. Пырьев, В. Золотухин, М. Евдокимов и др. На территории края есть несколько уникальных объектов, соответствующих международному уровню значимости: ленточные боры, место образования реки Оби, Денисова пещера, «Царица ваз», паровая машина И. И. Ползунова, Сростки — родина В. М. Шукшина, Курья — родина М. Т. Калашникова, курорт Белокуриха [4]. На территории края реализуется пять крупных инвестиционных проектов: Игорная зона «Сибирская монета», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», и три кластера, которые вошли в ФЦП «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: «Барнаул — горнозаводской город», «Белокуриха-2» и «Бийск — золотые ворота Алтая». Также на территории предусмотрено создание еще восьми кластеров в муниципальных районах края и один кластер в г. Яровое. Эти проекты должны развиваться в основном за счет частных инвестиций [3].

Для оценки развития туризма на территории края были взяты статистические данные по турпо-токам, предоставленные управлением Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям. Динамика турпотоков в Алтайском крае за последние шесть лет имеет положительную тенденцию. Впервые турпоток в Алтайском крае достиг 1 млн туристов в 2009 г., в то время как средний прирост его за последние пять лет составляет 10%, что позволяет сделать вывод о стабильном развитии туризма в регионе. Однако темп прироста замедляется. Темп прироста в 2010 г. — 18%, в 2011 г. — 10,2%, в 2012 г. — 15,4%, в 2013 г. — 5%, в 2014 г. был самый низкий темп прироста, который составил всего 3%.

2

1,5 1 0,5 0 ) й

-*---^

2009 2010 2011 2012 2013 2014

^^»Число туристов (млн.чел) 1 1,18 1,3 1,5 1,58 1,63

Динамика турпотоков в Алтайском крае за 2009-2014 гг. [5]

Анализ турпотоков в разрезе муниципальных образований и городских округов позволяет сделать вывод о крайне неравномерном развитии туризма в регионе. Более половины турпотока (53%) в 2014 г. пришлось на пять городов Алтайского края: Барнаул, Белокуриха, Бийск, Яровое, Рубцовск. Более 50 000 туристов в 2014 г. посетили лишь три района края: Егорьевский, Смоленский и Алтайский. На 2015 г. прогнозируется наибольший рост турпотоков в Чарышском, Бийском, Мамонтов-ском, Кулундинском, Залесовском и Алейском районах. Шесть районов края показывают нулевой турпоток на протяжении 2012-2014 гг. Четыре города и 42 района края ежегодно принимают менее 10 тыс. туристов в год. Таким образом, туризм наиболее активно развивается на территории 11 районов и 6 городов (турпоток превышает 10 000 человек), туристский потенциал оставшихся муниципальных образований края используется слабо, однако предпосылки для развития внутреннего туризма имеются во всех муниципалитетах.

Проблемы и перспективы развития туризма были обозначены по результатам анкетирования населения. Анкета «Оценка качества туристских услуг и потребительских предпочтений в сфере туризма на территории Алтайского края» состояла из 18 открытых и закрытых вопросов. Было опрошено более 200 респондентов. В целом можно сказать, что Алтайский край привлекателен для туристов, у него есть своя потенциальная аудитория. Подавляющее большинство респондентов хотя бы раз отдыхали в регионе (74%), из них практически каждый второй стабильно отдыхает на территории края минимум раз в год. Однако все респонденты отмечают наличие определенного числа проблем, сдерживающих развитие туризма в регионе. Первое место заняла проблема туристской инфраструктуры, включая неудовлетворительное качество дорог (81%). На втором месте — проблема недостатка информации об отдыхе на территории края (63%), и на третьем месте — цена (62%). Интересно, что более половины респондентов отметили недостаток информации, т. е. существует возможность относительно легко и быстро увеличить число туристов, путешествующих по Алтайскому краю, если улучшить эффективность коммуникаций в сфере туризма. В 2012 г. был создан КГБУ «Ал-тайтурцентр», который активно занимается решением данной проблемы.

На основании мнения респондентов произведен сравнительный анализ характеристик, которые положительно или отрицательно повлияли на общее впечатление об отдыхе на территории Алтайского края. Положительные эмоции за время отдыха на территории края принесли природа, люди, атмосфера. Негативные эмоции были вызваны неудовлетворительным качеством дорог, высокими ценами, низким уровнем сервиса, долгой и утомительной дорогой, мусором в местах, посещаемых туристами, и недостаточно развитым уровнем туристской инфраструктуры.

Один вопрос анкеты был направлен на выявление обстоятельств, которые побудят людей более активно путешествовать по территории Алтайского края. Все проанализированные варианты ответов были распределены по группам (всего 18 групп). Наиболее часто упоминаемые ответы по поводу того, что заставит респондентов более активно путешествовать по территории края:

1) адекватные и доступные цены на отдых за счет развития конкуренции, снижения цен на транспортные услуги (24%);

2) реклама интересных объектов/мест или маршрутов, доступная для жителей, не имеющих прямого отношения к туризму, а также для жителей отдаленных регионов (11%); создание

форумов или блогов о путешествиях по Алтайскому краю, где люди могли бы обмениваться между собой реальной информацией о местах отдыха и объектах инфраструктуры, наличие обратной связи;

3) финансовое благополучие за счет повышения заработных плат (10%) (средние заработные платы в Алтайском крае по-прежнему самые низкие в Сибирском федеральном округе);

4) улучшение туристской инфраструктуры и придорожного сервиса; строительство более ярких и оригинальных объектов туристской инфраструктуры необычных форм и размеров; объектов, которые были бы уникальны в своем роде (10%);

5) разработка новых, более интересных туристских предложений, оригинальных, познавательных туристских маршрутов и экскурсий, организация досуга во все погодные условия в местах отдыха (9%). Некоторые респонденты отметили, что с удовольствием отправились бы в велосипедный тур по низкогорной части Алтайского края, другие хотят видеть более нестандартную экскурсионную программу и маршруты в «дикие» места;

6) наличие более ярких туристских ресурсов, маршрутов: высокие горы, теплое море, гейзеры, вулканы, лето круглый год и т. д. (9%).

Необходимо предложить таким туристам альтернативные варианты, например оригинальные объекты развлекательного характера. При решении подобной проблемы следует большее внимание уделять проектам в туристской сфере, например, строить гостиницы или турбазы в необычных местах или необычной формы, предлагать оригинальные объекты развлекательного характера (например, как аквапарк «Океанский купол» в Японии с раздвижной крышей). Следует также преобразить столицу Алтайского края. Строительство красивой набережной с необычной гостиницей, на верхних этажах которой разместятся обзорная площадка и ресторан (например, ресторан, где гостям будут предлагать блюда алтайской молекулярной кухни), обновление речного транспорта — все это сможет сделать нынешний речной вокзал визитной карточкой столицы Алтайского края. Подобные проекты способны вызвать интерес среди скептически настроенных респондентов, которые считают, что в Алтайском крае нет ничего интересного, однако их реализация требует серьезных финансовых вложений.

Таким образом, анализ статистических данных, программ по развитию туризма позволяет сделать вывод о стабильном развитии туризма в регионе. Дальнейшее развитие туризма при содействии органов государственной власти, реализация в полной степени всех задуманных проектов, активное продвижение Алтайского края среди жителей России при помощи КГБУ «Алтайтурцентра», разработка новых маршрутов, ориентированных на жителей края, — все это будет способствовать увеличению турпотоков. Главное — не разочаровать туристов низким уровнем обслуживания и низким качеством объектов туристской инфраструктуры. По мнению бывшего заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, Алтай, включая Алтайский край и Республику Алтай, может стать пятым главным направлением в России для въезда иностранных туристов, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Золотым кольцом и Дальним Востоком.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» : Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.

2. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 гг. : Постановление Администрации Алтайского края от 23.12.2010 № 583 // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.

3. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 гг. : Постановление Администрации Алтайского края от 29 декабря 2014 г. № 589 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.

4. Харламов С. В. Востребованность уникальных свойств туристских ресурсов Алтайского края // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 5 (48). — С. 296-298.

5. Стрижева О. С., Праздникова Н. Н. Современные проблемы развития внутреннего туризма в РФ // Наука и туризм: стратегия взаимодействия : сборник статей. — Вып. 2 (3). — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. — С. 64-68.

6. Управление Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям: информационный портал [Электронный ресурс]. — URL: http://www.alttur22.ru.

7. Федеральное агентство по туризму Российской Федерации: информационный портал [Электронный ресурс]. — URL: http://www.russiatourism.ru.

8. UNWTO World Tourism Barometer (UNWTO): информационный портал [Электронный ресурс]. — URL: http://www2.unwto.org/ru.

УДК 902:796.51 (571.151)

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ

Е. В. Цикунова, О. С. Третьякова

Алтайский государственный университет, Барнаул

PROMOTION FEATURES OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF ALTAI KRAI IN THE NATIONAL

AND INTERNATIONAL TOURISM MARKET

E. V. Tsikunova, O. S. Tretyakova

Статья посвящена вопросам продвижения туристского продукта посредством туристских выставок и ярмарок. Проанализировано участие Алтайского края в Международной туристской выставке «Интурмаркет» и его влияние на продвижение туркраеведческих ресурсов на туристском рынке. Ключевые слова: туристские выставки, ярмарки, рынок туристских услуг, продвижение турпродукта, туристские ресурсы.

This article focuses on the issues of tourist product promoting by tourist exhibitions and fairs. Part of the Altai Krai in the International Tourism Exhibition ITM and its impact on the promotion tourism and regional resources in the tourism market was analyzed. Key words: tourism exhibitions, fairs, tourist services market, promotion of tourism products, tourism resources.

Туризм сегодня — одна из наиболее перспективных отраслей национальной и мировой экономики. Многие страны стремятся к увеличению доходов от туризма и прилагают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов. Выставочная деятельность — это очень мощный инструмент для захвата рынка и достижения оптимального результата деятельности фирмы.

Выставочные мероприятия — важная часть туристского маркетинга, которая дает туристскому предприятию возможность одновременного распространения и получения необходимой для соответствующей деятельности экономической, организационной, технической и коммерческой информации. Выставочные мероприятия очень точно отражают состояние отрасли в целом, с помощью них можно спрогнозировать конъюнктурные изменения, рост или падение цен, а также выставки — это социальное явление с экономическим, политическим и социальным подтекстом. Предприятие тур-индустрии, принимающее участие в выставке, обладает многочисленными возможностями привлечь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.