Научная статья на тему 'Анализ развития сферы туризма в Алтайском крае'

Анализ развития сферы туризма в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5087
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ДИНАМИКА ТУРПОТОКА / ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ТУРОПЕРАТОРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА / TOURISM / ALTAI REGION / TOURIST FLOW DYNAMICS / TOURIST CLUSTERS / TOUR OPERATORS / REGIONAL FEATURES OF DOMESTIC AND INBOUND TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Праздникова Надежда Николаевна, Прудникова Наталья Геннадьевна, Стрижева Оксана Сергеевна

Туризм определен важнейшим направлением развития экономики края и ежегодно привлекает почти 2 млн туристов. Цель исследования анализ развития сферы туризма в Алтайском крае за 2010-2016 гг. Методы исследования описательный, статистический. Средние темпы прироста объема платных туристских услуг 0,3%. Объемы платных услуг гостиниц в среднем составляют 4,1% (+22%). Средние темпы прироста турпотока по районам края 11%, а по городам 8%. Основная часть турпотока (62%) приходится на 3 города Алтайского края (Барнаул 21%, Белокуриха 12, Бийск 9%) и 2 района (Алтайский 12%, Смоленский 8%). Средние темпы прироста турпакетов составили 2%, с преобладанием зарубежных направлений. Общий объем финансирования отрасли составит 25 млрд руб. (20% федеральный, 5% краевой, 1% местный бюджет, 74% из внебюджетных источников). В 2017 г. денежные средства будут выделены из краевого бюджета и 4 млрд частных инвестиций. Программа предусматривает формирование 1 игорной зоны, 1 особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, 2 автотуристских кластера, 2 туристско-экскурсионных кластера и 8 туристско-рекреационных кластеров. На территории края можно выделить 10 туристских зон. Региональные особенности развития внутреннего и въездного туризма: наличие определенных туристско-рекреационных ресурсов стимулируют развитие различных видов туризма; создание объектов инфраструктуры основывается на основе реализации проектов туристских кластеров, игорных зон и ОЭЗ ТРТ; девять туристских кластеров, которые не вошли в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2011-2018 гг., предполагают поиски частных инвесторов (Завьялово-Гуселетово, Яровое, Горная Колывань и др.); проблема сезонности может быть решена путем ввода круглогодичных мест размещения и создания инфраструктуры для зимней рекреации; рекреационная нагрузка и туристское освоение на разных территориях края происходят неравномерно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Праздникова Надежда Николаевна, Прудникова Наталья Геннадьевна, Стрижева Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

Tourism is defined as the key priority of development in regional economy as it attracts nearly 2 million tourists every year. The research goal is to analyse tourism development in the Altai Region from 2010 to 2016. Descriptive and statistical methods were used. The average growth rate of commercial tourist services is 0.3%. The volume of commercial hotel services averages 4.1% (+22%). The average growth rate of tourist flow in regional districts and cities is 11% and 8% respectively. The major part of the tourist flow (62%) accounts for 3 Altai Region’s cities (Barnaul 21%, Belokurikha 12%, Biysk 9%), and two districts (Altayskiy District 12%, Smolenskiy District 8%). The average growth rate of package tours is 2% where overseas tours are prevail. The overall funding for tourism will make 25 billion roubles (20% federal budget, 5% regional budget, 1% local budgets, 74% extra-budgetary sources). There are plans for allocating funds from the regional budget in 2017 as well as getting 4 billion from private investments. The program includes development of 1 gambling area, 1 special economic recreational area, 2 caravan tourism clusters, 2 excursion clusters and 8 recreational clusters. It is possible identify 10 tourist zones in the Altai Region. The regional peculiarities of developing domestic and inbound tourism are as follows: the presence of specific recreational resources stimulates the development of various types of tourism; infrastructure development is based on implementing tourist cluster projects, gambling zones and special economic recreational-type zones; it is expected that nine tourist cluster projects which were not included in the special federal program “Domestic and inbound tourism development in Russian Federation” planned for 2011-2018 will attract private investors (Zavyalovo-Guseletovo, Yarovoe, Gornaya Kolyvan and others); the seasonal issue may be resolved by introducing all-season accommodation sites and developing infrastructure for winter recreation; recreational load and tourism development throughout the region are distributed unevenly.

Текст научной работы на тему «Анализ развития сферы туризма в Алтайском крае»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 379.851

Н.Н. Праздникова, Н.Г. Прудникова, О.С. Стрижева N.N. Prazdnikova, N.G. Prudnikova, O.S. Strizheva

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ANALYSIS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

Ключевые слова: туристическая отрасль, Алтайский край, динамика турпотока, туристские кластеры, туроператоры, региональные особенности внутреннего и въездного туризма.

Туризм определен важнейшим направлением развития экономики края и ежегодно привлекает почти 2 млн туристов. Цель исследования — анализ развития сферы туризма в Алтайском крае за 2010-2016 гг. Методы исследования — описательный, статистический. Средние темпы прироста объема платных туристских услуг 0,3%. Объемы платных услуг гостиниц в среднем составляют 4,1% (+22%). Средние темпы прироста турпотока по районам края — 11%, а по городам — 8%. Основная часть турпотока (62%) приходится на 3 города Алтайского края (Барнаул — 21%, Бело-куриха — 12, Бийск — 9%) и 2 района (Алтайский — 12%, Смоленский — 8%). Средние темпы прироста турпакетов составили 2%, с преобладанием зарубежных направлений. Общий объем финансирования отрасли составит 25 млрд руб. (20% — федеральный, 5% — краевой, 1% — местный бюджет, 74% — из внебюджетных источников). В 2017 г. денежные средства будут выделены из краевого бюджета и 4 млрд частных инвестиций. Программа предусматривает формирование 1 игорной зоны, 1 особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа, 2 автотуристских кластера, 2 туристско-экскурсионных кластера и 8 туристско-рекреационных кластеров. На территории края можно выделить 10 туристских зон. Региональные особенности развития внутреннего и въездного туризма: наличие определенных ту-ристско-рекреационных ресурсов стимулируют развитие различных видов туризма; создание

объектов инфраструктуры основывается на основе реализации проектов туристских кластеров, игорных зон и ОЭЗ ТРТ; девять туристских кластеров, которые не вошли в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 20112018 гг., предполагают поиски частных инвесторов (Завьялово-Гуселетово, Яровое, Горная Колывань и др.); проблема сезонности может быть решена путем ввода круглогодичных мест размещения и создания инфраструктуры для зимней рекреации; рекреационная нагрузка и туристское освоение на разных территориях края происходят неравномерно.

Keywords: tourism, Altai Region, tourist flow dynamics, tourist clusters, tour operators, regional features of domestic and inbound tourism.

Tourism is defined as the key priority of development in regional economy as it attracts nearly 2 million tourists every year. The research goal is to analyse tourism development in the Altai Region from 2010 to 2016. Descriptive and statistical methods were used. The average growth rate of commercial tourist services is 0.3%. The volume of commercial hotel services averages 4.1% (+22%). The average growth rate of tourist flow in regional districts and cities is 11% and 8% respectively. The major part of the tourist flow (62%) accounts for 3 Altai Region's cities (Barnaul — 21%, Belokurikha — 12%, Biysk — 9%), and two districts (Altayskiy District — 12%, Smolenskiy District — 8%). The average growth rate of package tours is 2% where overseas tours are prevail. The overall funding for tourism will make 25 billion roubles (20% — federal budget, 5% — regional budget, 1% — local budgets, 74% — ex-

tra-budgetary sources). There are plans for allocating funds from the regional budget in 2017 as well as getting 4 billion from private investments. The program includes development of 1 gambling area, 1 special economic recreational area, 2 caravan tourism clusters, 2 excursion clusters and 8 recreational clusters. It is possible identify 10 tourist zones in the Altai Region. The regional peculiarities of developing domestic and inbound tourism are as follows: the presence of specific recreational resources stimulates the development of various types of tourism; infrastructure development is based on implementing

tourist cluster projects, gambling zones and special economic recreational-type zones; it is expected that nine tourist cluster projects which were not included in the special federal program "Domestic and inbound tourism development in Russian Federation" planned for 2011-2018 will attract private investors (Zavyalovo-Guseletovo, Yarovoe, Gornaya Kolyvan and others); the seasonal issue may be resolved by introducing all-season accommodation sites and developing infrastructure for winter recreation; recreational load and tourism development throughout the region are distributed unevenly.

Праздникова Надежда Николаевна, к.г.н., доцент каф. рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, Алтайский государственный университет. Тел.: (3852) 291-278. E-mail: prazdnikovann@rambler.ru.

Прудникова Наталья Геннадьевна, к.г.н., доцент каф. рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, Алтайский государственный университет. Тел.: (3852) 291-278. E-mail: belukha@mail.ru.

Стрижева Оксана Сергеевна, магистрант, каф. рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, Алтайский государственный университет. Тел.: (3852) 291-278. E-mail: stri-gaks@mail.ru.

Prazdnikova Nadezhda Nikolayevna, Cand. Geo. Sci., Assoc. Prof., Chair of Recreational Geography, Tourism and Regional Marketing, Altai State University. Ph.: (3852) 291-278. E-mail: prazdniko-vann@rambler.ru.

Prudnikova Natalya Gennadyevna, Cand. Geo. Sci., Assoc. Prof., Chair of Recreational Geography, Tourism and Regional Marketing, Altai State University. Ph.: (3852) 291-278. E-mail: belukha@mail.ru. Strizheva Oksana Sergeyevna, master's degree student, Altai State University. Ph.: (3852) 291-278. E-mail: strigaks@mail.ru.

Введение

В наши дни туризм является неотъемлемой частью жизни современного человека и одним из самых быстро развивающихся секторов мировой экономики. Вклад туризма в глобальный ВВП составляет 10%, он обеспечивает каждое 11-е рабочее место в мире и 6% глобального экспорта. По данным ЮНВТО в 2016 г. число международных туристов достигло 1,235 млрд чел.

[1]. В настоящее время разработан проект федеральной целевой программы по развитию туризма в России на 2019-2025 гг. По данным Пограничной службы Россию в 2016 г. посетило 3,3 млн иностранцев с целью туризма, а внутренний турпоток превысил его в 16 раз и составил 55 млн чел.

[2].

Туризм определен важнейшим направлением развития экономики Алтайского края и ежегодно привлекает почти 2 млн туристов [3]. В 2015 г. Алтайский край вошел в десятку лидеров и занял 7-е место (из 85 исследуемых регионов), причем лишь 2 региона Сибирского федерального округа (СФО) смогли попасть в 1-ю группу рейтинга и перешагнуть порог в 60 баллов. Положительную динамику в совершенствовании сферы туризма в крае подтверждают результаты рейтинга субъектов Российской Федерации по развитию туризма, опубликованную Министерством культуры РФ, где Алтайский край занял 6-е место, являясь

единственным субъектом СФО, вошедшим в группу регионов с высокими показателями развития туризма [4].

Цель исследования — изучение и анализ развития сферы туризма в Алтайском крае за 2010-2016 гг. Задачи: анализ темпов прироста туруслуг; динамика обслуженных туристов, числа и стоимости реализованных турпакетов турфирмами края; объемы платных услуг гостиниц и санаторно-оздоровительных услуг; динамика, доля и структура турпотока по городам и районам края.

Объекты и методы

Объектом исследования является сфера туризма Алтайского края. Методы исследования — описательный, статистический и параметрический (корреляция, регрессия). Исследование проводилось с помощью анализа статистических данных Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу [5].

Результаты и их обсуждение

Объем платных туристских услуг Алтайского края составил в 2016 г. 0,86 млрд руб., что на 1% меньше, чем в 2011 г. [6]. Средние темпы прироста за 2012-2016 гг. 0,3%. Максимальное значение этот показатель достиг в 2013 г. (чуть более 1 млрд руб.), однако уже в 2014 г. заметно снизился (-15%). Это можно связать с кризисными явлениями в экономике

нашей страны и общероссийской тенденцией в переходе некоторой части граждан к самостоятельной организации своих поездок, что подтверждается заметным сокращением числа реализованных турпакетов и обслуженных туристов турфирмами края за 2014-2015 гг. при увеличении услуг гостиниц и средств размещения за аналогичный период (рис. 1).

Объемы платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Алтайском крае постепенно увеличиваются. За 20122016 гг. средние темпы прироста равны 4,1%. В 2016 г. услуг гостиниц и средств размещения было оказано на 0,18 млрд руб. больше, чем в 2011 г. (+22%). Однако доля этих услуг в общем объеме платных услуг немного сократилась (1,5% — 2011 г., 1,2% — 2016 г.).

По объему санаторно-оздоровительных услуг на душу населения край занимает 1-е место среди 12 регионов СФО. В 2016 г. объемы платных санаторно-оздоро-витепьных услуг в Алтайском крае увеличи-

лись на 36% по сравнению с 2011 г. и составили 1,6 млрд руб. Средние темпы прироста за 2012-2016 гг. составили 6,8% [6].

Одними из важнейших индикаторов развития туризма являются турпотоки. Анализ их динамики позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий. За период 2011-2016 гг. турпоток показал положительную динамику (рис. 2).

В 2016 г. Алтайский край посетило с туристическими целями 2 млн чел., что на 54% больше, чем в 2011 г. Согласно официальной статистике 85% туристов ночуют в регионе один-три дня. По новой методике подсчета отдыхающих туристом считается человек, выехавший хотя бы на одну ночевку с места постоянного проживания. Общую статистику помогают дополнить данные отелей, музеев, роуминга мобильных операторов. Следует отметить, что число туристов, отдохнувших в районах края, в общем объеме туристов постепенно увеличивается (рис. 3).

Число обслуженных туристов турфирмами края (тыс. чел.) ■ Число реализованных турпакетов непосредственно населению (тыс. ед.)

54,1

67,4

74,7

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рис. 1. Число обслуженных туристов и реализованных турпакетов турфирмами края

за 2011-2015 гг. [5]

1,5 1,58 1,63

+15,4% +5,3% +3,2% +12,3% +9,3%

2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

Число туристов (млн чел.)

Рис. 2. Динамика турпотоков в Алтайском крае за 2009-2016 гг. [5]

Города ■ Районы

2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рис. 3. Доля турпотоков по городам и районам Алтайского края

в динамике за 2011-2015 гг., % [5]

2.5

Ч 1=5

■и

Й 1

0.5

0

2015 г.

го 16 г.

Всего ■ Из АК ■ Нз других регионов РФ ■ 11з стран СНГ ■ Из других стран Рис. 4. Структура турпотоков Алтайского края за 2015-2016 гг. [8]

Средние темпы прироста турпотока по районам края составляют 11%, а по городам — 8%. Основная часть турпотока (62%) приходится на 3 города Алтайского края (Барнаул — 21%, Белокуриха — 12%, Бийск — 9%) и 2 района (Алтайский — 12%, Смоленский — 8%). Именно в этих районах и городах реализуются проекты, получившие поддержку федерального бюджета в рамках ФЦП. За 5 лет сократилось число районов с нулевым турпотоком до 8. За рассматриваемый период в Романовском районе турпоток увеличился в 81 раз, Смоленском — в 54, Усть-Калманском — в 20 и в Усть-Пристанском — в 15 раз. Романовский район привлекает гостей своими солеными озерами, а также возможностями для охоты и рыбалки. Многие объекты входят в состав туристского маршрута «Большое Золотое кольцо Алтая», а часть из них являются ключевыми для брендового туристского маршрута «Малое Золотое кольцо Алтая» [7].

В Смоленском районе удается развивать культурно-исторический, событийный, деловой виды туризма, популярностью пользуются полеты на парапланах. В Усть-Калманском районе активно сплавляются по р. Чарыш, а Усть-Пристанский район притягивает все больше паломников.

Что касается структуры турпотока (рис. 4), то по данным управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу большая часть отдыхающих это жители Алтайского края (60%) и других регионов РФ (31%). Динамика числа турфирм в Алтайском крае отражена на рисунке 5.

На 2017 г. в Единый федеральный реестр туроператоров включено 48 туристических компаний Алтайского края, которые занимаются активным продвижением туристского потенциала региона на международных и специализированных выставках, организацией доставки на событийные мероприятия, сотрудничают с ассоциацией «Крестьянское гостеприимство».

Рис. 5. Число турфирм в Алтайском крае, ед. [6]

Рис. 6. Динамика числа и стоимости турпакетов,

реализованных турфирмами Алтайского края населению за 2011-2015 гг. [5]

47,7

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рис. 7. Число обслуженных однодневных посетителей за 2011-15 гг., тыс. чел. [5]

Средние темпы прироста турпакетов, реализованных непосредственно населению за 2012-2015 гг., составили 2%. Сокращение этого показателя наблюдалось в 2014 и 2015 гг. (-16% и -20% соответственно по сравнению с предыдущим годом). В структуре этого показателя преобладает доля проданных турпакетов по зарубежным направлениям (рис. 6).

Наиболее ярко это проявилось в 2013 г., когда их доля составила 63% от общего числа турпакетов, реализуемых жителям Алтайского края. Что касается обслужива-

ния однодневных посетителей, то их число в 2014-2015 гг. заметно сократилось по сравнению с 2012-2013 гг. Причем 2015 г. показал самый низкий результат за рассматриваемый период времени — 11,8 тыс. чел. (рис. 7).

Общий объем финансирования составит порядка 25 млрд руб., 20% выделят из федерального, 5% — из краевого, 1 % — из местного бюджета и 74% — из внебюджетных источников. В 2017 г. денежные средства будут выделены из краевого бюджета,

а также планируется привлечь порядка 4 млрд частных инвестиций.

Программа предусматривает формирование 1 игорной зоны, 1 особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, 2 автотуристских кластера, 2 турист-ско-экскурсионных кластера и 8 туристско-рекреационных кластеров. Самыми дорогостоящими проектами являются: ТРК «Барнаул-горнозаводской город» (9,1 млрд руб.), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Ка-тунь» (4,8 млрд руб.), ТРК «Белокуриха» (4,8 млрд руб.), игорная зона «Сибирская монета» (1,9 млрд руб.), автотуристический кластер (904 млн руб.) и кластер «Яровое» (1,4 млрд руб.), туристско-рекреационный кластер «Алтайское» (900 млн руб.) [9]. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» активно принимает туристов. Ежегодно турпоток в ОЭЗ увеличивается на 1015%. В 2016 г. ее посетили около 400 тыс. отдыхающих [8]. Сейчас в этой зоне действуют уже 19 инвесторов. В конце 2016 г. на территорию особой экономической зоны вошли 2 инвестора с общим объемом инвестиций 1,6 млрд руб. В ближайшее время будет рассмотрена заявка от инвестора, планирующего построить кемпинг с современной инфраструктурой. В 2016 г. с Минэкономразвития России заключено соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной на региональный уровень.

Игорная зона «Сибирская монета» расположена в Алтайском районе Алтайского края. Работа по созданию инфраструктуры еще не окончена. В игорной зоне «Сибирская монета» в конце 2014 г. было открыто первое и пока единственное казино — «Altai Palace». В 2016 г. игорную зону посетило более 30 тысяч туристов, принесших доход в размере 37 млн руб. Чаще всего сюда едут из регионов Сибири: Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской области, Кузбасса и Красноярского края. Небольшое количество гостей из Китая. Трудности развития данной зоны связаны с тем, что до сих пор нет асфальтированной дороги, имеются проблемы с коммуникациями и транспортной доступностью, так как ближайший аэропорт г. Горно-Алтайска не способен принять большие потоки туристов, а добираться из Барнаула достаточно долго [9].

В Программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» от Алтайского края вошли проекты 3 туристских кластеров — «Белокуриха», «Золотые ворота» и «Белокуриха-2».

Автотуристический кластер «Золотые ворота» создается на въезде в г. Бийск Алтайского края. Так, в 2014 г. построили автоцентр. Инвестор вложил в него 124 млн руб., но сегодня в связи с финансовыми сложностями его работа приостановлена, а здание законсервировано. В апреле 2016 г. 13 га под строительство на въезде в город крупного торгового комплекса взял барнаульский застройщик. Оценочная стоимость инвестиций — 700 млн руб. Сейчас идет разработка эскизов [3].

Кластер «Барнаул — горнозаводской город». Цель масштабного проекта — на основе уникального историко-культурного наследия сформировать широко востребованный туристский продукт и тем самым привлечь дополнительный поток гостей в столицу региона. В 2016 г. были введены в строй первые объекты туркластера, ставшие новыми достопримечательностями краевой столицы.

На территории Алтайского края можно выделить следующие туристские зоны [10]:

1) г. Барнаул: познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, событийный туризм;

2) курорт «Белокуриха» и Смоленский район: лечебно-оздоровительный, горнолыжный, активный, деловой, событийный;

3) Алтайский район: оздоровительный, спортивный туризм, событийный, культурно-познавательный, сельский, гастрономический, пляжный туризм;

4) г. Бийск: познавательный, гастрономический, событийный, деловой, научный, паломнический туризм;

5) Солонешенский район: сельский, оздоровительный, познавательный, промысловый туризм;

6) горный Чарыш: оздоровительный, сельский, спортивный, промысловый туризм;

7) горная Колывань: сельский, событийный, познавательный, лыжный, минералогический, оздоровительный, пляжный туризм;

8) Егорьевский район: лечебно-оздоровительный, пляжный, оздоровительный, промысловый туризм;

9) Завьяловский и Романовский районы: оздоровительный, лечебно-оздоровительный туризм, зимняя рыбалка, познавательный, гастрономический, событийный;

10) г. Яровое и Славгородский район: лечебно-оздоровительный, пляжный туризм.

Заключение

В качестве основных региональных особенностей развития внутреннего и въездного туризма обозначим следующие:

- особенности географического положения Алтайского края и наличие определенных туристско-рекреационных ресурсов на его территории стимулируют развитие следующих видов туризма: лечебно-оздоровительного, пляжного, делового, культурно-познавательного, событийного, сельского, транзитного;

- на территории края развитие туризма происходит в рамках реализации государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 гг.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- туризм является также приоритетной отраслью развития экономики, что отображено в программе Социально-экономического развития региона до 2025 г.;

- освоение территории и создание объектов инфраструктуры основывается на реализации проектов туристских кластеров, игорных зон и ОЭЗ ТРТ;

- реализация крупных проектов в сфере туризма базируется на основе государственно-частного партнерства. Девять туристских кластеров, которые не вошли в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2011-2018 гг., предполагают поиски частных инвесторов (Завьяло-во-Гуселетово, Яровое, горная Колывань и

др.);

- проблема сезонности, свойственная Алтайскому краю, должна быть решена путем ввода круглогодичных мест размещения и создания инфраструктуры для зимней рекреации;

- рекреационная нагрузка и туристское освоение на разных территориях края происходят неравномерно.

Библиографический список

1. World Tourism Organization UNWTO [электронный ресурс]: информационный портал, 2017. — Режим доступа: http://media.unwto.org. — Загл. с экрана.

2. РСТ: въездной турпоток в РФ в 2016 году [электронный ресурс]: информационный портал «Интерфакс. Туризм», 2017. — Режим доступа: http:// tourism.interfax.ru/ru/news/articles/40295. — Загл. с экрана.

3. Официальный сайт Алтайского края [электронный ресурс]: информационный портал, 2017. — Режим доступа: http://altairegion22.ru. — Загл. с экрана.

4. Национальный Туристический Рейтинг (№2) [электронный ресурс]: информацион-

ный портал, 2017. — Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/10950.html. — Загл. с экрана.

5. Туризм в цифрах в Алтайском крае [электронный ресурс]: Официальный сайт Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу, 2017.

— Режим доступа: http://alttur22.ru/ pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae. — Загл. с экрана.

6. Туризм и отдых в Алтайском крае. 2011-2016 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2017. — 88 с.

7. Харламов С.В. Востребованность уникальных свойств туристских ресурсов Алтайского края // Мир науки, культуры, образования. — Барнаул, 2014. — № 5 (48).

— С. 296-298.

8. Федеральная служба государственной статистики по Алтайскому краю [электронный ресурс]: информационный портал, 2017. — Режим доступа: http://akstat.gks.ru. — Загл. с экрана.

9. Краевой информационный телеканал Катунь-24 [электронный ресурс]: информационный портал, 2017. — Режим доступа: http://www.katun24.ru. — Загл. с экрана.

10. Харламова Н.Ф., Романов А.Н. и др. Туристские ресурсы Алтайского края: монография. — Барнаул: Азбука, 2011. — 178 с.

References

1. World Tourism Organization UNWTO [elektronnyy resurs]: informatsionnyy portal, 2017. — Rezhim dostupa: http://media. unwto.org. — Zagl. s ekrana.

2. RST: vezdnoy turpotok v RF v 2016 godu [elektronnyy resurs]: informatsionnyy portal «Interfaks. Turizm», 2017. — Rezhim dostupa: http://tourism.interfax.ru/ ru/news/articles/40295. — Zagl. s ekrana.

3. Ofitsialnyy sayt Altayskogo kraya [el-ektronnyy resurs]: informatsionnyy portal, 2017. — Rezhim dostupa: http:// altairegion22.ru. — Zagl. s ekrana.

4. Natsionalnyy Turisticheskiy Reyting (№ 2) [elektronnyy resurs]: informatsionnyy portal, 2017. — Rezhim dostupa: http://russia-rating.ru/info/10950.html. — Zagl. s ekrana.

5. Turizm v tsifrakh v Altayskom krae [el-ektronnyy resurs]: Ofitsialnyy sayt Upravleniya Altayskogo kraya po vneshnim svyazyam, tur-izmu i kurortnomu delu, 2017. — Rezhim dostupa: http://alttur22.ru/pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae. — Zaglavie s ekrana.

6. Turizm i otdykh v Altayskom krae. 20112016: Stat.sb./ Territorialnyy organ Federal-noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Altayskomu krayu. — Barnaul, 2017. — 88 s.

7. Kharlamov S.V. Vostrebovannost uni-kalnykh svoystv turistskikh resursov Altaysko-go kraya // Mir nauki, kultury, obrazova-niya. — Barnaul, 2014. — № 5 (48). — S. 296-298.

8. Federalnaya sluzhby gosudarstvennoy

statistiki po Altayskomu krayu [elektronnyy

+

resurs]: informatsionnyy portal, 2017. — Rezhim dostupa: http://akstat.gks.ru. — Zagl. s ekrana.

9. Kraevoy informatsionnyy telekanal Katun-24 [elektronnyy resurs]: informatsionnyy portal, 2017. — Rezhim dostupa: http://www.katun24.ru. — Zagl. s ekrana.

10. Kharlamova N.F., Romanov A.N. i dr. Turistskie resursy Altayskogo kraya: mono-

grafiya. — Barnaul: Azbuka, 2011. — 178 s. +

УДК 332.54:351.71(571.13)

Т.А. Филиппова, С.Э. Нугуманова T.A. Filippova, S.E. Nugumanova

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА

IMPLEMENTATION OF STATE LAND SUPERVISION IN OMSK CITY AREA

Ключевые слова: государственный земельный надзор, плановые проверки, земельное законодательство, нарушения, штрафные санкции, контроль за охраной и использованием земель.

Государственный земельный надзор за использованием и охраной земель является сложным процессом. Это деятельность уполномоченных органов, которая направлена на решение многих задач, в том числе предупреждение, выявление, пресечение нарушений земельного законодательства. Целью работы является изучение порядка осуществления государственного земельного надзора на территории г. Омска и анализ результативности данного мероприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: изучение нормативно-правовой базы, которая обеспечивает функционирование и регулирование государственного земельного надзора; сбор необходимых данных и их анализ; определение эффективности государственного земельного надзора на территории г. Омска. Для того чтобы проследить деятельность, эффективность и особенности надзора на территории г. Омска, был проведен анализ контроля за 4 года (с 2013 по 2016 г). Учитывались такие основные показатели: количество проверок; обследуемая площадь; лица, в отношении которых проводились проверки; численность составленных протоколов; виды выявленных нарушений, сумма штрафных санкций, виды и количество нарушений. Для оценки эффективности и анализа использовались результаты отчетов по «Контролю за соблюдением земельного законодательства». За 4 исследуемых года наблюдается слабая динамика эффективности результатов, этому способствует ряд прямых и косвенных причин. Сравнивая результаты работы государственного земельного надзора в райо-

нах Омской области и на территории г. Омска, можно сказать, что городские органы работают эффективнее. Больший процент, а именно 60% взысканных штрафов, приходится на территорию г. Омска.

Keywords: state land supervision, planned inspection, land legislation, violations, punitive sanctions, control of land protection and use.

The state land supervision of land use and protection is a complex process. The state land supervision is an activity of authorized bodies directed to the solution of many tasks such as prevention, detection, and restraint of land legislation violations. The research goal is to study the implementation of the state land supervision in the Omsk City area and analyze its effectiveness. The following research objectives tasks are involved: the study of legal framework which ensures functioning and regulation of the state land supervision; collection and analysis of necessary data; determination of the state land supervision effectiveness in the Omsk City area. The analysis of the control activity during 4 years (from 2013 to 2016) was conducted to trace the activities, effectiveness and peculiarities of the land supervision in the Omsk City area. Such features as inspection quantity, surveyed area; persons subject to inspection; the number of made reports; types of detected violations, penalty amounts, types and amount of violations are taken into account. The analysis and effectiveness evaluation used the data of reports on "The Control over Compliance with Land Legislation". Weak dynamics of effectiveness results was observed during 4 studied years due to some direct and indirect reasons. The main reason is low effectiveness of the state land supervision in the Omsk City area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.