Научная статья на тему 'Экономика впечатлений: опыт и перспективы развития туристической отрасли в Алтайском крае'

Экономика впечатлений: опыт и перспективы развития туристической отрасли в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
980
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика впечатлений / туристическая отрасль / туризм в Алтайском крае / культурно-просветительский туризм / событийный туризм / продвижение сибирских регионов / эмоциональная привязанность к региону / experience economy / tourism in Altai Krai / cultural and educational tourism / event tourism / promotion of Siberian regions / places of emotional attachment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаткевич Артур Андреевич

В настоящей статье автор обращается к экономике впечатлений как к интегрированному направлению, поменявшему подход к человеческим ценностям и мотивации при выборе товаров и услуг. Экономика впечатлений охватывает все отрасли экономики, но именно в туристической индустрии особо наглядно и эффективно применяются инструменты новой экономики. Целью работы стал анализ экономики впечатлений (предмет исследования) в туристической отрасли Алтайского края (объект исследования), обобщение накопленного опыта региона в данном направлении и обозначение перспектив дальнейшего развития. Алтай, являясь одним из признанных регионов-лидеров в российский туристической индустрии, имеет огромный запас ресурсов для развития туризма при грамотном применении инструментов экономики впечатлений. Алтайский край богат историей, легендами, традициями, которые украшают любое путешествие и эмоционально привязывают к месту. Впечатления, ощущения и переживания, испытанные путешественником во время поездки, а также поствпечатления и эмоции после путешествия одинаково важны для экономики впечатлений: они мотивирует туристов к повторным поездкам. Первозданная природа Алтая, успешные проекты событийного туризма, интересные маршруты в рамках культурно-просветительского туризма, натуральные продукты, творческий подход и грамотное управление экономикой впечатлений – всё это является мощным ресурсом для дальнейшего развития туристической отрасли в регионе. Таким образом, автор представляет Алтайский край привлекательным и перспективным регионом для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE ECONOMY: BEST PRACTICE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF TOURISM INDUSTRY IN ALTAI KRAI

In this article, the author turns to the experience economy as an integrated direction, changing the approach to human values and motivation when choosing goods and services. The experience economy covers all sectors of the economy, but it is in the tourism industry that the tools of the new economy are particularly clearly and effectively applied. The work is aimed at the analysis of the experience economy in the tourism industry of Altai Krai, a synthesis of the accumulated experience of the region in this direction and designation of prospects for further development. Altai as one of the recognized regions leading in the Russian tourism industry has a huge stock of resources for the tourism development with the competent use of tools of the experience economy. The Altai Krai is rich in history, legends, traditions that adorn any journey and are emotionally attached to the place. The impressions and feelings experienced by the traveler during the trip, as well as post-impressions and emotions after the trip are equally important for the economy of impressions: they motivate tourists to repeat trips. The primeval nature of Altai, successful projects of event tourism, interesting routes within the framework of cultural and educational tourism, natural products, creative approach and competent management of the experience economy are powerful resources for the further development of the tourism industry in the region. Thus, the author presents the Altai Krai as an attractive and promising region for the further development of domestic and inbound tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «Экономика впечатлений: опыт и перспективы развития туристической отрасли в Алтайском крае»

ХАТКЕВИЧ Артур Андреевич

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10210

Научно-просветительский центр «Музей Сибири и Дальнего Востока» (Москва, РФ);

директор; e-mail: [email protected]

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В настоящей статье автор обращается к экономике впечатлений как к интегрированному направлению, поменявшему подход к человеческим ценностям и мотивации при выборе товаров и услуг. Экономика впечатлений охватывает все отрасли экономики, но именно в туристической индустрии особо наглядно и эффективно применяются инструменты новой экономики. Целью работы стал анализ экономики впечатлений (предмет исследования) в туристической отрасли Алтайского края (объект исследования), обобщение накопленного опыта региона в данном направлении и обозначение перспектив дальнейшего развития.

Алтай, являясь одним из признанных регионов-лидеров в российский туристической индустрии, имеет огромный запас ресурсов для развития туризма при грамотном применении инструментов экономики впечатлений. Алтайский край богат историей, легендами, традициями, которые украшают любое путешествие и эмоционально привязывают к месту. Впечатления, ощущения и переживания, испытанные путешественником во время поездки, а также поствпечатления и эмоции после путешествия одинаково важны для экономики впечатлений: они мотивирует туристов к повторным поездкам. Первозданная природа Алтая, успешные проекты событийного туризма, интересные маршруты в рамках культурно-просветительского туризма, натуральные продукты, творческий подход и грамотное управление экономикой впечатлений - всё это является мощным ресурсом для дальнейшего развития туристической отрасли в регионе. Таким образом, автор представляет Алтайский край привлекательным и перспективным регионом для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в России.

Ключевые слова: экономика впечатлений, туристическая отрасль, туризм в Алтайском крае, культурно-просветительский туризм, событийный туризм, продвижение сибирских регионов, эмоциональная привязанность к региону

Экономика впечатлений в современном обществе

Трансформация экономики за неполных два десятилетия XXI века затронула практически все сферы жизни общества и человека. Развиваясь, экономика поменяла подход к человеческим ценностям и мотивам потребления: для пользователей становится важным, чтобы приобретённые товары и услуги соответствовали их внутреннему миру. Данные тенденции являются предпосылками для развития экономики впечатлений, ориентированной на ощущения потребителя.

Экономика впечатлений - это достаточно новое интегрированное направление, успешное развитие которого связано с такими отраслями науки как психология, социология, история, культурология. По-

нятие «экономика впечатлений» впервые было предложено американскими маркетологами Джозефом Пайном и Джеймсом Гилмором в книге «Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена» [5]. Авторы раскрыли суть экономики впечатлений, доказав, что на смену первым трём стадиям развития мировой экономики - сырьевой экономики, товарной экономики и экономики услуг - в настоящее время приходит четвёртая фаза в виде экономики впечатлений, ориентированной на ощущения потребителя. «Впечатления - это события, на которые человек реагирует и которые остаются в его памяти; трансформации пошли значительно дальше - они изменяют сущность покупателя, будь то потребитель или компания. Поскольку впечатления по сути своей лич-

ностны, нет таких двух людей, у которых они были бы одинаковыми. Их восприятие зависит и от прошлого опыта, и от психологического состояния. Справедливо и то, что никто не может дважды пережить одну и ту же трансформацию - во время второй попытки он будет уже совершенно другим человеком. Люди ценят трансформацию превыше остальных видов экономических предложений, потому что она обращена к первоисточнику наших потребностей -к причине, по которой мы приобретаем сырьё, товары, услуги и впечатления» [5]. Согласно Пайну и Гилмору, таких областей впечатлений всего четыре, зависимых, с одной стороны, от степени участия потребителя впечатлений в процессе «представления», с другой - от типа связи между потребителем и «представлением»: развлечение, обучение, уход от реальности и эстетика.

Авторы в своей книге анализируют природу впечатлений: «Покупатели впечатлений... ценят своё участие в действе, которое организуется той или иной компанией. Как люди экономят на товарах, чтобы купить больше услуг, так они экономят время и средства на услугах, чтобы приобрести более ценные для них впечатления. Компания - мы будем называть её режиссёром впечатлений - уже предлагает не просто товары или услуги, но и так или иначе связанные с ними впечатления, которые вызывают у клиента широкую гамму чувств. Все предыдущие экономические предложения не проникали во внутренний мир покупателя, в то время как впечатления по сути своей личностны. Они затрагивают человека на эмоциональном, физическом, интеллектуальном или даже на духовном уровне. Каждое впечатление возникает как следствие «соприкасания» поставленного действа и состояния человека как направление, основанное на создании положительного впечатления от производства и продвижения, от получения товара или услуги и от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем» [5].

Российские учёные также обращаются к экономике впечатлений, рассматривая её формирование как эволюцию развития от индустриальной экономики к экономике

услуг и далее, к экономике впечатлений. По мнению Д.А. Мозжухина, принципиальным отличием экономики услуг от экономики впечатлением является места впечатлений: если в первом случае они были необязательным дополнением к потребляемому продукту, то во втором - становятся неотъемлемым элементом процесса потребления, на который к тому же приходится всё большая доля стоимости [3]. Автор делает заключение, что появляется потребность и в самих впечатлениях как объектах потребления.

А.А. Легчаков отмечает, что «говоря об экономике впечатлений, имеют в виду, прежде всего культурные, информационные продукты, потребляемой ценностью которых является произведённое впечатление» [2].

Концепция экономики впечатлений высоко востребована маркетологами. Так, Л.В. Хорева и Л.В. Гордин рассматривают экономику впечатлений как двухаспектный феномен: как «совершенствование маркетинговых стратегий за счёт расширения спектра впечатлений, которые получает потребитель от нужного ему товара или услуги», и как особенность поведения потребителей, когда «в условиях удовлетворения первичных потребностей (в соответствии с классификацией Маслоу) всё чаще ищет новых впечатлений, а не реализации потребностей за счёт приобретения товаров и получения услуг» [7].

Также авторы считают, что «именно в рамках экономики впечатлений предстоит в будущем развиваться и активно работать многим учреждениям культуры» [7], а туризм является одной из важных отраслей по созданию экономики впечатлений.

Таким образом, экономика впечатлений как сфера жизнедеятельности и развития общества в настоящее время является важным институтом, поскольку впечатления становятся ключевым продуктом деятельности самых различных акторов экономической и социально-культурной жизни.

Туризм и экономика впечатлений

По данным Всемирной организации туризма, 10% жителей планеты заняты в туристической индустрии: во многих странах идёт развитие внутреннего и въездного

туризма - люди хотят узнать свою страну и показать её гостям. Мировой тренд перехода от экономики услуг к экономике впечатлений в сфере туризма имеет тенденции активного распространения и устойчивого развития на территории России. Туризм как направление народного хозяйства, в которую вовлечены более 50 смежных отраслей, является одним из основных драйверов развития экономики впечатлений. Туристский продукт - это впечатления, ощущения, переживания, которые получает и испытывает путешественник, а также воспоминания, эмоции, которые остаются после поездки. Послевкусие и поствпечатления не менее важны для экономики впечатлений, чем эмоции во время путешествия.

Иванова Т.Е. рассматривает туризм как одну из главных отраслей экономики впечатлений, поскольку «впечатления -это та желанная субстанция, ради которой обыватель покидает своё жилище и готов преодолевать любые пространства» [1]. По мнению автора, «экономика впечатлений посредством нововведений способствует качественному видоизменению потребностей индивидуума и одновременно расширению возможностей для самореализации в интересной работе, карьерном росте, более разнообразном отдыхе, создавая вместе с тем основу для укрепления материального благополучия, преодоления «болезней цивилизации», обусловленных особенностями образа жизни человека в современном обществе» [1].

Эффективный способ привлечения туристов и увеличения туристического потока - это впечатления, которые сопровождаются эмоциональной привязанностью к месту, удивлением увиденным и услышанным, восхищением происходящими событиями и представлениями. Организатор туристических услуг должен поставить себя на место туриста, видеть всё его глазами, думать как клиент, предвосхищать его потребности, постоянно предлагать новые идеи и продукты.

Восхищение потребителя - важный фактор для многих отраслей, но особо - для туристической индустрии, где ставка делается на повторное посещение. Постоянные клиенты привлекают новых потребителей из числа

друзей, родственников или знакомых. Сегодня для всех специалистов сферы туризма и путешествий, которые творчески относятся к своему делу и ищут новые пути взаимодействия с клиентами, знание и реализация на практике основных принципов экономики впечатлений становятся приоритетными.

Экономика впечатлений как фактор развития сервисной деятельности предприятий туризма и гостеприимства, по мнению В.М. Осокона [4], «проявляется посредством:

- совершенствования продукта, предлагаемого предприятием клиенту, а также формированием нового продукта;

- поиска и понимания потребностей клиента в получении впечатлений;

- разработки сервисного пространства для клиента, в котором возможно получение желаемых впечатлений;

- совершенствования комплекса маркетинга и коммуникаций с клиентом, поддерживающими создание требуемых впечатлений;

- построения системы менеджмента, в основе которой формирование и поддержка впечатлений клиента».

Эффективными инструментами экономики впечатлений выступает история, легенда, которая сопровождают туристский продукт: самые привлекательные истории получают глобальное распространение и становятся двигательной силой для увеличения туристического потока в конкретный регион. Туризм, привлекая в качестве инструмента красивые истории, также формирует впечатления от региональных объектов природы, архитектуры, культуры, которые становятся аттрактивными в системе потребления. Главной целью туристической поездки становится получение разнообразных впечатлений, определяемых особенностью туристического продукта, а также продвижение региона посещения на разных уровнях.

Географические характеристики Алтайского края как основа для развития туризма

Алтайский край занимает выгодное географическое положение: регион расположен в географическом центре России, на

юго-востоке Западной Сибири в 3419 км от Москвы. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, граничит с Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай, Республикой Казахстан (государственная граница - 843,6 км). В регионе хорошая транспортная доступность: две федеральные автомобильные трассы Р256 «Чуйский тракт» и А322 Барнаул-Рубцовск, железная дорога, Международный аэропорт им. Г.С. Титова в г. Барнауле.

Старейшие города - Бийск, наукоград, основанный в 1709 году по Указу Петра I как крепость для обороны рубежей государства, и Барнаул (1730) - краевой центр.

В Алтайском крае большое количество особо охраняемых объектов1, регион богат водными ресурсами: река Обь образуется от слияния рек Бии и Катуни, крупнейшие притоки Оби - реки Алей, Чарыш и Чумыш. Также по территории края протекают 17 085 небольших рек общей протяжённостью 51004 км. На Алтае около 11 000 озёр, самые крупные из которых находятся в степной зоне края - Кулундинское, Кучук-ское, Большое Яровое. Площадь, покрытая лесами, в Алтайском крае составляет 3,825 млн га, другие территории это - степи, луга, болота, тундра, горы, предгорье.

Богатый рекреационный потенциал в сочетании с благоприятным климатом, а также транспортная доступность создают мощную базу для развития туристической отрасли в Алтайском крае.

Развитие туристской отрасли в регионе

Алтайский край - один из ведущих регионов России по развитию туристской отрасли. В регионе действуют 986 субъектов сферы туризма, а отдых гостей обеспечивают 286 коллективных средств размещения общего пользования, 43 санаторно-ку-

1 Природные заказники: Алеутский, Благовещенский, Бобровский, Большереченский, Волчихинский, Егорьевский, Ельцовский, За-вьяловский, Залесовский, Касмалинский, Кислу-хинский, Корниловский, Кулундинский, Лебединый, Лифляндский, Локтевский, Мамонтовский, Михайловский, Ненинский, Обской, Ондатровый, Панкрушихинский, Сары-Чумышский, Соколовский, Суетский, Тогульский, Уржумский, Усть-Чумышский, а также Каскад водопадов на реке Шинок, Бащелакский, Урочище Ляпуниха и Озеро Большой Тассор.

рортных учреждения, более 180 сельских гостевых домов, более 160 турбаз и организаций отдыха. В целом количество мест единовременного размещения в регионе составляет порядка 51 тыс., из них круглогодично - 19,8 тыс., в том числе в санатор-но-оздоровительных учреждениях - 8,8 тыс. Туроператорские и турагентские услуги в регионе оказывают более 220 организаций. В регионе активно развивается лечебно-оздоровительный, сельский, научно-познавательный, экстремальный, событийный, деловой виды туризма, для развития которых реализуются крупные инвестиционные проекты2. С целью организации культурного досуга гостей и жителей Алтайского края, а также привлечения потенциальных туристов в регионе ежегодно проводится более 50 событийных мероприятий3, что положительно отражается на турпотоке. За время реализации программных мероприятий, направленных на развитие сферы туризма в Алтайском крае, турпоток в регион вырос более чем в 1,8 раза (в 2010 г. - 1,18 млн. чел., в 2017 г. - 2,15 млн. чел.).

Алтайский край обладает рядом конкурентных преимуществ для активного развития туристической отрасли:

- разнообразное природное богатство региона;

- географическое положение, транспортная доступность;

2 ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», туристско-рекреационные кластеры «Белокуриха», «Барнаул - горнозаводской город», автотуристский кластер «Золотые ворота», спортивно-туристский кластер «Тягун», туристско-рекреационный кластер «Предгорья Алтая», туристско-рекреационный кластер «Ленточный сосновый бор».

3 Восемь событийных проектов региона получили статус «Национального события 2017» - Алтайский край стал лидером по количеству проектов среди субъектов РФ. Данного статуса удостоены следующие события региона: праздники «Алтайская зимовка» и «Цветение маральника», Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», Межрегиональный фестиваль напитков «Алтай-фест», Международный молодёжный управленческий форум «Алтай. Точки Роста», фестиваль вареника «Всэ будэ смачно!», специализированная выставка-ярмарка «День мясного гурмана», Фестиваль фестивалей «Сибирская масленица». Источник информации, а также фотоизображений на рис. 1-2: Официальный сайт Правительства Алтайского края. URL: https://www.altairegion22.ru (Дата обращения: 10.04.2019).

- туристско-рекреационный и инфраструктурный потенциал;

- большое количество современных музеев, в том числе именных, в честь сибиряков: В.М. Шукшина, Р.И. Рождественского, Г.И. Титова, М.Т. Калашникова, В.С. Золотухина, Е.Ф. Савиновой - основа для культурно-просветительского туризма;

Алтай - один из российских регионов-лидеров по производству натуральных, экологически чистых продуктов, что даёт большие возможности для развития гастрономического туризма;

- аутентичность - мировой тренд, который стал основой маркетинговой политики региона под бренд-слоганом «Всё настоящее!» - под таким девизом происходит продвижение Алтайского края;

- процесс кастомизации - адаптации туристических продуктов под запросы жителей и гостей региона;

- широкие возможности для лечебного и оздоровительного туризма;

Сувениры Алтайского края - лидеры Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир-2018»;

- путеводители по региону - эффективный инструмент экономики впечатлений: тематические путеводители и буклеты, иллюстрированные красочными фотографиями, издаются на нескольких языках мира;

- эффективное управление развитием индустрии туризма в регионе (консолидированное сотрудничество Правительства Алтайского края, Туристского центра Алтайского края, туроператоров, музеев и других заинтересованных организаций), творческий подход, информационное сопровождение деятельности туристической отрасли региона на портале визиталтай.рф4.

Алтай и экономика впечатлений

Важным фактором при формировании экономики впечатлений являются люди и их личностные качества - в туристической индустрии важны искренность, доброжелательность представителей принимающей стороны, их любовь к своему краю, его культуре и традициям, стремление показать гостям самые лучшие стороны малой

4 URL: http://www.visitaltai.info/ (Дата обращения: 10.04.2019).

родины и вовлечь их к круг почитателей и поклонников своего региона.

В Алтайском крае имеется такой ценный человеческий ресурс со всеми качествами, необходимыми для развития индустрии гостеприимства и комфортного пребывания в пространстве экономики впечатлений.

Эффективным инструментом экономики впечатлений также является использование местных историй, легенд, мифов, традиций, обычаев. Людям очень важны эмоциональные стимулы, впечатления, ощущения, они чувствуют себя более счастливыми и готовы дополнительно платить: за «прибавленную стоимость чувств», которые вызывают алтайские легенды, за соприкосновение с историей, сопровождающие туристов на протяжении всей поездки, за экологические ценности натуральных продуктов - сыров, мёда, хлеба, за личное участие в аутентичных праздниках и фестивалях, за сувениры, искусно сделанные местными мастерами. Экономика впечатлений в Алтайском крае эффективно работает и имеет чёткие перспективные планы развития.

Рассмотрим 8 объектов исследования - событийные туристические мероприятия и знаменитые места региона, а также механизмы применения к данным объектам инструментов экономики впечатлений.

1. Цветение маральника и открытие летнего туристического сезона. Ежегодный праздник «Цветение маральника» открывает летний туристический сезон в Алтайском крае. Удивительное весеннее время цветения рододендрона Ледебура (жители Алтайского края называют его маральником) (рис. 1) организаторы используют для проведения масштабного праздника: в программе культурно-развлекательная, спортивная программы, творческие конкурсы, экспозиции ретро- и автотехники, выставка ремесленников, пресс-тур для журналистов, блогеров и фотографов-профессионалов, экскурсии к местам массового цветения маральника, посещение туристских достопримечательностей, расположенных на территории «Бирюзовой Катуни». Первый праздник «Цветение маральника» состоялся в Год охраны окружа-

Рис. 1 - Процесс цветения «сибирской сакуры» - маральника

Fig. 1 - Maral is Siberian sakura - flowering maral in Altai Krai

ющей среды: миссия праздника состоит не только в приобщении к сибирской природе, но и воспитании бережного отношения к ней, а постоянно растущее количество туристов не должно негативно отражаться на экологии региона.

Душой этого мероприятия является маральник, растение-эндемик, которое ещё называют сибирской сакурой. И главный процесс праздника - созерцание гор, затянутых розовой дымкой, нежных цветов на кустах, сиренево-лилово-розового великолепия на скалах. Сильное впечатление от природной красоты, воздействуя на эмоциональный интеллект человека, становится эффективным инструментом экономики впечатлений. Ощущения, возникшие в связи с увиденными, постепенно закрепляются в человеке и стимулируют эмоциональную привязанность к данному месту и действу.

2. Алтайская зимовка — открытие зимнего туристического сезона. Удивительный феномен Алтайского края является центральным событием открытия зимнего туристического сезона. На Алтае есть место зимовки лебедей - природный заказник «Лебединый» и незамерзающее озеро Светлое. Праздник «Алтайская зимовка» приурочен к прилёту лебедей на озеро. Лебеди являются символом данного мероприятия и присутствуют везде: в сценических образах, символике праздника, ледяных фигурах, многочисленных сувенирах (рис. 2).

Праздник «Алтайская зимовка» насыщен интересными мероприятиями, зимними забавами и проходит на различных

площадках по всему региону. Концепция праздника - все гости являются активными участниками, и просто зрителей быть не должно. Каждый может найти интересное занятие по вкусу: соревнования по сноу-борду, зимней рыбалке, парапланеризму, ледолазанию, участие в традиционном забеге Дедов Морозов и Снегурочек, командные эстафеты и катание с горок, турнир по спортивному «пельменингу».

Этнографический, экологический, спортивный - все виды туризма, актуальные для зимнего сезона в Алтайском крае, представлены на площадках «Алтайской зимовки». Так, в Белокурихе устраивают показательные выступления горнолыжников и демонстрацию одежды и снаряжения для этого вида спорта. «Стрела Ульге-ня» - это не столько соревнования, сколько праздник содружества людей и собак, а победа в этом состязании достаётся самому дружному и натренированному экипажу. Важной составляющей праздника являются торговые ряды с сувенирами и традиционными блюдами, концертные программы лучших творческих коллективов Алтайского края.

Главное действо праздника открытия зимнего туристического сезона и незабываемое событие для детей и взрослых - встреча со сказочными птицами. Гости наблюдают за неспешной, размеренной, загадочной жизнью лебедей, кормят их, а потом завязывают ленточку на растущих вдоль озера деревьях, так как данный ритуал считается залогом возвращения на эту землю. Мероприятие событийного туризма «Алтайская зимовка» иллюстрирует че-

Рис. 2 - Зимовка лебедей на незамерзающем озере Светлом и конкурс ледяных фигур на открытии зимнего туристического сезона

Fig. 2 - Wintering swans on the non-freezing lake Svetloye and Competition of ice figures at the Ceremony of opening the winter tourist season

тыре области впечатлений - развлечение, обучение, уход от реальности и эстетику (согласно Пайну и Гилмору), и высокую степень участия потребителя впечатлений в процессе «представления». Гости, посетившие однажды Лебединое озеро, принявшие участие в калейдоскопе событий «Алтайской зимовки», получают целый спектр знаний, умений, навыков, впечатлений и уезжают с устойчивым желанием вновь посетить этот праздник.

3. Малиновое озеро: легенды и лечение. Сочетание лечебного эффекта, потрясающего вида озера, исторических фактов и легенд ежегодно привлекают тысячи туристов на Малиновое озеро - настоящее чудо природы. С давних времён озеро считалось «молодильным»: существует поверье, что купание в его солёных водах дарит здоровье и красоту, а окунувшиеся в озеро малинового цвета бесплодные женщины вскоре становятся матерями. Розовую соль из удивительного озера подавали ещё к столу Екатерины II, чем неизменно удивляли гостей императрицы. Розовый пигмент вырабатывается мельчайшими водорослями, которые обитают в озере, а местные воды и грязь богаты минералами: лечится проблемная кожа, ревматизм и даже нервы. Поток туристов на Малиновое озеро возрастает с каждым годом. Экономика впечатлений в данном месте работает, благодаря совокупности факторов: качественным лечебным результатом, оригинальностью места и присутствием красивых легенд.

4. Горная Колывань. Алтайская Колы-вань - легендарное место на карте России, где в 1717 году нашли богатейшие залежи меди, а спустя два десятилетия крепостные уральского промышленника Акинфия Демидова, построившего здесь завод, обнаружили у подножия горы Змеевой залежи серебра. На этом месте был заложен рудник, дававший 54 000 пудов серебра в год. Колыванское озеро, которое находится у подножия горы Большуха - уникальный памятник природы. Александр Гумбольдт, который приезжал сюда в 1829 году, был поражён видом скал-останцев, а озеро назвал «чудеснейшим уголком мира». Именно на Колыванском камнерезном заводе изготавливали в течение четырнадцати лет из огромного пласта зелёной яшмы знаменитую «Царицу ваз», которую в 1840 году доставили в Эрмитаж.

Туристы мечтают и стремятся попасть в эти места, и мотивирующими факторами являются восприятие от соприкосновения с историей, богатством места и работой великих мастеров, причастность к связи времён.

5. Мараловые хозяйства. Алтайские маралы считаются лучшими представителями пантовых оленей мира. Пантовое оленеводство в Сибири основал сосланный польский дворянин Михаил Янковски, а в настоящее время в регионе живут более 56 тысяч маралов. Панты маралов высоко ценятся в восточной медицине и применяются в лечебных целях на Алтае: из них делают целебные средства, пантовые

сауны в кедровых бочках исцеляют от переутомления, улучшают кровообращение, заживляют раны. Механизмы экономики впечатлений, которые мотивируют людей, побывавших здесь, возвращаться снова в эти места - это эксклюзивность процедур и ощутимый лечебный эффект.

6. Белокуриха. Туристско-рекреацион-ный кластер «Белокуриха» расположен на территории города-курорта федерального значения Белокурихи, Смоленского и Алтайского районов. Его отличает выгодное географическое положение - рядом с Казахстаном и в непосредственной близости к Китаю и Монголии. По территории кластера проходят популярные туристские маршруты, он соседствует с действующей особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорной зоной «Сибирская монета», также функционирует современный горнолыжный туристский центр и горно-климатический курорт. Санаторно-курортный комплекс Белокурихи - один из признанных лидеров здравоохранения в стране ещё с советских времён. Бренд «Белокуриха» известен далеко за пределами России и славится многолетними традициями санаторно-курортного лечения, надёжной репутацией, которую обеспечивают высокое качество и широкий спектр санаторных и медицинских услуг.

Высокий интерес туристов (и инвесторов) к данной территории - это совокупность факторов, перечисленных выше. Высокая востребованность лечения на курорте Белокуриха - это удачное сочетание ожидаемых лечебных результатов, комфортных условий, красивой территории и природы, развитой индустрии развлечений, европейского сервиса и инфраструктуры. Впечатления и поствпечатления от пребывания на курорте и фактор уникальной территории дают хороший эффект для повторного и даже систематического посещения Белоку-рихи, формирования многолетней практики отдыха на данной территории.

7. Шукшинские чтения. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина и гора Пикет в алтайском селе Сростки - это памятные места, связанные с писателем, актёром, режиссёром Васили-

ем Макаровичем Шукшиным. Здесь ежегодно с 1976 года проводятся Шукшинские чтения и подводятся итоги Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. Мероприятие посещают более 20 тыс. чел. со всей России, в том числе почётные гости - известные актёры, музыканты, писатели - те, кто знал Шукшина лично, или почитатели его таланта. В юбилейный год 90-летия со дня рождения В.М. Шукшина готовится большая программа и ожидается приезд рекордного количества гостей. Село Сростки и Шукшинский фестиваль как магнитом тянут сюда каждый год нескончаемый поток людей. Притягательность данного места, где Шукшин родился и любил его щемящей любовью до конца жизни, - это феномен, который достоин отдельного исследования.

Восприятие родины В.М. Шукшина и эмоциональная привязанность к этому месту обусловлены влиянием мощным влиянием творческой личности, его произведениями, фильмами и ролями, а также аутентичным алтайским селом, замечательным музеем и профессионализмом его сотрудников. Поток гостей постоянно увеличивается благодаря рассказам и впечатлениям тех, кто уже здесь побывал: «людская молва», как действенный инструмент экономики впечатлений, гласит, что современному и культурному человеку необходимо обязательно приехать на малую родину Шукшина.

8. Маршрут «Большое золотое кольцо Алтая» - это туристский маршрут протяжённостью более двух тысяч километров, который проходит по красивейшим местам Алтая - юго-восточной части Западно-Сибирской равнины, долинам и перевалам северных хребтов Алтая, и включает посещение 8 городов, 46 районов края. Большое путешествие по региону - это уникальная возможность оценить масштаб края, увидеть разнообразие алтайской природы, познать историю освоения и развития, прикоснуться к традициям и легендам, ощутить энергию и целебную силу места. Сопричастность и разнообразие - это те инструменты экономики впечатлений, которые являются стимулирующими факторами для путешественника после долгой

поездки систематизировать свои впечатления, обозначить места, которые особо «запали в душу» и запланировать следующую поездку, уже точечную, чтобы провести в понравившемся месте больше времени и получить новые знания и эмоции.

Таким образом, туристы в Алтайском крае вместе с услугами получают и будут в дальнейшем получать новые эмоции и психологические ощущения, душевный комфорт и желание повторить поездку с целью вновь испытать позитив — именно данные результаты являются ценнейшим ресурсом и стимулом для развития экономики впечатлений.

Продвижение Алтайского края в Москве

Продвижение Алтая как региона с большими возможностями для туризма планомерно происходит в Москве: Алтайский край ежегодно выступает партнёром Международной туристической выставки «Интурмаркет», принимает активное участие в других значимых для отрасли международных и всероссийских выставках и конкурсах. Весомый вклад в продвижение региона вносят Постоянное представительство Алтайского края при Правительстве РФ и Алтайское землячество в Москве.

Продвижением культурного наследия и популяризацией туристических возможностей восточных регионов страны, в том числе Алтайского края, занимается Научно-просветительский центр «Музей Сибири и Дальнего Востока», реализуя в Москве интересные проекты, один из которых - Международный проект «Сибирские аудитории». Цель проекта, который реализуется в тесном партнёрстве с сибирскими регионами - открытие в московских вузах именных аудиторий знаменитых сибиряков: писателей, поэтов, художников, учёных, исследователей, космонавтов, спортсменов. Первыми именными аудиториями, открытыми в рамках данного проекта, стали аудитории имени Василия Макаровича Шукшина и Роберта Ивановича Рождественского, уроженцев Алтайского края. Информационные материалы предоставили Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина в Сростках и барнаульский музей ГМИЛИКА Именные

аудитории открыты на филологическом факультете Российского университета дружбы народов, и теперь студенты из более чем 150 стран мира в стенах вуза знакомятся с творчеством сибирских писателей и поэтов, изучая русский язык с помощью их произведениях.

Также успешным в плане продвижения и изучения региона стал реализуемый в Москве с 2017 года Международный проект «Сибирь и Дальний Восток - территория культуры и туризма». Научно-просветительский центр «Музей Сибири и Дальнего Востока» в партнёрстве с сибирскими регионами проводит мероприятия, на которые приглашаются российские и иностранные студенты ведущих московских вузов, обучающиеся по специальностям «туризм», «история», «менеджмент, «экономика», «социология». Получив позитивные впечатления о Сибири, в дальнейшем эти ребята будут в своих регионах и странах делиться своими знаниями и рекомендовать сибирские регионы для туристических поездок.

Так, участниками Межрегионального форума «Западная Сибирь — территория науки, культуры и туризма», состоявшемся в апреле 2019 года, стали студенты МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханована, МПГУ и представители 10 стран мира и СНГ. Все желающие получили путеводители по Алтайскому краю на русском, английском, немецком и китайском языках, а также стали участниками мастер-классов и сибирского чаепития.

На мероприятиях сибиряки, члены Алтайского землячества создают особую доброжелательную атмосферу, формируют уже в Москве позитивное впечатление об Алтае как о крае сибирского гостеприимства и широких возможностей. Эмоции, полученные от личного общения с сибиряками, рассказы очевидцев о природных достопримечательностях Алтайского края, легендарных людях, исторических местах являются важными факторами при принятии решения о поездке в Сибирь. Инструменты экономики впечатлений начинают работать задолго до первого путешествия на Алтай, формируя большой интерес, позитивные эмоции и желание перспективного путешествия.

Перспективы развития туризма в Алтайском крае

Для дальнейшего эффективного развития современной индустрии туризма в Алтайском крае, повышения вклада сферы туризма в устойчивое развитие экономики и социальной стабильности в регионе, увеличения количества рабочих мест, продвижения региона, увеличения турпотока, в том числе за счёт иностранных гостей, на наш взгляд, перспективной будет дальнейшая реализация следующих направлений и проектов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планомерная реализация долгосрочной государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы;

- продолжение реализации планов развития туристической отрасли в регионе;

- проведение в регионе крупных деловых событий, развитие делового туризма;

- формирование инфраструктуры и развитие этнографического туризма: Алтайский край является многонациональным регионом с локальным проживанием представителей разных народов. В крае есть немецкие и украинские деревни, татарские поселения и др. Целесообразно создание тематических этнографических парков и музеев народов Алтайского края, проведение событийных этнографических мероприятий. Интересный опыт - сделать целую деревню, например, немецкую или украинскую, туристическим объектом: это не только создание новых рабочих мест, но и курс на сохранение национальной культуры и дружбы народов;

- основание и открытие новых музеев на малой родине знаменитых уроженцев Алтайского края;

- разработка и продвижение виртуальных туров по Алтайскому краю: в современном глобальном мире молодое поколение воспринимает информацию через

виртуальное пространство: знакомство с природой, культурой, туристическими возможностями Алтая станет востребованным и полезным для продвижения и дальнейшего посещения региона;

- необходимы субсидии от государства и другие меры, снижающие стоимость авиа и железнодорожных билетов;

- интересными и востребованными станут туристические поезда выходного дня и экскурсионные железнодорожные маршруты внутри региона и межрегиональные — по Западной Сибири;

- подготовка квалифицированных специалистов для туристической отрасли и управления развитием экономики впечатлений.

Таким образом Алтайский край, являясь на современном этапе одним из российских регионов-лидеров индустрии туризма, создаёт интересные, современные продукты в области культурно-просветительского и событийного туризма, активно развивает оздоровительный, сельский, деловой, экологический и другие виды туризма, а также успешно продвигает их на российском и международном рынках.

Туризм в Алтайском крае неотделим от его природы, истории и традиций: современные туристические продукты разрабатываются, учитывая колорит территории, богатое культурное наследие. Туристическая отрасль, ориентируясь на экономику впечатлений, создаёт новую ценность путешествий по Алтаю через эмоции и впечатления, которые получают туристы в этом уникальном и гостеприимном крае. Алтайский край, безусловно, является одном из самых привлекательных и перспективных регионов для дальнейшего успешного развития внутреннего и въездного туризма в России, а туристы, однажды побывавшие на Алтае, становятся глубокими поклонниками данного российского региона.

Список источников

1. Иванова Т.Е. «Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни // Мат. науч.-практ. конф. «Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии». Тула - М. - СПб., 2011. URL: https://bitly.su/J9A84b1 (Дата обращения: 25.03.2019).

2. Легчаков А.А. Навигация в социокультурном пространстве как этап равновесия индивида в «экономике впечатлений» // Экономический журнал. 2011. Т.21. №1. С. 79-83.

3. Мозжухин Д.А. Инновационный менеджмент и экономика впечатлений: симбиоз или противоречие» // Науковедение. 2012. №1. С. 7.

4. Осокин В.М. Вызовы экономики впечатлений и стратегическое управление продуктом // Сервис в России и

за рубежом. 2013. №9(47). С. 63-72.

5. Пайн Д.Б., Гилмор Х.Д. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Вильямс, 2005. 304 с.

6. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №1. С. 85-95.

7. Хорева Л.В., Гордин Л.В. Инновационный потенциал экономики впечатлений в контексте глобализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2011. №1.

Arthur A. KHATKEVICH

Scientific and Educational Center "Museum of Siberia and the Far East" (Moscow, Russia); Director; e-mail: [email protected]

THE EXPERIENCE ECONOMY: BEST PRACTICE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF TOURISM INDUSTRY IN ALTAI KRAI

In this article, the author turns to the experience economy as an integrated direction, changing the approach to human values and motivation when choosing goods and services. The experience economy covers all sectors of the economy, but it is in the tourism industry that the tools of the new economy are particularly clearly and effectively applied. The work is aimed at the analysis of the experience economy in the tourism industry of Altai Krai, a synthesis of the accumulated experience of the region in this direction and designation of prospects for further development. Altai as one of the recognized regions leading in the Russian tourism industry has a huge stock of resources for the tourism development with the competent use of tools of the experience economy. The Altai Krai is rich in history, legends, traditions that adorn any journey and are emotionally attached to the place. The impressions and feelings experienced by the traveler during the trip, as well as post-impressions and emotions after the trip are equally important for the economy of impressions: they motivate tourists to repeat trips. The primeval nature of Altai, successful projects of event tourism, interesting routes within the framework of cultural and educational tourism, natural products, creative approach and competent management of the experience economy are powerful resources for the further development of the tourism industry in the region. Thus, the author presents the Altai Krai as an attractive and promising region for the further development of domestic and inbound tourism in Russia.

Keywords: experience economy, tourism in Altai Krai, cultural and educational tourism, event tourism, promotion of Siberian regions, places of emotional attachment.

References

1. Ivanova, T. E. (2011). "Ekonomika vpechatlenij" - innovacionnaya stupen' v povyshenii kachestva zhizni [Experience economy as an innovative tool for living standards improvement]. In coll.: Information systems and models in scientific research, industry, education and ecology: Materials of the scientific-practical conference. Tula - Moscow - St.-Petersburg. URL: https://bitly.su/J9A84b1 (Assessed on March 25, 2019). (In Russ.).

2. Legchakov, A. A. (2011). Navigaciya v sociokul'turnom prostranstve kak etap ravnovesiya individa v "ekonomike vpechatlenij" [Navigation in the sociocultural environment as a stage of individual balance in the context of experience economy]. Ekonomicheskij zhurnal [Economics journal], 21(1), 79-83. (In Russ.).

3. Mozzhukhin, D. A. (2012). Innovacionnyj menedzhment i ekonomika vpechatlenij: simbioz ili protivorechie [Innovative management and experience economy: symbiosis or antimony]. Naukovedenie [Science studies], 1, 7. (In Russ.).

4. Osokin, V. M. (2013). Vyzovy ekonomiki vpechatlenij i strategicheskoe upravlenie produktom [Challenges of experience economy and strategic product management]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 9(47), 63-72. (In Russ.).

5. Pine II, J. B., & Gilmore, J. H. (2005). Ekonomika vpechatlenij. Rabota — eto teatr, a kazhdyj biznes — scena [The experience economy: Work is theatre and every business a stage]. Moscow: Publishing House "Williams". (In Russ.).

6. Rassokhina, T. V., & Seselkin, A. I. (2013). Problemy ocenki sistemy razvitiya turizma v turistskoj destinacii [Issues of assessing of tourism development in a tourist destination]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)], 1, 85-95. (In Russ.).

7. Khoreva, L. V., & Gordin, L. V. (2011). Innovacionnyj potencial ekonomiki vpechatlenij v kontekste globalizacii [Innovative potential of experience economy in the context of globalization]. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [Social Sciences and Humanities in the Far East], 1.

Хаткевич А.А. Экономика впечатлений: опыт и перспективы развития туристической отрасли в Алтайском крае. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 112-122. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10210.

Дата поступления статьи: 25 апреля 2019 г.

Khatkevich, A. A. (2019). The Experience Economy: Best practice and Development Prospects of Tourism Industry in Altai Krai. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(2), 112-122. doi: 10.24411/1995-04112019-10210. (In Russ.).

Received April 25, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.