Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка туристских услуг в Алтайском крае'

Перспективы развития рынка туристских услуг в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
972
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ТУРИЗМ НА АЛТАЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / TOURISM MARKET / TOURISM IN THE ALTAI / TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акимов О.С., Цой В.С.

Администрация Алтайского края уделят пристальное внимание развитию туризма на Алтае. Для выявления основных тенденций развития туризма необходим мониторинг состояния рынка туристских услуг. Авторами проведен обзор состояния рынка туристских услуг в Алтайском крае, выявлены основные тенденции развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Акимов О.С., Цой В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES IN THE ALTAI REGION

The administration of the Altai territory will pay close attention to the development of tourism in Altai and monitoring of the market of tourist services is needed to identify the main trends in the development of tourism. The authors reviewed the state of the market of tourist services in the Altai region. The main tendencies of development of tourism.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка туристских услуг в Алтайском крае»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ТУРИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 338.48.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

О. С. Акимов, В. С. Цой

ЗАО Курорт «Белокуриха», г. Белокуриха

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES IN THE ALTAI REGION

O. S. Akimov, V. A. Choi

Администрация Алтайского края уделят пристальное внимание развитию туризма на Алтае. Для выявления основных тенденций развития туризма необходим мониторинг состояния рынка туристских услуг. Авторами проведен обзор состояния рынка туристских услуг в Алтайском крае, выявлены основные тенденции развития туризма. Ключевые слова: рынок туристских услуг, туризм на Алтае, целевые программы.

The administration of the Altai territory will pay close attention to the development of tourism in Altai and monitoring of the market of tourist services is needed to identify the main trends in the development of tourism. The authors reviewed the state of the market of tourist services in the Altai region. The main tendencies of development of tourism. Key words: tourism market, tourism in the Altai, target program.

тайский край обладает богатыми природно-климатическими и рекреационными ресурса-

га. В регионе имеется большое количество археологических, этнологических и культурных

амятников, что представляет интерес для российских и зарубежных туристов [4]. Страте-

гия развития туризма на Алтае до 2025 г. основана на прогнозных оценках существенного увеличения спроса на туристско-рекреационные услуги жителями Сибирского федерального округа (СФО) и Российской Федерации.

В настоящее время Алтайский край рассматривается как основная туристская территория для субъектов СФО. Увеличение количества иностранных туристов в крае обусловит формирование совокупного финансового потока до 5 млрд руб. в год. Государственная поддержка развития туристской отрасли на Алтае может увеличить объем федеральных инвестиций в туристскую инфраструктуру до 30 млрд руб., а частные и корпоративные капиталовложения могут достигнуть 20 млрд руб. Оценочные объемы возможных инвестиций в создание гостиничной инфраструктуры мирового уровня составляют примерно 10 млрд руб. [5].

В последние годы в экономике Алтайского края особое внимание уделяется развитию туризма и сферы услуг. В 2014 г. регион посетили более 1,6 млн человек, из которых около 60 тыс. — иностранные граждане. Туристский поток в Алтайский край по итогам 2014 г. возрос на 40% (по сравнению

Выпуск 4 (2)

73

с 2013 г.). К 2025 г. туристско-рекреационный комплекс края будет в состоянии принимать до 3 млн туристов в год, т. е. от 6 до 8% туристского потока Российской Федерации. По этому показателю Алтай будет устойчиво входить в «десятку» туристских центров всероссийского значения. Средний объем реализации услуг в этой отрасли составит более 7 млрд руб., а доля отрасли туризма в ВРП достигнет 16%. Общее число занятых в туристском секторе (с учетом предприятий, формирующих услуги, и поставщиков) превысит 150 тыс. человек [5].

В 2014 г. в регионе функционировало 880 туристических предприятий. Реализацией турпутевок в Алтайском крае занимается 241 туристическая фирма, из них в статусе туроператора — 41, тураген-та — 200. Отдых туристов обеспечивают около 180 гостиниц, 50 санаторно-курортных учреждений, 150 турбаз и организаций отдыха, 70 детских оздоровительных лагерей. В 2014 г. в сфере туризма количество занятых составило около 2% экономически активного населения региона.

Модель развития туризма на Алтае до 2025 г. основана на достижении определенных количественных показателей, которые приведены ниже в таблице [6]. Во въездном туризме сохраняется тенденция незначительного роста потока иностранных туристов. При развитии визовой политики можно ожидать существенного прироста туристов из стран Балтии, Северной, Центральной и Восточной Европы [7]. Сохраняются общероссийские тенденции в структуре и динамике выездных потоков с учетом региональных особенностей. Ситуация на данном рынке в значительной степени зависит от политики, проводимой крупными туроператорами и авиакомпаниями Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. Интерес туристов сохраняется к санаториям Алтайского края, при этом повышается популярность отдыха на туристических комплексах Республики Алтай (бассейн реки Кату-ни и Телецкого озера).

В настоящее время многие, наиболее развитые в туристском плане регионы сконцентрировались на продвижении своих региональных турпродуктов, на что тратится немалое количество денежных средств. При этом другим проблемным факторам, не менее важным, уделяется недостаточно внимания. Однако если у иностранных туристов после первого посещения регионов России наша страна будет ассоциироваться с вышеперечисленными проблемами, в таком случае активное продвижение неконкурентоспособного турпродукта на международном рынке может принести въездному туризму нашей страны больше вреда, чем пользы [3].

На Алтае также существует ряд проблем, например проблема неравномерного распространения туристических баз и курортов по территории региона. В одних местах их слишком много, в других местах их просто нет. Сильная перегруженность рекреационной местности оказывает негативное воздействие на экологию региона. И, наоборот, из-за плохой транспортной связи не всегда можно увидеть различные культурные ценности региона. А именно внедрением культурного наследия в туризм можно было решать экономические задачи во благо коренных народов Алтая, сохраняя их традиционный образ жизни, уникальную культуру алтайских народов и потомков русских казаков, а главное — окружающую среду, источник существования местных жителей [1].

Кроме того, контингент отдыхающих в основном состоит из жителей региона. Приток иностранных туристов очень мал либо почти отсутствует. Необходимо налаживание связей с зарубежными туристическими агентствами для привлечения иностранного капитала в регион.

Кроме того, следует отметить, что Алтайский край также является перспективным регионом для трансграничного туризма и туризма в целом, но пока в рамках каждой из граничащих стран туризм из побочной статьи не перейдет в разряд прибыльной, не говоря уже о приоритетной, туризма не будет [2].

В высокий сезон конкуренцию отдыху в Сибири и на Алтае составляют туры за рубеж и по России, включая и экскурсионные.

Все вышеперечисленные проблемы вызывают необходимость разработки перспективных направлений рекреационных маршрутов, что будет содействовать развитию рекреационного туризма в Сибири и на Алтае.

Следует отметить, что для большинства населения осуществлять отдых вдали от мест постоянного проживания представляется проблематичным, а пригородные зоны не приспособлены для рекреационных целей. Виды отдыха зависят от величины доходов населения. Происходит замещение дорогих туристских продуктов на доступные виды — заменители.

74

Наука и туризм: стратегии взаимодействия

Показатели развития туризма в Алтайском крае

Основные показатели Год

2010 2015 2020 2025

Объем туристского потока, проходящего через Алтайский край, всего, млн чел. в год 1,6 2,3 2,7 3,2

Объем туристского потока с размещением на территории Алтайского края, млн чел. в год 0,9 1,4 1,8 2,2

Число иностранцев, млн чел в год 0,1 0,15 0,25 0,25

Доля отрасли туризма в ВРП,% 8 11 12 16

Среднегодовой оборот туристского сектора, млрд руб. (с учетом инфляции) 12,3 32 72 150

Средний объем реализации туристских услуг, млрд руб. в год (с учетом инфляции) 3,1 6,5 6,9 7,3

Налоговые платежи от туризма в региональный бюджет, млрд руб. в год 0,29 0,64 1,4 3,1

Средние расходы туристов на территории, тыс. руб./сут. (с учетом инфляции) 3 3 4 4,5

Число занятых в туристском секторе, тыс. чел. (с учетом предприятий-поставщиков) 110 150 160 160

Число коллективных средств размещения и туристических комплексов, ед. 400 500 600 600

Число сертифицированных коллективных средств размещения, ед. 12 40 90 110

Число коллективных средств размещения, относящихся к категории «4 звезды», «5 звезд», ед. 3 12 34 65

Данные таблицы свидетельствуют о наличии перспектив развития рынка туристских услуг в Алтайском крае и полностью соответствуют основным положениям федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» [8].

На основе представленного материала можно сделать вывод о целесообразности развития данного сегмента региональной экономики, что позволит диверсифицировать деятельность субъектов регионального рынка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артамонова М. В., Верин А. А., Ерзина Е. И. Интеграция культурного наследия в сферу регионального туризма // Сервису и туризму — инновационное развитие : материалы VII Междун. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. Т. С. Комиссарова. — СПб., 2015. — С. 33-38.

2. Ефремова Е. Г., Белова С. В., Артамонова О. Г. Инновационные технологии развития трансграничного туризма // Сервису и туризму — инновационное развитие : материалы VII Междун. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. Т. С. Комиссарова. СПб., 2015. — С. 27-33.

3. Журавков В. Т., Ефремова Е. Г. Проблемы и перспективы развития туризма в регионах // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона : материалы III науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2012. — С. 121-126.

4. Рейтинг популярности туристических регионов России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vtourisme.com.

5. Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов [Электронный ресурс]. — URL: http://alttur22.ru/.

6. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2017 гг.: Постановление Администрации Алтайского края № 583 от 23.12.2010 // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.

7. Цой В. А., Сидоренко И. И. Оценка емкости рынка туристских услуг в Алтайском крае // Состояние и перспективы развития социально-культурного и технического сервиса : материалы I Все-рос. науч.-практ. конф. — Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. — С. 271-274.

8. Федеральная целевая программа № 644 «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» от 02.08.2011 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.