4. Lin C. H., Morais B., Kerstetter D. L., Hou J. S. Examining the role of cognitive and affective image in predicting choice across natural, developed, and theme-park destinations // Journal of Travel Research. Vol. 46(2). 2007. P. 183 - 194.
5. Pearce Ph. L. Tourist Behavior. Themes and conceptual schemes. Channel View Publication, 2008. P. 93 - 97.
6. Pike S., Ryan C. Destination positioning analysis through a comparison of cognitive, affective, and conative perceptions // Journal of Travel Research. Vol. 42(4). 2004. P. 333 - 342.
7. Strategic management in tourism / ed. by L. Moutinho. Oxfordshire: CABI Publishing, 2000. 352 p.
8. Tasci A. D. A, Gartner W. C., Cavusgil S. T. Conceptualization and operationalization of destination image // Journal of Hospitality and Tourism Research. Vol. 31(2). 2007. P. 194 - 223.
Информация об авторе:
Кирьянова Лилия Геннадьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Института социально гуманитарных технологий Томского политехнического университета; [email protected].
Liliya G. Kiriyanova - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Cultural Studies and Social Communication, Institute of Humanities, Social Sciences and Technologies, National Research Tomsk Polytechnic University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.
УДК 334.021
РОЛЬ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ «АЛТАЙСКИЙ КРАЙ» И. А. Колупанова, И. А. Белая, Т. Н. Внучкова
THE ROLE OF PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST DESTINATION "ALTAI KRAY" I. A. Kolupanova, I. A. Belaya, T. N. Vnuchkova
Статья посвящена частно-государственному партнерству как основному механизму поддержки и развития туризма в Алтайском крае. Авторами проведено исследование взаимодействия основных стейкхолдеров, заинтересованных в развитии края как туристской дестинации с целью выявления возможностей, угроз и вызовов, стоящих перед сотрудничеством сторон-прямых или косвенных участников туристской деятельности. Исследование проводилось на основе анкетирования, интервьюирования, анализа отчетной и технологической документации трех акторов каждой из четырех групп стейкхолдеров: власть, бизнес, образование, культурные институты. Выявленные возможности, угрозы и вызовы, стоящие переде развитием сотрудничества основных стейкхолдеров, будут более глубоко и детально анализироваться и учитываться при разработке механизма частно-государственного партнерства с целью развития туристской дестинации «Алтайский край».
The paper is devoted to public and private partnership as the main mechanism of the support and the development of tourism in Altai Kray. The authors conducted the research of interaction of the main stakeholders interested in the development of the region as a tourist destination for the purpose of identification of the opportunities, threats and challenges facing the cooperation of the parties, direct or indirect participants of tourist activity. The research was conducted on the basis of questioning, interviewing, the analysis of reporting and technological documentation of three actors in each of the four groups of stakeholders: authorities, business, education, cultural institutions. The revealed opportunities, the threats and challenges facing the development of the cooperation of the main stakeholders will be analyzed and considered more deeply and in details when developing the mechanism of public and private partnership for the purpose of the development of the tourist destination "Altai Kray".
Ключевые слова: частно-государственное партнерство, туристская дестинация, туристский кластер, стейк-холдеры, интеллектуальные ресурсы, ключевые акторы.
Keywords: public and private partnership, tourist destination, tourist cluster, stakeholders, intellectual resources, key actors.
1. Краткое представление дестинации
Алтайский край - наиболее освоенный, масштабный и развитый туристский регион в Западной Сибири, лидирующий по наличию лечебной базы и технологической платформы. На территории ряда районов сконцентрировано до 5 - 7 природно-рекреационных и лечебных факторов с признанным на международном уровне качеством. Привлекательны для туристов
большое количество природных объектов и памятников - леса, горы, хребты, пещеры, озера, реки, ландшафты, широкий набор видов и наличие больших запасов минеральных и биологических ресурсов, уникальное культурно-историческое наследие. Туризм в Алтайском крае является одним из приоритетных и перспективных направлений развития, что нашло от-
ражение в долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011 - 2016 гг.
2. Анализ стратегий и ресурсов ключевых акторов
С целью качественно анализа авторами исследования разработана анкета, с помощью которой было проведено интервьюирование представителей каждой из 4-х групп стейкхолдеров туристского рынка.
1. Представители частного туристского бизнеса.
Некоммерческое партнерство «Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ)». Информационные ресурсы: АРАТ имеет собственный официальный сайт http://arat.su. Членами АРАТ являются 32 туристские компании Алтайского края, 3 вуза г. Барнаула, 1 страховая компания. Из членов ассоциации 8 компаний занимаются туроператорской деятельностью во внутреннем и въездном туризме и турагентской деятельностью, 24 компании - только турагентской. Компании-члены АРАТ успешно разрабатывают и реализуют туристские маршруты, сотрудничают с туристскими агентствами России и зарубежья, имеют более чем 10-летний опыт участия в региональных и международных профессиональных выставках (Тур-сиб. Спортсиб, MITT, ITM, MITF, Отдых / Leisure и
др.).
ЗАО «Курорт Белокуриха» - один из ведущих санаторно-курортных объединений в Сибири, и в пределах Российской Федерации. Единовременно в санаториях оздоравливаются 1600 человек, в год - около 30 тысяч. В состав ЗАО «Курорт Белокуриха» входят 3 санатория, курортная поликлиника, уникальный оздоровительный комплекс «Водный мир», вобравший в себя лучшие мировые достижения в области водолечения, оздоровительный комплекс «Сибирская деревня» и «Конный двор» - туристский объект по оказанию услуг конно-верховой езды, рыбалки. Имеется собственный электронный ресурс и офисы продаж в 14 городах России.
Туристская фирма «Белокуриха-Трэвл» работает на рынке туристических услуг курорта Белокуриха и Горного Алтая с января 2001 года. Включена в единый государственный федеральный реестр туроператоров по внутреннему туризму.
2. Представители государственного сектора.
Управление Алтайского края по развитию тури-
стско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов является органом исполнительной власти по туризму в Алтайском крае. Управление имеет собственный официальный сайт http://alttur22.ru. При Управлении действует Общественный совет, который является консультативным органом, задачей которого является развитие взаимодействия органа исполнительной власти с общественными объединениями, научными учреждениями и иными некоммерческими организациями и использование их потенциала для повышения эффективности реализации туристских программ и стратегий
3. Объекты культуры.
Бийский Краеведческий музей им. В. В. Бианки основан в 1920 г. В настоящее время Бийский краеведческий музей - это 18 залов постоянных экспози-
ций, более 25 выставок ежегодно, свыше 60 тысяч посетителей, 43 сотрудника. В фондах музея числится более 140 тыс. исторических артефактов и 20 тысяч книг.
Музей истории Алтайской духовной миссии в Бийске открыт в 2008 г. на территории историко-архитектурного комплексного памятника регионального значения - бывшего Бийского Архиерейского подворья - центра православной жизни Алтая с 1880 по 1919 гг. За 2008 - 2014 гг. музей посетили 94 тысячи туристов. Проведено 2800 экскурсий. В единственном церковном музее региона создано 15 экспозиций, рассказывающих о жизни архиереев. Среди ценных экспонатов - старопечатные и рукописные книги XVII-XIX вв., архиерейское парадное облачение с золотым шитьём, старинные иконы.
Белокурихинский городской музей им. С. И. Гуляева основан в 1997 году при поддержке акционерного общества «Курорт Белокуриха». Музей использует сайт http://www.xn--80abmbjekdinsz2be1a.xn--p1ai/. Стратегия музея - сохранение и популяризация истории города-курорта Белокуриха.
4. Объекты образования.
На сегодняшний день подготовкой кадров в Барнауле, задействованных в туризме, занимается 3 государственных вуза и ряд коммерческих вузов.
Ведущим вузом, занимающимся подготовкой кадров в туризме, является Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (АлтГТУ), в котором функционирует кафедра сервиса и туризма. В 2014 г. по мнению экспертов конкурса «Лидеры туриндустрии» АлтГТУ является лучшим вузом. На туристкой выставке «АлтайТур.Алтай-Корорт - 2014» АлтГТУ получил диплом Управления по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов «За достижение в области подготовки кадров для туристской индустрии Алтайского края среди вузов.
С целью создания условий для устойчивого развития туризма в Алтайском крае исследователями выявлено сотрудничество между ключевыми акторами основных групп стейкхолдеров по следующим направлениям.
1. Создание системы туристских кластеров для обеспечения развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, привлечение инвестиций в туристскую индустрию.
Основные действия по развитию кластеров предусмотрены программой «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011 - 2016 гг. и осуществляются Управлением Алтайского края по развитию туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края субсидирует строительство инженерной инфраструктуры кластеров, оформление земельных участков под строительство туристских объектов.
2. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.
Сотрудничество органов власти с бизнесом (средствами размещения) направлено на повышение мотивации и финансовых возможностей средств размещения для прохождения экспертной оценки на соответ-
ствие определенной категории согласно принятой Государственной системе классификации отелей.
Исследователями рекомендуется применить подобный механизм для сертифицирования брендовых туристских маршрутов «Малое золотое кольцо Алтая», «Большое золотое кольцо Алтая» как массового турпродукта на предмет безопасности и качества в соответствии с действующими ГОСТами. Субсидирование процедуры туристским фирмам может происходить на конкурсной основе.
Взаимодействие органов власти, бизнеса и образования должно проходить в рамках краевых и город-
ских конкурсов в различных областях туристкой индустрии в целях объективной оценки профессионального уровня субъектов рынка и повышения престижа сервисных профессий.
3. Формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма и стратегии продвижения туристского потенциала Алтайского края на российском и зарубежном рынках. Продвижение турпродукта Алтайского края на российском и зарубежном рынках.
3. Сотрудничество между различными акторами туристского рынка региона Patterns of cooperation
Рис. Схема сотрудничество между основными группами стейкхолдеров туристского рынка Условные обозначения:
- Создание системы туристских кластеров для обеспечения развития объектов туризма и
сопутствующей инфраструктуры, привлечение инвестиций в туристскую индустрию. _ Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.
-- Формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма и стратегии
продвижения туристского потенциала края Алтайского края на российском и зарубежном рынках.
Продвижение турпродукта Алтайского края на российском и зарубежном рынках.
_ Научное обеспечение развития туристской индустрии.
_ Подготовки кадров в туризме, повышения квалификации кадров.
- Разработка и реализация туристско-экскурсионного продукта в рамках региональных программ социальной поддержки населения.
Формирование индивидуального и массового турпродукта.
_ Разработка законодательных и нормативных документов в туризме.
- Создание единого информационного пространства региона.
Эти направления взаимодействия тесно связаны между собой. В целях продвижения потенциала и конкретных турпродуктов предусмотрено совместное участие органов краевой власти по туризму, туристских фирм, культурных институтов в международных, региональных выставках и экономических форумах ("1ТВ", "Интур-маркет","М1ТТ"," Алтай-Тур. Алтай-Курорт", "Тур-Сиб").
Программами предусмотрена разработка бренда г. Барнаула и общего бренда Алтайского края их продвижение в период 2014 - 2018 гг. с объемом финансирования 745 тыс. руб. 2 млн руб. соответственно. Сотрудничество власти и туристского бизнеса в экс-
пертной оценке и формировании имиджа брендов было бы целесообразным.
Совместно с частным туристским бизнесом, образовательными и историко-культурными учреждениями органами краевой исполнительной власти и муниципальных округов проводятся пресс-туры, круглые столы, конференции, семинары по вопросам развития туристической индустрии.
4. Научное обеспечение развития туристской индустрии.
Органом исполнительной власти в туризме Алтайского края с участием университетов проводятся маркетинговые и социологические исследования раз-
| ЭКОНОМИКА
вития туристской индустрии и реализации крупных инвестиционных проектов регионов Сибири. Краевое управление природных ресурсов и охраны окружающей среды привлекает научный потенциал университетов к разработке экологических проектов по сохранению экосистем и картографической и социально-экономической документации новых ООПТ (национальных парков «Горная Колывань» и «Тогул»).
5. Подготовки кадров в туризме, повышения квалификации кадров.
Университетами организуются краткосрочные и долгосрочные программы повышения квалификации сотрудников туристских организаций, средств размещения, предприятий питания, сервисных предприятий. Для проведения курсов привлекаются представители органов власти по туризму, административных структур, причастных к туристской деятельности, сотрудников культурных институтов, опытных практиков - представителей частного бизнеса.
Органы власти, частный туристский, гостиничный и ресторанный бизнес, музеи, национальные парки, заказники сотрудничают с университетами в области подготовки студентов: предоставляя места для прохождения производственных и учебных практик студентов; предоставляя материальную базу для организации практических занятий в рамках образовательного курса, выступая в роли сторонних экспертов; являясь заказчиком тем и направлений исследований в рамках курсовых и дипломных работ.
6. Разработка и реализация туристско-экскур-сионного продукта в рамках региональных программ социальной поддержки населения.
Развитие социального туризма - одна из приоритетных задач Алтайского края. Вместе с тем, край находится в числе российских регионов, где нет действующего специального законодательного акта или целевой программы, регулирующих социальный туризм. Лишь в контексте отдельных региональных нормативно-правовых документов рассматриваются некоторые аспекты развития данного вида туризма, а именно долгосрочные краевые целевые программы социального характера, в гораздо меньшей степени -отраслевые программы развития туризма и экскурсионного дела на Алтае.
Тем не менее, сегодня в Алтайском крае реализуются проекты с участием центров социальной поддержки населения и университетов, туристских фирм, музеев края: «Туризм для пожилых», экскурсии по Барнаулу, Бийску для детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями.
7. Формирование индивидуального и массового турпродукта.
Это направление в большей степени развивается на основе сотрудничества частного туристского бизнеса с субъектами культурных институтов из исследуемых 4-х заинтересованных в развитии туризма групп. Реже - с органами исполнительной власти по туризму (в случае заказа его разработки последним) или университетами (в случае наукоемкости туристского продукта).
8. Разработка законодательных и нормативных документов в туризме.
Разработка региональных нормативно-правовых документов происходит во взаимодействии исполнительных органов власти по туризму, органов муниципальных образований и частного бизнеса: туристского, гостиничного в зависимости от направления регулирования, представителей культурных институтов и краевого управления природных ресурсов и охраны окружающей среды - в области охраны туристских ресурсов.
9. Создание единого информационного пространства региона.
Основным координирующим и организующим органом является «Алтайтурцентр» (www.vizitaltai.-шръ), который сотрудничает как с поставщиками туристских услуг и продуктов и информации - частным бизнесом, историко-культурными и природными объектами туристской индустрии, так и с разработчиками способов и методов информирования в лице университетов. Примером могут служить инновационные технологии рЯ- кодирования информации об исторических объектах, которые уже применяются в Барнауле и Бийске.
4. Заключение: возможности, угрозы и вызовы, стоящие переде развитием сотрудничества в регионе
Факторы положительного влияния на сотрудничество:
• финансирование за счет средств федерального бюджета развития крупных инвестиционных проектов в сфере туризма, в том числе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, туристских кластеров федерального значения;
• присвоение долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011 -2016 гг. статуса Государственной;
• позитивный образ края в России как стабильно развивающейся территории, обеспечивающий социальное спокойствие и безопасность пребывания;
• развитое в большинстве районов сельское хозяйство как материальная основа, мотивирующая сотрудничество в направлении развития сельского туризма;
• широкая база коллективных средств размещения различных функциональных и сервисных категорий, позволяющая одновременно разместить до 500 тысяч человек, как фактор мотивации развития сотрудничества в туризме в направлении уменьшения его сезонности и повышении качества услуг;
• разнообразие ресурсов для развития туризма, в том числе особо охраняемых природных территорий: 35 государственных природных заказников, 51 памятник природы и 1 природный парк, природный заповедник федерального значения «Тигирек-ский». Предоставляются возможности для сотрудничества в области экологических проектов и охраны природных ресурсов;
• наличие свободной рабочей силы обусловливает сотрудничество в направлении обеспечения дополнительных рабочих мест за счет строительства новых комплексов и объектов, профессиональной
подготовки и переподготовки кадров туристско-сервисной сферы;
• достаточная деловая активность региона, многочисленные договоры и соглашения о сотрудничестве в различных отраслях экономики, в том числе и в туризме (Китай, Италия, Франция, Казахстан);
• научно-технические и технологические инновации в области информационных технологий, маркетинговые инновации, которые можно использовать в туризме, расширяют возможности сотрудничества между университетами и другими группами стейк-холдеров.
Угрозы (риски) для развития сотрудничества:
Современная мировая экономика, особенно российская, характеризуется большой неопределенностью рыночных, технологических, политических и других факторов, влияющих на ее развитие. Туризм не является исключением, особенно в регионах. Косвенное влияние эти факторы оказывают и на взаимодействие (партнерство) между сторонами, заинтересованными в динамичном развитии отрасли;
Исследователями факторы риска разделены на внешние - факторы макросреды страны и региона (Алтайского края) и внутренние, присущие субъектам - стейкхолдерам туристского рынка.
Внешние факторы, отрицательно влияющие на развитие сотрудничества между основными акторами туризма:
• экономические: возможность ограничения финансирования федеральных, региональных и муниципальных программ развития туризма, нарушение графиков реализации программных действий. Они окажут прямое или косвенное влияние на сотрудничество между акторами в определенных направлениях;
• политические: в случае роста напряженности межгосударственных отношений следствием могут являться санкции в области соблюдения погранично-визовых формальностей при въезде / выезде в / из РФ, что отрицательно скажется на реализации программы продвижения туристского потенциала на зарубежных рынках и, как следствие, активности взаимоотношений, например, власти и бизнеса. Риск со стороны данного фактора маловероятен, но в свете последних общемировых событий мы не можем его не упомянуть;
• правовые: в случае изменения отраслевого законодательства, проект которого сейчас разрабатывается) произойдет изменении рыночной структуры субъектов деятельности, что может негативно повлиять на сложившееся сотрудничество между частным туристским бизнесом в лице конкретных фирм и иными группами стейкхолдеров;
• инвестиционные риски, сопутствующие формированию ОЭЗ, могут негативно повлиять на реализацию планов, явившихся результатом взаимовыгодных отношений между основными акторами туристского рынка. В настоящий момент степень риска невелика по причине тщательного отбора властью инвесторов - резидентов особых экономических зон.
Из перечисленных факторов реальную угрозу сотрудничеству представляет нестабильная экономическая ситуация в стране и дотационность Алтайского края, которая составляет около 30 % краевого бюджета. Косвенным образом это отражается и на активность и эффективность сотрудничества заинтересованных в туризме сторон и отдельных их структур.
Из внутренних факторов риска наибольшее значение имеет фактор неэтичности партнерских отношений. Для бизес-сообщества - это риск превышения коммерческих интересов по отношению к партнерским, для органов власти - субъективность при выборе партнера - представителя частного бизнеса. И то, и другое может отрицательно повлиять на эффективность сотрудничества с общей целью устойчивого развития туризма в Алтайском крае.
Наиболее заничмые вызовы (несоответствия, противоречия).
1. Учитывая огромный объем работы, возложенный на краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайтурцентр» и ограниченный штат его сотрудников исследователями предлагается вариант передачи исполнения некоторых видов работ другим акторам туристского рынка - университета, частному бизнесу, культурным институтам (в зависимости от их профессиональных возможностей) на договорной основе с соблюдением юридических и финансовых норм и правил. Это позволило бы сократить время и повысить качество конечного результата деятельности.
2. Отмечается несоответствие между статистическими данными региональной власти, характеризующими развитие туризма в регионе, и данными частного туристского бизнеса, в том числе средств размещения. Это противоречие отчасти является вызовом для более тесного сотрудничества в области статистики и отчетности между упомянутыми акторами.
3. Соглашения о сотрудничестве в области туризма, заключенные между администрацией края и региональной администрацией КНР, как приграничным государством, делают необходимой адаптацию некоторых средств размещения и турпродукта к потребностям и менталитету китайских туристов. Если обмен туристами станет стратегической целью для нашего края, сотрудничество власти и частного бизнеса в этом направлении будет развиваться более активно.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации (проект)» Развитие культуры и туризма» на 2013 -2020 годы», утверждена Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317. Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_162185/#p15
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011 - 2016 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края 23 декабря 2010 г. N 583, в редакциях от 18.08.2011, 03.10.2011 № 560). Режим доступа: http://alttur22.ru/zakonodatelstvo/pravovye_akty_altajskogo_kraya/mestnoe_1/
3. Инвестиционный паспорт муниципального образования Алтайский район Алтайского края. Режим доступа: http:// www.Econom22.ru/ investment/ investment_passport_of_municipalities/inves_pasport2.doc
I ЭКОНОМИКА
4. Инвестиционный паспорт муниципального образования города-курорта Белокуриха. Режим доступа: http://belokuriha-gorod.ru/index/pasport_goroda/0-90
5. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2005 - 2010: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Б., 2011. 392 с.
6. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Режим доступа: http://www.altaicpp.ru/strat/strategija/s7/s73.html
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/361
8. Программа «Развитие туризма в городе Барнауле на 2014-2018 годы», утверждена постановлением администрации г. Барнаула № 3374 от 31.10.2013. Режим доступа: http://barnaul.org/pravo/decisions_1/-postanovlenij a_administracii_go/postanovlenij a_2013g/postanovlenie-3374-ot-31-10-2013-ob-utverzhdenii-programmy-razvitie-turizma-v-gorode-barnaule-na-201/
Информация об авторах:
Колупанова Ирина Алексеевна - кандидат исторрических наук, доцент, Директор регионального центра международного сотрудничества вузов Западной Сибири Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, [email protected].
Irina A. Kolupanova - Candidate of History, Associate Professor, director of Regional Center for International Cooperation of West Siberian Universities, Polzunov Altai State Technical University.
Белая Ирина Арнольдовна - доцент кафедры «Сервис и туризм», директор филиала ООО «Туристическая компания «МИР» в г. Барнауле, [email protected].
Irina A. Belaya - Assistant Professor at the Department for Service and Tourism, Polzunov Altai State Technical University; director of the branch of "Travel Agency "MIR" in Barnaul.
Внучкова Татьяна Николаевна - доцент кафедры «Сервис и туризм», кандидат философских наук, [email protected].
Tatayna N. Vnuchkova - Assistant Professor at the Department for Service and Tourism, Polzunov Altai State Technical University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.
УДК 338.48
ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА МЕСТНОГО (ПРИГОРОДНОГО) РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА В ФОРМАТЕ «SPA» О. С. Комарова
FACTORS AND PROSPECTS FOR THE FORMATION OF THE MARKET OF LOCAL (SUBURBAN)
RECREATION TOURISM IN THE «SPA» FORMAT О. S. Komarova
Статья посвящена рассмотрению современной тенденции развития рынка рекреационных услуг в направлении «SPA», выявлению и обоснованию перспектив развития SPA-туризма применительно к возможностям российской туриндустрии. Показаны основные факторы роста популярности SPA-услуг, связанные с изменением путей и способов удовлетворения рекреационных потребностей современного человека. В результате тщательного изучения и систематизации опубликованных результатов теоретических исследований и практического опыта, в статье дано определение SPA-туризма и рассмотрены его сущностные особенности, исходя из которых проведена сегментация потребителей рекреационных услуг в формате «SPA». На основании изучения множества существующих туристских предложений, предполагающих пребывание туристов на курортах и в средствах размещения, позиционирующих себя в нише SPA, проведена сегментация рынка SPA-туризма с точки зрения интересов потребителя, определяющих местность его туристического пребывания и получения SPA-услуг. Интерес потребителей ведет к формированию ниши в формате «SPA» на местном рынке рекреационных услуг, в которую активно проникают предприятия туриндустрии, предлагающие разные форматы рекреации. С этим связана проблема определения сущности и классификации SPA-отелей в России. В заключение спрогнозирован рост рынка услуг SPA-туризма в России, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов.
The paper considers the with prerequisites of SPA tourism market formation. It is shown that the growing offer of various SPA programmes with different duration and the place of supply is an objective reaction of recreation services market to the needs of a contemporary person. The paper presents the segmentation of SPA tourism market from the viewpoint of consumers' motives which are dominant when choosing a SPA as the main aim of traveling, as well as the