НАУКИ О ЗЕМЛЕ
«Наука. Инновации. Технологии», №1, 2017
удк338.48 Александрова А.Ю. [Aleksandrova A.Yu.]
ГЕОГРАФИЯ ТУРИСТСКИХ потоков В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТИСТИКА, ТРЕНДЫ, ПРОБЛЕМЫ
Geography of tourist flows in the Russian Federation: statistics, trends, challenges
Статья посвящена географической структуре российского рынка туризма. Анализ охватывает 20-летний период с середины 1990-х годов до 2015 года. В статье обобщен большой массив статистической информации из разных официальных источников, что позволило проследить количественные, а также качественные изменения в географии туристских потоков в Российской Федерации. Освещаются современные тенденции в развитии международного и внутреннего туризма в России: сужение сегмента зарубежного отдыха россиян, переориентация потребительского спроса на внутренние поездки, рост въездного туристского потока в страну. Раскрываются факторы структурных изменений в географии туристских потоков: падение цен на нефть, резкие колебания курса рубля по отношению к мировым валютам, сложная экономическая ситуация в стране и сокращение платежеспособного спроса населения, запрет продажи туров на самых массовых выездных туристских направлениях - в Египет и Турцию, введение международных санкций и др. Сделан вывод о том, что современный экономический кризис привел к «тектоническому сдвигу» в российском туризме и изменению парадигмы отрасли. Перспективы ее процветания связываются с развитием внутреннего и въездного туризма. Вместе с тем для цивилизованного общества важен и выездной туризм. Все три вида туризма образуют целое, устойчивость которого зависит от их гармоничного развития.
The article discusses the geographical structure of Russian tourism market. The analysis covers 20-year period from the mid-1990s to 2015. The study summarizes large amount of statistical data from various official sources that allows following quantitative and qualitative changes in the geography of tourist flows in the Russian Federation. Current trends in international and domestic tourism development in Russia, such as the reduction in foreign holidays of tourists from Russia, reorientation of consumer demand for domestic trips and the growth of inbound tourist flow to the country, are highlighted. The reasons for structural changes in the geography of tourist flows are revealed. They include the drop in oil prices, sharp fluctuations of the ruble exchange rate against foreign currencies, difficult economic situation in the country and its solvent demand reduction, the ban on the tours to the most popular outbound tourist areas - Egypt and Turkey, establishing of international sanctions against Russia, etc. The paper concludes that current economic crisis has led to a "tectonic shift" in Russian tourism industry and to a change in its paradigm. Prospects for its future prosperity are connected with domestic and inbound tourism development. However, outbound tourism is also important for any civilized society. All the three types of tourism form the entity which requires harmonious development for stability.
Ключевые слова: международный туризм, въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм, туристский поток, география туризма туристский спрос, Россия.
Key words: international tourism, inbound tourism, outbound tourism, domestic tourism, tourism flow, tourism geography, tourism demand, Russia.
ГП III I II
П1|ц 11 1 II
Рис. 1.
Динамика числа поездок российских граждан за границу с
туристскими целями, млн поездок.
Источник: данные Федеральной службы государственной
статистики
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации все больше внимания на разных уровнях управления уделяется развитию внутреннего и въездного туризма. Туризм относится к несьгрьевой сфере и в силу ярко выраженного мультипликативного эффекта способен оказать позитивное влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и страны в целом. Он стимулирует экономический рост, малое и среднее предпринимательство, занятость и самозанятость населения, сглаживание территориальных диспропорций, повышение уровня и качества жизни населения, увеличение объемов экспорта и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В последние годы туристский рынок страны переживает глубокие изменения. Они касаются, в частности, географии туристских потоков. Эти изменения обусловлены комплексом факторов, среди которых наиболее действенными являются падение цен на нефть, резкие колебания ку рса рубля по отношению к мировым валютам, сокращение платежеспособного спроса, введение международных санкций и др.
ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ
Начиная с 1990-х годов российский туристский рынок демонстрировал глу бокие диспропорции в пользу выездного туризма, несмотря на то что на этом рыночном сегменте поездки связаны с более высокими рисками. Сложившиеся диспропорции носили долгосрочный характер. По данным Росстата, с 2000 по 2007 г. объем выездного потока из России увеличился бо-
Рис. 2. Динамика цепных темпов прироста выездного туризма, % к уровню предыдущего года.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики, 2016.
лее чем в 2 раза (с 4,5 млн до 9,4 млн поездок), а с 2010 по 2013 г. - в 1,5 раза и составил 18,3 млн поездок. Рис. 1 показывает устойчивый рост выездного туризма в России за период с 1995 по 2013 г. Даже кризисы 1998 и 2008-2009 гг не смогли переломить этот тренд. Сокращения выездных туристских потоков было кратковременными. Например, после дефолта 1998 г. количество туристских поездок за границу возросло на 60,7% в 2000 г. к уровню предшеству ющего года, а после кризиса 2008-2009 гг. рост составил 32,6% в 2010 г. Уже на следующий год после окончания кризисов объемы выездного туризма не просто восстанавливались, но превышали докризисный уровень за счет реализации отложенного спроса и продолжали быстро расти в последующие годы.
Современный кризис имеет иную природу, а отрицательная динамика спроса на зарубежные туры, отмеченная в 2014 г., продолжилась в 2015 г. По данным Росстата, в 2015 г. число поездок российских граждан за границу с туристскими целями уменьшилось на 31,3 % по сравнению с 2014 г. и составило 12,1 млн. До 2015 г. самое большое падение туристского выезда было зафиксировано в кризисном 1998 г. - на 24,4%. Таким образом, сокращение 2015 г. - самое значительное за последние 20 лет (рис. 2).
Согласно результатам ежегодного исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), спад в выездном туризме продолжился в сезон 2016 г. Доля тех, кто хотел бы провести отпуск за рубежом, снизилась до 21% (для сравнения: 33% в 2013 г.) [9]. Это обусловлено не только сохраняющейся сложной экономической ситуацией в стране, но не в последнюю очередь запретом продажи туров на самых массовых выездных
Начало снижения курса рубля. Доллар вырос до 37 рублей, а евро-до 51 рубля
йоллао полешевел
Новое снижение курса рубля. Доллар вырос до 69,66 рублей, а евро - до 78,79 рублей
Ослабление курса рубля. Доллар подорожал до 71,07 рублей, а евро-до 83,5 рубля
16 декабря "Черный вторник1. Курс доллара поднялся до 80
Рис. 3. Сдерживающие факторы выездного туризма в России
в 2014-2015 гг. [2]
туристских направлениях - в Египет и Турцию. (Подробно о факторах сокращения выездного туризма в России см. рис. 3).
Не только Египет и Турция потеряли российских туристов, но большинство стран выезда россиян также показали отрицательный результат в 2015 г. по сравнению с 2014 г. По данным Росстата, первые позиции по динамике снижения турпотока из России заняли дальние и экзотические страны (территории): Индонезия (-96,6%), Тунис (-83%), Доминикана (-82,5%), Мексика (-66,5 %), Марокко (-64,4%), Таиланд (-46%), Китай (-45,5 %) и Гонконг (-46%), Индия (-43,7%), Мальдивы (-43,7%), Куба (-43%). Отрицательную динамику также продемонстрировали большинство европейских и североамериканское направления.
В общем, по данным опроса, проведенного весной 2016 г., большинство россиян (59%) никогда не выезжали на отдых за пределы стран бывшего СССР. 15 % раньше выезжали, а теперь нет. 9% бывают за границей с целью отдыха раз в два-три года, 5 % - примерно раз в год, по 2 % - два-четыре раза в год и больше. Среди тех, кто один раз в год и чаще отдыхают за границей, преобладают руководители и управленцы (20%), служащие (10%) и в целом россияне в возрасте 25-40 лет (11 %), с высшим образованием (68 %), с высоким потребительским статусом (20 %), москвичи (22 %) и жители других городов с населением более 500 тыс. человек (9%) [5].
Рис. 4. Динамика внутреннего туризма в Российской Федерации
в 2005-2015 гг., млн поездок. Сплошной показана линия тренда.
Источник: данные Российского союза туриндустрии, 2016.
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ
Одновременно с сужением сегмента зарубежного отдыха происходит переориентация потребительского спроса на внутренние поездки. Последние годы рынок внутреннего туризма находился в стадии стагнации. Начиная с 2013 г., он показывает заметный рост. Ежегодный прирост составляет около 20% (рис. 4).
Этот сдвиг в потребительском поведении россиян обусловлен не только экономическими причинами, хотя, конечно, они играют главенствующую роль. Прорыв в развитии внутреннего туризма в России за последние три года во многом связан с внедрением пакетных туров. На отечественный рынок вышли крупнейшие ту роператоры, которые прежде работали преимущественно на сегменте выездного ту ризма. Они сформировали полноценные пакетные туры с авиаперелетом, трансфером, проживанием и питанием на российские курорты. Это позволило снизить стоимость отдыха в России и переориентировать туристов с самостоятельного отдыха на организованный. В 2015 г. было продано около 600 тыс. турпакетов. Сегодня каждая четвертая продаваемая путевка в России - это пакетный тур [10]. В 2016 г. туроператоры расширили линейку турпродуктов. Они предложили бюджетные пакетные туры с трансфером по железной дороге (запуск чартерных поездов), что сделало отдых в стране еще более доступным для широкой аудитории. Практика про-
даж пакетных туров привела не только к снижению стоимости отдыха на российских курортах, но также стала залогом повышения качества оказания туристских услуг.
Спрос на отдых в России растет благодаря созданию современной туристской инфраструктуры. Эта задача решается в рамках Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. В документе предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 26 регионах страны. К настоящему времени построено 76 объектов, в том числе 55 - введены в эксплуатацию и 21 - находятся в стадии ввода в эксплуатацию, еще 78 - в процессе строительства [10]. «Структурообразующими функциональными элементами Программы» являются туристско-рек-реационные и автотуристские кластеры, среди которых такие известные, как «Дед Мороз» (Вологодская обл.), «Белокуриха» (Алтайский край), «Плес» (Ивановская обл.) и др. Наиболее крупные туристские потоки формируют приморский и горный кластеры в Сочи.
Наконец не в последнюю очередь, рост спроса на внутренний туризм в России объясняется патриотическим подъемом в обществе и развертыванием информационно-пропагандистских кампаний, направленных на создание положительного имиджа Российской Федерации как привлекательного туристского направления (интернет-проект «Семь чудес России», запуск Национального туристического портала «Russia. Travel» и др.).
Туристский спрос сильно дифференцируется по видам и формам туристской деятельности, а также по субъектам Российской Федерации. Лидерами внутреннего туризма являются два направления купально-пляжнош туризма - Краснодарский край и Крым (Краснодарский край, Сочи - также центр горнолыжного туризма) и две российские столицы - Москва и Санкт-Петербург. Однако и другие регионы России активно включились в борьбу за отечественных туристов (рис. 5).
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ
Анализ статистики туризма в Российской Федерации за последние 20 лет свидетельствует о росте въездного потока в страну. С 1995 по 2015 г. он увеличился в 1,6 раза. 2015 г. подтвердил положительную динамику. Согласно данным Росстата, въезд иностранных граждан с туристскими целями вырос на 13,7 % по сравнению с 2014 г. Это лучший результат за последние 10 лет. Однако в абсолютных цифрах иностранных туристов едет в Россию по-прежнему немного (2,9 млн поездок в 2015 г.1), особенно в сравнении с выездным потоком (рис. 6).
Ситуацию на рынке въездного туризма в Россию определяют две противоречивые группы факторов. С одной стороны, обострение внешнеполитической ситуации и введение санкций со стороны США и ЕС привели к некоторому сокращению въездного потока из стран Запада. С другой стороны,
Крымский.....6%
Дальневосточный. 1%
Сибирский . . .10%
Уральский.....6%
Северо-Кавказский . 3%
Южный..... 24%
Приволжский. . 7% Северо-Западный. 12% Центральный. . . 31%
Рис. 5. Региональная структура внутреннего туристского потока в
России в 2015 г. (по федеральным округам).
Источник: данные региональных органов управления туризмом.
снижение курса рубля по отношению к основным мировым валютам - доллару и евро сделало путешествие по России выгодным. В рейтинге самых недорогих туристских направлений в мире 2017 г., по версии крупнейшего в мире издательства путеводителей «Lonely Planet», наша страна вошла в первую десятку [6]. Кроме того, на росте въездного туризма сказалась активная рекламная кампания, которую Россия проводила за рубежом в последнее время, а также открытие представительств Национального туристического офиса России «Visit Russia» в ряде стран мира.
1 В 2014 г. приказом Росстата была утверждена Официальная статистическая методология оценки числа въездных и выездных туристских поездок. С переходом на нее число въездных туристских поездок увеличилось до 26,9 млн (т. е. в 9,3 раза больше по сравнению со статистическими данными по старой методологии), а выездных - до 34,4 в 2015 г. Новая статистическая методология, основанная на Международных рекомендациях по статистике туризма 2008 г„ позволяет полнее учитывать туристские потоки. Вместе с тем возникает проблема сопоставимости данных за предыдущие годы и построения долгосрочных динамических рядов статистических показателей, необходимых для определения трендов развития туризма в стране
Рис. 6. Динамика въезда иностранных граждан в Российскую Фе-
дерацию и выезда российских граждан за границу с туристскими целями, млн поездок.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики, 2016
Традиционно в структуре международных туристских прибытий в Россию доминировали Германия (330-380 тыс. поездок в год) и США (150— 200 тыс.), а также страны Западной Европы - Великобритания, Франция, Италия. Однако в последние годы ситуация по большинству европейских стран остается сложной. Значительное снижение объемов туристских потоков в Россию демонстрируют Польша, Нидерланды, Великобритания, Франция и другие страны. Политика определяет выбор туристов.
Статистика въездного туризма за 2015 г. подтверждает еще одну тенденцию, наметившуюся в 2011 г.: активизация новых для России, в основном азиатских, рынков. Эта тенденция связана с общим ростом Азиатско-Тихоокеанского ту ристского макрорегиона в мире, прежде всего Китая, а также обострением напряженности в отношениях России с Западом и смещением российского политического вектора на Восток. За 20 лет, с 1995 по 2015 г доля стран Азии во въездном сегменте туристского рынка России увеличилась примерно в 5 раз с 9,3 до 42 % (рис. 7).
Среди стран, откуда в Россию приезжает наибольшее количество туристов, лидирует с большим отрывом Китай (677,6 тыс. прибытий, или примерно каждое четвертое туристское прибытие в 2015 г.) (рис. 8). За последние 8-9 лет объем туристского потока из Китая увеличился более чем в 3 раза. Для дальнейшего привлечения китайских туристов разработаны специальные программы и маршруты, учитывающие их специфику (программа China Friendly, «красные» маршруты и т. д.).
Недавно проведенный опрос позволил дать обобщенный портрет китайского туриста. Это люди старшей возрастной группы 50-75 лет (72 % респондентов). Главный мотив посещения России - проехать дорогами Мао Дзэ-дуна (54 %); интерес к лениниане и СССР проявили лишь 10 % опрошенных. Они выбирают туры продолжительностью 8 дней / 7 ночей и следуют по маршруту Москва - Суздаль / Великий Новгород - Санкт-Петербург [11].
Заметно увеличилось число туристских поездок из других стран Азии: Турции (в 4 раза за последние 10 лет), Республики Корея (в 2 раза), Израиля (в 3 раза). Эта положительная динамика во многом обусловлена установлением безвизового режима.
По итогам 2015 г. пятерка лидеров по темпам прироста туристских прибытий в Россию представлена исключительно азиатскими странами (рис. 9). Самые впечатляющие результаты - у Ирана (+106 %) благодаря летней программе чартерных рейсов из Тегерана в Москву, Сочи и Санкт-Петербург. Таким образом, падение объемов въездного потока из Европы компенсируется подъемом на азиатских направлениях.
Наиболее часто иностранные туристы совершают поездки в Москву и Санкт-Петербург, а также некоторые другие туристские дестинации (города «Золотого кольца», Байкал, Камчатка и др.). Так, объем въездного туристского потока в Москву в 2015 г. оценивался в 4,5 млн [4]. В 2016 г. Санкт-Петербург, Москва и Сочи стали обладателями премии «TripAdvisor Travellers' Choice» в номинации «Лучшие туристические направления - Европа» [1]. Эта премия ежегодно присуждается на основании количества и качества отзывов, а также оценок, которые путешественники сообщества «TripAdvisor» дали отелям, ресторанам и достопримечательностям туристских дестинаций за 12 месяцев, и запросов на бронирование на «TripAdvisor». В 2016 г. Санкт-Петербург улучшил позиции, как в европейском (8 место), так и мировом рейтингах (14 место). Москва и Сочи впервые вошли в европейский список, подтверждая растущую популярность России среди туристов всего мира.
Сегодня на зарубежных туристских рынках предлагаются следующие классические продукты и маршруты по России:
— Москва. Интерес к истории, традициям, объектам наследия СССР. Продолжительность тура - 3-4 дня. Сохраняется высокий спрос;
1995
Азия
Другие регионы
Европа
9,3
Америка и Австралия 4,9
0,1
85,7
2005
Азия
42
Америка и Австралия 11,2 Другие регионы 0,1
Европа 46,7
Рис. 7.
Географическая структура въездных туристских потоков в Россию в 1995 и 2015 гг., %.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики, 2016.
— Золотое кольцо. Историко-культурные автобусные туры продолжительностью 3-6 дней. Обычно предлагаются в комбинации с посещением Москвы;
— Санкт-Петербург. Интерес к истории и традициям, культуре, в частности архитектуре. Продолжительность тура -3-4 дня. Сохраняется высокий спрос. Востребован маршрут «Две столицы» (Москва - С а н кт- П стс р бу р г):
— Транссибирский экспресс (Москва-Пекин). Продолжительность тура - 9-14 дней. Сравнительно дорогой турпродукт;
— речные круизы по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Продолжительность - 6-8 дней. Интересный, но дорогой турпродукт;
— тур с посещением нескольких городов в регионах России. Продолжительность 3-5 дней. Недостаточно востребован.
Китай (+65,3%)
Германия (+2,5%)
США (+2,0%)
Турция (+3,4%)
Израиль (+17,7%) Республи ка Корея (+41,0 %) | Великобритания (- 20,0%) Италия (+2,0%) Франция (+8,5%) Испания (+31,0%)
677,6
358,1
165,1
Э 139,3
127,4
116,3
114,5
109,4
86,8
79,4
100
200
300
400
500
600
700
2015
2014
2013
Рис. 8.
Страны-лидеры по числу туристских поездок в РФ в 2015 г., тыс. ед. (В скобках указан прирост поездок 2015/2014).
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
о
100
80 06,0
60 ■ ■■
65,3 70,0 75,0
40 57
20
0
го
X
ф
-О
СО
Рис. 9. Страны-лидеры по темпам прироста туристских прибытий
в Россию в 2015 г., % к уровню 2014 г.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблемы Решения
Перенасыщенность Москвы и Санкт-Петербурга Выход в регионы Российской Федерации
Только один перезагруженный маршрут Создание новых брендовых маршрутов
Недостаток объектов современной инфраструкгуры в регионах Постепенное создание инфраструктуры. Развитие государственно-частного партнерства и финансовых основ для привлечения инвестиций в сферу туризма
Непонимание конъюнктуры рынка Сертификация China Friendly / Halal Friendly
Авиасообщение в основном с Москвой и Санкт-Петербургом Прямые перелеты в крупные авиапорты Российской Федерации
Острая нехватка кадров Подготовка кадров на местах
Разрозненность действий Консолидация Центр-регионы, регионы-регионы; развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма
Либерализация визового пространства России (введение электронных и многократных виз, установление 72-часового безвизового пребывания для пассажиров речных круизов и др.)
Недостаточная государственная поддержка развития сферы туризма Проведение широкомасштабной рекламно-имиджевой кампании по продвижению национального турпродукта, расширение сети офисов по туризму за рубежом
Совершенствование правоприменительной практики (учет турпродукта, ужесточение юридической ответственности туроператоров, совершенствование системы классификации объектов туриндустрии и стандартизации туруслуг, развитие стандартов страхования в сфере туризма, повышение мер безопасности и др.)
Источник [7].
В качестве нового продукта предлагается тур «Москва - Санкт-Петербург++» с выездом из столиц в регионы: Москва-Сергиев-Посад - Санкт-Петербург-Павловск-Пушкин.
Дальнейшее развитие въездного туризма наталкивается на ряд проблем. По мнению экспертов, если не оптимизировать соотношение цены и качества турпродукта, не расширить его ассортимент и не создать предложение в объеме, необходимом для удовлетворения спроса, кризисный сценарий в среднесрочной перспективе оказывается неизбежным [3]. Кроме того, в профессиональных кругах уже давно обсуждается вопрос о необходимости либерализации визового режима, от которого зависит туристская привлекательность Российской Федерации. По экспертным оценкам, любое упрощение ви-
зовых формальностей увеличивает турпоток на конкретном направлении как минимум на 20-30 % [8]. Сдерживающие факторы развития въездного туризма и пути их преодоления показаны в таблице 1.
Таким образом, современный экономический кризис привел к «тектоническому сдвигу» в российском туризме. Он изменил парадигму отрасли и определил перспективы ее процветания в развитии внутреннего и въездного туризма. Вместе с тем для цивилизованного общества важен и выездной туризм. Все три вида туризма образуют целое, устойчивость которого всецело зависит от их гармоничного развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. 25 лучших туристических направлений - Европа - URL: https://www.tripadvisor. ru/IravelersChoice-Destinations-cTop-g4 (Проверено 19.01.2017).
2. Аверьянова А. Как туроператоры переживают кризис и на что делают ставку? URL: http://www.beboss.ru/journal/franchise/articles/2829-tourism_in_russia_ 2016_statistics (Проверено 16. 01.2017).
3. В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить: Интервью С. Шпилько // RATANews: Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. № 4226 от 16.01.2017. URL: http: //www. rata news, travel/news/news_16012017_4.stm (Проверено 19.01.2017).
4. Кислова Ю., Казунина А. Методика оценки туристских потоков на территорию города Москвы //Логистика. 2016. № 12. С. 18-29.
5. Лишь 28% россиян имеют загранпаспорта // RATANews: Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. №4045 от 27.04.2016. URL: http:// www.ratanews.travel/news/news_27042016_9.stm (Проверено 17.01.2017).
6. Лучшие места для недорогих путешествий в 2017 году. URL: http://www. Ionelyplanet.ru/articles/luchshie-nedorogie-puteshestviya-v-2017-godu/ (Проверено 17.01.2017).
7. Мармер Л. Развитие въездного туризма в России: презентация доклада на VI Междунар. туристич. форуме «Visit Russia», 24 окт. 2016 г, Ярославль.
8. О развитии туризма в Российской Федерации: Доклад / Государственный Совет Российской Федерации. 2015. С. 24. URL: http://www.c-inform.info/userdata/ files/доклад О развитии туризма в РФ.pdf (Проверено 19.01.2017).
9. Отдых за рубежом респонденты оценивают значительно выше, чем в России // RATANews: Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. 2016. №4062. URL: http://www.ratanews.travel/news/news_25052016_3.stm (Проверено 11.01.2017).
10. Тенденция роста внутреннего турпотока в России в 2016 году сохранится // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Новости от 18.05.2016. URL: http:www.russiatourism.ru/news/10571/(Проверено 16.01.2017).
11. Шаров В.Ю. Межрегиональный туристский проект «Красный маршрут»: презентация на VIII Гайдаровском форуме «Россия и мир: выбор приоритетов». Экспертная дискуссия «Туризм. Экономика. Образование». 14 января 2017 г., Москва.
REFERENCES
1. 25 luchshih turisticheskih napravlenij (1.25 Top Travelers' Choice Destinations). Evropa - URL: https://www.tripadvisor.ru/TravelersChoice-Destinations-cTop-g4 (Provereno 19.01.2017).
2. Aver'janova A. Kak turoperatory perezhivajut krizis i na chto delajut stavku? (How do tour operators survive the crisis and what do they bet on?). URL: http://www. beboss.ru/journal/franchise/articles/28 29-tourism_in_russia_2016_statistics (Pro-vereno16.01. 2017).
3. V Rossii verojaten krizis v'ezdnogo turizma, no ego mozhno predotvratit': Interv'ju S. Shpil'ko (A crisis of inbound tourism is likely to start in Russia but it can be prevented: S. Shpilko Interview)//RATANews: Ezhednevnaja jelektronnaja gazeta Rossijskogo sojuza turindustrii. № 4226 ot 16.01.2017. URL: http://www.ratanews. travel/news/news_16012017_4.stm (Provereno 19.01.2017).
4. Kislova Ju., Kazunina A. Metodika ocenki turistskih potokov na territoriju goroda Moskvy (Methodology for assessing tourist flows to the city of Moscow) // Logistika. 2016. № 12. S. 18-29.
5. Lish' 28% rossijan imejut zagranpasporta (Only 28% of Russians have foreign passports) // RATANews: Ezhednevnaja jelektronnaja gazeta Rossijskogo sojuza turindustrii. №4045 ot 27.04.2016. URL: http://www. rata news, travel/news/ news_27042016_9.stm (Provereno 17.01.2017).
6. Luchshie mesta dlja nedorogih puteshestvij v 2017 godu. (Best places for cheap travel in 2017). URL: http://www.lonelyplanet.ru/articles/luchshie-nedorogie-puteshestviya-v-2017-godu/ (Provereno 17.01.2017).
7. Marmer L. Razvitie v'ezdnogo turizma v Rossii (Development of inbound tourism in Russia): prezentacija doklada na VI Mezhdunar. turistich. forume «Visit Russia», 24 okt. 2016 g., Jaroslavl'
8. O razvitii turizma v Rossijskoj Federacii (About the development of tourism in the Russian Federation): Doklad / Gosudarstvennyj Sovet Rossijskoj Federacii.
2015. S. 24. URL: http://www.c-inform.info/userdata/files/doklad O razvitii turizma v RF.pdf (Provereno 19.01.2017).
9. Otdyh za rubezhom respondenty ocenivajut znachitel'no vyshe, chem v Rossii (Respondents rate holidays abroad much higher than holidays in Russia) // RATANews: Ezhednevnaja jelektronnaja gazeta Rossijsko-go sojuza turindustrii.
2016. № 4062 - URL: http://www.ratanews.travel/news/news_25052016_3.stm (Provereno 11. 01.2017).
10. Tendencija rosta vnutrennego turpotoka v Rossii v 2016 godu sohranitsja (The growth of domestic tourism flow in Russia will continue in 2016) // Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po turizmu. Novosti ot 18.05.2016. URL: http:www. russiatourism.ru/news/10571/ (Provereno 16.01.2017).
11. Sharov V.Ju. Mezhregional'nyj turistskij proekt «Krasnyj marshrut» ("Red Route" interregional tourist project): prezentacija na VIII Gajdarovskom forume «Rossija i mir: vybor prioritetov». Jekspertnaja diskussija «Turizm. Jekonomika. Obrazovanie». 14janvarja 2017 g., Moskva.