УДК 338.48-6:2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2014
В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по инновационной и научно-исследовательской деятельности
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: Рассматривается современное состояние и уровень развития религиозного туризма в России, анализируются предложения туристических фирм по религиозным маршрутам, выявлены факторы, как препятствующие развитию религиозного туризма, так и положительно влияющие на него. Ключевые слова: религиозный туризм, паломничество, церкви, монастыри.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. За последние четверть века в нашей стране стали развиваться многие ранее забытые или невостребованные виды туризма, и в первую очередь - религиозный туризм. Развитие религиозного туризма обусловлено наличием множества религиозных объектов, что позволяет туристическим фирмам предлагать самые разнообразные маршруты по внутренним и выездным турам. Основной поток религиозного туризма приходится на внутри российские направления. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Однако следует разграничить понятия «религиозный туризм» и «паломничество».
Традиция паломничества представляет собой, во-первых, одно из проявлений почитания святынь, возникшего у христиан сразу, с распространением христианства, во-вторых, она связана со стремлением к духовному общению с людьми праведной жизни (насельниками монастырей, известными старцами и т.п.) и получению от них совета, а в третьих, представляет собой индивидуальную потребность в активном духовном очищении, внутреннем самоопределении, утверждении в вере. Иными словами, паломничество есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней [17].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. До начала 1990-х годов отечественная историческая и этнографическая наука игнорировала, по вполне известным причинам, тему хождения на богомолье. Также в связи с тем, что и само явление приняло более скрытый характер и не отличалось уже такими масштабами, оно фактически не попадало в поле зрения исследователей.
В 1990-х гг. возрождается интерес к теме православного туризма и паломничества. В литературе объектами изучения исследователей стали святые источники, известные как в России, так и на местах, православные храмы и монастыри [3, 8, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 22].
В учебных пособиях Т. Т. Христова «Религиозный туризм» и А. Ф. Тришина «Мировые религии и религиозные памятники» рассказывается о святых местах и религиозных центрах. Дано краткое описание существующих религий. Теоретический материал в книге сочетается с вопросами организации туристских поездок. Рассмотрены особенности работы ряда российских турфирм по организации религиозного туризма [21, 23]. Вопросы религиозного туризма и паломничества, их правовое регулирование, анализ современного состояния рассматриваются в трудах патриарха Кирилла, епископа Марка, А. В. Бабкина, М. Б. Биржакова, Н.С. Жданова и др. В большинстве работ авторы видят смысл в разграничении понятий «религиозного туризма» и «паломничества», так как это 2 совершенно разных и по смыслу, и по содержанию направления [1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Разработать стратегию развития религиозного туризма в России, выявить факторы, положительно влияющих на этот процесс, так и препятствующих ему, выработать комплекс мероприятий для дальнейшего развития религиозного туризма.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На сегодняшний день наибольшей популярностью среди россиян, отправляющихся в религиозные и паломнические туры, пользуются однодневные поездки. Такие поездки организуются по маршрутам, имеющим небольшую удаленность от места проживания. Туристов привлекает относительно невысокая стоимость и возможность ознакомиться с религиозными святынями за короткий срок. К их числу относятся короткие 3-4-дневные программы на выходные дни. Их доля в общем объеме предложений по религиозному туризму московских операторов составляет приблизительно 60%. Около 30% приходится на недельные туры и 10% - более продолжительные программы.
За последнее время выросла популярность дальних (недельных) религиозных поездок. Среди них ведущее место занимают Соловецкие острова. Прирост туристов связан не только с богатым историческим наследием Соловков, с организацией насыщенной экскурсионной программы религиозной тематики. Прибытие российских туристов увеличивается и с развитием гостиничной инфраструктуры в Архангельской области. Здесь гостиницы среднего уровня и туристического класса представлены весьма широко, что позволяет свободно размещать туристов, отправляющихся на Соловки. Средняя стоимость проживания в них не превышает $20-40 в сутки на человека. Одним из факторов прироста туристов на Соловки стал реализованный московскими туроператорами план открытия и возрождения круизов на остров Кий в Белом море, комбинированных туров С. - Петербург - Архангельск - Соловецкие острова.
В последнее время возрастает спрос у туристов на поездки длительного пребывания по следующим религиозным маршрутам: к мощам святых Тихона Задонского (Задонск, Липецкая область), к мощам Митрофана Воронежского, в Коренную пустынь (Курская область), к пещерам и к святым источникам в Дивногорье Ивановской области.
Зимой на религиозных, как и на обычных, светских маршрутах, наблюдается некоторое затишье. В этот период, как верующие, так и светские туристы предпочитают отправляться в непродолжительные, чаще однодневные поездки к местам поклонения, находящихся не далее чем в 3-4 часах езды на автобусе. Продолжительность зимних путешествий составляет двое-трое, реже четверо суток.
К традиционно летнему относится направление Русский Север, включающее посещение островов Валаам, Соловки, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, святых и чудотворных мест Вологды, Каргополя, Великого Устюга, Кижей. Маршруты на знаменитые Валаам и беломорский архипелаг - Соловецкие острова - в летнее время продвигаются на рынке особенно активно в связи с расширением возможностей в
отношении транспортной доступности.
Популярность маршрутов к религиозным объектам тех или иных святых мест имеет еще более существенную зависимость от церковных праздников. Среди верующих принято, что любое отмечаемое церковью событие лучше при возможности встречать в местах, имеющих к нему исторически наиболее близкое отношение. Считается, что каждую религиозную поездку необходимо приурочить к определенному календарному событию, тогда и само путешествие будет под покровительством небесных защитников. Пики религиозных поездок приходятся на Рождество Христово в период с 25 декабря по 7 января, на Крещение Господне с 6 января по 19 января, на Сретение Господне со 2 февраля по 15 февраля, а также на другие христианские праздники. В такой период верующие и светские туристы отправляются по предложениям туристических фирм во все известные и наиболее почитаемые святые места России.
Что касается религиозного выездного туризма, то он имеет два направления - ближнее и дальнее зарубежье. Ближнее зарубежье пользуется хотя и меньшим, но стабильным спросом.
Первое место по популярности занимают поездки к святыням Израиля. Для верующих Израиль - это страна, где находятся величайшие святыни (храм Рождества Христова в Вифлееме, гора Фавор, храм Гроба Господня в Иерусалиме).
В настоящее время съездить в религиозный тур в дальнее зарубежье не составляет большого труда, так как рынок изобилует предложениями. Цены на религиозные зарубежные туры колеблются в пределах от $150 до $1000. Главное выбрать направление, приемлемое по мотивации и бюджету, а затем фирму или паломническую службу.
Поездки к мусульманским святыням в Мекку и Медину (хадж), организуются малочисленными компаниями (например, фирмой «Олимп ВВ»). Ограниченность круга предложений связана с рядом объективных трудностей - закрытостью Саудовской Аравии для туристов и жестким лимитом, устанавливаемым властями на количество паломников из каждой страны. Поездки к чтимым мусульманами святыням на территории России (находящаяся в г. Касимове Рязанской области могила царицы Сююмбеки и др.) пока организуются довольно редко.
Религиозные основные маршруты Дальнего Зарубежья россиян располагаются в таком порядке: в Израиль, Кипр, Грецию, в Италию, Турцию, Египет.
Для того чтобы правильно определить стратегию развития и выработать комплекс мероприятий, необходимо проанализировать ситуацию и выявить комплекс факторов, как положительно влияющих на развитие религиозного внутреннего туризма, так и препятствующих ему.
Факторы, положительно влияющие на развитие религиозного внутреннего туризма: богатство туристско-рекреационных ресурсов, связанное с наличием большого количества святынь православия на территории страны; прогрессивная политика столичной власти (принято распоряжение мэра Москвы «О развитии религиозного туризма»); развитая информационная база (СМИ, в том числе электронные); территориальная, транспортная и ценовая доступность для российских туристов; наличие образовательных структур, готовящих кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства.
Факторы, препятствующие развитию религиозного внутреннего туризма: неразвитая инфраструктура для религиозного туризма. Фактически монастырских гостиниц как инфраструктуры пока не существует. В отличие от зарубежных партнеров, действующие обычные отечественные базы размещения, автотранспорта предприятия питания и т.д. не отличаются обязательностью и неукоснительным соблюдением отраслевых стандартов, что отражается на качестве сервиса; неси-
стематизированная информационная среда, а именно: а) неразвитая система партнерских взаимосвязей между субъектами туристской деятельности, б) неполные и разрозненные сведения об объектах инфраструктуры религиозного туризма, в) неразвитая система информационного оповещения туристов о транспортной системе страны; отсутствие активной роли государства в поддержке религиозного туризма; высокая стоимость рекламной кампании, недоступность участия на туристических выставках в связи с высокими ценами на стенды и полиграфическую рекламную продукцию; недостаточное использование потенциала религиозно-культурных ресурсов; разобщенность в среде организаций, действительно или потенциально участвующих в процессах развития религиозного внутреннего туризма; недостаточно развитый уровень подготовки религиозных маршрутов российскими турфирмами. Организация приема российскими фирмами в соответствии с положениями различных вероисповеданий необходимым требованиям пока не отвечают; практически полное отсутствие разработки задачи привлечения зарубежных туристов к российским святыням, представляющим значительный конфессиональный и культурный интерес; дефицит квалифицированных кадров, соответствующих международным требованиям. В паломнических службах, созданных при церквях, монастырях и других религиозных организациях, часто работают непрофессионалы. Естественно, что с такой службы никто не требует и сертификат на безопасность жизни и здоровья граждан, обязательный для всех турфирм; нежелание руководителей местных туристских объектов при работе с партнерами руководствоваться международными стандартами ведения бизнеса. В первую очередь это касается ценообразования. Гостиницы, например, нередко без предупреждения увеличивают стоимость проживания, пользуясь временным повышением спроса. В расчет не берется даже тот факт, что турфирма загружает гостиницу даже в межсезонье.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Выявленные в ходе анализа состояния среды и общества в России сдерживающие факторы для развития религиозного туризма и одновременно возможности позволяют разработать стратегию развития отрасли религиозного туризма [25-28]. Для создания благоприятных условий развития религиозного туризма должны быть поставлены следующие задачи: формирование механизма управления развитием туристской отрасли, формирование нормативно-правовой базы религиозного туризма в целях стимулирования отрасли и привлечения в отрасль инвестиций, стимулирование развития предпринимательства в сфере религиозного туризма, стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции, поддержания технического состояния памятников культовой архитектуры как объектов религиозного туризма, создания новых средств размещения, создание условий для развития туристских зон в регионах России на основе соглашений в области туризма, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды, создание системы информационного обеспечения туристов, внедрение комплексной компьютерной и информационной системы, проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование туристского имиджа России и развитие интереса к религиозным и культурным ценностям различных конфессий, совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М. Б. Паломнический и религиозный туризм//Туристские Фирмы. Справочник. Вып. 14.
СПб.: ОЛБИС, 1997. С. 117-122;
2. Биржаков М. Б. Правовое регулирование паломничества: исторический аспект и современность// Туристские Фирмы. Вып. 35(3) — СПб.: «Невский Фонд», 2005. С. 280-286.
3. Биржаков М. Б., Жигунов Э. А., Шумилов А. Л. Паломнические туры на Валаам//Туристские Фирмы. Справочник. Вып. 11.-СПб.: ОЛБИС, 1996. С. 86-94.
4. Биржаков М. Б., Житенев С. Ю. История русского православия и вопросы паломнического туриз-ма//Туристские Фирмы. Справочник. Вып. 17. - СПб.: ОЛБИС, 1998. С 235 - 239;
5. Биржаков М. Б., Риш А. М. Методологические особенности составления программы паломнического тура//Туристские Фирмы. Справочник. Вып. 20.- СПб.: Невский Фонд, 2000. С. 156-168.
6. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», справочник, Вып. 14 -СПб.: ОЛБИС, 1997г.
7. Биржаков М.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма. «Туристские Фирмы», справочник, Вып. 30 - СПб.: ОЛБИС, 2003.
8. Даринский А. В. Русские православные монастыри России как объект туризма // Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб: «Олбис», 1995.
9. Доклад Епископа Егорьевского Марка «Православное паломничество: содержание понятий» // Православный паломник. 2004. № 6.
10. Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Проблемы развития современного православного паломничества» // Православный паломник. 2004. № 6.
11. Жданов Н. С. Паломнический туризм - за и против // Турист. 2003. №6.
12. Иникова С.А. Святые источники Рязанской земли. // Православие и русская народная культура в Рязанском крае. Рязань, 2000.
13. Клементьева Е. Паломничество к святыням Тверской земли // Православный паломник. 2003. № 1.
14. Орехов Д. Святые источники России. Спб: «Амфора», 2009. - 224 с.
15. Орехов Д. Святые места России. Спб: «Амфора»,
2002. - 356 с.
16. Питирим (Нечаев Константин Владимирович, митрополит Волоколамский и Юрьевский) Культурное наследие Руси как объект паломничества : курс лекций -М. : Фактория-С, 2003. - 200 с.
17. Поплавская Х. В. Паломничество, странноприим-ство и почитание святынь в Рязанском крае. XIX - XX вв. Рязань, 1998. - 116 с.
18. Поплавская Х.В. Особенности православного паломничества в XX веке. // Исторический вестник. № 1. М.-Воронеж, 1999. С. 25-42.
19. Святые источники Самарского края. Живые родники. Самара : Издательство «Самарский университет», 2010. - 98 с.
20. По святым местам России. Самые почитаемые православные святыни. Чудотворные иконы. Мощи святых. Справочник. СПб: «Весь», 2011. - 128 с.
21. Тришин А. Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учебное пособие. - М.: Московский лицей КУРСИВ, 1997. - 328 с.
22. Федотова Н. Паломничество на Урал // Православный паломник. 2004. № 6.
23. Христов Т. Т. Религиозный туризм: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
24. Ялов М., протоиерей. Православные молодежные лагеря паломнической направленности // Православный паломник, журнал. 2005. № 1.
25. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 282-283.
26. Ивлева Н.В. Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в Казахстане // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 18-20.
27. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 79-83.
28. Якунин В.Н. Объекты православного религиозного туризма и паломничества в Тольятти и их значение для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 377-382.
CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE RELIGIOUS TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2014
V.N. Yakunin, doctor of history science, Professor, prorector of Innovative and Science-Research Activity
Volga Region State University of Service, Togliatti, (Russia)
Annotation: The current state and level of religious tourism development in Russia is considered, the offers of travel companies on religious routes are analyzed, the factors, both interfering and positively influencing religious tourism development are revealed in the article.
Keywords: religious tourism, pilgrimage, churches, monasteries.