Научная статья на тему 'Динамика развития современного религиозного паломничества в России'

Динамика развития современного религиозного паломничества в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1137
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СВЯТЫНЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБРЯД / CHURCH / PILGRIMAGE / SHRINE / CHARITY / CEREMONY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ершов Б. А.

В статье рассматривается практика становления современного религиозного туризма в России. Особое внимание уделяется программам и этапам развития религиозного туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF MODERN RELIGIOUS TOURISM IN RUSSIA

In article practice of formation of modern religious tourism in Russia is considered. The special attention is paid to programs and stages of development of religious tourism

Текст научной работы на тему «Динамика развития современного религиозного паломничества в России»

ББК 65.433

Гуманитарные науки

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА

В РОССИИ

Б.А. Ершов

В статье рассматривается практика становления современного религиозного туризма в России. Особое внимание уделяется программам и этапам развития религиозного туризма

Ключевые слова: церковь, паломничество, свя

Актуальность статьи обусловлена тем, что во второй половине XX века начинает развиваться индустрия туризма, совершенствуются средства связи и транспорта. У людей появляется больше возможностей посещения святых мест, одновременно возникает желание приобщиться к достижениям духовной культуры различных народов, понять сущность их религии. Эти процессы вызваны характерным кризисом религий, который наступил в связи с большими изменениями всех сторон жизни человека в последние несколько десятилетий .

В 1990 гг. XX века в общественную жизнь вошло позабытое слово паломничество. Это открыло новые границы многим нашим соотечественникам, которые уехали за рубеж. Людьми в значительной мере двигало желание посмотреть иные страны, прикоснуться к опыту жизни других народов. Часть этих поездок совершалась в страны, знакомящие религиозного человека с бытом и духовным содержанием святых мест. Например, в Грецию, Египет, Святую Землю. Эти поездки оказали влияние на религиозное пробуждение в России, туристические агентства для притягивания клиентов начали энергично применять к своим турам слово паломничество [1]. Паломничество в той или другой форме принято во всех культах и религиях. На сегодняшний день паломники широко используют услуги

туристической индустрии, на этой основе создаются особые туристические фирмы, организующие подобные туры. Паломнические туры в отличие от историко-культурных или религиозно-познавательных, несут определенный смысл веры и совершения обряда. Значительно укорочен развлекательный раздел программы, хотя познавательный и оздоровительный отдых как таковой допустим. Поэтому практически весь процесс паломничества заключается в поклонении священным местам.

Это поклонение носит духовный характер и связано с совершением молитв и богослужений у святых мест. Всякое другое посещение святынь, которое не связано с религиозным поклонением, не имеет отношения к религиозному паломничеству.

Ершов Богдан Анатольевич - ВГТУ, д-р ист. наук, доцент, тел. 224-71-22

, благотворительность, обряд

Совершать религиозные поездки людей побуждает много различных обстоятельств.

Во-первых, исповедь, молитва, причастие. Религиозные таинства играют роль самой главной внутренней основы, содержания жизни Православной Церкви.

Во-вторых, это духовное совершенствование себя. Десятки и тысячи самых разнообразных людей тянутся в обители Православной Церкви именно за духовной помощью.

В-третьих, получение благодати, физического и духовного совета.

В-четвертых, духовное просвещение мирян.

В-пятых, поклонение священному месту, мощам и монастырям.

Паломничество тем самым дает возможность определить отношение человека к действительности. Психологические качества паломников тоже очень разнообразны. Паломником в большинстве случаев является верующий человек с уже сформировавшейся системой ценностей. Он готов на время пожертвовать обыкновенным образом жизни: кругом общения, наслаждениями, питанием для достижения своих нравственных и духовных целей [2].

Одним из существенных факторов паломнических поездок является их просветительская составная часть. При посещении святых источников и мест человек узнаёт об истории и духовных обычаях монастырей и церквей, специфике богослужения, подвижниках благочестия, чья деятельность и жизнь была связана со святынями, которые входили в паломнический маршрут.

В результате паломники могут побеседовать с настоятелями монастырей, отдельные из них находят себе духовников. Паломничество играет также существенную образовательную роль. Монастыри и церкви в России всегда были не только центрами духовного просветления, но и культурными пластами. Здесь столетиями накапливались иконы, книги, произведения искусства. Монастырские и церковные обители являются сегодня ключевыми архитектурными памятниками. Показательно, что многие Церкви даже в советское время, несмотря на утрату своего первостепенного назначения, сохраняли роль культовых центров в качестве музеев. Поэтому

паломнические поездки сегодня дают отличную возможность познакомиться с архитектурой, историей, иконописью, ремесленными обычаями России.

В настоящее время можно привести статистические данные о количестве православных паломников в России. По имеющейся информации, в год паломничество внутри России предпринимают около 300 тысяч человек. Средний возраст религиозных странников от 45 до 50 лет. В поездках заметно участие молодёжи, но в процентном отношении её доля невелика [3].

Одним из вероятных путей развития нынешнего паломничества являются молодежные небольшие лагеря религиозной направленности. Эта форма паломничества прекрасно вписалась в процесс духовного развития и воспитания молодёжи.

У участников небольших паломнических лагерей имеется возможность ознакомиться с многообразными жизненными укладами, понять, что православные верующие люди есть на Кавказе, Севере, в Центральной России и за рубежом, и они являются членами единой Церкви.

В Российском государстве принято постановление «Об основах туристической деятельности в России», которое даёт определение туристической индустрии. Применительно к изучаемому нами религиозному паломничеству можно отметить, что индустрия религиозного паломничества - это есть совокупность отелей и прочих средств размещения, объектов общественного питания, средств транспорта, всевозможных религиозных объектов. Кроме того, существуют организации, которые представляют услуги переводчиков-гидов и экскурсионные услуги.

В связи с этим индустрия религиозного паломничества является составным элементом индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного паломничества можно выделить 2 ключевых элемента, которые его составляют это -культовые центры и религиозные центры. Культовый центр представляет собой место, которое имеет существенное значение для представителей какой-либо конфессии. В данных центрах проводятся религиозные и прочие мероприятия, концентрирующие большое количество паломников. В таких местах, как правило, есть Церковь с чудодейственной иконой, или там в свое время жил известный святой, духовный наставник, или имели место религиозные исторические события. Религиозный центр это более обширное понятие. Религиозный центр, помимо культового объекта, включает в себя образовательные институты или административные органы культовых организаций. Например, таким религиозным центром является Свято Данилов монастырь Москвы. Здесь помимо культовых объектов находится резиденция Священного синода и Патриарха. Дать ясные определения двум этим понятиям, учитывая специфику всех религий,

невозможно. Например, понятие центра культа для ислама неактуально, как и пребывание какого либо святого предмета в религиозном центре. Определение религиозного и культового центра подходят только для общего понимания религиозных вопросов жизни.

Также следует учесть, что эти объекты могут быть размещены вместе. Например, священный источник может находиться в Православной Церкви или отдельно. Важно отметить, что в религиозной индустрии паломники, которые отправляются в поездки по священным местам и духовным центрам, пользуются услугами учреждений общественного питания. Это могут быть: закусочные, кафе, рестораны.

Для того чтобы индустрия религиозного туризма процветала, как и в любой туристической сфере очень значительна концепция рекламы. Посещение тех или других святых мест, религиозных центров сопряжено с глубокими религиозными переживаниями и чувствами людей. Поэтому немаловажны этические стандарты в рекламе тематики религиозных туров. Сведения должны быть представлены в благопристойных выражениях и корректной форме, никаким образом не оскорбляя чувства верующих. Они, как правило, помещаются в авторитетных журналах с хорошей моральной и нравственной репутацией.

Для развития религиозного паломничества существенную роль имеют экскурсионные ресурсы (это музеи при монастырях, выставки, религиозные праздники, памятники церковной скульптуры и архитектуры, обычаи, обряды людей) и информационные ресурсы (научные сведения, народный эпос, предания, мифы, данные Интернета, художественных и литературных произведений).

Учитывая образовательную и духовно-просветительскую функцию паломничества, некоторые паломнические службы сознательно организуют программу поездок так, чтобы рассказать людям об архитектуре и духовном значении наиболее увлекательных мест, которые встречаются на маршруте. В отличие от обычных экскурсий, в таких повествованиях историко-архитектурная составляющая тесно взаимосвязана с повествованиями о значении того или другого места для русской духовной истории и культуры.

Особенность таких поездок заключена в большем внимании на экскурсионную программную часть и в размещении путников в отелях, а не в монастырях. Очень часто такие паломнические поездки играют миссионерскую роль, содействуя знакомству людей с церковной жизнью.

В наше время еще одним существенным стимулом паломнических поездок является благотворительная деятельность. Практически все службы организующие эти поездки перед посещением Церквей узнают об их нуждах. Эта информация передается людям совершающим паломничество. Организовывает помощь и сама

служба. Приезжая в Церковь, паломники доставляют туда нужные продукты и вещи, вносят денежные пожертвования. Для многих восстанавливающихся Церквей и монастырей такая помощь, тем более выполняемая на систематической основе, оказывается очень значимой.

В православии, а также в иных конфессиях приобрели значение пешие паломничества, в особенности по уже маршрутам существующим. Люди отправляются в паломничества, когда им недостает духовной жизни в местах обыкновенной среды их жизнедеятельности. Они идут или едут в священные места, более значительные для них. Организаторы религиозных туров должны учитывать особенность таких поездок и соответствующим образом располагать временем, здраво сочетая экскурсию и участие богомольцев в богослужении. В то же время уже на этапе комплектования групп надлежит учитывать интересы людей, сообщать им о специфике тура, иначе можно образовать в одной туристкой группе конфликтную ситуацию среди тех людей, которые приехали в одно место, но преследовали разные цели.

Часто неоправданно полагают, что паломничество преследует только духовные цели, целиком, исключая экскурсии и путевую информацию. Это основательно обедняет сами паломнические поездки к священному месту, прикосновению к историческому прошлому, традициям благочестия и христианской культуре. При организации религиозных туров надлежит учесть возрастные и интеллектуальные особенности, эмоциональное состояние участвующих в турах, а также случаи совпадения религиозного тура с днями церковных праздников. Существенную, а иногда и определяющую роль для организации экскурсионно-религиозного туризма имеет взаимоотношение с епархиальными властями, настоятелями монастырей и благочинными округами. При организации паломнических туров это один из главных моментов.

Одна из задач на сегодня для развития паломнического туризма заключается в привлечении иностранцев к российским святыням.

На первом этапе предусмотрена разработка нескольких религиозных туристических продуктов, ориентированных как на православную направленность в Египет, Иорданию, Израиль, Италию и Грецию, так и на формирование внешнего религиозного туризма [4].

Поэтому ряд религиозных деятелей задействованных в туристической индустрии предлагают провести конкурсный отбор зарубежных и отечественных туристических фирм, привлеченных к осуществлению проекта и аккредитуемых в этой ситуации местными властями, которые взяли обязательства по организации особой подготовки гидов. В качестве транспортных средств предполагается на основе

договора привлечь авиакомпании, которые предлагают наибольшие скидки; похожий подход предусмотрен и в вопросах отбора отелей.

В рамках этого этапа на межконфессиональных и межправительственных фазах предполагается подписание договоров, предусматривающих поддержку и патронаж религиозного паломничества, а также протекционистскую политику структурам, её реализующим. Данная политика полностью разделяется Государственным комитетом по туризму и физической культуре.

В целях привлечения к религиозному паломничеству наибольшего числа

малообеспеченных граждан государственным фондом «Русский путешественник» принята материальная модель оплаты поездок «в рассрочку» от 1 до 4 лет. Для исключения варианта понимания этой модели как новой финансовой «пирамиды» все деньги людей оформляются авторитетной страховой аккредитованной фирмой в порядке накопительной страховки, а размещение туристических путевок реализовывается через сеть отделений Сбербанка и почтовых отделений. Поддержка программы Сбербанком РФ и Минсвязью, а также Правительством России, позволит придать этой программе уровень государственной важности [5].

На втором этапе предлагается уделить внимание системе внутреннего религиозного туризма. Важным элементом этого этапа, безусловно, должно стать его информационно-рекламное сопровождение: издание путеводителей для паломников, книг о церквях, проведение ряда бесплатных информационных путешествий с участием в них деятелей разных конфессий [6].

Третий этап проекта предусматривает как повышение каждый год объемов религиозного паломничества, так и его качественное разрастание в сторону иных конфессий и стран.

Сегодня Россия обладает огромным природным и культурным наследием, которое задействовано, в том числе и в религиозном паломничестве [7].

До революции 1917 года посещение священных мест стало непременным обрядом для православного человека, на совершение которого он обязан был получить благословение священника. В советское время количество паломников резко снизилось, как впрочем, и число святых мест [8].

Часть религиозных построек удалось сберечь в достойном виде благодаря тому, что они были перепрофилированы под музеи и в итоге оказались втянуты в процесс туристского освоения. Лишь не так давно церквям стали отдавать её святыни, храмы и бесспорно, что она возвратила им не только внешний вид, но и духовное содержание.

Итак, важно отметить, что религиозное паломничество, почитание святынь - это немаловажный элемент полноценной церковной жизни, поэтому организация и возрождение его

являются ключевым общерелигиозным делом. И это дело необходимо продолжать, с одной стороны учитывая тысячелетнюю религиозную традицию, а с другой стороны - сформировавшуюся нынешнюю практику организации туризма.

Литература

1. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы». - Спб.: ОЛБИС, 1997. -340 с.

2. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. - М.: изд. Московской патриархии, 2001. - 367 с.

3. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, учебное пособие. - М.: «Книга», 1990. - 230 с.

4. Сенин В.С. Организация международного туризма учебное пособие. - М.: 1999. - 426 с.

5. Азар В. И, Туманов С.Ю. Экономика туристического рынка. - М., 1998. - 272 с.

6. Усыскин Г.С. Очерки российского туризма. Спб., 2000. - 213 с.

7. Биржаков М.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма. «Туристские Фирмы». - Спб.: ОЛБИС, 2003. - 245 с.

8. Розанова Т.П. Туристский маркетинг. - М., 1998. - 233 с.

Воронежский государственный технический университет

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF MODERN RELIGIOUS TOURISM IN RUSSIA

B.A. Ershov

In article practice of formation of modern religious tourism in Russia is considered. The special attention is paid to programs and stages of development of religious tourism

Key words: church, pilgrimage, shrine, charity, ceremony

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.